Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 5. Образно-эмоциональная выразительность речи (ОКВ-1)Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Время – 2 часа Цель: закрепить имеющиеся у студентов знания о средствах образно-эмоциональной выразительности речи и совершенствовать умения речевой выразительности. В данной теме используются следующие основные термины: Аллегория (гр. allegoria – иносказание) – троп, смысл которого заключается в иносказательном изображении отвлеченного понятия при помощи конкретного жизненного образа. Амплификация (лат. amplificatio – распространение, увеличение) – стилистическая фигура, состоящая в нанизывании синонимических определений, сравнений, образных выражений с целью усиления выразительности высказывания. Антитеза (гр. antithesis – противоположение) – стилистическая фигура, служащая для усиления выразительности речи путем резкого противопоставления понятий, мыслей, образов. Вербальные средства (лат. verbum – глагол) – словесные, языковые средства общения в противовес несловесным, неязыковым, невербальным. Гипербола (гр. hyperbole – преувеличение) – образное выражение, содержащее преувеличение свойств, признаков, качеств предмета или явления. Градация (лат. gradatio – постепенное усиление) – стилистическая фигура, состоящая в таком расположении частей высказывания (слов, отрезков предложения), при котором каждая последующая заключает в себе усиливающееся (реже уменьшающееся) смысловое или эмоционально-экспрессивное значение, благодаря чему создается нарастание (ослабление) производимого ими впечатления. Интонация (лат. intonare – громко произносить) – ритмико-мелодическая сторона речи. Кинесика (гр. kinetikos – относящийся к движению) – совокупность телодвижений, жестов, мимики, пантомимики с движением тела. Литота (гр. litotes – простота, худоба) – образное выражение, содержащее непомерное преуменьшение силы, размера, значения и т.д. какого-либо предмета, явления. Логическое ударение – выделение в произношении одного из слов предложения для усиления его смысловой нагрузки. Мелодика речи – повышение или понижение голоса во фразе в зависимости от ее смысла. Метафора (гр. metaphora – перенос) – употребление слова в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений. Метонимия (гр. metonymia – переименование) – употребление названия одного предмета вместо названия другого на основании внешней или внутренней связи между ними. Мимика – внешнее выражение психических состояний, проявляющееся в выразительных движениях мышц лица. Оксюморон (гр. oxymoron – остроумно-глупое) – стилистическая фигура, состоящая в соединении двух понятий, противоречащих друг другу, логически исключающих друг друга. Олицетворение – троп, состоящий в приписывании неодушевленным предметам признаков и свойств живых существ. Пауза (гр. pausis – прекращение) – временная остановка звучания, разрывающая поток речи, вызываемая разными причинами и выполняющая различные функции. Риторический вопрос – вопросительное предложение, содержащее утверждение или отрицание, на которое не ожидается ответа. Синекдоха (гр. synekdoche – соподразумевание) – перенос значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними. Троп (от греч. tropos – поворот, оборот речи) – употребление слова в его образном, переносном значении; различают тропы, основанные на соотношении по сходству (метафора), по контрасту (оксюморон), по смежности (метонимия). Эпитет (гр. epitheton – приложение) – художественное, образное определение, вид тропа. Выражается преимущественно прилагательным. План: 1. Понятие выразительности речи. 2. Лексические средства образности. 3. Невербальные средства речевой коммуникации. 4. Выполнение следующих заданий:
Задание 1. Определите, какие утверждения являются правильными. – Выражение «солнце красное» является постоянным эпитетом. – Изобразительный эпитет есть в строке С.А. Есенина «Заметался пожар голубой…». – В строчке Б.Л. Горбатова «Снежная пыль столбом стоит в воздухе» сравнение выражено формой сравнительной степени прилагательного. – Выражение «нос корабля» является лексической метафорой. – В строчке А.С. Грибоедова «Не то на серебре – на золоте едал» использована синекдоха. – В строчке Н.А. Некрасова «Ниже тоненькой травиночки надо голову клонить…» использована литота.
Задание 2. Назовите виды тропов, которые использованы в следующем отрывке: Бежит тропинка с бугорка, Как бы под детскими ногами, Все так же сочными лугами Лениво движется Ока. (М.И. Цветаева)
Задание 3. Определите типы использованных стилистических фигур. – Твое лицо, твое тепло, твое плечо – куда ушло? (М.И. Цветаева). – Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет. (поговорка). – Я или зарыдаю, или закричу, или в обморок упаду. (А.П. Чехов). – Где вы, древние народы? Ваш мир был храмом всех богов. (Ф.И. Тютчев). – Досадно было, боя ждали. (М.Ю. Лермонтов).
Задание 4. Прочитайте предложенный отрывок. Определите средства выразительности, использованные в нем. Русь! Русь! Вижу тебя, из моего чудного, прекрасного далека тебя вижу: бедно, разбросано и неприютно все в тебе… Открыто – пустынно и ровно все в тебе: как точки, как значки, неприметно торчат среди равнин невысокие твои города; никто не обольстит, не очарует взора. Но какая же непостижимая, тайная сила влечет к тебе? Почему слышится и раздается немолчно в ушах твоя тоскливая, несущаяся по всей длине и ширине твоей, от моря и до моря, песня? Какие звуки болезненно лобзают и стремятся в душу и вьются около моего сердца? Русь! Чего же ты хочешь? Какая непостижимая сила таится между нами? Что глядишь ты так, и зачем все, что ни есть в тебе, обратило на меня полные ожидания очи?.. И еще, полный недоумения, неподвижно стою я, а уже главу осенило грозное облако, тяжелое грядущими дождями, и онемела мысль перед твоим пространством. Что пророчит сей необъятный простор? Здесь ли, в тебе ли не родиться беспредельной мысли, когда ты сама без конца? Здесь ли не быть богатырю, когда есть место, где развернуться и пройтись ему? И грозно объемлет меня могучее пространство, страшною силою отразясь во глубине моей; неестественной властью осветились мои очи: у! какая сверкающая, чудная, незнакомая земле даль! Русь! (Н.В. Гоголь)
Задание 5. Потренируйте себя в произнесении текстов, содержащих моральные и эстетические оценки:
(красота) Как притягательно красива: В ней все гармония, все диво!
(уродство) Она уродлива не от природы То порожденье экстра-моды И жизни, протекающей беспечно: Не девушка, не юноша, а нечто!
(глупость) Он глуп, «как пробка», хоть красив. От глупости еще спесив.
(ум) Он честен, и умен, и одержим. Нельзя не преклоняться перед ним!
(жадность) Он жаден – все себе, все в дом. Богач? Нет, бедный. Что в богатстве том? Когда душа скупа и холодна? Жизнь жадного бедным-бедна.
(доброта) А добрый рад отдать все, чем владеет. Чем больше отдает – тем больше богатеет: Умом и сердцем, добрыми делами, Успехами в труде и верными друзьями.
(смелость) Уж если его что за сердце забрало, Идет он в атаку «с открытым забралом».
(трусость) Трусливый же смелостью хоть поражен – Скорее «в кусты», «чтоб не лезть на рожон».
Задание 6. В речи Брута найдите тропы, придающие ей образность, выразительность, эмоциональность. «Римляне, сограждане и друзья! Выслушайте, почему я поступил так, и молчите, чтобы вам было слышно; верьте мне ради моей чести и положитесь на мою честь, чтобы поверить; судите меня по своему разумению и пробудите ваши чувства, чтобы вы смогли судить лучше. Если в этом собрании есть хоть один человек, искренне любивший Цезаря, то я говорю ему: любовь Брута к Цезарю была не меньше, чем его. И если этот друг спросит, почему Брут восстал против Цезаря, то вот мой ответ: не потому, что я любил Цезаря меньше, но потому, что я любил Рим больше. Что вы предпочли бы: чтоб Цезарь был жив, а вы умерли рабами, или чтобы Цезарь был мертв и вы все жили свободными людьми? Цезарь любил меня, и я его оплакиваю; он был удачлив, и я радовался этому; за доблести я чтил его; но он был властолюбив, и я убил его. За его любовь – слезы; за его удачи – радость; за его доблести – почет; за его властолюбие – смерть. Кто здесь настолько низок, чтобы желать стать рабом? Если такой найдется, пусть говорит, – я оскорбил его. Кто здесь настолько одичал, что не хочет быть римлянином? Если такой найдется, пусть говорит, – я оскорбил его. Кто здесь настолько гнусен, что не хочет любить свое отечество? Если такой найдется, пусть говорит, – я оскорбил его. Я жду ответа.
Все: – Такого нет, Брут, нет. – Значит, я никого не оскорбил. Я поступил с Цезарем так, как вы поступили бы с Брутом. Причина его смерти записана в свитках Капитолия; слава его не умалена том, в чем он был достоин, и вина его не преуменьшена в том, за что он поплатился смертью». Задание 7. Тренировка позы, жестов, мимики. а) Ощутите эмоционально-действенную сущность кисти руки; начните движением кисти «звать» к себе человека. Затем сопровождайте это действие словами: «Иди, иди! Иди сюда! Не бойся!» А теперь этим движением кисти уже не зовите, а «маните» к себе человека. Затем одним пальцем «подзывайте» его к себе. Проследите, как в движениях и речи проявляется разница глаголов: «звать», «манить», «подзывать». Заметили, что при выполнении действия «манить», движения значительно замедлились, укрупнились, все больше включается в действие и рука, а слова стали звучать мягко, округло, с теплым, манящим тембром.
б) Кистью руки пригласите человека сесть, сопровождая это движение словом «пожалуйста» с различной психологической окраской – с любовью, со страхом, смело, робко, благоговейно, с ненавистью… Сначала сделайте движение кисти, а затем пусть это действие дополнят слова. Ведь характер слова будет соответствовать характеру движения, выявляющему отношение человека к своему действию, партнеру (человеку, которого приглашают сесть). Фантазируйте все остальные данные обстоятельств действия: кто, когда, где, зачем…
в) Ладонями обеих рук медленно выгоняйте или отталкивайте человека (кого? почему? – решайте сами), сопровождая движения словом «уйдите!» Меняйте позиционно-теонический фон действия– с кокетством, с ненавистью, презрением, досадой, с любовью, со страхом… Проследите за изменением характера, как движений, так и интонаций. г) При помощи невербальных средств общения передайте следующую информацию: – Как здорово жить! – Ничего не поделаешь. – Вон отсюда!!! – Сомневаюсь. – Никогда не соглашусь! – Так это вы сделали?
Задание 8. Определите, к каким вербально-символическим средствам прибегают для демонстрации своего статуса герои рассказа В.М. Шукшина «Экзамен»
- Почему опоздали? – строго спросил профессор. - Знаете… извините, пожалуйста… прямо с работы…срочный заказ был … – Студент – рослый парень с простым хорошим лицом – стоял в дверях аудитории, не решаясь пройти дальше. - Берите билет. Номер? - Семнадцать. - Что там? - «Слово о полку Игореве» - первый вопрос. Второй… - Хороший билет. – Профессору стало немного стыдно за свою строгость. – Готовьтесь. Вопросов ко мне нет? - Нет. Ничего. - Готовы? Давайте. - «Слово о полку Игореве» - это великолепное произведение, - начал студент. – Это … шедевр… Относится к концу двенадцатого века… кхэ… Автор выразил здесь чаяния… - Читали? - Посмотрел … кхэ… - Как вам не стыдно? – с убийственным спокойствием спросил профессор и стал ждать ответа. - Не успел, профессор. Работа срочная… заказ срочный… - Меня меньше всего интересует ваш заказ. Если хотите, меня интересует человек, русский человек, который не удосужился прочитать величайшее национальное произведение. Очень интересует!.. Вы сами пошли учиться? - Сам конечно. - Как вы себе это представляете? - Что? - Учебу. В люди хотели выйти? Да? Некоторое время смотрели друг на друга. - Не надо, - тихонько сказал студент и опустил голову. - Что не надо? - Не надо так … - Нет, это колоссально! – воскликнул профессор, хлопнул себя по колену и поднялся. – Это колоссально. Хорошо, я не буду так. Меня интересует: вам стыдно или нет? - Стыдно. - Слава тебе господи!
Задание 9. Опираясь в основном на технику речи, постарайтесь донести до слушателей смысл своеобразной по словесному оформлению лингвистической сказки Л. Петрушевской «Пуськи бятые».
Сяпала Калуша на напушке и увозила бутявку. И волит: - Калушата. Калушаточки! Бутявка! Калушата присяпали и бутявку стрямкали. И придудонились. И Калуша волит: - Оее, оее! Бутявка-то некузявая! Калушата бутявку вычурили. Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась и усякала с напушки. А Калуша волит: - Бутявок не трямкают. Бутявки дюбые и зюмо-зюмо некузявые. От бутявок дудонятся. А бутявка волит за напушкой: - Калушата подудонились! Калушата подудонились! Зюмо некузявые! Пуськи бятые! Задание 10. Определите, какой фразеологизм обыгрывается в приведенном стихотворении? На что сгодится желтая копейка, Когда она возникнет под рукой? Возьми копейку и поди попей-ка, Поди поешь-то с денежкой такой!
С утра в грязи валяется монета, Ладонь не греет и карман не жжет. Себя не бережет монета эта, И рубль она давно не бережет. Б. Бронштейн Задание 11. Определите, кому принадлежат приведенные ниже крылатые выражения? Насколько они созвучны сегодняшнему состоянию общества? Никто не забыт, и ничто не забыто. Берите суверенитета столько, сколько сможете проглотить. Задание 13. Контрольный тест. Задание для самостоятельной работы Подготовьте поздравительную речь в адрес друга, поступившего в высшее учебное заведение. В речи используйте тропы, фигуры, речения: «Без наук как без рук». «Книга книгой, а мозгами двигай». «Убеленный сединами». «Ума палата», «советник», «консультант». «Лиса знает сто сказок и все про курицу». «Путь даже в тысячу километров начинается с первого шага». «Не будешь ползать – не научишься ходить».
Литература 1. Введенская, Л.А. Риторика и культура речи / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова. – Ростов на/Д., 2009. – С. 127 - 193. 2. Кузин, Ф.А. Культура делового общения: практ. пособие / Ф.А. Кузин. – М., 2005. – С. 137 - 168. 3. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум. – М.: Флинта: Наука, 2006. – С. 34 – 56. 4. Мурашов, А.А. Культура речи: учеб. пособие / А.А. Мурашов. – М., 2006. – С. 483-548. 5. Риторика: учеб. пособие. – М., 2010. – С. 407 – 452.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 370; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.108.87 (0.011 с.) |