Тема 7. Культура спора (ОКВ-1) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 7. Культура спора (ОКВ-1)



Время – 2 часа

Цель: выработка навыка подготовки письменного текста к устному выступлению и овладение основными приемами участия в различных видах споров.

В данной теме используются следующие основные понятия и термины:

Аргумент (лат. argumentum) – логический довод, служащий основанием доказательства.

Дебаты (франц.debаts) – обсуждение какого-либо вопроса, обмен мнениями обычно после доклада.

Диалог (гр. dialogos – беседа) – форма речи, при которой происходит непосредственный обмен высказываниями между двумя или несколькими лицами.

Дискуссия – это вид спора, в рамках которого рассматривается, исследуется, обсуждается какая-либо проблема с целью достичь взаимоприемлемого, а по возможности и общезначимого ее решения.

Доказательство – вид аргументации, в рамках которого истинность тезиса прямо или опосредованно выводится из истинности аргументов.

Интерактивная функция (лат. inter – между, внутри + actio – действие) – функция общения, обеспечивающая организацию взаимодействия людей.

Игнорировать – умышленно не замечать кого/что-либо.

Коммуникативная функция – функция общения, состоящая в передаче информации.

Коммуникация (лат. communication - сообщение, связь) – сообщение или передача средствами языка содержания высказывания.

Композиция (от лат. compositio – составление, связывание) – построение художественного произведения, определенная система средств раскрытия, организации образов, их связей и отношений, характеризующих жизненный процесс, показанный в произведении.

Консенсус – общее согласие по спорному вопросу.

Контактное общение (лат. contactus – соприкосновение) – общение коммуникантов, находящихся в непосредственной близости друг от друга.

Межличностная коммуникация – взаимодействие между небольшим числом коммуникаторов, которые находятся в пространственной близости и в большой мере доступны друг другу, т.е. имеют возможность видеть, слышать, касаться друг друга, легко осуществлять обратную связь.

Монолог (гр. monos – один + logos – слово) – форма речи, обращенной говорящим к самому себе, не рассчитанной на словесную реакцию другого лица.

Оратор (лат. orare – говорить) – тот, кто произносит речи и обладает даром красноречия.

Оферта – письменное или устное предложение одного лица другому заключить с ним договор.

Паблисити – реклама, известность, популярность, достигаемые публичными выступлениями, преимущественно с использованием средств массовой информации.

Полемика – вид спора, в рамках которого основные усилия сторон направлены на утверждение (победу) своей позиции относительно обсуждаемого предмета. Основная задача, которую решают полемизирующие стороны, – утверждение своей позиции.

Перцептивная функция общения (лат. perceptio – восприятие) – функция установления взаимопонимания между коммуникантами.

Речевое общение – процесс установления и поддержания целенаправленного, прямого или опосредованного контакта между людьми при помощи языка.

Спор – это коммуникативный процесс, в рамках которого происходит сопоставление точек зрения, позиций участвующих в нем сторон, при этом каждая из них стремится аргументировано утвердить свое понимание обсуждаемых вопросов и опровергнуть доводы другой стороны.

Тезис (гр. thesis) – положение, истинность которого должна быть доказана.

Убеждение – система осознанных потребностей личности, побуждающих ее поступать в соответствии с устойчивыми принципами, взглядами, мировоззрением.

Умолчание – оборот речи, заключающийся в том, что автор не до конца выражает свою мысль, предоставляя читателю (слушателю) возможность самому догадаться, что именно осталось невысказанным.

Эффективный – действенный, приводящий к нужному результату.

 

План:

1. Сущность монолога, его структура.

2. Виды диалогов.

3. Спор как разновидность диалога.

4. Выполнение следующих заданий:

Задание 1. Произнесите речь, подготовленную дома. Проанализируйте композицию, логические формы и приемы изложения, виды аргументов, языковые средства связи частей, культуру речи.

Задание 2. Ситуационно-ролевая игра «Спор».

Студенты делятся на пары. Каждая в течение 5 минут демонстрирует спор по одной из дискуссионных проблем (например, «Стоит ли учиться?», «Не сотвори себе кумира!», «О жизненной позиции молодежи», «Место женщины – на кухне!», «Интересно ли мы живем?», «Что зависит от меня?», «Главные преимущества предстоящей работы по специальности», «О вреде курения», «Есть ли различия между психикой мужчины и женщины?» и т.п.), выбранных самостоятельно в соответствии со своими интересами. Остальные студенты в роли наблюдателей анализируют технику спора по следующей схеме:

1. Формулировка тезиса первым участником.

2. Более подробное изложение своих взглядов.

3. Аргументация или обоснование тезиса.

4. Опровержение тезиса вторым участником и критика приведенных доводов.

Кроме этого, в выступлении участников оцениваются:

1. Ораторское искусство.

2. Логичность и убедительность каждого довода.

3. Качество опровержения.

4. Наличие вопросов.

5. Тон ведения спора.

6. Использование приемов ведения спора.

7. Использование уловок и их нейтрализация.

Рекомендуется подготовить бланки для фиксации выступления участников с учетом этих критериев.

Оценка студента складывается из результатов как участия в споре, так и его анализа.

В споре студенты-наблюдатели не должны участвовать, а преподаватель вмешивается лишь в том случае, если нужно пресечь запрещенные приемы.

Наблюдатели оценивает убедительность аргументации и культуру поведения каждого участника спора. В заключение кто-то из них подводит общий итог.

После вердикта наблюдателя участники обсуждают, чему их научило это занятие.

Задание для самостоятельной работы

Дайте обоснованные, аргументированные и обстоятельные письменные ответы на любой из предложенных вопросов.

- Для чего люди вкладывают деньги?

- Какой город является центром российского бизнеса?

- Правда ли, что в России бизнесмены стремятся всячески уйти от уплаты налогов?

- Что необходимо для развития отечественной экономики?

- Каков, на ваш взгляд, уровень профессионализма отечественных менеджеров?

Литература

1. Введенская Л.А. Русский язык и культура речи: учеб. пособие / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. – Ростов на/Д., 2008. – С.211-301.

2. Введенская Л.А. Риторика и культура речи / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова. – Ростов на/Д., 2009. – С.232 - 325.

3. Голуб, И. Б. Русский язык и культура речи: учебник / И.Б. Голуб. – М., 2008. – С.12 - 75.

4. Ипполитова, Н.А. Русский язык и культура речи: учебник / Н.А. Ипполитова, О.Ю. Князева, М.Р. Савова. – М., 2005. – С. 372 - 405.

5. Кузин, Ф.А. Культура делового общения: практ. пособие / Ф.А. Кузин. – М., 2005. – С. 9 – 29, 42 - 62.

6. Культура русской речи: учебник для вузов – М., 2006. – С.129 - 168.

7. Русский язык и культура речи: учебник / под ред. проф. О.Я. Гойхмана. – М., 2008. – С.26-56.

8. Риторика: учеб. пособие. – М., 2010. – С. 257 – 488.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 69; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.70.163 (0.009 с.)