Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 7. Культура спора (ОКВ-1)Содержание книги
Поиск на нашем сайте Время – 2 часа Цель: выработка навыка подготовки письменного текста к устному выступлению и овладение основными приемами участия в различных видах споров. В данной теме используются следующие основные понятия и термины: Аргумент (лат. argumentum) – логический довод, служащий основанием доказательства. Дебаты (франц.debаts) – обсуждение какого-либо вопроса, обмен мнениями обычно после доклада. Диалог (гр. dialogos – беседа) – форма речи, при которой происходит непосредственный обмен высказываниями между двумя или несколькими лицами. Дискуссия – это вид спора, в рамках которого рассматривается, исследуется, обсуждается какая-либо проблема с целью достичь взаимоприемлемого, а по возможности и общезначимого ее решения. Доказательство – вид аргументации, в рамках которого истинность тезиса прямо или опосредованно выводится из истинности аргументов. Интерактивная функция (лат. inter – между, внутри + actio – действие) – функция общения, обеспечивающая организацию взаимодействия людей. Игнорировать – умышленно не замечать кого/что-либо. Коммуникативная функция – функция общения, состоящая в передаче информации. Коммуникация (лат. communication - сообщение, связь) – сообщение или передача средствами языка содержания высказывания. Композиция (от лат. compositio – составление, связывание) – построение художественного произведения, определенная система средств раскрытия, организации образов, их связей и отношений, характеризующих жизненный процесс, показанный в произведении. Консенсус – общее согласие по спорному вопросу. Контактное общение (лат. contactus – соприкосновение) – общение коммуникантов, находящихся в непосредственной близости друг от друга. Межличностная коммуникация – взаимодействие между небольшим числом коммуникаторов, которые находятся в пространственной близости и в большой мере доступны друг другу, т.е. имеют возможность видеть, слышать, касаться друг друга, легко осуществлять обратную связь. Монолог (гр. monos – один + logos – слово) – форма речи, обращенной говорящим к самому себе, не рассчитанной на словесную реакцию другого лица. Оратор (лат. orare – говорить) – тот, кто произносит речи и обладает даром красноречия. Оферта – письменное или устное предложение одного лица другому заключить с ним договор. Паблисити – реклама, известность, популярность, достигаемые публичными выступлениями, преимущественно с использованием средств массовой информации. Полемика – вид спора, в рамках которого основные усилия сторон направлены на утверждение (победу) своей позиции относительно обсуждаемого предмета. Основная задача, которую решают полемизирующие стороны, – утверждение своей позиции. Перцептивная функция общения (лат. perceptio – восприятие) – функция установления взаимопонимания между коммуникантами. Речевое общение – процесс установления и поддержания целенаправленного, прямого или опосредованного контакта между людьми при помощи языка. Спор – это коммуникативный процесс, в рамках которого происходит сопоставление точек зрения, позиций участвующих в нем сторон, при этом каждая из них стремится аргументировано утвердить свое понимание обсуждаемых вопросов и опровергнуть доводы другой стороны. Тезис (гр. thesis) – положение, истинность которого должна быть доказана. Убеждение – система осознанных потребностей личности, побуждающих ее поступать в соответствии с устойчивыми принципами, взглядами, мировоззрением. Умолчание – оборот речи, заключающийся в том, что автор не до конца выражает свою мысль, предоставляя читателю (слушателю) возможность самому догадаться, что именно осталось невысказанным. Эффективный – действенный, приводящий к нужному результату.
План: 1. Сущность монолога, его структура. 2. Виды диалогов. 3. Спор как разновидность диалога. 4. Выполнение следующих заданий: Задание 1. Произнесите речь, подготовленную дома. Проанализируйте композицию, логические формы и приемы изложения, виды аргументов, языковые средства связи частей, культуру речи. Задание 2. Ситуационно-ролевая игра «Спор». Студенты делятся на пары. Каждая в течение 5 минут демонстрирует спор по одной из дискуссионных проблем (например, «Стоит ли учиться?», «Не сотвори себе кумира!», «О жизненной позиции молодежи», «Место женщины – на кухне!», «Интересно ли мы живем?», «Что зависит от меня?», «Главные преимущества предстоящей работы по специальности», «О вреде курения», «Есть ли различия между психикой мужчины и женщины?» и т.п.), выбранных самостоятельно в соответствии со своими интересами. Остальные студенты в роли наблюдателей анализируют технику спора по следующей схеме: 1. Формулировка тезиса первым участником. 2. Более подробное изложение своих взглядов. 3. Аргументация или обоснование тезиса. 4. Опровержение тезиса вторым участником и критика приведенных доводов. Кроме этого, в выступлении участников оцениваются: 1. Ораторское искусство. 2. Логичность и убедительность каждого довода. 3. Качество опровержения. 4. Наличие вопросов. 5. Тон ведения спора. 6. Использование приемов ведения спора. 7. Использование уловок и их нейтрализация. Рекомендуется подготовить бланки для фиксации выступления участников с учетом этих критериев. Оценка студента складывается из результатов как участия в споре, так и его анализа. В споре студенты-наблюдатели не должны участвовать, а преподаватель вмешивается лишь в том случае, если нужно пресечь запрещенные приемы. Наблюдатели оценивает убедительность аргументации и культуру поведения каждого участника спора. В заключение кто-то из них подводит общий итог. После вердикта наблюдателя участники обсуждают, чему их научило это занятие. Задание для самостоятельной работы Дайте обоснованные, аргументированные и обстоятельные письменные ответы на любой из предложенных вопросов. - Для чего люди вкладывают деньги? - Какой город является центром российского бизнеса? - Правда ли, что в России бизнесмены стремятся всячески уйти от уплаты налогов? - Что необходимо для развития отечественной экономики? - Каков, на ваш взгляд, уровень профессионализма отечественных менеджеров? Литература 1. Введенская Л.А. Русский язык и культура речи: учеб. пособие / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. – Ростов на/Д., 2008. – С.211-301. 2. Введенская Л.А. Риторика и культура речи / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова. – Ростов на/Д., 2009. – С.232 - 325. 3. Голуб, И. Б. Русский язык и культура речи: учебник / И.Б. Голуб. – М., 2008. – С.12 - 75. 4. Ипполитова, Н.А. Русский язык и культура речи: учебник / Н.А. Ипполитова, О.Ю. Князева, М.Р. Савова. – М., 2005. – С. 372 - 405. 5. Кузин, Ф.А. Культура делового общения: практ. пособие / Ф.А. Кузин. – М., 2005. – С. 9 – 29, 42 - 62. 6. Культура русской речи: учебник для вузов – М., 2006. – С.129 - 168. 7. Русский язык и культура речи: учебник / под ред. проф. О.Я. Гойхмана. – М., 2008. – С.26-56. 8. Риторика: учеб. пособие. – М., 2010. – С. 257 – 488.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 89; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.231.116 (0.011 с.) |