Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 1. Современный русский язык как предмет изучения (окв-1)↑ Стр 1 из 7Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Время - 2 часа Цель: осмысление основополагающих в курсе понятий, а также современного состояния языковой и речевой культуры в России. В данной теме используются следующие основные термины: Аббревиатура (ит. abbreviatura – от лат. brevis – краткий) – сложносокращенное слово, образованное из начальных букв, звуков или других начальных элементов словосочетания. Абстрактная лексика (лат. abstractus – удаленный, отвлеченный) – совокупность слов с отвлеченным значением качества, свойства, состояния. Контекст (лат. contextus – тесная связь, соединение) – законченный в смысловом отношении отрезок текста, дающий возможность точно установить значение отдельного входящего в него слова или предложения. Литературный язык – разновидность национального языка; нормированный язык, обслуживающий разнообразные культурные потребности народа. Паронимы (от греч. para – возле + onoma - имя) – однокоренные слова, близкие по значению или частично совпадающие в своем значении. Полисемия (от греч. poly - много + sema - знак) – многозначность. Наличие у одного и того же слова нескольких связанных между собой значений. Понятие – мысль о предметах и явлениях действительности, отображающая их общие и существенные признаки, связи и отношения; закрепляется и выражается в виде слова или словосочетания (группы слов). Речь – 1. Деятельность говорящего, использующего средства языка для общения с другими членами данного языкового коллектива (говорение) или для обращения к самому себе. 2. Разновидность (обычно стилистическая) общения при помощи языка, характеризующаяся отбором тех или иных лексических и грамматических средств, в зависимости от условий и целей коммуникации. 3. Вид синтаксического построения высказывания. Речевая деятельность – специализированное употребление речи в процессе взаимодействия между людьми, частный случай деятельности общения. Речевая коммуникация – единство информативной и коммуникативной сторон речевой деятельности. Семантика (гр. semantikos – обозначающий) – смысловая сторона, значение отдельных языковых единиц: морфем, слов, словосочетаний, а также грамматических форм, Этимология (гр. etymon – истина) - 1. Раздел языкознания, изучающий происхождение и историю отдельных слов и морфем. 2. Происхождение и история отдельных слов и морфем. Язык – система фонетических, лексических и грамматических средств, являющаяся орудием выражения мыслей, чувств, волеизъявлений и служащая важнейшим средством общения людей.
План: 1. Язык и речь. 2. Язык и мышление. 3. Язык и общество. 4. Современное состояние языковой и речевой культуры в России. Тематика докладов, рефератов, фиксированных сообщений: 1. Новые явления в русской речи на рубеже ХХ-ХХ1 веков. 2. Экспрессивный потенциал жаргонизмов как условие их социальной привлекательности. 3. Употребление арготизмов в СМИ и проблема общенационального сленга. 4. Модели сквернословия и их оценка в русской духовной традиции. 5. Социально-психологические аспекты молодежного сленга. Выполните следующие задания: Задание 1. Прочитайте вслух слова и словосочетания: 1) Юноши и девушки, юное поколение, юные пионеры, наша юность, военачальник. 2) Агрессор, академия, атмосфера, бухгалтерия, дебаты, демократия, демонстрация, километр, метод, музей, Одесса, предки, профессор, рельсы, тенор, теолог, терапия, фанера, шинель. 3) Антенна, антитеза, апартеид, атеизм, ателье, гротеск, бифштекс, диспансер, кашне, кемпинг, кодекс, модель, морзе, партер, стенд, синтез, туннель, турне, шедевр, шоссе, эстетика. 4) Договор, приговор, уговор, индустрия, деньгами, тоннаж. 5) Водопровод, газопровод, мусоропровод, нефтепровод, путепровод, электропровод. 6) Диалог, каталог, монолог, некролог, пролог, эпилог. Биолог, метеоролог, психолог, филолог. 7) Документ – документы, инструмент – инструменты, монумент – монументы, постамент – постаменты. 8) Дерматин, инцидент, компрометировать, констатировать, прецедент, трамвай, юрисконсульт. 9) Анархизм, демократизм, капитализм, коллективизм, коммунизм, организм, оппортунизм, социализм. 10) Агент, агентство, алкоголь, арест, аристократия, ассиметрия, атом, атомный, баловать, библиотека, бирманский, валовой, вентиль, включить – включишь, отрасль – отраслевой, позвонить – позвонишь. 11) Воспринять, выздороветь, -ю, -ешь, нанесен, углубилось, - ся, двоюродный. 12) Афера, бытие, недоуменный, опека, современный. Заем, маневры. 13) а) БАМ, ВУЗ, ГУМ, НОТ, ООН, РОНО, ЦУМ, ЮАР, ЮНЕСКО. б) АПН, ВВС, ВМФ, СКЮ, ЦРУ, ЦСУ, НДРЙ. в) ФРГ, ФКП, США. Задание 2. Укажите значение слов: 1) Гармоничный – гармонический. 2) Дельный – деловой. 3) Командированный – командировочный. 4) Невежа – невежда. 5) Познание – познаваемость. 6) Профессия – специальность. 7) Сходить – выходить. 8) Главный – заглавный. 9) Личный – личностный. 10) Одеть – надеть. 11) Представить – предоставить. 12) Роспись – подпись. 13) Озадачить – задача.
Задание 3. Раскройте скобки, выберите нужную форму, обоснуйте свой выбор: 1. Инженерам удалось подобрать (проводники, проводников), которым не были страшны условия тысячеградусной температуры и интенсивного облучения. 2. Дирекция была вынуждена наложить взыскание на (проводники, проводников), которыми вовремя не были сданы денежные отчеты. 3. Радарные установки засекли (истребитель, истребителя) на высоте двенадцати километров. 4. Следует призвать к ответственности (лица, лиц), которые нарушают общественный порядок. 5. На фотографии нетрудно узнать (лица, лиц) друзей и знакомых. 6. Режиссерам, отказавшимся от услуг кинокомпаний, связанных с Голливудом, не следует рассчитывать на (звезды, звезд) американского экрана. 7. Изучать (звезды, звезд) минимального уровня светимости помогает электронная аппаратура.
Задание 4. Вам понравилась прочитанная книга (фильм, картина), а вашей подруге (другу) не понравилась. Составьте ряды слов – антонимов, значение которых отражали бы ваши разногласия. Используя антонимы, постройте диалог-спор (или рассуждение) о прочитанной книге (фильме, картине). Задание 5. Обратите внимание на зависимость места ударения от значения слова. а)Расставьте ударение в следующих словах. Составьте с ними предложения. Видение (способность видеть) – видение (мираж, призрак), хаос (стихия) – хаос (беспорядок, неразбериха), характерный (упрямый, своенравный, выразительный) – характерный (типичный, особенный). б) Определите значения следующих пар слов. Составьте с ними предложения. Атлас – атлас, броня – броня, запасник – запасник, кругом – кругом, подвижный – подвижной, занятый – занятой, безобразный – безобразный.
Задание 6. Объясните, в каких речевых ситуациях лучше использовать иноязычное слово, в каких – его русский синоним? Декрет – постановление; Дефис – черточка; Дефект – изъян, недостаток; Променад – прогулка; Регистр – список; Репрезентация – представительство. Задание 7. Укажите случаи неоправданного употребления стилистически сниженной лексики (слова разговорные, просторечные, жаргонные); исправьте предложения. 1. Эта история вполне тянет на сюжет для фильма-боевика. 2. Куприн – потрясающий писатель своего времени. 3. На репетиции я пытался таким манером подсказать, как им быстрее освободиться от этой восточноевропейской скованности и зажатости. 4. Есть большое желание заполучить очередное издание детектива. 5. В голове у меня вертится много разных интересных мыслей. 6. Этот фильм оказался абсолютно плоским боевиком. 7. Хорошие ученики клево выполняют домашнее задание.
Задание 8. Выберите форму, соответствующую литературной норме. Машет – махает, пашет – пахает, полощет – полоскает, рыщет – рыскает, хнычет – хныкает, щиплет – щипает, мурлычет – мурлыкает, мучит – мучает, каплет – капает.
Задание 9. В отрывках из произведений С. Есенина найдите глагольные формы, находящиеся за пределами современной литературной нормы. 1. Наклонивши лик свой кроткий, Дремлет ряд плакучих ив. 2. Выше, выше, вихорь, тучи подыми! 3. Все мы, все мы в этом мире тленны, Тихо льется с кленов листьев медь… Будь же ты вовек благословенно, Что пришло процвесть и умереть. 4. Засучивши с рожью полы, Пахаря трясут лузгу, В честь угодника Миколы Сеют рожью по снегу.
Задание 10. Выявите, какие слова или их значения являются новыми в приведенных юморесках о всепоглощающей любви героя к компьютерам? А) Однажды Кирилл увидел, что ему на голову падает кирпич. «Похож на тетрис!» - успел подумать он. Б) Однажды Кириллу на день рождения подарили ружье. «Зачем оно мне?» - удивился Кирилл. Ему ответили вопросом: «Но ты же сам просил винчестер?» В) Знаете ли вы, почему Кирилл может стрелять только из револьвера? Он спускает боек большим пальцем, как на джойстике. Г) Однажды Кирилла как хакера попросили «взломать» Ascanoid. Он сделал это – все стенки в Ascanoide стали «взломанными» - он нарисовал на них трещины. Д) Однажды Кирилл решил сделать антивирус против всех вирусов и сделал! Вернее, нашел – это был автоклав с температурой до 300 градусов.
Задание 11. Прочитайте диалог. Что придает ему характер межличностного общения? - Понимаешь, мы не представляем, что это такое. Действительно, кажется, даль, Сибирь, глушь какая-то. - Ну, глупости. Это очень интересный край. Там совершенно изумительная природа. У нас есть великолепное место – Снежная долина. Буквально двадцать три километра от города. Так там загар зимой вот такой, какой… - Зимой? - Да, зимой, на лыжах загораем. Такой загар, как на юге, даже лучше, потому что горное солнце – это гораздо лучше… Задание 12. Определите, сколько значений имеют слова «лицо» и «зайти»? Задание 13. Найдите в словарях, на какую букву в них больше всего слов? Меньше всего? На какие буквы совсем нет слов? Задание 14. Выясните, какие стилистические пометы в словарях имеют следующие слова и выражения? Багрец, бить баклуши, балаболка, баланс, баллотировать.
Задание 15. Вы хорошо знаете глагол «заправить» (заполнить бак автомобиля горючим). Назовите слова, которые могут быть образованы от этого глагола? Задание 16. Определите, язык какой эпохи использован в этом отрывке? Надобно сильную сторожу разверстать у берега моря, вон, глянь! Отсюдова и досюдова, от Нарвы до Тольсберга объяви: испомещены будут в той земле и денежно жалованы те, что услужливы… Задание 17. Определите, на чем основана игра слов в приведенных фразах? 1) Здоровый коллектив консервного завода требовал, чтобы ему срочно поставили банки. 2) Стоит ли малярную кисть обвинять в том, что она замазывает недостатки. 3) Корень книги отнюдь не в ее корешке.
Задание 18. Контрольный тест. Задание для самостоятельной работы Проанализируйте речь академика Алексея Алексеевича Ухтомского «О знаниях», которая дана в приложении 3, с точки зрения использования в ней языковых средств. Подумайте над тем, как бы вы сами восприняли анализируемую речь? Что, на ваш взгляд, следовало бы изменить в речи в целях повышения степени ее воздействия на современную студенческую молодежь? Литература 1. Введенская, Л.А. Русский язык и культура речи: учеб. пособие / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. – Ростов на/Д., 2008. – С. 46-90. 2. Ипполитова Н.А. Русский язык и культура речи: учебник / Н.А. Ипполитова, О.Ю. Князева, М.Р. Савова. – М., 2005. – С. 6 – 27. 3. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум. – М., 2006. – С. 17 - 33. 4. Мурашов, А.А. Культура речи: учеб. пособие / А.А. Мурашов. – М.; Воронеж, 2006.- С. 16 - 71. 5. Нефедова, Н.В. Русский язык и культура речи: учебник / Н.В. Нефедова. – Ростов-на-Дону, 2008. – С. 8 - 17. 6. Русский язык и культура речи: учебник для вузов. – М., 2009. – С. 3 - 32.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 209; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.71.92 (0.013 с.) |