Тема 6. Стили современного русского языка (ОКВ-1) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 6. Стили современного русского языка (ОКВ-1)



Время – 2 часа

Цель: выработать умение определять стиль готового текста, создавать текст определенного стиля, производить стилистическую правку текста.

В данной теме используется следующее основные понятия:

Стиль – (франц. style от греч. stylos – палочка для письма). 1. Разновидность языка, характеризующаяся особенностями в отборе, сочетании и организации языковых средств в связи с задачами общения. 2. Совокупность приемов использования средств языка, характерная для какого-либо писателя, произведения, жанра. 3. Отбор языковых средств по принципу экспрессивно-стилистической их окраски. 4. Построение речи в соответствии с нормами словоупотребления и синтаксиса.

Функциональные стили – стили, выделяемые в соответствии с основными функциями языка, связанными с той или иной сферой общественной деятельности человека.

 

План:

1. Понятие функционального стиля речи.

2. Характеристика разговорного, официально-делового, научного, публицистического и художественного стилей речи.

3. Выполните следующие задания:

 

Задание 1. Прочитайте текст. Определите, о чем говориться во всех трех предложенных материалах и докажите, что предмет речи один и тот же:

а) С самого раннего утра перепадал мелкий дождик, сменяемый по временам теплым солнечным сиянием: была непостоянная погода. Небо то заволакивалось рыхлыми белыми облаками, то вдруг местами расчищалось на мгновение, и тогда из-за раздвинутых туч показывалась лазурь, ясная и ласковая, как прекрасный глаз.

б) В Москве и Подмосковье сегодня переменная облачность, временами небольшой дождь. Ветер слабый. Температура днём 15-17 градусов.

в) – Сегодня тепло? – спросила сестра, собираясь на работу.

– Да нет, не очень. Надевай плащ – похоже, дождь будет.

Ответьте на следующие вопросы:

В какой ситуации и где может быть использован каждый текст?

Можно ли, сохраняя речевую ситуацию, поменять тексты, например, отвечая на вопрос сестры, использовать первый или второй тексты?

Почему этого не следует делать? Подумайте над целью, задачей каждого высказывания.

 

Задание 2. Сравните тексты по содержанию. Покажите, что с изменением задачи речи меняется содержание высказывания (назовите конкретные приметы осеннего дня, содержащиеся в первом описании и отсутствующие во втором и третьем тексте и на наличие в нем практического совета, которого нет в двух первых.).

Задание 3. Определите, в какой ситуации могут быть использованы предложенные ниже тексты, Сравните их в языковом отношении, найдите стилистические синонимы:

а) Граждане пассажиры! Электропоезд Москва – Домодедово отправляется от второй платформы в 15 часов 30 минут.

б) Коля, электричка в Домодедово пойдет в полчетвертого.

 

Задание 4. Представьте, что вам нужно:

а) Объявить по радио об открытии курсов делового общения.

б) Сказать о том же самом своей подруге (другу).

 

Составьте и запишите тексты этих двух сообщений. Как они будут отличаться друг от друга в языковом отношении?

Задание 5. Представьте две ситуации:

а) Вы рассказываете о своей подруге (друге) в письме

(сестре, родителям или любому близкому человеку).

б) Вы пишите этой же подруге (другу) характеристику.

Что и как вы напишите в том и другом случае? Как будут различаться ваши тексты по содержанию? В каком случае вы будете говорить о конкретных чертах вашей подруги (друга), а в каком о конкретных поступках, в которых проявились эти черты?

В каком случае вы, возможно, расскажите о её (его) внешности, привычках, манере говорить, ходить, смеяться? А где эти конкретные выразительные детали будут лишними?

Задание 6. Определите стиль текста. Какие лексические и синтаксические его особенности указывают на принадлежность к этому стилю?

Не могу понять, почему спортивные деятели не хотят признавать народный опыт и традиции. Все что-то изобретают, заимствуют где-то, а свое, отечественное, веками проверенное, полезное отвергают. Не по-хозяйски это… А уж об играх на льду, катании с гор, штурмах снежных городков молодежь знает только из рассказов своих отцов и дедов, хотя все это, насколько я разбираюсь, тоже физкультура.

И уж совсем неясно, почему такие полезные для здоровья дела, как охота, туризм, рыбалка, физкультурные организации перекладывают на плечи других. Может быть, потому, что здесь рекорды не научились учитывать? (М.А.Шолохов).

 

Задание 7. Напишите заявление декану факультета на предоставление возможности пользоваться лабораторным оборудованием для выполнения курсовой работы.

Задание 8. Расскажите о своей будущей профессии, используя 2 варианта и 2 различных стиля (по выбору студента, например, разговорный и научный или художественный и официально-деловой).

Задание для самостоятельной работы

Выберите дома тему для выступления. Определите цель и главную идею выступления, наметьте предварительный план, подберите материал, составьте композицию и окончательный план выступления, сочините текст и прорепетируйте выступление.

Примерные темы для выступления

Информационные выступления:

1. Место, где мне хотелось бы побывать еще раз.

2. Время, которое мне приятно вспомнить.

3. Это было со мной впервые в жизни.

4. Как научиться успевать все делать.

5. Лето, которое я не забуду.

6. Эмоции и здоровье.

7. Что значит быть современным.

8. Мое представление о будущей профессии.

9. Как избавиться от лени.

10. Как дарить цветы.

11. Как воспитать силу воли.

12. Как надо (не надо) готовиться к экзаменам.

13. Мой вуз.

14. Как следует готовить себя к будущей профессии.

15. Можно ли сохранить любовь.

16. Как сохранить здоровье.

17. Самосовершенствование – путь к счастливой жизни.

18. Мое любимое место в городе.

Агитационные выступления:

1. Занимайтесь туризмом!

2. Берегите дружбу.

3. Фильм, который стоит посмотреть.

4. Ищите путь к себе.

5. Наша судьба – в наших руках!

6. Экономика нуждается в предприимчивости молодых.

7. Пользуйтесь услугами нашей фирмы!

8. Эту выставку следует посетить.

9. Умеете ли вы составлять документы?

10. Дома должен быть порядок.

11. Менеджер – это здорово!

Литература

1. Введенская, Л.А. Русский язык и культура речи: учеб. пособие для вузов / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. – Ростов на/Д., 2008. – С. 59-69.

2. Голуб, И. Б. Русский язык и культура речи: учебник / И.Б. Голуб. – М., 2008. – С.12 - 75.

3. Мурашов, А.Л. Культура речи: учеб. пособие / А.Л. Мурашов. – М.; Воронеж, 2006. – С.427-456.

4. Нефедова, Н.В. Русский язык и культура речи: учебник / Н.В. Нефедова. – Ростов-на-Дону, 2008. – С. 255-296.

5. Русский язык и культура речи: учебник / под ред. проф. О.Я. Гойхмана. – М., 2008. – С.26-56.

6. Русский язык и культура речи: учебник для вузов. – М., 2009. – С. 366 – 419.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 85; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.53.209 (0.014 с.)