Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Средства выразительности речи

Поиск

Структура речи, её свойства и особенности могут будить мысли и чувства людей, могут поддерживать обостренное внимание и вызывать интерес к сказанному или написанному. Эти особенности речевой структуры дают основание называть её выразительной.

Выразительностью речи называются такие особенности её структуры, которые поддерживают внимание и интерес у слушателя или читателя. Соответственно речь, обладающая этими особенностями будет называться выразительной.

Типология выразительности пока, к сожалению, отсутствует. Можно говорить лишь о некоторых её основаниях.

Одно из оснований - ситуация общения. Выразительность речи педагога, очевидно, не совпадает с выразительностью речи политического оратора.

Второе основание - структурные области языка. Выразительность может быть произносительная, акцентологическая, лексическая и словообразовательная.

Качество выразительности может сообщаться речи средствами языка, входящими в разные области языковой структуры. Выразительными возможностями обладает сама структурная организация речи, включая в это понятие и структуру абзаца, и структуру главы или раздела устного выступления, и структуру целого текста.

Выразительно в речи все то, что выделяется семантически или формально на общем привычном речевом фоне.

Основные условия выразительности речи человека.

Прежде чем перейти к выразительности художественной речи, необходимо отметить основные условия, от которых зависит выразительность речи человека.

Первое условие - самостоятельность мышления, деятельности сознания автора речи.

Второе условие - неравнодушие, интерес автора речи к тому, о чём он говорит или пишет, к тому, что он говорит или пишет, и к тем, для кого он говорит или пишет.

Третье условие - хорошее знание языка, его выразительных возможностей. Такое знание достигается с помощью науки о языке – лингвистики.

Необходимо знать о звуках и их выразительных возможностях, об ударении и его выразительных свойствах, о словах и их воздействии на речевую выразительность, об образовании слов, частях речи, предложениях и их членах, об интонации и т.д.

Четвертое условие - хорошее знание свойств и особенностей языковых стилей.

Пятое условие - систематическая и осознанная тренировка речевых навыков.

Нужно учиться контролировать свою речь, замечать, что в ней выразительно, а что шаблонно. НДля этого необходим навык самоконтроля.

Выразительно-изобразительные средства языка.

Выразительные средства языка иногда сводят к так называемым тропам и фигурам, но выразительность могут усиливать единицы языка всех его уровней - начиная со звуков и кончая синтаксисом и стилями. Отдельный звук, или их комбинация, может оказаться в речи выразительным.

Эпитеты, метафоры и другие средства языка.

Эпитетом слово становится, когда попадает в речь. В словосочетании деревянная полка прилагательное - не эпитет; в словосочетаниях деревянный взгляд или деревянная походка это же слово стало эпитетом. Эпитет ведет сознание от значения слова к личностному смыслу, а личностные смыслы могут и не совпадать у автора речи и читателя или двух читателей с различным жизненным опытом.

Метафора - это словосочетание, имеющеё семантику скрытого сравнения.

Можно вколачивать гвоздь в стену. Можно вколачивать мысли в голову – возникает метафора, грубоватая, но выразительная. В метафоре, три элемента:

- информация о том, что сравнивается;

- информация о том, с чем сравнивается;

- информация об основании сравнения, т. е. о признаке, общем в сравниваемых предметах (явлениях).

Речевая актуализация семантики метафоры объясняется необходимостью такого отгадывания. Чем больше усилий требует метафора для того, чтобы сознание превратило скрытое сравнение в открытое, тем выразительнее метафора.

Метафоризируются обычно глаголы и прилагательные, потому, что они чаще других частей речи оказываются в позиции сказуемого. Метафора оказывает очень большое влияние на выразительность речи.

Существуют другие изобразительные средства языка: метонимия, синекдоха, сравнение, литота, гипербола.

Экспрессивный синтаксис.

Не меньшими, чем лексика, возможностями усиливать и ослаблять выразительность речи располагает синтаксис языка.

Слова надо уметь расставить, выстроить из них такие предложения, которые позволяли бы использовать разнообразные интонации, подчеркнуть логическими ударениями, наконец, умело расставить паузы. На письме для этого служат знаки препинания, а в устной речи - эмфатическая интонация (от греч. эмфазис - указание, выразительность). Однако и то и другое определяется синтаксическими особенностями высказывания. Коснемся некоторых приемов «поэтического синтаксиса».

Напряженность и выразительность речи усиливают риторические фигуры. Это прежде всего риторические восклицания: Тройка\ Птица- тройка\ (Н. Гоголь).

К ним близки и риторические вопросы, которые представляют собой вопросительные предложения, не требующие ответа: Быть или не быть? (У. Шекспир) вопросы ставятся не для того, чтобы получить на них ответ, а чтобы привлечь внимание к тому или иному предмету, явлению. Вспомним цепочку таких вопросов в стихотворении М. Лермонтова «Смерть поэта»:

Зачем вступил он в этот свет, завистливый и душный?

Для сердца вольного и пламенных страстей?

Зачем он руку дал клеветникам ничтожным?

Зачем поверил он словам и ласкам ложным?

Он, с юных лет постигнувший людей?

Особая фигура поэтического синтаксиса - умолчание, т.е. сознательная незавершенность предложения. Умолчание раскрывает широкий простор для подтекста: на месте паузы можно предположить различный комментарий.

В эмфатической речи используются приемы, нарушающие замкнутость предложения; речь становится прерывистой, незавершенной:

Нет, я хотел… быть может, вы… я думал, Что уж барону время умереть. (А. Пушкин).

Часто используются вставные конструкции, которые представляют собой попутные замечания, уточнения, добавочные сведения к высказыванию.

Например: Поверьте (совесть в том порукой), супружество нам будет мукой (А. Пушкин).

Широко используются т. н. присоединительные конструкции, воспроизводящие устную речь в её живой непосредственности (добавление к основному высказыванию дополнительных сообщений, пояснений, возникающих в сознании не одновременно с основной мыслью, а лишь после того, как она сформировалась). Например: Вопрос о реорганизации производства решать надо, и побыстреё.

Широко используются в выступлениях так называемые сегментированные конструкции, или конструкции с двойным обозначением, состоящие из двух частей: первая часть (сегмент, то есть отрезок), находящаяся в начале предложения или текста и выраженная, как правило, именительным падежом существительного или словосочетанием во главе с этой формой, называет лицо или предмет, которые во второй части (в последующем тексте) получают второе обозначение в форме местоимения. Например: Чувство времени… оно дает возможность определить, что сейчас нужно делать.

Основные правила построения устной речи в деловом общении. Подготовка устного публичного выступления

Речевое мастерство, ораторское искусство - совокупность операций по подготовке и произнесению публичной речи, проведению беседы, дискуссии с целью добиться желаемой реакции аудитории.

Объективные требования к стремящемуся произвести желаемое воздействие на слушателей это умение подготовить речь, умение свободно держаться перед публикой, безукоризненно владеть голосом, жестом, мимикой и безошибочно реагировать на поведение аудитории.

Этапы подготовки речи.

Работу по подготовке речи можно подразделить на две основные фазы: докоммуникативную, т.е. подготовку выступления и коммуникативную – взаимодействие с аудиторией.

В докоммуникативной фазе различают три начальных этапа:

- определение темы и цели выступления;

- оценка аудитории и обстановки;

- кодирование

Работа на этих этапах носит характер учета и оценки объективных данных: тема и цель выступления обычно задаются программой, расписанием и т.п.

Состояние аудитории и обстановка также не выбираются выступающим.

1) Определение темы и цели выступления

Тему выступления следует тщательно выбирать. Если есть возможность, то нужно остановиться на том, что хорошо знакомо и интересно лично выступающему. Тогда это будет интересно и значимо для других.

Затем, нужно сузить темы выступления, чтобы она представляла наибольший интерес. Необходимо решить: описывать ли предмет, разъяснять что-либо о предмете, оспаривать ли некую точку зрения или излагать новую версию. Не надо пытаться «втиснуть» слишком много материала в ограниченное время. Еще Шекспир сказал: «Где мало слов, там вес они имеют».

Необходимо подумать над будущей речью несколько дней. За это время появится множество новых идей.

Стержневая идея - это основной тезис, который необходимо ясно сформулировать с самого начала. Знание цели усиливает внимание. В речи может быть несколько стержневых идей, но не более трех.

Стержневая идея дает возможность задать определенную тональность выступлению. Например, доклады на научно-технические темы могут произноситься с сердитой, упрекающей интонацией, смысл которой состоит в не произносимых, но подразумеваемых выражениях типа «Если вы не сделаете этого, то пожалеёте», или «Не могу понять, почему вы не делаете то-то и то-то». Подобный слегка раздраженный тон позволяет докладчику эффективнеё донести свою идею до слушателей.

Возможные интонационные окраски выступлений следующие:

- мажорная;

- беспечная или юмористическая;

- шутливая;

- сердитая или упрекающая;

- мрачная;

- торжественная;

- предостерегающая;

- просительная.

Сформулировать основной тезис означает ответить на вопрос, зачем говорить (цель) и о чем говорить (средства достижения цели).

Требования к основному тезису выступления:

- фраза должна утверждать главную мысль и соответствовать цели выступления;

- суждение должно быть кратким, ясным, легко удерживаться в

кратковременной памяти;

- мысль должна пониматься однозначно, не заключать в себе противоречия.

После подготовки плана выступления полезно проконтролировать себя вопросами:

- Вызывает ли мое выступление интерес?

- Достаточно ли я знаю по данному вопросу и имеется ли у меня достаточно данных?

- Смогу ли я закончить выступление в отведенное время?

- Соответствует ли мое выступление уровню моих знаний и опыту?

2) Оценка аудитории и обстановки.

Спросите себя: «Кто мои слушатели?». Если ответ затруднителен, то лучше представить себе группу из двух-трех человек, к которым обращено выступление и готовить речь для них. Обязательно нужно принять во внимание следующие характеристики аудитории:

- возраст;

- уровень образования;

- профессия;

- цель прихода людей на выступление;

- уровень заинтересованности в теме;

- уровень осведомленности в данном вопросе;

Желательно заранее поговорить с некоторыми людьми из предполагаемой публики, чтобы лучше узнать аудиторию.

Место выступления - очень важный фактор успешного выступления. Для того, чтобы чувствовать себя уверенно, нужно заранее придти в зал и освоиться. Если предполагается использование микрофона, то его необходимо отрегулировать.

3) Кодирование.

Оценка темы, цели и аудитории является основой и фоном следующего этапа докоммуникативной фазы – «кодирования», т.е. создания сообщения на данную тему, с заданной целью, для данной аудитории и в соответствии с конкретной обстановкой.

Этот этап включает:

- подбор материалов;

- композиционно-логическое оформление речи;

- использование фактологического материала;

- работу над языком и стилем выступления.

Следует обратить внимание на подбор фактологического материала. Цифровые данные, лучше демонстрировать посредством таблиц и графиков, а не зачитывать.

Лучше всего, когда в устном выступлении количество цифрового материала ограничено, на него лучше ссылаться, а не приводить полностью. Цифры скорее утомляют слушателей, нежели вызывают интерес.

Докоммуникативная фаза обязательно должна завершаться репетицией выступления. Потренироваться можно перед близкими или друзьями, можно использовать средства аудиозаписи и видеозаписи, чтобы проконтролировать хронометраж, качество выступления – одним словом, посмотреть на себя со стороны.

Подготовка по существу вопросов:

- анализ проблемы, ситуации

- формирование целей, задач, общего подхода к выступлению и собственной позиции

- подготовка речи и аргументации выводов

- подбор необходимых документов и материалов

- Учитывать возрастной и половой факторы.

Коммуникативная фаза - это произнесение речи, ответы на вопросы слушателей, ведение дискуссии и т.д.

Оратору, стремящемуся к достижению успеха, конструктивного результата, необходимо тщательно подготовить выступление. Такую подготовку можно представить в виде следующих составных частей:

подготовка
манеры поведения

учитывать сложившиеся ритуалы и субординацию

Структура выступления.

Выступление должно состоять из трех частей:

1) Вступление.

2) Основная часть.

3) Заключение.

Примерное распределение времени:

- вступление - 10-15%;

- основная часть - 60-65%;

- заключение - 20-30%.

1) Вступление.

Вступление - важная часть, так как более всего запоминается слушателям, поэтому должно быть тщательно продуманным. Оно включает: объяснение цели, название доклада и расшифровку подзаголовка с целью точного определения содержания выступления, четкое определение стержневой идеи. Вступление должно быть кратким. При подготовке вступления следует выбрать тему, которая имеёт целью вызвать интерес публики.

2) Основная часть.

Основная часть - всестороннеё обоснование главного тезиса. Некоторые варианты системного построения аргументации:

- проблемное изложение (выявление и анализ противоречий, путей их разрешения);

- хронологическое изложение;

- изложение от причин к следствиям (от частного к общему);

- индуктивное изложение (от общего к частному).

Рассматриваются различные аспекты, способствующие лучшему осмыслению слушателями идеи. Очень важно не перерасходовать время, обязательно оставив его для заключения. План развития основной части должен быть ясным. Предмет выступления должен раскрываться конкретно и стройно. Должно быть подобрано как можно больше фактологических материалов и необходимых примеров.

Основные техники постановки вопросов.

Чтобы сделать интерактивное общение плодотворным, необходимо задавать вопросы, которые позволят активизировать процесс коммуникации и, в целом, позволят эффективно использовать время. Надо помнить о следующих правилах:

Кто задает много вопросов, тот получает много ответов.

Кто правильно задает вопрос, тот получает правильный ответ.

Чтобы получить вразумительный ответ, важно владеть техникой постановки вопроса. Какие бывают вопросы?

Информационные вопросы. Задаются в том случае, если вы нуждаетесь в знаниях, опыте, советах другого. Необходимы для составления впечатления о чем-то конкретном, при сборе сведений, информации. Это всегда открытые вопросы, т.е. вопрос всегда касается какого-то конкретного предмета или положения вещей, при этом отвечающий, сообщая определенные сведения, дает объяснения.

Контрольные вопросы. Задаются во время разговора, чтобы выяснить, прислушивается ли к вам собеседник, понимает ли он вас или просто поддакивает. Наиболее простые контрольные вопросы: Что вы об этом думаете? Считаете ли вы также как и я? Не находите ли вы, что речь идет о стоящем деле? Реакция собеседника подскажет, что делать дальше: идти вперед при полном взаимопонимании, или отступить назад.

Вопросы для ориентации. Позволяют установить, продолжает ли собеседник придерживаться высказанного ранеё мнения или намерения. Это вопросы типа: Есть ли у вас вопросы по этой теме? Каково ваше мнение по этому пункту? И к каким выводам вы при этом пришли? Поняли ли вы, какую цель преследуете? Механизм работы с этими вопросами: вопрос для ориентации, суждение собеседника, замечание, что понял собеседник, и готов ли он согласиться с вами и вашими аргументами.

Подтверждающие вопросы. Задают, чтобы выйти на взаимопонимание. Если собеседник пятый раз согласился, то на решающий шестой не возразит. В любой разговор надо включать подтверждающие вопросы и всегда делать акцент на том, что связывает, а не разъединяет. Например: Вы придерживаетесь того мнения, что…? Наверняка вы тоже рады тому, что…?

Ознакомительные вопросы. Познакомиться с мнением собеседника. Открытые вопросы: Каковы ваши цели? Довольны ли вы выполненной работой? На какой эффект вы рассчитываете?

Встречные вопросы. Это искусный психологический прием. Вопросы позволяют сузить разговор и позволят собеседника все ближе к тому моменту, когда он скажет окончательное «да».

Альтернативные вопросы. Предоставляют собеседнику возможность выбора (не больше трех вариантов). Предполагают быстрые решения. “Или” – основной компонент вопроса: Какое время на выполнение этого задания подходит больше всего:… или ….? Когда: …. или …?

Однополюсные вопросы. Повторение вашего вопроса собеседником в знак того, что он понял, о чем идет речь. Он повторяет и затем дает ответ. Результат такого вопроса – у собеседника складывается впечатление, что ваш вопрос правильно понят. Отвечающий получает возможность тщательно обдумать свой ответ.

Удостоверяющие замечания. Это очень удачный вопрос… Я рад, что вы задаете… То, что вы задаете мне этот вопрос, доказывает, что…

Направляющие вопросы. Они используются для того чтобы подать знак, когда выступать очередному докладчику. Они позволяют выделить и передать более выразительно тему дискуссии, замедлить темп, смягчить или усилить ход беседы.

Провокационные вопросы. Используются для установления того, чего в действительности хочет ваш партнер и верно ли он понимает положение дел. Вы действительно считаете, что..? Вы уверены, что…?

Открывающие вопросы. Это вопросы, открывающие переговоры, доклады, урок. Это очень важный момент для всех участников дискуссии, старт заинтересованности при котором возникает состояние положительного ожидания. Если бы я смог предложить вам решение … нашли бы вы для меня несколько минут? Вы позволите мне предложить решение этой проблемы?

Заключительные вопросы. Вопросы, направленные на завершение разговора. Как правило, задаются после одного-двух подтверждающих вопросов. Смог ли я вас убедить в том, что…? Заметили ли вы…? А затем (без перехода) заключительный вопрос: Какой срок вас больше устраивает? Где могут быть применены эти знания?

Основные правила риторики, являются универсальными, т.е. они применимы в большинстве ситуаций, при которых возникает необходимость публичного выступления. Все правила риторики можно разделить по хронологическому принципу на несколько условных групп:

- предварительная отработка навыков риторики;

- непосредственная подготовка к выступлению;

- поведение во время выступления.

Предварительная отработка навыков риторики может предусматривать несколько искусственных приемов, позволяющих поддерживать общую готовность к работе с аудиторией. Ими могут быть, например:

- выступление перед воображаемой аудиторией с предварительным заданием тематики и состава слушателей;

- отработка определений каких-либо терминов и понятий, используемых в профессиональной деятельности;

- использование аудио- или видеозаписи собственных выступлений и т.п.

Непосредственная подготовка к выступлению является весьма важным этапом отработки навыков и правил риторики. Часто этот этап игнорируется из-за дефицита времени или излишней самоуверенности в собственных силах. В этой связи следует помнить, что нередко о профессиональных качествах специалиста судят по его выступлению, и оно, в свою очередь, служит средством самореализации, является возможностью заявить о себе.

В общем случае может быть рекомендована структура выступления, которая корректируется и наполняется конкретным содержанием в зависимости от тематики, регламента выступления, подготовленности слушателей и т.п.:

- вступление, стержневая идея выступления;

- краткая история рассматриваемой проблемы;

- тенденции развития проблемы;

- накопленный опыт (положительный и отрицательный) решения проблемы;

- предложения по решению проблемы; заключение.

При подготовке к выступлению следует помнить, что устная речь отличается от письменного текста. Это создает дополнительные проблемы во взаимоотношениях с аудиторией, если выступающий зачитывает готовый текст. В то же время устная речь имеёт ряд преимуществ, выгодно отличающих её от письменной работы. К этим преимуществам следует отнести:

- варьирование тональности выступления;

- возможность выделения главных мыслей, акцентирования внимания слушателей на отдельных элементах выступления;

- использование стилистических форм повышения выразительности речи (риторических вопросов, форм диалога и т.д.).

Поведение во время выступления должно способствовать достижению его целей, реализации подготовленного плана выступления, использованию продуманных заранеё преимуществ устной речи. Манера поведения выступающего не должна отвлекать слушателей от целостного восприятия сообщения. Поведение докладчика должно быть естественным, соответствующим проблематике выступления и составу аудитории.

3) Заключение.

Заключение - формулирование выводов, которые следуют из главной цели и основной идеи выступления. Правильно построенное заключение способствует хорошему впечатлению от выступления в целом. В заключении имеет смысл повторить стержневую идею и, кроме того, вновь (в кратком виде) вернуться к тем моментам основной части, которые вызвали интерес слушателей. Закончить выступление можно решительным заявлением, подводящим итог выступлению.

Способ выступления.

Необходимо избрать способ выступления - заглядывая в конспект или избегая чтения текста. Использование конспекта очень действенно, так как речь звучит естественно, слова приходят сами собой. Чтение же заранее написанного текста значительно уменьшает влияние выступления на аудиторию. Запоминание написанного текста заметно сковывает выступающего и привязывает к заранеё составленному плану, не давая возможности откликаться на реакцию аудитории.

Уловки оратора.

Никакие навыки и умения сами по себе не принесут успеха выступающему, если его разговор с аудиторией не будет проникнут глубокой идейностью и убежденностью в то, о чем говорится. Бесстрастная и вялая речь не вызывает отклика в сердцах слушателей, какой бы интересно и важной темы она ни касалась. И наоборот, иной раз не совсем складное выступление затронет аудиторию, если оратор говорит о накипевшем на душе, если аудитория поверит в искренность выступающего.

Обратим внимание на некоторые часто встречающиеся…

1) Фразы

Установлено, что коротки фразы легче воспринимаются на слух, чем длинные.

Лишь половина взрослых людей в состоянии понять фразу, содержащую боле тринадцати слов. А третья часть всех людей, слушая четырнадцатое и последующие слова одного предложения, вообще забывают его начало. Необходимо избегать сложных предложений, причастных и деёпричастных оборотом. Излагая сложный вопрос, нужно постараться передать информацию по частям.

2) Паузы.

Паузы - очень важный элемент выступления. Слова звучат убедительнеё после мини-пауз. Пауза в устной речи выполняет ту же роль, что знаки препинания на письме. После сложных выводов или длинных предложений необходимо сделать паузу, чтобы слушатели могли вдуматься в сказанное или правильно понять сделанные выводы. Если выступающий хочет, чтобы его понимали, то не следует говорить без паузы дольше, чем пять с половиной секунд.

3 Обращение к аудитории.

Обращение к собеседнику по имени создает более доверительный контекст деловой беседы. При публичном выступлении также можно использовать подобные уловки. Так, косвенными обращениями могут служить такие выражения, как «Как Вам известно», «Уверен, что Вас это не оставит равнодушными». Подобные доводы к аудитории - это своеобразные высказывания, подсознательно воздействующие на волю и интересы слушателей. Выступающий показывает, что слушатели интересны ему, а это самый простой путь достижения взаимопонимания.

4) Комплимент.

По своей сути комплимент содержит в себе психологический механизм внушения. Особенно эффективен комплимент на фоне антикомплимента себе самому. Стиль комплимента слушателям зависит от ситуации, предыдущего контекста речи и специфики взаимоотношений выступающего и аудитории.

5) Реакция аудитории.

Во время выступления должно постоянно контролировать реакцию слушателей. Внимательность и наблюдательность в сочетании с опытом позволяют уловить настроение публики. Рассмотрение некоторых вопросов придется сократить или вовсе отказаться от них. Часто удачная шутка может разрядить атмосферу.

6) Приветствие и прощание.

Представление. В начале выступления необходимо представиться. Представление может осуществляться без посредника или при помощи посредника. В официальной обстановке может быть такое начало:

- Позвольте представиться!

В этой форму оттенок официальности выражен очень ярко. Возможны и другие формы представления – менее официальные:

- Разрешите представиться!

Говорящий как бы просит предварительное разрешение вступить в контакт, назвать себя. Далее, выступающий называет свою фамилию, имя и отчество в именительном падеже, а также (при необходимости) место работы, должность и профессию.

Прощание. Для делового общения характерны стилистически нейтральные стереотипы прощания:

- До свидания!

- Позвольте (разрешите) попрощаться…

Перед прощанием желательно поблагодарить собравшуюся публику.

Еще одна особенность употребления речевых формул приветствия и прощания состоит в их сочетании с невербальными средствами (жест, улыбка), выражающими внимание, доброжелательность, готовность к контакту.

7) Язык жестов и поз.

Как держаться во время выступления

Не стоит прятаться за трибуной, бояться передвигаться по сцене. Стоять нужно прямо, перенести центр тяжести с пяток на носки. С отдельными слушателями можно наладить зрительный контакт. Выступление не должно быть монотонным, следует менять тембр голоса, подчеркивая новые и важные мысли. Очень важно контролировать скорость речи: при быстрой речи аудитория не воспринимает всего материала, а при медленной – люди отвлекаются.

8) Заключение.

Человек существо социальное, а ведущим коммуникативным средством является речь. «Я мыслю, значит я существую» писал Декарт. Но мысль без речевой структуры бесплотна. Главной функцией речи является трансформация внутреннего образа человека, возникшего в результате подсознательной внутренней или духовной работы, в сознание слушающего. Для точного воспроизведения образа необходима выразительная речь, благодаря которой воспроизводимая информация пробивается через призму субъективной оценки человека и становится неотъемлемой частью его внутреннего мира. Выразительностью речи называются такие особенности её структуры, которые поддерживают внимание и интерес у слушателя или читателя. Выразительно может говорить человек соответствующий следующим условиям: самостоятельность мышления; неравнодушие; хорошее знание языка, его выразительных возможностей; хорошее знание свойств и особенностей языковых стилей; систематическая и осознанная тренировка речевых навыков.

Вопросы для самоконтроля

 

1. Чир такое «риторика» и «деловая риторика». Дайте пояснение этим понятиям.

2. Что подразумевается под понятиями «речевое мастерство» и «ораторское искусство».

3. Дайте характеристику докоммуникативной фазе подготовки к речи.

4. Каковы основные части (этапы) публичного выступления? Дайте им характеристику.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 2219; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.254.202 (0.019 с.)