Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Природа и сущность этики деловых отношенийСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Профессиональная роль любого сотрудника организации связана с выполнением им этических норм, правил поведения и взаимоотношений со своим внешним окружением. Соблюдение этики деловых отношений является одним из главных критериев оценки профессионализма как отдельного сотрудника, так и организации в целом. Этика – это система универсальных и специфических нравственных требований и норм поведения, реализуемых в процессе общественной жизни. Соответственно этика деловых отношений выделяет одну из сфер общественной жизни. Понятно, что этические нормы служебных отношений базируются на общечеловеческих нормах и правилах поведения, но имеют некоторые отличительные особенности. Вечным и одним из главных регуляторов этих отношений выступают этические нормы, в которых выражены наши представления о добре и зле, справедливости и несправедливости, правильности или неправильности поступков людей. Общаясь в деловом сотрудничестве со своим подчиненными, начальником или коллегами, каждый так или иначе, сознательно или стихийно опирается на эти представления. Но в зависимости от того, как человек понимает моральные нормы, какое содержание в них вкладывает, в какой степени он их вообще учитывает в общении, он может как облегчить себе деловое общение, сделать его более эффективным, помочь в решении поставленных задач и достижении целей, так и затруднить это общение или даже сделать его невозможным. Этика (от греч. ethos - обычай, нрав) - учение о морали, нравственности. Термин «этика» впервые употребил Аристотель для обозначения практической философии, которая должна дать ответ на вопрос, что мы должны делать, чтобы совершать правильные, нравственные поступки. Мораль (от лат. moralis - нравственный) - это система этических ценностей, которые признаются человеком. Мораль - важнейший способ нормативной регуляции общественных отношений, общения и поведения людей в самых различных сферах общественной жизни - семье, быту, политике, науке, труде и т. д. Важнейшими категориями этики являются: «добро», «зло», «справедливость», «благо», «ответственность», «долг», «совесть» и т.д. Нормы морали получают свое идейное выражение в общих представлениях, заповедях, принципах о том, как должно себя вести. Мораль всегда предполагает наличие определенного нравственного идеала, образца для подражания, содержание и смысл которого меняются в историческом времени и социальном пространстве, т. е. в различные исторические эпохи и у разных народов. Однако в морали должное далеко не всегда совпадает с сущим, с реально существующей нравственной реальностью, фактическими нормами поведения людей. В этом противоречии между должным и сущим заключена и противоречивая сущность мотивации отношения (в том числе и делового общения и поведения человека). С одной стороны, человек стремится вести себя нравственно, должным образом, а с другой - ему необходимо удовлетворить свои потребности, реализация которых очень часто связана с нарушением нравственных норм. Этот конфликт между возвышенным идеалом и практическим расчетом, нравственным долгом и непосредственным желанием существует всегда и во всех сферах жизни. Но особенно напряженно он проявляется в этике делового общения. Общение - процесс взаимодействия общественных субъектов: социальных групп, общностей или личностей, в котором происходит обмен информацией, опытом, способностями и результатами деятельности. Общение выступает как способ бытия общества и человека. Именно в процессе общения происходят социализация личности и её самореализация. По мнению Аристотеля, способность вступать в общение отличает человека от «недоразвитых в нравственном смысле существ» и от «сверхчеловека». Специфика делового общения в том, что оно возникает на основе и по поводу определенного вида деятельности, связанной с производством какого-либо продукта или делового эффекта. При этом стороны делового общения выступают в формальных (официальных) статусах, которые определяют необходимые нормы и стандарты (в том числе и этические) поведения людей. Как и всякий вид общения, деловое общение имеёт исторический характер, оно проявляется на разных уровнях социальной системы и в различных формах. Его отличительная черта - оно не имеёт самодовлеющего значения, не является самоцелью, а служит средством для достижения каких-либо других целей. Этику деловых отношений можно определить как совокупность нравственных норм, правил и представлений, регулирующих поведение и отношения людей в процессе их производственной деятельности. Она представляет собой частный случай этики и содержит её основные характеристики. Деловое общение - это сложный многоплановый процесс развития контактов между людьми в служебной сфере. Его участники выступают в официальных статусах и ориентированы на достижение цели, конкретных задач. Спецификой является регламент - подчинение установленным ограничениям, определённых национальными и культурными традициями, профессиональными этическими принципами. Известны «писаные» и «неписаные» нормы поведения в той или иной ситуации официального контакта. Принятый порядок и форма обхождения на службе называется деловым этикетом. Его основная функция - формирование правил, способствующих взаимопониманию людей. Второй по значению является функция удобства, т. е. целесообразность и практичность. Современный отечественный служебный этикет имеёт интернациональные признаки, потому что его основы были заложены в 1720 г. «Генеральным регламентом» Петра I, в котором были заимствованы зарубежные идеи. Деловой этикет включает в себя правила: - нормы, действующие в сфере общения между равными по статусу членами коллектива (горизонтальные); - наставления, определяющие характер контакта руководителя и подчиненного (вертикальные). Общим требованием считается приветливое и предупредительное отношение ко всем коллегам по работе, партнерам, независимо от личных симпатий и антипатий, Регламентированность делового взаимодействия выражается во внимании к речи. Обязательно соблюдение речевого этикета - разработанных обществом норм языкового поведения, типовых готовых «формул», позволяющих организовать этикетные ситуации приветствия, просьбы, благодарности и т. д. (например, «здравствуйте», «будьте добры», «разрешите принести извинения», «счастлив познакомиться с вами»). Эти устойчивые конструкции выбираются с учетом социальных, возрастных, психологических характеристик. Общение как взаимодействие предполагает, установление контакта друг с другом, обмен информацией. Этапы общения: - установка контакта (знакомство, понимание другого человека); - ориентировка в ситуации общения, осмысление происходящего, выдержка паузы; - обсуждение интересующей проблемы; - решение проблемы; - завершение контакта (выход из него). Служебные контакты строятся на партнерских началах, исходят из взаимных запросов и потребностей, из интересов дела. Такое сотрудничество повышает трудовую и творческую активность, является важным фактором технологического процесса производства, бизнеса. Виды делового общения по способу обмена информацией - устное и письменное. Устные виды, в свою очередь, подразделяются на монологические и диалогические. К монологическим видам речи относят приветственную речь; торговую (реклама); информационную; доклад (на заседании, собрании). Диалогические виды речи: - деловой разговор (кратковременный контакт, преимущественно на одну тему); - деловая беседа (обмен сведениями, сопровождающийся принятием решений); - переговоры (обсуждение с целью заключения соглашения по какому-либо вопросу); - интервью (разговор с журналистом, предназначенный для печати, радио, телевидения); - дискуссия; совещание (собрание); - пресс-конференция; контактный деловой разговор (непосредственный, «живой» диалог); - телефонный разговор. В прямом контакте и непосредственной беседе большое значение имеют устная и невербальная коммуникации. Беседа или передача сообщений по телефону - самые распространенные формы коммуникации, их отличает непосредственный контакт и большое разнообразие способов общения, что позволяет без труда сочетать деловую (формальную) и личную (неформальную) части всякого сообщения. Письменные виды делового общения - это служебные документы: деловое письмо, протокол, отчет, справка, докладная и. объяснительная записка, акт, заявление, договор, устав, положение, инструкция, решение, распоряжение, указание, приказ, доверенность и др. По содержанию общение может быть разделено на: - материальное - обмен предметами и продуктами деятельности; - когнитивное - обмен знаниями; - мотивационное - обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями; - деятелъностное - обмен действиями, операциями, умениями, навыками. По средствам общения: - непосредственное, которое осуществляется с помощью рук, головы, туловища, голосовых связок и т.д.; - опосредованное - связанное с использованием специальных средств и орудий (письма, телефакс и др.); - прямое - предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения (телефонный разговор, прямой эфир и др.); - косвенное - осуществляется через посредников (другие люди). Структура общения. Структура общения характеризуется тремя взаимосвязанными сторонами - коммуникативной, интерактивной и перцептивной. Коммуникативная сторона общения, или коммуникация - это обмен информацией между общающимися индивидами. Интерактивная сторона - это организация взаимодействия между общающимися индивидами, то есть обмен знаниями, идеями, но и действиями. Перцептивная сторона общения - это процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимодействия. Функции общения: 1) информационно-коммуникативная; 2) регуляционно-коммуникативная; 3) аффективно коммуникативная. В реальности, каждая из сторон не существует изолированно от двух других. Все обозначенные здесь стороны общения выявляются в малых группах, т. е. в условиях непосредственного контакта между людьми. В социальной психологии к механизмам воздействия традиционно относятся: 1) процессы психического заражения; 2) внушения (или суггестии); 3) подражания. Каждый из этих механизмов возможен и в случае непосредственного контакта, и в ситуациях массового общения.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 722; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.227.250 (0.008 с.) |