Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Режиссерский отбор средств театральнойСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Выразительности Создавая этюд, будущий режиссер впервые обращается для передачи своей мысли не к словам, а к средствам театральной выразительности. Научиться пользоваться средствами театра лаконично, уметь создать образное решение места и времени действия, атмосферу событий, их динамику — этими задачами определяется особенность работы над этюдом на режиссерском факультете. Что же такое актерские и режиссерские средства, то есть выразительные средства театра? Актерские — это действия и поступки актера на сцене, внутренний монолог, непосредственность оценок актера, темпо-ритм его жизни, направленность его темперамента. Чтобы пользоваться этими средствами выразительности наиболее Стр. 7 полно, необходимо знать и глубоко понимать учение К. С. Станиславского, его систему воспитания актера. Режиссерские средства — прежде всего действующий актер, направляемый режиссером, затем выразительные средства театра, создающие среду, в которой актер действует. Это оформление — декорации, свет, звук (будь то музыкальное или художественно-шумовое оформление). Чем свободнее, раскованнее будет себя ощущать студент, тем легче ему ориентироваться в «стране театра», в ее порой скрытых возможностях. Он откроет, что «рецептов» нет, что нет и канонов незыблемых и вечных, что каждое творческое решение — это открытие. Ему становится очевидным, что талант режиссера — это дар сочинять сценическую жизнь из верно и точно отобранных действий персонажей. На собственных ошибках студент начинает понимать, что без отбора точных действий, поступков он не сможет обойтись в дальнейшем, при постановке пьесы. Поступок, предложенный драматургом по сюжету пьесы, режиссерская фантазия облекает конкретными подробностями поведения. Сочиняя и отбирая непрерывную цепь не указанных, не названных драматургом последовательных действий персонажа, подробностей его поведения, режиссер как бы освещает каждое событие своим отношением к происходящему, своей режиссерской трактовкой. Из одного поступка, предложенного драматургом, фантазия режиссера и актера создает целую цепь действий, живых подробностей поведения, наполняющих поступок конкретным живым содержанием. Содержание может быть мелким, примитивным или, наоборот, многозначным, богатым аналогиями, ассоциациями. Поэтому так различны бывают постановки одной и той же пьесы.
-" Поэтому главная забота при построении этюда — это верно и точно найденное и осуществленное поведение действующих лиц. Но с первых же этюдов ставится также требование четкого по мысли и образного решения сценического пространства. Создание атмосферы события заставляет искать выразительное световое, звуковое, музыкальное решение этюда. Не сразу дается умение точно выбрать и создать театральными средствами место действия этюда. Вот где требуется знание жизни, изобретательная фантазия, понимание того, о чем говоришь со зрителем. Стр. 8
Надо стремиться, не загромождая сцену, найти две-три точных, «говорящих» детали оформления. Важно определить место источников света на сцене, их яркость. Удачно найденное освещение поможет передать атмосферу действия. Искусно отобранная деталь оформления, интересное звуковое или музыкальное решение этюда могут сразу перенести нас в определенную историческую эпоху. Иногда, чтобы выразить свою мысль, режиссеру необходима вся бытовая конкретность обстановки, а в другом случае окажется вполне достаточно одной детали, которая «закричит» еще сильнее оттого, что будет одна. В качестве примера можно привести этюд «История одной комнаты», сделанный, а затем записанный студентом. В трехчастном этюде образно было решено сценическое пространство, форма этюда, выбранная режиссером, выражала движение времени. Это достигалось через лаконично и выразительно отобранные режиссером детали оформления и звуковую партитуру этюда. Замысел этюда родился у студента в поисках интересных и точных по характеру деталей интерьера (по заданию педагога нужно было приготовить выразительную выгородку). Толчком послужил образ: «стул, перетянутый по диагонали шнурком». Это стул из музея. А что с ним было до музея? И что с ним было потом? Вспомнились Ясная Поляна, Петергоф, Клин. И вот этюд в его окончательном варианте. 1. Комната. Слева — два стула. Справа — письменный стол, в центре — старинные часы. Старинные книги, по всей комнате разбросаны листы рукописи. На кресло небрежно брошен плед. На столе цветы, гусиное перо… Чернильница. Уютный полумрак. Комната освещена колеблющимся пламенем свечи на письменном столе.
Где-то в глубине дома звучит на клавесине старинный вальс... Возникает звук колокольчика, бегущей тройки. Звук все ближе, ближе. Вальс смолкает. Затемнение. В темноте настойчиво звенит колокольчик. Бежит время... 2. Полный свет. Аккуратно расставлена мебель. Стулья перетянуты шнурками. Аккуратно разложены старинные книги и листы рукописей, аккуратно лежит плед на ручке кресла. По комнате медленно, внимательно и с уважением осматривая каждый предмет, проходят двое. Задерживаются у письменного стола. Бьют часы. Двое подняли головы, радостно переглянулись — заводят! Хорошо! Стр. 9 Затемнение. В темноте продолжают бить часы. Бежит время... 3. В бой часов вклинивается дробь барабана. Комната освещена мертвенно белым светом. Все поломано, разбросано. На часы наброшен немецкий мундир. Времянка посреди комнаты, из нее торчат полуобгоревшие старинные книги, рукописи... Звучит барабан. Занавес. В этюде важно значение мелких и точных, подсмотренных у жизни правд, отобранных режиссером. Этюд — это миниатюра. Он пленяет мыслью и мастерством, чувством правды, создающими достоверность. Надо сказать, что от всякого художественного произведения, в котором есть тонко подсмотренная и осмысленно отобранная художником жизненная деталь, зритель получает большую радость. Учиться у жизни, неустанно наблюдать ее, остро подмечать все новое, учиться отбирать главное — вот путь, на который должен стать каждый, кто стремится стать режиссером. Азбука верного сценического поведения в этюде Разумеется, основное и главное содержание работы режиссера составляет его работа с актером. Ничто не может заменить ярко и глубоко живущего, то есть мыслящего, действующего и чувствующего на сцене актера. Чтобы верно найти и осуществить поведение действующего лица, нужно знание психологии человека, ее особенностей в человеке сегодняшнем и вчерашнем, ее тонкостей и неожиданностей. Только при глубоком, тонком понимании события, его сути, ощущая глубинные цели и желания персонажа, можно верно нащупать его основное действие, найти точные приспособления. Хорошо если режиссер умеет конкретно, зримо не только рассказать, но и показать актеру его физическое самочувствие, подсказать внутренний монолог, умеет заразить его своими мыслями, видениями. Огромное значение имеет верно найденный внутренний темпо-ритм жизни актера, точная направленность его темперамента, верно отобранная последовательность действий. Точно отобранные действия могут раскрывать все — атмосферу события, взаимоотношения, физическое самочувствие человека, его характер, мысли и т. д. Стр10 В этом нетрудно убедиться. Мы встретимся с конкретными примерами этого в описаниях работы над этюдами в следующей главе. Точное действие возникает на сцене при учете всех предлагаемых обстоятельств происходящего события. Действие бывает вызвано тем или иным событием, оно тесно связано с объектом. Поэтому прежде всего нужна ясность в том, какое именно происходит в данный момент событие. Каково действие каждого участника в этом событии или в результате этого события. Какова моя цель и какие объекты занимают мое внимание, мою мысль на пути к этой цели.
Объект внимания — это своего рода якорь опасения. Верно найденная цепь объектов внимания помогает актеру создать живую среду для своей фантазии. По этой цепи, как по фарватеру, направляется он к цели. Объектом внимания может быть событие, явление природы, человек, его поступок, мысль, любой предмет, звук — все, что доступно человеческому восприятию. Препятствия на пути к цели станут главными объектами вашего внимания. Чтобы преодолеть их, вам надо будет остановить на каждом свое внимание, оценить его и найти способ преодолеть, совершив нужный для этого поступок. Объект, оценка, действие — вот «три кита», на которых строится линия поведения актера на сцене. Причем действие —это уже результативный момент. Оно импровизируется каждый раз в момент творчества на сцене. Действие всегда — результат оценки, то есть верного внутреннего процесса «жизни человеческого духа», результат непрерывного «внутреннего монолога», который в жизни непроизвольно свойствен каждому человеку, на сцене же его необходимо воссоздавать каждый раз фантазией актера. Объект внимания может находиться — сейчас, конкретно, зримо — перед глазами человека или вставать перед его внутренним взором, в воспоминании, либо в мечте о будущем, просто неотвязно быть в мыслях (помещаться как бы внутри человека). Все мы знаем в жизни этот взгляд задумавшегося человека, смотрящего «внутрь себя». Глаза его как бы не видят, вернее, не фиксируют того, что происходит в это время непосредственно перед ним. Сейчас, когда зрителя в театре больше всего интересует процесс мысли героя, процесс его внутренней борьбы, когда зритель ищет и ждет умного героя с Стр. 11
психологией интересной, богатой и сложной, современный актер должен научиться искренно, интересно, содержательно и, главное, эмоционально мыслить на сцене, быть в этом плане каждый спектакль актером-импровизатором. Для этого надо определить объекты, которыми питается мысль, находя на каждой репетиции все более точное качество и характер мысли образа. Знать цепочку объектов своего внимания на пути к цели и импровизировать каждый раз процесс мысли; сегодня не так, как вчера, и завтра иначе, чем сегодня, потому лишь, что я сегодня иной, чем вчера, чем завтра. Поэтому с первого этюда нужно искать поступок только как результат оценки объекта. Объект, его оценка и процесс поиска верного поступка — азбука актерского искусства. В каждое мгновение сценической жизни у актера должен быть верно отобранный объект внимания.
«Глаз актера, который смотрит и видит, привлекает на себя внимание зрителей и тем самым направляет их на верный объект, на который им следует смотреть. Наоборот, пустой глаз актера уводит внимание зрителей от сцены» '. «Не сам объект, а привлекательный вымысел воображения притягивает на сцене внимание к объекту. Вымысел перерождает его, с помощью предлагаемых обстоятельств делает объект привлекательным» 2. Разумеется, в первых этюдах обычно объекты просты, как и предлагаемые обстоятельства, оценка их не представляет сложной задачи для мысли исполнителя, и поступок, активное действие находится легко. Чем дальше идет процесс обучения, тем сложнее предлагаемые обстоятельства этюдов, сложнее объекты. Они требуют большей интенсивности внимания, страстной концентрации мысли, более живой и гибкой фантазии, умения действовать не только физически, но и словом или только взглядом. В самом деле, даже молча и абсолютно не двигаясь, можно действовать очень ярко и активно. Простой пример: идет лекция. Слушатели могут вести себя по-разному. Одни внимательно смотрят и слушают, другие явно заняты посторонним делом, а кто-то молча смотрит на лектора, и в его взгляде столько отрицания и уничтожающего скептицизма, что лектор, наталкиваясь на 1. К. С. Станиславский, Собрание сочинений в 8-ми томах, т. 2, М., «Искусство», 1954, стр. 112. 2 Та м же, стр. 129. Стр. 12 этот взгляд, каждый раз будет преодолевать его, —«не обращать внимания», либо просто спросит: «Вам что, это не интересно? Вы не согласны?» Очевидно, что этот слушатель действовал, и действовал очень ярко, активно, причем одной только мыслью, выраженной взглядом. Обычно поступок бывает комплексом физического, психического и словесного действия. Предлагаемые обстоятельства совершающегося сейчас на сцене события должны быть вскрыты режиссером не поверхностно, а предельно точно и глубоко. Тогда определится само существо события, его сокровенный смысл, что неизбежно скажется на поведении актеров. Цель каждого участника события будет конкретной, увлекательной для актера. На пути к этой цели встанут определенные крупные и мелкие препятствия. Они явятся объектами мысли-фантазии исполнителя. Их надо будет либо преодолеть, либо использовать для достижения цели. Добиваясь от исполнителя подлинного внимания к объекту-препятствию, серьезной оценки его и подлинного поиска самого целесообразного поступка, направленного на его преодоление или использование на пути к цели, режиссер помогает актеру действовать на сцене по законам органики, а не фальшиво, по-актерски «представлять» действие. Стр13
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 525; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.221.114 (0.013 с.) |