Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Режиссерское искусство на рубеже XIX - XX веков.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Введение. Нередко появление режиссуры в театре понимается как нечто само собой разумеющееся, поскольку всегда существовал организатор театрального процесса (будь то актер, драматург, художник или музыкант). Момент, когда режиссер становится ключевой фигурой и признанным автором театрального представления, когда он вырастает, чуть ли не в диктатора, подчиняющего себе едва ли не все составляющие театрального организма, когда режиссер от первого лица творит theatrum mundi, а вокруг него по своим орбитам начинают обращаться драматург, актер, художник, музыкант, - именно этот момент есть достаточно четкая точка в пространстве истории. Часто можно прочесть о том, что проявление в театре такого режиссера обусловлено потребностями рождающейся в это время «новой драмы» (Ибсена, Стриндберга, Метерлинка, Чехова и др.), того нового литературного материала, который ворвался на театральные подмостки во II половине XIX века. Однако возникновение «новой драмы» и появление режиссуры – процессы, скорее, параллельные, хотя между ними и существует определенная взаимосвязь. Нельзя объяснить, причины эволюции тех или иных театральных форм теми изменениями, которые претерпевают формы других видов искусства. Зато вполне возможно выявить рядоположенные явления, имеющие общую историко-культурную почву. Интересно понять и сформулировать, какие родственные процессы в литературе, живописи, музыке сопутствуют появлению режиссера в театре. Это тем более важно, что режиссер долго скрывался под «маской». Эволюция чисто театральных, пространственно-временных, визуальных форм повлекла за собой грандиозные изменения всего сценического устройства, эмансипацию театральной выразительности от литературной, а также осознание этого факта большинством деятелей театра рубежа веков. В это время разрушается классическая, идущая от эпохи Возрождения сцена – коробка с живописными декорациями, основанными на законах перспективных сокращений, воспроизводящими мир во вселенской масштабности и эмпирической конкретности. Археологический стиль середины XIX века – последняя веха театрального иллюзионизма, характерная для этого типа иллюстративно-зрелищная функция театра приводит к тому кризису, который как взрыв разрешается рождением натурализма и символизма. Натурализм приносит универсальность охвата реальности в жертву «правдивости» ее отдельно взятого фрагмента, а символизм, напротив, в жажде утверждения лирического видения мироздания жертвует воссозданием его эмпирической конкретности. Насущная потребность в едином стиле – общекультурная предпосылка возникновения режиссуры. Одна из основополагающих идей режиссерского театра – идея театрально интерпретации. В середине XIX века режиссуры – художники, такие как Ч. Кин и Кронек ставят как бы «всю» драму, их интерпретаторские помыслы лишены рефлексии, важно само зрение, а не угол зрения. Сознательное выделение смысла одних художественных образов драматического текста за счет других, расставление смысловых акцентов с помощью сугубо театральных средств в масштабе целого спектакля начинают возникать только на этапе «натурализма» и «символизма» (в творчестве Антуана и Аппиа). Затем кардинальная реформа постановочных принципов, трансформация самых незыблемых элементов театра – сцены и зала, - выстраивание новой театральной иерархии с режиссером во главе влекут за собой потребность в развитии и усложнении средств актерской выразительности («сверхмарионетка» Крэга и «Синтетический актер» Аппиа). Наконец, уже в XX веке режиссерская воля, полностью «изменив мир», всерьез принимается за «человека». В начале XX века, почти одновременно с расцветом психологии, связанным с именами Фрейда и Юнга, театр также становится «психологичен», и режиссеры, на пути отречения от диктаторства и мессианства, находят себя в изучении психологии человека в условиях сценического мира, то есть в условиях «второй реальности». Начинает доминировать интерес к способам усиления актерской выразительности, совершенствованию психофизической техники. Различные режиссеры предлагают свои пути расширения возможностей актера и силы его воздействия на зрителя, те или иные способы влияния переживания и сознательной рефлексии в творческом процессе, различные принципы ансамблевых объединений в их соотнесенности с общей концепцией театрального синтеза. Для изучения эстетических возможностей «выразительного человека» крупнейшие режиссеры серебряного века пытаются осуществить идею театра – дома и театра – школы. Система К.С. Станиславского могла возникнуть только в определенных условиях художественного театра, объединявшего педагогический и творческий процессы.
Старые хозяева. В ренессансном театре «сверхличность» - драматург. Сколько бы не была плодотворна карнавально-зрелищная традиция, идущая от Средневековья, театр Нового времени складывается в текстах великих ренессансных драматургов: все собственно театральные, визуально-зрелищные элементы рождаются из оформляющей карнавальную образность индивидуальной воли автора. Театр эпохи Возрождения еще мало нуждается в тех элементах театральности, которые основываются на индивидуальной актерской выразительности. Трудно представить себе ситуацию, когда восприятие образа Гамлета зрителем принципиально изменилось бы от замены исполнителя. Статус актера в ренессансном театре скорее еще остается средневеково-ремесленным. Только автор владеет правами творца, драматурга. Уже в эпоху Возрождения формируется два типа отношений героя и мира, актера и сцены. Если сценический мир трактуется как среда, с которой актер вступает во взаимодействие, то герой как бы синтезирует в себе универсальные и индивидуальные качества. Если же, напротив, сцена трактуется как фон, или картина, то и в образах героев появляется большая отвлеченность и умозрительность. Первый тип театра тяготеет к гармонии вербального и визуального начал при очевидном главенстве вербального. Второй тип сцены - эту же гармонию устанавливает при явном усиление зрелищного элемента. Эта пара основных типов театральности Ренессанса находит дальнейшее развитие в двух главных стилистических формулах XVII столетия – классицизме и барокко. Парадокс ренессансного театрального антропоцентризма состоит в следующем: человек как таковой помещен в центр мироздания, актер как творческая личность центром спектакля не является, его всегда заслоняет и поглощает без остатка персонаж, созданный фантазией автора. Поэтому ренессансный театр – театр играющего актера. XVII век, век одновременности двух «больших» стилей, барокко и классицизма, универсальную равнозначимость и взаимодействие на «равных» переводит в противостояние. Барочное искусство в Англии, Испании, Франции, как это было и в Возрождении, основывается на сверхличности автора. Итальянский театр – театр «самый» придворный – становится театром художника – декоратора, открывшего век великой театральной машинерии и грандиозных сценических чудес. Сцена становится местом действия ожившей живописи и архитектуры. Итальянский барочный, по преимуществу музыкальный театр не знает декорации как статичного фона. Живописный фон «оживает». Барокко рождает также пышную, изощренную декорационную технику. Однако герой в таком представлении подавляется зрелищем, голос «мыслящего тростника» заглушается «грохотом» мировых катаклизмов и божественных чудес. От Возрождения к классицизму сценическое пространство становится все более «фиксированным» или иллюзорным, соответственно усиливалась роль живописи. С визуальной точки зрения барочный мир с его закругленными волнообразными, плавными линиями родственен органическим формам человека (в барочном театре мир и человек составляют органическое единство, хотя человек и не равен миру, а затерян в нем). Сценический мир трагедий классицизма, напротив, человеческой органике чужд и противопоставлен (пасторальные формы лирического музыкального театра является частью барочной традиции). Дворцовая декорация классической трагедии основывается на торжестве перпендикуляра, гармоничном равновесии горизонтальных, прямых линий и углов, органические формы вступают в визуальное противоречие с неорганическими. Драматический автор – классицист заменяет художника, воцарившегося как центральная фигура на барочной сцене. Однако его индивидуалистическая сверхценность подавляется стоящей над всяким личным волюнтаризмом государственной идеей, идеей высшего разума, управляющего мирозданием. Закономерно, что именно в классицистском театре повышается статус и роль актера в создании театрального произведения. Он еще не равен автору, но и не покрывается им. Актер и драматический автор одновременно удерживают единство сценического стиля. Именно классицистский театр осознает тот факт, что «актерское прочтение» роли может влиять на общее содержание всего спектакля. В театре классицизма целостный до этого времени мир личности как бы раздваивается на антагонистически противоположные миры разума и эмоций. Разум при этом принадлежит социальной иерархии и подчинен государственной и общественной идее, эмоции – человеку. Классицизм делает своим центральным идейным противоречием противоречие интересов частных и государственных, и в искусстве индивидуализм вытесняется в частную сферу, в сферу чувств. Ход мыслей героя в сформулированной автором драматической коллизии более или менее ясен, его эмоциональная реакция, особенно способы ее сценического воплощения, - варьирующаяся неопределенность. Актер как творец получает в свои руки частного человека, а за то, чтобы герой выполнил свой «долг» отвечает автор. Универсальность, вытесненная в эмоциональную сферу, обеспечивала необходимый накал страсти и дыхание жизни жесткой и рационально выверенной форме. Не внешняя, барочная театральность внутренняя, основанная на усложнении актерской выразительности, возникает именно в классицистском театре. Однако специфические особенности классицизма как сценического стиля таковы, что, только родившись, эта театральность почти становится «регламентированным средством», обобщенность сценического образа достигается путем следования канону и сугубо индивидуальная выразительность обрекается на ограничения формального идеала (легендарные жалобы актеров на непосильное творческое напряжение). Сочетать высокий накал чувств со сложной и подавляющей их (в первую очередь, их индивидуальные особенности). Сценической формой выражения, - соответствие такому художественному идеалу крайне не легко давалось конкретным сценическим практикам, и, в дальнейшем, нередко «идеальная» форма вытесняла содержание. К рубежу XVIII – XIX веков этот сценический канон приобрел черты, свойственные классицизму и академизму в живописи: холодность и отвлеченность. Ф. Дельсарт уже в середине XIX века предпринял реформу самого этого сценического канона, обновил его сильнейшие стороны, примирил его с романтической стилистикой и новым, романтическим типом антропоцентризма (в некоторых своих чертах его идеи предвосхищают открытия – режиссерского театра рубежа XIX-XX веков в сфере психофизической техники актера). Ф. Дельсарт становится первым в истории актером, попытавшимся создать не только школу, где изустно передаются сценические традиции, сколько «систему» актерского образования, изучающую законы психотехники, законы сценического существования, - и привлекает наше внимание в связи с вопросом о генезисе режиссерского театра. Таким образом, можно сказать, что будущую функцию режиссера как объединяющего начала спектакля в эпоху Возрождения выполняет автор, в барокко – художник, в классицизме – канон, или, если шире, - сценический стиль как сумма идеальных представлений о спектакле, всегда предшествующая спектаклю, существующая даже «реальнее» нежели конкретное сценическое творение. Век Просвещения впервые приносит спор об актере. Самое известное, но отнюдь не единственное литературное оформление этого спора – «Парадокс об актере» Д.Дидро
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 1227; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.6.144 (0.012 с.) |