Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Режиссерский замысел спектакля — степень его образной конкретностиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
От драматурга и его замысла берет старт целеустремленная режиссерская фантазия, предчувствуя будущий спектакль. Режиссер, даже впервые читая пьесу, понимая автора, проникая в его замысел, уже и в этот процесс привносит свою собственную индивидуальность. Заражаясь авторским замыслом, он невольно ищет и находит в нем то, на что особенно остро, чутко откликаются его режиссерская фантазия, воля, ум, чувство. Он постепенно как бы сам перевоплощается в автора, так же как актер перевоплощается в образ. Он начинает видеть то, что волновало автора,— но уже по-своему, привнося в это свои индивидуальные качества и свойства. Если бы не было этого, то все режиссеры ставили бы одну и ту же пьесу совершенно одинаково. Проникая в сверхзадачу автора, режиссер невольно чувствует, понимает, видит, что он, режиссер, хочет сказать своим будущим спектаклем зрителю. И рядом с этим что уже моментами вспыхивают яркие зрительные образы той или иной сцены, эпизода, отдельные диалоги, характеры, то есть рядом с что возникает уже и как будет это выражено в будущем спектакле. Постепенно в процессе проникновения, вживания в материал эти отдельные как сливаются в непрерывное видение, понимание всего течения спектакля. Происходит зарождение, создание уже режиссерского замысла, устремленного к сверхзадаче уже режиссерской. Она, режиссерская сверхзадача, подчиняет себе фантазию режиссера и начинает отбирать выразительные средства театра, которыми можно создать на сцене именно это, то самое, что замыслил режиссер на основе замысла драматурга, но уже языком театра, сценического действия. Для режиссеров пьеса, словно волшебная шкатулка, полная интереснейших вещей, ключ от которой потерян. Найти ключ, открыть волшебную шкатулку и показать всему миру богатства мыслей, образы, интереснейшие психологические ходы и пластические формы, заключенные в ней, вот задача режиссера. Он облекает в плоть и Стр. 50 кровь своего режиссерского замысла образы, рожденные фантазией драматурга и запечатленные им в пьесе. Каждый спектакль несет в себе портрет своего творца. Он либо психологически тонок и точен, умен, брызжет озорством, остроумием, изящен, изобретателен; либо сух, скучен, ординарен, как и его создатель. О режиссерском замысле написано много и необычайно интересно крупными режиссерами советского театра. Раскрытию этого сложного и емкого понятия можно было бы посвятить самостоятельную книгу. Моя же скромная задача сейчас — лишь наметить вехи пути, на который вступает студент режиссерского факультета, встречаясь впервые с драматургией. Режиссерский замысел включает определенность понимания того, что нужно выявить в спектакле, в мизансцене, в поведении человека на сцене. Конкретность намерений необходима режиссеру в работе с актером. Надо точно знать, чего ты хочешь от актера. Тогда ты можешь не только заразительно рассказать актеру о своем замысле, но и показать, сыграть нужное психофизическое поведение человека, то, как он стоит, как говорит. Можешь объяснить, почему именно так, убедить, заразить, увлечь рассказом и показом основного «зерна» поведения исполнителя роли в будущем спектакле. Через очень конкретное задание актерам, через точное, как бы осязаемое режиссерское видение каждой сцены осуществляет режиссер свой замысел в действии на сцене. Режиссеру всегда необходимо четко понимать и знать, что он хочет выразить, и сразу обязательно—- как будет этого добиваться, какими средствами театральной выразительности. Без конкретности нет режиссерского замысла. Решить ту или иную сцепу — значит найти глубинную основу поведения действующих лиц, их взаимоотношения и затем переложить на точный язык поведения каждого действующего лица, дать точные задания актерам. В процессе репетиций режиссер незаметно подводит актеров к определенному поведению. Это не означает, что актер лишается возможности импровизировать на сцене. Но он будет теперь импровизировать, исходя из точного режиссерского задания, из подсказанного режиссером основного действия. Сверхзадача режиссерского замысла, идея, ведущая режиссера, его взгляд, его отношение к событиям, персонажам, действию спектакля определяют и жанр спектак- Стр.51 ля, и распределение ролей, и выбор художника и композитора. Начинается творческая работа над превращением литературного произведения драматурга в сценическую быль. Теперь задача режиссера и всего постановочного коллектива театра — найти выразительные театральные средства для воплощения замысла, для раскрытия основной мысли, во имя которой ставится спектакль. Стр. 52 IV. ВОПЛОЩЕНИЕ РЕЖИССЕРСКОГО ЗАМЫСЛА.ПОСТРОЕНИЕ СПЕКТАКЛЯ ПО СОБЫТИЯМ И ДЕЙСТВИЯМ Методика работы. «Дети» М. Горького на курсе Н. М. Горчакова Курс Н. М. Горчакова еще раз встретился с драматургией Горького в работе над его одноактной пьесой «Дети». В свое родовое захолустье приезжает князь, проживающий по столицам и заграницам свои «исконные» леса и земли. Местные «деловые» люди Зобнин и Кичкин пронюхали об этом событии, и развернулась интрига — кто первый перехватит князя, а с ним и доходный княжеский лес. Действие происходит в зале ожидания на железнодорожной станции. Схватка, борьба за лес — вот сквозное действие пьесы. Что же было показано Н. М. Горчакову как результат проделанной работы? На сцене стоял почти полностью накрытый стол, было приготовлено кресло для князя. Местная группа Зобни-на разворачивала и расставляла закуски. Зобнин ходил вокруг стола, мечтал, поучал Костю, как говорить речь, и Татьяну — как подносить вино; первые минуты это было занятно, затем все скучнее и скучнее. Потом в дверях возникла группа Кичкина, между главарями происходил несколько щекотливый разговор на тему «кто кого надул», и компания Кичкина тоже начинала располагаться в зале. Н. М. Горчаков остановил репетицию и предложил разыграть этюд на тему первого события пьесы: «Зобнин объегорил Кичкина». Горчаков подсказал исполнителям, как люди Зобнина потихоньку от соглядатаев Кичкина забежали вперед и заняли самую выгодную позицию для встречи. Все со столов было сложено в узлы и корзины. Возник обычный зал ожидания: скамья у стенки, перед ней ничем не покрытый стол, входная дверь и дверь в сортир. Нагрузившись узлами, свертками, корзинами и стараясь не производить большого шума, группа Зобнина стремительно ворвалась в зал. По команде Зобнина его люди сгрузили с себя поклажу и начали наивыгоднейше Стр. 53 устанавливать стол, искать кресло, выбирать, как и где лучше посадить князя — лицом к двери или спиной к ней, доставать из корзины скатерть, приводить в порядок помещение, проверять, нет ли на платформе кого от Кич-кина, распаковывать корзины, развязывать узлы, помогая себе даже зубами, и уже потом только расставлять закуски и наливки. Так на сцене развернулась кипучая деятельность, полная злорадного торжества над Кичкиным — объегорили! Затем по предложению Н. М. Горчакова так же конкретно, точно сыграли этюдно и второй эпизод первого события: «Репетиция встречи». Зобнин провел ее как заправский режиссер. Он сам оформлял поднос Татьяне, менял одну бутылку настойки на другую, заменял меньшую рюмку на большую. Со словами «Ты старайся красивее быть» он снимал с плеч Татьяны косынку, скрывающую декольте. Зобнин всерьез решал, выбирая из двух бутылок одну, чем поить князя — купоросным маслом или «можжевеловой»? («Можжевеловая — она сразу непривычного человека ушибет! Какого ты сословия ни будь, она, брат, всякое упрямство разможжит...») Он отгонял от бутылок Костю, чтобы тот не нализался до времени — сорвется речь! Третий эпизод — «Незваный гость». Зобнин выживал из зала бесцеремонного начальника станции, которому также хотелось выпить. Начальник бродил вокруг стола, протягивал руку то к одной, то к другой бутылке, интересуясь, а Зобнин отставлял бутылки подальше, хмуро поглядывая на незваного гостя и ничем не поощряя его намерений. Получалась смешная по своей откровенности сцена. Четвертый эпизод: «Актеры перед выходом». Н. М. Горчаков предложил исполнителям Кости и Татьяны сыграть этюд: актеры на премьере перед выходом. Костя и Татьяна наперебой полезли к зеркалу, мешая друг другу, заслоняя один другого, и замечательно лег на это текст Горького: «— Вы мне на хвост наступили... — Пардон! Распространяетесь очень!» Костя еще и еще принимался бубнить про себя свою приветственную речь, проверяя, не упустил ли чего. Всерьез занявшись этим, он на надоедливые, настойчивые указания Зобнина очень искренне возмутился: «Человек думает как лучше, а вы ему голову грызете... Дайте мне мысли мои обгарнизовать!» Стр. 54 Получилась острая, смешная, вся на серьезных конфликтах сцена подготовки встречи, выраженная в точных, типичных для данных обстоятельств действиях. Затем была соответствующим образом снаряжена группа Кичкина, извещенного обиженным начальником станции. И необыкновенно азартно разыгралось второе событие пьесы: «Сражение с конкурентом». Когда люди Зобнина увидели Кичкина с компанией, они вдруг бросились строить баррикаду у двери. Кичкины ломились, эти не пускали. Произошли целые баррикадные бои под хохот студенческой аудитории, дело решила находчивость Марьи из группы Кичкина, она первая полезла в окно, и таким образом «десант» Кичкиных ворвался на поле боя! Ситуация была столь острой, что главари двинулись друг на друга, назревала явная потасовка! Второй эпизод этого события назвали «Перемирие». Развивался он так: окружающие еле растащили главарей, дамы вцепились и не пускали их, а мужчины враждующих партий договаривались о перемирии и о действиях сообща. Главари тем временем опять чуть было не вцепились друг в друга, их снова растащили. Так возникла компания «Кичкин и Зобнин» и начался следующий эпизод пьесы: деловой разговор, то есть базарный торг, или кто кого объегорит в рамках этого союза. Этот эпизод состоял из поступков: а) стащили, соединили, обсоюзились; б) «вспрыснули» будущую компанию; в) приступили к торгу, не прозевать бы, не дать обвести себя по пунктам: 1) чья пойдет выпивка; 2) чей представитель будет говорить речь; 3) чья баба будет прельщать князя; 4) в чьем доме князь остановится; 5) стычка дам: что интереснее князю — телеса или французский язык. Следующий эпизод назвали «Прошение», так как главным происшествием в нем было появление старухи с прошением неизвестно о чем князю. Это вызвало следующие поступки: а) Кичкин решил, что это жалоба на Зобнина, и захотел воспользоваться этим козырем против Зобнина и улизнул вслед за старухой; б) Зобнин, однако, не прозевал и бросился за Кичкиным, а следом и все мужчины (дамы же, ведя перепалку, ждут, чем кончится); в) обратно ввалилась толпа, в центре старуха и Кичкин с высоко поднятой рукой, в которой он держит Стр. 55 добытое оружие против Зобнина — прошение вокруг свалка, сторонники Зобнина рвутся завладеть прошением сторонники Кичкина не дают им; г) под шумок Евстигнейка — местный изобретатель - спрятался в сортире, чтобы тут дождаться князя д) чтение прошения. Зобнин торжествует: и.- Зря старался Кичкин, не удалось объегорить. Посрамленный Кичкин предлагает выпить на мировую, и... Третье событие пьесы — «Встреча»— начинается, звонком к подходящему поезду — «Едет!»: а) все повалили на перрон, приказав сторож у быстро вымести из зала сор; б) сторож не упустил своего и хлебнул и Евстигнейка застиг его и получил свою долю -храбрости перед встречей с князем. Евстигнейке пришлось обещать сторожу пол-литра, чтобы вернуться в засаду; в сортире. «Встреча», к которой все и двигалось до сих пор со стояла из нескольких эпизодов. Эпизод первый. В зал ожидания втискивается. Толпа. В центре князь и Бубенгоф. Каждый проталкивается вперед, к князю поближе, передние стараются оттеши них. Толпа производит впечатление летящего, толы и оторвавшегося роя пчел, кружащихся вокруг своей Кичкин теснит Зобнина, Зобнин — Кичкина. Эпизод второй. Приветственная речь Кости, Типунов исправляет, как может, ошибки Кости, заглаживает удачные реплики Кичкина. Эпизод третий. Тост и подношение вина и закусок Татьяной. Князь не успевает прийти в себя от первой рюмки, как партия Кичкина выталкивает Марью с бутылкой и рюмкой! Напиток Кичкина доконал князя. Эпизод четвертый: «Размозжили!» Бубенгоф, отпихивая всех на своем пути, с глотком напитка во рту милея сквозь толпу к спасительному окну. Татьяна от толчка выронила тяжелый поднос и сама по инерции села на пол. Бубенгоф оттолкнул второго, третьего на своем пути и наконец... избавился от напитка. Стоя у окна окинул всех взглядом следователя, и его текст: «Это ниток — есть очень опасен для жизнь» — прозвучал неожиданно угрожающе. Все, сидя на полу, кто где, неотрывно следят за князем, который имел неосторожность проглотить и вторую рюмку и теперь, окаменев, следствий своего пагубного поступка. В этой дикой ситуации, Стр. 56 потрясающе смешно прозвучал диалог пьяного пассажира и Татьяны: «— Превосходный буфет у вас, королева! — Кушайте, если вы с князем! Но только это не буфет... — Нет? Странно... Что же это? — Прием! Разве вы не понимаете?..» Но тут князя «повело». И со словами: «Нет, больше я не могу...» — следом за Бубенгофом он устремился к окну. Все, оставаясь в прежних позах, внимательно наблюдают за князем, свесившимся наполовину в окно. Общее облегчение наступает, лишь когда князь, повернувшись снова к участникам «приема», вежливо объясняет свое поведение: «Я вот... смотрю... какой широкий горизонт у вас...» Но вежливость — вежливостью, а надо спасаться! Так кончается событие встречи и переходит логикой обстоятельств в следующее, четвертое событие пьесы, названное «Попытка к бегству». Развивалось оно так: князь требует лошадей и, прикрываясь Бубенгофом, отступает к двери, но его оттесняют от Бубенгофа, окружают и, зажав между двух дам, чтобы ему было совсем неудобно так быстро ретироваться, ведут к столу, усаживают в приготовленное с самого начала кресло. Бубенгоф тщетно ищет лошадей, с ним никто не вступает в беседу на эту тему, все мягко, но упрямо, не понимая, что ему надо, устремляются от него к князю. Князю, «зажатому» дамами, ничего не остается, как пуститься в светскую беседу с ними. Но не это главная цель встречающих. Поэтому Кичкин переходит к главному— деловому разговору (двенадцатому эпизоду пьесы). Из этого разговора моментально разгорается свара — кто кого обведет! Кичкин хочет начать первым, но Зобнин опять начинает «забегать». Не дремлет и Типунов; Зобнин чуть было не увозит князя на своих лошадях с помощью Кости! Но Кичкин встал «насмерть». Князя буквально рвут на части, поливая друг друга грязью. Сварой воспользовался «миротворец» Типунов и, объегорив Кичкина и Зобнина, перехватил инициативу, предложил князю продать лес троим: компании «Типунов, Кичкин и Зобнин»! Опешили от этой ловкости Зобнин и Кичкин — вот во что обошлась им их ссора и жадность! Но и этой компании не суждено было состояться... Стр. 57 Эпизод следующий: «Лес продан!» Роковое известие для местных воротил и мироедов... Князь отбивается как может и извиняется — лес уже продан. Как? Когда? Кому? За подтверждением обращаются к Бубенгофу, и выясняется, что Бубенгоф-то и купил лес. Не нужный теперь никому князь брошен всеми. Мрачно столпилось местное население («туземцы») против гордо стоящего Бубенгофа. Бубенгоф подбирает князя, чтобы с ним покинуть помещение, но тут к нему пристает и мешает уйти пьяненький пассажир. Воспользовавшийся заминкой Евстигней-ка бросается в ноги князю, мешая ему уйти. Эпизод следующий — скандал с местным «юродивым». «Обворованные туземцы» с удовольствием наблюдают, как Евстигнейка обругал Бубенгофа, и предчувствуют дальнейший скандал — «комедь» с участием ненавистного князя и Бубенгофа. Они поддерживают как могут этот скандальный эпизод, отнюдь не утихомиривая Евстигнейку и не помогая Бубенгофу и князю спастись от него. Этим они мстят за свое поражение. А затем и сами открыто пускают в их адрес издевательские реплики. Хоть так отыграться за свою неудачу! Отступление князя и Бубенгофа сопровождает всеобщая критика им вслед. Идет последний эпизод пьесы — «Союз неудачников». Только теперь, «у разбитого корыта», на некоторое время объединились, чтобы изжить неудачу, эти пауки местного масштаба. Они: а) дружно отводят душу критикой в адрес князя; б) дружно заливают горе вином; в) дружно нахваливают друг друга за ловкость и жадность; г) дружно утешаются, «шутя» над заснувшим пьяненьким пассажиром: идет в ход солома в нос, вино за шиворот и другие столь же «редкие и остроумные» выходки под бурное одобрение всей компании. Вполне животная непосредственность и в пожирании друг друга и в удивительно примитивном веселье. «Дети»! Или зоопарк? Джунгли как они есть! Звери на свободе... Спектакль получился темпераментный, яркий, образный, смешной, злой! Так бурное действие пьесы, поначалу потонувшее в тексте из-за недостаточного проникновения в суть действия, в существо событий, было возвращено И. М. Горчаковым к жизни. И через поведение действующих лиц был выражен замысел спектакля — джунгли, человеческие джунгли, невежественные, хитрые, примитивные, темные, были обстреляны смехом, загорелись от смеха. Стр. 58 2. Этюд на событие как основа репетиций Процесс работы над «Детьми» сделал всех студентов курса убежденными последователями метода построения спектакля по событиям и действиям. Это один из наиболее эффективных методов работы режиссера в современном театре. В чем же существо этого метода работы? Первоначальная задача — перейти от текста к событиям. Из текста пьесы мы узнаем, какие события и факты выражены писательским средством — словом. Определив события, конфликты, взаимоотношения, предположив, какое поведение, какие действия вызовет то или иное событие, выходим на сцену и пытаемся органично, целеустремленно действовать. Теперь идем уже обратным путем, то есть не от текста к событию, а подчиняя текст пьесы разворачивающемуся действию, событию, поведению участников. Таким образом, чтобы выйти играть то или иное событие, я, актер, должен сначала понять, какое мое основное действие в этом событии, как это событие заставляет меня вести себя, а затем — начать действовать на сцене всем своим физическим и психическим аппаратом, своим мозгом, своей волей, своим словом. Слово — это только одно из актерских средств воздействия на партнера. Мысль, выраженная взглядом, воля, сконцентрированная в определенном направлении, темперамент, устремленный к этой же цели, все тело актера, весь его мышечный и нервный аппарат, право же, не менее важны и выразительны, чем слова роли. Поэтому нельзя ограничивать себя только текстом, а надо всем своим психофизическим аппаратом действовать, подчиняя этому подлинному действию текст. Когда же исполнитель ухватил, понял главное свое действие в сцене, в эпизоде всем своим существом, волей, психикой, тогда пусть берется за текст автора. Как часто режиссеру приходится слышать от актера: «Но я не могу этого сыграть, это же не написано!» — как будто у него, актера, единственное средство воздействия на партнера — слова! Драматург, когда пишет слова роли, подразумевает все средства актерской выразительности и заразительности. Актер же почему-то часто верит только в текст. Еще Станиславский, глубоко понимая это, проводил репетиции, лишая актера текста и заставляя его действовать волей, взглядом, точным жестом, всем - Стр. 59 психофизическим аппаратом, так как только такое действие есть истинное действие. Обратимся к его материалам книги «Работа актера над ролью», к тому месту, где режиссер Торцов, обращаясь к студентам, подытоживает результат одной из таких репетиций: «Вы вспоминали факты, а потом и действия в их логически-последовательном порядке... А потом сыграли первую картину пьесы по фактам и по физическим действиям». Далее он задает вопрос актерам: «Подумайте, удалось ли бы вам добиться таких результатов, если бы в вас наравне с «жизнью человеческого тела» роли не росла соответственно линия «жизни человеческого духа»? Она давно уже проявляла себя, так как не может быть внешней линии без внутренней и наоборот. Не удивительно, что вам очень скоро потребовались слова, и вы за неимением авторского текста прибегли к своему собственному. Он потребовался вам не только в помощь физическому действию, но и для выражения мыслей и для передачи зародившихся внутри переживаний... Ваша речь в роли протекала при нормальных условиях и была поэтому активной, действенной... Накаталась правильная линия задач, действий и мыслей. Только после такой подготовки вам вернули печатный текст пьесы и вашей роли» 1. Также К. С. Станиславский говорил, что если сцену отделить стеклом от зрительного зала, то актер, подлинно действующий, верно целеустремленный, должен остаться вполне понятным зрителю. «Есть мысли и есть чувства, которые вы можете выразить своими словами. Все дело в мыслях и чувствах, а не в словах роли. Линия роли идет по подтексту, а не по самому тексту. Актерам лень докапываться до глубоких слоев подтекста, и потому они предпочитают скользить по внешнему, формальному слову, которое можно произносить механически, не тратя энергии на то, чтобы докапываться до внутренней сущности» 2. Говоря о методе действенного анализа, К. С. Станиславский подчеркивает: «Тот процесс, о котором я говорю, выполняется одновременно всеми умственными, эмоциональными, душевными и физическими силами нашей природы» 3. 1 К. С. Станиславский, Статьи. Речи. Беседы. Письма, М.,«Искусство», 1953, стр. 597—599. 2 Там же, стр. 543—544. 3 Там же, стр. 635, Стр. 60 Нередко, следя за игрой актера, не понимаешь, что, какую цель преследует актер, в чем суть его действия в сцене, на что устремлен весь его человеческий темперамент воли и мысли, чего именно хочет он добиться от партнера в сцене. Так бывает, когда сам актер не понял, не воспринял всем своим существом основное, решающее свое действие в сцене либо режиссер не точно, не досконально, не конкретно вскрыл это действие для актера. В этом случае актер играет текст, а не действует подлинно всем своим существом. Режиссерское решение основного действия актера в каждой сцене должно быть для актера предельно ясным, конкретным, как бы осязаемым. Актер должен его понять не только умом, а всем своим существом и психологически и физически ощутить, то есть начать практически верно, подлинно осуществлять его, подчиняя все свое поведение, весь текст этому одному главному действию.«Понять» на нашем профессиональном языке значит уметь сделать... Пути к освобождению от формальности в произнесении текста, пути к подлинному действию, мысли, чувству актер находит, играя этюд. Требования к актеру и режиссеру в процессе работы Для того чтобы актер мог интересно работать, пользуясь методом действенного анализа существа пьесы и построения спектакля по событиям и действиям, он должен воспитывать в себе ряд необходимых качеств. Любовь к импровизации, непосредственность оценок, творческая воля, инициатива, точность и тонкость общения с партнером, умение эмоционально мыслить — все это помогает искренне, всем существом подлинно действовать на сцене. Уметь подчинить все поведение, весь текст одному, главному своему действию в данном эпизоде —значит уметь действовать целеустремленно, все время чувствуя перспективу сцены, ее динамику. Когда актер занят все время точным воздействием на партнера, тогда и зрителю ясно, куда устремилось действие. Зритель следит за его развитием, за живым процессом взаимодействия актеров. Если актер только иллюстрирует текст, подбирая подходящие интонации, повороты, позы, мизансцены и тому подобное, не ведя главного — точного действия и взаимодействия,— тогда все происходящее на сцене Стр. 61 становится бессмыслицей и зритель устает от непонятного, топчущегося на месте спектакля. Режиссер должен уметь определить и вскрыть последовательность и существо событий в спектакле. Последовательность событий рождается развитием сквозного действия пьесы. Каждое событие есть новый этап сквозного действия; если событие не лежит в русле сквозного действия, значит, оно неточно определено, неверно решается, не отвечает замыслу. Студент-режиссер должен очень точно найти, угадать основное действие актера в результате каждого события. Чем тоньше, глубже, неожиданнее и конкретнее режиссерские трактовки событий, тем интереснее, заразительнее они для актера и для зрителя. Студенты, работая друг с другом на уроках актерского мастерства и режиссуры, начинают понимать, что лучше не диктовать актеру, а «подбрасывать» все более точные предлагаемые обстоятельства, действия, будить воображение артиста, приучать его к активности в творческом процессе, к творческой самостоятельности. Анализ пьесы по событиям — это метод, при котором события — основа репетиций и будущего спектакля. Сначала этюдно, не с авторским текстом, а со своими словами репетируется одно событие, затем другое. Если текст очень легко запоминается и нравится исполнителю, может присутствовать текст и автора и свой. Важно определить событие точно, построить сценическое действие, выражающее существо события, его суть, найти для этого события типичные поступки действующих лиц. Цель студента-режиссера научиться так строить действие, чтобы раскрывать, развивать событие в поведении действующих лиц, подсказывая предлагаемые обстоятельства, «если бы», ставя перед актерами точные, интересные задачи, сталкивать действующих лиц в конфликте. Режиссеру надо иметь свое видение действий, но не навязывать его актерам, а подманивать их к своему видению, подбрасывая новые и новые предлагаемые обстоятельства, обращая внимание на те обстоятельства роли, которые они упускают. «Вы делаете так, как будто бы... А как бы вы сделали это нее, если бы?..» И, может быть, актер увидит это интереснее и сделает тоньше. Во всяком случае, по-своему, а это всегда лучше, чем чужое. Сыграв этюдно событие, эпизод спектакля, полезно обсудить с участниками репетиции, что не удалось и почему, что упущено, что является излишним, снова - Стр. 62 обратиться к тексту, чтобы уточнить предлагаемые обстоятельства, уточнить последовательность действий. Сыграть еще и еще раз. Сравнить свой текст с текстом автора, увидеть, понять, в чем разница, почему автор сказал так, а не иначе. Что заставило его сказать именно так. Постепенно переходить к тексту автора, подчиняя его целиком и полностью основной действенной задаче эпизода. Превратить авторский текст в свое подлинное необходимое словесное действие. Работа методом построения по событиям и действиям преследует цель создания спектакля процессов, а не спектакля результатов, которые возникают тотчас же, как только исчезает подлинное взаимодействие актеров, как только главным становится мизансценный рисунок, текст, как только кончается импровизация, точное и тонкое общение актеров на сцене в процессе взаимодействия. Глубоко ошибаются режиссеры, идущие по пути внешнего выстраивания роли. Прожив, продействовав роль, поняв ее изнутри, но не веря в способность актеров подлинно мыслить и действовать на сцене, режиссер предлагает чисто механические приемы исполнения: тут оглянуться, тут встать, тут перейти, тут закурить, поднять воротник, тут долго посмотреть вверх и т. д. Даже если все это сопровождается разбором подлинного действия в адрес партнера, то актер, к сожалению, очень часто оправдывает режиссерское недоверие и действительно начинает проделывать все предложенные мизансцены, свято веря, что они за него все сыграют и выразят. Актер перестает беспокоиться о главном и решающем — подлинном поиске воздействия на партнера волей, точной мыслью. Так рождается спектакль результатов без подлинного процесса «жизни человеческого духа». Так же как нельзя слепо верить только в выразительность слова, текста, отбрасывая всю психофизическую природу человека-актера, ее выразительность и заразительность,— совершенно так же нелепо предполагать, что предложенный режиссером пусть даже очень талантливый, но внешний рисунок поведения сыграет за актера роль. «Усиленно болтающий язык и автоматически двигающиеся руки и ноги не заменят осмысленного, дающего жизнь всему глаза. Недаром глаза называют «зеркалом, души» '. 1 К. С. Станиславский, Собрание сочинений в 8-ми томах, т. 2, стр. 105. Стр. 63 И еще: «Творчество требует полной сосредоточенности всего организма — целиком» 1,— пишет Станиславский. Когда актер заранее знает, где, что ему надо сделать, уходит главное — живой поиск поступка, поиск, что и как сегодня сказать и сделать, чтобы добиться желаемого от партнера. Для каждого представления спектакля важно не то, чем оно похоже на предыдущее представление, а то, чем сегодняшний спектакль отличается от вчерашнего (что родилось сегодня нового в подлинном взаимодействии, какая интонация, какое приспособление?). Новое, сегодняшнее, импровизационное есть залог жизни, борьбы со штампом, формализмом, внутренней пустотой. Об этом же говорит и М. О. Кнебель: «Как только актер на сцене перестает жить непосредственной оценкой происходящего, как только живые видения, живое тесное общение, истинное физическое самочувствие подменяют даже самым великолепным изображением подсказа режиссера, так со сцены сразу веет скукой. Без живых, подлинных, горячих мыслей и чувств актера все на сцене становится мертвым» 2. Метод построения спектакля по событиям и действиям — это прием работы, теребящий актера, его творческую активность, переводящий актера из категории марионетки в активного соучастника творческого процесса. Это прием работы, требующий подлинно действующего актера, то есть актера, находящегося в непрерывном поиске необходимых поступков, мыслей, жестов, взглядов и слов для точного воздействия на партнера. Это прием работы, создающий на сцене подлинные столкновения, конфликты, подлинную борьбу страстной, кипучей человеческой мысли, спор о жизни, о человеке, о любви. Работа этим методом вовсе не означает для режиссера паразитизма на импровизирующем актере, по принципу—«куда вывезет актерская импровизация». Из работы Н. М. Горчакова над одноактной пьесой Горького «Дети» очевидно, что он не смог бы приступить к репетициям, не имея очень определенного режиссерского замысла будущего спектакля, не имея ярких, эмоциональных режиссерских видений его отдельных эпизодов. Уже его режиссерский рассказ первого события пьесы заразил актеров точным видением, острыми 1 К. С. Станиславский, Собрание сочинений в 8-ми томах, т. 2, стр. 121. 2 М. О. Кнебель, О действенном анализе пьесы и роли, М., «Искусство», 1962, стр. 130. Стр. 64 предлагаемыми обстоятельствами, близкими, понятными аналогиями. Н. М. Горчаков предложил актерам новый, жгучий внутренний темпо-ритм поведения, продиктованный тайностью, стремительностью, злорадством и деловитостью «объегоривания» противников. Режиссерские видения увлекли, дали верный эмоциональный заряд на всю пьесу, верно настроили ход мысли актеров, натолкнули на верные внутренние монологи, точные поступки. Не освобождает также режиссера этот прием работы от мизансценирования, но режиссер здесь не предлагает актерам определенных готовых мизансцен как таковых,, а подводит актеров к той или иной мизансцене в процессе взаимодействия, в результате борьбы интересов действующих лиц. Мизансцена, задуманная режиссером, возникает как неожиданность, как счастливая находка, а зачастую и обогащенная непредвиденными подробностями актерской импровизации. Репетируя «Детей», Н. М. Горчаков не сказал ни единого слова специально о мизансцене, но каждый эпизод был решен им очень ярко, образно. Мизансцены спектакля раскрывали внутренний смысл происходящего, были точно продиктованы жанром сатирической комедии, они отражали точку зрения автора, режиссера, актеров на события пьесы. Великолепная мизансцена «приема» родилась внезапно, импровизационно, но сейчас мне ясно, как точно все было подведено к ней. Взявшие князя в кольцо «туземцы» теснят друг друга, чтобы попасть в орбиту его внимания. Все их усилия направлены на то, чтобы не упустить князя. Окружить его, захватить речью, прельстить телесами дам и... обделать дельце! Польщенный встречей князь попался на удочку и принял «можжевеловую»! Она остановилась где-то между желудком и ртом. Князь замер! Более осторожный Бубенгоф, не глотая, устремился к окну, но толпа не пускает, задние теснят передних. Бу-бенгофу приходится прорываться! И вот результат — блестящая мизансцена: немец свесился в окно, на полу — шлепнувшаяся Татьяна, возле нее поднос и катающиеся по полу бутылки, князь с выпученными глазами, сжав зубы, борется с «можжевеловой», восторженные рожи «туземцев» следят, кто кого: князь — «можжевеловую» или «можжевеловая» — князя. И еще блестящий горьков-ский текст диалога Татьяны и пьяного пассажира, когда она объясняла ему, что происходит «прием». Конечно же, это рождало взрыв хохота у зрителей. А все усилия режиссера были направлены как будто бы Стр.65 только на организацию подлинного действия и контрдействия, а именно на организацию плотного кольца окружения и мощного прорыва Бубенгофа, то есть на подготовку неизбежности, органичности, убедительности возникновения такой смелой, яркой мизансцены. Работа методом построения спектакля по событиям и действиям требует от режиссера точного, определенного решения замысла, ярких режиссерских видений отдельных моментов будущего спектакля, точного и тонкого проникновения в психологию действующих лиц, в их взаимоотношения. Только в этом случае режиссер получает право и на подсказ и на показ, на корректуру импровизации в поисках наибольшей выразительности. Не имея замысла, конкретного решения, режиссер не сможет руководить процессом репетиций, работа примет стихийный, бессмысленный характер, результаты ее будут чистой случайностью, масса времени будет растрачиваться впустую.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 1115; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.49.90 (0.015 с.) |