Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Издательство «искусство» москва, 1969↑ Стр 1 из 10Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ОТ АВТОРА Материал для создания этой книги я стала собирать по совету Н. М. Горчакова, доктора искусствоведения, профессора ГИТИСа, режиссера МХАТ, известного широкой аудитории читателей своими книгами: «Режиссерские уроки К. С. Станиславского», «Режиссерские уроки Вахтангова» и др. Николай Михайлович Горчаков был моим учителем в режиссуре — сначала я училась в ГИТИСе на его курсе, затем работала как молодой преподаватель под его руководством. Николай Михайлович предложил мне записывать наши практические занятия этюдами, отрывками, по возможности фиксируя самый ход, процесс работы. — Из этих записей со временем может составиться полезная методическая книга, — говорил он. Я последовала его совету. С тех пор прошло достаточно много времени. За эти годы я работала как преподаватель на курсе народного артиста РСФСР, профессора Н. В. Петрова, на курсе заслуженного деятеля искусств, профессора А. А. Гончарова, и на курсе А. В. Эфроса. Мне посчастливилось в течение нескольких лет наблюдать занятия со студентами этих интереснейших и своеобразных режиссеров, работать с ними в непосредственном контакте, воспитывая молодых режиссеров советского театра. У меня накопился и свой собственный пятнадцатилетний опыт работы на режиссерском факультете ГИТИСа. Я не ставлю себе задачу затронуть все проблемы режиссерского искусства. Некоторые важные этапы подготовки студентов-режиссеров в ГИТИСе не будут освещены в этой книге, как не будет показан весь процесс работы по созданию спектакля. Читатель познакомится лишь с Етчальными этапами обучения, с работой над этюдами и отрывками из произведений драматургии в первые два года обучения студентов. Каждая конкретная студенческая группа требует особого подхода к ней, творческих контактов. Каждый руководитель курса в ГИТИСе имеет свои, только ему присущие секреты и особенности процесса обучения, да и они развиваются, изменяются во времени. Поэтому попытка сформулировать, записать некий незыблемый метод воспитания, всякая окончательная, установленная для всех система обучения, наверно, таит в себе опасность косности. Тем не менее опыт, сложившийся за годы работы режиссерского факультета ГИТИСа, может быть полезен для тех, кто занимается в театральной самодеятельности, руководит творческим коллективом. Я приношу большую благодарность за ценные замечания и советы по моей работе над книгой профессору Алексею Борисовичу Гла-голину-Гусеву, заведующему кафедрой режиссуры Харьковского института искусств, и народному артисту РСФСР, профессору Леониду Федоровичу Макарьеву, заведующему кафедрой драматического искусства Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии. Я выражаю свою искреннюю признательность профессорам ГИТИСа: заведующей кафедрой режиссуры Марии Осиповне Кнебель, Юрию Александровичу Завадскому, Ирине Сергеевне Анисимовой-Вульф, Иосифу Моисеевичу Раевскому и Матвею Алексеевичу Горбунову — ректору института — за их помощь в создании этой книги. И. С. Стр3 I. ЭТЮД НА РЕЖИССЕРСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ Этюд — мысль режиссера о жизни, выраженная в действии на сцене Режиссера нельзя создать одним обучением, необходима природная одаренность, большая жизненная энергия, как говорится, — режиссерами рождаются. Но талант может постепенно истощиться, а интуиция иссякнуть, если их не развивать, не воспитывать. Поэтому наша задача верно направить талантливого человека, помочь развиться его дарованию. Чем самобытнее индивидуальность будущего режиссера, чем смелее, самостоятельнее его мысль, тем интереснее его творчество. Поэтому чем скорее удастся разбудить самостоятельную мысль молодого режиссера, тем раньше начинается его творческий рост. Именно с размышления о жизни, о людях начинается режиссура, с наблюдения действительности, с сопоставления характеров, с интереса к человеческой психологии, к ее секретам и неожиданностям. Чтобы мысль режиссера стала гибкой, подвижной, ее надо тренировать ежедневно, ежечасно. Режиссер-психолог, режиссер — знаток человеческой души может надеяться завоевать доверие актера. А режиссерское ремесло и его законы — это уже второе, тоже очень важное, но все же вторичное звено в формировании режиссера. Создавая сценическую жизнь, режиссер отбирает то, что ценно для воплощения его мысли, что выражает и доказывает ее. Если цель художника не зеркально отразить жизнь, а вмешаться в нее, участвовать в ней своим искусством, то иначе он поступать не может. Ради этой ответственной цели идут в режиссуру. Огромное содержание и возможности профессии режиссера начинают раскрываться уже в первых пятидесятиминутных спектаклях — этюдах. Этюд—вымысел студента, им облюбованный, ему чем-то очень дорогой. Студент, сочиняя и исполняя этюд, защищает его право на сценическую жизнь, привлекает всего себя, свои мысли, чувства и легче попадает в верное сценическое самочувствие, оставаясь самим собой. Вот почему обучение режиссуре начинается именно с этюдов. Стр. 4 Если спектакль — это море режиссерских возможностей, то этюд — это та капля, в которой оно отражено. И в этюде можно выразить средствами театра свою мысль о жизни, вмешаться в жизнь, участвовать в ней своим искусством. Н. М. Горчаков определял подготовленный студентами этюд как первый в их жизни спектакль, поставленный самостоятельно с определенной целью и одушевленный мыслью постановщика. А если дело обстоит так, то первейшая задача педагога — воспитывать в своих учениках смелость, самостоятельность мышления, иначе все их спектакли будут бескрылы. Мысль, воображение, его полет — вот начало творчества. Ни шагу, ни слова, ни жеста на сцене без работы мысли, без постановки цели и оценки результатов! Поэтому содержание занятий должно отвечать намерению научить студентов выражению определенной мысли-идеи режиссерскими и актерскими средствами через организацию короткого сценического действия — этюда. Этюд способен взволновать зрителя, он интересен, когда заложенная в нем мысль прозрачна и заразительна для аудитории. Добиваясь в этюдах разнообразия тем, развивая наблюдательность студента, обращая его внимание на близкие ему, волнующие его события, поощряя искренность, чувство юмора, можно помочь молодому начинающему режиссеру свободнее, самостоятельнее от своего лица высказаться в этюде. И пусть на первых порах этюды, их драматургия незамысловаты, иногда даже наивны. Если студент искренне увлечен темой, действительно хочет высказаться именно об этом, надо помочь ему выразить себя, свои чувства и мысли в коротком сценическом действии — этюде. Именно увлеченность студента темой приносит успех в работе. Приведу один пример. Студенту хотелось в маленьком этюде показать, что значит для человека Ленин, пример его жизни. Стол, стул, телефон. На стене — портрет в черной ленте. Вошел человек, подошел к столу. Взял, прочитал, повертел в руках какую-то бумагу, посмотрел на портрет. Долго посмотрел... Пусто в комнате. Холодно. Человек перечитал бумагу, подошел к телефону. — Пришлите Петрова. Сел. Один. Холодно в комнате. Пусто. Вошел второй. Кивнул молча. Первый читает вслух по бумаге. Стр.5
— «Мандат. Решением бюро партячейки завода товарищ Петров командируется на постоянную работу в Центральное отделение ЧК, в распоряжение товарища Дзержинского. 26 января 1924 года». Второй изумленно и протестующе: - Я?! В ЧК?! И взревели гудки. Один. Второй. Пятый. Остановилось время. Нет Ленина. Слушают стоя. Молча. На стене портрет в черной ленте. А потом — тишина. Подошел к столу Петров. Долго, тщательно сворачивал бумажку. Спрятал в карман. Пожал руку человеку за столом. И вышел. Здесь на очень небольшом материале этюда зазвучала большая тема: жизнь среди людей, жизнь для людей. В практике ГИТНСа существует такой принцип: обычно, прежде чем приступить непосредственно к работе над этюдом, студенты выполняют ряд упражнений, которые непосредственно, органично подводят их к этюду. Эти упражнения постепенно переходят в этюд, переставая быть просто упражнениями. Часто их проводят как игру, чтобы не воцарялась томительная скука. В них отрабатываются отдельные элементы верного сценического поведения— внимание, наблюдательность, развивается творческая воля, умение быстро включаться в действие и переключаться с одного объекта внимания на другой, умение сосредоточиться на заданном объекте: быстро и точно схватить его основные черты и передать их словами ярко, образно, зримо. В этих упражнениях студенты получают наглядные уроки того, что слушать и слышать, смотреть и видеть — это не одно и то же. Слушают все, как говорит один, допустим, но не все услышат манеру, мелодику, характерность, дефекты речи говорящего. Студенты начинают понимать, что рассказывать — это значит рисовать словом, добиваться, чтобы человек, слушающий рассказ, увидел все так, как видит рассказчик. Студенты учатся «рассказывать глазу», мыслям партнера, как того требовал К. С. Станиславский, а не только его уху. Здесь впервые некоторые из них обнаруживают, что плохо умеют смотреть и видеть. Объектами в этих упражнениях может быть любой предмет, картина, событие, человек, улица, дом, музыка, явление природы, происшествие — короче, все, что можно слушать и слышать, на что можно смотреть и видеть. Упражнения развивают также фантазию студентов, их изобретательность. Стр. 6 Одно и то же действие, выполненное подряд всеми студентами, решается каждым из них по-своему. Например, надо войти в ком«ату. Каждый делает это, исходя из различных предлагаемых обстоятельств — откуда, куда и с какой целью он входит, — стремится выразить все обстоятельства в точном действии, этими обстоятельствами продиктованном. Упражнения подводят и к общению с партнером (импровизация диалога или диалога без слов). Студенты в этих упражнениях понимают, что действие на сцене всегда имеет определенную цель. Толчок к действию — «если \ бы». Значит, на сцене нельзя сделать ни одного шага без \ [.< вымысла и работы воображения. Каждое действие дол- V жно иметь оправдание. Ряд упражнений на элементы системы Станиславского преследует цель тренажа творческой воли, внимания, фантазии, свободы мышц и т. д. Затем все элементы системы — действие, внимание, воображение, оценка факта, общение, владение объектом, внутренний монолог, действие словом, владение темпо-ритмом — осваиваются в работе над этюдом, отрывком, актом пьесы и, наконец, всей пьесой. Практика показала, что самостоятельная работа ярче и полнее раскрывает студента, поэтому целесообразно с первых же недель занятий прививать студентам навык к повседневной самостоятельной работе. Самостоятельность будит творческую активность, повышает личную ответственность студента.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 251; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.71.13 (0.012 с.) |