Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Типы изобразительно-выразительных средств языка
Похожие статьи вашей тематики
· Тропы.
Тропы - это слова, употреблённые в переносном смысле. Их использование играет важную роль как в произведении, так и в речи вообще, потому что помогает ярко, образно, выразительно передать мысли и чувства, воссоздать необходимую картину.
Виды тропов
Тропы
| Определения
| Примеры
| Аллегория
| Иносказание, при помощи которого передаётся суть, признаки конкретного образа.
| Фемида(женщина с весами) – правосудие.
Все животные в баснях, сказках- это изображение людей с подобными характерами.
| Гипербола
| Преувеличение чего -либо- свойств, признаков и прочего.
| В сто сорок солнц закат пылал.
| Гротеск
| Сатирическое преувеличение, цель которого - высмеять пороки общества. Гротеск часто приобретает формы фантастического характера.
| Герои «Истории одного города» Салтыкова -Щедриина: градоначальник с фаршированной головой, с органчиком вместо головы.
| Ирония
| От греческого «притворство». Это троп, при котором скрывают истинный смысл, это лёгкая насмешка.
| Откуда, умная, бредёшь ты голова (обращение к Ослу в басне).
| Литота
| Преуменьшение чего- либо, в противоположность гиперболе.
| Талии не тоньше бутылочной шейки (Гоголь)
| Метафора
| Это перенос значения слова по внешнему признаку. Метафора - скрытое сравнение. В ней есть то, с чем сравнивают, но нет предмета сравнения.
Метафора бывает развёрнутая, когда создаётся целая картина сравниваемого предмета или явления.
Запомните:
· В переносном смысле может использоваться существительное
· В переносном смысле - глагол
|
Дворянское гнездо
Река играет.
| Метонимия
| Это перенос свойств предметов по их внутреннему сходству (в этом отличие от метафоры, при которой сходство- внешнее).
Существую разные случаи переноса по внутреннему признаку, связи между предметами:
1.между предметом и материалом
2.между содержимом и содержащим.
3.между действием и орудием действия.
4.между автором и его произведением.
5.Между местом и людьми, там находящимися.
|
1.Не то на серебре- на золоте едал (Грибоедов).
2. Скушай ложечку. Выпей чашечку.
3.Перо его дышит местью.
4. Читаю Толстого, слушаю Чайковского.
5. На субботник вышла вся школа.
| Олицетворение
| Это способ выразительности, при котором неживые предметы наделяют свойствами живых - способностью мыслить, чувствовать, переживать. Этим олицетворение отличается от метафоры, в которой идёт просто сравнение.
| О чём ты воешь, ветер? О чём так сетуешь безумно?
(Тютчев).
| Оксюморон
| Это соединение несоединимого.
| Горькая радость, горячий снег, мёртвые души.
| Перифраз(перифраза).
| От греческого- описание. Это употребление описания предмета, явления, человека, вместо его названия.
| Автор «Войны и мира»
(Толстой).
Пишущий эти строки (я).
Туманный Альбион (Англия.)
Царь зверей (лев).
| Синекдоха
| 1.Это перенос значения по количественному признаку: когда вместо единственного числа употреблено множественное и наоборот, часть вместо целого.
Иными словами, когда о целом говорят через его часть. Так о человеке можно сказать по его одежде, внешности, особенности.
| 1.Швед, русский колет, режет(на поле было много русских, шведов).
Защита требует оправдания
(вместо защитник).
Пуще всего береги копейку
(Гоголь)
Эй, борода! (о человеке с бородой)
Синие и белые воротнички
(о людях физического и умственного труда).
И вы, мундиры голубые. (Лермонтов о жандармах).
| Сравнение
| Не путайте сравнение с метафорой. В сравнении есть и то, что сравнивают, и то, с чем сравнивают. Часто используются союзы: как, словно, будто.
| Молвит слово - соловей поёт.
| Эпитет
| Образное определении. По- другому, это определение, обозначающее качество, предмета, которое в жизни нельзя увидеть.
Помните! Эпитетами не всегда являются прилагательные, могут быть и другие части речи.
| Отговорила роща золотая берёзовым, весёлым языком.
Кругом трава так весело цвела.
…когда весенний первый гром, как бы резвяся и играя, грохочет в небе голубом
(Тютчев).
| · Звуковые средства изобразительности
Для звуковых средств выразительности характерно использование звуков - гласных и согласных для образного, яркого изображения.
Средства
| Определения
| Примеры
| Аллитерация
| Усиление выразительности с помощью повторения согласных звуков.
| Шипенье пенистых бокалов
И пунша пламень голубой
(повторение П и Ш).
| Ассонанс
| Выразительный приём, при котором используется повторение гласных звуков.
| У наших ушки на макушке.
Чуть утро осветило пушки…
(повторение У).
| Звукопись
| Это приём, при котором повторяются слова или фразы, помогающие создать образ, воспроизвести картину.
| Колёса поезда мерно стучали: на восток, на восток, на восток.
| Звукоподражание
| Использование подражания звукам живой и неживой природы.
| Когда гремел мазурки гром
(словно звучит гром).
| · Фигуры речи.
Это приёмы, которые используют прямое, а не переносное значение слов, однако их роль тоже заключается в создании яркого, эмоционального и более запоминающегося образа. Фигуры служат для передачи настроения, усиления эффекта от фразы, поэтому они очень часто используются в поэзии.
Фигуры речи.
| Определения.
| Примеры.
| Анафора
| Повторение слов или сочетаний слов в начале предложений или стихотворных строк.
| Не напрасно дули ветры,
Не напрасно шла гроза.
| Эпифора
| Противоположна анафоре: повторение слов или словосочетаний в конце строк или предложений.
| Правда твоя – это наша правда, Родина!
Слава твоя – это наша слава. Родина!
| Антитеза
| Противопоставление явлений и понятий. Часто основана на употреблении антонимов.
| Живые и мёртвые.
Кто был никем, тот станет всем.
| Градация
| Это такой приём, который позволяет предать события, чувства, действия в процессе их развития - по возрастающей или убывающей значимости.
| Пришёл, увидел, победил!
Не жалею, не зову, не плачу.
| Инверсия
| Обратный порядок слов. В русском языке прямой порядок: определение, подлежащее, сказуемое, дополнение.Обстоятельство имеет разное положение в предложении.
| Жили – были дед да баба.
Пришёл я однажды в школу.
Швейцара мимо он стрелой
Взлетел по мраморным ступеням.
| Оксюморон
| Сочетание не сочетаемых по смыслу слов.
| Мёртвые души.
Горькая радость. Звонкая тишина.
| Синтаксический параллелизм
| Сходное построение предложений в синтаксическом плане.
| Молодым везде у нас дорога,
Старика везде у нас почёт.
| Эллипсис
| Это намеренный пропуск какого- либо слова, которое подразумевается из данного контекста.
| Радостно книгу возьмите – и в класс!
| Умолчание
| Приём, при котором автор намеренно недосказывает что-то, прерывает мысль героя, чтобы читатель сам мог подумать, о чём хотел тот сказать.
| Я сама не из таких,
Кто чужим подвластен чарам.
Я сама… Но, впрочем, даром
Тайн не выдаю своих.
|
· Синтаксические средства выразительности
Возможности синтаксиса для создания образа чего- либо просто безграничны. Умелое их использование помогает красиво, точно, верно создать образ, выразить к нему оценку.
Средства
| Определения
| Примеры
| Ряды однородных членов
| Однородные члены способны ярко воссоздать и картину событий, и внешние и внутренние свойства предмета описания, и всю гамму чувств.
| Природа помогает бороться с одиночеством, преодолевать отчаяние, бессилие, забывать вражду, зависть, коварство друзей.
| Зевгма
| Приём нарушения логической связи между однородными членами предложения.
| И в книгах рылся он, и в грядках.
| Вводные слова.
| Вводные слова многообразны по значению. Умелое использование этих значений поможет и выразить оттенки чувств, и систематизировать мысли, и сакцентировать на главном, важном.
| Вероятно, там, в родных местах, как в детстве удивительно пахнет цветами, самые большие ромашки из которых можно сплести замечательные букеты.
| Вопросно-ответная форма изложения.
| Это приём, при котором размышления автора представлены в виде вопросов-ответов.
| Для чего нужно приучать детей с детства читать правильные книги,- спросите вы? А я отвечу: чтобы стать человеком, настоящим, достойным права так называться.
| Риторические обращения
| Риторические обращения часто используются в публицистической речи с целью привлечения внимания к проблеме,призыва к действию.
| Горожане, сделаем наш город зелёным и уютным!
| Риторические вопросы.
| Это вопросы, не требующие ответа. На них автор либо сам отвечает, либо хочет, чтобы над вопросом подумали читатели. Они создают иллюзию беседы. Обращены такие вопросы во всем людям. Часто используются в художественной или публицистической литературе.
| Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался?
| Обособленные члены
| Обособленные члены позволяют более ярко, конкретно, подробно, эмоционально описать что-то, рассказать о чём-то. Они способствуют уточнению, усилению общего впечатления от содержания текста.
| В родных местах всё так же шуршат камыши, сделавшие меня своим шелестом, своим и вещими шёпотами тем поэтом, каким я стал.
| Парцелляция.
| Приём, при котором предложение делится на несколько. Сначала идёт предложение с основным смыслом, а за ним - неполные предложения, дополняющие его.
| Он увидел меня и застыл. Удивился. Замолчал.
| Бессоюзие или асиндетон
| Приём, при котором союзы опускаются. Это придаёт речи динамичность, помогает воссоздать быструю смену действий героев, картин.
| Швед, русский, колет, рубит, режет.
| Многосоюзие или полисиндетон
| Намеренное увеличение союзов в предложении. Это позволяет замедлить речь выделить какие-то слова, усилить выразительность созданного образа.
| Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал.
| Восклицательные предложения.
| Они позволяют автору выразить своё отношение к описываемому. Восклицательные предложения могут выражать побуждение к действию, становясь таким образом риторическими восклицаниями.
| Милосердие - удивительное свойств души человека!
Надо воспитывать милосердие в детства!
| Риторические восклицания.
| Использование восклицательных предложений, чтобы не только выразить свои чувства, но и предать их читателям, вызвать в ответ такие же.
| Какое лето, что за лето! Да это просто колдовство!
| Цитирование
| Использование цитаты из произведения или высказывание известного человека для подтверждения своих мыслей.
| Горький писал: «Человек - это звучит гордо!».
| · Изобразительные возможности морфологии.
Морфологические способы усиления выразительности, создания образа тоже часто используются как в произведениях, так и в обыденной речи.
Экспрессивное использование определённых признаков существительного.
| 1.Использование форм падежа
2. Использование числа
| 1. Что-то воздуху мне мало.
2. О, сколько здесь Обломовых!
| Время глагола
| Можно использовать прямое и переносное значение времени глагола.
| Прихожу я вчера в школу и вижу, что занятия отменены из-за морозов. Ну и обрадовался же я!
| Разные части речи.
| В экспрессивных целях, то есть для передачи чувств, эмоций, могут использоваться разные формы частей речи.
| Преудивительнейший случай произошёл со мной вчера.
Как же это неприятно!
| Междометия, звукоподражательные слова.
| Междометия и звукоподражательные слова помогают предать эмоции, взволнованность героев или автора.
| «Ах!» - и легче тени Татьяна прыг в другие сени.
|
· Существуют лексические средства выразительности. Про них можно найти материал на данном сайте в разделе: «Теория. Задание № 22».
Некоторые добавления к сказанному в той статье.
Средства
| Определения
| Примеры
| Окказионализмы
| Это авторские новообразования, созданные по законам языка, помогающие ярче предать что-то.
| Неуютная жидкая лунность
Вымолоди меня в своей душе.
Огнекрылая истина.
| Экспрессивная книжная лексика.
| Это слова, ссвойственные книжной лексике, но их использование помогает эмоционально создать образ.
| Возликовать, поработитель, низвергнуть, поприще.
| Экспрессивная разговорная лексика.
| Эмоционально-окрашенные слова, которые используются преимущественно в разговорной лексике, тоже помогают передать и эмоции, и отношение автора.
| Ребятня, красотка, попугайничать.
| Каламбур
| Это юмористическое использование многозначности слова или звукового сходства разных по значению слов.
| Шёл дождь и два товарища.
Защитник вольности и прав в сем случае совсем не прав.
| Плеоназм.
| Это оборот речи, в котором без необходимости повторяются слова, частично или полностью совпадающие по значению
| Пожилой стрик, молодой юноша, май месяц, увидеть собственными глазами, белый снег, все мы и др.
| Лексический повтор.
| Намеренное повторение одного и того же слова в тексте.
| Простите, простите, простите меня. Ия вас прощаю, и я вас прощаю.
|
|