Отбор художественных произведений для работы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Отбор художественных произведений для работы



с детьми дошкольного возраста.

По назначению различают разновидности живописи: СТАНКОВАЯ, МОНУМЕНТАЛЬНАЯ (монументально - декоративная), ДЕКОРАТИВНАЯ, ОФОРМИТЕЛЬСКО-ДЕКОРАЦИОННАЯ, МИНИАТЮРА.

Станковая живопись получает распространение в эпоху Возрождения. Выполняется на специальном станке – мольберте, отсюда и название: станк о вая. Произведения данного вида искусства имеют самостоятельное значение и назначение. Станк о вая живопись выполняется в технике акварель, гуаши, масляной живописи, темперной, пастельной.

Монументальная живопись – вид живописи, который зависит от архитектурных ансамблей. Тематика этих произведений: исторические события, героические подвиги, народные сказания, мифологические сюжеты. К монументальной живописи относятся фрески, мозаики, витраж.

Декоративная живопись («декор» - украшение) – предполагает роспись предметов быта, посуды, мебели. Виды: хохломская, городецкая, жостовская, гжель, палехская и т.д. Из белорусских: «Оговская», «Городокская».

Оформительско-декорационная – это ж-сьиспользуемая с целью создания декораций, бутафории, эскизов для спектаклей, кино и т.д.

Миниатюра (с франц. «киноварь» - красная краска) – художественное произведение малых форм. Изначально миниатюрой назывались живописные украшения в рукописных книгах (различные буквицы, первые строки, они писались как правило, красной краской). Приблизительно с 18 века это название распространяется на живопись малых размеров. Эти миниатюры выполняются гуашью и акварелью, эмалями и т.д.

Отбор произведений. Перечень дан в программе «Пралеска». Но необходимо учитывать:

Интересы детей: чем живут дети в данный момент, что их волнует. Наблюдения показывают, что наибольший интерес проявляется к натюрмортам и портретам. В натюрмортах дети узнают много знакомых предметов, правдивость изображения вкусных фруктов вызывает восторг, а портрет ассоциируется с близкими или знакомыми и млюдьми.

Принцип актуальности: Внесение произведения в обучение должно быть своевременным. Надо учитывать сезон, погодные и природные явления, праздники и общественные явления, сезонный труд.

Принцип доступности: произведение должно быть доступно по содержанию, близко социальному опыту ребёнка, его жизненным впечатлениям, чтобы у него в процессе восприятия возникли ассоциации, близкие тому, что изображено на картине.Произведение должно быть доступно по стилю, манере, технике исполнения.

Необходимо также учитывать связь с работой с другими разделами программы «Пралеска», особенно по ознакомлению с окружающим миром, по воспитанию патриотических, гражданских чувств, по знакомству с национальной культурой.

Произведения должны выполнять воспитывающую и развивающую функцию: обогащать впечатлениями, воздействовать на эмоциональную сферу, вызывать положительные чувства.

8. Характеристика графических произведений.

Специфика графики заключается в линейных и тоновых соотношениях.

Графика — вид изобразительного искусства, использующий в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи, пятна и точки. (Цвет также может применяться). При работе в технике графики обычно используют не больше одного цвета (кроме основного черного), в редких случаях — два). Кроме контурной линии, в графическом искусстве широко используются штрих и пятно, также контрастирующие с белой (а в иных случаях также цветной, чёрной, или реже — фактурной) поверхностью бумаги — главной основой для графических работ. Сочетанием тех же средств могут создаваться тональные нюансы. Наиболее общий отличительный признак графики — особое отношение изображаемого предмета к пространству, роль которого в значительной мере выполняет фон бумаги. В графике, в частности, в гравюрах, может использоваться большое число цветов (при создании некоторых гравюр может использоваться более десятка печатных форм, каждая из которых «добавляет» свой цвет).

Понятие «графика», по способу создания изображения, делится на два больших объема: «печатная или тиражная графика» и «уникальная графика». В зависимости от предназначения графика подразделяется на несколько видов:

Станковая графика (станковый рисунок, эстамп)

Книжная графика (иллюстрации, виньетки, заставки, буквицы, обложка, суперобложка и т. п.)

Журнальная и газетная графика

Прикладная графика, (плакат и пр.)

Компьютерная графика

Промышленная графика

В зависимости от способа исполнения и возможностей тиражирования, графика делится на уникальную и печатную. Уникальная графика — создание произведений в единственном экземпляре (рисунок, монотипия, аппликация и т. п.). Печатная графика (гравюра) — создание печатных форм, с которых можно получать по несколько оттисков.

9. Характеристика скульптуры как вида искусства.

Скульптура - вид ИЗО искусства, дающий объёмно-пространственное изображение материальных предметов и объектов (3-х мерное изобр).

Средства выразительности - объём, и форма, пластичность, фактура, композиция, цвет. Жанры – портрет (бытовой, исторический, анималистический), жанровые сценка, разнообразные символические и аллегорические изобр-я в рельефе (украш. архит. памятн.).

Виды скульптуры

I- 1) Круглая (обойти со всех сторон),

2) рельеф (имеет плоскость)

а) горельеф(выступает более чем на 50%),

б) барельеф (менее чем на 50%),

в) контррельеф (врезается в плоскость).

IIпо назначению – монументальная (памятники – высокая степень обобщения, значительные размеры), - станковая (для выставок, музеев, украшение общественных зданий, не превышают натуральную величину), - скульптура малых форм или миниатюра (статуарная-статуэтки, бюсты, сувениры; прикладная- резка по драг. метал, слонов кости), садово-парковая скульптура (скамейки, фонтаны, фонари,беседки). Материалы: глина, пластик, пластилин, солёное тесто, камень, дерево, металл. Техника выполнения скульптурных произведений: Мягкая - лепка, ваяние. Твердая - резьба, выбивание, высечение, формовка, заливка, сварка.

10. Особенности архитектуры как вида искусства.

Архитектура -это искусство возводить, проектировать архитектурные сооружения и их комплексы, обеспечивающие жизнедеятельность человека.

Виды архитектуры – градостроительство (не только строительство, но и реконструкция), -садово-парковая архитектура (беседки, арки).

Виды сооружений:

1) промышленные (заводы, фабрики),

2) Общественные (магазины, театры),

3) Жилые (коттеджи, высотки),

4) Хозяйственно - бытового назначения (ангары, амбары, склады),

5) Мемориальные (триумфальные арки, храмы, мемориальные комплексы).

Средства выразительности: объём, форма, декор, сомаштабность, соподченённость, ЭКО среда, фактура (использ. нескольких материалов), колористика.

При создании проекта и строительства зданий учитывают 3 основных аспекта:

1) Интерьер (внутреннее пространство: цвет, свет, мебель, растения, зонирование и т.д.)

2) Экстерьер (внешнее), Эргономика (размеры).

11. Дизайн. Его разновидности и основные средства.

Дизайн (проектировать, конструировать) это процесс создания новых предметов, инструментов, оборудования, формирование предметной среды. Дизайн - новый вид художественно-конструкторской профессиональной дея-ти, возникшей в XX в. Цель создание целостной эстетической среды жизни человека. Проектирование предметов, в которых форма соответствует их назначению, функциональна, экономична, удобна и при этом еще и красива. Особенность дизайна заключается в том, что каждая вещь рассматривается не только с точки зрения пользы и красоты, но и с точки зрения процесса функционирования, то есть с учетом того, как предмет будет транспортироваться, как упаковываться, где и какое место будет занимать в квартире, какого требовать ухода, как включаться и т. д. Комплексный системный подход к проектированию каждого изделия - смысл дизайна. Области дизайна - это бытовые приборы, посуда, мебель, станки, транспортные средства, графика, одежда и другое

Изобразительные средства дизайна: точка, линия, фактура, текстура, цвет, форма, объем, пропорция, масса и пространство. Используемые материалы, которые можно объединить в следующие группы: древесина, металл, стекло, текстиль, пластические материалы и новейшие синтетические материалы.

Виды дизайна: - промышленный (автомобильный), -архитектурный, -дизайн интерьера, - фито-дизайн, -дизайн одежды, - визаж, графический дизайн, ландшафтный, нэйл-дизайн (ногтевой), компьютерный.

12. Виды и национальные особенности декоративно-прикладного искусства Беларуси.

ДПИ -это искусство создавать и декорировать предметы быта.

Виды:

I) Монументально- декоративная – связана с архитектурой и окружающим пространством (садово-парковым).

II) Декоративно –прикладное – это область декоративного искусства, направленная на создание худ. изделий, имеющих практическое значение в быту, отличающейся декоративной образностью.

Разделяется на

1) Художественно-профессиональное

2) Традиционное

3) Оформительское искусство.

Виды: соломоплетение, льноплетение, худ обработка дерева, металла, кожи; плетение из лозы, ткачество, роспись (батик), (резьба по дереву, ковальство, соломоплетение, ткачество (пояса, одежда), роспись по стеклу, дереву, ткани, биссироплетение, вязание, лентоплетение, габеленоплетение, инкрустация.

К традиционным видам ДПИ в Беларуси можно отнести: лоскутная техника, ручная вышивка, белорусская кукла, вязание крючком, плетение из лозы, бересты, соломы (корзиночки, корзины, лукошки, кроме плетения солома нашла применение в технике аппликации, которая использовалась для украшения деревянных сундуков, шкатулок, рамок, настенных ковров. Так называемый соломенный паук - символ благосостояния и богатства - колядное украшение не только в Беларуси, но и в других странах Европы). Одним из самых распространенных видов народного творчества Беларуси является ткачество. С ним связано много давних народных обрядов и традиций, о нем упоминается в белорусских поэтических произведениях и народных песнях (например, слуцкие пояса.). Мастерство и худ. вкус ткачих в полной мере проявились в украшении рушников, потому что рушник (полотенце) воспринимался не просто как отрез материала для хозяйственных нужд. Он был неотъемлемой частью традиционных обрядов. В него заворачивали новорожденного, на нем подносили хлеб-соль, им украшали красный угол в доме, его использовали в свадебных обрядах, на нем раскладывали угощения, поминая ушедших в иной мир родственников. Рушники имели белое поле, на котором размещались тканые или вышитые узоры красного цвета, часто с небольшими вкраплениями черного или желтого. Рушник в Беларуси - это связь между прошлым и настоящим, между человеком и высшими сферами; это - узы с неразгаданной до конца символикой.

13. Художественные методы создания произведений искусства. Детские художественные методы.

На художественных занятиях педагог дает точные указания, показывает или предлагает детям самим найти приемы исполнения и т. д. Таким образом, на практике применяются методы формирования наблюдательности, самостоятельных действий, планирования своей деятельности и реализации замысла. В зависимости от возраста, степени подготовленности, роста индивидуальных запросов и стремлений детей методы усложняются. Методы, способствующие формированию у детей эстетических чувств, отношений, суждений, оценок, практических действий: — метод убеждения, направленный на развитие эстетического восприятия, оценки, первоначальных проявлений вкуса (использовать его можно только тогда, когда воспринимаемое явление — прекрасно). — метод приучения, упражнения в практических действиях, предназначенных для преобразования окружающей среды; — метод проблемных ситуаций, побуждающих к творческим и практическим действиям; — метод побуждения к сопереживанию, эмоционально-положительной отзывчивости на прекрасное и отрицательному отношению к безобразному в окружающем мире. Эти методы помогают пробуждать у детей чувство прекрасного, желание действовать по своим, детским, но законам красоты. В современной педагогической науке особая роль принадлежит методике художественного обучения на занятиях, предусматривающей необходимость создания поисковых «проблемных» ситуаций, индивидуальный подход к каждому ребенку. Детские худ. методы делятся на – наглядные, - словесные, - практические, -игровые. Зависят от цель и задач, специфики вида ИЗО деят., возраста, уровня овладения детьми конкретной деят-ю. Метод наблюдений лежит в основе всей системы обучения ИЗО искусству. От того, насколько у детей будет развито умение наблюдать окружающее, устанавливать связи между явлениями действительности, выделять общее и индивидуальное, зависит успех развития их творческих способностей. Метод обучения характеризуется единым подходом к решению поставленной задачи, определяет характер всей деятельности и ребенка. Обучение при постоянном использовании готовых схематических образцов сводится в конечном счете к узкой задаче — выработке умения создавать несложные формы. Тренировка руки в создании такой формы изолируется от работы сознания. К наглядным методам и приемам обучения относятся использование натуры, репродукции картин, образца и других наглядных пособий; рассматривание отдельных предметов; показ воспитателем приемов изображения; показ детских работ в конце занятия, при их оценке. К словесным методам и приемам обучения относятся беседа, указания воспитателя в начале и в процессе занятия, использование словесного художественного образа.

14. Дидактические основы руководства изобразительной деятельностью детей дошкольного возраста.

Программа по ИЗО деятельности в каждой возрастной группе строится на основе общих задач воспитания и дидактических принципов, составляющих основу системы обучения. При планировании занятий по ИЗО деятельности воспитатель должен учитывать требования программы, помнить о связи этой деятельности с другими занятиями. Построение программного материала от простого к сложному — один из основных дидактических принципов. Усложнение требований к изображению должно базироваться на постепенном развитии и уточнении представлений детей об окружающей действительности с учетом их возрастных особенностей. Принцип расположения материала от простого к сложному находит отражение и в отборе объектов изображения. Принцип повторности выражается и в концентрическом расположении программного материала. Умения, приобретаемые в одной группе, постепенно усложняются в других группах как в плане качества изображения, так и в плане выразительности образов. Принцип повторности осуществляется между предметными и сюжетными темами. Сюжетная тема может быть дана в том случае, если основные предметы, входящие в сюжет, дети уже изображали. В своей работе по руководству ИЗО деятельностью детей педагог должен сочетать методы коллективного обучения с индивидуальным подходом к каждому ребенку. Огромное влияние на развитие художественных способностей ребенка оказывает личный пример, помощь, показ, объяснение педагога. Толчком к проявлению интереса к ИЗОдеятельности служит наблюдение за рисующими или занимающимися лепкой, конструированием. Процесс создания взрослыми ярких образов в рисунке, лепке, живописи производит неизгладимое впечатление на детей, вызывает у них желание попробовать свои силы. Организация и оборудование занятий также должны способствовать эстетическому воспитанию детей, наглядные пособия должны быть выполнены на высоком художественном уровне. ИЗО творчество немыслимо без оперирования образами памяти и представлений ребенка, полученными непосредственно в процессе рисования, лепки и т. п.

15. Подходы и принципы образовательной работы педагога в процессе руководства изобразительной деятельностью.

Педагог должен внимательно подходить к отбору объектов для рассматривания и изображения по всем темам программы. Этот принцип должен учитываться при подборе объектов изображения и определении объема изобразительных умений и навыков для детей каждого возраста. Из всего многообразия жизненных явлений отбираются темы, доступные их пониманию и изображению. Учебный материал в программе расположен с учетом постепенного нарастания сложности объектов изображения от близких, хорошо знакомых ребенку предметов ко все более широкому кругу предметов и явлений.Принцип повторности выражается и в концентрическом расположении программного материала. Умения, приобретаемые в одной группе, постепенно усложняются в других группах как в плане качества изображения, так и в плане выразительности образов. Принцип повторности осуществляется между предметными и сюжетными темами. Принцип повторности соблюдается и между программами по разным, видам ИЗО деятельности. Умения, приобретенные в рисовании, помогут ребенку создать объемную форму в лепке и т. п. Умение передавать правильные пропорции предмета закрепляются и в рисовании, и в лепке, и в аппликации. Задача воспитателя — решить, в каком виде работы ребенку легче освоить какой-либо прием и в каких видах ИЗО деятельности затем закрепить его.Такое многократное повторение в разных вариантах одних и тех же умений способствует выработке правильных приемов работы и дальнейшему их развитию.При планировании занятий по ИЗО деятельности воспитатель должен учитывать требования программы, помнить о связи этой деятельности с другими занятиями.Все виды ИЗО деятельности должны быть равномерно спланированы, учтена также предварительная работа по проведению наблюдений, чтению книг, рассматриванию картин, которую необходимо организовать заблаговременно, накануне занятий.

16. Цели и задачи обучения дошкольников созданию изображения.

Основной целью обучения ИЗО деятельности является развитие творческих способностей детей. Впечатления, получаемые детьми из окружающей жизни, являются основным содержанием этой деятельности. В процессе изображения у ребенка закрепляется определенное отношение к изображаемому, уточняются и приобретаются знания об окружающем мире. Одна из основных задач обучения детей — воспитание умения правильно передавать свои впечатления от окружающей действительности в процессе изображения конкретных предметов и явлений. Изобразительные возможности дошкольника в передаче окружающего ограниченны, передача различных переживаний, чувств человека, сложных ракурсов требует знания законов перспективы композиции, светотени, цветоведения и т. д. Правдивость создаваемых дошкольниками образов будет заключаться в наличии некоторых признаков предмета, которые дадут возможность узнать предмет. Большое значение в правдивой передаче впечатлений имеет способ изображения. Дети учатся передавать форму предмета, соотношение его частей, расположение объектов в пространстве, их цвет и т. д. Следующая задача обучения — развитие умений изображения нескольких предметов, объединенных общим содержанием. Ребенку необходимо определить, что является главным в изображении, а что второстепенным; решить композиционные задачи — как скомпановать все объекты, чтобы видна была связь между ними; какими цветами следует закрасить предметы, в каком положении их изобразить и т. д. Овладение этими изобразительными приемами — задача довольно сложная, требующая развития мышления. Важной задачей обучения является развитие умения составлять узоры, учитывая ритм, симметрию, цвет. Решение этой задачи связано с особенностями эстетического развития дошкольника. Детям доступно выполнение простейших ритмических построений и использование ярких, контрастных сочетаний цветов (в старшем возрасте — оттенков) для создания выразительной композиции. Одна из важных задач обучения ИЗО искусству — овладение техническими приемами работы с различными материалами. С изобразительными умениями тесно связаны технические навыки, которые включают правильное использование материалов и оборудования. Для изображения любого предмета надо уметь свободно и легко проводить линии в любом направлении, а как передать форму предмета посредством этих линий — это уже изобразительная задача. Таким образом, задачи обучения ИЗО деятельности тесно связаны со спецификой данного вида искусства и одновременно способствуют осуществлению воспитательных задач, развитию художественных способностей детей.

17. Характеристика методов и приемов обучения дошкольников изобразительной деятельности.

Под методами обучения изодеятельности понимают систему действий психолога, организующего практическую и познавательную деятельность детей, которая направлена на усвоение содержания определенного программой дошкольного образования.

Прием обучения – отдельная деталь, составная часть метода.

Методы и приемы находятся в единстве и могут переходить один в другой. Например, показ нового способа изображения – метод, а показ знакомого способа изображения – прием.

Традиционно, все методы и приемы делятся на:

- наглядные (показ, демонстрация);

- словесные (беседа, объяснение);

- практические (упражнения, выполнения).

В ИЗО используют такую классификацию методов, предложенную Лернером и Скаткиным:

1 информационно-рецентивные (наглядно-иллюстративный);

2 репродуктивный (повторение копирование способа действия);

3 исследовательский (анализ и изучение какого-либо объекта живой или неживой природы) и эвристические методы (самостоятельное открытие какого-либо явления, сделанного ребенком);

4 метод проблемного содержания (не используется в дошкольном возрасте, а только с 10-12 лет)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 998; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.156.140 (0.037 с.)