Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Начало работы над произведением↑ Стр 1 из 23Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
РЕСТАВРАЦИЯ ИКОН Всероссийский художественный научно-реставрационный центр им. академика И. Э. Грабаря РЕСТАВРАЦИЯ ИКОН МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Москва 1993 ББК 85.14 Р44 Реставрация икон: Методические рекомендации Под ред. и с ил. М. В. Наумовой.-М., изд-во В X H P Ц. им. академика И. Э. Грабаря, 1993—VII, 226 с, ил.; табл. ISBN—5-7196-0757-9 © Всероссийский художественный научно-реставрационный центр им. академика И. Э. Грабаря, 1993. СОДЕРЖАНИЕ Введение........................................................................................................... 3 ЧАСТЬ 1 1. Начало работы над произведением........................................................... 5 1.1. Краткое описание материалов, применявшихся при создании древнерусской иконы…………………………………………….................. 5 1.2. Основные виды разрушений произведений, причины их возникновения................................................................................................. 10 1.2.1. Повреждения, возникающие под воздействием окружающей сред 13 1.2.2. Микробиологические и энтомологические разрушения…………... 16 1.2.3. Повреждения механического происхождения................................... 19 1.2.4. Повреждения, вызванные загрязнениями поверхности…………… 20 1.2.5. Повреждения, вызванные нарушением технологических норм реставрации...................................................................................................... 20 1.3.Последовательность работы с произведением. "Реставрационный паспорт художественного произведения"..................................................... 21 1.4. Фотофиксирование произведения в процессе реставрации…………. 24 2. Предреставрационное исследование произведения. Неразрушающие методы.............................................................................................................. 29 2.1. Рентгенографическое исследование....................................................... 29 2.2. Оптико-физическое исследование.......................................................... 33 2.2.1 Исследование в ультрафиолетовом (УФ) диапазоне излучения…... 34 2.2.1.1. Оборудование..................................................................................... 36 2.2.1.2. Порядок проведения работы............................................................. 36 2.2.1.3. Фотографирование видимой люминесценции................................ 37 2.2.2. Исследование в инфракрасном (ИК) диапазоне излучения.............. 38 2.2.2.1. Оборудование..................................................................................... 39 2.2.2.2. Порядок проведения работы............................................................. 40 2.2.2.3. Инфракрасная фотосъёмка................................................................ 41 2.2.2.4. Техника безопасности........................................................................ 42 Приложение 1. Описание состояния сохранности произведения ("Реставрационный паспорт художественного произведения", п. 8)........................................... 43 ii 3. Консервация произведения........................................................................ 48 3.1. Приготовление рабочих растворов......................................................... 48 3.1.1. Рыбий клей............................................................................................. 48 3.1.1.1. Рыбий клей с мёдом........................................................................... 52 3.1.1.2. Рыбий клей с мелом........................................................................... 52 3.1.2. Пчелиный воск, раствор в бензине..................................................... 52 3.1.3. Воско-даммарная мастика.................................................................... 53 3.1.4. Воско-канифольная мастика................................................................ 53 3.1.5. Спиртовой раствор пентахлорфенолята натрия................................. 54 3.1.6. Раствор ДДТ в спирте или ацетоне...................................................... 54 3.1.7. Желтково-водная эмульсия.................................................................. 54 3.1.8. Желтковая эмульсия.............................................................................. 55 3.1.9. Водный раствор ПАВ типа "Прогресс"............................................... 55 3.1.10.Эмульсия для удаления поверхностных загрязнений....................... 55 3.2. Обработка произведений, поражённых биоорганизмами.................... 56 3.2.1. Микробиологические повреждения.................................................... 56 3.2.1.1. Дезинфекция....................................................................................... 56 3.2.1.1.1. Материалы и инструменты............................................................. 56 3.2.1.1.2. Метод работы................................................................................... 56 3.2.1.2. Консервация........................................................................................ 56 3.2.1.3. Меры безопасности............................................................................ 56 3.2.2. Энтомологические повреждения......................................................... 57 3.2.2.1. Фумигационная обработка................................................................ 57 3.2.2.2. Обработка раствором ДДТ................................................................ 57 3.2.2.2.1. Материалы и инструменты............................................................. 57 3.2.2.2.2. Метод работы................................................................................... 57 3.2.2.2.3. Меры безопасности......................................................................... 58 3.3. Профилактическая заклейка.................................................................... 58 3.3.1. Материалы и инструменты................................................................... 58 3.3.2. Метод работы......................................................................................... 60 3.4. Укрепление красочного слоя и грунта................................................... 63 3.4.1. Материалы и инструменты................................................................... 64 3.4.2. Укрепление красочного слоя. Характер повреждений; метод работы............................................................................................................... 65 3.4.2.1. Шелушение на небольших участках красочного слоя или отдельные вздутия, сопровождающие приподнятый кракелюр.................................... 65 3.4.2.2. Шелушение красочного слоя в виде небольших продольный вздутий. Новый покровный слой…………………………………………...……....... 66 а) укрепление с использованием рыбьего клея............................................ 67 Iii б) укрепление с использованием желтково-водной эмульсии.................... 67 3.4.3. Укрепление красочного слоя и грунта................................................ 68 3.4.3.1.1. Шелушение красочного слоя небольшими фрагментами, причём края каждого фрагмента приподняты; грунт разрыхлённый, пористый, частично распылён. Старый покровный слой.............................................. 68 3.4.3.1.2. Повреждения красочного слоя и грунта те же, паволока отстала от основы. Грунт нанесён толстым слоем, размеры произведения небольшие........................................................................................................ 69 3.4.3.2. Шелушение красочного слоя, отставание грунта от основы. Старый покровный слой....."……………………………..………………………….. 70 3.4.3.3. Жёсткий кракелюр с приподнятыми краями покрывает всю поверхность...................................................................................................... 71 3.4.3.4.1. Шелушение красочного слоя, разрыхлённый грунт имеет вздутия, паволока отсутствует. Старый покровный слой.......................................... 72 3.4.3.4.2. Характер повреждений тот же. При наличии паволоки……….. 73 3.4.3.5.1. Красочный слой и грунт отстают от основы в виде небольших вздутий, паволока отсутствует. Старый покровный слой........................... 73 3.4.3.5.2. Характер повреждений тот же, но вздутия небольшие, горизонтальные............................................................................................... 74 3.4.3.6.1. Грунт, меловый или гипсовый, лежит на основе без паволоки, открытые вздутия расположены вдоль досок основы; грунт, потерявший прочность, стянут верхним покровным и красочным слоем; скручивание всех слоев в трубки, сильное поражение плесенью..................................... 75 3.4.3.6.2. Открытые вздутия грунта, лежащего на паволоке, фрагменты грунта вдоль вершины вздутия полностью отделились и упали на дно вздутия; имеются их смещения и скапливания в одном месте…………... 76 3.4.3.6.3. Открытые вздутия грунта, лежащего на паволоке, один из краёв вздутия обвалился под другой. Покрытие и красочный слой не имеют шелушений....................................................................................................... 77 3.4.3.6.4. Открытые и закрытые вздутия грунта, лежащего на паволоке; отставания грунта на больших участках поверхности................................ 78 3.4.3.7. Шелушение красочного слоя и отставание грунта. Недавно нанесённое реставрационное защитное покрытие....................................... 79 iv а) укрепление с использованием воско-смоляной мастики........................ 79 б) укрепление с использованием рыбьего клея............................................ 80 3.4.4. Укрепление паволоки, отставшей от основы. Характер повреждений; метод работы.................................................................................................... 80 3.4.4.1. Паволока отстала от основы, разные повреждения красочного слоя, грунта и основы............................................................................................... 80 3.4.4.2. Паволока, грунт и красочный слой имеют большие и небольшие закрытые вздутия............................................................................................ 81 3.4.5. Укрепление на иконах, ранее хранившихся во влажном помещении....................................................................................................... 82 3.4.6. Укрепление на иконах со старой профилактической заклейкой….. 83 3.4.6.1. Укрепление на иконах со старой, нанесённой на яичную эмульсию профилактической заклейкой......................................................................... 83 а) укрепление с удалением старой заклейки................................................ 83 б) укрепление рыбьим клеем с использованием старой заклейки………. 83 в) укрепление желтковой эмульсией с использованием старой заклейки. 83 3.4.6.2. Укрепление на иконах со старой профилактической заклейкой, нанесённой на шелушащийся красочный слой рыбьим клеем................... 84 3.4.7. Укрепление на иконах с шелушением красочного слоя и деформациями грунта, вызванными наличием на поверхности рыбьего клея, оставшегося от предыдущих реставраций.................................................... 84 3.4.8. Укрепление на двусторонних иконах и таблетках............................. 85 3.4.8.1. Укрепление на двусторонних иконах, обе стороны которых имеют различные повреждения................................................................................. 85 3.4.8.2. Укрепления на таблетках, обе стороны которых имеют различные повреждения.................................................................................................... 85 3.5. Реставрация деревянной основы............................................................. 86 3.5.1. Материалы и инструменты................................................................... 86 3.5.2. Метод работы......................................................................................... 86 3.5.2.1. Заделка трещин................................................................................... 86 3.5.2.2. Восполнение утрат............................................................................. 87 3.5.2.3. Восполнение шпонок......................................................................... 87 3.5.2.4. Виды реставрационного крепления досок....................................... 87 3.5.2.5. Вощение оборота и торцов................................................................ 88 3.6. Удаление поверхностных загрязнений.................................................. 88 3.6.1. Материалы и инструменты................................................................... 88 V 3.6.2. Метод работы......................................................................................... 89 4. Удаление старого покровного слоя и записей (раскрытие иконы)…… 90 4.1. Характеристика покровного слоя, прописей и записей в русской иконописи......................................................................................................... 90 4.1.1. Олифы и лаки......................................................................................... 90 4.1.2. Записи и прописи.................................................................................. 96 4.2. Органические растворители, применяемые в реставрации для удаления старого покровного слоя и записей............................................................... 99 4.2.1. Исследование старого покровного слоя и записей............................ 105 4.2.2. Техника безопасности........................................................................... 106 4.3. Технология удаления старого покровного слоя и записей………….. 110 4.3.1. Материалы и инструменты...........................……................................ 110 4.3.2. Пробное раскрытие иконы.............................….................................. 110 4.3.2.1. Пробное удаление верхнего слоя олифы......................................... 111 4.3.2.2. Пробное послойное раскрытие иконы............................................. 113 4.3.3. Удаление старого покровного слоя и записей (раскрытие) иконы 114 4.3.3.1. Удаление верхнего слоя олифы........................................................ 114 4.3.3.2. Удаление записей............................................................................... 114 5.Приведение произведения в экспозиционное состояние......................... 119 5.1. Тонирование утрат красочного слоя...................................................... 119 5.1.1.Общие правила....................................................................................... 119 5.1.2. Подготовка поверхности произведения к тонированию…………... 121 5.1.3. Нанесение реставрационной паволоки............................................... 122 5.1.4. Нанесение реставрационного грунта.................................................. l22 5.1.4.1. Материалы и инструменты................................................................ 122 5.1.4.2. Метод работы...................................................................................... 123 5.1.5. Восполнение утрат красочного слоя................................................... 123 5.1.5.1. Материалы и инструменты................................................................ 124 5.1.5.2. Метод работы...................................................................................... 125 5.1.6. Восполнение утрат золочения.............................................................. 126 5.1.6.1. Материалы и инструменты................................................................ 127 5.1.6.2. Метод работы...................................................................................... 128 5.2. Покрытие лаком....................................................................................... 131 5.2.1. Материалы и инструменты................................................................... 131 5.2.2. Метод работы......................................................................................... 132 Приложение 2. Описание консервационных и реставрационных процессов ("Дневник реставратора") ("Реставрационный паспорт художественного произведения", п. 9)........................................................................................ 134 vi 6. Послереставрационное описание произведения...................................... 137 6.1. Описание особенностей технического состояния памятника после реставрации ("Реставрационный паспорт художественного произведения" пп. 11-14……………………………………………………………………... 137 6.2. Послереставрационное описание произведения................................... 238 ЧАСТЬ II А. Н. ОВЧИННИКОВ. Из опыта реконструкции древних икон................ 144 М. В. НАУМОВА. О приготовлении красок и связующего в средневековой темперной живописи....................................................................................... 198 А. Н. ОВЧИННИКОВ. О покрытиях в средневековой темперной живописи.......................................................................................................... 201 Д. А. РОВИНСКИЙ. Азбучный указатель предметам и материалам, служащим для описания технического производства в иконописании…. 212 Церковнославянская грамота......................................................................... 221 Славянское счисление..................................................................................... 222 Список иллюстраций...................................................................................... 223 _____________________________________________________________ 3 ВВЕДЕНИЕ Настоящее издание открывает публикацию серии методических разработок, обобщающих многолетний опыт работы отдела реставрации древнерусской темперной живописи Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И. Э. Грабаря. Методические рекомендации содержат обоснование и описание начальных этапов работы над произведением, поступившем на реставрацию. Цель рекомендаций - помочь реставраторам в овладении необходимыми практическими навыками, дать первые сведения о видах разрушений произведений древнерусской темперной живописи, причинах их возникновения, а также о путях их устранения. Авторы, однако, выражают надежду, что настоящие рекомендации не будут использованы в качестве самоучителя по реставрации. Методические рекомендации утверждены секцией Учёного совета ВХНРЦ. Разделы методических рекомендаций составлены: Введение - М. В. Наумова Часть 1, раздел 1 - О. А. Пригородова, Л. Ф. Безбородова, Д. С. Ивашкина, Г. С. Клокова, М. С. Трубачёва раздел 2 - Л. И. Башмакова, Е. В. Кугучева раздел 3 - О. Д. Пригородова, Е. А. Гра, И. М. Ерёмина, Н. Г. Тимофеев, М. В. Наумова раздел 4 -О. Д. Пригородова, И. М. Ерёмина, Г. С. Клокова раздел 5 - Н. А. Гагман, М. В. Наумова раздел 6 - М. В. Трубачё-ва Приложение 1, 2 - О. Д. Пригородова Часть II - М. В. Наумова, А. Н. Овчинников. _____________________________________________________________ 4 "ИКОНОПИСАНИЕ в своём исполнении есть великое классическое художество, требующее от иконописца разнообразных сведений. К исполнению его может приступать только человек, знающий в возможном совершенстве все виды иконописного рисования и раскрашивания, изучивший Жития Святых нашей православной Церкви и археологию священных облачений, знакомый с текстом Подлинника и Историею иконописания Византийского и Русского. Без этих знаний он не может быть художником своего искусства, не может быть творцом великого, святого дела, пред которым мы привыкли благоговеть со дня нашего рождения. Велики его обязанности и назначения: он призван воспроизводить иконописание законное - в сочетании догматических истин и учения святых Отцов Церкви, он должен осуществить иконописание правильное - без ересей и расколов, он должен исполнить иконописание точное - без отступлений от преданий нашей Кафолической православной Веры. Во всех его технических производствах должно быть главное условие: историческая достоверность в изображении святых ликов, одежд и украшений. Здесь он ничего не производит из своего воображения, ничего не составляет из своего помышления.... Да будет душевное благоговение всегда спутником иконописца в его труде, и да помнит он, что холодное изучение искусства никогда не доведёт его до сознания первообразных ликов, принятых нашими отцами из рук первых Христиан! Счастлив тот иконописец, который свято исполнит своё великое предназначение: его и при жизни будут сопровождать благодарность признательных соотечественников и в потомстве ожидает слава". И. П. Сахаров. Техническое учение иконописания. ************************************************************* 5 ЧАСТЬ I Оборудование Для возбуждения видимой люминесценции на исследуемое произведение направляют поток ультрафиолетового излучения. Наблюдать видимую люминесценцию необходимо в затемнённом помещении; перед источником ультрафиолетового излучения устанавливается светофильтр, пропускающий ультрафиолетовое излучение и задерживающий видимое. В качестве источников ультрафиолетового излучения используют ртутно-кварцевые и люминесцентные лампы, так как они обладают большей мощностью. Для выделения ближнего ультрафиолета используются светофильтры: УФС-1, УФС-2, УФС-3, УФС-4, УФС-6. Надо отметить, что фильтры УФС-4обладают наибольшей термостойкостью. Промышленность выпускает готовые источники, в которых лампа укреплена в механический держатель, снабжена рефлектором, светофильтром и пусковым устройством. В лаборатории ВХНРЦ используют театральные осветители СВТУ-0,375 мощностью 375 Вт. В них используется лампа ПРК-2М и набор стандартных фильтров. Кроме того, существуют театральные осветители СВТУ-1,0 мощностью 1 кВт с лампой ПРК-7. Помимо вышеназванных, можно использовать медицинские лампы. Порядок проведения работы 1. Установить на мольберте исследуемое произведение. 2. Установить два источника ультрафиолетового излу- 13 См.: ЭРАСТОВ Д. П. Основные методы Фотографического выявления угасших текстов. - М. -Л.: изд. АН СССР, 1958. _____________________________________________________________ 37 чения справа и слева от исследуемого произведения таким образом, чтобы создать на его поверхности равномерную освещённость и исключить бликование поверхности. 3. Включить источники излучения в электрическую сеть и нажать кнопку стартера. При необходимости нажимать многократно до включения лампы. Далее лампа 5 минут входит в режим. ВНИМАНИЕ! После включения источника ультрафиолетового излучения повторное включение возможно только через некоторое время (15-20 минут), когда лампа остынет. 4. Затемнить помещение. 5. Наблюдать видимую люминесценцию и регистрировать результаты наблюдения. 6. Для сопоставления картины видимой люминесценции с существующим изображением, не выключая ультрафиолета, периодически включать подсветку (любая лампа накаливания мощностью 60-100 Вт с рефлектором) и рассматривать один и тот же участок попеременно под воздействием ультрафиолета и в видимом свете. 7. При необходимости провести исследование с использованием стереоскопического микроскопа МБС-2. 8. После окончания работы выключить все приборы и источники излучения. 9. Сопоставить результаты, полученные при исследовании видимой люминесценции, с результатами исследования в инфракрасном диапазоне излучения. Оборудование Для проведения исследования в инфракрасном диапазоне излучения необходимо направить на исследуемое произведение поток инфракрасного излучения. Приёмник инфракрасного излучения принимает отражённый поток и преобразует инфракрасное изображение в видимое. Такими приёмниками являются ЭОПы – электронно-оптические преобразователи, телевизионные установки, чувствительные в инфракрасном диапазоне, и инфрахроматические фотографические плёнки и пластинки. Хорошие результаты даёт инфрахроматическая фотографическая плёнка И-1030, И-1070. Все вышеперечисленные приёмники чувствительны не только в инфракрасном диапазоне, но и в видимом. Поэтому для выделения инфракрасного потока используются светофильтры ИКС-1, ИКС-2 или ИКС-3, пропускающие инфракрасное излучение и задерживающие видимое. Светофильтр может устанавливаться либо перед источником излучения (при этом исследование проводится в затемнённом помещении), либо перед объективом оптической системы приёмника. _____________________________________________________________ 40 В качестве источников инфракрасного излучения можно использовать лампы накаливания и газоразрядные лампы. В зависимости от используемого прибора выбирается мощность источника. В лаборатории ВХНРЦ используются ЭОП со светофильтром ИКС-1. В качестве источников излучения используются газоразрядные лампы КГ-220-1000-4. При работе с телевизионной установкой ПТУ-50 перед объективом приёмного устройства устанавливается светофильтр ИКС-1, а источником излучения служит лампа накаливания мощностью 60-100 Вт. Порядок проведения работы 1. Установить на мольберте исследуемое произведение. 2. Установить два источника излучения справа и слева от исследуемого произведения таким образом, чтобы создать на его поверхности равномерную освещённость и исключить бликование поверхности. 3. Включить источники излучения. 4. Включить используемый при исследовании прибор. ВНИМАНИЕ! При работе с электронными приборами необходимо строгое соблюдение требований инструкции на данный прибор. 5. Внимательно ознакомиться с ярко освещенной поверхностью. 6. При помощи используемого прибора исследовать поверхность и отметить все несоответствия изображения, даваемого прибором, видимому изображению. 7. При исследовании постоянно сопоставлять изображение на экране прибора с видимым изображением. 8. При необходимости провести исследование с использованием стереоскопического микроскопа МБС-2. 9. После окончания работы выключить все приборы и источники излучения. 10. При отсутствии приборов, необходимых для визуального исследования в инфракрасном диапазоне, если есть инфрахроматическая плёнка, исследование можно проводить сопоставлением фотографии с результатами исследования поверхности при помощи микроскопа. 11. Сопоставить результаты исследования в инфракрасном диапазоне излучения с результатами исследования видимой люминесценции под воздействием _____________________________________________________________ 41 ультрафиолета. Инфракрасная фотосъёмка Инфракрасную фотосъёмку проводят либо фотокамерой, которой предусмотрен данный вид работ, либо камерой, в которой кассета с фотоплёнкой может перемещаться относительно объектива. В первом случае порядок работы определяется устройством камеры. Во втором - наведение на резкость осуществляется, как и при обычной репродукционной музейной фотосъёмке, а затем кассета с плёнкой отодвигается от объектива на 1,0-1,5 мм, так как с изменением длины волны излучения изменяется положение фокальной плоскости оптической системы. Фотографирование проводят с инфракрасными источниками излучения мощностью по 1000 Вт с каждой стороны. В нашем случае - КГ-220-1000-4. Перед объективом устанавливается светофильтр ИКС-1, КС-17 или КС-19. Диафрагма 22. Выдержка от 3 до 9 минут при использовании инфрахроматической фотографической плёнки И-1030, проявление осуществляется в проявителе АСП-20:
ИНСТРУКЦИЯ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ 1. Работа с приборами разрешается только после ознакомления с техническими описаниями и инструкциями по эксплуатации. 2. Для правильной и безаварийной работы соблюдайте следующие условия: - приборы всегда должны быть чистыми, крышки приборов должны быть плотно закрыты; - оболочки проводов не должны иметь повреждений; - соединительные кабели и сетевые провода не должны быть в натянутом состоянии и не ____________________________________________________________ 42 должны иметь перегибов; - предохранители должны точно соответствовать номиналам, указанным в электрических схемах, ставить предохранители других номиналов запрещается. 3. Фотографические плёнки, особенно инфрахроматическая, должны храниться, использоваться и обрабатываться строго по инструкции. Техника безопасности 1. Работа с приборами разрешается только после ознакомления с инструкцией по технике безопасности, действующей на предприятии. 2. Все сотрудники, работающие с электрическими приборами, должны уметь оказывать помощь при поражении током. 3. Корпуса всех приборов должны быть надёжно заземлены. 4. Запрещается переносить включенные приборы и оставлять их без присмотра. 5. Категорически запрещается эксплуатация приборов со снятыми кожухами, корпусами и крышками. 6. В случае перерыва в подаче электрической энергии все электрические приборы должны быть немедленно выключены. 7. После окончания работы все электрические приборы должны быть выключены и отсоединены от электрической сети. 8. Помещение, в котором проводятся исследования в ультрафиолетовом диапазоне, должно быть вентилируемо. 9. В процессе эксплуатации не должна нарушаться вентиляция источников излучения. 10. После включения источников излучения беречь глаза от попадания в них прямого и отражённого (проходящего через вентиляционные щели) света. _____________________________________________________________ 43 ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Консервация произведения Рыбий клей Осетровый клей в виде растворов различной концентрации используют для нанесения профилактической заклейки, укрепления красочного слоя и грунта, реставрации деревянной основы (см. разд. 3.3 - 3.5). Для приготовления растворов берут стандартный осетровый клей, но предварительно его освобождают от нерастворимых примесей и защищают от заплесневения антисептиком. Очистка и антисептирование осетрового клея. Необходимое количество измельчённого на маленькие кусочки осетрового клея взвешивают и помещают в сосуд, заливают холодной дистиллированной водой25 так, чтобы вода полностью покрыла клей. Оставляют для набухания на 12-14 часов. Набухание клея считается законченным, когда в кусочках не остаётся твёрдого ядра. Затем кусочки клея собирают в небольшие комочки и разминают руками до образования однородной тестообразной массы белого цвета. Комочки размятого клея помещают в кастрюлю и, постепенно заливая водой, в которой происходило набухание, распускают руками комочки в этой воде. После этого посуду с клеем помещают на водяную баню (70°С) и нагревают, тщательно помешивая, до полного растворения клея и образования прозрачной 25 Дистиллированная вода (перегнанная). Для ее получения в заводских условиях применяют хорошую питьевую воду, не содержащую органические вещества, которые при разложении дают большое количество угольного ангидрида. Перегонка осуществляется на инфудирно-перегонном аппарате. Вода должна храниться в стерильных стеклянных баллонах под резиновыми пробками. Дистиллированную воду получают также и в химических лабораториях с помощью дистиллятора. В домашних условиях эту операцию выполняют следующим образом: а) в водопроводную воду добавляют 1 г двузамешенного фосфата натрия на 10 г воды; б) в водопроводную воду добавляют питьевой соды или щелочи из расчета 0,3 г на 1 л воды; в) Фильтруют воду, полученную таянием льда из холодильной камеры; г) Используют неоновый умягчитель (навинчивают на водопроводный кран). _____________________________________________________________ 49 массы. ВНИМАНИЕ! Нагревать клеевой раствор на открытом огне нельзя - уменьшается вязкость и снижается клеящая способность раствора. Приготовленный клеевой раствор фильтруют в тёплом состоянии через двойной слой марли для удаления растворившихся плёнок. Для защиты клея от плесени и бактерий (см. разд. 3.2.1.2) в него добавляют антисептик - пентахлорфенолят натрия в количестве 1% от массы сухого клея. Рассчитанное количество антисептика растворяют в стакане с минимальным количеством воды, фильтруют через двойной слой марли, добавляют в раствор профильтрованного клея и тщательно перемешивают. ВНИМАНИЕ! Пентахлорфенолят натрия относится к высоко токсичным препаратам, пылит при взвешивании, вызывает раздражение лакримальных желёз и дыхательных путей. Пентахлорфенолят натрия легко проникает через кожу и обнаруживается во внутренних органах. Препарат накапливается в мозге, желудке, печени, вызывая их поражение и повышает уровень сахара в крови. Острое отравление у человека, как правило, развивается при вдыхании пыли или после контакта пентахлорфенолята натрия с кожей. Готовый раствор клея заливают в плоскую низкую эмалированную посуду и оставляют для застывания. Через 10-24 часа (в зависимости от температуры и влажности воздуха) клей нарезают ножом на квадратики размером 2x2 см. Раскладывают на полиэтиленовой плёнке и сушат при открытом доступе воздуха. ВНИМАНИЕ! Сушить клей на стекле или оргстекле нельзя, так как клей обладает высокой адгезией к поверхности с повышенной поверхностной энергией. Приготовление рабочих растворов клея различной концентрации. Сухой клей содержит 12-15% воды, следовательно, концентрация такого клея равна 88-85%. Это обстоятельство необходимо учитывать при приготовлении растворов. Расчёт производится по "правилу креста". Пример расчёта. Есть кубики 85%-ной концентрации (остальные 15% - вода). Надо получить 15%-ный _____________________________________________________________ 50 клеевой раствор. По "правилу креста" заданную конечную концентрацию 15% пишем при пересечении двух линий, а концентрацию исходных компонентов - у верхних концов линий. Затем для каждой линии производим вычитание одного стоящего в ней числа из другого и записываем разность у свободного конца той же линии (направления вычислений указаны стрелками). Полученные числа, расположенные у концов соответствующей линии внизу, показывают, сколько единиц массы каждого компонента следует взять, чтобы получить раствор с заданной конечной концентрацией. Расчёты: 85-15=70; 15-0=15. Таким образом, надо взять 15 г исходного "сухого" клея (85%-ного) и добавить 70 г воды. В табл. 1 приведены количества "сухого" клея и воды, которую необходимо добавить к этому клею для получения клеевого раствора требуемой концентрации. Методика приготовления клеевого раствора. Высушенные кубики антисептированного клея взвешивают, заливают необходимым количеством воды, дают им набухнуть в течение 12 часов и затем готовят рабочий раствор клея на водяной бане (при температуре воды в бане 70°С). После приготовления раствора его заливают в мерную посуду и доливают испарившуюся во время приготовления воду до нужного объёма. Для разбавления ухе имеющегося раствора _____________________________________________________________ 51 клея определённой процентной концентрации пользуются тем же "правилом креста". Например, необходимо приготовить 10%-ный раствор из 15%-ного. Согласно "правилу креста": Значит, нужно взять 10 г 15%-ного раствора клея и добавить к ним 5 мл воды.
ВНИМАНИЕ! 1. Не рекомендуется ставить готовый раствор клея в холодильник для дальнейшего его использования в течение длительного времени, так как при низких температурах в коллоидной системе происходит отсекание жидкости, в результате чего теряется клеящая способность. 2. Приготовление рабочего раствора клея без предварительной обработки, описанной выше, нецелесообразно, так как ведёт к большим ошибкам в расчёте концентраций из-за неполного растворения клея, его фильтрации и испарения воды во время приготовления. 3. Навеска клея обязательна для расчёта необходимого количества антисептика. _____________________________________________________________ 52 Рыбий клей с мёдом Употребляют для укрепления шелушащегося красочного слоя, лежащего на разрыхлённом грунте со вздутиями (см. разд. 4.3.4.2), а также таблеток (см. разд. 3.4.8.2). Состав, м. ч. Рыбий клей 5%-ной концентрации……………….. 20 Мёд.............................................................................. 1 Способ приготовления Мёд растворяют в теплой воде; добавляют в клей, учитывая концентрацию последнего. Способ хранения Хранению не подлежит: употреблять только свежеприготовленным. Рыбий клей с мелом Употребляют при укреплении шелушений красочного слоя, лежащего на разрыхлённом грунте со вздутиями, если на деревянной основе имеются неровности (см. разд. 3.4.3.4). Состав, м. ч. Рыбий клей 5%-ной концентрации………………… 1 Мел............................................................................... 4 Способ приготовления Мел измельчают в порошок и вводят в указанной пропорции в тёплый раствор клея небольшими порциями до набухания; после того, как мел набухнет, вводят новую его порцию. Способ хранения В прохладном месте, в плотно закрытой стеклянной посуде (под крышку помещают увлажнённый тампон из ваты и марли). Воско-даммарная мастика Воско-даммарную мастику употребляют при укреплении шелушений красочного слоя и отставшего грунта на иконах с недавно нанесённым защитным покрытием (см. разд. 3.4.3.7), а также при реставрации деревянной основы (см. разд. 3.5.2). Состав, м. ч. Воск пчелиный............................................................ 2, 3 Даммарная смола........................................................ 1,1 Способ приготовления Раскрошенную смолу и воск плавят на закрытом огне в отдельных посудах, а затем смолу выливают в воск. Тщательно перемеш
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; просмотров: 370; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.198.3 (0.012 с.) |