Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Повреждения, возникающие под воздействием окружающей средыСодержание книги
Поиск на нашем сайте Физико-химические изменения материалов живописного произведения в результате взаимодействия со свето-воздушной средой, в которой оно существует, - процесс, называемый "естественным старением". Этот процесс могут ускорить или замедлить условия хранения произведения. Так, изменение температурно-влажностного режима хранения вызывают особенно интенсивные разрушения. При взаимодействии органических высокомолекулярных соединений (а именно: смол, высохших масел, ткани, бумаги, клеев, компонентов древесины) с кислородом и влагой, содержащимися в воздухе, происходят различные изменения элементов произведения, равно и реставрационных материалов вследствие их набухания и окисления. Набухание - это поглощение жидкости (в данном случае влаги воздуха) высокомолекулярным твёрдым телом (элементом произведения), сопровождаемое увеличением его объёма в результате проникновения влаги в межмолекулярное пространство соединений. Процесс набухания вызывает обратимые изменения материала: при высыхании его объём восстанавливается до первоначальных размеров. Степень набухания определяется структурой конкретного высокомолекулярного соединения. Но поскольку икона состоит из многих разнородных слоев, изменение объёма каждого из них происходит по-своему: в большей или меньшей степени и с разной скоростью. Слои иконы прочно соединены между собой, значит, различное изменение объёма каждого из них приводит к необратимым изменениям целого. Кроме того, поглощение и отдача влаги различными частями деревянной основы происходит неодновременно. Влага проникает и испаряется через торцы значительно интенсивнее, чем через боковые стороны. Быстро испаряется влага и через оборотную (тыльную) сторону иконы. На лицевой стороне живописный слой _____________________________________________________________ 14
защищает деревянную основу от проникновения влаги. В результате неравномерного влагообмена и развивающегося при высыхании напряжения появляется деформация (коробление) основы в целом и трещины в её разных частях (рис.7). Незащищённый слой деревянной основы, высыхая, сжимается, а живописный слой вместе с верхней её частью становится напряжённым. Это приводит к образованию трещин, разрывов грунта и красочного слоя, особенно при отсутствии паволоки, которая смягчает влияние деформации древесины на грунт и красочный слой. (Вот почему паволоку настилали или на всю деревянную основу целиком, или в местах, наиболее подверженных растрескиванию – на стыки частей досок основы или вдоль её торцов.) В тех случаях, когда слой грунта достаточно эластичен, он, некоторое время не разрушаясь, следует за изменением линейных размеров основы. Но при колебаниях влажности и температуры воздуха даже прочный слой грунта, не находящийся ещё в стадии разрушения, легко отслаивается от основы. В результате старения клея, компонента грунта, эластичность последнего падает, нарастает его жёсткость и хрупкость, что способствует появлению сети трещин (кракелюров) (рис.8). Отставший грунт может иметь и дополнительные разрушения в виде изломов. Вздутия различной формы (сферические, поперечные, вертикальные, жёсткие открытые и закрытые, с ломаными краями и т. п.), представляя собою отставание грунта с красочным слоем, сопровождающееся деформацией (рис.9), являются серьёзным видом разрушений. Они появляются большей частью в результате интенсивного испарения влаги из основы. Как правило, крупные вздутия захватывают глубокие слои грунта, а мелкие - лишь верхний слой грунта и красочный слой. Вздутия, своевременно не ликвидированные, приводят к осыпанию красочного слоя и грунта. ВНИМАНИЕ! Для залов музеев и галерей рекомендуется температура в пределах +17-21°С; оптимальное значение относительной влажности воздуха ограничивается пределом 50-65%. Окисление - химическая реакция медленного соединения тел с кислородом. При действии воздуха в природе совершается великое множество медленных процессов окисления, сопровождающихся необратимым изменением вещества и выделением тепла. Если доступ кислорода внутрь слоев произведения затруднён (например, неповреждённым защитным покрытием), то процесс окисления идёт с поверхности, что выражается, в частности, в изменении цвета олифы или лака. _____________________________________________________________ 15
Естественно, чем толще покровный слой, тем медленнее развивается его окисление. Но если покровный слой повреждён (поры, трещины) или разрыхлён пластифицирующими веществами, то окисление распространяется на всю толщину его и затрагивает красочный слой. Так начинается изменение цвета отдельных пигментов и разложение связующего красок. Чрезвычайно важную роль в качестве катализатора окислительных процессов играет атмосферная влага. Если покровный слой набухает, поглощая влагу воздуха, то процесс окисления становится особенно интенсивным. Скорость реакции окисления сильно увеличивается при повышении температуры воздуха, что, помимо прочего, способствует размягчению плёнкообразующих защитных компонентов. Световая энергия2 также влияет на окислительные реакции. Мы имеем в виду средние электромагнитные волны (инфракрасный, видимый и ультрафиолетовый свет). Практически все пигменты под действием солнечной радиации претерпевают - хотя и в разной степени - те или иные изменения: потемнение, изменение оттенка и цвета, понижение насыщенности цвета. Обесцвечивание (выцветание) проявляется в уменьшении насыщенности цвета и особенно характерно для органических пигментов (индиго, краплака, баканов, шафрана). Процессы потемнения и изменения оттенка характерны для многих неорганических пигментов (киновари, свинцовых белил, свинцового сурика, аурипигмента). Воздействие света само по себе редко служит причиной фотохимических изменений в материалах. В большинстве случаев разрушения происходят при активном участии кислорода воздуха, причём скорость протекания этого процесса возрастает с повышением концентрации кислорода, попавшего в красочный слой. Так, неорганические пигменты изменяют оттенок и темнеют в большей степени в результате химической реакции с влагой воздуха. В этом случае световые лучи оказывают активирующее действие, особенно ультрафиолетовые, которыми богат прямой солнечный свет. Пагубное действие ультрафиолетовых лучей заключается в том, что, проникая в толщу высокомолекулярных соединений, они расщепляют молекулы кислорода на атомы, и тогда последние приобретают особенно высокую активность в реакции окисления. Что касается проницаемости защитного 2 См.: БРИЛЛ Т. Свет. Воздействие на произведения искусства. - М.: Мир; 1983. _____________________________________________________________ 16 слоя, то это зависит от его состава. Ультрафиолетовые лучи опасны для стойких и нестойких органических и неорганических пигментов, в то время как видимые лучи обладают меньшей проникающей способностью: они активируют реакции окисления лишь в поверхностных слоях. Инфракрасные лучи вызывают тепловые эффекты, которые могут механическим или химическим путём изменять материалы. Так, если химическая реакция уже протекает, тепло от воздействия инфракрасных лучей всегда ускорит её. Пожелтение плёнок природного лака может быть прямым результатом воздействия этих лучей, тогда как плёнки искусственного лака обыкновенно к ним не чувствительны. Тепловое действие инфракрасных лучей высушивает древесину, вызывая её растрескивание и коробление. Состав воздуха также оказывает определённое влияние на сохранность произведений. Сернистый газ, соединяясь с влагой воздуха, превращается в серную кислоту. Попадая в трещины покровного и красочного слоя, она разрушает живопись. Аммиак, реагируя с находящейся в атмосфере серной кислотой, превращается в сульфат аммония. Сернистые и аммиачные соединения губительно действуют на краски: свинцовые белила и медные зелёные. Потемнение этих же красок вызывает сероводород (он поражает и серебряные оклады). Озон и двуокись азота разрушают покровные лаки из природных смол.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; просмотров: 335; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.227.64 (0.006 с.) |