Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Пчелиный воск, раствор в бензинеСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Раствор пчелиного воска в бензине или пинене применяют для вощения оборота и торцов деревянной основы (см. разд. 3.5.3). Состав, м. ч. Воск пчелиный……………………………………… 3 Бензин (или пинен)…………………………………. 1 Способ приготовления Известно два способа. 1. Очищенный воск измельчают ножом, помещают в эмалированную, стеклянную или фарфоровую посуду _____________________________________________________________ 53 и заливают пиненом или бензином. Смесь оставляют на 24 часа до получения однородной массы. 2. Воск, очищенный и размягчённый, растапливают на водяной бане (60°С). Затем смешивают с растворителем (бензином или пиненом). Растворитель вливают в воск малыми порциями и тщательно размешивают. ВНИМАНИЕ! Эту операцию необходимо выполнять вдали от нагревательных приборов. Способ хранения Хранению не подлежит: употреблять только свежеприготовленным. Воско-даммарная мастика Воско-даммарную мастику употребляют при укреплении шелушений красочного слоя и отставшего грунта на иконах с недавно нанесённым защитным покрытием (см. разд. 3.4.3.7), а также при реставрации деревянной основы (см. разд. 3.5.2). Состав, м. ч. Воск пчелиный............................................................ 2, 3 Даммарная смола........................................................ 1,1 Способ приготовления Раскрошенную смолу и воск плавят на закрытом огне в отдельных посудах, а затем смолу выливают в воск. Тщательно перемешанный сплав смолы и воска снимают с подогрева. Способ хранения В закрытом сосуде, в естественных условиях. Воско-канифольная мастика Воско-канифольную мастику употребляют для заделки трещин при реставрации деревянной основы (см. разд. 3.5.2); Состав, м. ч. Воск пчелиный............................................................ 2, 3 Канифоль..................................................................... 1,1 Способ приготовления Раскрошенную смолу и воск плавят на закрытом огне в отдельных посудах, а затем смолу выливают в воск. Тщательно перемешанный сплав смолы и воска снимают с подогрева. Способ хранения В закрытом сосуде, в естественных условиях. _____________________________________________________________ 54 Спиртовой раствор пентахлорфенолята натрия (о мерах безопасности см. разд. 3.1.1). Спиртовой раствор пентахлорфенолята натрия употребляют в процессе укрепления икон, ранее хранившихся во влажном помещении (см. разд. 3.4.5). Состав Пентахлорфенолят натрия........ ……………………. 1 г Спирт этиловый......................... ……………………. 70 мл Вода дистиллированная............ ……………………. 29 мл Способ приготовления Пентахлорфенолят натрия разбавляют в воде, затем добавляют спирт. Способ хранения В герметически закрытой посуде, в естественных условиях. Раствор ДДТ в спирте или ацетоне Раствор ДДТ в ацетоне или этиловом спирте употребляют для обработки икон, поражённых личинками жучка-точильщика (см. разд. 3.2.2.2). Состав ДДТ.............................................................................. 3-5 г Ацетон (спирт этиловый)........................................... 97-95 мл ВНИМАНИЕ! При работе контакт с препаратом должен быть минимальным. Способ приготовления В колбу помещают 3-5 г ДДТ, доливают ацетоном или спиртом до 100 мл. Способ хранения В герметически закрытой стеклянной посуде, в естественных условиях. Желтково-водная эмульсия Желтково-водную эмульсию употребляют: в соотношении 1:2 для укрепления шелушений красочного слоя в виде небольших продольных вздутий на иконе с новым реставрационным покрытием (см. разд. 3.4.2.2б); в соотношении 1:10 для удаления профилактической заклейки, нанесённой на яичную эмульсию давнего времени (см. разд. 3.4.6.1а). Состав, м. ч. Желток куриного яйца................................................ 1,1 Вода дистиллированная.............................................. 2, 10 ________________________________________________________________ Способ приготовления Яйцо кладут на ладонь и быстрым ударом ножа разбивают его. Осторожно отделяют желток от белка. Высушивают желток, перекатывая его с одной ладони на другую, каждый раз смывая белок со свободной ладони проточной водой и вытирая её полотенцем. Удерживая желток на руке, прорывают оболочку и аккуратно сливают желток в чистый мерный стакан, добавляют тонкой струёй воду, непрерывно перемешивая смесь небольшой щетинной кистью. Процеживают эмульсию через тонкую ткань в стеклянный сосуд с плотной крышкой. Способ хранения В закрытом сосуде, в прохладном месте. Желтковая эмульсия Желтковую эмульсию применяют при укреплении икон со старой профилактической заклейкой, нанесённой на желток (см. разд. 3.4.6.1в). Состав, м. ч. Желтково-водная эмульсия………………………… 1 Пинен........................................................................... 1 Морфолин.................................................................... 0,01мл на 1 желток Способ приготовления Желтково-водную эмульсию составляют в соотношении 1:1. Затем в сосуд добавляют пинен или морфолин, тщательно перемешивая смесь. Способ хранения В закрытом сосуде, в прохладном месте. 3.1.9. Водный раствор ПАВ типа "Прогресс" Водный раствор ПАВ типа "Прогресс" употребляют для удаления поверхностных загрязнений (см. разд. 3.6.2). Состав, м. ч. ПАВ типа "Прогресс"…............................................. 1 Вода дистиллированная............................................. 9 Способ приготовления Жидкости смешивают в указанном соотношении. Эмульсия для удаления поверхностных загрязнений Эмульсию употребляют для удаления поверхностных загрязнений (см. разд. 3.6.2). _____________________________________________________________ 56 Состав, м. ч. 10%-ный водный раствор ПАВ типа "Прогресс"…............................................. 70 Скипидар или пинен................................................... 25 Спирт этиловый........................................................... 5 Способ приготовления Жидкости смешивают в указанном соотношении. Обработка произведений, поражённых биоорганизмами 3.2.1. Микробиологические п овреждения Основная масса микроорганизмов развивается на поверхности произведения. В связи с этим первостепенное значение приобретает разработка мер борьбы с ростом микроорганизмов. Борьба с микроорганизмами носит многосторонний характер: дезинфекция (обработка произведений с поверхности) и консервация (введение внутрь произведений ядовитых для микроорганизмов веществ). Дезинфекция Материалы и инструменты 1. Пентахлорфенолят натрия в 1%-мспиртовом растворе (см. разд. 3.1.5)26. 2. Беличья кисть. Метод работы Дезинфекционную обработку произведения выполняют смоченной в растворе и хорошо отжатой беличьей кистью с лицевой и оборотной стороны. Консервация Для предохранения темперной живописи от биоразрушений изнутри используют консерванты - ядовитые для микроорганизмов вещества, которые вводят в рыбий клей (см. разд. 3.1.1). Меры безопасности Плесневые грибы являются возбудителями ряда грибковых заболеваний у человека (грануломатозных некротических и полостных заболеваний лёгких, а также аллергических заболеваний, нагноений, кожных и ногтевых дерматитов). 26 См. также: БЕЗБОРОДОВА Л. Ф. Новые антисептики для защиты произведений масляной и темперной живописи. // Вопросы исследования, консервации и реставрации произведений искусства: Сб. науч. тр. / ВХНРЦ. - 1984. - С. 126-129. _____________________________________________________________ 57 Учитывая тот факт, что микрофлора произведений искусства включает немало патогенных форм бактерий и плесневых грибов, необходимо соблюдать меры предосторожности. 1. Работая с заражённым произведением, необходимо обращать внимание на руки; если на руках имеются свежие порезы, ранки или трещины, их необходимо тщательно заклеивать медицинским лейкопластырем во избежание заражения от произведения. 2. По окончании работ с поражённым произведением необходимо вымыть руки с мылом и снять рабочий халат. 3. Категорически запрещается питаться или держать продукты в непосредственной близости от заражённого произведения. Энтомологические повреждения Изменение структуры древесины в процессе укрепления основы произведения (см. разд. 3.5) - надёжная гарантия защиты от заражения жуком-точильщиком, а восковое покрытие оборотной стороны доски препятствует яйцекладке самки (см. разд. 1.2.2). Фумигационная обработка При обнаружении на поверхности явных следов жизнедеятельности жука-точильщика (см. разд. 1.2.2) лучшим способом борьбы с ними до выполнения консервационно-реставрационных работ является фумигационная обработка произведения в камере. Однако такая процедура весьма опасна для здоровья вследствие высокой токсичности препаратов и выполняется поэтому работниками санитарно-эпидемиологической службы, а не реставраторами. Обработка раствором ДДТ З-5%-ный раствор ДДТ в ацетоне или этиловом спирте - наиболее эффективное средство в борьбе с жуком-точильщиком. Однако такой обработке подлежат иконы не экспозиционные, и только после выполнения всех консервационно-реставрационных работ. Материалы и инструменты 1. 3-5%-ный раствор ДЦТ в ацетоне или этиловом спирте (см. разд. 3.1.6). 2. Плоская щетинная кисть. Метод работы Оборотную сторону иконы пропитывают раствором ДДТ с помощью флейца - весной, незадолго до выхода _____________________________________________________________ 58 жуков из древесины. Такая пропитка в течение нескольких лет защищает её. Меры безопасности ДДТ - ядовитое вещество. Поэтому обработку следует выполнять в резиновых перчатках и респираторе, а руки по окончании обработки мыть с мылом. 3.3. Профилактическая заклейка Профилактическая заклейка, наносимая на поверхность иконы, имеет два назначения. 1. Временная консервация деформаций (отставаний, разного рода вздутий и т. п.) красочного слоя и грунта, лежащего на паволоке или на деревянной основе, имеющая целью приостановить их дальнейшее развитие. Такую заклейку наносят на срок от одного месяца до трёх лет, что зависит от следующих факторов: - степени разрушения произведения; - химического состава грунта; - условий хранения произведения. Если почему-либо профилактическая заклейка остаётся на произведении дольше срока, допустимого по инструкции, то она своими постоянными усадками и набуханиями при колебаниях температурно-влажностного режима хранилищ способна вызвать дополнительные разрушения. Поэтому такую заклейку следует обновлять (заменять новой). Если же режим хранения стабилен, срок пребывания профилактической заклейки на произведении может быть продлён. 2. Закрепление поверхности произведения на время работ по укреплению (см. разд. 3.4.2 - 3.4.8). Такую заклейку наносят на срок от трёх дней до одного месяца. Материалы и инструменты 1. Рыбий (осетровый) клей в водных растворах, концентрация которых зависит от химического состава грунта. Так, если грунт гипсовый, употребляют клеевой раствор 5-6%-ной, если меловой - 3-4%-ной концентрации. Температура клеевых растворов не должна превышать 30-34°С. ВНИМАНИЕ! Горячим клеем пользоваться нельзя: может произойти помутнение (разложение) покровного слоя. К тому же нарушаются адгезионные свойства клея. _____________________________________________________________ 59
2. Воско-смоляная мастика (см. разд. 3.1.3-4). ВНИМАНИЕ! Употребляют только в одном случае: для нанесения профилактической заклейки на шелушащийся красочный слой при отставании грунта на иконах с недавно нанесённым реставрационным покрытием (см. разд. 3.4.3.7). 3. Этиловый спирт. 4. 1%-ный спиртовой раствор пентахлорфенолята натрия (см. разд. 3.1.5). 5. Папиросная бумага27. ВНИМАНИЕ! Нельзя употреблять в качестве профилактической заклейки обёрточную, писчую, печатную, лощёную бумагу. Все виды бумаги, кроме папиросной, дают сильную усадку и скручиваются, срывая и без того слабый красочный слой и грунт. 6. Флейц или широкая щетинная кисть. 7. Валик. Валик устроен следующим образом: на деревянный стержень накручивают слой отжатой от воды ваты и несколько слоев влажной фланели (рис. 30). 8. Хирургический зонд. 9. Тампон влажный (рис.31). Тампон должен быть крепко скручен, смочен горячей водой и отжат до такой степени, чтобы впитывать в себя излишки клея. Насыщенный клеем тампон заменяют новым. 10. Тампон сухой. Состоит из ваты и марли. 11. Фильтровальная бумага. 12. Компресс водный. 27 Ввиду того, что папиросная бумага дает в двух различных направлениях различную усадку, ее наносят на произведение, учитывая расположение волокон деревянной основы. В случае нанесения бумаги поперек волокон древесины заклейка может вызвать дополнительные разрушений: разрывы в грунте, шелушение красочного слоя, отставание паволоки от основы. Волокна бумаги должны лежать параллельно волокнам древесины! Определение направления волокна бумаги: вырезав полоски (1 см в ширину) и в перпендикулярных направлениях совместив два разных листка, их зажимают с одного конца пальцами. Та полоска, которая свесится вниз, направлена по ширине бумаги. _____________________________________________________________ 60 В данном случае компресс - это кусок фланели, смоченной в горячей воде и отжатой. 13. Шпатель пластмассовый. Метод работы При наличии на поверхности произведения плесени профилактическую заклейку наносят только после предварительной обработки поражённого участка этиловым спиртом или 1%-ным спиртовым раствором пентахлорфенолята натрия. Бумагу режут на небольшие листочки (в среднем размером 5x7 см или для большемерных икон - 10x15 см). Причём размер листика зависит от вида и степени разрушений. Так, чем рельефнее деформация, тем меньше размер листика (во избежание слишком больших напряжений сжатия, связанных с усадкой бумаги в процессе её высыхания). Флейцем или широкой щетинной кистью на листик папиросной бумаги наносят рыбий клей так, чтобы весь листик был смазан равномерно. ВНИМАНИЕ! 1. Нельзя наносить на бумагу слишком много клея, так как при высыхании он образует на поверхности неравномерно толстую плёнку, которая может сорвать красочный слой, вызвав его аварийное шелушение. 2. Нельзя наносить клей непосредственно на деформированную поверхность красочного слоя с последующим нанесением на неё сухой заклейки, особенно крупного формата. Это приведёт к тому, что клей, ложась неровным слоем, проникнет в трещины грунта и, застревая там, воспрепятствует дальнейшей работе с памятником. В результате такого способа нанесения клея бумага приклеивается частями, образуя так называемые "карманы" ("пакеты"). (Иногда встречаются случаи сознательного применения профилактической заклейки "пакетом" для сохранения фрагментов, ссыпавшихся с различных участков живописной поверхности, чтобы в дальнейшем, при проведении процедуры укрепления, перенести и приклеить их в соответствующих местах. "Пакет" с такой целью устраивается на участке, лишённом живописи и грунта, либо поверх заранее нанесённой на поверхность сплошной профилактической заклейки. Итак, "пакет" - это профилактическая заклейка в виде листа папиросной бумаги, смазанного клеем по периметру; середина его _____________________________________________________________ 61
остаётся сухой. Такая заклейка, нанесённая на повреждение, не может предохранить деформированный красочный слой и грунт от дальнейших разрушений. При осыпях или шелушениях красочного слоя или красочного слоя вместе с грунтом "пакет" не удерживает отставшие куски, а при вздутиях не предохраняет их от вскрытия.) Смазанный клеем листик папиросной бумаги накладывают на поверхность, аккуратно расправляют его валиком, не нажимая на деформированную поверхность (так, если бумагу наносят на вздутие, давить на него не следует: оно сломается). Во избежание появления морщинок или пузырьков воздуха листик прокалывают хирургическим зондом, чтобы заклейка полностью прилипла к поверхности. От правильности нанесения профилактической заклейки зависит дальнейшее состояние произведения. Необходимо соблюдать следующие условия. 1. Края листиков должны заходить один на другой не менее, чем на 0,5 см. Укладка "встык" может вызвать на стыке разрывы красочного слоя и грунта. 2. Листики должны располагаться в шахматном порядке (рис.32). Иное их расположение ведёт к появлению в покровном и красочном слоях мелких трещинок типа кракелюров; это может вызвать образование глубинных трещин на месте склейки листиков, особенно в поперечном направлении относительно волокон деревянной основы, если заклейка на поверхности произведения будет лежать более трёх лет. 3. На личное письмо заклейку нужно наносить одним листом. Иначе могут, во-первых, возникнуть разрушения, упоминаемые в предыдущем пункте. Во-вторых, даже при раскрытии от позднейших наслоений на поверхности произведения возникает так называемая "клетчатость". 4. При отсутствии ковчега профилактическую заклейку нужно наносить по всей поверхности ровно. При наличии ковчега и одинарной или двойной лузги - в следующей последовательности: ковчег, поля, лузга. ВНИМАНИЕ! 1. Недопустимо, чтобы заклейка заходила одновременно на красочный слой и обнажённые участки паволоки или деревянной основы (особенно на торцы и боковые стороны). Сжимающее направление, вызванное усадкой при высыхании клеевой плёнки, бумаги, грунта, паволоки _____________________________________________________________ 62 и дерева, различно и может вызвать растрескивание красочного сдоя с грунтом, отрыв его от основы. 2. Недопустимо, чтобы заклейка перекрывала трещину, если таковая имеется. Заклейку нужно наносить вдоль неё, причём так, чтобы края бумаги не склеивались, а находились на некотором расстоянии друг от друга. 3. Недопустимо нанесение заклейки на шелушение красочного слоя, так как его мелкие частицы прочно удерживаются бумагой, как бы отслаиваясь от грунта или даже от последующего слоя (например, запись от авторской живописи). 4. Недопустимо нанесение заклейки на обнажённый грунт и паволоку: грунт может размыться при приклеивании бумаги или раскрошиться при надавливании на неё, паволока же не будет приклеиваться к бумаге и держаться на ней, потому как для её приклеивания необходим клей более высокой концентрации. 5. Недопустимо наносить профилактическую заклейку, пользуясь водной эмульсией желтка, так как яичное масло, входящее в состав желтка, при высыхании становится малорастворимым. (Так, в музеях встречаются иконы с профилактической заклейкой 30-40-х гг. из газетной и писчей бумаги, нанесённой на цельное яйцо или желток куриного яйца. Такие экспонаты находятся в крайне аварийном состоянии: вздутия, осыпи, изломы красочного слоя с грунтом.) В практике реставрации известно, что старую профилактическую заклейку на яйце удалить очень сложно, так как полимеризованное масло не набухает и тем более не растворяется ни в одном органическом растворителе. Процесс удаления осложняется к тому же разрушенным состоянием грунта и красочного слоя. Для таких случаев разработан технологический способ одновременного укрепления живописи с использованием старой профилактической заклейки, а затем её удаления (см. разд. 3.4.6.1). Удаление профилактической заклейки, нанесённой с использованием рыбьего клея, производят двумя способами (при условии, что икона находится в горизонтальном положении): а) с помощью влажного тампона; б) отпариванием (нанося на заклейку компресс ________________________________________________________________ на 0,5-1 минуту). Если заклейка была нанесена правильно (на слабый клей), она сама отходит, прилипая к тампону; если же неправильно (на крепкий клей), её удаляют пластмассовым шпателем, следя за тем, чтобы не повредить живописную поверхность. Одновременно с бумагой остатки клея удаляют влажным тампоном. Тут же поверхность промокают фильтровальной бумагой или сухим тампоном, чтобы не допустить проникновения влаги в грунт. Степень удаления клея с поверхности определяют наощупь, а также путём осмотра поверхности произведения в ультрафиолетовых лучах (на участках, где клей удалён не до конца, наблюдается явление неравномерной желтоватой люминесценции). ВНИМАНИЕ! Если на поверхности иконы осталось какое-то количество клея, то могут возникнуть дополнительные разрушения при его высыхании: шелушение красочного слоя и отставание красочного слоя от грунта с закручиванием краёв (так называемое "буклированное" шелушение).
|
||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; просмотров: 1470; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.178.16 (0.016 с.) |