Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Удаление старого покровного слоя и записей (раскрытие иконы)

Поиск

Характеристика покровного слоя, прописей и записей в русской иконописи

Олифы и лаки

В качестве защитного покрытия для темперной живописи старые мастера применяли олифы (продукт, состоящий только из обработанных растительных масел) и масляно-смоляные лаки (продукты, состоящие из растительных масел и смоляных компонентов - канифоли, янтаря, копалов и проч.)31.

Масляные олифы подразделяются на натуральные, комбинированные и олифы "оксоль".

Натуральные олифы готовят на основе высыхающих масел (льняного, конопляного, макового и др.) без добавления растворителя. Лучшие по физико-химическим свойствам плёнки даёт льняное масло. Наиболее распространённый способ изготовления натуральной олифы заключается в нагревании масла до 120-150°С в котлах с мешалками. При этой температуре вводимые в масла сиккативы легко растворяются. В некоторых случаях производят продувку воздуха через масло. Такие олифы называются оксиполимеризованными. Они имеют тёмный цвет и образуют более быстро сохнущие покрытия, чем покрытия на олифах, получаемых без продувки воздухом.

Комбинированные олифы и олифы "оксоль" готовят на основе высыхающих и полувысыхающих масел, подвергнутых более глубокой полимеризации и оксидированию.

Оксидированные масла отличаются ускоренным высыханием, что, по мнению специалистов, способствует преждевременному старению плёнок.

Полимеризованные масла готовят при температуре 250-300°С. В качестве катализаторов полимеризации применяются сиккативы. Катализаторы вводят в масло в виде растворимых в масле солей карбоновых кислот или такие соли могут образоваться за счёт введения окислов металлов.

Способность ускорять аутоокислительные процессы в маслосодержащих материалах является основным

31 См. также: Ч. II. О покрытиях в средневековой темперной живописи.

_____________________________________________________________92

свойством сиккативов. Металл, входящий в состав сиккатива, оказывает существенное влияние на указанные процессы. Так, свинец, железо, цирконий способствуют равномерному высыханию покрытия по всей толщине. Кобальт и марганец - высыханию с поверхности в глубь слоя. Сочетая в определённых отношениях сиккативы на основе разных солей металлов, можно более эффективно влиять на скорость отверждения покрытия. Но следует учитывать, что скорость старения пленок увеличивается тем более, чем выше эффективность и концентрация применённого катализатора.

Полимеризованные масла высыхают медленнее натуральных олиф, но дают блестящие, эластичные плёнки более стойкие к воздействию окружающей среды.

На основе вышеизложенного можно дать характеристику олифам, которые готовили в России мастера для покрытия древнерусской темперной живописи: олифу готовили из льняного или конопляного, позже - макового масла. Масло полимеризовали в медных горшках, добавляя в качестве катализатора свинцовый сурик (РБО) (следовательно, примесями русские мастера имели поливалентные металлы в сочетании, способствующем равномерному высыханию покрытия).

Как видно из древних трактатов, в качестве защитных покрытий в древнерусской станковой темперной живописи применялись также масляно-смоляные лаки.

Свойства плёнок масляно-смоляных лаков зависят от состава плёнкообразователя, то есть и от масла, и от смолы.

Для производства масляно-смоляных лаков применяются главным образом полимеризованные масла, а также смеси масел. Масляные лаки делятся на жирные (содержащие масла ок. 55%), средние (содержащие масла ок. 35%) и тощие (содержащие масла ок. 15%). Необходимая жирность лака в основном определяется свойствами смолы.

Тощие лаки, содержащие максимальное количество смолы, более всего приближаются к чисто смоляным лакам. Они высыхают с наибольшей скоростью, дают твёрдую, неэластичную плёнку. Плёнка тощих лаков хорошо шлифуется, мало устойчива к атмосферным условиям. Жирные лаки благодаря большому содержанию масла весьма эластичны, стойки к атмосферным условиям.

Масляно-смоляные лаки могут быть получены сме-

_____________________________________________________________93

шением компонентов как без подогрева, так и при повышенных температурах.

Наиболее высококачественными смолами, используемыми для покрытия древнерусской темперной живописи, являлись и являются в настоящее время природные смолы.

Канифоль (от латинского Colophonia resina - колофонийская смола) - твёрдая составная часть смолистых веществ хвойных деревьев, остающаяся после отгонки летучей составной части (скипидара).

По виду сосны мы различаем отдельные сорта канифоли:

французская из приморской сосны (Pinus maritima), русская из сибирской сосны (Pinus siberica), американская из болотной сосны (Pinus pollustria), немецкая из обыкновенной сосны (Pinus silvestria), австрийская из чёрной сосны (Pinus fabricio), индийская из Pinus longifolia, австралийская из Pinus larix.

Канифоль - хрупкое, раковистого излома, стеклянного блеска вещество от сильно окрашенного чёрно-бурого и рубиново-красного цвета до совершенно прозрачного, бесцветного. В зависимости от цвета окраски и оттенка канифоль различается по сортам. Более темные марки американской канифоли называются гарпиусом. Состав канифоли в значительной степени зависит от характера сырья, его происхождения, техники получения, её обработки и продолжительности хранения.

Канифоль содержит 90% свободных смоляных кислот и небольшое количество резенов и резинолов. Эти кислоты окисляются на воздухе, что проявляется в том, что канифоль становится менее растворимой и в результате старения коричневеет.

В зависимости от способа получения различают канифоль живичную, экстракционную и талловую.

Для производства живичной канифоли используют живицу (смолистый сок, вытекающий из разрезов в коре хвойных деревьев).

Сырьём для производства экстракционной канифоли является пнёвый сосновый осмол (старые осмолившиеся пни). Пни расщепляют, из щепы экстракцией растворителями извлекают канифоль.

Талловую канифоль получают из таллового масла, являющегося отходом целлюлозно-бумажной промышленности.

_____________________________________________________________94

Наиболее распространённой остаётся живичная канифоль. Канифоль не применяется в качестве самостоятельного плёнкообразующего вещества, но часто используется для модифицирования природных смол (копалов) и приготовления воско-канифольных мастик.

Канифоль даёт хрупкую, мягкую, невлагостойкую плёнку, которая со временем мутнеет, буреет, превращается в порошок.

Элеми (испанское elemi, арабского происхождения) - группа смол, содержащих душистые эфирные масла (так называемые бальзамо-смолы); их получают из тропических древесных растений семейства бурзеровых (рода Canarium, Bursera, Protium), отчасти рутовых (Amyris). Названия сортов элеми связано с теми странами и портами, откуда их вывозят, например, манильская элеми, мексиканская элеми, бразильская элеми.

Представляет собой густой желтовато-белый бальзам с сильным ароматическим запахом. Лучшие сорта элеми почти бесцветны.

Химический состав различных сортов довольно близок. До 35%смолы представлено альфа- и бета-амиринами: в манильской элеми присутствует элемовая кислота.

Смолу элеми редко перерабатывают в лак, но чаще добавляют к другим лакам для того, чтобы сделать их менее хрупкими и нерастрескивающимися.

Мастикс * (мастиковая смола) - смола древесного растения Pistacia lentiscus, произрастающего в Средиземноморье. Считается, что наилучший мастикс добывают на острове Хиос.

Мастикс выделяется в виде застывающих на воздухе прозрачных желтоватых капель, очень ароматичен, хрупок, в изломе раковистый.

В состав мастикса входит эфирное масло (2-3%), смоляные кислоты (ок. 42% ), горькое вещество мастицин (5%)и углеводороды резены (ок. 50%).

Лаки на основе мастикса при старении становятся жёлтыми и оранжевыми, хрупкими; под влиянием влажности мутнеют.

Даммара (от малайского damar - смола) - общее название нескольких видов смол, добываемых из тро-

*Также "мастика", "мастиха".

_____________________________________________________________95

пических деревьев рода Schorea. Главные места добычи - острова Ост-Индии (Малайский архипелаг).

Смолы бывают бесцветными или окрашенными от желтоватого до коричневого, иногда почти чёрного цвета. Запах свежей смолы - слабый бальзамический.

В состав даммары входят даммароловая кислота (29%), альфа-даммар-резен (40%), бета-даммар-резен (22%).

Лаки на основе даммары светостойки. При старении не желтеют или желтеют незначительно, но мутнеют от атмосферного воздействия.

Шеллак (от голландского schellak) - смола, выделяемая молодыми побегами некоторых растений при участии лаковых червецов (Tachardia lacea). По мнению некоторых учёных, шеллак выделяют сами червецы. Известно много растений-хозяев для лаковых червецов; к ним относится ряд древесных тропических и субтропических растений семейства тутовых, произрастающих на юге Азии и в Центральной Америке, например, фикусы (Ficus religiosa, Ficus laecifera), молочайных (Croton lacciferum), бобовых, сапиндовых. По внешнему виду шеллак представляет собой тонкие хрупкие чешуйки от светло-жёлтого до коричневого цвета.

В состав шеллака входят шеллачный воск (до 5%), играющий роль пластификатора, вода (12% и более), загрязняющие вещества (до 9%) и краситель (5%).

Лаки на основе шеллака дают хрупкую плёнку; по влагостойкости превосходят лаки из даммары, мастикса и мягких манильских копалов. В процессе старения на свету быстро желтеют.

Сандарак С от греческого ) - душистая смола, получаемая из коры сандаракового дерева, или каллитриса Tetraclinis articulata (Callitris quad-rivalvis), из семьи кипарисовых, произрастающих в Северной Африке. Сандарак имеет вид желтоватых с белым или буроватым налётом хрупких зёрен, комочков, палочек.

В состав сандарака входят три смоляные кислоты, резен, эфирное масло (ок. 1,5%).

Лаки на основе сандарака прочные (однако только в сочетании с пластификатором), окрашенные в оранжевый или коричневый цвет.

Янтарь – ископаемая смола хвойных деревьев третичного периода. Цвет желтый, различных оттенков, до жёлто-красного и жёлто-бурого.

_____________________________________________________________96

Запись с сохранением сюжета иконы.

По химическому составу янтарь принадлежит к типичным смолам и в среднем содержит углерод (79%, кислород (10%), водород (11%), а также небольшие примеси серы и золы.

Лаки на основе янтаря прочные, со временем темнеют.

Копалы (от староиндейского copali) - группа ископаемых смол самых различных свойств и самого различного ботанического происхождения. Копалы встречаются главным образом в тропических странах. В России копалы встречаются на Кавказе и Дальнем Востоке. В принятой классификации копалы разделяются на твёрдые и мягкие.

По химическому составу копалы близки.

Мягкие копалы - манильские, индийские, каури обладают твёрдостью, не превышающей твёрдость мягких смол, таких как даммара.

На основе мягких копалов готовят спиртовые лаки низкого качества.

Твёрдые копалы продуцируются африканскими и южноамериканскими растениями, принадлежащими к семейству Caesalpiniceae. Бразильским копалом называют смолу, получаемую из нескольких видов рода Hymenea, восточноафриканским или занзибарским копалом - смолу Trachylobium verrucusum, копайским бальзамом - смолу видов рода Copaifera, копалом конго - смолу деревьев рода Guibourtis.

Лаки на основе твёрдых копалов отличаются самой высокой прочностью.

Записи и прописи

Как показывает опыт, средний срок полного потемнения олифы или масляно-смоляного лака составляет от 30 до 90 лет. Поверх потемневшего покровного слоя русские иконописцы писали новое изображение, как правило, совпадавшее по сюжету, но в соответствии с новыми эстетическими требованиями, предъявляемыми временем. В одних случаях поновитель точно соблюдал пропорции, принципы композиционного построения первоисточника, в других - повторял сюжет, внося поправки в первоначальное изображение: менял размеры и пропорции фигур, их позы, другие детали (рис.61). По иконописной традиции поновитель был обязан заново выполнить надпись, если она была не видна и не читалась чётко (рис.62).

Сплошная запись могла быть выполнена и желтковой темперой, и маслом.

_____________________________________________________________97

Поновление надписи.

Если защитное покрытие на иконе темнело до такой степени, что изображение становилось полностью не различимым и, кроме того, вероятно, забывался первоначальный сюжет, то, бывало, на той же доске поверх защитного слоя писали новую икону, иногда с совершенно другим сюжетом (риc.63).

Запись с другим сюжетом.

В тех случаях, когда ко времени поновления старая икона имела разрушения грунта и основы, её подвергали укреплению осетровым клеем, утраты грунтовали, зачастую нанося грунт на участки красочного слоя с покрытием, чтобы выровнять общую поверх-

_____________________________________________________________98

ность или создать общий светлый фон для нового изображения. Когда утраты старого слоя были не столь велики и поновитель имел возможность использовать старый рисунок и композицию, перелевкаска могла быть и частичной, нанесённой на самые разрушенные участки старой иконы - вдоль трещин по стыку досок, вокруг наиболее значительных утрат.

Вследствие потемнения защитного покрытия терялась первоначальная яркость цвета. Чтобы вернуть образу былую выразительность, икону не всегда записывали целиком, ограничиваясь иногда высветлением отдельных её участков: заново обводили контуры изображения, прописывали складки одежд, перекрашивали нимбы, фон и по традиции переписывали надписи. В этом случае можно говорить о наличии частичных записей или прописей на иконе (рис. 64).

Частичные прописи и записи на иконе.

Весьма часто поновление потемневшей иконы сводилось к новому золочению фоновых частей и нимбов, а также нанесению нового золотого ассиста. Этой операции предшествовала предварительная подготовка поверхности - вышлифовка и выравнивание. Нередко участки под золочение вычищали до грунта, бывало и так, что золочение выполняли по новому лаковому покрытию, а остальная живописная поверхность оставалась нетронутой и прописывалась частично по пробелам; как всегда поновлялись надписи.

Отмечено, чем чтимее была икона, тем чаще она поновлялась. Так, встречаются произведения, на ко-

_____________________________________________________________99

Утраты авторского красочного слоя на рентгенограмме.

торых насчитывается до восьми слоев разновременных записей. При этом на одной иконе могут соседствовать и сплошные записи, и частичные записи, и прописи. Одни из них могут быть выполнены темперой, другие - маслом.

Во всех случаях, о которых говорилось выше, возможно удаление позднейших наслоений (раскрытие иконы) и возвращение памятнику вида близкого к первоначальному.

Но в реставрационной практике встречаются и такие иконы, которые перед поновлением подвергались промывке, от чего красочный слой в значительной степени утрачивался (нередко можно наблюдать изменение цвета неустойчивых к щелочам пигментов, например, аурипигмента, и характерные утраты в виде мелких частых царапин и полос - следы механической обработки поверхности хвощом, пемзой, ножом). Обыкновенно это является следствием того, что поновитель (в данном случае выступавший в роли некомпетентного реставратора) пытался поновлять авторский красочный слой непосредственно, а не поверх защитного покрытия. После промывки в этом случае икону проклеивали, утраты грунтовали, записывали, всю поверхность покрывали олифой, которая в свою очередь темнела, и икону записывали ещё не один раз.

Вопрос о целесообразности удаления записей с таких произведений решается только реставрационным советом. Работа по реставрации икон, имеющих плохую сохранность первоначального красочного слоя (что обыкновенно выявляется при рентгенографировании - рис.65 - и в процессе пробного раскрытия - см. разд. 4.3.2.1), очень сложна и может выполняться только реставратором, имеющим большой опыт работы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; просмотров: 354; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.233.34 (0.012 с.)