Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Восполнение утрат красочного слоя

Поиск

_____________________________________________________________124

Стирание красок курантом.

Материалы и инструменты

1. Краски акварельные.

Набор "Нева", "Ленинград".

2. Пигменты.

Советская промышленность выпускает весьма ограниченное количество необходимых для работы пигментов47. Все прочие приходится добывать различными путями. Это - пигменты заграничного производства, образцы минералов и проч. (В Ч. II рекомендаций мы приводим старинные рецепты приготовления и использования некоторых красок.)

Пигменты в порошках заводского помола высыпают в чашку и заливают небольшим количеством дистиллированной воды. Комки растирают пальцем до получения вполне однородной массы. Воду выпаривают в естественных условиях, и красочный порошок растирают на яичной эмульсии курантом (рис. 78). (При необходимости краски можно стирать непосредственно со связующим курантом.)

Кристаллическую киноварь отделяют от породы, измельчают в фарфоровой ступе (для обогащения цвета предварительно залив водным раствором уксуса 3-7%-ной концентрации), стирают с водой курантом и высушивают.

ВНИМАНИЕ! Приготавливая пигментный порошок из кусков породы аурипигмента или реальгара, следует соблюдать меры предосторожности: руки защищать резиновыми перчатками, порода должна быть смочена водой (пигменты не должны пылить), можно использовать и самодельную камеру из полиэтиленовой плёнки.

Приготовленный и стёртый с водой на куранте аурипигмент отстаивают в высоком стеклянном цилиндре, лишнюю воду сливают, по высушивании делят на 3-4 фракции по тонкости помола. Хранят в сухом виде. С яичной эмульсией смешивают непосредственно перед употреблением курантом.

ВНИМАНИЕ! Колера с присутствием аурипигмента и реальгара приготовлять впрок (даже на сутки) нельзя - в присутствии воды и яичной эмульсии могут происходить нежелательные химические реакции с потемнением красок.

47 Каталог-справочник, составленный работниками ленинградского завода художественных красок. / Под ред. В. В. Дмитриева. - Л. 1964.

_____________________________________________________________125

3. Яичная эмульсия (связующее реставрационных красок).

Состав, м. ч.

Желток куриного яйца................................................. 1

Винный уксус из белого сухого

вина (3-4%-ный водный раствор)............................... 1

Вода дистиллированная………………………........... 1

Способ приготовления

Разбив яйцо, осторожно отделяют желток от белка. Желток в оболочке переводят на ладонь. Высушивают желток, перекатывая его с одной ладони на другую (каждый раз смывая белок со свободной ладони проточной водой и вытирая её полотенцем). Удерживая желток на руке, прорывают оболочку и аккуратно сливают желток в чистый мерный стакан. Тонкой струёй добавляют такое же количество винного уксуса, непрерывно помешивая небольшой щетинной кистью. Таким же образом прибавляют воду в объёме равном желтку. Эмульсию процеживают через тонкую ткань.

Способ хранения

Хранят в стеклянном сосуде с плотной крышкой в прохладном месте.

4. Дистиллированная вода.

5. Кисти круглые колонковые (№№ 1-7) и беличьи (№№ 1-8).

6. Палитра из белой фаянсовой плитки или белой же пластмассы.

7. Загрунтованные полосы картона для п робных накрасок.

8. Лупа на ручке.

Метод работы

Тонировки мелких утрат в незначительном количестве могут быть выполнены акварельными красками с добавлением эмульсии яичного желтка, разбавленной дистиллированной водой 1:248.

Краску разводят на белой палитре, тон и цвет проверяют на накраске. Разведённую таким образом краску в случае её излишнего загустевания в процесс-

48 НИКОДИМ СИИСКИИ говорит о необходимости соблюдения известных отношений между краской и связующим: "и аше яйца вложиш в краску многояично, будет лоск мног дурно, и аше умалиш яйца поползет краска и нецветна. Потребно знать меру во всяком деле". - Цит. по: ЩАВИНСКИИ В. А. Указ. соч. - С. 58.

_____________________________________________________________126

се работы разбавляют нужным количеством дистиллированной воды.

Тонировки на более значительных утратах целесообразнее выполнять красками, приготовленными из сухих пигментов на яичной эмульсии.

Красочную палитру для тонировок подбирают на основании тщательного изучения красочных смесей (колеров) авторской живописи при большом увеличении (от 6 до 100 крат) в бинокулярный микроскоп (МБС-1 и MБС-2) в ходе раскрытия авторской живописи49. Тонировки выполняют различными приёмами: тонировки мелких утрат - тонкими мягкими кистями, лучше всего круглыми колонковыми ( №№1, 2).

Острым кончиком кисти на поверхность грунта наносят мелкие точки краски, проводя работу постепенно, так что промежутки между отдельными точками заполняются уже после просыхания. Так достигают полной однородности тонируемой площади. Работу удобно начинать с помощью 2-х кратной лупы достаточно большого диаметра. (Даже некоторая неоднородность слоя тонировки, хорошо видная в лупу, не будет заметна при рассматривании её невооружённым глазом.)

Если окружающий утрату участок древней живописи имеет многослойное строение, то может оказаться необходимым повторить замеченную у автора последовательность наложения красок. (В ином случае тонировка не сможет быть достаточно приближена по цвету к оригиналу.)

Тонирование утрат большой площади можно выполнить заливкой с повторением авторской манеры письма.

В обоих указанных случаях необходимо сохранить известную меру подобия, чтобы тонировки всегда оставались отличимыми от подлинных частей древней живописи.

При повторных реставрационных работах могут встретиться участки, затонированные "отарой олифой". Такой метод тонирования считается устаревшим и в настоящее время не применяется.

Восполнение утрат золочения

Разновидностью реставрационной тонировки явля-

49 См. БУРМАКИН А. П. Технико-технологическое исследование иконы "Максим Исповедник с деянием". // Памятники русского искусства: исследования и Реставрация: Сб. науч. тр. / ВХНРЦ. - 1987. - С. 55-58.

_____________________________________________________________127

ется восполнение утраченных частей древнего золочения или росписи золотом. Эта работа может быть выполнена либо техникой золочения листовым сусальным золотом, либо техникой золочения или росписи творёным золотом. Выбор метода зависит от техники исполнения реставрируемой детали памятника и состояния его сохранности.

Материалы и инструменты,

1. Листовое сусальное золото.

2. Связующее:

а. Чесночный сок.

Способ приготовления

Из долек свежего чеснока механическим путём получают сок. Для удобства нанесения на него золота сок может быть разбавлен дистиллированной водой.

Способ хранения

Длительно сохраняется в сухом виде (по высыханий не теряет своего клеящего свойства). По мере надобности вновь может быть разбавлен водой.

б. Белок куриного яйца.

Способ приготовления

Яичный белок отделяют от желтка и интенсивно сбивают до получения высокой пены. Через некоторое время осевшую жидкость сливают и процеживают через марлю. Процеженный белок разбавляют дистиллированной водой в соотношении 1:1.

Способ хранения

Сохраняют на время работы в холодильнике.

в. Вываренное пиво.

Способ приготовления

Пиво выпаривают естественным путём или слабым подогревом (на тенне). Высыхая, осадок превращается в клееобразное вещество. По мере надобности разбавляют водой.

Способ хранения

В закрытом сосуде в естественных условиях.

г. Даммарный лак.

д. Клей, применявшийся при укреплении данного памятника.

3. Творёное золото.

Способ приготовления

Творёное золото приготавливают из листового сусального золота путём стирания последнего паль-

_____________________________________________________________128

"Лапка" для золочения: a - два слоя картона.
Тампон: а - два слоя марли, b - вата.

цем на блюдце.

Мелко истолчённый гуммиарабик кладут на блюдце, добавляют несколько капель тёплой дистиллированной воды и растирают до состояния однородной массы. Смоченным указательным пальцем правой руки один за другим снимают с книжки листки сусального золота и растирают на блюдце кончиком этого же пальца.

ВНИМАНИЕ! Растираемая масса должна быть собрана ближе к центру, а не расходиться к краям блюдца.

По мере необходимости в растираемую массу добавляют несколько капель воды, которые должны придать ей достаточную подвижность, но не делать её текучей.

Процесс растирания листового золота длительный и требует тщательного исполнения. По окончании процесса творёное золото выглядит желтоватой краской, не содержащей заметных для глаза отдельных частичек. По достижении такого состояния золото подвергают промывке, наливая в блюдце воду небольшими порциями. Указательным пальцем обмывают края блюдца, собирая золото ближе к центру.

Золото фильтруют через тонкий батист в другое блюдце, затем отстаивают с растворённым клеем. Воду сливают.

Золото, осевшее на дно, готово к употреблению, если шлифовальный зубок оставляет блестящий след.

Творёное серебро готовят тем же способом.

4. Мягкие кисти.

5. "Лапка" - специально подготовленная беличья кисть в виде плоского веера (рис.79).

6. Мякиш ржаного хлеба.

7. Сухой тампон из ваты и марли (рис. 80).

8. Калька или папиросная бумага.

9. Тонкая бумага, содержащая небольшое количество проклейки (типа газетной).

10. Фильтровальная бумага.

11. Инструменты для шлифования восстановленных золочёных поверхностей.

Метод работы

Утраты хорошо сохранившихся гладких золотых

_____________________________________________________________129

фонов восполняют листовым сусальным золотом.

При этом большое значение имеет тщательность подготовки реставрационного грунта: даже незначительное отличие реставрационного левкаса от авторского приводит к резкому отличию между отражением света древним золочением и реставрационным золочением на новом грунте, что создаёт впечатление грубого несоответствия между древней живописью и её восполнением.

Тщательно выровненный вставной грунт перед нанесением на него золочения тонируют соответственно подготовке50, сделанной под позолоту на авторском грунте, но с учётом различия оттенков древнего и реставрационного золота.

Золочение сусальным золотом выполняют на чесночный сок, яичный белок, даммарный лак, выпаренное пиво, клей, применявшийся при укреплении памятника (см. разд. 6.1.5.1).

Чесночный сок, выпаренное пиво, белок куриного яйца, неразбавленный даммарный лак или клей, применявшийся при укреплении данного произведения (например, рыбий клей в растворе 7%-ной концентрации) наносят на подготовленную поверхность ровным слоем с помощью мягкой кисти и дают ему просохнуть. Просохший слой увлажняют дыханием (появляется отлип), а листовое сусальное золото переносят на поверхность и прижимают тампоном через слой кальки или папиросной бумаги.

ВНИМАНИЕ! Излишки связующего на поверхности грунта могут вызвать сморщивание листков сусального золота, нарушающего ровную поверхность участка, покрытого позолотой. Листовое золото переносят на поверхность различными способами.

На небольшие поверхности его переносят с листа мякишем ржаного хлеба, предварительно размятым в руках до почти полной потери им клеящей способности. Из кальки делают шаблон, вырезав в нём отверстие, размером соответствующее тому участку, который должен быть покрыт позолотой. Шаблон накладывают на листок сусального золота и мякишем через отверстие снимают соответствующую часть золотого листка.

50 Полимент бывает желтый и красный - разных оттенков (о полименте см.: Ч. II. РОВИНСКИЙ Д. А. Азбучный указатель...).

_____________________________________________________________130

Прилипшее к хлебу золото прижимают к проклеенной поверхности, стараясь положить его ровно. (Сусальное золото пристаёт только к проклеенным местам; части его, попавшие на непроклеенную поверхность, снимают тем же мякишем.)

После нанесения золота (через 12-24 часа) реставрационная позолота может быть подвергнута шлифованию через тонкую, не имеющую выраженную фактуру бумагу (например, папиросную или кальку) или непосредственно по золоту.

На утраты значительных размеров золото переносят при помощи сухой "лапки" или бумаги (типа газетной), предварительно замоченной в воде.

Листки бумаги нарезают по размерам листков сусального золота. После замачивания излишек влаги снимают фильтровальной бумагой; один из них быстро и равномерно накладывают на листок сусального золота и тотчас же поднимают, при этом листок сусального золота остаётся на бумаге.

ВНИМАНИЕ! Эту операцию выполнять медленно нельзя. (Бумажный листок, подстилающий в книжке листок золотой, может намокнуть, а последний при этом - сморщиться и порваться.)

Из листка бумаги с прилипшим к нему золотом вырезают соответствующий размерам утраты кусок и золотом вниз накладывают на участок поверхности, аккуратно разглаживая через слой фильтровальной бумаги. Когда бумага высыхает, её удаляют, а золото остаётся на грунте.

ВНИМАНИЕ! Оставшуюся часть листка золотом вверх кладут на сложенную в несколько слоев фильтровальную бумагу, чтобы тем самым предотвратить высыхание бумаги, на которой держится золото. В случае высыхания сцепление между ею и золотом нарушается, а остаток золота может быть использован в дальнейшем только путём переноса его на новый листок увлажнённой бумаги.

Позолоту шлифуют указанным выше способом после полного высыхания связующего.

Так как листовое сусальное золото бывает различных оттенков, необходимо подбирать его близким по цвету к авторскому. Кроме того, в зависимости от требуемого оттенка реставрационное золочение подвергают тонированию, используя для этого жидко разведённую краску.

ВНИМАНИЕ! Тонировка реставрационного золота

________________________________________________________________

должна быть достаточно тонкой, так как иначе на зеркальной поверхности золота она может стать похожей на обычное загрязнение.

Творёное золото применяют для воспроизведения позолоты, имеющей значительные потёртости, равно и деталей изображения, выполненных творёным золотом.

Творёным золотом пользуются, как краской, разводя его водой.

Покрытие лаком

Лаковая пленка, нанесённая на произведение, прежде всего защищает поверхность от неблагоприятных внешних воздействий.

Плёнка должна быть тонкой, бесцветной, эластичной, устойчивой к атмосферным влияниям и легко обратимой51.

5.2.1. Материалы и инструменты 1. Лак покрывной52.

В нашей практике применяется даммарный лак. Для удобства в работе фабричный лак можно разводить пиненом.

ВНИМАНИЕ! Концентрация лака зависит от состояния красочного слоя, грунта и цели покрытия. На плотных грунтах и красочных слоях, чтобы добиться тонкой и прочной плёнки, лак следует разбавлять пиненом 1:1.

На разрыхлённых грунтах и красочных слоях нужно применять неразбавленный лак. Плотно закупоренный флакон с лаком подогревают на водяной бане до 60°С (лак становится более подвижным), этим легко достичь получения тонкой плёнки.

Хороший лак уже через день не должен давать отлипа. Если же лак (пиненовый) старый, то отлип будет сохраняться постоянно, особенно в

51 КАПИТАНЧУК Б. А. Побеления, возникающие при покрытии лаком памятников иконописи: ихпредупреждение и устранение. // Памятники русского искусства: исследования и реставрация: Сб. науч. тр. / ВХНРЦ. - 1987. - С. 105-115.

52 КАПИТАНЧУК В. А. Модифицированные даммарные лаки для реставрации произведений древнерусской темперной живописи. // Древнерусское искусство: исследование и реставрация: Сб. науч. тр. / ВХНРЦ. - 1985. - С. 123-127.

_____________________________________________________________132

Тампон: a - два слоя ткани, b - вата.

сырую погоду.

2. Пинен, уайт-спирит.

3. Тампон (рис. 81).

Изготовлен из тонкой плотной белой неворсистой ткани, обёрнутой в два слоя вокруг ваты. Величина тампона зависит от таковой покрываемой поверхности, не превышая, однако, 10 см в диаметре.

4. Плоская щетинная кисть (№№ 27-30).

5. Подвижный источник света.

Метод работы

Метод нанесения реставрационного покрытия мало чем отличается от рекомендаций старинных трактатов, поэтому тонировки, как и живопись старых мастеров, высушиваются в течение длительного срока, во всяком случае, не менее двух месяцев, если они достаточно тонкие. Более плотные тонировки сушатся намного дольше.

Рабочее место реставратора должно быть снабжено дополнительным подвижным источником света, чтобы можно было контролировать состояние поверхности в косом свете.

Покрытие следует наносить в сухую тёплую погоду, в помещении, где нет сквозняков и пыли.

Способы нанесения лакового покрытия бывают разные.

Тонкую плёнку даёт лак, нанесённый тампоном. (Это самый популярный способ при работе с темперной живописью на досках.)

Тампон погружают в лак, налитый в широкую фарфоровую чашку, излишки лака снимают, отжимая тампон о края чашки. Лак наносят на лежащую горизонтально икону быстрыми круговыми движениями с равномерным нажимом. Повторять операцию возможно только по высыхании плёнки по всей поверхности.

ВНИМАНИЕ! Если есть опасение повредить акварельные тонировки, работая тампоном, то лак можно наносить широкой мягкой щетинной кистью. Правда, в этом случае лак лучше немного разбавить пиненом или уайт-спиритом.

Способ нанесения лака кистью более распространён в реставрации масляной живописи. Флейц погружают в лак, налитый в широкую посуду, излишки снимают о её края. Лак наносят быстрыми движениями во взаимоперпендикулярных направлениях. Выравнивание слоя должно быть закончено, когда лак начнёт подсыхать,

_____________________________________________________________133

задерживая движения флейца.

Традиционный способ нанесения олифы (см. разд. 1.1) в настоящее время можно применять при покрытии живописи масляно-смоляными лаками и в случае, когда необходимо создать более прочную и корпусную лаковую плёнку при покрытии копий-реконструкций.

_____________________________________________________________134

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Описание консервационных и реставрационных процессов ("Дневник реставратора") ("Реставрационный паспорт художественного произведения", п. 9.)

Описание ведётся в форме дневника. Мы приводим примерную схему.

1. Дезинфекция. Инструменты. Рецептура применяемых препаратов. Даты начала и окончания процесса.

2. Дезинсекция. Инструменты. Рецептура применяемых препаратов. Даты начала и окончания процесса.

3. Укрепление. Химические анализы грунта. Результаты. Указать процентную концентрацию раствора клея, технология процесса укрепления. Инструменты. Что именно подвергалось укреплению: паволока, грунт, красочный слой. В случае укрепления уже раскрытого произведения, имеющего свежую покровную плёнку, указать, чем и как производилось укрепление: рыбьим клеем (процентная концентрация), яичной эмульсией (состав), воско-смоляной мастикой (состав). Даты начала и окончания процесса.

4. Реставрация деревянной основы. Какие виды работ проводились: удаление загрязнений с поверхности (чем, как); пропитка доски (чем, как); заполнение трещин (как, состав материала); заполнение лётных отверстий жучка-точильщика (чем, как). Вставка новых кусков древесины в места утрат первоначальной деревянной основы. Вставка утраченных шпонок, смена их (и почему). Выпрямление доски (чем и как). Даты начала и окончания процесса.

5. Оклад. Если оклад необходимо снять (указать причину), составить схему расположения частей оклада на иконе (как). Удаление загрязнений (как, рецептура применённого для промывки препарата). Даты начала и окончания процесса. Если оклад остаётся на иконе, удаление загрязнений на нём (как, рецептура применяемого для промывки препарата). Даты начала и окончания процесса. Если оклад (или его фрагменты) повреждён, произвести его реставрацию (самостоятельно или совместно с реставратором по металлу). Даты начала и окончания процесса.

_____________________________________________________________135

6. Укрепление. Дополнительное укрепление на участках, закрытых ранее окладом; дополнительное укрепление после заполнения трещин. Даты начала и окончания процесса.

7. Удаление загрязнений с лицевой поверхности. Инструменты. Даты начала и окончания процесса.

8. Удаление покровной плёнки. Состав композиции растворителей. Экспозиция компресса (если применялся), работа тампоном, кистью, скальпелем. Описать апробирование различных растворителей с целью подбора наиболее подходящего для работы, указать различие этих растворителей, их действие и почему выбран тот или иной из них. Чем пластифицирована плёнка, подвергнутая действию растворителя. Даты начала и окончания процесса. Если проводились химические анализы покровной плёнки, указать результаты. Оговорить применение при этой работе бинокулярной или обычной лупы.

9. Удаление позднейших наслоений. Способ удаления позднейших наслоений (раскрытие авторского слоя живописи от прописей, записей, лежащих непосредственно на слое живописи, на покровном слое, либо поверх слоев перелевкасок), выполненных поверх живописи, покровного слоя. Записи, прописи (масляные, темперные). Указать, сколько слоев. Послойно ли выполнялось раскрытие. Указать состав растворителей, экспозицию компресса, материал компресса. Описать апробирование различных растворителей с целью подбора наиболее подходящего для работы. Указать различие этих растворителей, их действие и почему выбран тот или иной из них. Указать действие реактивов на различные цвета. Применялись ли механические способы удаления записей (прописей). Инструменты. Чем пластифицирован слой, подвергнутый действию растворителей. Указать все результаты химических анализов связующего красок и пигментов (если они проводились). Даты начала и окончания процесса. Оговорить применение при этой работе бинокулярной или обычной лупы.

10. Подлевкаска (восполнение утрат авторского грунта). Удаление загрязнений с обнажённых участков паволоки и древесины (чем, как, инструменты). Наносилась ли ткань на наибольшие по размеру участки обнажения древесины (имитация паволоки). Какая ткань выбрана, её подготовка. Проклейка основы на местах утрат левкаса (процентная концентрация и

_____________________________________________________________136

температура клеевого раствора, количество проклеек). Приготовление реставрационного левкаса (состав). Технология подлевкаски (инструменты, сколько слоев, последовательность их нанесения, сушки каждого из них). Использование прежних вставок, если они достаточно крепкие (если производился химический анализ их состава, указать). Обработка вновь нанесённого реставрационного левкаса (чем, как). Указать, в каких случаях применялась (если применялась) воско-смоляная мастика (её состав). Чем, как. Даты начала и окончания процесса.

11. Восполнение утрат авторского красочного слоя (тонирование). Тонирование потёртостей. Тонирование участков сохранившихся вставок. Тонирование вновь подведённого левкаса. Способы: пуантель, заливка, тонирование нейтральным тоном; в цвет авторской живописи (менее плотно), с воспроизведением рисунка и живописи. Указать, на каком связующем замешивались краски. Какие краски применялись: акварель, растёртые на яичном желтке пигменты, фабричная темпера и т. п. Способ приготовления связующего. Производились ли тонировки творёным золотом, серебром. Применялось ли листовое серебро, золото. Даты начала и окончания процесса.

12. Консервация с оборота. Вощение оборота, торцов и боковых сторон (чем, как, инструменты). Даты начала и окончания процесса.

13. Нанесение покровного лака. Чем, как, дата выпуска материала, сколько слоев. Срок высыхания. Даты начала и окончания процесса. Через сколько времени после окончания тонировок нанесён покровный слой.

14. Монтировка оклада. Указать причины, по которым использован щит. (Согласно схеме, составленной до снятия оклада с произведения, оклад монтируется обратно на произведение, либо на щит, обтянутый холстом.) Даты начала и окончания процесса.

_____________________________________________________________137



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; просмотров: 557; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.40.171 (0.009 с.)