Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Художественно-эстетическая деятельность

Поиск

Художественно-эстетическая деятельность

· восприятие:

- эмоционально-эстетическое,

- аксиологоческое,

- эмпатическое

· знание, познание

- эмпирическое,

- теоретическое,

- мировоззренческое,

- толерантное

· деятельность

- исполнительская,

- эвристическая,

- творческая (проектная),

- продуктивная

Наиболее типичные, чаще всего встречающиеся показатели возрастных психологических особенностей детей:

· повышенная моторная активность – невозможность заниматься длительно одним делом, характерна для раннего школьного возраста;

· сенсорно-перцептивная активность – способность и потребность в сенсорных новых впечатлениях, их воспроизведении, сохранении;

· интеллектуально-волевая активность – интеллектуальная инициативность, любознательность, интерес к выявлению связей, причинно-следственных отношений, объективация и воспроизведение «трудных» ситуаций, выделения себя и поля действия и т.д.;

· мотивация и эмоционально-выразительная активность – социальный диапазон жизненных мотивов, способность их к эмоционально-выразительному выявлению, «обозначению», символизации, комбинаторике, замещению.

Качества личности учащихся, имеющие приоритетное значение в процессе художественного образования:

Креативность (лат. creatio – сотворение, создание) – уровень творческой одаренности, способности к творчеству, составляющий относительно устойчивую характеристику личности.

Эмпатийность – способность поставить себя на место другого человека, способность к сопереживанию. Также включает способность точно определить эмоциональное состояние другого человека на основе мимических реакций, поступков, жестов и т. д.

Основными качествами, влияющими на успешность изобразительного творчества, во всех его проявлениях, ведущими свойствами являются:

· творческое воображение и особый тип мышления, для отражения реальных объектов окружающей действительности, путем анализа и отбора главного, существенного; обобщения художественного образа; формирование идеи, выраженной в композиции;

· развитая система эстетического восприятия, а также чувственное, эмоциональное отношение к изображенному объекту или событию;

· зрительная память, способная сформировать в сознании зрительный образ, выраженный в художественном образе;

· волевые качества личности, для успешного практического воплощения творческих замыслов.


5. Структура и содержание программ предметов художественного цикла для общеобразовательной школы.

Характеристика программ «Музыка» (авторский коллектив под руководством Д.Б. Кабалевского), «Музыка» (авторский коллектив под руководством Ю.Б. Алиева), «Музыка» (Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина), «Музыка» (Т.И. Бакланова), «Изобразительное искусство и художественный труд» (авторский коллектив под руководством Б.М. Неменского), «Изобразительное искусство. 5-9 классы» (авторский коллектив под руководством Т.Я. Шпикаловой).

В программе раскрываются основные принципы и методы музыкальных занятий в общеобразовательной школе, даются краткие методические рекомендации для проведения уроков по всем темам этой программы. Новое издание доработано авторами: частично осовременен текст; музыкальный материал дополнен произведениями, отвечающими требованиям, предъявляемым к содержанию программ по музыке для общеобразовательных учреждений; введены названия литературных произведений и произведений живописи, созвучных музыке, представленной в программе. По программе, созданной под руководством Д.Б. Кабалевского, работают в разных регионах страны. Образный язык, глубокие мысли, методическая обоснованность всех положений программы сделали ее классикой этого вида изданий. Программа необходима учителям, работающим с учебно-методическими комплектами «Музыка», авторов Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной. Издание программы – хороший подарок учителям к 100-летию выдающегося композитора и педагога современности Д.Б. Кабалевского, которое отмечали в декабре 2004 г.

В настоящий момент разработано большое число образовательных программ обучения изобразительному искусству для общеобразовательной школы. Среди них получили достаточное распространение и признание среди практиков обучения программы
Б.Н. Неменского, Т.Я. Шпикаловой.

Комплексные методы формирования творческой активности.

Творческая учебная активность – это субъективная сторона учебного труда школьника, отражение потребностей, интересов, способностей, волевых усилий, эмоционального отношения.

Формирование творческой активности взаимосвязано с развитием самостоятельности.

Творческая активность предполагает максимальное проявление индивидуальности.

Основные компоненты творческой активности учащихся:

· потребности, интересы, склонности к творческой деятельности;

· преобразующие отношения к изучаемым предметам, объектам;

· готовность к преобразующей деятельности;

· эвристический потенциал;

· сама преобразующая деятельность.

Методы анализа произведений искусства.

Анализ — разбор, рассмотрение чего-либо. В искусствоведении разбор состава произведения искусства. Анализируется любое произведение искусства в единстве содержания и формы. При детальном анализе произведения, как правило, раскрывается идея и тема произведения; выявляются художественные средства, которые использовал художник для воплощения замысла; дается оценка значения произведения в творческой биографии художника и т.д.

Единство восприятия и воображения.

Восприятие –психический познавательный процесс, результатом которого являются субъективные образы непосредственно воздействующих на органы чувств предметов и явлений в совокупности их свойств и признаков.

Воображение – психический процесс, заключающийся в создании новых образов, идей, мыслей на основе имеющихся представлений, знаний, опыта. Воображение бывает воссоздающее и творческое. Воссоздающее воображение протекает на основе восприятия чертежа, схемы, карты, описания. В результате работы этого вида воображения создаются образы предметов, имеющихся в действительности.

Переживание –длящееся эмоциональное состояние, прокручивание одного и того же события несколько раз, возвращение кругами раз за разом к тому, что уже произошло.

Сопереживание – объединение своего переживания и переживания другого человека, совместное переживание.

Стадии художественного восприятия.

1. стадия предкоммуникативная стадия общения с искусством (акт выбора конкретного произведения и частная установка, бессознательная настройка на «волну данного произведения»);

2. стадия коммуникативная стадия (физический контакт в его чувственно-материальной форме и встречная деятельность сознания, подсознательная переработка и переструктурирование произведения);

3. стадия вхождения реципиента в действительность художественного произведения (предварительная эмоция и вхождение в произведение на основе механизмов уподобления, идентификации);

4. стадия переработки содержания и реконструкции мира произведения («встречная» деятельность, результатом которой выступает понимание смыслового содержания произведения через внутреннее его воссоздание);

5. стадия художественного переживания (диалог двух ценностно-смысловых миров - мира личности и мира произведения);

6. стадия оценки произведения (интегральный результат деятельности человека по восприятию, пониманию и усвоению смыслового содержания произведения художественной культуры).

Основные формы мышления:

Понятиелогически оформленная общая мысль о классе предметов, явлений; идея чего-либо.

Суждение представляет собой форму мысли, устанавливающую логическую связь между двумя и более понятиями.

Умозаключение – это способ получения нового знания на основе некоторого имеющегося. Он представляет собой переход от некоторых высказываний, фиксирующих наличие некоторых ситуаций в действительности, к новому высказыванию и соответственно к знанию о наличии ситуации, которую описывает это высказывание.

Активизация и развитие художественного мышления у школьников с помощью основных мыслительных операций:

Анализ – мысленное расчленение предмета, явления пли ситуации для выделения составляющих элементов. Таким образом, мы отделяем несущественные связи, которые даны в восприятии.

Синтез – обратный анализу процесс, который восстанавливает целое, находя существенные связи и отношения.

Сравнение – мышление сопоставляет вещи, явления и их свойства, выявляя сходства и различия, что приводит к классификации.

Абстракция – выделение одной какой-либо стороны, свойства и отвлечение от остальных. Так, рассматривая предмет, можно выделить его цвет, не замечая формы, либо наоборот, выделить только форму. Начиная с выделения отдельных чувственных свойств, абстракция затем переходит к выделению нечувственных свойств, выраженных в абстрактных понятиях.

Обобщение (или генерализация) – отбрасывание единичных признаков при сохранении общих, с раскрытием существенных связей. Обобщение может совершиться путем сравнения, при котором выделяются общие качества.

Конкретизация –это движение мысли от общего к частному.


20. Критерии качества современного урока по дисциплинам художественного цикла.

Понятие «качество образования». Основные положения теории качества. Характеристика художественно-творческой деятельности. Основные критерии качества современного урока по дисциплинам художественного цикла (структура и содержание занятия). Критерии качества педагогического менеджмента на занятиях художественного цикла. Основные критерии качества обучения на занятиях художественного цикла. Критерии качества воспитательного воздействия занятий художественного цикла. Критерии качества организационного обеспечения занятий художественного цикла. Критерии качества ресурсного и материально-технического обеспечения занятий художественного цикла. Критерии качества технологической составляющей (методической) занятий художественного цикла.

Качество образования – востребованность полученных знаний в конкретных условиях их применения для достижения конкретной цели и повышения качества жизни. Качество знаний определяется их фундаментальностью, глубиной и востребованностью в работе после окончания обучения.

Качество образования определяется качеством носителя знаний (учителей, профессорско-преподавательского состава), который передает эти знания с помощью различных методик обучающимся.

Система менеджмента качества в образовании строится на следующих принципах:

· понимание и выполнение требований к образованию с учетом достижений научно-технического прогресса и международных стандартов;

· ориентация на потребителя, жесткая конкуренция на рынке труда требует мобильности и динамичности системы менеджмента;

· постоянное совершенствование образовательного процесса с учетом результатов мониторинга.

Для системы менеджмента качества применимы следующие принципы:

· ориентация на потребителя;

· учет ситуации на рынке образовательных услуг;

· учет ситуации на рынке труда;

· лидерство руководителя;

· вовлечение профессорско-преподавательского состава и сотрудников;

· процессный подход к менеджменту;

· системный подход к менеджменту;

· обоснованное принятие управленческих решений;

· постоянное улучшение деятельности учебного учреждения.

Показатели качества образования

Исходя из подхода к пониманию качества образования, можно выделить следующие блоки показателей качества.

1. Качество преподавательского состава.

2. Состояние материально-технической базы учебного заведения.

3. Мотивация преподавательского состава.

4. Качество учебных программ.

5. Качество студентов.

6. Качество инфраструктуры.

7. Качество знаний.

8. Инновационная активность руководства.

9. Внедрение процессных инноваций.

10. Востребованность выпускников.

11. Конкурентоспособность выпускников на рынке труда.

12. Достижения выпускников.

Качество преподавателя определяет содержание образования, качества учебных программ, методику обучения, конкурентоспособность выпускников на рынке труда и другие составляющие качества образования. При этом преподаватель не только передает знания, но и формирует личность обучаемого, его мировоззрение и духовность. Поэтому качество преподавателя – понятие комплексное, включающее в себя:

· уровень компетентности – знания и опыт в определенной области науки и практики;

· потребность и способность заниматься преподавательской деятельностью;

· наблюдательность – способность подмечать существенные, характерные особенности учеников;

· способность устанавливать контакты с внешней и внутренней средой;

· известность;

· научно-исследовательскую активность;

· наличие научной школы.

Образовательный процесс становится высокотехнологичным, в нем используются достижения информационных и телекоммуникационных технологий.

Качество обучающегося, который является тем материалом, который должен быть превращен в конечный результат образовательного процесса. Качество обучающегося можно охарактеризовать с помощью следующих показателей:

· знания, полученные ранее по профильным для обучающегося учебным дисциплинам;

· знание компьютера;

· владение иностранным языком;

· желание учиться;

· интеллект;

· духовность;

· одаренность;

· память;

· дисциплинированность;

· настойчивость;

· работоспособность;

· наблюдательность;

· планирование карьеры.

Художественно-творческая деятельность человека развертывается в многообразных формах, которые называют видами искусства, его родами и жанрами. Обилие и разнообразие этих форм могут показаться хаотическим нагромождением, в действительности же они являются закономерно организованной системой видовых, родовых, жанровых форм. Так, в зависимости от материальных средств, с помощью которых конструируются художественные произведения, объективно возникают три группы видов искусств:

1. пространственные, или пластические (живопись, скульптура, графика, художественная фотография, архитектура, декоративно-прикладное и дизайн), т.е. такие, которые развертывают свои образы в пространстве;

2. временные (словесные и музыкальные), т.е. такие, где образы строятся во времени, а не в реальном пространстве;

3. пространственно-временные (танец; актерское искусство и все базирующиеся на нем; синтетическое – театр, киноискусство, телеискусство, эстрадно-цирковое и т. д.), т.е. такие, образы которых обладают одновременно протяженностью и длительностью, телесностью и динамизмом.

Организация художественно-творческой деятельности школьников представляет собой порядок взаимодействия учителя и школьников в соответствии с целями непрерывного образования:

· учебный процесс строится на основе гуманизации

· создается художественно обогащенная педагогическая среда, предполагающая сотворчество и творческую атмосферу;

· освоение содержания образования предметов художественно-эстетического цикла происходит с опорой на художественно-творческую деятельность детей;

· художественно-творческая деятельность организована как взаимодействие детей и педагогов в учебном процессе и во внеурочное время;

· процесс обучения детей художественно-творческой деятельности строится на основе их субъектного опыта.

Урок – такое время и место, где и когда управленческая составляющая компетентности учителя может быть выявлена и измерена как им самим, так и учащимися и администрацией. Как учитель анализирует учебно-познавательные ресурсы учеников и качество методического сопровождения процесса обучения, как он его планирует, организует, корректирует, ставит цели, как производит оценку результатов… Недаром в каждой школе важнейшим звеном внутришкольного контроля является контроль качества уроков.

Критерии оценки качества урока:

1. Содержание урока – оценивается соответствие содержания требованиям используемой программы и обязательного минимума, выбор программы и учебных материалов, использование учащимися дополнительных источников информации на уроке.

2. Мотивация учащихся – оценивается работа учителя по применению приемов мотивации на результат и на деятельность; грамотность выбора приемов мотивации, соответствующих уровню развития мотивационно-потребностной и эмоционально-волевой сфер каждого ученика.

3. Структура урока – оценивается оптимальность структуры данного урока, качество этапа актуализации знаний и постановки целей, наличие и логическая связь этапов урока, учет и выполнение требований к структуре урока. Оценивается четкость завершения каждого этапа урока.

4. Применение приемов развивающего обучения – оценивается оптимальный объем и целевое разнообразие приемов развивающего обучения, дифференциация при использовании этих приемов в учебной деятельности.

5. Самостоятельная деятельность учащихся – оценивается оптимальность времени, отведенного на самостоятельную работу, обеспеченность дидактическим оснащением, уровень дифференциации и индивидуализации самостоятельной работы.

6. Организация этапа диагностики ЗУН – оценивается организация комфортных условий этапов проверки домашнего задания и проверки усвоения нового материала на уроке.

7. ТСО (технические средства обучения) – оценивается оптимальность, целесообразность и формы организации работы с ТСО на уроке.

8. Стиль общения – оценивается использование учителем понимающего и директивно-понимающего стиля общения, деятельность учителя по созданию и поддержанию психологического комфорта на уроке при общении с каждым учеником.

9. Результативность урока – по ученику – оценивается уровень усвоения учебного материала. Состояние учеников после урока: их удовлетворение собственной деятельностью, настроение, отсутствие ощущения усталости.

10. Результативность урока – по учителю – оценивается уровень достижения поставленных целей, выполнения всех задач, удовлетворенность учителя уроком, умение учителя «отрефлексировать» удачи и промахи «по горячим следам».

Художественно-эстетическая деятельность

· восприятие:

- эмоционально-эстетическое,

- аксиологоческое,

- эмпатическое

· знание, познание

- эмпирическое,

- теоретическое,

- мировоззренческое,

- толерантное

· деятельность

- исполнительская,

- эвристическая,

- творческая (проектная),

- продуктивная

Наиболее типичные, чаще всего встречающиеся показатели возрастных психологических особенностей детей:

· повышенная моторная активность – невозможность заниматься длительно одним делом, характерна для раннего школьного возраста;

· сенсорно-перцептивная активность – способность и потребность в сенсорных новых впечатлениях, их воспроизведении, сохранении;

· интеллектуально-волевая активность – интеллектуальная инициативность, любознательность, интерес к выявлению связей, причинно-следственных отношений, объективация и воспроизведение «трудных» ситуаций, выделения себя и поля действия и т.д.;

· мотивация и эмоционально-выразительная активность – социальный диапазон жизненных мотивов, способность их к эмоционально-выразительному выявлению, «обозначению», символизации, комбинаторике, замещению.

Качества личности учащихся, имеющие приоритетное значение в процессе художественного образования:

Креативность (лат. creatio – сотворение, создание) – уровень творческой одаренности, способности к творчеству, составляющий относительно устойчивую характеристику личности.

Эмпатийность – способность поставить себя на место другого человека, способность к сопереживанию. Также включает способность точно определить эмоциональное состояние другого человека на основе мимических реакций, поступков, жестов и т. д.

Основными качествами, влияющими на успешность изобразительного творчества, во всех его проявлениях, ведущими свойствами являются:

· творческое воображение и особый тип мышления, для отражения реальных объектов окружающей действительности, путем анализа и отбора главного, существенного; обобщения художественного образа; формирование идеи, выраженной в композиции;

· развитая система эстетического восприятия, а также чувственное, эмоциональное отношение к изображенному объекту или событию;

· зрительная память, способная сформировать в сознании зрительный образ, выраженный в художественном образе;

· волевые качества личности, для успешного практического воплощения творческих замыслов.


5. Структура и содержание программ предметов художественного цикла для общеобразовательной школы.

Характеристика программ «Музыка» (авторский коллектив под руководством Д.Б. Кабалевского), «Музыка» (авторский коллектив под руководством Ю.Б. Алиева), «Музыка» (Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина), «Музыка» (Т.И. Бакланова), «Изобразительное искусство и художественный труд» (авторский коллектив под руководством Б.М. Неменского), «Изобразительное искусство. 5-9 классы» (авторский коллектив под руководством Т.Я. Шпикаловой).

В программе раскрываются основные принципы и методы музыкальных занятий в общеобразовательной школе, даются краткие методические рекомендации для проведения уроков по всем темам этой программы. Новое издание доработано авторами: частично осовременен текст; музыкальный материал дополнен произведениями, отвечающими требованиям, предъявляемым к содержанию программ по музыке для общеобразовательных учреждений; введены названия литературных произведений и произведений живописи, созвучных музыке, представленной в программе. По программе, созданной под руководством Д.Б. Кабалевского, работают в разных регионах страны. Образный язык, глубокие мысли, методическая обоснованность всех положений программы сделали ее классикой этого вида изданий. Программа необходима учителям, работающим с учебно-методическими комплектами «Музыка», авторов Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной. Издание программы – хороший подарок учителям к 100-летию выдающегося композитора и педагога современности Д.Б. Кабалевского, которое отмечали в декабре 2004 г.

В настоящий момент разработано большое число образовательных программ обучения изобразительному искусству для общеобразовательной школы. Среди них получили достаточное распространение и признание среди практиков обучения программы
Б.Н. Неменского, Т.Я. Шпикаловой.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 823; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.225.188 (0.011 с.)