ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В чём проявляется выразительность учебного рисунка.



Работа над учебным рисунком ведётся по всем законам композиции. Чтобы добиться выразительности рисунка нужно соблюдать основные зрелищно-выразительные условия композиции художественного произведения (в том числе и учебного рисунка).

· Главное, второстепенное, третьестепенное, дополнительное

· Соотношение кол-ва тона – белого, серого, чёрного

· Равновесие – масс, величин, движения; устойчивость, неустойчивость

· Продуманное конструктивно-пространственное устроение: пропорции, очертания, ассиметрия, симметрия, золотое сечение, св-ва диагоналей, вертикалей, горизонталей

· Пространство, движение

· Отношение деталей и общего

· Точка зрения: ракурс, поворот, позиция

· Линия горизонта - высока, низкая, нейтральная, скрытая

· Контрасты и аналогии: величин, движения, тона, форм

· Ритм

· Композиционный центр

· Поле основного внимания

· Акценты

Это добивается с помощью определённых средств:

· Изобразительно-визуальные средства – линия, пятно (цветовое, тональное) штрих, фактура

· Изобразительно-информативные средства – конструкция (построение) изображения; перспектива (линейная, воздушная, обратная, перцептивная, трехточечная, многоструктурная), пропорции.

11. Субъективность и объективность восприятия и изображения формы в рисунке.

Неверны с методологической и методической точки зрения рассуждения о том, что раз существуют различия в психофизиологическом восприятии одних и тех же предметов у разных людей, т.е. раз все люди видят и воспринимают мир по-разному, как в данный момент кажется глазу. В учебном рисунке это недопустимо.

Ученик не должен допускать искаженных изображений формы в своих рисунках, поверхностных, а иногда и ложных суждений о форме предмета. Он должен понять, что закономерность строения предмета существует объективно и независимо от наших ощущений.

Рисование с натуры как вид изобразительной деятельности ставит своей задачей научить студента правильно видеть, понимать и изображать натуру. В учебном рисунке студент должен стремиться к тому, чтобы изображение соответствовало реальной действительности, чтобы понятие о натуре было прежде всего правильным и объективным.

В процессе рисования и изучения натуры все студенты должны получить объективные знания и правильно изображать натуру, строго следя за закономерностью анатомического строения.

Законы внутренней конструкции, анатомического строения натуры остаются постоянными, как бы ученик не воспринимал натуру.

Субъективность наших ощущений объясняется не тем, что мы по-разному видим внешний мир и его закономерности, а различием физиологического строения организма и уровнем интеллекта. Сама же природа существует объективно и независимо от наших чувств. Образ предмета по-настоящему уясняется только в результате последовательного ряда зрительных суждений. Последовательность зрительных оценок в учебном рисунке направляется педагогам и она подчинена известной логике и системе. В учебном рисовании процесс познания натуры предполагает переход от единичных и неполных понятий о предмете к полному и обобщенному представлению о нем. Чтобы познать натуру необходимо проанализировать ее характерные особенности и закономерности строения. При восприятии натуры первоначальное познание выступает в виде непосредственных чувственных восприятий, ощущения рисующего. Ощущение является источником на основе которого формируется мысль. Но ощущение есть лишь начальная ступень познания. Ощущения могут создать неправильное представление о предмете или явлении природы. Ученику часто многое кажется не так, как это есть на самом деле.

Представление, полученное путем беглого, поверхностного наблюдения, часто остается смутным и ложным. В нем удерживаются преимущественно общие признаки натуры, лишенные конкретных деталей, или же, наоборот, признаки частые, несущественные (мелкие детали), не дающие полного понимания предмета и явления в целом.

Рисуя впервые, например, голову человека студент видит внешний облик лица и его детали (нос, глаза, губы), но еще не понимает их гармонической связи, всей анатомической структуры. Отсюда он следит не за формой, не за построением объема, а за мелкими деталями, за точным их вырисовыванием. Он останавливается на своих первых ощущениях – «на первой эмоциональной ступени» - и закрепляет в своем сознании это неполное представление о голове. Всестороннее понятие о предмете формируется только в результате последовательного ряда зрительных представлений и логических суждений.

При рисовании с натуры студент должен научиться сочетать результаты живого созерцания и абстрактного мышления. Ограничение процесса познания внешнего мира лишь одними чувственными данными, недооценка роли абстрактного мышления ведут к формальному накоплению фактов, а следовательно, к неполному, а иногда и искаженному представлению о натуре.

Таким образом, если студент во время рисования с натуры будет соблюдать единство внешнего и внутреннего анализа формы предмета, его изображение будет полным, правильным, реалистичным.

Буржуазная эстетика проповедовала и проповедует субъективизм в творчестве художника. Субъективизм в искусстве отстаивает произвольно индивидуалистический подход к художественному творчеству, он отвергает объективную реальность и законы искусства. Отсюда он ратует за «абсолютную свободу» действий художника, против традиций и школы, якобы сковывающих творческие возможности художника. Отсюда сторонники субъективизма в искусстве выступают за методы «свободного воспитания », за невмешательство педагога в творческий процесс ученика, за полное предоставление свободы действий начинающему художнику.

 

Средства композиции в ИЗО

Правила, приемы и средства композиции развиваются, обогащаясь творческой практикой новых поколений художников.

Средствами композиции являются линия, штриховка (штрих), пятно (тональное или цветовое), линейная перспектива, светотень, воздушная и цветовая перспективы.

Линию, безусловно, можно рассматривать как одно из основных средств изобразительного искусства в целом. Линия лежит всеми своими точками на поверхности листа бумаги и этим как бы удерживает изображение в пределах формата, подчеркивая двухмерность плоскости.

Контурная линия заключает форму предмета. Несмотря на то, что на плоскости проведены только линии, создается впечатление, что внутри контура тон изображенного предмета темнее или светлее, чем окружающий его фон плоскости. Возникает иллюзия силуэта предмета светлым пятном на фоне, кажущемся темнее, чем он есть на самом деле. Более того, линейный рисунок может передать впечатление объема предмета. Это достигается, во-первых, тем, что линия строит форму в пропорциях и перспективе, во-вторых, тем, что линия изменяется по своей толщине ,а, следовательно, и по силе звучания. Даже незаконченная, она способна выполнять одновременно несколько функций: отграничивать форму, компоновать изображение, определять характер и движение всей формы, ее пропорции и т.д. Плавность, текучесть и направленность линий при нанесении контура позволяют выявить пластические качества формы.

Практическую работу над композицией чаще всего начинают с линейного рисунка. В нем находят отражение и последующие, более проработанные эскизы композиции.

Штриховые линии могут быть длинными, короткими, толстыми по желанию рисующего, постепенно и плавно переходить в тонкие, едва заметные «паутинки». Различная толщина штриховых линий в световой и теневой частях объемной формы позволяет передать глубину пространства.

Множество параллельных или перекрещивающихся штриховых линий создают так называемое штриховое тональное пятно требуемой силы.

Наряду с линией штрихи используются в процессе первоначальной разработки композиции.

Пятно (тональное или цветовое) имеет большое значение как в набросках так и в зарисовках, так и в работе над эскизами композиции. Необходимость применения тонального пятна в качестве графического средства возникает главным образом при решении задач композиции : для выявления или подчеркивания объемности формы, для передачи ее освещенности, для показа силы тона в окраске формы, фактуры ее поверхности с целью передачи глубины пространства, окружающего объемную форму.

Тональное пятно используется и для того, чтобы уже в эскизе композиции решить тональные контрасты, которые закладывают основу выразительности.

На силу звучания тонального пятна, образованного внутри контура параллельными или перекрещивающимися штрихами, влияют ширина штрихов и светлых промежутков между ними, свойства графического материала и техники нанесения его на изобразительную плоскость. Цветовые контрасты способны строить основу выразительности композиции.

Светотень как средство композиции применяется для передачи объема предмета. Степень рельефности объемной формы связана с условиями освещения, что имеет непосредственное отношение к выражению конструктивной идеи произведения. К тому же степень освещенности изображаемого оказывает значительное влияние на характер цветовых и тональных контрастов, на уравновешенность, взаимосвязь частей и целостность композиции.

В объемно-пластических произведениях важная роль принадлежит действию законов линейной, воздушной и цветовой перспективы. Даже элементарная изобразительная грамота требует учета перспективных изменений изображаемых предметов, занимающих свое место в реальном пространстве. Это касается изменения высоты каждого предмета, ширины и длины его поверхностей, уходящих в глубину пространственных планов.

 

Что такое композиция. Какова ее роль в понимании и создании художественного образа в различных видах искусства. Литература по композиции.

Термин К-в переводе с латинского compositio обозначает сопоставление, сложение, соединение частей в единое целое в определенном порядке, сочинение, соотношение сторон и поверхностей, которые вместе взятые, составляют определенную форму. В таком широком понимании термин К применим к различным видам искусства (литер-пра, театр, кино, музыка, ИЗО, архитектура и т. д.)К- это, с одной стороны, творческий процесс создания произведения искусства от начала до конца, от появления замысла, до его завершения, с другой стороны- своеобразный комплекс средств раскрытия содержания картины, основанный на законах, правилах и приемах, служащих наиболее полному, целостному и выразительному решению замысла. К- есть сосредоточие идейно-творческого начала, позволяющего автору произведении искусства целенаправленно организовать главное и второстепенное и добиться максимальной выразительности содержания и формы в их образном единстве. Так же есть ещё одно определение понятия “композиция” – это особым образом организованная совокупность величин, количеств, характерностей тона, цвета, масс, движения. Или по-другому, композиция – это устроение или результат устроения формальных связей элементов, составляющих структуру изображения.

1-м из наиболее важных и широко распространенных видов станковой живописи является сюжетная живопись(бытовая, историческая, батальная, мифологическая). К жанровой картины определяется идейным замыслом. Любая самая грамотная компоновка картины, лишенная глубокого замысла, никогда не превратится в художественное произведение. Идея в живописи выражается не в абстрактных сочетаниях линий, форм или красок, а в живых конкретных образах. Изображение оживает и превращается в содержательный художественный образ в том случае, если в картине мотивированно поведение персонажей, их состояние, позы и жесты. является необходимой основой каждого. В К не должно быть лишних фигур, безразличных к происходящему. Каждая фигура должна иметь свое значение в общем замысле, и вся обстановка должна помогать его раскрытию. В целях достижения выразительности худ. обр.. художник обдумывает К, ищет расположение объектов на плоскости, подчиняет замыслу все изобразительные элементы. Выразительность худ. обр.определяется выразительностью самой натуры. Поэтому художник должен уметь находить максимальную выразительность натуры, улавливать наиболее характерный момент в движениях, жестах, позе. К станковой скульптуры основывается на общих законах К, но также имеет свои особенности как трехмерное, объёмное изображение в реальном пространстве. В пластическом мотиве содержатся лишь основы худ. образа, подлежащее разработке, уточнению. н.п. в портретной скульптуре это прежде всего характерные, индивидуальные движения, повороты фигуры, наклон головы, жесты рук. Материальная основа дпи накладывает отпечаток и на композицию. В неё часто включают орнамент, узоры и пр. особенности К в дпи во многом обусловлены техническими и художественными возможностями материала. В дпи мы сталкиваемся с действием композиционных законов, цельности, контрастов форм, и цвето-тоновых отношений, движение как фактор выразительности линий и объёмов, новизной мотивов.

Литература по композиции:

· Щорохов Е.В. Композиция

· Алпатов М.В. Композиция

· Волков Н.Н. Композиция в живописи

· Рисунок. Живопис.ь Композиция. Хрестоматия

 

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-06-28; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.242.55 (0.009 с.)