Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вспомогательные линии построения формы. Их значение.

Поиск

Вспомогательные линии построения формы. Их значение.

При работе над рисунком (головы на пример) студент ставит перед собой задачу проанализировать пластические особенности формы головы, изучить закономерность конструктивного строения, анатомического строения и методическую последовательность работы. При построении изображения он пользуется вспомогательными линиями – профильной, линией разреза глаз и рта, линией основания носа и подбородка. Он старается понять особенности конструктивного строения формы человеческой головы, её закономерности.

Сложная задача построения рисунка в пространстве в значительной мере облегчается применением Вспомогательных линий и точек. Они особенно важны в начальной стадии построения рисунка, когда решаются задачи постановки изображения, определение его основных пропорций и характера. Рассмотрим построение с помощью вспомогательных линий и точек на основе фигуры человека. Опорными точками построения рисунка фигуры человека являются: точка ярёмной впадины, точка на мечевидном отростке грудины, Точка на лобковом сращении, две парные точки на передневерхних остях подвздошной костей, две точки на акромиальных отростках ключиц, две точки на вертелах бедренных костей, парные точки на сочленениях конечностей.

Соединяя парные точки вспомогательными линиями можно получить Членение фигуры по вертикале: от плечевого пояса до таза, от таза до коленных суставов, от коленных суставов до голеностопных суставов. Очень важной вспомогательной линией при построении рисунка фигуры человека, является так называемая средняя линия, или «белая линия», фигуры человека. Она проходит от яремной впадины по грудной кости к пупку, далее к лобковому сочленению и затем вниз по внутреннему краю опорной ноги. Правильное определение изгиба этой линии в сочетании с направлением плечевого пояса и таза поможет в передачи движения фигуры.

Метод схематизации включает в себя И такой приём выполнения рисунка, когда построение ведётся «от точки». При этом избирается опорная точка, по отношению к которой определяется положение других точек.

 

 

Основные закономерности воздушной и линейной перспективы.

Знание законов линейной перспективы даёт возможность правильно изображать предметы при создании картин, так как вспомогательные этюды, выполненные художником для задуманной картины, не могут быть перенесены на полотно без согласования их друг с другом в отношении масштабов и установления для них общей точки зрения и единого источники света.

Теория линейной перспективы излагается в специальном курсе начертательной геометрии. В зависимости от того, где находятся предметы, выше или ниже уровня глаз, дальше или ближе от наc, в зависимости от их поворота, видимая форма предметов значительно изменяется:

1. при удалении от нашего глаза размеры предметов постепенно уменьшаются;

2. горизонтальные линии (горизонтальные стороны крыш, края тротуаров, рельсы трамвайного пути и т.п.), удаляясь, направляются к условной плоскости, расположенной на уровне глаз зрителя. Те из них, которые находятся выше уровня глаз, при удалении идут сверху вниз, а находящиеся ниже направляются снизу вверх. Параллельные горизонтальные линии, удаляясь, не только сближаются, но и на уровне глаз сходятся в одну точку.

3. всё, что в натуре имеет вертикальное направление (телеграфные столбы, вертикальные стены домов и т.п.), на рисунке выглядит вертикальным.

4. перспективный вид предметов цилиндрической формы зависит от изменений их круглых оснований.

Воздушная перспектива. У предметов, которые располагаются на близком расстоянии от рисующего, хорошо видна их величина, характер формы, объём, материал, фактура, детали, светотень, цвет и другие качества. По мере удаления предмета эти качества постепенно начинают претерпевать изменения или становятся неразличимыми вообще, что является следствием действия воздушной и световой перспективы. Поэтому воздушная и световая перспектива имеют важное значение для передачи пространства, объёмно-пластических, светотеневых, цветовых, материальных особенностей натуры, организации цветового строя в реалистической живописи.

Воздух представляет собой газообразную материальную среду, в которой содержатся многие примеси: пыль, пары влаги, копоть и т.д. Все это препятствует прохождению света, рассеивает и изменяет его цветовую окрашенность. В зависимости от толщины воздуха, его температуры, влажности, характера и количества присутствующих в нем инородных примесей цвето - световая среда атмосферы бывает различной. В результате расстояние до предметов, состояние атмосферы оказывают значительное влияние на собственную локальную окраску предметов. Цвет предмета вдали выглядит более нейтральным, чем вблизи. Предметы со светлой окраской при удалении темнеют, а тёмные - светлеют. В результате общий тон массы тёмных предметов, например, деревьев, вдали значительно светлее, чем у аналогичных предметов, находящихся рядом с наблюдателем. Вдали предметы кажутся голубоватыми, фиолетоватыми.

По мере удаления предметов изменяется и их собственная цветовая окраска. Все увеличивающийся слой воздуха размывает их очертания и контрасты светотени. Предметы начинают принимать расплывчатый характер. На большом расстоянии становится невидимым объём, рельеф детали, материал предмета. Вдали предмет смотрится обобщённо, мягко, в виде небольшого плоского пятна. Чем больше расстояние до предмета, чем больше толщина воздуха между предметом и глазом наблюдателя, чем мутнее воздух, тем более неясными становятся внешние черты и особенности предметов. Чем чище воздух, тем он прозрачнее, тем больше в нем присутствует сине-голубых и фиолетовых лучей. Это очень заметно в горах, чем на расстоянии цвет изменяется меньше, чем на равнине, а тени и очень удаленные горы выглядят голубовато-синими или фиолетово-серыми.

 

Изобразительные и выразительные свойства графических материалов.

Образная сторона рисунка во многом зависит от технического мастерства художника и тех материалов, которые он применяет.

Карандаш даёт мягкий нежный тон, что позволяет художнику усилить образную характеристику.(передать нежность женского лица). Чёрный насыщенный карандаш позволит передать резкие контрасты с белой бумагой и тем самым вносит в рисунок элемент взволнованности. Перо, дающее чёткие линии превращает рисунок в станковое произведение, чем то напоминающее гравюру. Фломастер позволяет одновременно использовать живописный и графический приёмы работы. Рисунок кистью открывает перед художником широкие возможности. Во всех рисунках с различной образной характеристикой, помимо манеры и техники исполнения, большую роль играет материал. Специфические особенности материала, его графические св-ва вносят в композицию особую эмоциональную окраску, усиливают образную характеристику.

Материалы должны выбираться художником в зависимости от характера изображения.

Например при изображении балерины можно выбрать постель, мягкий воздушный материал, позволит воссоздать нужный нам образ. Но пастель не подойдёт для изображения монолитной трагической фигуры, здесь больше уместен уголь.

 

Средства композиции в ИЗО

Правила, приемы и средства композиции развиваются, обогащаясь творческой практикой новых поколений художников.

Средствами композиции являются линия, штриховка (штрих), пятно (тональное или цветовое), линейная перспектива, светотень, воздушная и цветовая перспективы.

Линию, безусловно, можно рассматривать как одно из основных средств изобразительного искусства в целом. Линия лежит всеми своими точками на поверхности листа бумаги и этим как бы удерживает изображение в пределах формата, подчеркивая двухмерность плоскости.

Контурная линия заключает форму предмета. Несмотря на то, что на плоскости проведены только линии, создается впечатление, что внутри контура тон изображенного предмета темнее или светлее, чем окружающий его фон плоскости. Возникает иллюзия силуэта предмета светлым пятном на фоне, кажущемся темнее, чем он есть на самом деле. Более того, линейный рисунок может передать впечатление объема предмета. Это достигается, во-первых, тем, что линия строит форму в пропорциях и перспективе, во-вторых, тем, что линия изменяется по своей толщине,а, следовательно, и по силе звучания. Даже незаконченная, она способна выполнять одновременно несколько функций: отграничивать форму, компоновать изображение, определять характер и движение всей формы, ее пропорции и т.д. Плавность, текучесть и направленность линий при нанесении контура позволяют выявить пластические качества формы.

Практическую работу над композицией чаще всего начинают с линейного рисунка. В нем находят отражение и последующие, более проработанные эскизы композиции.

Штриховые линии могут быть длинными, короткими, толстыми по желанию рисующего, постепенно и плавно переходить в тонкие, едва заметные «паутинки». Различная толщина штриховых линий в световой и теневой частях объемной формы позволяет передать глубину пространства.

Множество параллельных или перекрещивающихся штриховых линий создают так называемое штриховое тональное пятно требуемой силы.

Наряду с линией штрихи используются в процессе первоначальной разработки композиции.

Пятно (тональное или цветовое) имеет большое значение как в набросках так и в зарисовках, так и в работе над эскизами композиции. Необходимость применения тонального пятна в качестве графического средства возникает главным образом при решении задач композиции: для выявления или подчеркивания объемности формы, для передачи ее освещенности, для показа силы тона в окраске формы, фактуры ее поверхности с целью передачи глубины пространства, окружающего объемную форму.

Тональное пятно используется и для того, чтобы уже в эскизе композиции решить тональные контрасты, которые закладывают основу выразительности.

На силу звучания тонального пятна, образованного внутри контура параллельными или перекрещивающимися штрихами, влияют ширина штрихов и светлых промежутков между ними, свойства графического материала и техники нанесения его на изобразительную плоскость. Цветовые контрасты способны строить основу выразительности композиции.

Светотень как средство композиции применяется для передачи объема предмета. Степень рельефности объемной формы связана с условиями освещения, что имеет непосредственное отношение к выражению конструктивной идеи произведения. К тому же степень освещенности изображаемого оказывает значительное влияние на характер цветовых и тональных контрастов, на уравновешенность, взаимосвязь частей и целостность композиции.

В объемно-пластических произведениях важная роль принадлежит действию законов линейной, воздушной и цветовой перспективы. Даже элементарная изобразительная грамота требует учета перспективных изменений изображаемых предметов, занимающих свое место в реальном пространстве. Это касается изменения высоты каждого предмета, ширины и длины его поверхностей, уходящих в глубину пространственных планов.

 

Что такое композиция. Какова ее роль в понимании и создании художественного образа в различных видах искусства. Литература по композиции.

Термин К -в переводе с латинского compositio обозначает сопоставление, сложение, соединение частей в единое целое в определенном порядке, сочинение, соотношение сторон и поверхностей, которые вместе взятые, составляют определенную форму. В таком широком понимании термин К применим к различным видам искусства (литер-пра, театр, кино, музыка, ИЗО, архитектура и т. д.) К - это, с одной стороны, творческий процесс создания произведения искусства от начала до конца, от появления замысла, до его завершения, с другой стороны- своеобразный комплекс средств раскрытия содержания картины, основанный на законах, правилах и приемах, служащих наиболее полному, целостному и выразительному решению замысла. К - есть сосредоточие идейно-творческого начала, позволяющего автору произведении искусства целенаправленно организовать главное и второстепенное и добиться максимальной выразительности содержания и формы в их образном единстве. Так же есть ещё одно определение понятия “композиция” – это особым образом организованная совокупность величин, количеств, характерностей тона, цвета, масс, движения. Или по-другому, композиция – это устроение или результат устроения формальных связей элементов, составляющих структуру изображения.

1-м из наиболее важных и широко распространенных видов станковой живописи является сюжетная живопись(бытовая, историческая, батальная, мифологическая). К жанровой картины определяется идейным замыслом. Любая самая грамотная компоновка картины, лишенная глубокого замысла, никогда не превратится в художественное произведение. Идея в живописи выражается не в абстрактных сочетаниях линий, форм или красок, а в живых конкретных образах. Изображение оживает и превращается в содержательный художественный образ в том случае, если в картине мотивированно поведение персонажей, их состояние, позы и жесты. является необходимой основой каждого. В К не должно быть лишних фигур, безразличных к происходящему. Каждая фигура должна иметь свое значение в общем замысле, и вся обстановка должна помогать его раскрытию. В целях достижения выразительности худ. обр.. художник обдумывает К, ищет расположение объектов на плоскости, подчиняет замыслу все изобразительные элементы. Выразительность худ. обр.определяется выразительностью самой натуры. Поэтому художник должен уметь находить максимальную выразительность натуры, улавливать наиболее характерный момент в движениях, жестах, позе. К станковой скульптуры основывается на общих законах К, но также имеет свои особенности как трехмерное, объёмное изображение в реальном пространстве. В пластическом мотиве содержатся лишь основы худ. образа, подлежащее разработке, уточнению. н.п. в портретной скульптуре это прежде всего характерные, индивидуальные движения, повороты фигуры, наклон головы, жесты рук. Материальная основа дпи накладывает отпечаток и на композицию. В неё часто включают орнамент, узоры и пр. особенности К в дпи во многом обусловлены техническими и художественными возможностями материала. В дпи мы сталкиваемся с действием композиционных законов, цельности, контрастов форм, и цвето-тоновых отношений, движение как фактор выразительности линий и объёмов, новизной мотивов.

Литература по композиции:

· Щорохов Е.В. Композиция

· Алпатов М.В. Композиция

· Волков Н.Н. Композиция в живописи

· Рисунок. Живопис.ь Композиция. Хрестоматия

 

 

Как передаются в живописи объёмные, пространственные и материальные качества объектов. Литература по живописи.

Объёмная форма, материал, взаимное расположение предметов в пространстве воспринимаются нами благодаря перспективе, светотени и цвету. Восприятие объёма и материала зависит от светотеневых и цветовых неравномерностей на поверхности предмета: смягчения границ, падающей и собственной тени, рефлексов и бликов. Пространство передаётся с помощью линейной и воздушной перспективы. (линейная- сведение параллельных линий в одну точку на горизонте, уменьшение предмета по мере удаления от наблюдателя, перспективные построения.Воздушная обобщение по мере удаления т.е. без подробностей, без деталей, смягчение резкостей и контрастов, объёмности, насыщенности цветов по мере удаления объектов; из-за воздушной прослойки, цвета приобретают характер воздушной дымки. Ближние предметы кажутся многоцветными, а удалённые - одноцветными.) Материальность передаётся с помощью объёма и пространства, цвето - тоновых отношений, фактуры, выявление взаимосвязанных предметов и окружающей среды с учётом характера освещения.

Литература по живописи:

· Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты

· Яшухин А.П., Ломов С.П. Живопись

· Унковский А.А. Живопись

· Волков Н.Н. Цвет в живописи

 

Интерьер.

Отметим основные особенности композиции интерьера. В отличие от натюрморта здесь строже соблюдаются правила линейной воздушной перспективы, дисциплинирующей рисовальщика. Внутренний вид того или ионного помещения в отличие от натюрморта содержит большое количество предметов, расположенных друг от друга на разных уровнях, на значительном расстоянии друг от друга, на горизонтальной плоскости пола и вертикальных поверхностях стен. Интерьерная живопись испытывает на себе зависимость от архитектуры, замкнутого пространства. Исходя из этих особенностей художник решает собственные задачи: делает наброски, эскизы, меняя угол зрения в поисках наиболее выразительного фрагмента интерьера, определяет композиционно-смысловой центр, починяющий себе предметы обстановки. Параллельно с уточнением линейной композиции ведется я работа над её тональным решением, с учетом световых условий прорабатываются светотеневые и живописные контрасты.

Пейзаж.

После того как найден интересный мотив в натуре, начинаются композиционные поиски: определяется размер этюда, уточняется формат. В процессе работы над этюдом уточняется композиция найденного мотива, её тональное и колористическое решение, натура сверяется с тем, что изображено в данный момент на этюде. Сверка с натурой позволяет избежать многих ошибок в рисунке, колорите, силе тона и контрастов, что в конечном счете решает выразительность пейзажа.

Задумав создать пейзаж - картину живописец пишет натуральные этюды, в которых отражаются его наблюдения и впечатление.

В процессе работы над картиной выполняются линейные эскизы композиции, эскизы в тоне и цвете. Художник снова и снова обращается к натуре, находя в ней дополнительные характерные штрихи, обогащающие образы природы. В современном пейзаже следует стремиться передать результаты деятельности человека, включая в композицию фигуры людей.

Композиционная работа над пейзажем – картиной продолжается и в тот период, когда линейная композиция получает своё цветовое и тональное решение, на основе этюдов и зарисовок с натуры. В это время окончательно решаются все те задачи, которые частично были решены в первоначальных композиционных эскизах. При этом активно, творчески используется весь накопленный материал, вносятся коррективы в рисунок и композицию, в линейный и цветовой строй картины.

В процессе работы надо обязательно учитывать действие законов целостности и контрастов. На завершающем этапе необходимо посмотреть на картину через призму целостности, и устранить распад композиции на части.

Вспомогательные линии построения формы. Их значение.

При работе над рисунком (головы на пример) студент ставит перед собой задачу проанализировать пластические особенности формы головы, изучить закономерность конструктивного строения, анатомического строения и методическую последовательность работы. При построении изображения он пользуется вспомогательными линиями – профильной, линией разреза глаз и рта, линией основания носа и подбородка. Он старается понять особенности конструктивного строения формы человеческой головы, её закономерности.

Сложная задача построения рисунка в пространстве в значительной мере облегчается применением Вспомогательных линий и точек. Они особенно важны в начальной стадии построения рисунка, когда решаются задачи постановки изображения, определение его основных пропорций и характера. Рассмотрим построение с помощью вспомогательных линий и точек на основе фигуры человека. Опорными точками построения рисунка фигуры человека являются: точка ярёмной впадины, точка на мечевидном отростке грудины, Точка на лобковом сращении, две парные точки на передневерхних остях подвздошной костей, две точки на акромиальных отростках ключиц, две точки на вертелах бедренных костей, парные точки на сочленениях конечностей.

Соединяя парные точки вспомогательными линиями можно получить Членение фигуры по вертикале: от плечевого пояса до таза, от таза до коленных суставов, от коленных суставов до голеностопных суставов. Очень важной вспомогательной линией при построении рисунка фигуры человека, является так называемая средняя линия, или «белая линия», фигуры человека. Она проходит от яремной впадины по грудной кости к пупку, далее к лобковому сочленению и затем вниз по внутреннему краю опорной ноги. Правильное определение изгиба этой линии в сочетании с направлением плечевого пояса и таза поможет в передачи движения фигуры.

Метод схематизации включает в себя И такой приём выполнения рисунка, когда построение ведётся «от точки». При этом избирается опорная точка, по отношению к которой определяется положение других точек.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-28; просмотров: 1186; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.157.231 (0.017 с.)