Выразительные средства фонетики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Выразительные средства фонетики



Оглавление

№ задания Название задания страница
  Средства выразительности: 1) фонетические…………………………………………………………………..... 2) лексические ………………………………………………………………............ 3) синтаксические…………………………………………………............................ 4) морфологические ……………………………………………………………….. 5) выразительные средства словообразования…………………………………… 6) графические средства выразительности…………………………………….....  
  Правописание приставок · Неизменяемые на письме приставки · Приставки на – З, -С · Приставки, зависящие от смысла (ПРЕ-, ПРИ-) · Приставки, которые зависят от ударения · Приставки, которые пишутся через дефис  
  Правописание суффиксов: 1) НН-Н……………………………………………………………………………… 2) правописание суффиксов имён существительных ……………………………. 3) правописание суффиксов имён прилагательных ……………………………… 4) правописание суффиксов глаголов……………………………………………... 5) правописание суффиксов наречий ……………………………………………...  
  Замена разговорного (просторечного) слова нейтральным синонимом ………..  
  Подчинительная связь в словосочетании. Замена одного словосочетания другим………………………………………………………………………………..  
  Грамматическая основа предложения (подлежащее и сказуемое) ………………  
  Осложнённое предложение: 1) однородные члены………………………………………………………………. 2) обособленные и необособленные определение ……………………………….. 3) приложение ……………………………………………………………………… 4) обособленные обстоятельства ………………………………………………….. 5) обособленные дополнения ……………………………………………………… 6) уточняющие члены предложения ………………………………………………. 7) пояснительные конструкции …………………………………………………… 8) присоединительные конструкции ………………………………………………. 9) сравнительный оборот …………………………………………………………...  
  Вводные слова, словосочетания, вставные конструкции. Обращение  
  Смотреть задание 8  
  Сложные предложения: 1) виды сложных предложений. Сочинительные и подчинительные союзы….. 2) знаки препинания в сложносочиненном предложении ………………………. 3) придаточные предложения…………………………………………………….. 4) обстоятельственные придаточные …………………………………………….. 5) знаки препинания в сложноподчиненном предложении………………………    
  Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Подчинение придаточных …………………………………………………………  
  Сложные предложения с разными видами связи  
Сложные бессоюзные предложения  
на всякий случай 1) Правописание букв О-Е-Ё после шипящих и Ц …………………………….. 2) Чередующиеся гласные в корне слова …………………………………………. 3) Правописание И-Ы после Ц …………………………………………………….. 4) Правописание Ъ и Ь ……………………………………………………………... 5) Правописание сложных существительных с корнем ПОЛ-, ПОЛУ-………… 6) Дефисное написание слов ……………………………………………………… 7) Правописание НЕ с разными частями речи…………………………………… 8) Правописание личных окончаний глаголов ……………………………………  
  Список литературы  

ЗАДАНИЕ 3

СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

ЛЕКСИКА СИНТАКСИС
1. Синонимы, антонимы, омонимы, паронимы. 2. Фразеологизмы. 3. Стилистически окрашенная лексика и лексика ограниченного употребления (просторечные слова, разговорная лексика), в том числе и диалектизмы, профессионализмы, историзмы, архаизмы, неологизмы, термины 4. Тематические группы: - общественно-политическая лексика, - лексика, обозначающая понятия морали, этики, медицины, экономики, психологии, - военная терминология и т.п. ____________________________________ ТРОПЫ эпитет (образное определение), сравнение(сопоставление одного явления или понятия с другим), метафора(переносное значение на основе сходства двух предметов или явлений по какому-либо признаку), олицетворение(перенос признаков живого существа на явления природы, предметы и понятия), метонимия (перенос названия с одного предмета на другой на основании их смежности), синекдоха(перенос значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними), перифраз (описательное выражение, которое употребляется вместо какого-то слова или словосочетания), гипербола (преувеличение), литота (преуменьшение), ирония (употребление слова или высказывания в смысле, противоположном прямому. За внешне положительной оценкой скрывается насмешка), сарказм (едкая ирония) 1. «специальные» выразительные средства (стилистические ПРИЁМЫ – фигуры): риторический вопрос (выражение утверждения в вопросительной форме), риторическое восклицание(выражение утверждения в восклицательной форме), риторическое обращение(служит не столько для называния адресата, сколько для выражения отношения к тому, о чём говорится в тексте), анафора(единоначатие) эпифора(повторение слова или группы слов в конце строк, строф или предложений), подхват(повтор какого-либо отрезка речи в начале следующего за ним соответствующего отрезка речи: Серпилин молчал. Молчал и думал…), синтаксический параллелизм(сходное построение предложений), многосоюзие(полисиндетон), бессоюзие(асиндетон), эллипсис(намеренный пропуск какого-либо члена предложения или части предложения: В твоих садах – цветы, в моих – печаль), инверсия(обратный порядок слов в предложении), парцелляция(вычленение), градация(расположение слов, предложений в порядке усиления (возрастания) или ослабления (убывания) признака), антитеза(противопоставление понятий, положений, образов), оксюморон (соединение несовместимых понятий, как правило, противоречащих друг другу: горькая радость, шумит тишина), именительный темы(Москва! как много в этом звуке…), умолчание (автор сознательно недосказывает, внезапно прерывает мысль, предоставляя право слушателям догадаться, какие слова не произнесены, и творчески завершить мысль), вопросно-ответное единство (автор задаёт вопрос и сам же на него отвечает), Примечание: Повтор (позиционно-лексический повтор, лексический повтор) – это стилистическая фигура,состоящая в повторении какого-либо члена предложения (слова), части предложения или целого предложения, нескольких предложений, строфы с целью привлечь к ним особое внимание. Разновидностями повтора являются анафора, эпифора, подхват. «неспециальные» средства: 1. синтаксическая структура предложений (однородные члены предложения, односоставные предложения, неполные предложения, распространенные или нераспространенные предложения, вводные слова и словосочетания, обособленные члены предложения), 2. восклицательные предложения, 3. вопросительные предложения, 4. сравнительные придаточные, 5. цитирование, 6. разные ФОРМЫ РЕЧИ: диалог, монолог,скрытый” диалог, прямая речь  

Выразительные средства фонетики

Звукопись - художественный прием, заключающийся в подборе таких слов, которые имитируют в тексте звуки реального мира: свист ветра, шум дождя, щебет птиц и т.д.

Звукопись:

1) ассонанс

2) аллитерация

 

термин значение примеры примечание
ассонанс   (с франц. - созвучие) повторение в тексте одинаковых или похожих гласных, которое служит для создания звукового образа, усиливает выразительность поэтической речи   1. Весна- без конца и краю- Без конца и без краю мечта! Узнаю тебя, жизнь,принимаю… (А.Блок) 2. И веют древними поверьями ее упругие шелка. (А.Блок) 1.Повторение широкого, открытого гласного звука < А> как бы подчеркивает безграничность, бескрайность, открытость души поэта, устремленной к весне, к мечте. 2. Повторение узкого, закрытого гласного <Э> усиливает таинственность, загадочность героини стихотворения.
аллитерация   Повторение в художественном тексте, чаще поэтическом, согласных, создающих звуковой образ, усиливающих выразительность поэтической речи.   1. Полночной порою В болотной тиши Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши. (К.Бальмонт) 2.Люблюгрозу в начале мая, когда весенний первый гром, как бы резвяся и играя, грохочет в небе голубом (Ф.И. Тютчев) 1. Скопление <ч>, <ш> передают шелест, шорох камышей.     Повторение <р>,<з> <гр> помогает воспроизвести звучание громовых раскатов, создает звуковой образ начинающейся грозы.  
Звукоподра- жание Звукоподра- жательные слова Передача слуховых впечатлений словами, напоминающими звучание передаваемых явлений слова, по своему звуковому оформлению являющиеся воспроизве- дением рефлективных восклицаний людей, звуков и криков, издаваемых животными, птицами, звуков явлений природы, звуков, издава- емых предметами и отличающихся от междометий, т.к. не выражают ни чувств, ни волеизъявлений Из кузницы доносилось: «Дон - дон - ди - линь - дилинь...» (В.Шукшин)   мяу - мяу, ква - ква, ку - ку.   Слова «дон - дон - дилинь - дилинь» воспроизводят звук молота, опускающегося на наковальню.  

Использование морфем

Поэты в своем творчестве подчас обыгрывают значение морфем, привлекая внимание читателя к лексическому значению слова и его внутренней форме.

Например:

ПЕРЕ шагни, ПЕРЕ скочи, ПЕРЕ лети, Пере - что хочешь –

но вырвись: камнем из пращи, звездой, сорвавшейся в ночи.

или

РАС -стояние: версты, мили...

Нас РАС -ставили, РАС -садили.

Чтобы тихо себя вели по двум разным концам земли.

РАС -стояние: версты, дали...

Нас РАС- клеили, РАС- паяли...

(М.Цветаева)

 

Приставка РАС (черточка в некоторых словах с этой приставкой - авторская) привносит дополнительное значение в данное стихотворение: мы понимаем, что людей умышленно разъединяют, чтобы легче было управлять.

В русском языке среди множества словообразовательных суффиксов существует группа суффиксов субъективно - эмоциональной оценки.

Они придают слову разнообразные дополнительные значения: уменьшительность, уничижи-

тельность, увеличительность, презрительность, ласкательность и т.п.

Например: Дом - дом ИЩ е, дом ИН а. Грязь - гряз ИЩ а;

Морфемы[2] (приставка, корень, суффикс, окончание) • например, суффиксы субъективной оценки могут передавать отношение автора (персонажей) к предмету речи (ласковое, неодобрительное, презрительное, шутливое и др.), служить средством речевых характеристик героев
Суффиксы 1) В художественных произведениях для выражения авторского отношения к героям используются существительные с уменьшительно-ласкательными, увеличительными, а также оценочными суффиксами. С помощью таких слов говорящий или пишущий выражает различные оттенки чувств, а также оценивает величину существа или предмета. Оценки чувства могут быть самые разнообразные: ласка, пренебрежение, покровительственное отношение и многое другое. Так, например, в предложении (указать номер) слово «…» содержит суффикс (указать суффикс и значение), который выражает отношение (указать лицо) к (указать лицо или предмет). 2) в тексте (ФИО) мы наблюдаем слова (назвать слова) с уменьшительно-ласкательными суффиксами, что позволяет автору выразить свое отношение к … 3)Слова с суффиксами оценки (примеры) вносят разнообразные оттенки в значения слов, выражают авторскую позицию, идейный смысл произведения, являются средством речевой характеристики героев. (Работа по конкретному тексту) 4)Выразить свои чувства к тому, о чём мы говорим и пишем, помогают и средства словообразования, особенно суффиксы и приставки. В тексте (ФИО) мы встречаем слова с так называемыми уменьшительно-ласкательные суффиксы –оньк-, -еньк-, -ик, -к-, -ечк-, -ок(девонька, деревенька, столик, шёрстка, местечко, флажок). 5)Выразить свои чувства к тому, о чём мы говорим и пишем, помогают и средства словообразования, особенно суффиксы и приставки. В тексте (ФИО) мы встречаем слова с так называемыми суффиксами преувеличения: -ищ-, -ущи др.: бородища, здоровущий.
Приставки 1) В художественной речи нередко можно встретить повтор одинаковых или синонимических приставок. При этом приставка становится как бы компонентным стержнем, она усиливает эмоционально-содержательную напряженность всего произведения. 2)Повтор приставок – важный способ выделения определенных элементов художественного текста, увеличения его информационно-эстетической емкости. Например, путем повторения грамматических форм глаголов с приставкой от- акцентируется значение завершённости действия, усиливается экспрессия: 3)приставочные глаголы замещают обычные бесприставочные. Приставка вы- усиливает семантику действия у глаголов, ее повторение придает тексту динамизм. 4)Выразительными и эмоционально значимыми становятся слова с двумя приставками. Усложненная словообразовательная структура таких слов останавливает внимание читателя и заставляет задуматься над значением префиксов.
Однокоренные слова 1) помогают выделить наиболее важные понятия текста, 2) подчеркивают значимость этих понятий

ЗАДАНИЕ 4

ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК

Приставки пишутся по разным правилам. В зависимости от этого они разделяются на три группы.

Первая группа приставок Вторая группа приставок Третья группа приставок
ЗА-, ДО-, НА-, ПРЕД-, ПЕРЕ-, ПО-, НАД-, ОБ-, ОТ-, ПЕРЕД-, ПОД-, В-, С- и др. приставки на З-С: ВОЗ-//ВОС-, БЕЗ-//БЕС-, ВЗ-//ВС-, ИЗ-//ИС-, НИЗ-//НИС-, РАЗ-//РАС-, РОЗ-//РОС-, ЧРЕЗ-//ЧРЕС-//ЧЕРЕЗ-. приставки ПРИ-//ПРЕ
Они пишутся ТРАДИЦИОННО, в соответствии с морфологическим принципом, т.е. НЕ ИЗМЕНЯЮТСЯ НА ПИСЬМЕ, хотя произносятся по-разному Эти приставки пишутся в соответствии с фонетическим принципом: конечная согласная – З или – С ЗАВИСИТ ОТ ПРОИЗНОШЕНИЯ.
…З …С
перед звонкими, гласными перед глухими
правописание данных приставок ЗАВИСИТ ОТ СМЫСЛА, ЗНАЧЕНИЯ.
ПРИ- ПРЕ-
1.Доведение действия до конца: прибить, принести 2. неполнота действия: приоткрыть 3. приближение, присоединение, прибавление: приделать, прийти 4 Нахождение вблизи чего-либо (около чего-то): прибрежный (около берега) 1. Высшая степень проявления качества или действия (=очень, весьма): пребольшой, преувеличить 2. Значение, близкое к приставке пере- преградить (=перегородить). 3. Значение «через», «по-иному»: преступить, преображать. 4. Обозначает действие,достигающее предельной степени: превосходить.
Врастать, ПОДмести, Зашить, Слегка, Сдвинуть, Долететь, Написать, ПОДшить БЕ Зм олвный - БЕ Зг ласный, И Сс ледовать - И Зл ить, ЧРЕ Зм ерный - РА Зо бщить, ЧЕРЕ Сч ур - ЧРЕ Зм ерный НИ Зв ергать - НИ Сп адать В Зл ететь - В Сп лакнуть ПРИбежать, ПРИшли, ПРИшкольный, ПРИсесть. ПРЕкрасный, ПРЕграда
  Примечание: в словах близсидящий, близстоящий, низкий, низший пишется буква З, т.к. близ- и низ- являются корнями. Запомните: здесь, здание, здоровье, ни зги.  

Различать по значению:

При- Пре-
Придать = добавить: придать форму   Притворить = закрыть: притворить дверь Приклонить(ся) = нагибать, слегка наклонять: приклонить ветку Приступить = начать: приступить к работе Предать = выдать, изменить: предать друга Предаваться (чему?) Претворить = осуществить, воплотить: претворить мечту в жизнь Преклоняться = глубоко уважать: преклоняться перед ветеранами Преступить = нарушить: преступить закон

 

При- Пре-
Прибывать = приезжать: прибывать в город Приёмник = устройство, аппарат: включить радиоприёмник Приходящий = тот, кто приходит: приходящий к нам гость Придел = часть храма   Призирать = присматривать, приютить: призирать сироту, дом призрения Привратник =человек околоворот: строгий привратник Приложить = дотронуться: приложить руку к сердцу Припирать = уличать во лжи: припирать к стенке Приставить что-либо к чему-либо   Притерпеться = привыкнуть к чему-либо: притерпеться к боли Приткнуться = устроиться ненадолго: приткнуться где-нибудь и отдохнуть ( разговор.)   Приуменьшить* = немного, чуть-чуть   Приумножить* = незначительно, чуть-чуть Пребывать = находиться где-либо: пребывать в городе Преемник = продолжатель, исследователь: преемник вождя Преходящий = временный: непреходящие ценности (вечные) Предел = конец чего-то: предел терпения Презирать = не уважать: презирать лжеца Превратное = неверное: превратное мнение Непреложный закон = нерушимый   Препираться = спорить из-за мелочей Преставиться = умереть (устар.)   Претерпеть = испытывать: претерпевать лишения Преткнуться –споткнуться (устар.): преткнуться о камень, камень преткновения Преуменьшить* = во много раз     Преумножить* = во много раз

Правописание гласных букв И и Ы после приставок

1. После русских и заимствованных приставок, оканчивающихся на гласную, буква И в корне пишется в соответствии с произношением: доиграть, поиск, архиинтересный.

2. После русских приставок, оканчивающихся на согласную, на месте буквы И пишется Ы: предыстория, розыгрыш, подымать, предыюльский, возыметь.

Исключение: взимать.

3. После приставок МЕЖ-, СВЕРХ- пишется И: межинститутский, сверхинтересный.

4. После заимствованных приставок, оканчивающихся на согласную

(ДЕЗ-, ПАН-, КОНТР-, ПОСТ-, СУБ-, СУПЕР-, ТРАНС-), пишется буква И: контригра, трансиорданский, постимпрессионизм, дезинфекция

 

Примечание: Данное правило не распространяется на написание сложных слов: спортинвентарь = спортивный инвентарь, пединститут = педагогический институт

ЗАДАНИЕ 5

ПРАВОПИСАНИЕ СУФФИКСОВ

Н НН

АН сделанный ОНН (всегда ударный)

ЯН из чего-то ЕНН (проверить по словарю)

ИН (всегда ударный) основа на Н + Н

 

Например: кожАНый, льнЯНой, лебедИНый, революциОННый, лекарствЕННый, лимоННый

Обратите внимание: слово стариННый образовано от слова старИНа, овчиННый – от слова овчИНа.

Исключения:

Стеклянный Оловянный Деревянный Безымянный ветреный (день, ветряная(-ой) (мельница, двигатель),человек) но: безветренный(-ая) (день, погода) масляный (сделанный из масла) масленый (пропитанный маслом) Синий зеленый бараний вороной румяный багряный юный пряный свиной рьяный собственный подлинный окаянный косвенный чванный чеканный

Сравните:

Интересы обломовцев были ограниче н ы узким кругом повседневных забот. (Кем? Чем? – краткое причастие) Их интересы были ограниче нн ы. (=узки, недалеки, т.е. краткое прилагательное)

СУФФИКСЫ ГЛАГОЛОВ

В неопределенной форме глаголы чаще всего имеют такие суффиксы:

-а- (слышать, делать); -я- (сеять, лаять); -е- (видеть, обидеть); -и- (нянчить, пилить).

 

 

Запомните:

1) после гласных букв корня в инфинитиве никогда не пишется суффикс -е-. В этой позиции под ударением может быть только суффикс -я- или -и- (сто я ть, по и ть, до и ть). В безударном положении суффикс -я- пишется в глаголах ве я ть, зате я ть, ка я ться, ла я ть, леле я ть, ма я ться, наде я ться, ре я ть, се я ть, та я ть, ча я ть, чу я ть, а суффикс -и— в глаголах стро и ть, сто и ть, поко и ть, удво и ть, утро и ть, кле и ть;

 

2) после мягких согласных (кроме ч) в безударном положении суффикс -я- пишется в глаголах клан я ться, кашл я ть, а суффикс -е- — в глаголах вид е ть, обид е ть, завис е ть, ненавид е ть, заиндев е ть;

 

3) в суффиксах глагольных форм прошедшего времени сохраняется та же гласная, что и в инфинитиве. Ср.: выздоров е ть — выздоров е л, ла я ть — ла я л, кле и ть — кле и л.

4) Запомните: Переходные глаголы с приставками ОБЕЗ- (ОБЕС-) имеют в инфинитиве (н.ф.) и в прошедшем времени суффикс И (обессил И ть кого-либо), а непереходные глаголы – суффикс Е (обессил Е ть самому)

Правописание глагольных суффиксов -ыва- (-ива-) и -ова- (-ева-)  
Суффикс -ыва- (-ива-) пишется, если в настоящем времени глагол оканчивается на -ываю (-иваю): опазд ыва ть (опазд ываю ), наста ива ть (наста иваю ) Суффикс -ова- (-ева-) пишется, если в настоящем времени глагол оканчивается на -ую (-юю): бесед ова ть (бес едую ), завед ова ть (зав едую
Примечание. Глаголы, оканчивающиеся на ударяемые -вать (-ваю), имеют перед суффиксом -ва- ту же гласную, что и в неопределенной форме без этого суффикса: одол е ть — одол е вать, одол е ваю; заб и ть — заб и вать, заб и ваю.

Суффиксы причастий

-УЩ-, -ЮЩ-, -ОМ-, -ЕМ- пишутся -АЩ-, -ЯЩ-, -ИМ- пишутся
в причастиях, образованных от глаголов I спряжения: дремл ющ ий (дремать — I спр.) шепч ущ ий (шептать — I спр.) чита ем ый (читать — I спр.) в причастиях, образованных от глаголов II спряжения: стро ящ ий (строить — II спр.) верт ящ ий (вертеть — II спр.) слыш им ый (слышать — II спр.)

Запомните:

перед н пишется -а (-я): перед н пишется е
— если причастие образовано от глагола на -ать (-ять): увешать увеш а нный, увешан; затеять зате я нный, затеян; — если причастие образовано от других глаголов: засучить засуч е нный, засуч е н; оклеить окле е нный, окле е н.

I спряжение II спряжение

       
 
   
 


Написать - УЩ (-ЮЩ), - Написать АЩ (-ЯЩ)

- ЕМ (-ОМ) -ИМ

Исключения: движ им ый, брезж ущ ий

ЗАДАНИЕ 6

Просторечная лексика.

К РАЗГОВОРНОЙ ЛЕКСИКЕ относятся слова, придающие речи оттенок непринужденности, неофициальности (но не грубо-просторечные слова!). С точки зрения принадлежности к разным частям речи разговорная лексика, как и нейтральная, разнообразна. В нее входят:

1) Существительные: Здоровяк, остряк, чепуха;

2) Прилагательные: Безалаберный, расхлябанный;

3) Наречия: Наобум, по-свойски;

4) Глаголы: Огорошить, прихвастнуть, халтурить;

5) Междометия: Ага, баи, ой.

Разговорная лексика, несмотря на свою «сниженность», не выходит за пределы русского литературного языка.

ЛЕКСИКА ПРОСТОРЕЧНАЯ «ниже» по стилю, чем разговорная, поэтому она находится за пределами строго нормированной русской литературной речи.

НЕЙТРАЛЬНАЯ ЛЕКСИКА

Слова, не прикрепленные к определенному стилю речи, имеющие стилистические синонимы (книжные, разговорные, просторечные), на фоне которых они лишены стилистической окраски.

Так, слово бродить является нейтральным по сопоставлению с книжным блуждать и просторечными шататься, шляться.

ЗАДАНИЕ 7

ЗАДАНИЕ 8

ПОДЛЕЖАЩЕЕ

 

Чем может быть выражено Примеры
Имя существительное Редела тень.Восток алел
Местоимение Я помню чудное мгновение. Никто не пришёл. Кто это сделал? [Море, (которое плескалось рядом), очаровало меня).
Прилагательное в значении существительного Наречие Причастие в значении существительного Приезжий был невысок ростом. Завтра не будет похоже на сегодня. Командующий перестал ходить по мостику.
Числительное + имя существительное Два бойца сидят в дозоре.
Неопределённая форма глагола Учиться всегда пригодится
Междометье в значении существительного Далече грянуло ура
Синтаксически неделимое словосочетание Анютины глазки росли около крыльца. Шли два приятеля. Несколько повозок въехало во двор гостиницы.
Числительное Десять делится на два.

 

СКАЗУЕМОЕ

Простое глагольное сказуемое Составное глагольное сказуемое Составное именное сказуемое
1. Выражено одним глаголом в форме какого-либо наклонения: Проснулись птицы. Ещёгромче будут петь птицы (сложная форма будущего времени) Он пел. (Изъявительное наклонение) Ты спел бы. (Условное наклонение) Пой. (Повелительное наклонение)   Имеет две части: вспомогательную и основную =Н.Ф. глагола Вспомогательная часть может бытьвыражена: 1.Глаголами, обозначающими начало, продолжение, конец действия, долженствование: мочь, уметь, хотеть, решить, продолжать, стараться, стать, собираться, успеть, кончить, перестать, надеяться: Он хотел проехать мимо Имеет две части: именную части и глагол – связку, который может отсутствовать. Именная часть сказуемого выражена: 1. Именем существительным в И.п. илиТ.п. Он ученик. Он был учеником.   2. Полным или кратким прилагательным, а также прилагательным в сравнительной степени Мы молодые. Мы молоды. Мы моложе Мы были молодыми.
2. Глаголом в форме сложного будущего времени Что я буду делать? 3. Глаголом в форме повелительного наклонения с частицами. Да подойдите же сюда! 4. Глаголом с частицами было, так, знай, себе, таки и др. Снег так и валил. Фадеев пошёл было с корзинкой на берег. 5. Устойчивым словосочетанием (фразеологизмом) Он стоял как вкопанный. 2. Краткими прилагательными (рад, готов, должен, способен, обязан и др.) Вы должны трудиться. 3. Фразеологизмами Он горел желанием выступить 4. Словами состояния со значением желательности, необходимости (надо, нельзя, можно, нужно, лень, необходимо): Надо учиться языку. 5.Словами состояния, выражающими эмоциональную оценку действий (любить, бояться, стыдиться, опасаться и др.): В знойные дни хорошо бродить по лесу. Основная часть несёт в себе главную смысловую нагрузку и выражена глаголом в не- определённой форме. Примечание: Следует иметь в виду, что сочетание с личным глаголом не всегда является составным глагольным сказуемым. 1. В составном глагольном сказуемом инфинитив всегда обозначает действие того лица, которое названо подлежащим. Сталонкликать золотую рыбку.   Если же инфинитив обозначает действие другого лица, он представляет собой дополнение при простом глагольном сказуемом. Матушка в слезах наказывала мне беречь свое здоровье. 2. При глаголах движения (или прекращения движения) инфинитив со значением цели является обстоятельством. Я опять пришел сюда слушать прибой. 3. Кратким страдательным причастием, категорией состояния: Дорога проложена.Жарко. Мне весело. 4. Предложно- падежным сочетанием: Он в восторге. Небо было в тучах. 5. Местоимением: Дом теперь мой. 6. Числительным: Два + три будет пять 7. Наречием: Ей туфли впору будут. 8.Синтаксически неделимым словосочетанием: Он был высокого роста. Варя была с заплаканными глазами. Его сюртук, галстук и жилет были постоянно черного цвета. Сапожки – что тебе зеркало. Глагол - связка может быть выражен: 1. Всеми формами глаголов: быть, стать, делаться, являться, казаться, становиться, иметь вид, называться Ты был смелым. Всё делается светлее от первого снега. Дворец казался островом. 2. В роли связок могут выступать глаголы, имеющие значения движения, состояния (стоять, прийти, приехать, вернуться, сидеть и др.) Я возвратился усталым. Мы пришли веселые. Ели и сосны стояли зеленые. Примечание:В состав сказуемого могут входить частицы это, вот, как, не, будто, словно и др. Поэзия – это душа подвига…

 

ЗАДАНИЕ 9

ОСЛОЖНЕНО ПРИ ПОМОЩИ

               
   
 
     


ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ

ОБРАЩЕНИЕ

Обращение – это слово (или сочетание слов), называющее того, к кому обращаются с речью.

СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

СОЮЗЫ

 

Сочинительные союзы.

 
 


Соединительные Противительные Разделительные
Да (= и); и: ни – ни; тоже, также; не только…, но и; как, так и. но; а; да (= но); зато (= но); между тем; однако (=но); же (=но); крайне (последних два союза применяются редко) Или; либо; то-то; не то - не то.

Особая группа сочинительных союзовприсоединительные: то есть, или (= то есть), а также и др.

Подчинительные союзы.

1. Изъяснительные (указывают на то, о чем говорят ): что, чтобы, будто, ли, как будто и др.

2. Временные: когда, едва, как, как только, лишь только, прежде чем, с тех пор как, пока, после того как, едва лишь, в то время когда, перед тем как и др.

3. Причинные: потому что, так как, поскольку, тем более что, оттого что, ибо, благодаря тому что и др.

4. Целевые: чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, дабы, с тем чтобы и др.

5. Условные: если, раз, если бы, коли, ежели, когда, если …то, кабы … то и др.

6. Уступительные: хотя, ни, несмотря на то, что и др.

7. Следственный так что

8. Сравнительные: как, как будто, словно, точно, будто

ЗАДАНИЕ 13

С НЕСКОЛЬКИМИ ПРИДАТОЧНЫМИ

 

Подчинение придаточных предложений


[ ], (), () – последовательное подчинение.

 
 


[ ], () и () – однородное соподчинение

       
   
 


(), [ ], ()параллельное подчинение

 

Например:

       
   
 


Я всегда знал, (что он ветреный человек), (на которого нельзя надеяться.) – последовательное подчинение.

       
   
 


Поутру, (когда мы опять остановились пить чай), яузнал, (что мои страхибыли несовсем обоснованы) – параллельное подчинение.

 
 


Всеговорили, (что япеременился), (что явырос и поумнел.) – однородное соподчинение.

ЗАДАНИЕ 14

СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

С РАЗНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ

 

[ ], И [ ], (ЧТОБЫ) сложное предложение с разными видами связи: с сочинительной и подчинительной.

 

[ ], [ ], И [ ] сложное предложение с разными видами связи: с бессоюзной и сочинительной.

 

[ ], [ ], (ЧТО) сложное предложение с разными видами связи: с бессоюзной и подчинительной.

 

[ ], [ ], И [ ], (ЧТО) сложное предложение с разными видами связи: с бессоюзной, сочинительной и подчинительной.

 

НА ВСЯКИЙ СЛУЧАЙ

Правописание букв О – Е – Ё после шипящих и Ц

Дефисное написание слов

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 191; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.152.5.73 (0.135 с.)