Билеты к экзамену по основам журналистики.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Билеты к экзамену по основам журналистики.



Билеты к экзамену по основам журналистики.

Журналистика в мире профессий. Специфика профессии журналиста.

Существует 5 типов профессий:

Технономическ (чел-техн), социономич (чел-чел, чел-общ-во), артономич (чел-худ.образ) , сигнономич (человек-знак), биономич (чел-природа).

Журналистика сочетает в себе соц, артоном, сигном, техн. Эл-ты.

 

Журналистика (от фр. journal – дневник, jour – день; восходит к лат. diurna – ежедневный) – одно из важнейших социальных явлений современной жизни, вид массово-информационной деятельности, обеспечивающей бесперебойное взаимодействие между личностью, группой людей и обществом в целом, а также между различными общественными сферами и даже между поколениями. Процесс журналистской деятельности состоит из сбора, обработки, хранения и периодического распространения актуальной общественно-значимой информации.

А вообще-то, хочется отметить, что ЖУРНАЛИСТ - ПРОФЕССИЯ ТРУДНАЯ. *мобильность. *умение добывать интересные факты. ЖУРНАЛИСТ - ПРОФЕССИЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ. Надо быть на виду, встречаться с политиками, банкирами, артистами и пр.

ЖУРНАЛИСТ - ПРОФЕССИЯ ОПАСНАЯ. Наркомания, проституция, коррупция, безработица, войны – журналист рискует жизнью, освещая эти темы. + судебн разбирательства. В мире в 2009 году погибли 76 журналистов,Россия на 2 месте в мире по кол-ву убитых журналистов, С 1993 года в России погибло более 300 журналистов.

ПРОФЕССИЯ ЗАМЕЧАТЕЛЬНАЯ. встречи с интересными людьми, редкими обстоятельствами; Это возможность побывать в разных районах края, страны, мира, разный жизн опыт.

 

Журналистика – это вид творческой деятельности человека, где основой профессии является постижение жизни, объективное освещение любых сторон реальной действительности, осмысление многообразия человеческого бытия, а также специфическая форма внеличностного общения.

Журналистика отражает общественное сознание и формирует его, служит обществу и одновременно является инструментом социального управления. Именно вследствие этого СМИ называют четвертой властью (вслед за представительной, исполнительной и судебной). Журналистика – одно из важнейших орудий общественного прогресса, ибо без всестороннего развития журналистики невозможно развитие общества и человеческой цивилизации.

 

4. Журналистика и литература.

Писатели-поэты – журналисты. Пушкин, Чехов, Солженицын, Шукшин, Зощенко, Булгаков. Из пермских: Нина Горланова, Юрий Беликов, Дрожащих, Киршин.
Общее
> Формируют картину мира

>Читательск. аудитория
> Носят творческое начало

>Работа словом
Различия
> Жур- Обьективность, для заказчика, актуальная (сиюминутная), фрагментарность, локализация задач, объем текста ограничен, просчитанный, редакционный процесс, воспроизводит стиль (Элементарные ср-ва выразительности). Универс-специализир., индив-коллектив, произв-творч, оперативный, непрерывн, динамичн.хар-р деят-ти,
> Лит- Субъективизм, в «свободном полете», ориентация в вечность, целостность, универсальность, сверхзадачи и сверхвопросы, нет ограничения на объем текста, творческий характер, производит свой стиль (ср-ва выразительности). Специализир. , индивид., творческий, длительный хар-р деят-ти.

Писателей привлекает в журке 1) позыв, необх-ть быстрого отклика, желание что-то в реальности изменить; 2) тираж газеты на порядок больше; 3) гонорар

 

Журналистика и PR: общее и различное.

Журналистика – деятельность по поиску информации, по сбору и обработке социально значимой информации посредством специальных технических средств.

Public Relations – деятельность, направленная на формирование благоприятной публичной среды и позитивного имиджа субъекта PR

Журналистика, Реклама, PR–две самостоятельных ветви Масс.Комммуник, но они имеют общий сегмент. Существование их друг без друга невозможно (особенно в финансовом плане).

 

Параметры сходства

- Информационные основы деятельности

- Обмен, получение информации

- Экономическое взаимовлияние

- Наличие общих творческих и организационных методов работы

- Выполнение на доинституциональных стадиях одним специалистом одновременно функций Ж-та и пиарщика.

Параметры различия

- Специфика целей, функций и рез-та деятельности

- Специфика субъект-объектных отношений

- Разница в содержании деят-ти специалистов

- Собственные средства распространения информ-ии

- Отличие структуры и инфраструктуры

- Жанровые ос-ти текстов, видов и форм подачи инф-ии

- Специфика авторства текстов

- Различие законодательного и этического регулирования

- Ос-ти менеджмента

 

Журналистика:

Функции:информирование (соц. значимое инфо)

Средства: СМИ

Результат: Общественное мнение

PR:

Функции:Информирование (соц.значимое инфо+PR)

Средства:СМИ

Результат:Общественное мнение, имидж, репутация

Средства распространения журналистики:

- СМИ, Интернет.

Средства распространения PR:

- СМИ, Интернет, спец. литература, корпоративные издания, семинары, конференции, публичные выступления, пресс-конференции.

Жанровые особенности текстов:

    Информационные Аналитические Худ-публицистич
Журналистика Анонс, Заметка, Отчет, информ репортаж, интервью Аналит репортаж, интервью, корреспонденция, статья, рецензия, комментарий Очерк, фельетон, памфлет, портретное интервью
PR Пресс-релиз, приглашение, лист вопросов и ответов, биография, факт-лист заявления Имиджевая статья, Поздравление

 

Объекты коммуникации

Журналистика PR
Аудитория: читатель, зритель, слушатель Целевые группы PR

 

PR возникает только с возникновением рынка.

PR – технология искусственной дружбы.

Целевые группы PR (объекты):

- Потребители товара и услуги

- Власть (тот институт, который устанавливает правила игры на рынке)

- СМИ (проводники информации)

- Общественные организации (Существуют не для получения прибыли)

- Партнеры и конкуренты по бизнесу

- Персонал фирмы (внутрицелевой PR)

 

PR – это искусство коммуникации при помощи различных средств (таких, как масс-медиа, Интернет, литература) или непосредственно на выставках, семинарах и других мероприятиях. Жур. же ставит перед собой немножко иные функции. Она развлекает, просвещает, обсуждает социальные проблемы, информирует о чем-либо и т. п. PR подает узконаправл инфо о какой-либо организации. Рез-ом PR должно быть - уверенность общ-ва в эффек-ти, значимости этой организации, а также доверия к нему. PR – эффективный инструмент пропаганды и информации для узкой аудитории. Ж. периодически прибегает к методам пропаганды, но чаще всего это касается всего населения в целом. В сфере PR и жур. огромную роль играет написание статей (в PR – пресс-релизы, информационные статьи, пресс-киты, кейс-истории и т. д.; в жур. – эссе, художстатьи, новости, репортажи и т д.). PR и жур творчески многообразны. Если рассматривать PR и жур в целом, то можно сделать вывод, что обе эти сферы имеют большую аудиторию, хотя PR чаще всего узконаправлен к какой-либо определенной сфере (социальной, культурной, экономической). Для PR и журн очень важна обратная связь, которая дает им отчет о проделанной работе. В журналистике требуется творческий подход к написанию статей, часто приветствуется субъективизм и авторское «Я». В PR все наоборот. PR-статьи скорее ближе к аналитическим и рекламным, чем к журналистским, хотя авторское «Я» также присутствует.

 

Имеет ли право универсальный журналист быть PR-щиком? Об этом ведущие специалисты России и Евразии спорили в рамках международной научно-практической конференции «Мультимедийная журналистика Евразии», которая прошла в Казани в 2007г.

Печатные СМИ- носители рекламы. На их долю приходится самый большой про цент от общего объема рекламы.

Всего несколько лет назад СМИ широко рекламировали финанс пирамиды МММ, Русский дом "Селенг", "Тибет" и т.д. Но и в сегодняшней рекламе немало ложных обещаний всевозможных выгод. Редакции газет предусмотрительно указывают внизу рекламных страниц: "редакция ответственности за содержание рекламных обращений не несет". А это значит, газета может публиковать все.

Если прямая реклама заказчика не устраивает – PR-агентства прибегают к «джинсе». Эксперимент: Корреспондент «Коммерсанта», назвавшись представителем вымышленного агентства, не смог договориться о публикации «проплаченной» статьи с редакциями большинства газет. Однако в ходе поисков удалось выйти на посредника, который пообещал разместить материал за 2 тысячи долларов за небольшую статью.

 

Этап 2: Меняйся

*устранение препятствий

*проработай страхи,

*устрани промедление

*Думай о своих целях

Журналистская этика.

Требования морали как не формулируются в законодательных актах. Они разрабатываются в ходе общественной прак­тики, а контролируется их выполнение общественным мнением, общественными (в журналистике - журналистскими) организациями, трудовыми коллективами, создающими порой «суды чести» или подобные органы, действующие на общественных началах.

Области этических норм:

1. «жур - аудитор».Это нравств обяз-ть, выполнять свой долг перед ауд по полному и эффектив удовл-ию ее потребн-й и интересов в сфере информации. всемерно защищать свободу прессы; уважать право людей знать правду; уважать право людей на собственное мнение; уважать моральные ценности аудитории; укреплять доверие людей к средствам массовой информации

2. «жур -источник инфо».Контакты журн с источником информ могут носить «открытый» характер или «скрытый»; достойные и законные действия; уважать право физ и юридх лиц на отказ в предоставлении сведений ; указывать в материалах источники информации (если нет серьезных оснований, хранить их в тайне); сохранять профессиональную тайну относительно источника информации (если существуют веские основания для анонимности);

соблюдать конфиденциальность.

3. «журналист - персонаж».

- недопустимо в каче­стве персонажа выбирать родных и близких, друзей.

- «прежде всего не навреди».

- уважать как личность

- уважать право человека на неприкосновенность частной жизни

- не искажать в материале жизнь

- не унижать человека

4. «журн - автор».Не обидеть молчанием или немотивированным отказом, а во­время и по-деловому ответить, тактично дать совет по доработке или пе­реработке произведения, указать на возможные шаги дальнейшего со­трудничества с редакцией - во всем этом проявляется нравственная сторона взаимоотношений с авторами.

5. «журн-редакция».журналист становится составной частью коллектива и принимает на себя соответствующую долю ответственности. Жур не должен выступать без согласия ред в других СМИ даже под псевдонимом, а о перепечатке своих произведений в других СМИ, сборниках и т.д. он обязан известить редакцию и получить на это ее согласие.

6. «жур - коллеги».Коллегиал-ть и товарищ взаимодействие. Ощущение себя частью коллектива, ответственным перед ним во всех шагах своей деятельнос­ти.

· уважать общность интересов и целей

· заботиться о престиже профессии

· приходить на помощь коллегам, оказавшимся в трудной ситуации или попавшим в беду;

· уважать чужие и отстаивать свои авторские права, уважать право коллеги на отказ от выполнения задания

Журналист – власть»

· уважение к власти

· осуществлять прямую и обратную связь между ними и народом;

· отстаивать право общественности на доступ к информации о деятельности властных структур;

· отстаивать право журналистики на независимость от власти

· опровергать фактами несоответствующее действительности утверждение политиков.

А теперь про этику.

- не прибегать к незаконным и недостойным способам получения информации. Жур признает и уважает право физ и юрид лиц не пред-ть инфо и не отвечать на вопросы - за искл случаев, когда обяз-ть предоставлять инфо оговорена законом.

- профессиональн тайна в отношении источника информации, полученной конфиденциальным путем. Право на анонимность может быть нарушено лишь в искл случаях, когда имеется подозрение, что источник сознательно исказил истину

- Журналист обязан уважать просьбу интервьюируемых им лиц не разглашать официально их высказывания.

- Журналист должен использовать только честные методы для получения информации, фотографий и документов, не злоупотребляя чьим-либо расположением. Представляться людям, с которыми он общается.

- уважать право граждан на частную жизнь. Функция: формулируют общие принципы нравст­венного поведения журналиста

Принцип: осознанные, сформулированные теорет и методолог основы деятельности.

Жур-т – представитель человечества в целом. Защита интересов человека. Космополитизм.

- гуманист

-гражданин своей страны. Патриот

- защитник национ интересов. Интернацион интересов.

- представитель народа

-представитель партии

- представитель корпорации\группы\соцгруппы\неполит партии\обществ группировок

- личность.

Норма – понятие устойчивое\подвижное. Обстоятельства меняют норму.

1й кодекс жур этики принят во Фр в 1918г.

«Хартия поведения» принята «соц синдикатом журн-в»

- объективность

-свобода и честное распростр новостей

- общекульт, нравств нормы поведения

- соблюд законы своей страны

- заменять личностн ценности на коллективные

- не распространять слухи

ФАКТ = видел сам

Правовое поле журналиста – подчиняться Конст своей страны

- закон о СМИ

- закон о Рекламе

- законы мест самоуправления

- нравств регулятор – проф этический кодекс

Российский кодекс этики – 1994г. (Союз Журн)

Нравственная регуляция поведения журналиста осуществляется на уровне принципа и нормы.

Журналистские кодексы – отражения этики журналиста как своего рода сводов норм и правил профессиональной морали.

Международная организация журналистов. Их кодекс говорит о том, что журналист должен оберегать достоинство своей профессии и не должен прибегать к недостойным средствам и способам получения информации.

Совет по профессиональной этике и праву (1988 год, СССР)

Свод этических правил (1989 год) – Кодекс профессиональной этики советского журналиста

Московская Хартия журналистов подписана группой известных редакторов (1994 год, февраль)

руководители СЖ России составили Кодекс профессиональной этики (июнь 1994 года)

В Кодексе 10 статей. Основное: журналист распространяет только достоверную информацию, не использует профессию в личных целях, признаёт юрисдикцию только своих коллег, не может работать в политике и власти, теряет свой статус взяв в руки оружие.

 

1983 г «Международные принципы журналистской этики». Прежде всего, они требуют от работников СМИ правдиво и честно распространять новости и обеспечивать право людей на свободное выражение мнений и свободное получение информации.

 

 

Сюжет «Нового канала» об охране банков для программы «Репортер», - нарушение журналистами пунктов Этического кодекса украинского журналиста. «Уважение к праву общественности на полную и объективную информацию о фактах и событиях является первейшей обязанностью журналиста» и «Журналист не должен применять незаконные методы получения информации». Тема, которой посвящен сюжет, является общественно-значимой и четко выделена журналистами: «В 2007 году грабители обобрали 62 банка. И это часто не вина милиции. Ведь, если есть финансовое учреждение, будут и люди, которые захотят его ограбить. А коль так — банк хотя бы немного должен заботиться если не о безопасности своих денег, то хотя бы о безопасности клиентов». Но для освещения этой темы журналисты применяли инсценированное ограбление отделения одного из банков. Это сознательное нарушение как этических, так и правовых норм.

19.История и система журналистского образования.

1860е – школы в США, Англии, Германии. высшее Ж. о. получило развитие также во Франции, Италии, Великобритании, Японии, Китае и др. странах.

1902г. – высш шк журки в Колумбийском универс США (Пулицер). Высш школы в Фр. Появление двух направлений – прикладное (сша) и теорет (европа)

1904(5) – 1е курсы жур-в в Мск.

1912г – первый профес журнал «Сотрудник печать»

В перми в н.20 в. – «Пермяк», «Перм вестник». 1919г. – «Свободная Пермь»

В 1918-21 подготовка работников печати осуществлялась на курсах при Коммунистическом университете им. Я. М. Свердлова и Российском телеграфном агентстве (РОСТА).

1930г – сложилась устойч система: кружки, газет школы, техникумы.

1921 - Московский институт журналистики à

1930г. - КИЖ (комм. инст.ж)

Н30х – 1е учебное пособие

1941г. - УрГУ – 1й факльтет жур-ки

1952 – МГУ журфак

1961 г - СПбГУ

 

В СССР, в России широко известна т.н. уральская школа журналистики. Многие годы именно так именовали факультет журналистики Уральского университета.

 

По данным на 2006 год, Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям , в отрасли печатных СМИ журналистов работает не меньше 140—150 тысяч человек. Как минимум 50 % журналистов имеют профессиональное образование, остальные — высшее, как правило, негуманитарное.

В России по состоянию на 2006 год, было более сотни высших учебных заведений, обучающих профессии журналиста.

 

Профессиональная деятельность в области журналистики никогда не предполагала обязательного наличия диплома о высшем журналистском образовании.

 

Университеты выступают гарантом сохранения важнейших традиций отечественной школы журналистики. Руководствуясь этими мотивами, факультет журналистики Петербургского госуниверситета счел целесообразным и современным организацию такой структуры, как Масс Медиа Центр, призванной сформировать систему дополнительных видов и форм журналистского образования.

 

Структура профессиональной подготовки журналистов на сегодняшний день выглядит следующим образом (по возрастанию):

- школьное образование (довузовское - спецклассы, кружки, студии юнкоров);

- корпоративное образование (курсы, студии при Союзе журналистов, при редакциях, информационных агентствах, других медиасообществах);

- высшее образование (в университетах, государственных и коммерческих вузах по программам специалистов, бакалавров и магистров);

- постдипломное образование (второе высшее; курсы переподготовки, повышения квалификации)

 

В апреле Лениздат.ру объявил об открытии "Музея журналистских ляпов". Журналист должен быть образованным!

Известный журналист НТВ Алексей Пивоваров в июле 2009 году]: «профессиональное журналистское образование в России находится в очень плохом состоянии. По крайней мере, что касается телевизионных журналистов - буду говорить за свою епархию. Часто приходят перспективные, талантливые молодые люди, но у них нет опыта – а системы, которая могла бы их научить, школы – тоже нет. Поэтому сплошь и рядом карьера тележурналиста становится вопросом частной инициативы и даже везения. Понятно, что талантливый человек и сам пробьется, но системы, которая бы тащила наверх человека среднего и выше среднего уровня и делала его профессионалом, нет. Поэтому, увы, бывает, что в эфир попадают люди, которые вообще не очень хорошо говорят по-русски»

Журналистские организации.

Ж-ты как профес. группа, имеющая специфич. соц. институты и законные права, будучи заинтересов-ми в творч. общ-ии, обмене знаниями и опытом, защите и удовлетворении нужд, связанных с исполнением своих профес.обязанностей, везде стремились к созданию своих объединений. В каждой стране есть журналистские организации, создаваемые по разным основаниям: положению в ж-ке (редакторы,издатели), политическим ориентациям, интересам и тд.

Существуют международные журналистские организации : международ ассоциация жур-в 1959 Прага, Междунар федерация жур-в 1926г Брюссель. Междунар центр для иностр жур-в (Вашингтон), всемир комитет свободной прессы. «Международный Институт Прессы» (I.P.I).

В 1957г. был создан Союз Ж-тов СССР, просуществовавший до 91. после распада СССР - Конфедерация журналистских союзов. СЖ- творческая, професс., независимая, самоуправляемая орг-ция, действуящая на федеративных основах. Члены СЖ равноправны и суверенны, имеют равное представительство в Федерат-ном совете СЖ. Гл.задачи:содействие утверждению и реализации принципов свободы слова и печати; участие в созд-ии необходимых условий функ-ния СМИ РФ, укрепление и развитие их материальной базы; защита интересов и прав ж-тов,их интеллект.собственности;объединение и координацию усилий по юридич.обслуживанию субъектов СЖ и ж-тов; заботу о росте мат.благосост. ж-тов ; участие в выборах в органы гос.власти в целях реализации положений устава СЖ России. 80 отделений. Более 100 тыс.чел.

Специализированные объединения (ассоциации малой прессы, спортивной, военной, женский и детской журналистики, «Горячая точка»).

ЮНЕСКО – спец орг-я ООН по вопросам образования, культуры и коммуникаций.

Корпоративные журналы, «Журналист», «Журналистика и медиа-рынок» и тп.

Пермское отделение СЖ. Председатель – Василий Масеев .


21.Социологические исследования личности журналиста.

Пол. Преимущ мужская профессия (сложная,напряж, требует выносливости). По соц исслед-м, профессия феминизир-ся. %мужч в 1,5 раза больше чем женщ.

До революции среди 460 членов СЖ была 1 женщина. Публицист Конради. В 20х – 10%, 60е – 25%, 70е – 35%, 90е- 37%.

Сейчас 50%, рост. Причины: распростр-е масс прессы, востребованность эмоцион пера, нехватка в провинц СМИ. «Женские» должности – отдел культуры, писем, соц проблем.

Публ: Татьяна Тэсс, Инна Руденко

Расследователи: Наталья Геворкян, Анна Политковская

Репртер Елена Масюк (чечня, афганистан, была в плену)

ТВ: Светлана Сорокина, Татьяна Митюкова, Юлия Меньшова, Оксана Пушкина.

В жур-ке остаются те, кто отказался от личной жизни (15% рос журналисток незамужем)

Лев полушарие (рац, лог мышление) – муж – экономика (70%)

Прав полуш (эмоц-интуит) – жен- культура (65%)

Возраст.Средний возраст – 41 год (Россия), 38 - США.

В перестройку возраст жур-в помолодел.

Журналы (47 лет), Р-он газеты (45,5), Инф агенства (34,8), Ежеднев газеты (38). Репортеры – молодые, аналитики – опытные, зрелые.

Образование.95,2% - сотрудники с полным или неок высшим обр.

Жур диплом имеют в основном корреспонденты, репортеры; работники ежедневников; Остальные вакансии занимают выпускники филфака, истфака.

Технари: Св Сорокина – лесотехн академия, Вл.Познер – Биофак МГУ.

Журфак: Вл. Листьев, Елена Масюк, Парфенов, Малахов, Чурикова, Тутта Ларсен

Стаж и опыт работы.

Средний журн стаж – 17 лет. Стаж работы в данной редакции – у 60% не более 4х лет.

75% не работали нигде, кроме редакций. 90% не намерены изменять журналистике.

Соц-творч свобода

Наличие собств позиции

2)образованность (истор, литра, культр, политика)

Владение анализом

Соц концепции.

1)авторит . Монарх власть возглавляет систему:жесткий диктат, вертикальное управление, пресса- инструмент власти, Х свовод

2)либерторианская. Возникла в недрах абсолютизма на волне эпохи Возрожд, характерна для эпохи бурж рев. Чел-к сам может трактовать события, свободное выражение мнений, позиций, абсолютная свобода. Период формир масс, желт журки.

3) ответстве (огранич) свободы. Свобода, огр рамками закона, нравств регуляторов.

 

Среди примеров ограничения свободы слова в России - задержания журналистов в ходе "Маршей несогласных", закрытие "Новой газеты" в Самаре, прекращение вещания Русской службы Би-би-си в FM-диапазоне, изменение редакционной политики Русской службы новостей, безрезультатность расследования убийства Анны Политковской и давление на СМИ в ходе думских выборов.

 

Наблюдение.

Наблюдение – наиб распрост-й способ получения инфо. Этот метод позволяет получать доказ-ва, проверять инфор, восст-ть события, собирать образные детали о людях, местах, событиях, явлениях.

Выделяют следующие виды наблюдения: в зависимости от положения наблюдателя относительно наблюдаемого объекта (включенное и невключенное), по продолжительности (длительное и оперативное), по степени осведомлённости объекта (открытые и скрытые), характеру получения необходимой информации (прямое и косвенное), а также по числу наблюдателей (коллективное и индивидуальное).

Предметом журналистского наблюдения становятся и сам человек, и его внешность, и характер, и то, как он говорит, и поведение, и реакция на происходящее, и разнообразные аспекты взаимоотношения и взаимодействия личности и коллектива, и характер общения, и уровень культуры общения, и средства общения (жестикуляция, мимика, слово, речь), и то, о чем говорится, и даже окружающая предметно-вещественная среда.

Контролируемое наблюдение ставит своей задачей сбор первичной информации для создания более точной картины и проверки тех или иных гипотез. Контроль можно осуществить, увеличив число наблюдателей и сравнив результаты их наблюдения или организовав серию наблюдений за одним и тем же объектом.

Включенное наблюдение означает, что объекты не знают, что за ними наблюдают. Журналист является активным и, как правило, рядовым участником событий. Это, конечно же, скрытое наблюдение, при котором позиция журналиста временно не обнародуется. Смена профессии(ролевой эксперимент)

Скрытое\открытое – скрытые тех устройства\.

Структурированным является такое наблюдение, при котором исследователь заранее определяет, какие из элементов исследуемого процесса или ситуации имеют наибольшее значение для его работы, и сосредотачивает внимание только на них.

Систематизированные наблюдения предполагают план, в котором отмечаются предметы и точки наблюдения, необходимый характер сведений и уровни наблюдения. Они проводятся лишь в том случае, когда журналист четко определил для себя цель, тему и предмет исследования.

В зависимости от задач текущего момента и намеченных целей журналист может вести длительное наблюдение за объектом исследования. Оперативное наблюдение, напротив, всегда ограничено временем и местом. Длительное наблюдение способствует созданию аналитических и художественно-публицистических произведений.

Прямое наблюдение предполагает непосредственный контакт журналиста с объектами действительности. Косвенное- наблюдение не самого исследуемого явления или процесса, а его проявления через другие многочисленные социальные факты.

При коллективном наблюдении один объект исследования рассматривается разными журналистами с разных точек наблюдения, а может быть и зрения.

Полевое наблюдение предполагает работу журналиста в естественных условиях, а лабораторное — в неких сконструированных журналистом ситуациях.

 

Во-первых, журналист, включаясь в некое событие, имеет возможность проследить динамику его развития.

Во-вторых, непосредственное наблюдение за поведением людей позволяет увидеть неприметные на первый взгляд детали, характерные личностные черты. Информация, почерпнутая из такого рода наблюдений, всегда отличается живостью и достоверностью.

В-третьих, журналист, будучи очевидцем события, сам фиксирует наиболее значимые его моменты и в своих оценках независим от чьего-либо мнения.

Наблюдение требует практики, времени и опыта. Преимущество метода наблюдения в том, что он даёт первичную информацию о объекте наблюдения, в отличие от интервью, в котором информация подвергается искажению или доходит до исследователя в неполном виде. Но метод наблюдения достаточно субъективен, поэтому подлежит обязательной перепроверке другими способами получения информации, такими как изучение документов.

 

«Смена профессии» возможна в тех случаях, когда журналист уверен в том, что своими непрофессиональными или неквалифицированными действиями он не нанесет людям ни физического, ни морального ущерба. Например, сотрудникам СМИ противопоказано представляться врачами, юристами, судьями, работниками государственных служб и т. п. Подобного рода запреты предусмотрены как соответствующими нормами журналистской этики, так и определенными статьями уголовного кодекса.

Особая разновидность этого метода – самонаблюдение. Тут внимание журналиста сосредоточивается на собственном поведении, на внешних и внутренних факторах, которые его определяют, что открывает доступ к сведениям о неочевидных, скрытых процессах, характерных для той или иной ситуации. Но и в данном случае нельзя обойтись без проверки, без соотнесения результатов самонаблюдения с информацией, полученной другими методами, из других источников.

«Плесень», «Осторожно:еда», «Тайны любви», «Как я работала в фаст-фуде» Кратанчук. Мешков «КП» - испытано на себе.

Работа с документами.

С помощью этого метода проверяются сведения, полученные в ходе интервью или наблюдения. Журналист может непосредственно встроить их в свой материал, а может ограничиться только изучением найденных данных, чтобы составить себе представление о происходящем. Опора на док-т делает публикацию основательной и защищенной. Работать с док-м аккратно! Цитаты всегда контексте!

1)поиски документа

2)его освоение

3)проверка на подлинность, надежность и достоверность: кем подготовлен документ; не искажены ли фамилии; подписан ли документ, подлинность печати.

4) дата появления документа, №.

5) извлечения из документа: а) точное назв док-та, автор, дата, место издания; б) №страниц, изъятые фрагменты текста в кавычки; в) помечает собственные мысли во время чтения; г) проверяет все цитаты, цифры, названия и пр.

!!!личными документами можно распоряжаться лишь с разрешения автора или владельца!!!

Корреспондент ИТАРтАСС Лариса Кислинская опубликовала в «Совершенно секретно» материал «Кто заказал Отарика» на извлечениях показаний некого Воронцова. Выяснилось, что Воронцов – невменяемый. Вырванный из контекста документ искажил существо дела

 

Интервью

- получение информации из непосредственного личного источника.

Этот метод добывает информацию.

Виды инт:

1)информационное (мат-л для новостей: что где когда кто зачем)

а) оперативное (отдельн фрагмент из большого интервью)

б)блиц-опрос (опрос на улице) - одинарн фиксиров вопросы на большое число респондентов

2)интер.-расследование(о недавних событиях). Интервью-исследования (о событиях прошлого)

3) Интер.-портрет (один информант, вопрос создают его образ)

4)Глубинное интервью (длится неск часов, фокус на рассказчика, позволяет выяснить нюансы)

5) креативное инт (беседа)

!!самый субъективный метод сбора инф-и.

Этапы проведения интервью:

1)ПОДГОТОВИТ.:

Точно сформ, Хорошо подготовл вопросы, беседу. Быть компетентным, смочь дать что-то собеседнику, не только взять. Открыть собеседника.

Глупые вопросы: банальные, некорректные, невовремя, навязывание т.зрения, непонятный.

1)цель интервью, высянить хар-р сведений (знания, опыт, мнение, фактическ сведения)

2)изучить тему, предмет беседы (интернет, статьи, эксперты)

3)изучить собеседника, продумать ход разговора (досье, болезн темы, отношение к СМИ, привычки, круг друзей и интересов)

ВОПРОСНИК: Функцион вопрос для достижения контакта, снятия напряжения, для уточнения, для выяснения компетентности, для заполнения пауз.

Информац вопросы(результативн вопрос): *ситуативный вопрос («Если вдруг… что вы будете делать?»)

*Проективный вопрос (интересный вопрос, человек выносит оценку на большую сложивш ситуацию)

* Выворотка (вывод на чистую воду. Переосмысление слов. Инфорант в тупике)

ТЕХ СРЕДСТВА .

Диктофон (пленочн, цифра) – свободное место, батарейки, чтобы запись шла!!!

Всегда иметь с собой блокнот и карандаш! Спросить разрешения о записи.

БЕСЕДА

Место и время встерчи удобны собеседнику. Наедине.

1)ввод в беседу, установление контакта (новость, близкая собеседнику – из блога, из интервью, свои воспоминания. Провокация\шок)

2)сама беседа .

Переход от темы к теме. «Свободное плавание», деловое обсжд-е, азартн спор. !!стимулировать формулировку, уточнять.

У информанта должно оставаться чувство уверенности в себе, непринужденности. Не дерзить. Быть честным и искренним.

Вопросы: легко понятны, не подсказывать ответы, держать важные вопросы в уме, постигать смысл кажд утверждения, отделять факты от выводов.

Делать пометки! В конце беседы собеседн расслабл-ся и говорит то, чего избегал в интервью. Фиксировать поведение ерсонажа.

Зафиксировать: фактич данные, мнения, объяснения, предложения и прогнозы, речевые особенности

Ролевые маски: *внимательный слушатель (улыбка, кивки, доброжелат)

*премногоблагодарн слушатель

*юный друг

*ревизор

*тритейский судья

*функционер

*интурист («холодные уши»)

*стильная штучка\художник (творч личность)

3)выход из беседы

Поставить точку. Окончить разговор. Смысловой итог. Желание встретиться еще, пригласить в студию.

!перед публ показать собеседнику!

Урмас Отт - мастер интервью..его назвали "нежный Потрошитель".он гениально и блестяще брал интервью

Жанровая структура

1. Информационные:

* Хроника

* Информация (короткая (заметка), расширенная)

* Зарисовка

* Интервью (монолог, диалог, коллективное, анкета)

* Отчет (общий, тематический, с комментариями)

* Путевые заметки

* Обозрение

* Репортаж (событийный, тематический, постановочный)

*Анонс

*Комментарий

2. Аналитические:

* Корреспонденция

* Статья (пропагандистская, проблемная, обобщающая, критическая)

* Обзор

* Рецензия (литературная, кино, театральная)

*Интервью

*Эссе

*Аналит отклик

*комментарий

*колонка

3. Художественно-публицистические:

* Очерк (сюжетный, описательный)

* Фельетон

* Памфлет

*зарисовка

*Эссе

*колонка

 

Билеты к экзамену по основам журналистики.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.175.108 (0.054 с.)