Познавательная деятельность журналиста. Методы и формы познавательной деятельности. Этические нормы в журналистском познании.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Познавательная деятельность журналиста. Методы и формы познавательной деятельности. Этические нормы в журналистском познании.



В журналистике начальная стадия творческого процесса – явление специфическое. Именно она представляет собой осознанную, целенаправленную познавательную деятельность, у которой есть все признаки особого статуса, а именно: особый предмет познания, особая цель, из которой вытекают конкретные задачи, особые условия. Постараемся поглубже понять, что это значит.

Журналистское произведение создается для сообщения о конкретных изменениях действительности – очевидных (совершающиеся события) или неочевидных (назревающие проблемы). Соответственно предметом познания для журналиста выступают конкретные ситуации жизни, в которых обнаруживают себя ее новые моменты – позитивные или негативные, но обязательно значимые для многих.

 

Формы и ход познават процесса:

Познават деят-ть ж обрела 3 формы:

1)новостная журка – жанры, ориентир на сообщение оперативной событийной инф-и. Предмет познания – новость, свершившийся факт. Целевая задача жур-та: установить этот факт в определяющих его границах и опр, какие изменения этот факт вызывает. Познават процесс = Ознакомление с ситуацией. Занимает немного времени и опирается на здравый смысл.

2) проблемно-аналит мАт-л – проявляет сущевство происх событий, опред тенденции их развития, обнаружить возмож трудности и пути их устранения. Познав процесс=журналист исследование. Предмет познания – ситуация в целом, более широкая проблема. Цель: Выявление неочевидных связей фактов.

3)разоблачение.Предмет познания – ситауция, сост из фактов, часть которых намеренно скрывается, искажается. Целевая задача: добыть скрываемые данные и понять их суть и значение. Процесс: журналистское расследование.

Технолог операции, образующие акт познания:

1)выработка заявки на тему, опр масштабы проблемы. План

2)сбор предварит данных. ^ компетентность ж-та.

3)определ-е конкретн предмета изучения. Первичное непоср знакомство с объектом.

4) направл изучение объекта. Решение основных задач познания.установка фактов, связей, варианты решения проблемы.

Результат: концепция изученной ситуации (представление о происходящем, интерпритированная ж-м). Замысел будущего произведения (тема, идея, принцип организ-и)

 

Метод – система научно обоснов действий, необх для решения задач того или иного типа.

Методы получения сведений(эмперические, взаимодействие со средой):

А)традиционные журн методы– позволяют выявить качеств своеобразие:

*проработка документов

*наблюдение

*беседа

Б)методы, зимств из конкретных соц исследований – ориентированы на колич измерение явления.

2) методы постижения сути происходящего (теорет)

**чем богаче знания ж-та, тем глубже его мысль

Необходимые знания: 1)базис: философское знание, отражающее общие закономерности развития природ ы и общ-ва

2)знания о человеке и общ-ве (истор, психол, социол, право, этика и пр)

3) конкретные научные знания

!!Продукт познават деят-ти ж-та = концепция изученной ситуации (единство знания о происходящем+отношение к нему)

 

Этические нормы в журн поведении:

1)не прикидываться работником другой профессии (кроме рол.эксп)

2)не запугивать собеседника

3)не советовать, не давать рекомендации

4)не обещать «разобраться»

5) не совершать аморал поступков

6)не идти на сближение ни с +, ни с – персонажами

7)непринимать подарки и услуги

8)предупреждать о записи

9)повторная встреча с информантом

10)оставить хорошее впечатление, не навредить

 

Наблюдение.

Наблюдение – наиб распрост-й способ получения инфо. Этот метод позволяет получать доказ-ва, проверять инфор, восст-ть события, собирать образные детали о людях, местах, событиях, явлениях.

Выделяют следующие виды наблюдения: в зависимости от положения наблюдателя относительно наблюдаемого объекта (включенное и невключенное), по продолжительности (длительное и оперативное), по степени осведомлённости объекта (открытые и скрытые), характеру получения необходимой информации (прямое и косвенное), а также по числу наблюдателей (коллективное и индивидуальное).

Предметом журналистского наблюдения становятся и сам человек, и его внешность, и характер, и то, как он говорит, и поведение, и реакция на происходящее, и разнообразные аспекты взаимоотношения и взаимодействия личности и коллектива, и характер общения, и уровень культуры общения, и средства общения (жестикуляция, мимика, слово, речь), и то, о чем говорится, и даже окружающая предметно-вещественная среда.

Контролируемое наблюдение ставит своей задачей сбор первичной информации для создания более точной картины и проверки тех или иных гипотез. Контроль можно осуществить, увеличив число наблюдателей и сравнив результаты их наблюдения или организовав серию наблюдений за одним и тем же объектом.

Включенное наблюдение означает, что объекты не знают, что за ними наблюдают. Журналист является активным и, как правило, рядовым участником событий. Это, конечно же, скрытое наблюдение, при котором позиция журналиста временно не обнародуется. Смена профессии(ролевой эксперимент)

Скрытое\открытое – скрытые тех устройства\.

Структурированным является такое наблюдение, при котором исследователь заранее определяет, какие из элементов исследуемого процесса или ситуации имеют наибольшее значение для его работы, и сосредотачивает внимание только на них.

Систематизированные наблюдения предполагают план, в котором отмечаются предметы и точки наблюдения, необходимый характер сведений и уровни наблюдения. Они проводятся лишь в том случае, когда журналист четко определил для себя цель, тему и предмет исследования.

В зависимости от задач текущего момента и намеченных целей журналист может вести длительное наблюдение за объектом исследования. Оперативное наблюдение, напротив, всегда ограничено временем и местом. Длительное наблюдение способствует созданию аналитических и художественно-публицистических произведений.

Прямое наблюдение предполагает непосредственный контакт журналиста с объектами действительности. Косвенное- наблюдение не самого исследуемого явления или процесса, а его проявления через другие многочисленные социальные факты.

При коллективном наблюдении один объект исследования рассматривается разными журналистами с разных точек наблюдения, а может быть и зрения.

Полевое наблюдение предполагает работу журналиста в естественных условиях, а лабораторное — в неких сконструированных журналистом ситуациях.

 

Во-первых, журналист, включаясь в некое событие, имеет возможность проследить динамику его развития.

Во-вторых, непосредственное наблюдение за поведением людей позволяет увидеть неприметные на первый взгляд детали, характерные личностные черты. Информация, почерпнутая из такого рода наблюдений, всегда отличается живостью и достоверностью.

В-третьих, журналист, будучи очевидцем события, сам фиксирует наиболее значимые его моменты и в своих оценках независим от чьего-либо мнения.

Наблюдение требует практики, времени и опыта. Преимущество метода наблюдения в том, что он даёт первичную информацию о объекте наблюдения, в отличие от интервью, в котором информация подвергается искажению или доходит до исследователя в неполном виде. Но метод наблюдения достаточно субъективен, поэтому подлежит обязательной перепроверке другими способами получения информации, такими как изучение документов.

 

«Смена профессии» возможна в тех случаях, когда журналист уверен в том, что своими непрофессиональными или неквалифицированными действиями он не нанесет людям ни физического, ни морального ущерба. Например, сотрудникам СМИ противопоказано представляться врачами, юристами, судьями, работниками государственных служб и т. п. Подобного рода запреты предусмотрены как соответствующими нормами журналистской этики, так и определенными статьями уголовного кодекса.

Особая разновидность этого метода – самонаблюдение. Тут внимание журналиста сосредоточивается на собственном поведении, на внешних и внутренних факторах, которые его определяют, что открывает доступ к сведениям о неочевидных, скрытых процессах, характерных для той или иной ситуации. Но и в данном случае нельзя обойтись без проверки, без соотнесения результатов самонаблюдения с информацией, полученной другими методами, из других источников.

«Плесень», «Осторожно:еда», «Тайны любви», «Как я работала в фаст-фуде» Кратанчук. Мешков «КП» - испытано на себе.

Работа с документами.

С помощью этого метода проверяются сведения, полученные в ходе интервью или наблюдения. Журналист может непосредственно встроить их в свой материал, а может ограничиться только изучением найденных данных, чтобы составить себе представление о происходящем. Опора на док-т делает публикацию основательной и защищенной. Работать с док-м аккратно! Цитаты всегда контексте!

1)поиски документа

2)его освоение

3)проверка на подлинность, надежность и достоверность: кем подготовлен документ; не искажены ли фамилии; подписан ли документ, подлинность печати.

4) дата появления документа, №.

5) извлечения из документа: а) точное назв док-та, автор, дата, место издания; б) №страниц, изъятые фрагменты текста в кавычки; в) помечает собственные мысли во время чтения; г) проверяет все цитаты, цифры, названия и пр.

!!!личными документами можно распоряжаться лишь с разрешения автора или владельца!!!

Корреспондент ИТАРтАСС Лариса Кислинская опубликовала в «Совершенно секретно» материал «Кто заказал Отарика» на извлечениях показаний некого Воронцова. Выяснилось, что Воронцов – невменяемый. Вырванный из контекста документ искажил существо дела

 

Интервью

- получение информации из непосредственного личного источника.

Этот метод добывает информацию.

Виды инт:

1)информационное (мат-л для новостей: что где когда кто зачем)

а) оперативное (отдельн фрагмент из большого интервью)

б)блиц-опрос (опрос на улице) - одинарн фиксиров вопросы на большое число респондентов

2)интер.-расследование(о недавних событиях). Интервью-исследования (о событиях прошлого)

3) Интер.-портрет (один информант, вопрос создают его образ)

4)Глубинное интервью (длится неск часов, фокус на рассказчика, позволяет выяснить нюансы)

5) креативное инт (беседа)

!!самый субъективный метод сбора инф-и.

Этапы проведения интервью:

1)ПОДГОТОВИТ.:

Точно сформ, Хорошо подготовл вопросы, беседу. Быть компетентным, смочь дать что-то собеседнику, не только взять. Открыть собеседника.

Глупые вопросы: банальные, некорректные, невовремя, навязывание т.зрения, непонятный.

1)цель интервью, высянить хар-р сведений (знания, опыт, мнение, фактическ сведения)

2)изучить тему, предмет беседы (интернет, статьи, эксперты)

3)изучить собеседника, продумать ход разговора (досье, болезн темы, отношение к СМИ, привычки, круг друзей и интересов)

ВОПРОСНИК: Функцион вопрос для достижения контакта, снятия напряжения, для уточнения, для выяснения компетентности, для заполнения пауз.

Информац вопросы(результативн вопрос): *ситуативный вопрос («Если вдруг… что вы будете делать?»)

*Проективный вопрос (интересный вопрос, человек выносит оценку на большую сложивш ситуацию)

* Выворотка (вывод на чистую воду. Переосмысление слов. Инфорант в тупике)

ТЕХ СРЕДСТВА .

Диктофон (пленочн, цифра) – свободное место, батарейки, чтобы запись шла!!!

Всегда иметь с собой блокнот и карандаш! Спросить разрешения о записи.

БЕСЕДА

Место и время встерчи удобны собеседнику. Наедине.

1)ввод в беседу, установление контакта (новость, близкая собеседнику – из блога, из интервью, свои воспоминания. Провокация\шок)

2)сама беседа .

Переход от темы к теме. «Свободное плавание», деловое обсжд-е, азартн спор. !!стимулировать формулировку, уточнять.

У информанта должно оставаться чувство уверенности в себе, непринужденности. Не дерзить. Быть честным и искренним.

Вопросы: легко понятны, не подсказывать ответы, держать важные вопросы в уме, постигать смысл кажд утверждения, отделять факты от выводов.

Делать пометки! В конце беседы собеседн расслабл-ся и говорит то, чего избегал в интервью. Фиксировать поведение ерсонажа.

Зафиксировать: фактич данные, мнения, объяснения, предложения и прогнозы, речевые особенности

Ролевые маски: *внимательный слушатель (улыбка, кивки, доброжелат)

*премногоблагодарн слушатель

*юный друг

*ревизор

*тритейский судья

*функционер

*интурист («холодные уши»)

*стильная штучка\художник (творч личность)

3)выход из беседы

Поставить точку. Окончить разговор. Смысловой итог. Желание встретиться еще, пригласить в студию.

!перед публ показать собеседнику!

Урмас Отт - мастер интервью..его назвали "нежный Потрошитель".он гениально и блестяще брал интервью



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.108.188 (0.012 с.)