Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие «цивилизация». Основные признаки цивилизации. Типы цивилизации.↑ Стр 1 из 14Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Отечественная история Понятие «цивилизация». Основные признаки цивилизации. Типы цивилизации. Цивилизация – это сообщество людей, объединённое осознанием совокупности системообразующих ценностей, для которых характерны определённая социально-политическая структура, тип хозяйственной деятельности и оригинальный менталитет. Цивилизация развивается в той или иной природно-географической среде и ограничена временно-пространственными рамками.Реальное выражение Ц. находит во взаимодействиях между людьми. Изучая цивилизацию, можно составить представление о ней на основании следующих параметров: производительные силы (техника и технология), разделение труда, товарно-денежные отношения (разновидность рынка), взаимодействие «город-деревня», политическая организация (одно государство или их совокупность в рамках одной цивилизации), возможность человека участвовать в общественной жизни, менталитет людей, составляющих изучаемое общество. Исследователь Мотрошилова решающими признаками Ц. называет вмешательство человека в природные процессы, поступательное развитие товарного производства и обмена, развитие индивидуальной свободы человека в производстве, обмене, в повседневном быту, возможность участия в решении судеб нации, страны, мира, обеспечение свободных форм совместного бытия индивидов, всё более комфортная жизнь людей. Содержание понятий «цивилизация» и «общество» очень близко, но это разные понятия. Общество – это система сфер жизни человека, включающая в себя развитие всех типов культур в их взаимодействии. Совокупность локальных цивилизаций не исчерпывает всех существовавших общественных структур. Также не надо смешивать Ц. и культуру. К. – это процесс постоянной творческой деятельности людей, направленной на преобразование действительности, она охватывает все времена и этносы. Ц. – это результат, а не процесс. Она показывает, насколько она может реализовать достигнутое отдельными личностями в культурном развитии. Ц. и этнос – тоже разные понятия. Э. – это устойчивый, естественно сложившийся коллектив людей, противопоставляющий себя всем другим аналогичным коллективам и имеющий своеобразный стереотип поведения. Ц. социальна в отличие от Э., который является природной общностью. Менталитет как тип мышления важнейший цивилизационный фактор. Это мощный пласт сознания, где коренятся его автоматизмы и привычки, исторически обусловленные способы освоения мира. Все цивилизационные процессы выражены в языковых формах. Без языка немыслимо воспроизведение высших системообразующих ценностей цивилизации. В настоящее время продолжается разработка типологии цивилизаций. Современные авторы предлагают выделять такие типы как «традиционная» и «инновационная», «космогенная», «техногенная», «антропогенная», «устная», «письменная», «книжная» и «экранная», «цивилизация баланса» и др. в зависимости от критерия выделения. В зависимости от принятого критерия типология цивилизаций может выглядеть по-разному. По времени существования – древнейшие, античные, средневековые, нового и новейшего времени, современные. По географическому положению: тот или иной регион – Цивилизация Междуречья, Ц. Мезоамерики; цивилизации «на великих реках» - Древнекитайская Ц. (на Хуанхэ), древнеиндийская (Инд), древнеегипетская (Нил) и т.п. По религиозно-нравственным ценностным ориентациям – исламская, христианская, индо-буддийская, конфуцианская. По типу хозяйственной деятельности – аграрная (земледельческая), индустриальная, постиндустриальная (информационная). По способности и стремлению впитывать в себя достижения других культур – более открытые, менее открытые. По уровню межцивилизационных взаимодействий – локальные, особенные, мировая. По особенностям цивилизационного развития – традиционные, нетрадиционные, устойчивые, неустойчивые (отсюда – условное деление на Запад и Восток). По направленности развития - непрогрессивные, циклические, прогрессивные. Одна и та же локальная цивилизация может быть в зависимости от критерия охарактеризована с помощью этих терминов. Оформление самодержавия в России. Иван Грозный и феномен опричнины. Созданное усилиями Ивана 3 и Василия 3 Московское государство сохраняло много пережитков удельного времени. Органы центрального управления, суда, вооружённые силы, полиция и др. институты власти не справлялись с решением национальных задач. Низко результативна деятельность местных органов власти – наместников в уездах. В 1547 г. Иван 4 венчался на царство, к этому времени у него сложился кружок советников – особая компания бояр, к-я составила позже неофициальное правительство (Избранную раду). Возглавлял её Адашев и придворный священник Сильвестр (входили туда князь Кубский, митрополит Макарий, имевший сильное влияние на царя). Они осуществили комплексную программу реформ. Верховная власть получила право контроля за денежными средствами монастырей и пр. Сначла Избранная рада не собиралась радикально менять сложившийся порядок местного управления, идея вытекали по ходу дела из правильно понятых государственных интересов России. Постепенно отменялась система кормлений (доходы наместников от поборов с местного населения). Тем самым военно-служилые люди избавлялись от обязанностей по управлению государством. Больше власти получали городовые приказчики - постепенно сосредотачивали военные, административно-хозяйственные и финансовые функции. Был заведён порядок, что вотчинники и помещики должны нести государству воинскую службу. Было создано постоянное стрелецкое войско. В 1564 г. Иван 4 внезапно выехал из Москвы. Поселился в Александровской слободе и прислал в столицу две грамоты. В них он повторял свои прежние обвинения бояр, духовенства, служилый и приказных лиц в разных злоупотреблениях. Купцов же и православное крестьянство заверял, что на них гнева нет. Политический расчёт Ивана на 4 на смятение умов москвичей оправдался: они били ему челом, чтобы он правил государством, как ему угодно. Он вернулся, был учреждён особый двор – опричнина. Выбранные для неё слуги подчинялись только царю, были призваны выметать царских недругов. Их жаловали землёй. Введению опричнины (1565-1572) предшествовал ряд событий, к-й оказал воздействие на душевное состояние Ивана 4. Он узнал о боярских симпатиях старицкому удельному князю Владимиру Андреевичу. У него появилось недоверие к Адашеву и Сильвестру. Потом царя столкнулся с боярской оппозицией по вопросу развязывания Ливонской войны. Переживал кончину любимой жены Анастасии Романовны. Ближайшие советники царя были удалены от двора. Потом направлены в ссылку. Стал преследовать бояр, заподозренных в измене. После побега Курбского в Литву гонения на бояр были ужесточены. Но переход к опричнине был обусловлен не столько личными мотивами царя, сколько объективными противоречиями (политическим и социальным) внутреннего устройства государства: отношения монарха и боярской аристократии были не упорядочены и не урегулированы; активная военная политика заставляли государство подчинять интересы производителей (крестьян, ремесленников и торговых людей) интересам служилого класса. Действительно, титулованное боярство занимало все высшие должности в центральном и местном управлении, командовало московскими полками. Боярство жалело об утраченных выгодах былой удельной самостоятельности. Московские государи не всегда считались с его мнением. Оно было недовольно упрочением положения повзрослевшего государя, часть сомневалась в его праве единолично распоряжаться государственной властью и передавать её по наследству. Попытки Избранной рады смягчить противоречия боярства с царём и дворянством не удались, возможно, она больше соблюдала интересы боярства. Есть точка зрения, что у царя и его советников были разные концепции централизации и победила концепция Ивана 4. Сомнителен тезис об антибоярской направленности опричнины: хотя опричникам и раздавались земли, с к-х иногда сгонялись вотчинники, крупное землевладение благополучно пережило опричнину. В целом, русское боярство стояло за государственную централизацию, а не сепаратизм, к тому же к середине 16 в. различные социальные группы феодалов уже сложились в единое феодально-служилое сословие. Опричнина представляла собой систему внутриполитических мер преимущественно репрессивного характера: 1. в самом начале в ссылку было отправлено около 100 из 282 княжат и конфискованы их родовые вотчины; 2. потом наступил черёд бояр и земских дворян; 3. была уничтожена вся семья Старицких; 4. Малюта Скуратов задушил Филиппа Колычева, лишённого митрополичьего сана за публичное осуждение опричнины и царского произвола; 5. Иван Грозный учинил Новгородский погром (очень много жертв); 6. в Москве казнены десятки незнатных чиновников земских приказов и лиц других званий. В кровавом списке были и непосредственные создатели опричнины – отец и сын Басмановы, князь Вяземский, Михаил Черкасский. Большинство историков полагает, что в 1572 г. царь отменил опричнину. Но казни людей, обвинённых в заговоре, продолжались. Но поскольку беззакония продолжались до самой смерти Ивана Грозного, некоторые учёные рассматривали опричнину в хронологических рамках 1565-1584 гг. Итоги: За время опричнины страна значительно продвинулась по пути централизации: ослабло влияние титулованного боярства, исчезли удельные княжества, разрушились прежние отношения государства и церкви, с разгромом Новгорода подорвана общественная самодеятельность третьего сословия. Опричнина проводилась при отсутствии достаточных социально-экономических условий: не было средств для содержания многочисленной бюрократии, регулярного войска, развитых карательных органов. Это вызывало такие явления децентрализации, как разделение страны на опричнину и земщину. Опричнина расколола дворянское сословие и могла способствовать развитию предпосылок первой гражданской войны (смуты). Опричнина подтолкнула процесс закрепощения, помогла многим служилым людям обзавестись землёй и крестьянами. Некоторые историки считают, что это была главная социальная задача опричнины. Опричнина вела к обострению экономического кризиса: много земли не обрабатывалось, население, спасаясь от повинностей, помещичьего закабаления, голода, бежало на южные и восточные окраины государства. Области центральных и северо-западных уездов наполовину опустели. Рост численности служилого класса за счёт новых выходцы из плебейских слоёв вело к повышению степени феодальной эксплуатации. Помещики решительно требовали введения крепостнического законодательства. Первые указы, запрещавшие крестьянам уходить от хозяев даже в Юрьев день, появились ещё при Иване 4. В 16 в. Россия стала государством с самодержавно-политическим устройством. Московский великий князь (царь) правил единолично. В его руках законодательная, исполнительная, судебная власть. От его имени и по его именным указам были все правительственные действия. Историк Пайпс считает, самодержавный строй в России сформировался под влиянием Золотой Орды. Другая точка зрения: политический строй сложился под влиянием византийской церковно-политической культуры, а власть московских великих князей и царей (за исключением Ивана 4) была неограниченной лишь формально. Государь не мог идти против традиций. С учётом этого период опричнины является исключительным, контрастирует с традициями, идеологией, практикой самодержавной государственности. Неудивительно, что русских людей удивлял дикий произвол царя Ивана 4. По-разному историки оценивают политическую власть Боярской думы. Пайпс считает, у неё не было законодательной и исполнительной власти. Только функция учреждения, утверждавшего решения царя. Ключевский же считает, думские люди выступали не только советниками царя по вопросам законодательства и управления, но и участвовали в выработке решений, иногда возражая царю, управляли центральными приказами. Тогда же сформировался её чиновный состав. 1ый и 2й её чины составляли бояре и окольничие, 3й и 4й – думные дворяне и дьяки (знать приказной службы). Начала складываться центральная исполнительная власть. Возникали её органы – избы и приказы. Важнейшими приказами общегосударственного значения были: Посольский (внешние отношения), Поместный (служилое землевладение), Разрядный (военное дело и назначения воевод), Стрелецкий (войско стрельцов), Холопий (регистрация холопов), Разбойный (важнейшие уголовные дела), Челобитенный (жалобы на имя царя и расследования по ним), Большого прихода (финансы). Усиленная государственная централизация при отсутствии юридически признанных корпоративных объединений – сословий – ускорила процесс утверждения подданства в холопской форме. Это видно в работе Земских соборов. Их участников, в основном, назначало или призывало правительство из лиц высшего столичного дворянства и купечества. Они не вмешивались в государственное управление, не просили себе политических прав, у них не было даже совещательных функций. Их компетенция – ответы на вопросы, они ответственные исполнители соборных обязательств (правительственных решений). Таким образом, государственная власть при Иване 4 соединяла разобщённое общество в корпорации, сословия и местные союзы. Но власть объединяла их не правами и обязанностями, а круговой порукой, повинностями в пользу государства. Византийская цивилизация Византия расположена на европейской стороне Босфора. Распад единой Римской империи на Восточную и Западную. Восточная часть государства стала развиваться по-своему. Уже в 330 г. римский император Константин Великий, который был первым императором-христианином, основал на месте древнегреческой колонии Византии новый город - Константинополь. Отсюда возникло и название Восточной Римской империи - Византия (впрочем, это название было дано ей историками уже после ее падения). Для самосознания византийцев характерно понимание себя в качестве "ромеев" (т. е римлян), а своего императора - в качестве непосредственного преемника римских императоров. В истории Византии обычно выделяют пять этапов. Первый этап (IV в. — середина V в.). В этот период происходит формирование многонационального государства и сословной структуры общества. Одновременно формируется многочисленная военная бюрократия, группирующаяся вокруг императора, которому принадлежит вся полнота власти. В отличие от Западной Римской империи, в Византии уже в этот период существует множество городов, в стране активно ведется строительство. Второй этап (вторая половина VII в. — первая половина IX в.). В этот период Византия была вынуждена со всем напряжением сил отражать нашествия арабов и славян. В результате территория державы сокращается вдвое, выравнивается национальный состав: преобладающими этническими группами становятся греки и славяне. На этом этапе усиливается также конфликт между Церковью и Государством, первые признаки которого дали о себе знать уже в конце первого этапа. В итоге Церковь вышла победительницей, и культура в целом оказывается в атмосфере консерватизма и охранительства. Третий этап (вторая половина IX в. — середина XI в.) считается "золотым веком" в истории Византии. Он характеризуется бурным развитием экономики и беспрецедентным расцветом культуры. Города продолжают расти и множиться, возникают (или возрождаются) школы и университеты, создаются превосходные библиотеки, разворачивается миссионерская деятельность. В 1054 г. происходит так называемая "схизма" — т. е. разделение христианской Церкви на Восточную и Западную, что отделяло Византию от Запада и обеспечивало ей духовную независимость. Однако на этот же период приходится и поражение, которое Византия в 1071 г. потерпела от турок-мусульман. Однако это еще не было падением империи. Четвертый этап (вторая половина XI в. — начало XIII в.) был временем нового подъема. Турки были частично оттеснены, и их власть ослаблена. Но империя подрывалась многочисленными внутренними смутами. В результате в 1204 г. рыцари четвертого Крестового похода без особых усилий завоевали Константинополь и основали на Босфоре Латинскую империю. Императорская власть утрачивает свою объединяющую роль, и на первый план выходит Церковь. Пятый этап (1261 — 1453 гг.) начинается с освобождения Константинополя от латинян. Тем не менее империя не смогла возродиться в своем былом великолепии: страна была разоренной и слишком ослабленной. Но и в таком состоянии Византия смогла сохранить свою культуру. Более того, к сокровищнице прежних достижений были добавлены результаты небывалого для таких ущербных эпох развития философии, богословия, искусства. Но в 1453 г. турецкая армия осадила и взяла Константинополь. Этот год был и концом Византии. Говоря об истоках и особенностях византийской культуры, следует, прежде всего, подчеркнуть, что она, в отличие от западноевропейской культуры, не подвергалась сильному воздействию со стороны варваров. С момента своего возникновения империя оформилась как христианская держава, тогда как Западная Римская империя сталкивалась с серьезными проблемами христианизации варваров. Преобладающая роль греческого населения в Византии позволила непосредственно усваивать достижения древнегреческой культуры. В отличие от Западной Римской империи, Церковь в Византии не имела самостоятельности и выступала, по сути дела, в качестве части государственной машины, не имеющей тем не менее практически никаких политических функций. Естественным следствием такого подчиненного положения Церкви является культ императора в качестве настоящей сакральной фигуры. Такой сакрализации светской власти христианский Запад никогда не знал, и византийский культ императора парадоксальным образом сближается с "кесаревым безумием" языческой древнеримской культуры. Истоки и особенности византийской культуры останутся непонятными и без учета более высокого (вплоть до XII в.) по сравнению с Западом уровня развития материального производства. Если на Западе античные города были разрушены и разорены в результате набегов варварских племен, то Византия сохранила и развила городскую структуру античности. Нельзя упустить из виду и еще один существенный момент: отсутствие сословно-корпоративных отношений, характерных для западного средневековья и происходящих из родовых общественных связей. Эти связи, как мы помним, возродились под воздействием волн варваризации, разрушивших более высокий уровень жизни оседлых культур. Все это придало византийской культуре неповторимое своеобразие. Так, источником мифологических представлений оказываются уже не столько языческие, сколько христианские образы и символы. Христианское мироощущение пронизывает и повседневную жизнь. Высшими ценностями считаются аскетизм, смирение и благочестие, а земная жизнь понимается в качестве подготовки к переходу к вечной жизни. Отсутствие "разрывов" в развитии культуры приводит в Византии к настоящему культу книжной мудрости, под которой понимается отнюдь не только Священное Писание и Священное Предание, но и античная художественная и философская классика. Но этим же обусловлена и почти безраздельная власть традиции, которая невозможна без превозношения методов классификации и систематизации, без унификации и научно-философского, и художественного творчества. Традиционализм всегда идет рука об руку с замкнутостью, с подозрительностью по отношению ко всему, что приходит извне, из других культур. Интерес к достижениям и ценностям других культур если и существовал в Византии, то всегда был слабым, сопряженным с опасениями и с оглядкой на возможные последствия такого несанкционированного любопытства. Традиционализм не может существовать без механизма поддержания и сохранения традиции. А одним из важнейших таких механизмов оказывается образование. В силу этого в византийской культуре образование и образовательные учреждения окружаются почтением, считаются одной из важнейших культурных ценностей. В отличие от христианского Запада, византийская система образования органично впитала принципы и достижения античной педагогики. В образовательных учреждениях детей не только учили, но и воспитывали, придавая особое внимание выработке определенных черт характера. Тем не менее получить хотя бы начальное образование в Византии было непросто, и имелось немало неграмотных. Церковные школы были нацелены на подготовку низшего духовенства, а государственных школ было сравнительно мало. И все же византийская система образования явно выигрывала в сравнении с христианским Западом. Выше говорилось об особенностях положения византийской Церкви. Одной из главной причин зависимости Церкви была ее относительная бедность. Церковь в Византии не обладала теми богатствами, которые были в распоряжении Церкви на Западе. Куда менее богатым был по сравнению с папой и константинопольский патриарх. Не было у византийской Церкви и вассалов. Для достижения своих целей византийская Церковь обращалась в основном к социальным низам и почти всегда добивалась успеха. Церковные деятели видели свою задачу в том, чтобы смягчать и ослаблять общественные противоречия, гасить волны политических страстей. Несмотря на постоянные конфликты между Церковью и Государством, их объединяло одно — стремление сохранить традиционный порядок вещей, не допустить никаких существенных изменений. Взаимодействие античной традиции и христианского мировоззрения наложило свой отпечаток на византийскую литературу. Так, в IV — VI вв. античные литературные жанры были еще широко распространены: встречались даже любовная лирика и эротическая повесть. Но уже с конца VI в. особое значение приобретают новые жанры, прежде всего церковная поэзия, а также назидательное чтение для широких народных масс — Жития святых. С 1204 г., после основания Латинской империи, усиливается интерес к культуре латинского Запада и появляются литературные произведения, ранее невозможные, например греческий рыцарский роман. Огромных успехов византийская культура добилась в изобразительных искусствах и архитектуре. И в этих областях проявилось взаимодействие двух линий влияния — античной и церковной. Византийским мастерам удалось сохранить и во многом усовершенствовать античную технику изобразительного искусства. В то же время эта изощренная техника использовалась для передачи новых — христианских — образов и символов. Новаторами были византийцы и в архитектуре. В частности, византийские зодчие разработали новую планировку городов, которая стала образцом для всего последующего зодчества эпохи средневековья. Для этого образца характерно центральное положение площади с собором, от которой в разные стороны расходятся многочисленные, причудливые по форме и переплетающиеся друг с другом улицы. Выше уже подчеркивалась подозрительность византийской культуры по отношению ко всему чужеродному. И хотя сама Византия включала в свой состав различные этнические группы, на границах империи соприкосновение с иными культурами переживалось очень болезненно, и контакты с иноплеменниками уже изначально считались подозрительными. Кроме того, государство содержало огромную армию тайных осведомителей, позволявшую властям эффективно контролировать как политическую ситуацию в целом, так и все подозрительные встречи и беседы. Жителям империи обычно уже в детстве объясняли, что осторожность — прежде всего. Рекомендовалось не упоминать в разговорах имен правителей, не участвовать в сборищах, что могло быть истолковано как участие в заговоре, не обсуждать распоряжения начальников. Донос и клевета были в Византии весьма распространены, а пытки при допросе подозреваемых были обычным явлением. Все это, естественно, формировало особый тип личности, в которой льстивость совмещалась с жестокостью, зависть с хитростью. И это был другой тип личности, радикально отличавшийся от того личностного начала, развитие которого привело к индивидуальной свободе в ее западном понимании. Византийская империя сыграла очень важную роль в истории культуры. В эпоху непрекращающихся набегов варваров на Западе, в эпоху раннего средневековья она не позволила прерваться культурной традиции и, более того, осуществила синтез античной и христианской традиций. Этот синтез оказал воздействие и на латинский Запад, и на формирующуюся культуру Киевской Руси. Именно благодаря Византии возникли дополняющие друг друга и противоречащие друг другу культурные влияния, которые и породили проблему взаимоотношения Востока и Запада. Отечественная история Понятие «цивилизация». Основные признаки цивилизации. Типы цивилизации. Цивилизация – это сообщество людей, объединённое осознанием совокупности системообразующих ценностей, для которых характерны определённая социально-политическая структура, тип хозяйственной деятельности и оригинальный менталитет. Цивилизация развивается в той или иной природно-географической среде и ограничена временно-пространственными рамками.Реальное выражение Ц. находит во взаимодействиях между людьми. Изучая цивилизацию, можно составить представление о ней на основании следующих параметров: производительные силы (техника и технология), разделение труда, товарно-денежные отношения (разновидность рынка), взаимодействие «город-деревня», политическая организация (одно государство или их совокупность в рамках одной цивилизации), возможность человека участвовать в общественной жизни, менталитет людей, составляющих изучаемое общество. Исследователь Мотрошилова решающими признаками Ц. называет вмешательство человека в природные процессы, поступательное развитие товарного производства и обмена, развитие индивидуальной свободы человека в производстве, обмене, в повседневном быту, возможность участия в решении судеб нации, страны, мира, обеспечение свободных форм совместного бытия индивидов, всё более комфортная жизнь людей. Содержание понятий «цивилизация» и «общество» очень близко, но это разные понятия. Общество – это система сфер жизни человека, включающая в себя развитие всех типов культур в их взаимодействии. Совокупность локальных цивилизаций не исчерпывает всех существовавших общественных структур. Также не надо смешивать Ц. и культуру. К. – это процесс постоянной творческой деятельности людей, направленной на преобразование действительности, она охватывает все времена и этносы. Ц. – это результат, а не процесс. Она показывает, насколько она может реализовать достигнутое отдельными личностями в культурном развитии. Ц. и этнос – тоже разные понятия. Э. – это устойчивый, естественно сложившийся коллектив людей, противопоставляющий себя всем другим аналогичным коллективам и имеющий своеобразный стереотип поведения. Ц. социальна в отличие от Э., который является природной общностью. Менталитет как тип мышления важнейший цивилизационный фактор. Это мощный пласт сознания, где коренятся его автоматизмы и привычки, исторически обусловленные способы освоения мира. Все цивилизационные процессы выражены в языковых формах. Без языка немыслимо воспроизведение высших системообразующих ценностей цивилизации. В настоящее время продолжается разработка типологии цивилизаций. Современные авторы предлагают выделять такие типы как «традиционная» и «инновационная», «космогенная», «техногенная», «антропогенная», «устная», «письменная», «книжная» и «экранная», «цивилизация баланса» и др. в зависимости от критерия выделения. В зависимости от принятого критерия типология цивилизаций может выглядеть по-разному. По времени существования – древнейшие, античные, средневековые, нового и новейшего времени, современные. По географическому положению: тот или иной регион – Цивилизация Междуречья, Ц. Мезоамерики; цивилизации «на великих реках» - Древнекитайская Ц. (на Хуанхэ), древнеиндийская (Инд), древнеегипетская (Нил) и т.п. По религиозно-нравственным ценностным ориентациям – исламская, христианская, индо-буддийская, конфуцианская. По типу хозяйственной деятельности – аграрная (земледельческая), индустриальная, постиндустриальная (информационная). По способности и стремлению впитывать в себя достижения других культур – более открытые, менее открытые. По уровню межцивилизационных взаимодействий – локальные, особенные, мировая. По особенностям цивилизационного развития – традиционные, нетрадиционные, устойчивые, неустойчивые (отсюда – условное деление на Запад и Восток). По направленности развития - непрогрессивные, циклические, прогрессивные. Одна и та же локальная цивилизация может быть в зависимости от критерия охарактеризована с помощью этих терминов.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 1234; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.70.79 (0.013 с.) |