ТОП 10:

Понятие «цивилизация». Основные признаки цивилизации. Типы цивилизации.



Отечественная история

Понятие «цивилизация». Основные признаки цивилизации. Типы цивилизации.

Цивилизация – это сообщество людей, объединённое осознанием совокупности системообразующих ценностей, для которых характерны определённая социально-политическая структура, тип хозяйственной деятельности и оригинальный менталитет. Цивилизация развивается в той или иной природно-географической среде и ограничена временно-пространственными рамками.Реальное выражение Ц. находит во взаимодействиях между людьми. Изучая цивилизацию, можно составить представление о ней на основании следующих параметров: производительные силы (техника и технология), разделение труда, товарно-денежные отношения (разновидность рынка), взаимодействие «город-деревня», политическая организация (одно государство или их совокупность в рамках одной цивилизации), возможность человека участвовать в общественной жизни, менталитет людей, составляющих изучаемое общество. Исследователь Мотрошилова решающими признаками Ц. называет вмешательство человека в природные процессы, поступательное развитие товарного производства и обмена, развитие индивидуальной свободы человека в производстве, обмене, в повседневном быту, возможность участия в решении судеб нации, страны, мира, обеспечение свободных форм совместного бытия индивидов, всё более комфортная жизнь людей.

Содержание понятий «цивилизация» и «общество» очень близко, но это разные понятия. Общество – это система сфер жизни человека, включающая в себя развитие всех типов культур в их взаимодействии. Совокупность локальных цивилизаций не исчерпывает всех существовавших общественных структур. Также не надо смешивать Ц. и культуру. К. – это процесс постоянной творческой деятельности людей, направленной на преобразование действительности, она охватывает все времена и этносы. Ц. – это результат, а не процесс. Она показывает, насколько она может реализовать достигнутое отдельными личностями в культурном развитии. Ц. и этнос – тоже разные понятия. Э. – это устойчивый, естественно сложившийся коллектив людей, противопоставляющий себя всем другим аналогичным коллективам и имеющий своеобразный стереотип поведения. Ц. социальна в отличие от Э., который является природной общностью. Менталитет как тип мышления важнейший цивилизационный фактор. Это мощный пласт сознания, где коренятся его автоматизмы и привычки, исторически обусловленные способы освоения мира. Все цивилизационные процессы выражены в языковых формах. Без языка немыслимо воспроизведение высших системообразующих ценностей цивилизации.

В настоящее время продолжается разработка типологии цивилизаций. Современные авторы предлагают выделять такие типы как «традиционная» и «инновационная», «космогенная», «техногенная», «антропогенная», «устная», «письменная», «книжная» и «экранная», «цивилизация баланса» и др. в зависимости от критерия выделения. В зависимости от принятого критерия типология цивилизаций может выглядеть по-разному. По времени существования – древнейшие, античные, средневековые, нового и новейшего времени, современные. По географическому положению: тот или иной регион – Цивилизация Междуречья, Ц. Мезоамерики; цивилизации «на великих реках» - Древнекитайская Ц. (на Хуанхэ), древнеиндийская (Инд), древнеегипетская (Нил) и т.п. По религиозно-нравственным ценностным ориентациям – исламская, христианская, индо-буддийская, конфуцианская. По типу хозяйственной деятельности – аграрная (земледельческая), индустриальная, постиндустриальная (информационная). По способности и стремлению впитывать в себя достижения других культур – более открытые, менее открытые. По уровню межцивилизационных взаимодействий – локальные, особенные, мировая. По особенностям цивилизационного развития – традиционные, нетрадиционные, устойчивые, неустойчивые (отсюда – условное деление на Запад и Восток). По направленности развития - непрогрессивные, циклические, прогрессивные. Одна и та же локальная цивилизация может быть в зависимости от критерия охарактеризована с помощью этих терминов.

Оформление самодержавия в России. Иван Грозный и феномен опричнины.

Созданное усилиями Ивана 3 и Василия 3 Московское государство сохраняло много пережитков удельного времени. Органы центрального управления, суда, вооружённые силы, полиция и др. институты власти не справлялись с решением национальных задач. Низко результативна деятельность местных органов власти – наместников в уездах. В 1547 г. Иван 4 венчался на царство, к этому времени у него сложился кружок советников – особая компания бояр, к-я составила позже неофициальное правительство (Избранную раду). Возглавлял её Адашев и придворный священник Сильвестр (входили туда князь Кубский, митрополит Макарий, имевший сильное влияние на царя). Они осуществили комплексную программу реформ. Верховная власть получила право контроля за денежными средствами монастырей и пр. Сначла Избранная рада не собиралась радикально менять сложившийся порядок местного управления, идея вытекали по ходу дела из правильно понятых государственных интересов России. Постепенно отменялась система кормлений (доходы наместников от поборов с местного населения). Тем самым военно-служилые люди избавлялись от обязанностей по управлению государством. Больше власти получали городовые приказчики - постепенно сосредотачивали военные, административно-хозяйственные и финансовые функции. Был заведён порядок, что вотчинники и помещики должны нести государству воинскую службу. Было создано постоянное стрелецкое войско. В 1564 г. Иван 4 внезапно выехал из Москвы. Поселился в Александровской слободе и прислал в столицу две грамоты. В них он повторял свои прежние обвинения бояр, духовенства, служилый и приказных лиц в разных злоупотреблениях. Купцов же и православное крестьянство заверял, что на них гнева нет. Политический расчёт Ивана на 4 на смятение умов москвичей оправдался: они били ему челом , чтобы он правил государством, как ему угодно. Он вернулся, был учреждён особый двор – опричнина. Выбранные для неё слуги подчинялись только царю, были призваны выметать царских недругов. Их жаловали землёй. Введению опричнины (1565-1572) предшествовал ряд событий, к-й оказал воздействие на душевное состояние Ивана 4. Он узнал о боярских симпатиях старицкому удельному князю Владимиру Андреевичу. У него появилось недоверие к Адашеву и Сильвестру. Потом царя столкнулся с боярской оппозицией по вопросу развязывания Ливонской войны. Переживал кончину любимой жены Анастасии Романовны. Ближайшие советники царя были удалены от двора. Потом направлены в ссылку. Стал преследовать бояр, заподозренных в измене. После побега Курбского в Литву гонения на бояр были ужесточены. Но переход к опричнине был обусловлен не столько личными мотивами царя, сколько объективными противоречиями (политическим и социальным) внутреннего устройства государства: отношения монарха и боярской аристократии были не упорядочены и не урегулированы; активная военная политика заставляли государство подчинять интересы производителей (крестьян, ремесленников и торговых людей) интересам служилого класса. Действительно, титулованное боярство занимало все высшие должности в центральном и местном управлении, командовало московскими полками. Боярство жалело об утраченных выгодах былой удельной самостоятельности. Московские государи не всегда считались с его мнением. Оно было недовольно упрочением положения повзрослевшего государя, часть сомневалась в его праве единолично распоряжаться государственной властью и передавать её по наследству. Попытки Избранной рады смягчить противоречия боярства с царём и дворянством не удались, возможно, она больше соблюдала интересы боярства. Есть точка зрения, что у царя и его советников были разные концепции централизации и победила концепция Ивана 4. Сомнителен тезис об антибоярской направленности опричнины: хотя опричникам и раздавались земли, с к-х иногда сгонялись вотчинники, крупное землевладение благополучно пережило опричнину. В целом, русское боярство стояло за государственную централизацию, а не сепаратизм, к тому же к середине 16 в. различные социальные группы феодалов уже сложились в единое феодально-служилое сословие. Опричнина представляла собой систему внутриполитических мер преимущественно репрессивного характера: 1. в самом начале в ссылку было отправлено около 100 из 282 княжат и конфискованы их родовые вотчины; 2. потом наступил черёд бояр и земских дворян; 3. была уничтожена вся семья Старицких; 4. Малюта Скуратов задушил Филиппа Колычева, лишённого митрополичьего сана за публичное осуждение опричнины и царского произвола; 5. Иван Грозный учинил Новгородский погром (очень много жертв); 6. в Москве казнены десятки незнатных чиновников земских приказов и лиц других званий . В кровавом списке были и непосредственные создатели опричнины – отец и сын Басмановы, князь Вяземский, Михаил Черкасский. Большинство историков полагает, что в 1572 г. царь отменил опричнину. Но казни людей, обвинённых в заговоре, продолжались. Но поскольку беззакония продолжались до самой смерти Ивана Грозного, некоторые учёные рассматривали опричнину в хронологических рамках 1565-1584 гг.

Итоги: За время опричнины страна значительно продвинулась по пути централизации: ослабло влияние титулованного боярства, исчезли удельные княжества, разрушились прежние отношения государства и церкви, с разгромом Новгорода подорвана общественная самодеятельность третьего сословия. Опричнина проводилась при отсутствии достаточных социально-экономических условий: не было средств для содержания многочисленной бюрократии, регулярного войска, развитых карательных органов. Это вызывало такие явления децентрализации, как разделение страны на опричнину и земщину. Опричнина расколола дворянское сословие и могла способствовать развитию предпосылок первой гражданской войны (смуты). Опричнина подтолкнула процесс закрепощения, помогла многим служилым людям обзавестись землёй и крестьянами. Некоторые историки считают, что это была главная социальная задача опричнины. Опричнина вела к обострению экономического кризиса: много земли не обрабатывалось, население, спасаясь от повинностей, помещичьего закабаления, голода, бежало на южные и восточные окраины государства. Области центральных и северо-западных уездов наполовину опустели. Рост численности служилого класса за счёт новых выходцы из плебейских слоёв вело к повышению степени феодальной эксплуатации. Помещики решительно требовали введения крепостнического законодательства. Первые указы, запрещавшие крестьянам уходить от хозяев даже в Юрьев день, появились ещё при Иване 4.

В 16 в. Россия стала государством с самодержавно-политическим устройством. Московский великий князь (царь) правил единолично. В его руках законодательная, исполнительная, судебная власть. От его имени и по его именным указам были все правительственные действия. Историк Пайпс считает, самодержавный строй в России сформировался под влиянием Золотой Орды. Другая точка зрения: политический строй сложился под влиянием византийской церковно-политической культуры, а власть московских великих князей и царей (за исключением Ивана 4) была неограниченной лишь формально. Государь не мог идти против традиций. С учётом этого период опричнины является исключительным, контрастирует с традициями, идеологией, практикой самодержавной государственности. Неудивительно, что русских людей удивлял дикий произвол царя Ивана 4. По-разному историки оценивают политическую власть Боярской думы. Пайпс считает, у неё не было законодательной и исполнительной власти. Только функция учреждения, утверждавшего решения царя. Ключевский же считает, думские люди выступали не только советниками царя по вопросам законодательства и управления, но и участвовали в выработке решений, иногда возражая царю, управляли центральными приказами. Тогда же сформировался её чиновный состав. 1ый и 2й её чины составляли бояре и окольничие, 3й и 4й – думные дворяне и дьяки (знать приказной службы). Начала складываться центральная исполнительная власть. Возникали её органы – избы и приказы. Важнейшими приказами общегосударственного значения были: Посольский (внешние отношения), Поместный (служилое землевладение), Разрядный (военное дело и назначения воевод), Стрелецкий (войско стрельцов), Холопий (регистрация холопов), Разбойный (важнейшие уголовные дела), Челобитенный (жалобы на имя царя и расследования по ним), Большого прихода (финансы). Усиленная государственная централизация при отсутствии юридически признанных корпоративных объединений – сословий – ускорила процесс утверждения подданства в холопской форме. Это видно в работе Земских соборов. Их участников, в основном, назначало или призывало правительство из лиц высшего столичного дворянства и купечества. Они не вмешивались в государственное управление, не просили себе политических прав, у них не было даже совещательных функций. Их компетенция – ответы на вопросы, они ответственные исполнители соборных обязательств (правительственных решений). Таким образом, государственная власть при Иване 4 соединяла разобщённое общество в корпорации, сословия и местные союзы. Но власть объединяла их не правами и обязанностями, а круговой порукой, повинностями в пользу государства.

Византийская цивилизация

Византия расположена на европейской стороне Босфора.

Распад единой Римской империи на Восточную и Западную. Восточная часть государства стала развиваться по-своему. Уже в 330 г. римский император Кон­стантин Великий, который был первым императором-христиани­ном, основал на месте древнегреческой колонии Византии новый город - Константинополь. Отсюда возникло и название Восточ­ной Римской империи - Византия (впрочем, это название было дано ей историками уже после ее падения). Для самосознания византийцев характерно понимание себя в качестве "ромеев" (т. е римлян), а своего императора - в качестве непосредственного преемника римских императоров.

В истории Византии обычно выделяют пять этапов.

Первый этап (IV в. — середина V в.). В этот период проис­ходит формирование многонационального государства и сослов­ной структуры общества. Одновременно формируется многочис­ленная военная бюрократия, группирующаяся вокруг императо­ра, которому принадлежит вся полнота власти. В отличие от За­падной Римской империи, в Византии уже в этот период существует множество городов, в стране активно ведется строитель­ство.

Второй этап (вторая половина VII в. — первая половина IX в.). В этот период Византия была вынуждена со всем напря­жением сил отражать нашествия арабов и славян. В результате территория державы сокращается вдвое, выравнивается нацио­нальный состав: преобладающими этническими группами стано­вятся греки и славяне. На этом этапе усиливается также конф­ликт между Церковью и Государством, первые признаки которо­го дали о себе знать уже в конце первого этапа. В итоге Церковь вышла победительницей, и культура в целом оказывается в атмосфере консерватизма и охранительства.

Третий этап (вторая половина IX в. — середина XI в.) счи­тается "золотым веком" в истории Византии. Он характеризуется бурным развитием экономики и беспрецедентным расцветом культуры. Города продолжают расти и множиться, возникают (или возрождаются) школы и университеты, создаются превосходные библиотеки, разворачивается миссионерская деятельность. В 1054 г. происходит так называемая "схизма" — т. е. разделение христианской Церкви на Восточную и Западную, что отделяло Византию от Запада и обеспечивало ей духовную независимость. Однако на этот же период приходится и поражение, которое Ви­зантия в 1071 г. потерпела от турок-мусульман. Однако это еще не было падением империи.

Четвертый этап (вторая половина XI в. — начало XIII в.) был временем нового подъема. Турки были частично оттеснены, и их власть ослаблена. Но империя подрывалась многочисленны­ми внутренними смутами. В результате в 1204 г. рыцари четвер­того Крестового похода без особых усилий завоевали Константи­нополь и основали на Босфоре Латинскую империю. Император­ская власть утрачивает свою объединяющую роль, и на первый план выходит Церковь.

Пятый этап (1261 — 1453 гг.) начинается с освобождения Константинополя от латинян. Тем не менее империя не смогла возродиться в своем былом великолепии: страна была разоренной и слишком ослабленной. Но и в таком состоянии Византия смог­ла сохранить свою культуру. Более того, к сокровищнице пре­жних достижений были добавлены результаты небывалого для таких ущербных эпох развития философии, богословия, искусст­ва. Но в 1453 г. турецкая армия осадила и взяла Константино­поль. Этот год был и концом Византии.

Говоря об истоках и особенностях византийской культуры, следует, прежде всего, подчеркнуть, что она, в отличие от запад­ноевропейской культуры, не подвергалась сильному воздействию со стороны варваров. С момента своего возникновения империя оформилась как христианская держава, тогда как Западная Рим­ская империя сталкивалась с серьезными проблемами христиани­зации варваров. Преобладающая роль греческого населения в Ви­зантии позволила непосредственно усваивать достижения древне­греческой культуры. В отличие от Западной Римской империи, Церковь в Византии не имела самостоятельности и выступала, по сути дела, в качестве части государственной машины, не имею­щей тем не менее практически никаких политических функций. Естественным следствием такого подчиненного положения Церк­ви является культ императора в качестве настоящей сакральной фигуры. Такой сакрализации светской власти христианский За­пад никогда не знал, и византийский культ императора парадоксальным образом сближается с "кесаревым безумием" языческой древнеримской культуры. Истоки и особенности византийской культуры останутся непонятными и без учета более высокого (вплоть до XII в.) по сравнению с Западом уровня развития материального производ­ства. Если на Западе античные города были разрушены и разоре­ны в результате набегов варварских племен, то Византия сохра­нила и развила городскую структуру античности. Нельзя упус­тить из виду и еще один существенный момент: отсутствие сословно-корпоративных отношений, характерных для западного средневековья и происходящих из родовых общественных свя­зей. Эти связи, как мы помним, возродились под воздействием волн варваризации, разрушивших более высокий уровень жизни оседлых культур.

Все это придало византийской культуре неповторимое свое­образие. Так, источником мифологических представлений ока­зываются уже не столько языческие, сколько христианские обра­зы и символы. Христианское мироощущение пронизывает и по­вседневную жизнь. Высшими ценностями считаются аскетизм, смирение и благочестие, а земная жизнь понимается в качестве подготовки к переходу к вечной жизни. Отсутствие "разрывов" в развитии культуры приводит в Византии к настоящему культу книжной мудрости, под которой понимается отнюдь не только Священное Писание и Священное Предание, но и античная ху­дожественная и философская классика. Но этим же обусловлена и почти безраздельная власть традиции, которая невозможна без превозношения методов классификации и систематизации, без унификации и научно-философского, и художественного творче­ства. Традиционализм всегда идет рука об руку с замкнутостью, с подозрительностью по отношению ко всему, что приходит извне, из других культур. Интерес к достижениям и ценностям других культур если и существовал в Византии, то всегда был слабым, сопряженным с опасениями и с оглядкой на возможные послед­ствия такого несанкционированного любопытства.

Традиционализм не может существовать без механизма под­держания и сохранения традиции. А одним из важнейших таких механизмов оказывается образование. В силу этого в византийс­кой культуре образование и образовательные учреждения окру­жаются почтением, считаются одной из важнейших культурных ценностей. В отличие от христианского Запада, византийская си­стема образования органично впитала принципы и достижения античной педагогики. В образовательных учреждениях детей не только учили, но и воспитывали, придавая особое внимание вы­работке определенных черт характера. Тем не менее получить хотя бы начальное образование в Византии было непросто, и имелось немало неграмотных. Церковные школы были нацелены на подготовку низшего духовенства, а государственных школ было сравнительно мало. И все же византийская система образования явно выигрывала в сравнении с христианским Западом.

Выше говорилось об особенностях положения византийской Церкви. Одной из главной причин зависимости Церкви была ее относительная бедность. Церковь в Византии не обладала теми богатствами, которые были в распоряжении Церкви на Западе. Куда менее богатым был по сравнению с папой и константино­польский патриарх. Не было у византийской Церкви и вассалов. Для достижения своих целей византийская Церковь обращалась в основном к социальным низам и почти всегда добивалась успе­ха. Церковные деятели видели свою задачу в том, чтобы смягчать и ослаблять общественные противоречия, гасить волны полити­ческих страстей. Несмотря на постоянные конфликты между Цер­ковью и Государством, их объединяло одно — стремление сохра­нить традиционный порядок вещей, не допустить никаких суще­ственных изменений.

Взаимодействие античной традиции и христианского миро­воззрения наложило свой отпечаток на византийскую литературу. Так, в IV — VI вв. античные литературные жанры были еще широко распространены: встречались даже любовная лирика и эротическая повесть. Но уже с конца VI в. особое значение при­обретают новые жанры, прежде всего церковная поэзия, а также назидательное чтение для широких народных масс — Жития свя­тых. С 1204 г., после основания Латинской империи, усиливается интерес к культуре латинского Запада и появляются литератур­ные произведения, ранее невозможные, например греческий ры­царский роман.

Огромных успехов византийская культура добилась в изоб­разительных искусствах и архитектуре. И в этих областях про­явилось взаимодействие двух линий влияния — античной и цер­ковной. Византийским мастерам удалось сохранить и во многом усовершенствовать античную технику изобразительного искусст­ва. В то же время эта изощренная техника использовалась для передачи новых — христианских — образов и символов. Новато­рами были византийцы и в архитектуре. В частности, византийс­кие зодчие разработали новую планировку городов, которая стала образцом для всего последующего зодчества эпохи средневеко­вья. Для этого образца характерно центральное положение пло­щади с собором, от которой в разные стороны расходятся много­численные, причудливые по форме и переплетающиеся друг с другом улицы.

Выше уже подчеркивалась подозрительность византийской культуры по отношению ко всему чужеродному. И хотя сама Византия включала в свой состав различные этнические группы, на границах империи соприкосновение с иными культурами пе­реживалось очень болезненно, и контакты с иноплеменниками уже изначально считались подозрительными. Кроме того, госу­дарство содержало огромную армию тайных осведомителей, по­зволявшую властям эффективно контролировать как политичес­кую ситуацию в целом, так и все подозрительные встречи и бесе­ды. Жителям империи обычно уже в детстве объясняли, что осто­рожность — прежде всего. Рекомендовалось не упоминать в раз­говорах имен правителей, не участвовать в сборищах, что могло быть истолковано как участие в заговоре, не обсуждать распоря­жения начальников. Донос и клевета были в Византии весьма распространены, а пытки при допросе подозреваемых были обыч­ным явлением. Все это, естественно, формировало особый тип личности, в которой льстивость совмещалась с жестокостью, за­висть с хитростью. И это был другой тип личности, радикально отличавшийся от того личностного начала, развитие которого при­вело к индивидуальной свободе в ее западном понимании.

Византийская империя сыграла очень важную роль в исто­рии культуры. В эпоху непрекращающихся набегов варваров на Западе, в эпоху раннего средневековья она не позволила пре­рваться культурной традиции и, более того, осуществила синтез античной и христианской традиций. Этот синтез оказал воздей­ствие и на латинский Запад, и на формирующуюся культуру Киевской Руси. Именно благодаря Византии возникли дополня­ющие друг друга и противоречащие друг другу культурные влия­ния, которые и породили проблему взаимоотношения Востока и Запада.

Отечественная история

Понятие «цивилизация». Основные признаки цивилизации. Типы цивилизации.

Цивилизация – это сообщество людей, объединённое осознанием совокупности системообразующих ценностей, для которых характерны определённая социально-политическая структура, тип хозяйственной деятельности и оригинальный менталитет. Цивилизация развивается в той или иной природно-географической среде и ограничена временно-пространственными рамками.Реальное выражение Ц. находит во взаимодействиях между людьми. Изучая цивилизацию, можно составить представление о ней на основании следующих параметров: производительные силы (техника и технология), разделение труда, товарно-денежные отношения (разновидность рынка), взаимодействие «город-деревня», политическая организация (одно государство или их совокупность в рамках одной цивилизации), возможность человека участвовать в общественной жизни, менталитет людей, составляющих изучаемое общество. Исследователь Мотрошилова решающими признаками Ц. называет вмешательство человека в природные процессы, поступательное развитие товарного производства и обмена, развитие индивидуальной свободы человека в производстве, обмене, в повседневном быту, возможность участия в решении судеб нации, страны, мира, обеспечение свободных форм совместного бытия индивидов, всё более комфортная жизнь людей.

Содержание понятий «цивилизация» и «общество» очень близко, но это разные понятия. Общество – это система сфер жизни человека, включающая в себя развитие всех типов культур в их взаимодействии. Совокупность локальных цивилизаций не исчерпывает всех существовавших общественных структур. Также не надо смешивать Ц. и культуру. К. – это процесс постоянной творческой деятельности людей, направленной на преобразование действительности, она охватывает все времена и этносы. Ц. – это результат, а не процесс. Она показывает, насколько она может реализовать достигнутое отдельными личностями в культурном развитии. Ц. и этнос – тоже разные понятия. Э. – это устойчивый, естественно сложившийся коллектив людей, противопоставляющий себя всем другим аналогичным коллективам и имеющий своеобразный стереотип поведения. Ц. социальна в отличие от Э., который является природной общностью. Менталитет как тип мышления важнейший цивилизационный фактор. Это мощный пласт сознания, где коренятся его автоматизмы и привычки, исторически обусловленные способы освоения мира. Все цивилизационные процессы выражены в языковых формах. Без языка немыслимо воспроизведение высших системообразующих ценностей цивилизации.

В настоящее время продолжается разработка типологии цивилизаций. Современные авторы предлагают выделять такие типы как «традиционная» и «инновационная», «космогенная», «техногенная», «антропогенная», «устная», «письменная», «книжная» и «экранная», «цивилизация баланса» и др. в зависимости от критерия выделения. В зависимости от принятого критерия типология цивилизаций может выглядеть по-разному. По времени существования – древнейшие, античные, средневековые, нового и новейшего времени, современные. По географическому положению: тот или иной регион – Цивилизация Междуречья, Ц. Мезоамерики; цивилизации «на великих реках» - Древнекитайская Ц. (на Хуанхэ), древнеиндийская (Инд), древнеегипетская (Нил) и т.п. По религиозно-нравственным ценностным ориентациям – исламская, христианская, индо-буддийская, конфуцианская. По типу хозяйственной деятельности – аграрная (земледельческая), индустриальная, постиндустриальная (информационная). По способности и стремлению впитывать в себя достижения других культур – более открытые, менее открытые. По уровню межцивилизационных взаимодействий – локальные, особенные, мировая. По особенностям цивилизационного развития – традиционные, нетрадиционные, устойчивые, неустойчивые (отсюда – условное деление на Запад и Восток). По направленности развития - непрогрессивные, циклические, прогрессивные. Одна и та же локальная цивилизация может быть в зависимости от критерия охарактеризована с помощью этих терминов.







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.159.8 (0.013 с.)