Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Крупнейшие гуманисты эпохи Возрождения. Технические изобретения европейцев (14-16 вв.) и их значение для ускорения общественного прогресса в Европе.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Эпоха Возрождения охватывает собой период с конца 13 до 17 вв. в истории Западной Европы. Эта культура выше всего ставила разум и красоту человека, его интересы и стремления, поэтому получила название «гуманистической». Представители её называются гуманистами. Они критиковали феодальные порядки, религиозные суеверия, ханжество и лицемерие церковнослужителей и прославляли человека. Этим они способствовали историческому развитию общества. Свобода мысли, радостный и светлый взгляд на жизнь, мысли о человеке и природе – это стало для них основой, и всё это они видели в античной культуре. В её возрождении гуманисты нашли свой идеал, хотя они создавали и новую культуру, к-я только использовала античное наследие. Гуманисты провозгласили свободу человеческой личности, выступали против религиозного аскетизма, за право человека на наслаждение и удовлетворение земных потребностей. Крупнейшие гуманисты эпохи Возрождения - Петрарка, Данте, Боккаччо, Леонардо да Винчи, Эразм Роттердамский, Бруно, Ф. Рабле, Монтень, Коперник, В. Шекспир, Р. Бэкон и др. - сыгра-ли важную роль в формировании светского мировоззрения. Почти с самого начала внутри Г. выделилось течение, представители к-рого - Мор, Кампанелла, Мюнцер видели антигуманистический характер об-ва, критиковали его пороки, требовали имущественного равенства. Раньше всего культура Возрождения стала складываться в Италии. Самые ранние представители – поэты и мыслители Данте Алигьери и Франческо Петрарка, Боккаччо хотели создать прекрасную человеческую личность, свободную от предрассудков средневековья, и поэтому прежде всего пытались изменить систему образования: ввести в нее гуманитарные науки, сделав акцент на изучении античной литературы и философии. Три самых известных художника периода расцвета итальянского Возрождения (Высокого Возрождения)): Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело Буонаротти. Леонардо да Винчи (1452-1519)называют одним из титанов эпохи Возрождения. Леонардо пришёл к мысли о неразрывной связи искусства и науки. Во Флоренции в 28 лет открыл свою мастерскую. Его имя хорошо известно, много заказов. Но он хотел деятельности более широкой и свободной не только в живописи, но и в науке и технике. Много замыслов, к-е он не мог выполнить во Флоренции при дворе Лоренцо Великолепного. Решил ехать в Милан к герцогу Лодовико Моро, к-й для усиления Милана поощрял разные научные открытия и технические усовершенствования. Леонардо при миланском дворе занимался искусством (живопись, скульптура), наукой и техникой, инженерным делом. Проблемы светотени в живописи привели его к изучению физических законов движения и оптики, пейзаж в картинах – ботаники и геологии. Источником всякого знания он считал личное наблюдение над природой. Зарисовывал многие предметы, людей, чтобы передать их точно на картинах. Самое знаменитое живописное произведение этого периода – фреска «Тайная вечеря». Леонардо первым стал передавать глубину пространства не только путём линейной перспективы, но и при помощи изображения самого воздуха, к-й как бы обволакивает предметы дымкой. Но Лодовико свергли французы. Вернулся во Флоренцию, там создал самую знаменитую свою картину – портрет Моны Лизы. Едва уловимая, скользящая улыбка, сосредоточенный, проницательный взгляд передают сложность, богатство и противоречивость её натуры. До сих пор критики говорят о загадочности «Джоконды». Её живописная техника – чудо мастерства. Работал над картиной несколько лет, но считал её незаконченной. Работал и у французского короля Франциска I – архитектором, живописцем, декоратором, механиком. Вёл рукописи с рисунками и подробными описаниями. Есть танк, подводная лодка, скафандр, парашют, идея парового двигателя, изобрёл арочный мост, разработал метод осушения болот при помощи дренажных труб. Есть наброски водолазного костюма, самодвижущейся повозки, приспособления для изготовления вогнутых зеркал. Модель подвижной крепости на колёсах и системы каналов, к-е образуют единую сеть водоснабжения. Открытия в оптике – догадался, что свет распространяется с ограниченной скоростью, открыл явление рефракции – смещения и искажения далёких объектов из-за преломления лучей, изобрёл лупу и телескоп. Его идеи намного опережали его время. Большинство его изобретений были воплощены в жизнь спустя несколько веков. У скульптора, художника, мыслителя и архитектора Микеланджело Буонаротти (1475-1564) главной темой творчества был пафос борьбы, а предмет творчества – человек. Знаменитое произведение – гигантская статуя библейского героя Давида (убил великана Голиафа и спас свой народ) – в замысле имело скрытый подтекст: талантливый народ Флоренции должен победить своих врагов – невежественных монархов, тиранов Медичи – и обрести уверенность в своих силах. В это творение вложил всё своё восхищение человеком. Вопреки традиции изобразил его не после победы, а перед битвой, фигура выражает решимость к победе. Микеланджело расписал потолок в Сикстинской капелле картинами на библейские сюжеты. Изображал обнажённое и прекрасное человеческое тело, образы наделены титанической мощью. В немецком гуманизме - Эразм Роттердамский – самый прославленный и почитаемый. Из многочисленных произведений самое знаменитое – «Похвальное слово Глупости». Мишель Монтень (1533-92)- франц. философ эпохи Возрождения. Исходный пункт учения М. - скептицизм. Человек, по его утверждению, имеет право на сомнение. Сомнению подвергаются средневековая схоластика, догматы католической религии, само христианское понятие о боге. М. отвергал религиозное учение о бессмертии души, подходя к пониманию сознания как специфического свойства материи. В отличие от агностицизма скептицизм М. не отрицает познаваемости мира. Гл. принцип его морали: человек не должен пассивно ожидать своего счастья, к-рое религия обещает ему на небесах, он вправе стремиться к астью в жизни земной. Осн. соч. - «Опыты» (1580). Томас Мор (1478-1535) - один из основоположников утопического социализма, гуманист-рационалист эпохи Возрождения. Выходец из буржуазной среды, он занимал высший государственный пост в Англии. Был казнен по приказу короля. Главное произведение - «Золотая книга, столь же полезная, как забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопии», в к-рой рассказывается о путешествии в неведомую страну Утопию (буквально «место, к-рого нет»). М. дал здесь развернутую критику строя, основанного на частной собственности, социально-политических отношений в Англии его времени и изображение строя, при к-ром господствует общественная собственность; он впервые последовательно изложил идею обобществления производства, связав с ней идеи коммунистической организации труда и распределения. Осн. хозяйственная ячейка идеального свободного государства Утопия - семья; производство основано на ремесле. Утопийцы живут в условиях демократического управления, равенства в труде. Люди работают по 6 часов в день, остальное время отдают наукам и искусству. Большое значение придается разностороннему развитию человека, соединению теоретического образования о трудом; последнее - зародыш социалистических взглядов в области воспитания. М. не считал необходимым высокое развитие техники для осуществления социалистического идеала. Переход к новому строю он мечтал осуществить мирным путем. Роджер Бэкон (ок. 1214-92) - средневековый англ, мыслитель, провозвестник опытной науки нового времени, идеолог городских ремесленных слоев. Обличал феодальные нравы, идеологию и политику. За свои взгляды Б. был в 1277 отстранен от преподавания в Оксфордском ун-те и по приказу церковных властей заточен в монастырскую тюрьму, мировоззрение Б. непоследовательно материалистично. Осуждая схоластическое начетничество и слепое преклонение перед авторитетами, он призывал к опытному изучению природы, самостоятельным исследованиям и обновлению науки. Защищал метод познания, основанный на эксперименте и математике. Целью наук Б', считал увеличение власти человека над природой/ Несмотря на содержащиеся в его работах алхимические, астрологические и магические предрассудки, Б. высказал ряд смелых научных и технических догадок. В разрушении средневекового мира огромная роль принадлежит развитию научной мысли Европы, достижениям в технике и естественных науках. Среди многочисленных открытий, которыми была так богата та эпоха, особое место по своему воздействию на умы людей занимает гелиоцентрическая теория ученого Н. Коперника (1473-1543), которая дала новое видения Вселенной и новое понимание места в ней Земли и человека. Раньше центром мира считалась неподвижная Земля с обращающимися вокруг нее светилами. Теперь точка отсчета сместилась; Земля превратилась в ничтожную пылинку в космосе, повисшую в пустоте. Идею Коперника подтвердили его последователи - итальянский мыслитель Дж. Бруно (1548-1600) и астроном, физик Г. Галилей (1564-1642).
15. Великие географические открытия и их значение для трансформации европейской цивилизации как планетарное явление. Великие географические открытия 15 – 16 вв. были очень важны для всей истории человечества. До этого основные морские пути европейцев пролегали по относительно небольшим водным пространствам, к-е замкнуты берегами. Не было надёжных средств для нахождения пути. Мир разобщён, торговля Европы с отдалёнными странами Азии велась через посредников. Восток – источник снабжения предметами роскоши. Индия, Китай, Япония считались богатыми золотом и драгоценными камнями. Очень популярными были записки купца из Венеции Марко Поло, побывавшего на Востоке. Европейцы хотели открыть прямые торговые пути на Восток, который сулил сказочные богатства. Но сухопутные пути были в руках восточных купцов, через Красное море – египетских султанов, которые с них взимали высокие пошлины. В 14 в. в Европе изобрели компас, стало возможно ориентироваться в открытом море в любое время суток, погоду. Португальцы первыми воспользовались им. Во главе походов стоял принц Генрих Мореплаватель. Открыли Мадейру, Канарские, Азорские острова, берега Северной Гвинеи. Стали осваивать прибрежные районы западной Африки, захватывали чёрных невольников. Началась португальская работорговля. Бартоломеу Диас достиг южной оконечности Африки, назвали «Мыс Доброй Надежды». Вышел в Индийский океан. Утверждал, что от Южной Африки можно пройти морем до берегов Индии. В Индию отправилась португальская экспедиция Васко да Гамы (конец 15 в.). Прибыли в индийский город Каликут, один из крупнейших торговых центров Азии, привезли с собой много пряностей. Открыв морской путь в Индию, Португалия начала овладевать всей морской торговлей Южной и Восточной Азии, захватывали важнейшие торговые и стратегические пункты. Создавала колониальную империю. Морской путь вокруг Южной Африки стал был главным, по к-му велась торговля между Европой и Азией. С целью открыть западный путь в Индию и Восточную Азию в 1492 г. из Испании отправился в путешествие через Атлантический океан Христофор Колумб. Хотел открыть кратчайший путь. Проект предложил испанским королям Фердинанду и Изабелле, в то время как португальский король не заинтересовался. Достигли маленького острова, к-й Колумб назвал Сан-Сальвадор (на Багамских островах), и это стало считаться открытием Америки. Колумб был уверен, что это Индия и население назвали индейцами. Открыл Кубу, Гаити, другие острова Вест Индии. Потом много других. На острове Эспаньола (Гаити) основал постоянную колонию, к-я стала опорным пунктом для испанских завоевателей Америки. Открытые им земли объявлены владениями испанской короны. Итальянский учёный Америго Веспуччи принял участие в исследовании берегов Южной Америки и впервые описал их. По его имени назван континент. Он предложил назвать эти страны Новым Светом. В Америку устремились другие (их называли конкистадорами – завоевателями). Все, кто в Европе был недоволен своим положением, отправлялись туда. Испанцы открыли Мексику. Искали пролив, соединяющий Атлантический океан с Тихим. С этой целью отправился от Испании Магеллан – 1е кругосветное путешествие. Открыл пролив между Южной Америкой и Огненной землёй, назвали его именем. Завершил дело, начатое Колумбом, - достиг западным путём Азии, открыв новый морской путь. Это путешествие доказало шарообразную форму земли и нераздельность океанов, омывающих сушу. Следствие открытия Нового Света – быстрое развитие торговли и промышленности. Далее т.н. революция цен, поскольку в Европе появилось много драгоценных металлов из Америки. Создание колоний в новых землях, результатом чего стали могущественные европейские империи, напр. Великобритания. Распространение западных ценностей и, наоборот, ценностей культур колонизированных народов на Западе – культурный обмен. Географические открытия сыграли значительную роль в научном прорыве. На картах появились неизвестные раньше земли. Изменилось представление о форме земли: кругосветное путешествие португальца Ф. Магеллана (1519-1522) подтвердило догадку о том, что она имеет форму шара. Постоянное заселение новых земель привело к образованию новых стран – США, Австралия, Канада и т.д.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 593; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.148.222 (0.01 с.) |