Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Становление теории локальных цивилизаций в XIX – XX вв.

Поиск

С 19 века термин цивилизация прочно вошел в научно-понятийный аппарат. Но все равно его толковали по-разному. Представления о локальных цивилизациях были не очень велики, так как уровень развития обществоведческих наук был не очень высокий. Но накапливался этноисторический материал. Был взгляд, что цивилизация – идеал прогрессивного развития или стадия в развитии единого человечества. Вместе с ним стал утверждаться взгляд, что цивилизации – качественно различные уникальные исторические общественные образования. Поэтому термин цивилизация стал употребляться и во множественном числе.

1. Французский историк Гизо (1787-1874), книги «История цивилизаций в Европе», «история цивилизаций во Франции от падения Западной Римской империи», высказал интересные идеи из области философии истории. Заложил основы этноисторической концепции цивилизаций. Основная идея цивилизационного развития у него – идея прогресса. Человечество имеет общее предназначение. Закономерность исторического развития трактовал как целесообразность, некая руководящая разумная сила. Развитие цивилизаций определяется, прежде всего, идейно-нравственным фактором: нравы, верования, чувства, идеи определяют отношения между людьми. Также на развитие цивилизации влияют материальные условия.

Таким образом, есть локальные цивилизации и существует некая Цивилизация как прогресс человеческого общества в целом.

2. Конт (1798-1857), французский философ, развил идею трех стадий интеллектуальной эволюции цивилизаций, равно как и отдельного индивида. Первая – теологическая, все явления объясняются на основе религиозных представлений. Вторая – метафизическая, природа объясняется через сущности и причины (это критическая стадия). Третья – позитивная, научная, возникает наука об обществе (именно Конт вводит в научный оборот термин социология), содействующая его рациональной организации.

3. Гегель (1770-1831), немецкий философ. Обостренное внимание к истории человеческой духовной культуры. Согласно его учению, история – это прогресс духа в сознании свободы, к-я разворачивается через дух отдельных народов, сменяющих друг друга в историческом процессе, как выполнят свою миссию. Некая сверхиндивидуальная целостность (объективный дух) проявляется через различные отношения между людьми. Семья, гражданское общество, государство – стадии развития нравственности, в которых, по Гегелю, последовательно проявляется Объективный дух. Цивилизация – позднейшая форма воплощения творческой силы духа (мышления).

4. Маркс (1818-1883) и Энгельс 91820-1895) – теория общественно-экономических формаций в рамках идеи линейного прогресса. Сильная сторона марксизма – серьезная разработка значения материального фактора в общественной жизни. Базовым понятием для понимания сути общественной жизни считали не цивилизацию, а общественно-экономическую формацию. Смена этих формаций происходит через классовую борьбу и революции и обеспечивает движение общества к высшей стадии – коммунистической. Цивилизация, по их мнению, это уровень общественного развития и материальной культуры, достигнутый той или иной общественно-экономической формацией. На эту точку зрения очень повлияла книга Моргана «Древнее общество» (американский историк первобытного общества). Предложил разделить всю историю человечества на три этапа: дикость (детство человеческого рода, применение огня, использование лука и стрел), варварство (человек знает гончарное дело, орошение, использует кирпич-сырец, одомашнил животных, умеет плавить железные руды), цивилизация (вместо рисунков использует буквенное письмо, создал порох, пользуется огнестрельным оружием).

Энгельс: цивилизация – ступень общественного развития, на которой разделение труда, вытекающий из него обмен между отдельными лицами и товарное производство на пике расцвета и производят переворот во всем прежнем обществе. Перевороты неизбежно содержат революционное насилие, которое вполне целесообразно со стратегическими целями человечества.

5. Географический фактор. Привлек внимание исследователей второй половины 19 в. как значимый и определяющий развитие цивилизаций. Выделяли его, а иногда преувеличивали его роль английский философ Спенсер, английский историк и социолог-позитивист Бокль, французский географ, социолог Реклю, русский ученый (написал труд «Цивилизация и великие исторические реки») Мечников. Бокль писал, что климат, пища, почва, общий вид природы имеют самое могущественное влияние на человека. Рассуждал о различных путях развития цивилизаций- в Европе климат побуждал работника совершенствовать навыки и умения, в Азии и Африке – плодородная почва давала щедрое вознаграждение за труд.

6. Демографический фактор. Развитие цивилизаций через действие естественного закона народонаселения. Английский экономист Мальтус. С ним связывал революцию и диктатуру, перенаселение.

7. Идея культурно-исторических типов. Данилевский, русский социолог и естествоиспытатель. Не существует всемирной истории, а есть лишь история данных цивилизаций (культурно-исторических типов). Идея славянской исключительности. Цивилизации имеют индивидуальный замкнутый характер. Три основные фазы развития: этнографическая, государственная, собственно цивилизация. В своей работе «Россия и Европа» выделял 11 основных культурно-исторических типов: египетский, китайский, древнесемитский, индийский, иранский, еврейский, греческий, римский, новосемитический, германо-романский, славянский, 2 преждевременно погибших – мексиканский, перуанский. Развил Леонтьев, добавил византийский, попытался выделить этапы внутри культурного цикла: первичная простота, цветущая сложность, вторичное упрощение и смешение.

19 век не дал единого понимания цивилизации, которое бы вытеснило все другие точки зрения. Разные подходы к уяснению сути цивилизационных процессов. Либо увязывались воедино понятия цивилизация и прогресс, либо разграничивались.Ученые пытались уяснить, какие факторы определяют развитие цивилизации, выделяли как приоритетные материальные (экономику), природные (географическую среду), демографические (рост народонаселения) и иные. Существует линейный подход. Дальнейший толчок к развитию понимания истории получает теория циклов.

В 20 веке обществоведческие науки вышли на более высокий уровень, дали больше возможностей подходов к пониманию цивилизации. В 19 веке цивилизация часто употреблялась как характеристика капитализма в целом, как образ индустриальной Европы. В 20 веке глобализация исторических процессов, все более активное взаимодействие людей, все меньше малоизученных, неизвестных уголков на Земле – это основа для более глубокого осознания истории.

Самые крупные теоретики цивилизационных процессов 20 века – Вебер, Шпенглер, Тойнби, Бродель. Объект научных исследований – общественная жизнь всего человечества. Стало очевидно, что объяснить уникальность культурно-исторических типов через действие какого-либо одного влияющего на общество фактора невозможно. Только рассмотрение факторов в их взаимодействии позволяет понять общественный организм.

1. Вебер. Немецкий социолог (1864-1920). Введение в проблематику общественных наук проблематику ценностей. До него ученые рассматривали ценностные установки как нечто надысторическое. Вебер трактовал ценность как установку той или иной исторической эпохи, как свойственное эпохе направление интереса. Невозможно объяснить ценностную ориентацию той или иной цивилизации с позиций детерминизма (т.е. какого-то одного фактора). Социальное поведение важно, так как оно имеет смысл, вложенный личностью. Индивид осознает, к какой цели стремится, и асм выбирает подходящие для этого средства. Этот тип поведения Вебер называл целерациональным и рассматривал его как всеобщий тип действия. По Веберу, рационализация – всемирно-исторический процесс, определяющий судьбу человечества. Ценностные ориентации – важнейший элемент общественной жизни. Вебер пользовался сравнительно-историческим методом. Указывал на связь религии с социально-политическим строем той или иной общественной системы. Дал характеристику религиозно-этических систем, социальных слоев, являющихся их носителями, типологию городов (города потребителей и города производителей). Характеристика мировых религий, выделял пять: религиозную этику конфуцианства, индуизм, буддизм, христианство, ислам. Обращал внимание на значительную роль иудаизма как решающей исторической предпосылки для понимания христианства и ислама. Разграничивал исторический и социологический идеальный типы. Социология создает понятия типов и ищет общие правила событий. История стремится к анализу индивидуальных, важных в культурном отношении действий, образований, личностей.

2. Шпенглер. Немецкий философ истории и культуры (1880-1936). Через его воззрения все более утверждается идея уникальности развития общественных единиц. Использовал культуру как универсальную категорию. Являлся сторонников теории замкнутых культур. Указывал на наличие в истории человечества 8 культурных единиц: египетской, индийской, вавилонской, китайской, греко-римской, византийско-арабской, майя, пробуждающейся русско-сибирской. Развитие каждого культурного типа рассматривал в биологическом ритме: рождение и детство, молодость и зрелость, старость и закат, выделяя два главных этапа в развитии культуры: период восхождения (собственно культура) и период нисхождения (цивилизация). Главным в цивилизации является форма и стиль культуры. Для цивилизации характерно развитие индустрии и техники, деградация искусства и литературы, скопление людей в больших городах, бесконечная череда войн, глобализация форм человеческого существования. Благодаря Шпенглеру утверждается идея множественности цивилизаций. Мировая цивилизация все более рассматривается как производное от локальных социокультурных систем.

3. Тойнби. Английский историк и философ. Определил этапы жизни каждой цивилизации: возникновение, рост, надлом, упадок, разложение. Причину развития цивилизаций объяснял формулой «Вызов-Ответ». Вызов обществу могут давать природные условия, социальные обстоятельства (историческая ситуация). По ответу видны возможности и уровень развития общества. Творческое меньшинство каждой цивилизации ведет за собой инертное большинство, берет на себя задачу сформулировать адекватный вызов обществу. Цивилизация – целостная система, все структурные элементы которой (народы, государство, экономика, культура и др.) взаимосвязаны и взаимозависимы. Цивилизация – достигшая пределов самоидентификации культура, определенные типы человеческих сообществ. «Если вы идете от Греции, Сербии или России, пытаясь понять их историю, - писал он, - вы приходите к православному христианству или византийскому миру». Все известные локальные цивилизации – ветви единого древа истории. История как поиск человечеством некоего надприродного Универсума. Называл 21 цивилизацию, позднее – 13 основных: среднеамериканскую, андскую, шумеро-аккадскую, египетскую, эгейскую, цивилизацию Инда, китайскую, сирийскую, античную, индийскую, православную, западную, исламскую – и цивилизации-спутники каких-либо развившихся. Российскую до Петра I считал спутником православной цивилизации, а после Петра I – спутником западной. К 20 веку 5 цивилизаций – западная, византийско-ортодоксальная (русско-ортодоксальная), арабская, индийская, дальневосточная, китайская, японо-корейская.

4. Ясперс, немецкий философ. Связь времен обеспечена достижениями «осевого времени» (8-3 вв до н.э.). В это время появились мировые религии вместо язычества, философия заменила мифологическое сознание. Начало всемирной истории - пробуждение духа.

5. Школа Анналов. В основу рассуждений историков ее легли идеи Дюркгейма. Основана в 1919 г. Дюркгейм, французский социолог, философ. Утверждал идею множественности локальных цивилизаций. Цивилизация появляется с развитием общественного труда. Новая история в духе «Анналов» отлична от традиционного взгляда на жизнь общества. Был: историк концентрировался на восстановлении хода политических событий. Для него описание событий, основанное на документах, прежде всего, официальных. Характеристика великих деяний великих людей – самые существенные. Новая историческая наука - французы, у истоков Марк Блок и Люсьен Февр. На первый план творческая активность историка. Их сторонники Бродель, Ле Гофф.

В настоящее время целая отрасль знания – исследования цивилизаций. Даются определения цивилизации, в которых приоритет получает социокультурная сущность цивилизации. Другие – организационно-регулятивный аспект человеческой деятельности. Большинство исследователей считают цивилизацией совокупность материальных и духовных достижений общества в его историческом развитии. Показатели меры цивилизованности – уровень материального обеспечения, экологического благополучия и общения. Хантингтон, американский политолог и теоретик цивилизационных процессов, среди параметров цивилизации назвал язык, историю, религию, обычаи, институты, самоидентификацию. Современные западные вузовские учебники (прежде всего, американские) дают набор параметров цивилизации: производственная специализация, передовые технологии, рост городов, наличие письменности, комплекс социальных институтов. Новые понятия. Бахтин – хронотоп (время-пространство). Используется понятие архетип Юнга – общечеловеческие первообразы (матери-земли, героя, демона) из коллективного бессознательного начала опыта прежних поколений. Яковец выделяет 7 исторических стадий – цивилизаций: неолитическая, восточно-рабовладельческая, античная, раннефеодальная, прединдустриальная, идустриальная, постиндустриальная.

 

 

Византийская цивилизация

Византия расположена на европейской стороне Босфора.

Распад единой Римской империи на Восточную и Западную. Восточная часть государства стала развиваться по-своему. Уже в 330 г. римский император Кон­стантин Великий, который был первым императором-христиани­ном, основал на месте древнегреческой колонии Византии новый город - Константинополь. Отсюда возникло и название Восточ­ной Римской империи - Византия (впрочем, это название было дано ей историками уже после ее падения). Для самосознания византийцев характерно понимание себя в качестве "ромеев" (т. е римлян), а своего императора - в качестве непосредственного преемника римских императоров.

В истории Византии обычно выделяют пять этапов.

Первый этап (IV в. — середина V в.). В этот период проис­ходит формирование многонационального государства и сослов­ной структуры общества. Одновременно формируется многочис­ленная военная бюрократия, группирующаяся вокруг императо­ра, которому принадлежит вся полнота власти. В отличие от За­падной Римской империи, в Византии уже в этот период существует множество городов, в стране активно ведется строитель­ство.

Второй этап (вторая половина VII в. — первая половина IX в.). В этот период Византия была вынуждена со всем напря­жением сил отражать нашествия арабов и славян. В результате территория державы сокращается вдвое, выравнивается нацио­нальный состав: преобладающими этническими группами стано­вятся греки и славяне. На этом этапе усиливается также конф­ликт между Церковью и Государством, первые признаки которо­го дали о себе знать уже в конце первого этапа. В итоге Церковь вышла победительницей, и культура в целом оказывается в атмосфере консерватизма и охранительства.

Третий этап (вторая половина IX в. — середина XI в.) счи­тается "золотым веком" в истории Византии. Он характеризуется бурным развитием экономики и беспрецедентным расцветом культуры. Города продолжают расти и множиться, возникают (или возрождаются) школы и университеты, создаются превосходные библиотеки, разворачивается миссионерская деятельность. В 1054 г. происходит так называемая "схизма" — т. е. разделение христианской Церкви на Восточную и Западную, что отделяло Византию от Запада и обеспечивало ей духовную независимость. Однако на этот же период приходится и поражение, которое Ви­зантия в 1071 г. потерпела от турок-мусульман. Однако это еще не было падением империи.

Четвертый этап (вторая половина XI в. — начало XIII в.) был временем нового подъема. Турки были частично оттеснены, и их власть ослаблена. Но империя подрывалась многочисленны­ми внутренними смутами. В результате в 1204 г. рыцари четвер­того Крестового похода без особых усилий завоевали Константи­нополь и основали на Босфоре Латинскую империю. Император­ская власть утрачивает свою объединяющую роль, и на первый план выходит Церковь.

Пятый этап (1261 — 1453 гг.) начинается с освобождения Константинополя от латинян. Тем не менее империя не смогла возродиться в своем былом великолепии: страна была разоренной и слишком ослабленной. Но и в таком состоянии Византия смог­ла сохранить свою культуру. Более того, к сокровищнице пре­жних достижений были добавлены результаты небывалого для таких ущербных эпох развития философии, богословия, искусст­ва. Но в 1453 г. турецкая армия осадила и взяла Константино­поль. Этот год был и концом Византии.

Говоря об истоках и особенностях византийской культуры, следует, прежде всего, подчеркнуть, что она, в отличие от запад­ноевропейской культуры, не подвергалась сильному воздействию со стороны варваров. С момента своего возникновения империя оформилась как христианская держава, тогда как Западная Рим­ская империя сталкивалась с серьезными проблемами христиани­зации варваров. Преобладающая роль греческого населения в Ви­зантии позволила непосредственно усваивать достижения древне­греческой культуры. В отличие от Западной Римской империи, Церковь в Византии не имела самостоятельности и выступала, по сути дела, в качестве части государственной машины, не имею­щей тем не менее практически никаких политических функций. Естественным следствием такого подчиненного положения Церк­ви является культ императора в качестве настоящей сакральной фигуры. Такой сакрализации светской власти христианский За­пад никогда не знал, и византийский культ императора парадоксальным образом сближается с "кесаревым безумием" языческой древнеримской культуры. Истоки и особенности византийской культуры останутся непонятными и без учета более высокого (вплоть до XII в.) по сравнению с Западом уровня развития материального производ­ства. Если на Западе античные города были разрушены и разоре­ны в результате набегов варварских племен, то Византия сохра­нила и развила городскую структуру античности. Нельзя упус­тить из виду и еще один существенный момент: отсутствие сословно-корпоративных отношений, характерных для западного средневековья и происходящих из родовых общественных свя­зей. Эти связи, как мы помним, возродились под воздействием волн варваризации, разрушивших более высокий уровень жизни оседлых культур.

Все это придало византийской культуре неповторимое свое­образие. Так, источником мифологических представлений ока­зываются уже не столько языческие, сколько христианские обра­зы и символы. Христианское мироощущение пронизывает и по­вседневную жизнь. Высшими ценностями считаются аскетизм, смирение и благочестие, а земная жизнь понимается в качестве подготовки к переходу к вечной жизни. Отсутствие "разрывов" в развитии культуры приводит в Византии к настоящему культу книжной мудрости, под которой понимается отнюдь не только Священное Писание и Священное Предание, но и античная ху­дожественная и философская классика. Но этим же обусловлена и почти безраздельная власть традиции, которая невозможна без превозношения методов классификации и систематизации, без унификации и научно-философского, и художественного творче­ства. Традиционализм всегда идет рука об руку с замкнутостью, с подозрительностью по отношению ко всему, что приходит извне, из других культур. Интерес к достижениям и ценностям других культур если и существовал в Византии, то всегда был слабым, сопряженным с опасениями и с оглядкой на возможные послед­ствия такого несанкционированного любопытства.

Традиционализм не может существовать без механизма под­держания и сохранения традиции. А одним из важнейших таких механизмов оказывается образование. В силу этого в византийс­кой культуре образование и образовательные учреждения окру­жаются почтением, считаются одной из важнейших культурных ценностей. В отличие от христианского Запада, византийская си­стема образования органично впитала принципы и достижения античной педагогики. В образовательных учреждениях детей не только учили, но и воспитывали, придавая особое внимание вы­работке определенных черт характера. Тем не менее получить хотя бы начальное образование в Византии было непросто, и имелось немало неграмотных. Церковные школы были нацелены на подготовку низшего духовенства, а государственных школ было сравнительно мало. И все же византийская система образования явно выигрывала в сравнении с христианским Западом.

Выше говорилось об особенностях положения византийской Церкви. Одной из главной причин зависимости Церкви была ее относительная бедность. Церковь в Византии не обладала теми богатствами, которые были в распоряжении Церкви на Западе. Куда менее богатым был по сравнению с папой и константино­польский патриарх. Не было у византийской Церкви и вассалов. Для достижения своих целей византийская Церковь обращалась в основном к социальным низам и почти всегда добивалась успе­ха. Церковные деятели видели свою задачу в том, чтобы смягчать и ослаблять общественные противоречия, гасить волны полити­ческих страстей. Несмотря на постоянные конфликты между Цер­ковью и Государством, их объединяло одно — стремление сохра­нить традиционный порядок вещей, не допустить никаких суще­ственных изменений.

Взаимодействие античной традиции и христианского миро­воззрения наложило свой отпечаток на византийскую литературу. Так, в IV — VI вв. античные литературные жанры были еще широко распространены: встречались даже любовная лирика и эротическая повесть. Но уже с конца VI в. особое значение при­обретают новые жанры, прежде всего церковная поэзия, а также назидательное чтение для широких народных масс — Жития свя­тых. С 1204 г., после основания Латинской империи, усиливается интерес к культуре латинского Запада и появляются литератур­ные произведения, ранее невозможные, например греческий ры­царский роман.

Огромных успехов византийская культура добилась в изоб­разительных искусствах и архитектуре. И в этих областях про­явилось взаимодействие двух линий влияния — античной и цер­ковной. Византийским мастерам удалось сохранить и во многом усовершенствовать античную технику изобразительного искусст­ва. В то же время эта изощренная техника использовалась для передачи новых — христианских — образов и символов. Новато­рами были византийцы и в архитектуре. В частности, византийс­кие зодчие разработали новую планировку городов, которая стала образцом для всего последующего зодчества эпохи средневеко­вья. Для этого образца характерно центральное положение пло­щади с собором, от которой в разные стороны расходятся много­численные, причудливые по форме и переплетающиеся друг с другом улицы.

Выше уже подчеркивалась подозрительность византийской культуры по отношению ко всему чужеродному. И хотя сама Византия включала в свой состав различные этнические группы, на границах империи соприкосновение с иными культурами пе­реживалось очень болезненно, и контакты с иноплеменниками уже изначально считались подозрительными. Кроме того, госу­дарство содержало огромную армию тайных осведомителей, по­зволявшую властям эффективно контролировать как политичес­кую ситуацию в целом, так и все подозрительные встречи и бесе­ды. Жителям империи обычно уже в детстве объясняли, что осто­рожность — прежде всего. Рекомендовалось не упоминать в раз­говорах имен правителей, не участвовать в сборищах, что могло быть истолковано как участие в заговоре, не обсуждать распоря­жения начальников. Донос и клевета были в Византии весьма распространены, а пытки при допросе подозреваемых были обыч­ным явлением. Все это, естественно, формировало особый тип личности, в которой льстивость совмещалась с жестокостью, за­висть с хитростью. И это был другой тип личности, радикально отличавшийся от того личностного начала, развитие которого при­вело к индивидуальной свободе в ее западном понимании.

Византийская империя сыграла очень важную роль в исто­рии культуры. В эпоху непрекращающихся набегов варваров на Западе, в эпоху раннего средневековья она не позволила пре­рваться культурной традиции и, более того, осуществила синтез античной и христианской традиций. Этот синтез оказал воздей­ствие и на латинский Запад, и на формирующуюся культуру Киевской Руси. Именно благодаря Византии возникли дополня­ющие друг друга и противоречащие друг другу культурные влия­ния, которые и породили проблему взаимоотношения Востока и Запада.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 1621; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.176.111 (0.02 с.)