Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Цивилизационные регионы мира.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Цивилизация как геопространственная система. Культура и цивилизация. Мировая цивилизация и локальная цивилизация. Цивилизационная картина современного мира. Цивилизации Востока и цивилизации Запада. Индуистская цивилизация. Китайско-конфуцианская цивилизация. Японская цивилизация. Исламская цивилизация. Негро-африканская цивилизация. Цивилизации запада. Западноевропейская цивилизация. Латиноамериканская цивилизация. Православная цивилизация. 14. Человек в организованной среде (проблемы территориальной организации общества). Территориальная организация общества и ее компоненты. Понятие о территориальной организации. Компоненты территориальной организации общества. Территориальные ресурсы и их оценка. Что такое «территория»? Ландшафт. Население Хозяйство. Проектирование оптимальной ТОО. Размер (площадь) территории, богатство (ресурсы) территории. Устойчивость ландшафта. Экономическая и экологическая ёмкость. Понятие об экономическом пространстве. Экономическое пространство и оценка его качества. Содержание экономического пространства. Системы расселения – основа ТОО (на примере России). Система расселения в Российской Федерации. Региональные различия. Зонирование экономического пространства. Региональная стратегия Российской Федерации. Региональная стратегия и региональная проблема. Как решать региональную проблему? Человечество – созидатель ноосферы (концепция устойчивого развития). Единство биосферы и человечества. Человек и биосфера. Задачи созидания ноосферы. Вера в нерушимость человеческой цивилизации. Условия созидания ноосферы. Дорога в третье тысячелетие (концепция устойчивого развития человечества). Представление об устойчивом развитии. «Повестка дня на XXI век». «Хартия Земли». Как перейти к устойчивому развитию? Глобализация: новый этап географии мира. Глобальное видение мира и глобализация. Глобальное географическое мышление.Глобальная география – самостоятельное научное направление глобалистики. Глобализация – ключевое понятие XXI века.Неизбежный процесс формирования общемировых принципов жизнеустройства. Основные направления и противоречия глобализации. Первое – распространение либеральной демократии. Второе – активное действие рыночных сил в экономике. Третье – всесторонняя интеграция мировой экономики (экономическая глобализация). Четвёртое – научно-техническая трансформация производства и рынка рабочей силы. Пятое - быстрое технологическое обновление. Шестое – революция в средствах массовой информации и диктат идеологии потребительства. Экономико- и социально-географические проявления процесса глобализации. ТНК – главные «действующие лица». Роль свободных экономических зон. Три «мира» в одном мире."Раздробленность" глобальной структуры человечества. Демографические процессы: новые черты. Экономическая глобализация и Россия. Наши задачи на XXI век. «Нефтегазовая геополитика». Россия и Европа. Россия и Азия. Экономико-географическое положение и международные транспортные коридоры. Россия и Всемирной торговой организации. Россия и СНГ. ЗАКЛЮЧЕНИЕ: география, экология и природопользование. Профессиональный географический взгляд. Направления деятельности географа. Области физико-географических наук. Области социально-экономической географии. Географические организации и учреждения. Человек и природа: географические аспекты. Географический детерминизм и индетерминизм. Географические аспекты взаимоотношения природы и общества в условиях научно-технической революции. Экологическая география. География и экология. Экологический потенциал ландшафта. Эколого-географические карты и атласы. Пути оптимизации системы «природа – общество».
3. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы 1. Используя литературные источники, выявите мнения ученых о значении географии для экологии и природопользования. Сравните эти взгляды с конкретным вкладом географов в научное исследование и решение актуальных проблем экологии и природопользования вашего региона. 2. В чем заключаются главные отличия и черты сходства географической оболочки и географической среды? 3. Каково значение интегративной роли географии в развитии человеческого знания и общественной практики? 4. Определите, какие, по вашему мнению, компоненты биологической, физической и геологической научных картин мира входят в географическую картину мира в качестве обязательных составных частей. 5. Какова роль географии на современном этапе развития экологии и природопользования в России? 6. Чем различаются понятия географической и экологической культуры? 7. В чем заключаются главные отличия и черты сходства географии и экологии? 8. Какие подходы составляют основу географического мышления? 9. Каковы сущность и значение сравнительно-географического (сравнительно-пространственного) метода исследования? 10. В чем заключается своеобразие и значение языка карты в географической науке? Какими средствами создается картографический образ? 11. Оцените, как организована районная планировка местности, в которой вы живете. 12. Какова роль географии в становлении общенаучного учения о природопользовании? 13. Определите черты сходства и различия географической среды и географической оболочки. 14. В чем заключается задача создания комплексного географо-экологического мониторинга? 15. Каковы сущность и назначение географических информационных систем (ГИС)? 16. Почему ойкумена, обжитая часть земной поверхности, «сужается»? Можно ли помешать этому процессу? 17. В чём заключаются основные различия между возобновимыми и невозобновимыми природными ресурсами? 18. Как исторически менялась сущность взаимодействия общества и природы? 19. В чём состоит содержание процесса управления природно-ресурсным потенциалом? 20. Какие крупные регионы мира обладают наиболее широким набором и большими объёмами основных природных ресурсов? 21. Дайте определение понятий "мировая цивилизация", "локальная цивилизация", "культура", "ноосфера". 22. Каково в наше время значение территории как основы производства и жизнедеятельности людей? 23. Назовите 4 – 5 ареалов (районов) России, характеризующихся экологическим оптимумом. 24. Дайте определение понятий "территориальная организация", "экономическое пространство", "устойчивость ландшафта", "проблемный район", "региональная проблема". 25. В чём выражается неизбежность и сущность ноосферы, как это представлял В. И. Вернадский? 26. В чём заключается необходимость глобального географического мышления в познании и преобразовании современного мира? 27. Почему "глобализация" рассматривается как очень сложный и противоречивый процесс? 28.Какое (какие) из направлений деятельности географа вы считаете наиболее важным для экологии и природопользования. Почему? 29. В чём выражаются главные отличия профессионального взгляда географа на окружающий мир (в сравнении с взглядом биолога, геолога, историка)?
Примерная тематика рефератов, курсовых работ 1. Проанализируйте, какие идеиЭ. Реклю, Л. И. Мечникова и Г. В. Плеханова вам кажутся актуальными для современного понимания роли географической среды. 2. Используя различные источники информации приведите примеры важных глобальных и региональных экологических проблем конца ХХ – начала ХХI века. 3. В чем заключаются новые задачи географических исследований, обусловленные современной научно-технической революцией? 4. Выполните анализ определений понятий «географическая картина мира», «географическое открытие», «географический кругозор». 5. Согласны ли вы с мнением ученых, которые определяют географию как науку «синтезирующую», «синтетическую», «интегрально-синтетическую»? Объясните свое согласие или несогласие с этими взглядами. 6. Составьте сводную таблицу системы географических наук по блокам естественных, общественных, природно-общественных и сквозных. Дайте их краткую характеристику. 7. Подготовьте письменный реферат на одну из указанных ниже тем: 1) География – наука естественная и общественная. 2) Экологические функции географии – перспективы и проблемы. 8. Определите главные отличия профессионального географического мышления в области одной из более близких вам фундаментальных наук (истории, физики, биологии, экологии и др.). 9. Используя методы географического описания и сравнительно-географический попробуйте выполнить комплексное геоэкологическое описание вашего региона. 10. Сравните язык географии с языком математики, физики, химии, биологии, истории. Проанализируйте, в чем заключается их сходство и различие. 11. Используя карты географических атласов составьте характеристику средств картографического отображения различных явлений природы, населения и хозяйства. 12. Как развивались идеи географического детерминизма, и какова его роль в решении проблемы взаимоотношений (взаимодействия) природы и человеческого общества? Каковы особенности энвайронментализма и поссибилизма как разновидностей географического детерминизма? 13. Используя собственные знания и дополнительную литературу, составьте перечень 3–4 ресурсопроизводящих и 3–4 ресурсопотребляющих отраслей, а также примеров деятельности, относящихся к рациональному и нерациональному природопользованию. Выясните, как проявляются эти виды деятельности в вашем регионе, вашей местности. 14. Подготовьте краткий реферат (сообщение), характеризующий географическое положение вашего региона, исходя из того, что географическое положение – это сложная система понятий. 15. На примере одной (может быть, знакомой вам) геотехнической системы проследите взаимодействие ее природных и технических частей. Составьте схему данной ГТС. 16. Действует ли система мониторинга окружающей среды в вашем регионе (республике, области и т. д.) и, если действует, каково ее научно-практическое значение. 17. Значение сохранения этнического разнообразия населения мира и биологического разнообразия в природе для современного человечества и его будущего. 18. Составьте сводную таблицу обеспеченности разведанными (доказанными) запасами нефти четырёх высокоразвитых стран (по выбору) и четырёх "нефтяных" стран ближнего и среднего Востока. Сравните эти страны по уровню среднедушевого потребления нефти и нефтепродуктов и выявите основные различия между ними. 19. Выясните, существенно ли для России подразделять регионы – субъекты Федерации по степени обеспеченности природными ресурсами. Обоснуйте вашу точку зрения. 20. Охарактеризуйте различия в обеспеченности (общей и удельной, на душу населения) земельными ресурсами стран мира. Определите, оказывает ли влияние потенциал земельных ресурсов на экономическое развитие стран мира и благосостояние их граждан. Обоснуйте вашу точку зрения и приведите соответствующие примеры. 21. Выясните, в каких странах мира вода является фактором, объективно ограничивающим развитие производительных сил. Какие из крупных экономических районов России и субъектов Федерации относятся к числу наименее обеспеченных водными ресурсами? 22. Подготовьте письменный реферат на одну из указанных ниже тем: 1) Управление природными ресурсами в России и его основные проблемы. 2) Специфика земельных ресурсов России и её влияние на развитие и размещение народного хозяйства страны. 3) Рациональное использование земельных ресурсов: экологический и социально - экономический смысл. 4) Сходство и различие поверхностных и подземных вод как источников водоснабжения населения и хозяйства. 5) Современное состояние и хозяйственное использование морских биологических ресурсов в мире и в России. 6) Роль Мирового океана в обеспечении человечества минерально-сырьевыми ресурсами. 23. К XV веку наблюдался примерно одинаковый уровень цивилизаций Китая, Индии и Западной Европы, но в дальнейшем западноевропейский мир стал доминировать в политике, экономике, науке и технике. Как это могло случиться? 24. Выясните, в чём заключаются главные различия между цивилизациями Запада и Востока; определите, по каким направлениям должно осуществляться их взаимообогащение. 25. Выполните творческое задание (реферат) по одной из предлагаемых тем: а) Как исторически менялось цивилизационное разнообразие мира? б) Что обещает человечеству становление постиндустриальной цивилизации? в) Конфуцианство и его влияние на экономическое развитие КНР в конце ХХ века. г) Способствуют или мешают прогрессу Индии традиции индуистской цивилизации? д) Как влияет состояние природной среды земного шара на развитие глобальной (мировой) и локальных (региональных) цивилизаций? е) Россия как евроазиатская (евразийская) цивилизация. 26. Проанализируйте все основные составные части территориальной организации общества на примере региона – субъекта Российской Федерации, в котором вы живёте. Попробуйте дать свою оценку степени рациональности территориально-общественного комплекса, сложившегося в этом регионе. 27. Перечислите преимущества и недостатки проживания: в деловой части большого города, в пригороде или в "спальном" районе города, в маленьком городке в сельской местности, в сельском населённом пункте. Где бы вы предпочли жить? Где бы вы, возможно, не стали жить? Почему? 28. Оцените характер использования земель и планирование землепользования в вашей местности (в районе большого города, в сельской местности и т.д.). 29. Подготовьте краткий письменный реферат, посвящённый вашей оценке региональной безопасности (экономической, социальной, экологической) вашего региона. 30. Основываясь на изучении идей В. И. Вернадского, определите, соответствует ли они реальному развитию человечества и биосферы. Решите для себя, возможно ли в принципе преобразование биосферы в ноосферу (по В. И. Вернадскому). 31. Сопоставьте содержание (программы) "Повестки дня на ХХ1 век" с основными принципами, изложенными в "Хартии Земли" 2000 года, и выявите важнейшие общие положения. Какие из них, по вашему мнению, должны быть первостепенными, приоритетными в стратегии развития человечества в первые столетия третьего тысячелетия? 32. Выявите главные различия возможностей реализации концепции устойчивого развития в развитых странах Запада и в основной массе развивающихся стран. Выясните сущность понятия "экологический колониализм". 33. Подготовьте реферат на одну из следующих тем: 1) Единство человечества и биосферы (идеи В. И. Вернадского). 2) Равенство людей всех рас, народов, религий как непременное условие становления ноосферы. 3) Экологические уроки современности: значение для экологического образования и воспитания подрастающих поколений. 4) Геологическая роль человека в жизни биосферы. 5) Устойчивое развитие человечества: сущность теории и её практическое значение. 6)"Экологический манифест" Н. Ф. Реймерса – завещание выдающегося учёного-эколога. 34. Подготовьте реферат на одну из указанных ниже тем: 1) Глобальная проблема беженцев и её проявление в России в конце ХХ - начале ХХ1 века. 2) Экономическая глобализация: что она даёт странам и народам мира. 3) Инновации и их роль в жизни современного человечества. 4) Информационная революция: благо или бедствие? 5) Роль ТНК в развитии и размещении мировых производительных сил. 6) Свободные экономические зоны как проявление глобализации мирового хозяйства. 7) Глобализация и миграционные процессы в современном мире. 8) "Утечка" умов из Российской Федерации и её последствия. 9) "Нефтегазовая геополитика" России и её роль в экономическом развитии страны. 10) Торгово-экономические отношения России с Евросоюзом: достижения и проблемы. 11) Транзитное транспортно-географическое положение России и задачи его использования в экономическом развитии страны.
Примерный перечень вопросов к экзамену (зачету) по всему курсу 1.Раскройте представление огеографии как науке естественной и общественной. 2. География и важнейшие проблемы современности. 3. Современное понимание объекта и предмета географии. 4. Основные этапы становления и развития географической науки. в. 5. Современная система географической науки. 6. Географическая культура и географическое мышление. 7. Развитие в рамках географии геоэкологического подхода. 8. Методы географических исследований. 9. Язык географии. 10. Теоретическое знание в географии. 11. Общенаучные учения в географии. 12. Общегеографические учения в географии. 13. Учение о географической оболочке. 14. Учение о ландшафте. 15. Человек и географическая оболочка. 16. Основы социально-экономической географии. 17. Основы политической географии.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 505; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.36.106 (0.008 с.) |