Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Цивилизационные регионы мира.

Поиск

Цивилизация как геопространственная система. Культура и цивилизация. Мировая цивилизация и локальная цивилизация.

Цивилизационная картина современного мира. Цивилизации Востока и цивилизации Запада. Индуистская цивилизация. Китайско-конфуцианская цивилизация. Японская цивилизация. Исламская цивилизация. Негро-африканская цивилизация. Цивилизации запада. Западноевропейская цивилизация. Латиноамериканская цивилизация. Православная цивилизация.

14. Человек в организованной среде (проблемы территориальной организации общества).

Территориальная организация общества и ее компоненты. Понятие о территориальной организации. Компоненты территориальной организации общества.

Территориальные ресурсы и их оценка. Что такое «территория»? Ландшафт. Население Хозяйство. Проектирование оптимальной ТОО. Размер (площадь) территории, богатство (ресурсы) территории. Устойчивость ландшафта. Экономическая и экологическая ёмкость.

Понятие об экономическом пространстве. Экономическое пространство и оценка его качества. Содержание экономического пространства.

Системы расселения – основа ТОО (на примере России). Система расселения в Российской Федерации. Региональные различия.

Зонирование экономического пространства.

Региональная стратегия Российской Федерации. Региональная стратегия и региональная проблема. Как решать региональную проблему?

Человечество – созидатель ноосферы (концепция устойчивого развития).

Единство биосферы и человечества. Человек и биосфера. Задачи созидания ноосферы. Вера в нерушимость человеческой цивилизации. Условия созидания ноосферы.

Дорога в третье тысячелетие (концепция устойчивого развития человечества). Представление об устойчивом развитии. «Повестка дня на XXI век». «Хартия Земли». Как перейти к устойчивому развитию?

Глобализация: новый этап географии мира.

Глобальное видение мира и глобализация. Глобальное географическое мышление.Глобальная география самостоятельное научное направление глобалистики. Глобализация – ключевое понятие XXI века.Неизбежный процесс формирования общемировых принципов жизнеустройства.

Основные направления и противоречия глобализации. Первое – распространение либеральной демократии. Второе – активное действие рыночных сил в экономике. Третье – всесторонняя интеграция мировой экономики (экономическая глобализация). Четвёртое – научно-техническая трансформация производства и рынка рабочей силы. Пятое - быстрое технологическое обновление. Шестое – революция в средствах массовой информации и диктат идеологии потребительства.

Экономико- и социально-географические проявления процесса глобализации. ТНК – главные «действующие лица». Роль свободных экономических зон. Три «мира» в одном мире."Раздробленность" глобальной структуры человечества. Демографические процессы: новые черты.

Экономическая глобализация и Россия. Наши задачи на XXI век. «Нефтегазовая геополитика». Россия и Европа. Россия и Азия. Экономико-географическое положение и международные транспортные коридоры. Россия и Всемирной торговой организации. Россия и СНГ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ: география, экология и природопользование.

Профессиональный географический взгляд. Направления деятельности географа. Области физико-географических наук. Области социально-экономической географии. Географические организации и учреждения.

Человек и природа: географические аспекты. Географический детерминизм и индетерминизм. Географические аспекты взаимоотношения природы и общества в условиях научно-технической революции.

Экологическая география. География и экология. Экологический потенциал ландшафта. Эколого-географические карты и атласы.

Пути оптимизации системы «природа – общество».

 

3. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы

1. Используя литератур­ные источники, выявите мнения ученых о значении географии для экологии и природопользования. Сравните эти взгляды с конкретным вкладом геогра­фов в научное исследование и решение актуальных проблем экологии и природопользования вашего ре­гиона.

2. В чем заключаются главные отличия и черты сходства географической оболочки и географической среды?

3. Каково значение интегративной роли географии в развитии человеческого знания и общественной практики?

4. Определите, какие, по вашему мнению, компоненты биологической, физической и геологической научных картин мира входят в географическую картину мира в качестве обязательных составных частей.

5. Какова роль географии на современном этапе развития экологии и природопользования в России?

6. Чем различаются понятия географической и экологической культуры?

7. В чем заключаются главные отличия и черты сходства географии и экологии?

8. Какие подходы составляют основу географического мышления?

9. Каковы сущность и значение сравнительно-географического (сравни­тельно-пространственного) метода исследования?

10. В чем заключается своеобразие и значение языка карты в географической науке? Какими средствами создается картографический образ?

11. Оцените, как организована районная планировка местности, в которой вы живете.

12. Какова роль географии в становлении общенаучного учения о природопользовании?

13. Определите черты сходства и различия географической среды и географической оболочки.

14. В чем заключается задача создания комплексного географо-экологического мониторинга?

15. Каковы сущность и назначение географических информационных сис­тем (ГИС)?

16. Почему ойкумена, обжитая часть земной поверхности, «сужается»? Можно ли помешать этому процессу?

17. В чём заключаются основные различия между возобновимыми и невозобновимыми природными ресурсами?

18. Как исторически менялась сущность взаимодействия общества и природы?

19. В чём состоит содержание процесса управления природно-ресурсным потенциалом?

20. Какие крупные регионы мира обладают наиболее широким набором и большими объёмами основных природных ресурсов?

21. Дайте определение понятий "мировая цивилизация", "локальная цивилизация", "культура", "ноосфера".

22. Каково в наше время значение территории как основы производства и жизнедеятельности людей?

23. Назовите 4 – 5 ареалов (районов) России, характеризующихся экологическим оптимумом.

24. Дайте определение понятий "территориальная организация", "экономическое пространство", "устойчивость ландшафта", "проблемный район", "региональная проблема".

25. В чём выражается неизбежность и сущность ноосферы, как это представлял В. И. Вернадский?

26. В чём заключается необходимость глобального географического мышления в познании и преобразовании современного мира?

27. Почему "глобализация" рассматривается как очень сложный и противоречивый процесс?

28.Какое (какие) из направлений деятельности географа вы считаете наиболее важным для экологии и природопользования. Почему?

29. В чём выражаются главные отличия профессионального взгляда географа на окружающий мир (в сравнении с взглядом биолога, геолога, историка)?

 

Примерная тематика рефератов, курсовых работ

1. Проанализируйте, какие идеиЭ. Реклю, Л. И. Мечникова и Г. В. Плеханова вам кажутся актуальными для современного понимания роли географической среды.

2. Используя различные источники информации приведите примеры важных глобальных и региональных экологических проблем конца ХХ – начала ХХI века.

3. В чем заключаются новые задачи географических исследований, обусловленные современной научно-технической революцией?

4. Выполните анализ определений понятий «географическая картина мира», «географическое открытие», «географический кругозор».

5. Согласны ли вы с мнением ученых, которые определяют географию как науку «синтезирующую», «синтетическую», «интегрально-синтетическую»? Объясните свое согласие или несогласие с этими взглядами.

6. Составьте сводную таблицу системы географических наук по блокам естественных, общественных, природно-общественных и сквозных. Дайте их краткую характеристику.

7. Подготовьте письменный реферат на одну из указанных ниже тем:

1) География – наука естественная и общественная.

2) Экологические функции географии – перспективы и проблемы.

8. Определите главные отличия профессионального географического мышления в области одной из более близких вам фундаментальных наук (истории, физики, биологии, экологии и др.).

9. Используя методы географического описания и сравнительно-географический попробуйте выполнить комплексное геоэкологическое описание вашего региона.

10. Сравните язык географии с языком математики, физики, химии, биологии, истории. Проанализируйте, в чем заключается их сходство и различие.

11. Используя карты географических атласов составьте характеристику средств картографического отображения различных явлений природы, населения и хозяйства.

12. Как развивались идеи географического детерминизма, и какова его роль в решении проблемы взаимоотношений (взаимодействия) при­роды и человеческого общества? Каковы особенности энвайронментализма и поссибилизма как раз­новидностей географического детерминизма?

13. Используя собственные знания и дополнительную литературу, составьте перечень 3–4 ресурсопроизводящих и 3–4 ресурсопотребляющих отраслей, а также примеров деятельности, относящихся к рациональному и нерациональному природопользованию. Выясните, как проявляются эти виды деятельности в вашем регионе, вашей местности.

14. Подготовьте краткий реферат (сообщение), характеризующий географическое положение вашего региона, исходя из того, что геогра­фическое положение – это сложная система понятий.

15. На примере одной (может быть, знакомой вам) геотехнической системы проследите взаимодействие ее природных и технических частей. Составьте схему данной ГТС.

16. Действует ли система мониторинга окружающей среды в вашем регионе (республике, области и т. д.) и, если действует, каково ее научно-практическое значение.

17. Значение сохранения этнического разнообразия населения мира и биологического разнообразия в природе для современного человечества и его будущего.

18. Составьте сводную таблицу обеспеченности разведанными (доказанными) запасами нефти четырёх высокоразвитых стран (по выбору) и четырёх "нефтяных" стран ближнего и среднего Востока. Сравните эти страны по уровню среднедушевого потребления нефти и нефтепродуктов и выявите основные различия между ними.

19. Выясните, существенно ли для России подразделять регионы – субъекты Федерации по степени обеспеченности природными ресурсами. Обоснуйте вашу точку зрения.

20. Охарактеризуйте различия в обеспеченности (общей и удельной, на душу населения) земельными ресурсами стран мира. Определите, оказывает ли влияние потенциал земельных ресурсов на экономическое развитие стран мира и благосостояние их граждан. Обоснуйте вашу точку зрения и приведите соответствующие примеры.

21. Выясните, в каких странах мира вода является фактором, объективно ограничивающим развитие производительных сил. Какие из крупных экономических районов России и субъектов Федерации относятся к числу наименее обеспеченных водными ресурсами?

22. Подготовьте письменный реферат на одну из указанных ниже тем:

1) Управление природными ресурсами в России и его основные проблемы.

2) Специфика земельных ресурсов России и её влияние на развитие и размещение народного хозяйства страны.

3) Рациональное использование земельных ресурсов: экологический и социально - экономический смысл.

4) Сходство и различие поверхностных и подземных вод как источников водоснабжения населения и хозяйства.

5) Современное состояние и хозяйственное использование морских биологических ресурсов в мире и в России.

6) Роль Мирового океана в обеспечении человечества минерально-сырьевыми ресурсами.

23. К XV веку наблюдался примерно одинаковый уровень цивилизаций Китая, Индии и Западной Европы, но в дальнейшем западноевропейский мир стал доминировать в политике, экономике, науке и технике. Как это могло случиться?

24. Выясните, в чём заключаются главные различия между цивилизациями Запада и Востока; определите, по каким направлениям должно осуществляться их взаимообогащение.

25. Выполните творческое задание (реферат) по одной из предлагаемых тем:

а) Как исторически менялось цивилизационное разнообразие мира?

б) Что обещает человечеству становление постиндустриальной цивилизации?

в) Конфуцианство и его влияние на экономическое развитие КНР в конце ХХ века.

г) Способствуют или мешают прогрессу Индии традиции индуистской цивилизации?

д) Как влияет состояние природной среды земного шара на развитие глобальной (мировой) и локальных (региональных) цивилизаций?

е) Россия как евроазиатская (евразийская) цивилизация.

26. Проанализируйте все основные составные части территориальной организации общества на примере региона – субъекта Российской Федерации, в котором вы живёте. Попробуйте дать свою оценку степени рациональности территориально-общественного комплекса, сложившегося в этом регионе.

27. Перечислите преимущества и недостатки проживания: в деловой части большого города, в пригороде или в "спальном" районе города, в маленьком городке в сельской местности, в сельском населённом пункте. Где бы вы предпочли жить? Где бы вы, возможно, не стали жить? Почему?

28. Оцените характер использования земель и планирование землепользования в вашей местности (в районе большого города, в сельской местности и т.д.).

29. Подготовьте краткий письменный реферат, посвящённый вашей оценке региональной безопасности (экономической, социальной, экологической) вашего региона.

30. Основываясь на изучении идей В. И. Вернадского, определите, соответствует ли они реальному развитию человечества и биосферы. Решите для себя, возможно ли в принципе преобразование биосферы в ноосферу (по В. И. Вернадскому).

31. Сопоставьте содержание (программы) "Повестки дня на ХХ1 век" с основными принципами, изложенными в "Хартии Земли" 2000 года, и выявите важнейшие общие положения. Какие из них, по вашему мнению, должны быть первостепенными, приоритетными в стратегии развития человечества в первые столетия третьего тысячелетия?

32. Выявите главные различия возможностей реализации концепции устойчивого развития в развитых странах Запада и в основной массе развивающихся стран. Выясните сущность понятия "экологический колониализм".

33. Подготовьте реферат на одну из следующих тем:

1) Единство человечества и биосферы (идеи В. И. Вернадского).

2) Равенство людей всех рас, народов, религий как непременное условие становления ноосферы.

3) Экологические уроки современности: значение для экологического образования и воспитания подрастающих поколений.

4) Геологическая роль человека в жизни биосферы.

5) Устойчивое развитие человечества: сущность теории и её практическое значение.

6)"Экологический манифест" Н. Ф. Реймерса – завещание выдающегося учёного-эколога.

34. Подготовьте реферат на одну из указанных ниже тем:

1) Глобальная проблема беженцев и её проявление в России в конце ХХ - начале ХХ1 века.

2) Экономическая глобализация: что она даёт странам и народам мира.

3) Инновации и их роль в жизни современного человечества.

4) Информационная революция: благо или бедствие?

5) Роль ТНК в развитии и размещении мировых производительных сил.

6) Свободные экономические зоны как проявление глобализации мирового хозяйства.

7) Глобализация и миграционные процессы в современном мире.

8) "Утечка" умов из Российской Федерации и её последствия.

9) "Нефтегазовая геополитика" России и её роль в экономическом развитии страны.

10) Торгово-экономические отношения России с Евросоюзом: достижения и проблемы.

11) Транзитное транспортно-географическое положение России и задачи его использования в экономическом развитии страны.

 

Примерный перечень вопросов к экзамену (зачету) по всему курсу

1.Раскройте представление огеографии как науке естественной и общественной.

2. География и важнейшие проблемы современности.

3. Современное понимание объекта и предмета географии.

4. Основные этапы становления и развития географической науки. в.

5. Современная система географической науки.

6. Географическая культура и географическое мышление.

7. Развитие в рамках географии геоэкологического подхода.

8. Методы географических исследований.

9. Язык географии.

10. Теоретическое знание в географии.

11. Общенаучные учения в географии.

12. Общегеографические учения в географии.

13. Учение о географической оболочке.

14. Учение о ландшафте.

15. Человек и географическая оболочка.

16. Основы социально-экономической географии.

17. Основы политической географии.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 505; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.36.106 (0.008 с.)