![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Цивилизационные регионы мира.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Цивилизация как геопространственная система. Культура и цивилизация. Мировая цивилизация и локальная цивилизация. Цивилизационная картина современного мира. Цивилизации Востока и цивилизации Запада. Индуистская цивилизация. Китайско-конфуцианская цивилизация. Японская цивилизация. Исламская цивилизация. Негро-африканская цивилизация. Цивилизации запада. Западноевропейская цивилизация. Латиноамериканская цивилизация. Православная цивилизация. 14. Человек в организованной среде (проблемы территориальной организации общества). Территориальная организация общества и ее компоненты. Понятие о территориальной организации. Компоненты территориальной организации общества. Территориальные ресурсы и их оценка. Что такое «территория»? Ландшафт. Население Хозяйство. Проектирование оптимальной ТОО. Размер (площадь) территории, богатство (ресурсы) территории. Устойчивость ландшафта. Экономическая и экологическая ёмкость. Понятие об экономическом пространстве. Экономическое пространство и оценка его качества. Содержание экономического пространства. Системы расселения – основа ТОО (на примере России). Система расселения в Российской Федерации. Региональные различия. Зонирование экономического пространства. Региональная стратегия Российской Федерации. Региональная стратегия и региональная проблема. Как решать региональную проблему? Человечество – созидатель ноосферы (концепция устойчивого развития). Единство биосферы и человечества. Человек и биосфера. Задачи созидания ноосферы. Вера в нерушимость человеческой цивилизации. Условия созидания ноосферы. Дорога в третье тысячелетие (концепция устойчивого развития человечества). Представление об устойчивом развитии. «Повестка дня на XXI век». «Хартия Земли». Как перейти к устойчивому развитию? Глобализация: новый этап географии мира. Глобальное видение мира и глобализация. Глобальное географическое мышление.Глобальная география – самостоятельное научное направление глобалистики. Глобализация – ключевое понятие XXI века.Неизбежный процесс формирования общемировых принципов жизнеустройства. Основные направления и противоречия глобализации. Первое – распространение либеральной демократии. Второе – активное действие рыночных сил в экономике. Третье – всесторонняя интеграция мировой экономики (экономическая глобализация). Четвёртое – научно-техническая трансформация производства и рынка рабочей силы. Пятое - быстрое технологическое обновление. Шестое – революция в средствах массовой информации и диктат идеологии потребительства.
Экономико- и социально-географические проявления процесса глобализации. ТНК – главные «действующие лица». Роль свободных экономических зон. Три «мира» в одном мире."Раздробленность" глобальной структуры человечества. Демографические процессы: новые черты. Экономическая глобализация и Россия. Наши задачи на XXI век. «Нефтегазовая геополитика». Россия и Европа. Россия и Азия. Экономико-географическое положение и международные транспортные коридоры. Россия и Всемирной торговой организации. Россия и СНГ. ЗАКЛЮЧЕНИЕ: география, экология и природопользование. Профессиональный географический взгляд. Направления деятельности географа. Области физико-географических наук. Области социально-экономической географии. Географические организации и учреждения. Человек и природа: географические аспекты. Географический детерминизм и индетерминизм. Географические аспекты взаимоотношения природы и общества в условиях научно-технической революции. Экологическая география. География и экология. Экологический потенциал ландшафта. Эколого-географические карты и атласы. Пути оптимизации системы «природа – общество».
3. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы 1. Используя литературные источники, выявите мнения ученых о значении географии для экологии и природопользования. Сравните эти взгляды с конкретным вкладом географов в научное исследование и решение актуальных проблем экологии и природопользования вашего региона. 2. В чем заключаются главные отличия и черты сходства географической оболочки и географической среды? 3. Каково значение интегративной роли географии в развитии человеческого знания и общественной практики? 4. Определите, какие, по вашему мнению, компоненты биологической, физической и геологической научных картин мира входят в географическую картину мира в качестве обязательных составных частей.
5. Какова роль географии на современном этапе развития экологии и природопользования в России? 6. Чем различаются понятия географической и экологической культуры? 7. В чем заключаются главные отличия и черты сходства географии и экологии? 8. Какие подходы составляют основу географического мышления? 9. Каковы сущность и значение сравнительно-географического (сравнительно-пространственного) метода исследования? 10. В чем заключается своеобразие и значение языка карты в географической науке? Какими средствами создается картографический образ? 11. Оцените, как организована районная планировка местности, в которой вы живете. 12. Какова роль географии в становлении общенаучного учения о природопользовании? 13. Определите черты сходства и различия географической среды и географической оболочки. 14. В чем заключается задача создания комплексного географо-экологического мониторинга? 15. Каковы сущность и назначение географических информационных систем (ГИС)? 16. Почему ойкумена, обжитая часть земной поверхности, «сужается»? Можно ли помешать этому процессу? 17. В чём заключаются основные различия между возобновимыми и невозобновимыми природными ресурсами? 18. Как исторически менялась сущность взаимодействия общества и природы? 19. В чём состоит содержание процесса управления природно-ресурсным потенциалом? 20. Какие крупные регионы мира обладают наиболее широким набором и большими объёмами основных природных ресурсов? 21. Дайте определение понятий "мировая цивилизация", "локальная цивилизация", "культура", "ноосфера". 22. Каково в наше время значение территории как основы производства и жизнедеятельности людей? 23. Назовите 4 – 5 ареалов (районов) России, характеризующихся экологическим оптимумом. 24. Дайте определение понятий "территориальная организация", "экономическое пространство", "устойчивость ландшафта", "проблемный район", "региональная проблема". 25. В чём выражается неизбежность и сущность ноосферы, как это представлял В. И. Вернадский? 26. В чём заключается необходимость глобального географического мышления в познании и преобразовании современного мира? 27. Почему "глобализация" рассматривается как очень сложный и противоречивый процесс? 28.Какое (какие) из направлений деятельности географа вы считаете наиболее важным для экологии и природопользования. Почему? 29. В чём выражаются главные отличия профессионального взгляда географа на окружающий мир (в сравнении с взглядом биолога, геолога, историка)?
Примерная тематика рефератов, курсовых работ 1. Проанализируйте, какие идеиЭ. Реклю, Л. И. Мечникова и Г. В. Плеханова вам кажутся актуальными для современного понимания роли географической среды. 2. Используя различные источники информации приведите примеры важных глобальных и региональных экологических проблем конца ХХ – начала ХХI века. 3. В чем заключаются новые задачи географических исследований, обусловленные современной научно-технической революцией? 4. Выполните анализ определений понятий «географическая картина мира», «географическое открытие», «географический кругозор». 5. Согласны ли вы с мнением ученых, которые определяют географию как науку «синтезирующую», «синтетическую», «интегрально-синтетическую»? Объясните свое согласие или несогласие с этими взглядами.
6. Составьте сводную таблицу системы географических наук по блокам естественных, общественных, природно-общественных и сквозных. Дайте их краткую характеристику. 7. Подготовьте письменный реферат на одну из указанных ниже тем: 1) География – наука естественная и общественная. 2) Экологические функции географии – перспективы и проблемы. 8. Определите главные отличия профессионального географического мышления в области одной из более близких вам фундаментальных наук (истории, физики, биологии, экологии и др.). 9. Используя методы географического описания и сравнительно-географический попробуйте выполнить комплексное геоэкологическое описание вашего региона. 10. Сравните язык географии с языком математики, физики, химии, биологии, истории. Проанализируйте, в чем заключается их сходство и различие. 11. Используя карты географических атласов составьте характеристику средств картографического отображения различных явлений природы, населения и хозяйства. 12. Как развивались идеи географического детерминизма, и какова его роль в решении проблемы взаимоотношений (взаимодействия) природы и человеческого общества? Каковы особенности энвайронментализма и поссибилизма как разновидностей географического детерминизма? 13. Используя собственные знания и дополнительную литературу, составьте перечень 3–4 ресурсопроизводящих и 3–4 ресурсопотребляющих отраслей, а также примеров деятельности, относящихся к рациональному и нерациональному природопользованию. Выясните, как проявляются эти виды деятельности в вашем регионе, вашей местности. 14. Подготовьте краткий реферат (сообщение), характеризующий географическое положение вашего региона, исходя из того, что географическое положение – это сложная система понятий. 15. На примере одной (может быть, знакомой вам) геотехнической системы проследите взаимодействие ее природных и технических частей. Составьте схему данной ГТС. 16. Действует ли система мониторинга окружающей среды в вашем регионе (республике, области и т. д.) и, если действует, каково ее научно-практическое значение. 17. Значение сохранения этнического разнообразия населения мира и биологического разнообразия в природе для современного человечества и его будущего. 18. Составьте сводную таблицу обеспеченности разведанными (доказанными) запасами нефти четырёх высокоразвитых стран (по выбору) и четырёх "нефтяных" стран ближнего и среднего Востока. Сравните эти страны по уровню среднедушевого потребления нефти и нефтепродуктов и выявите основные различия между ними.
19. Выясните, существенно ли для России подразделять регионы – субъекты Федерации по степени обеспеченности природными ресурсами. Обоснуйте вашу точку зрения. 20. Охарактеризуйте различия в обеспеченности (общей и удельной, на душу населения) земельными ресурсами стран мира. Определите, оказывает ли влияние потенциал земельных ресурсов на экономическое развитие стран мира и благосостояние их граждан. Обоснуйте вашу точку зрения и приведите соответствующие примеры. 21. Выясните, в каких странах мира вода является фактором, объективно ограничивающим развитие производительных сил. Какие из крупных экономических районов России и субъектов Федерации относятся к числу наименее обеспеченных водными ресурсами? 22. Подготовьте письменный реферат на одну из указанных ниже тем: 1) Управление природными ресурсами в России и его основные проблемы. 2) Специфика земельных ресурсов России и её влияние на развитие и размещение народного хозяйства страны. 3) Рациональное использование земельных ресурсов: экологический и социально - экономический смысл. 4) Сходство и различие поверхностных и подземных вод как источников водоснабжения населения и хозяйства. 5) Современное состояние и хозяйственное использование морских биологических ресурсов в мире и в России. 6) Роль Мирового океана в обеспечении человечества минерально-сырьевыми ресурсами. 23. К XV веку наблюдался примерно одинаковый уровень цивилизаций Китая, Индии и Западной Европы, но в дальнейшем западноевропейский мир стал доминировать в политике, экономике, науке и технике. Как это могло случиться? 24. Выясните, в чём заключаются главные различия между цивилизациями Запада и Востока; определите, по каким направлениям должно осуществляться их взаимообогащение. 25. Выполните творческое задание (реферат) по одной из предлагаемых тем: а) Как исторически менялось цивилизационное разнообразие мира? б) Что обещает человечеству становление постиндустриальной цивилизации? в) Конфуцианство и его влияние на экономическое развитие КНР в конце ХХ века. г) Способствуют или мешают прогрессу Индии традиции индуистской цивилизации? д) Как влияет состояние природной среды земного шара на развитие глобальной (мировой) и локальных (региональных) цивилизаций? е) Россия как евроазиатская (евразийская) цивилизация. 26. Проанализируйте все основные составные части территориальной организации общества на примере региона – субъекта Российской Федерации, в котором вы живёте. Попробуйте дать свою оценку степени рациональности территориально-общественного комплекса, сложившегося в этом регионе. 27. Перечислите преимущества и недостатки проживания: в деловой части большого города, в пригороде или в "спальном" районе города, в маленьком городке в сельской местности, в сельском населённом пункте. Где бы вы предпочли жить? Где бы вы, возможно, не стали жить? Почему?
28. Оцените характер использования земель и планирование землепользования в вашей местности (в районе большого города, в сельской местности и т.д.). 29. Подготовьте краткий письменный реферат, посвящённый вашей оценке региональной безопасности (экономической, социальной, экологической) вашего региона. 30. Основываясь на изучении идей В. И. Вернадского, определите, соответствует ли они реальному развитию человечества и биосферы. Решите для себя, возможно ли в принципе преобразование биосферы в ноосферу (по В. И. Вернадскому). 31. Сопоставьте содержание (программы) "Повестки дня на ХХ1 век" с основными принципами, изложенными в "Хартии Земли" 2000 года, и выявите важнейшие общие положения. Какие из них, по вашему мнению, должны быть первостепенными, приоритетными в стратегии развития человечества в первые столетия третьего тысячелетия? 32. Выявите главные различия возможностей реализации концепции устойчивого развития в развитых странах Запада и в основной массе развивающихся стран. Выясните сущность понятия "экологический колониализм". 33. Подготовьте реферат на одну из следующих тем: 1) Единство человечества и биосферы (идеи В. И. Вернадского). 2) Равенство людей всех рас, народов, религий как непременное условие становления ноосферы. 3) Экологические уроки современности: значение для экологического образования и воспитания подрастающих поколений. 4) Геологическая роль человека в жизни биосферы. 5) Устойчивое развитие человечества: сущность теории и её практическое значение. 6)"Экологический манифест" Н. Ф. Реймерса – завещание выдающегося учёного-эколога. 34. Подготовьте реферат на одну из указанных ниже тем: 1) Глобальная проблема беженцев и её проявление в России в конце ХХ - начале ХХ1 века. 2) Экономическая глобализация: что она даёт странам и народам мира. 3) Инновации и их роль в жизни современного человечества. 4) Информационная революция: благо или бедствие? 5) Роль ТНК в развитии и размещении мировых производительных сил. 6) Свободные экономические зоны как проявление глобализации мирового хозяйства. 7) Глобализация и миграционные процессы в современном мире. 8) "Утечка" умов из Российской Федерации и её последствия. 9) "Нефтегазовая геополитика" России и её роль в экономическом развитии страны. 10) Торгово-экономические отношения России с Евросоюзом: достижения и проблемы. 11) Транзитное транспортно-географическое положение России и задачи его использования в экономическом развитии страны.
Примерный перечень вопросов к экзамену (зачету) по всему курсу 1.Раскройте представление огеографии как науке естественной и общественной. 2. География и важнейшие проблемы современности. 3. Современное понимание объекта и предмета географии. 4. Основные этапы становления и развития географической науки. в. 5. Современная система географической науки. 6. Географическая культура и географическое мышление. 7. Развитие в рамках географии геоэкологического подхода. 8. Методы географических исследований. 9. Язык географии. 10. Теоретическое знание в географии. 11. Общенаучные учения в географии. 12. Общегеографические учения в географии. 13. Учение о географической оболочке. 14. Учение о ландшафте. 15. Человек и географическая оболочка. 16. Основы социально-экономической географии. 17. Основы политической географии.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 526; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.85.47 (0.012 с.) |