Экология и природопользование» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экология и природопользование»



Экология и природопользование»

специальности 013100 «Экология»

 

I. Организационно-методический раздел

Цель курса

Способствовать форми­рованию у будущих специалистов основополагающих понятий, категорий и теорий географии, подготовка выпускников университетов к адекватному воспри­ятию новых актуальных проблем и направлений дальнейшего прогресса системы географических наук. Курс призван научить проникновению в сущность географических процессов и явлений, применять в экологии и деятельности по охране и рациональному использованию природной среды географические методы, идеи и знания.

Задачи курса

Дать специалисту экологу, геоэкологу и экологу-природопользователю знания о географической науке как единой научной дисциплине, о глобальных, региональных и локальных географических проблемах, показать возможности использования географических методов и знаний в практической деятельности эколога, геоэколога и эколога-природопользователя.

3. Место курса в профессиональной подготовке выпускника

Курс посвящен изучению географии, знакомству с ее сущностью, познавательными и конструктивными функциями. История географической науки насчитывает несколько тысячелетий. За это время коренным образом изменились ее предмет, задачи и методы исследований. В настоящее время в ней усилились интеграционные тенденции, заставившие задуматься о необходимости общей (комплексной, единой, нерасчлененной) географии, призванной исследовать пространственно-временные закономерности взаимодействия природы и общества на глобальном, региональном и локальном уровнях.

География изучает пространственно-временные взаимосвязи природных и антропогенных факторов и особенности развития различных территориальных систем. В этом качестве географы активно участвуют в решении многих проблем политического, экономического, социального и экологического характера, возникающих на разных уровнях – от глобального до локального. Поэтому география занимает уникальное место в системе наук, играя роль своего рода связующего звена между естественными и общественными науками.

Важнейшая задача современной географии: исследовать с возможной полнотой механизм взаимодействия природы и общества, объективно и всесторонне оценить экологическую обстановку в мире, наметить пути улучшения использования природных ресурсов, запасы которых стали катастрофически истощаться. Для решения этой задачи во второй половине ХХ века на новой теоретической основе формируется общая (единая) география. Из всего этого видна роль географии в образовательно-профессиональной программе направления «Экология и природопользование».

Требования к уровню освоения содержания курса

Эколог, геоэколог и эколог-природопользователь должен иметь представление об объекте и предмете географии, знать систему географических наук и понимать их экологизацию, гуманизацию и социологизацию, знать географические законы и закономерности, иметь представление о современных проблемах географии. Необходимо также знание важнейших глобальных проблем пространственно-временного взаимодействия природных, антропогенных и природно-антропогенных геосистем.

 

II. Содержание курса

Разделы курса

1. Мир современной географии

2. География современного мира

2. Темы и краткое содержание

Мир современной географии

ВВЕДЕНИЕ: География в современном мире.

География – наука естественная и общественная. Изменение представлений о географии.Роль географии в создании научнойгеографической картины мира и ее конструктивный вклад в решение важнейших проблем современности. Экологизация всех направлений географии.Интегративная роль географии. Физическая и общественная география.Главная задача географии.География и важнейшие проблемы современности. Проблемы окружающей среды и природных ресурсов. География и демографические проблемы. География и проблемы региональных исследований.

Современное понимание объекта и предмета географии. Взаимодействие природных и социально-экономических образований. Географическая среда как объект географии. Задачи географии.Вклад географии в создание научной картины мира.

Формирование научной географической картины мира.

Основные этапы становления и развития географической науки. Первый этап – с древнейших времен до середины XVII в. Второй этап – с середины XVII до середины XIX в. Третий этап – с середины XIX до 20-х годов XX в. Четвертый этап – с 20-х годов XX в. до настоящего времени.

Географические открытия и географический кругозор. Географические открытия и географическая картина мира.Великие путешествия и экспедиции. Эпоха Великих географических открытий

Зарождение общегеографических знаний. Географические знания до нашей эры. География в древнем мире. География средневековья.

География эпохи великих открытий. Великие географические открытия. Географическое знание XVI – середины XVII веков.

Научное развитие географических знаний. География начала Нового времени. Новая география XX в.

Развитие общегеографических идей в современной географии. Географическое знание в эпоху НТР. Новые задачи – новые методы исследования.

3. Современная система географической науки.

География в системе наук. Дифференциация и интеграция в географии. Сквозные направления. Гуманизация, социологизация, экологизация, экономизация.

Система географических наук. Проблемы общей структуры. Физическая география –учения о комплексах и компонентах природы земной поверхности. Экономическая и социальная география – общая, региональная и отраслевая.

Картография.Страноведение. Стыковые научные дисциплины – политичес­кая география, истори­ческая география, воен­ная география, этногеография,гео­графия культуры, меди­цинская география,геохимия, геофизика,топонимика.

Географическая культура и географическое мышление.

Понятие о географической культуре. Четыре основных компонента географической культуры: географическая картина мира; географическое мышление; методы географических исследований; язык географии.

Понятие географического мышления. Традиционные подходы: территориальный, комплексный (частный и высший синтез), исторический, типологический. Новые подходы: системный, проблемный, экологический, конструктивный, поведенческий.

Развитие в рамках географии геоэкологического подхода. Экологическое картографирование. Составление схем районной планировки, территориальных комплексных схем охраны природы.

Язык географии – элемент географической культуры. Язык понятий и терминов, научных фактов, цифр, дат. Язык географических названий, представлений (образов). Язык карты.

Зонирование экономического пространства.

Региональная стратегия Российской Федерации. Региональная стратегия и региональная проблема. Как решать региональную проблему?

Человечество – созидатель ноосферы (концепция устойчивого развития).

Единство биосферы и человечества. Человек и биосфера. Задачи созидания ноосферы. Вера в нерушимость человеческой цивилизации. Условия созидания ноосферы.

Дорога в третье тысячелетие (концепция устойчивого развития человечества). Представление об устойчивом развитии. «Повестка дня на XXI век». «Хартия Земли». Как перейти к устойчивому развитию?

ЗАКЛЮЧЕНИЕ: география, экология и природопользование.

Профессиональный географический взгляд. Направления деятельности географа. Области физико-географических наук. Области социально-экономической географии. Географические организации и учреждения.

Человек и природа: географические аспекты. Географический детерминизм и индетерминизм. Географические аспекты взаимоотношения природы и общества в условиях научно-технической революции.

Экологическая география. География и экология. Экологический потенциал ландшафта. Эколого-географические карты и атласы.

Пути оптимизации системы «природа – общество».

 

3. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы

1. Используя литератур­ные источники, выявите мнения ученых о значении географии для экологии и природопользования. Сравните эти взгляды с конкретным вкладом геогра­фов в научное исследование и решение актуальных проблем экологии и природопользования вашего ре­гиона.

2. В чем заключаются главные отличия и черты сходства географической оболочки и географической среды?

3. Каково значение интегративной роли географии в развитии человеческого знания и общественной практики?

4. Определите, какие, по вашему мнению, компоненты биологической, физической и геологической научных картин мира входят в географическую картину мира в качестве обязательных составных частей.

5. Какова роль географии на современном этапе развития экологии и природопользования в России?

6. Чем различаются понятия географической и экологической культуры?

7. В чем заключаются главные отличия и черты сходства географии и экологии?

8. Какие подходы составляют основу географического мышления?

9. Каковы сущность и значение сравнительно-географического (сравни­тельно-пространственного) метода исследования?

10. В чем заключается своеобразие и значение языка карты в географической науке? Какими средствами создается картографический образ?

11. Оцените, как организована районная планировка местности, в которой вы живете.

12. Какова роль географии в становлении общенаучного учения о природопользовании?

13. Определите черты сходства и различия географической среды и географической оболочки.

14. В чем заключается задача создания комплексного географо-экологического мониторинга?

15. Каковы сущность и назначение географических информационных сис­тем (ГИС)?

16. Почему ойкумена, обжитая часть земной поверхности, «сужается»? Можно ли помешать этому процессу?

17. В чём заключаются основные различия между возобновимыми и невозобновимыми природными ресурсами?

18. Как исторически менялась сущность взаимодействия общества и природы?

19. В чём состоит содержание процесса управления природно-ресурсным потенциалом?

20. Какие крупные регионы мира обладают наиболее широким набором и большими объёмами основных природных ресурсов?

21. Дайте определение понятий "мировая цивилизация", "локальная цивилизация", "культура", "ноосфера".

22. Каково в наше время значение территории как основы производства и жизнедеятельности людей?

23. Назовите 4 – 5 ареалов (районов) России, характеризующихся экологическим оптимумом.

24. Дайте определение понятий "территориальная организация", "экономическое пространство", "устойчивость ландшафта", "проблемный район", "региональная проблема".

25. В чём выражается неизбежность и сущность ноосферы, как это представлял В. И. Вернадский?

26. В чём заключается необходимость глобального географического мышления в познании и преобразовании современного мира?

27. Почему "глобализация" рассматривается как очень сложный и противоречивый процесс?

28.Какое (какие) из направлений деятельности географа вы считаете наиболее важным для экологии и природопользования. Почему?

29. В чём выражаются главные отличия профессионального взгляда географа на окружающий мир (в сравнении с взглядом биолога, геолога, историка)?

 

Примерная тематика рефератов, курсовых работ

1. Проанализируйте, какие идеиЭ. Реклю, Л. И. Мечникова и Г. В. Плеханова вам кажутся актуальными для современного понимания роли географической среды.

2. Используя различные источники информации приведите примеры важных глобальных и региональных экологических проблем конца ХХ – начала ХХI века.

3. В чем заключаются новые задачи географических исследований, обусловленные современной научно-технической революцией?

4. Выполните анализ определений понятий «географическая картина мира», «географическое открытие», «географический кругозор».

5. Согласны ли вы с мнением ученых, которые определяют географию как науку «синтезирующую», «синтетическую», «интегрально-синтетическую»? Объясните свое согласие или несогласие с этими взглядами.

6. Составьте сводную таблицу системы географических наук по блокам естественных, общественных, природно-общественных и сквозных. Дайте их краткую характеристику.

7. Подготовьте письменный реферат на одну из указанных ниже тем:

1) География – наука естественная и общественная.

2) Экологические функции географии – перспективы и проблемы.

8. Определите главные отличия профессионального географического мышления в области одной из более близких вам фундаментальных наук (истории, физики, биологии, экологии и др.).

9. Используя методы географического описания и сравнительно-географический попробуйте выполнить комплексное геоэкологическое описание вашего региона.

10. Сравните язык географии с языком математики, физики, химии, биологии, истории. Проанализируйте, в чем заключается их сходство и различие.

11. Используя карты географических атласов составьте характеристику средств картографического отображения различных явлений природы, населения и хозяйства.

12. Как развивались идеи географического детерминизма, и какова его роль в решении проблемы взаимоотношений (взаимодействия) при­роды и человеческого общества? Каковы особенности энвайронментализма и поссибилизма как раз­новидностей географического детерминизма?

13. Используя собственные знания и дополнительную литературу, составьте перечень 3–4 ресурсопроизводящих и 3–4 ресурсопотребляющих отраслей, а также примеров деятельности, относящихся к рациональному и нерациональному природопользованию. Выясните, как проявляются эти виды деятельности в вашем регионе, вашей местности.

14. Подготовьте краткий реферат (сообщение), характеризующий географическое положение вашего региона, исходя из того, что геогра­фическое положение – это сложная система понятий.

15. На примере одной (может быть, знакомой вам) геотехнической системы проследите взаимодействие ее природных и технических частей. Составьте схему данной ГТС.

16. Действует ли система мониторинга окружающей среды в вашем регионе (республике, области и т. д.) и, если действует, каково ее научно-практическое значение.

17. Значение сохранения этнического разнообразия населения мира и биологического разнообразия в природе для современного человечества и его будущего.

18. Составьте сводную таблицу обеспеченности разведанными (доказанными) запасами нефти четырёх высокоразвитых стран (по выбору) и четырёх "нефтяных" стран ближнего и среднего Востока. Сравните эти страны по уровню среднедушевого потребления нефти и нефтепродуктов и выявите основные различия между ними.

19. Выясните, существенно ли для России подразделять регионы – субъекты Федерации по степени обеспеченности природными ресурсами. Обоснуйте вашу точку зрения.

20. Охарактеризуйте различия в обеспеченности (общей и удельной, на душу населения) земельными ресурсами стран мира. Определите, оказывает ли влияние потенциал земельных ресурсов на экономическое развитие стран мира и благосостояние их граждан. Обоснуйте вашу точку зрения и приведите соответствующие примеры.

21. Выясните, в каких странах мира вода является фактором, объективно ограничивающим развитие производительных сил. Какие из крупных экономических районов России и субъектов Федерации относятся к числу наименее обеспеченных водными ресурсами?

22. Подготовьте письменный реферат на одну из указанных ниже тем:

1) Управление природными ресурсами в России и его основные проблемы.

2) Специфика земельных ресурсов России и её влияние на развитие и размещение народного хозяйства страны.

3) Рациональное использование земельных ресурсов: экологический и социально - экономический смысл.

4) Сходство и различие поверхностных и подземных вод как источников водоснабжения населения и хозяйства.

5) Современное состояние и хозяйственное использование морских биологических ресурсов в мире и в России.

6) Роль Мирового океана в обеспечении человечества минерально-сырьевыми ресурсами.

23. К XV веку наблюдался примерно одинаковый уровень цивилизаций Китая, Индии и Западной Европы, но в дальнейшем западноевропейский мир стал доминировать в политике, экономике, науке и технике. Как это могло случиться?

24. Выясните, в чём заключаются главные различия между цивилизациями Запада и Востока; определите, по каким направлениям должно осуществляться их взаимообогащение.

25. Выполните творческое задание (реферат) по одной из предлагаемых тем:

а) Как исторически менялось цивилизационное разнообразие мира?

б) Что обещает человечеству становление постиндустриальной цивилизации?

в) Конфуцианство и его влияние на экономическое развитие КНР в конце ХХ века.

г) Способствуют или мешают прогрессу Индии традиции индуистской цивилизации?

д) Как влияет состояние природной среды земного шара на развитие глобальной (мировой) и локальных (региональных) цивилизаций?

е) Россия как евроазиатская (евразийская) цивилизация.

26. Проанализируйте все основные составные части территориальной организации общества на примере региона – субъекта Российской Федерации, в котором вы живёте. Попробуйте дать свою оценку степени рациональности территориально-общественного комплекса, сложившегося в этом регионе.

27. Перечислите преимущества и недостатки проживания: в деловой части большого города, в пригороде или в "спальном" районе города, в маленьком городке в сельской местности, в сельском населённом пункте. Где бы вы предпочли жить? Где бы вы, возможно, не стали жить? Почему?

28. Оцените характер использования земель и планирование землепользования в вашей местности (в районе большого города, в сельской местности и т.д.).

29. Подготовьте краткий письменный реферат, посвящённый вашей оценке региональной безопасности (экономической, социальной, экологической) вашего региона.

30. Основываясь на изучении идей В. И. Вернадского, определите, соответствует ли они реальному развитию человечества и биосферы. Решите для себя, возможно ли в принципе преобразование биосферы в ноосферу (по В. И. Вернадскому).

31. Сопоставьте содержание (программы) "Повестки дня на ХХ1 век" с основными принципами, изложенными в "Хартии Земли" 2000 года, и выявите важнейшие общие положения. Какие из них, по вашему мнению, должны быть первостепенными, приоритетными в стратегии развития человечества в первые столетия третьего тысячелетия?

32. Выявите главные различия возможностей реализации концепции устойчивого развития в развитых странах Запада и в основной массе развивающихся стран. Выясните сущность понятия "экологический колониализм".

33. Подготовьте реферат на одну из следующих тем:

1) Единство человечества и биосферы (идеи В. И. Вернадского).

2) Равенство людей всех рас, народов, религий как непременное условие становления ноосферы.

3) Экологические уроки современности: значение для экологического образования и воспитания подрастающих поколений.

4) Геологическая роль человека в жизни биосферы.

5) Устойчивое развитие человечества: сущность теории и её практическое значение.

6)"Экологический манифест" Н. Ф. Реймерса – завещание выдающегося учёного-эколога.

34. Подготовьте реферат на одну из указанных ниже тем:

1) Глобальная проблема беженцев и её проявление в России в конце ХХ - начале ХХ1 века.

2) Экономическая глобализация: что она даёт странам и народам мира.

3) Инновации и их роль в жизни современного человечества.

4) Информационная революция: благо или бедствие?

5) Роль ТНК в развитии и размещении мировых производительных сил.

6) Свободные экономические зоны как проявление глобализации мирового хозяйства.

7) Глобализация и миграционные процессы в современном мире.

8) "Утечка" умов из Российской Федерации и её последствия.

9) "Нефтегазовая геополитика" России и её роль в экономическом развитии страны.

10) Торгово-экономические отношения России с Евросоюзом: достижения и проблемы.

11) Транзитное транспортно-географическое положение России и задачи его использования в экономическом развитии страны.

 

Примерный перечень вопросов к экзамену (зачету) по всему курсу

1.Раскройте представление огеографии как науке естественной и общественной.

2. География и важнейшие проблемы современности.

3. Современное понимание объекта и предмета географии.

4. Основные этапы становления и развития географической науки. в.

5. Современная система географической науки.

6. Географическая культура и географическое мышление.

7. Развитие в рамках географии геоэкологического подхода.

8. Методы географических исследований.

9. Язык географии.

10. Теоретическое знание в географии.

11. Общенаучные учения в географии.

12. Общегеографические учения в географии.

13. Учение о географической оболочке.

14. Учение о ландшафте.

15. Человек и географическая оболочка.

16. Основы социально-экономической географии.

17. Основы политической географии.

V. Учебно-методическое обеспечение курса

1. Рекомендуемая литература (основная)

Геренчук К. И., Боков В. А., Черванев И. Г. Общее землеведе­ние: Учеб. пособие для студ. геогр. спец. вузов. М.: Высш. шк., 1984. 256 с.

Гладкевич Г. И. Введение в экономическую и социальную географию. Смоленск, 1994. 94 с.

Г о л у б ч и к М. М., Файбусович Э. Л., Логинова Н. Н., Ковшов В. П. Введение в экономическую и социальную географию. Саранск: Изд-во Мордов. Ун-та, 1993. 224 с.

Боков В. А., Селиверстов Ю. П., Черванев И. Г. Общее землеведение. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1998. 268 с.

И с а ч е н к о А. Г. География в современном мире: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1998. 160 с.

М а к с а к о в с к и й В. П. Географическая культура: Учебное пособие. М., 1998.

Мильков Ф. Н. Общее землеведение: Учеб. пособие для студ. геогр. спец. вузов. М.: Высш. шк., 1990. 335 с.

 

2. Рекомендуемая литература (дополнительная)

А л а е в Э. Б. Социально-экономическая география: Понятийно-терминологический словарь. М., 1983.

А л и с ов Н. В., Х о р е в Б. С. Экономическая и социальная география мира (общий обзор). М.: Гардарики, 2000. 704 с.

А н д р и а н о в В. Д. Россия в мировой экономике. М.: ВЛАДОС, 1999. 296 c.

Введение в физическую географию: Учеб. пособие для геогр. спец. вузов / Под ред. К. К. Маркова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Высш. шк., 1978. 191 с.

Географический атлас: Для учителя средней школы. М.: ГУГК, 1985 (и последующие издания).

Географический энциклопедический словарь. Понятия и термины. М.: Сов. энциклопедия, 1988. 432 с.

Геоинформационнюе картографирование / Отв. ред. А. М. Берлянт. М., 1993.

Г л а д к и й Ю. Н., Г р и г о р ь е в Ал. А., Я г ь я В. С. Горизонты Ойкумены. Л.: Лениздат, 1990. 207 с.

Г л а д к и й Ю. Н., Л а в р о в С. Б. Дайте планете шанс! М.: Просвещение, 1995. 207 с.

Г л а д к и й Ю. Н., Ч и с т о б а е в А. И. Основы региональной политики. СП б.: Изд-во В. А. Михайлова, 1998. 660 с.

Г л а д к и й Ю. Н., Ч и с т о б а е в А. И. Регионоведение: Учебник. М.: Гардарики, 2000. 384 с.

Голубчик М. М., Евдокимов С. П. География в современном мире: Учебное пособие. Саранск, 2000. 56 с.

Г о л у б ч и к М. М., Е в д о к и м о в С. П., М а к с и м о в Г. Н. История географии. Смоленск: Изд-во СГУ, 1998. 224 с.

Г о л у б ч и к М. М., Файбусович Э. Л. Хрестоматия по курсу «Введение в экономическую и социальную географию». Саранск, 1993. 244 с.

Г р и г о р ь е в Ал. А. Экологические уроки прошлого и современности. Л.: Наука, 1991. 252 с.

Д м и т р е в с к и й Ю. Д. Эта вечно юная география: (Новые направ­ления древней науки). М.: Знание, 1989. - 48 с.

Д ь я к о н о в К. Н., К а с и м о в Н. С., Т и к у н о в В. С. Современные методы географических исследований. М., 1996.

Ж е к у л и н В. С. Введение в географию: Учебное пособие Л., 1989.

К о ш к а р е в А. В., Т и к у н о в B. C. Геоинформатика. М., 1993.

Л ю т ы й А. А. Язык карты: сущность, система, функции. М., 1988.

М а к с а к о в с к и й В. П. Географические картины мира. Часть 3. Ярославль: Верх. Волж. кн. изд-во, 1996. 160 с.

М а к с а к о в с к и й В. П. Историческая география мира. М.: Экопрос, 1997. 584 с.

М а к с а к о в с к и й В. П. Географическая культура: Учебное пособие. М.: Изд-во ВЛАДОС, 1998. 416 с.

М а к с а к о в с к и й В. П. Всемирное культурное наследие: Научно-популярный справочник. М.: Агентство "Издательский сервис", 2000. 416 с.

М а ш б и ц Я. Г. Комплексное страноведение М.: Смоленск: Изд-во СГУ, 1998. 238 с.

М е д о у з Д. Х., М е д о у з Д. Л, Р а н д е е с И. За пределами роста. М.: Прогресс, 1994. 304 с.

Мир географии: География и географы. Природная среда. М.: Мысль, 1984. 367 с.

Владимир Вернадский: Жизнеописание. Избранные труды. Воспоминания современников. Суждения потомков. М.: Современник, 1993. 688 с.

Мы, народы: роль Организации Объединённых наций в ХХ1 веке: Доклад генерального секретаря ООН Кофи Аннана (География в школе, 2001. № 3. С. 27 – 41).

Наше общее будущее: Доклад Международной комиссии по окружающей среде и развитию (МКОСР): Пер. с англ. М.: Прогресс, 1989. 376 с.

дин мир на всех. Контуры глобального сознания. М.: Прогресс, 1990.

Никонова М. А., Данилов П. А. Землеведение и краеведение: Учебное пособие. - М.: ИЦ «Академия», 2002. – 240 с.

П и в о в а р о в Ю. Л. Основы геоурбанистики: Урбанизация и городские системы. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. 232 с.

П р е о б р а ж е н с к и й В. С. Поиск в географии: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1986. 224 с.

П р е о б р а ж е н с к и й В. С. О чем спорят географы? М.: Знание, 1990. 48 с.

Р е й м е р с Н. Ф. Природопользование: Словарь – справочник М.: Мысль, 1990. 637 с.

Р е й м е р с Н. Ф. Надежды на выживание человечества (концептуальная экология). М.: Изд. Центр "Россия молодая", 1992. 364 с.

Р о м а н о в а Э. П., К у р а к о в а Л. И., Е р м а к о в Ю. П. Природные ресурсы мира. М.: Изд-во Москов. ун-та, 1993. 303 с.

Скопин А. Ю. Введение в экономическую географию. М.: ВЛАДОС, 2001. 272 с.

Социально-экономическая география зарубежного мира / Под ред. В. В. Вольского (часть1). М.: КРОН-ПРЕСС, 1998. 592 с.

Страны мира: Справочник. 1999 / Под ред. И. С. Иванова. М.: Рес­публика, 1999. 512 с.

Я к о в е ц Ю. В. История цивилизаций. М.: ВЛАДОС, 1997. 352 с.

Программу составил:

С. П. Евдокимов, д.г.н., проф.


Экология и природопользование»

специальности 013100 «Экология»

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 283; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.20.56 (0.117 с.)