Понятие «цивилизации» Цивилизационные факторы. Этапы развития цивилизаций. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие «цивилизации» Цивилизационные факторы. Этапы развития цивилизаций.



Цивилизация – это сообщество людей, объединённое осознанием совокупности системообразующих ценностей, для которых характерны определённая социально-политическая структура, тип хозяйственной деятельности и оригинальный менталитет. Цивилизация развивается в той или иной природно-географической среде и ограничена временно-пространственными рамками. Есть определения Ц., подчёркивающие организационно-регулятивный аспект человеческой деятельности. Ц., по Баргу, это совокупность духовных, материальных и нравственных средств, которыми данное сообщество вооружает своего члена в его противостоянии внешнему миру. Реальное выражение Ц. находит во взаимодействиях между людьми. Изучая цивилизацию, можно составить представление о ней на основании следующих параметров: производительные силы (техника и технология), разделение труда, товарно-денежные отношения (разновидность рынка), взаимодействие «город-деревня», политическая организация (одно государство или их совокупность в рамках одной цивилизации), возможность человека участвовать в общественной жизни, менталитет людей, составляющих изучаемое общество. Исследователь Мотрошилова решающими признаками Ц. называет вмешательство человека в природные процессы, поступательное развитие товарного производства и обмена, развитие индивидуальной свободы человека в производстве, обмене, в повседневном быту, возможность участия в решении судеб нации, страны, мира, обеспечение свободных форм совместного бытия индивидов, всё более комфортная жизнь людей. Другие (Суханов) среди показателей меры цивилизованности выделяет уровень материального обеспечения, экологического благополучия и общения. Американский исследователь Хантингтон называет язык, историю, религию, обычаи, институты, самоидентификацию. Западные вузовские учебники называют производственную специализацию, передовые технологии, рост городов, наличие письменности, комплекс социальных институтов.

Содержание понятий «цивилизация» и «общество» очень близко, но это разные понятия. Общество – это система сфер жизни человека, включающая в себя развитие всех типов культур в их взаимодействии. Совокупность локальных цивилизаций не исчерпывает всех существовавших общественных структур. Также не надо смешивать Ц. и культуру. К. – это процесс постоянной творческой деятельности людей, направленной на преобразование действительности, она охватывает все времена и этносы. Ц. – это результат, а не процесс. Она показывает, насколько она может реализовать достигнутое отдельными личностями в культурном развитии. Ц. и этнос – тоже разные понятия. Э. – это устойчивый, естественно сложившийся коллектив людей, противопоставляющий себя всем другим аналогичным коллективам и имеющий своеобразный стереотип поведения. Ц. социальна в отличие от Э., который является природной общностью. Менталитет как тип мышления важнейший цивилизационный фактор. Это мощный пласт сознания, где коренятся его автоматизмы и привычки, исторически обусловленные способы освоения мира. Все цивилизационные процессы выражены в языковых формах. Без языка немыслимо воспроизведение высших системообразующих ценностей цивилизации.

В настоящее время продолжается разработка типологии цивилизаций. Современные авторы предлагают выделять такие типы как «традиционная» и «инновационная», «космогенная», «техногенная», «антропогенная», «устная», «письменная», «книжная» и «экранная», «цивилизация баланса» и др. в зависимости от критерия выделения. В зависимости от принятого критерия типология цивилизаций может выглядеть по-разному. По времени существования – древнейшие, античные, средневековые, нового и новейшего времени, современные. По географическому положению: тот или иной регион – Цивилизация Междуречья, Ц. Мезоамерики; цивилизации «на великих реках» - Древнекитайская Ц. (на Хуанхэ), древнеиндийская (Инд), древнеегипетская (Нил) и т.п. По религиозно-нравственным ценностным ориентациям – исламская, христианская, индо-буддийская, конфуцианская. По типу хозяйственной деятельности – аграрная (земледельческая), индустриальная, постиндустриальная (информационная). По способности и стремлению впитывать в себя достижения других культур – более открытые, менее открытые. По уровню межцивилизационных взаимодействий – локальные, особенные, мировая. По особенностям цивилизационного развития – традиционные, нетрадиционные, устойчивые, неустойчивые (отсюда – условное деление на Запад и Восток). По направленности развития - непрогрессивные, циклические, прогрессивные. Одна и та же локальная цивилизация может быть в зависимости от критерия охарактеризована с помощью этих терминов.

 

5.Становление цивилизации в земледельческих обществах. Особенности древнейших цивилизаций на примере одной из них. (Древний Египет. Месопотамия. Древнеиндийская и древнекитайская цивилизации.)

 

По данным исследователей эпоха цивилизаций занимает очень маленькую часть из всей истории человечества по сравнению с первобытным обществом. Факторы, повлиявшие на зарождение цивилизаций: изначальный - природная среда, определяет механизмы взаимодействия человека с окружающим его естественным миром. Экономический фактор: Для зарождения, развития цивилизация должна основываться на определённой хозяйственной деятельности. Природная среда, человек как производительная сила и выработанный им уровень развития технологий – факторы, позволяющие цивилизации возникнуть и нарастить свой экономический потенциал. Мощным толчком к возникновению цивилизаций стала неолитическая революция (появившиеся в эпоху неолита земледелие, скотоводство, новые техники обработки камня, переход к оседлости и др). Иногда люди проходили через стадию неолита, но по ряду исторических обстоятельств не создали локальной цивилизации. Например, культуры Области Плодородного Полумесяца (Иерихон, Мерсия) – из-за наступления засухи. В другом случае неолитическая революция была необходимым условием появления цивилизации: Ц. месопотамская, древнеегипетская, древнеиндийская, древнекитайская и др. Бывало, что если у культуры неолит наступал позднее, чем у других, она не создавала своей Ц., а силой включалась в уже существующую. Очень важны духовные предпосылки – осознание человеком тех или иных ценностей. Происходит в процессе конкретной предметной трудовой деятельности, когда объекты оцениваются в пределах повседневных нужд. Закрепление религиозно-нравственных, правовых, экономических и политических ориентаций. Ядро Ц. - интеллектуальная элита, формирует систему высших ценностей, менталитет. В условиях определённой природной среды складываются тип хозяйственной деятельности и социальная структура, закрепляется совокупность ценностей. Так оформляется цивилизация. Для первобытности характерно: большое значение биологического фактора в жизни человека, единые стереотипы поведения (обычаи, обряды, табу), синкретическое (связывающее все элементы бытия) сознание, практическое отношение человека к действительности, родовая община, основанная на авторитете (старейшина, вождь). Для цивилизации: преобладание социального фактора над биологическим, индивидуализация образа жизни, социально-классовое разделение, появление письменных законов, разделение умственного и физического труда, миф, героический эпос, искусство, соседская община, город, государство, сила экономического принуждения.

Цивилизации Древнего Востока: Для них характерно 1. Первобытно-общинный строй как начало культуры. 2. Находились в поймах крупных рек, речных долинах. 3. Основа хозяйственной деятельности – ирригационные работы при государственной собственности. 4. Очень важны астрономические знания, в них включена система храмов и жречество. 5. Общество сословное (иногда кастовое), его структура связана с развитым разделением труда. 6. Основное занятие – сельское хозяйство, но руководящую роль играл город. 7. Государство существовало в виде территориального царства – имело ориентированную и измеренную землю. 8. Характер власти деспотический, жёсткая централизация и сакрализация власти. 9. Формирование государства сопровождалось развитием письменности – от пиктографии к иероглифическому письму. Самая древняя цивилизация - Междуречье (Месопотамии) – между реками Тигром и Евфратом. Существовала с 4 тыс. до н.э. до середины 6 в. до н.э. Древнекитайская цивилизация – бассейн реки Хуанхэ, затем до долины Янцзы. С конца 3 –нач. 2 тыс. до 3 в. до н.э. Особенность –изолированность, традиционность. Древнеегипетская цивилизация – долина реки Нил. С 5 тыс. до 1й пол. 4 в. до н.э. Особенности – замкнутость. Древнеиндийская цивилизация. Её характерная особенность – природные условия изолировали её от остального мира. Сначала разв-ся в долине реки Инд, потом почти на всей территории полуострова Индостан. Особенностью является резкая изолированность Индии от других стран. С севера она отделена Гималаями, с запада – Аравийским морем, с востока – Бенгальским заливом, с юга – Индийским океаном. Поэтому развитие Индии шло медленно и очень обособленно. 2 временных витка: 3 тыс. – 18 в. до н.э. и 7 – 3 вв. до н.э. Этнос – дравиды (негроидная раса) и арии (индоевропейцы). Религии – брахманизм, индуизм, буддизм (с этической направленностью). Ирригационное земледелие развивалось в долинах Инда и верхнего Ганга. Этапы: 1. К 3 в. складывается самобытная протоиндийская культура, главные города Мохенджо-Даро, Хараппа. Её язык не расшифрован. Упадок её. 2. Вторжение арийских племён (полукочевые). Считается, от них произошли греки, латиняне, кельты и тевтоны. Появляются железные орудия, возделываются рис, сахарный тростник, хлопок. На смену родовому равенству приходит социальное расслоение, родовой организации – государство. Появляется то, что явл-ся характерной чертой древнеиндийской цивилизации – касты, или варны (брахманы – жрецы и мыслители, кшатрии – правители и воины, вайшьи – земледельцы, ремесленники и купцы, шудры – батраки, слуги. Были также неприкасаемые. Существовала жёсткая иерархия каст, границы между ними были непроницаемыми. Если человек вёл достойную жизнь, мог в следующей воплотиться в чел-ка касты выше прежней, и наоборот, т.о. жизнь превращалась в вознаграждение, смерть – в избавление от страданий. До 6 в. была раздробленность, потом 3. Возвысилось государство Магадха, подчинили много территории. 4. Поход Александра Македонского в Индию. 5. Основание могущественной державы и династии Маурьев. 6. Правление Ашоки – особенно активно завоёвывал земли. 7. Конец династии Маурьев и воцарение династии Шунгов. Это царство не было централизованным. Это история междоусобной борьбы местных династий. Письменность: печати с нерасшифрованными надписями на протоиндийском языке; письменный язык – санскрит. Науки – астрономия, математика, медицина. В искусстве – фрески Аджанты. В политике – ориентация на небольшие государства. Сильная община, варново-кастовая система. Торговля. Деньги- клеймённые монеты. Особенность – локальность, традиционность.

Мифология. Множественность, несколько мифологических систем. В протоиндийской культуре культы плодородия, богини-матери. Зооморфные символы (имеющие образы животных). Ведийская мифология – у ариев. Собрание вед - гимнов в честь юогов – «Ригведа» и ещё 3 собрания. Написаны на санскрите. Сложный пантеон богов, основные объекты почитания – дэвы. На смену приходит индуистская мифология – в результате соединения ведийских концепций с более древними народными верованиями. Эпосы «Махабхарата», «Рамаяна», потом пураны (особые религиозно-мифологические поэмы). Верховный бог – Брахма, творец мира, и триада верховных богов – Брахма, Вишну, Шива. Учение о душе, карме и сансаре (переходе через различные состояния, колесо рождений). Стремление освободиться от цепи перерождений – одна из основных идей древнеиндийской философии. Особенность философии – практическая направленность. 6 направлений, среди них йога (упражнения для тренировки тела и духа и подготовка к освобождению). В VI в. в Индии стала зарождаться новая религия – буддизм. Основа учения – 4 благородные истины: жизнь есть страдание, имеется причина страданий – это жажда жизни, наслаждений, возможно избавление от страданий, имеется путь, ведущий к избавлению от страданий. Благодаря индийским торговцам, буддизм распространился в Корее, Японии, Тибете, Монголии и Китае. Много успехов достигли индийцы в научных познаниях. Астрономия, геометрия, арифметика. Велик вклад Древней Индии в мировую культуру. Подарила сахарный тростник, рис, хлопок, некоторые специи, шахматы, десятичную систему счисления. Духовное наследие.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 2756; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.26.83 (0.005 с.)