ТОП 10:

Сущность исторического знания. Методы изучения истории.



Первобытный период в истории человечества

Рассматривать возникновение культуры нужно с возникновением человека, т.е. чтобы решить проблему возникновения культуры, нужно рассмотреть проблему возникновения человечества. Выделяются шесть аспектов: вопрос о непосредственных предках человека, о времени появления первых людей, о прародине человечества, основные стадии и движущие силы антропогенеза. Антропогенез – выделение человека из животного мира, появление человека разумного. В советской науке было предложено делить весь процесс, приведший к возникновению современных людей и их общества, на три стадии: 1) Полное слияние человечества с природой. Стадия австралопитеков; Первый скачок: "обезьяна-обезьяночеловек" 2) Выделение человечества из природы посредством применения орудий труда. Стадия обезьянолюдей; Второй скачок: "обезьяночеловек-человек". З) Развитая трудовая деятельность, переход к цивилизации. Стадия людей разумных . В его основе лежит все та же логически порочная идея линейного "прогресса", ступенями которого служат качественные скачки. Гораздо более обоснованным представляется другой подход, в котором имеет место единственное качественное преобразование системы. Оно совпадает с переходом от животных к людям, то есть со стадией австралопитеков. Наши австралопитековые предки начали отрыв от мира животных, хотя и не достигли мира людей. Эстафету подхватили люди умелые и люди прямоходящие. При этом осуществился переход вида как системы с биологического уровня на общественный. Происходили многочисленные мутационные изменения как элементов разного уровня (человеческих особей и стад) , так и структурных связей (взаимоотношения между особями) . Пока что биологические начала довлели над зарождающимися общественными. Инертность была огромной, движущие начала - слабыми. Этим и объясняется длительность начального периода очеловечивания. Все последующие изменения - не что иное как количественные совершенствования: переход от биосоциальной структурной организации (шелль, ашель) к социобиологической (мустье и последующие времена) . У людей остались те же основные потребности, что и у животных: пища, сон, тепло, безопасность. Человечество в целом, как и любая система, должно потреблять, усваивать и перерабатывать вещество, информацию и энергию. Но способы удовлетворения потребностей человечества резко изменились. Пищу добывали при помощи орудий труда, также обеспечивали себя одеждой и жильем. Использовали огонь. В мустьерскую эпоху биологические и общественные начала в структуре человечества-системы уравновесились. Эффективность потребления и переработки информации-энергии-вещества стала несравненно выше. Биосфера начала сменяться ноосферой . Конечно, отбор по-прежнему действовал со слепой силой. Но главным принципом отбора стало выделение не особей, приспосабливающихся к среде, а групп, стремящихся, насколько возможно, приспособить среду к себе. Усовершенствовался звуковой способ обмена информацией, появились зачатки абстрактного мышления. Не случайно многие исследователи даже предлагали называть сообщества людей разумных неандертальских не стадами, а ордами или праобщинами.

Подсчитано, что по продолжительности существования доцивилизационный период составлял львиную долю времени всей истории человечества. Основные тенденции первобытного состояния общества: большое значение биологического фактора в жизни человека, единые стереотипы поведения (обычаи, обряды, табу), синкретическое (связывающее все элементы бытия) сознание, практическое отношение человека к действительности, родовая община, основанная на авторитете (старейшина, вождь). Мощным толчком к переходу от первобытности к цивилизации стали изменения в эпоху неолита (Сельское хозяйство, приручение животных. Топор, мотыга, ручные мельницы. Украшения. Гончарное производство, прядение, ткачество. Тростниковые и глиняные хижины, деревянные дома). До этого была эпоха палеолита. Это время первобытного общества. Основные способы добывания продуктов питания – собирательство, организованная охота, рыболовство и ловля капканами. Транспорт – каное. Каменные орудия, лук, праща. Использование огня, приготовление пищи, одежды, верёвки, снасти и т.д.

Византийская цивилизация.

К 4 в. н.э. становился всё более очевидным упадок Римской империи. В качестве выхода из кризиса виделось разделение становившейся неуправляемой империи на 2 части – Западную и Восточную – это произошло в 395 г. Восточная часть стала развиваться по-своему. Уже в 330 г. римский император Константин Великий, 1ый император-христианин, основал на месте древнегреческой колонии Византии новый город – Константинополь. Отсюда название Восточной Римской империи – Византия. Для самосознания византийцев характерно понимание себя в качестве ромеев (римлян), а своего императора – прямого преемника римских императоров. В истории Византии обычно выделяют 5 этапов: 1. 4 в. – середина 5 в. Формируется многонациональное государство и сословная структура общества, многочисленная военная бюрократия вокруг императора, которому принадлежит вся власть. Много городов, активное строительство. 2. 2ая половина 7 в. – 1ая половина 9 в. Отражает нашествия арабов и славян. В результате территория сокращается, выравнивается национальный состав, преобладают греки и славяне. Усиливается конфликт между Церковью и Государством, Церковь победила вместе с её консерватизмом и охранительством. 3. 2ая половина 9 в. – середина 11 в. Считается золотым веком. Бурное развитие экономики, расцвет культуры. Новые города, возникают школы и университеты, превосходные библиотеки, идёт миссионерская деятельность. В 1054 г. происходит схизма – разделение Церкви на Восточную с константинопольским патриархом и Западную с папой римским, это обеспечило Византии духовную независимость. Но поражение от турок-мусульман, хотя империя и не пала. 4. 2ая половина 11 в. – начало 13 в. Новый подъём. Ослаблена власть турок, но внутренние смуты. В результате в начале 13 в. рыцари 4го Крестового похода завоевали Константинополь и основали на Босфоре латинскую империю. Императорская власть больше не объединяет, на первый план Церковь. 5. середина 13 в. – 1453 г. Освобождение Константинополя от латинян. Но империя не возродилась как раньше – разрозненная и слишком ослабленная. Но развивается философия, богословие, искусство. В 1453 г. турецкая армия взяла Константинополь, пала империя.

Особенности цивилизации. Синтез античной и христианской традиций. В отличие от западноевропейской культуры, на неё сильно не воздействовали варвары. С момента возникновения оформилась как христианская держава. Роль греческого населения была преобладающей, и Византия напрямую усвоила достижения древнегреческой культуры. Церковь не имела самостоятельности, выступала в качестве части государственной машины, к-я не имела политических функций. Культ императора как сакральной фигуры. Высокий по сравнению с Западом уровень развития материального производства. Сохранила городскую структуру античности. Не было сословно-корпоративных отношений, характерных для запада. Христианское мироощущение пронизывает повседневную жизнь. Высшие ценности – аскетизм, смирение, благочестие, земная жизнь как подготовка к переходу к вечной. Не было разрывов в развитии культуры, отсюда культ книжной мудрости, под ней понимается не только Священное Писание, но и античная художественная и философская классика. Сильная власть традиции. Подозрительность ко всему извне, ценностям других культур. Важнейший механизм сохранения традиции и культурная ценность – образование. Принципы античной педагогики. Церковь была бедна и частично поэтому зависима Её и государство объединяло стремление сохранить традицию. Взаимодействие античной традиции и христианства наложило свой отпечаток на византийскую литературу. Сначала популярны античные жанры, потом новые – церковная поэзия, назидательное чтение для народа. Интерес к культуре латинского Запада. Успехи в изобразительных искусствах и архитектуре, в них влияние античной и церковной линий. Новаторы в архитектуре. Разработали новую планировку городов, к-я стала образцом для средневековья. Центральное положение площади с собором, от которой в разные стороны расходятся переплетающиеся друг с другом улицы. Подозрительность ко всему извне вызывало осторожность. Распространены донос и клевета. Это формировало особый тип личности – льстивость совмещалась с жестокостью, зависть с хитростью.

Византийская империя сыграла очень важную роль в истории культуры. Не позволила прерваться культурной традиции, осуществила синтез античной и христианской традиций, который воздействовал на латинский Запад и формирующуюся культуру Киевской Руси. Именно благодаря Византии возникли культурные влияния, которые вызвали проблему взаимоотношения Востока и Запада.

Образование единого Русского цнтрализованного государства России.

При монголо-татарах князья были разобщены, шли междоусобицы за землю. Боролись за получение ярлыка на великое княжение. К середине 13 в. ярлык получила Москва, ставшая стольным городом. Находилась на перекрёстке трёх важных дорог и разбогатела на транзитной торговле, приток туда населения. Начиная с Ивана Калиты, к-й получил в награду за подавление народного возмущения в Твери ярлык в 1328 г., московские князья получали ярлык, престол наследовал старший сын. Успехи Москвы были поддержаны православным духовенством. Она стала церковной столицей Руси ещё до того, как стала государственной столицей. Туда потянулись бояре, к-е делались государственными советниками, активно участвовали в слиянии княжеств Владимирского с Московским. Усиливалась рать. В 14 в. В Москве каменный Кремль. В 1380 г. русские победили при битве на Куликовом поле (с князем Дмитрием Донским), это увеличило сторонников объединения. В годы великого княжения Ивана 3 (2ая половина 15 в. – нач. 16 в.) к Москве присоединены некоторые другие княжества. Удельные князья переходили под политическое покровительство московского князя, становясь служебными князьями. Иван провёл ряд успешных войн с Литвой, отошло к Москве много городов и волостей. Границы Московского княжества совпали с пределами русской народности. Иван отказался платить дань Золотой Орде. Стояние на Угре (1480) положило конец иго. Русское государство стало формально независимым. Иван в брак с племянницей последнего византийского императора Софьей Палеолог, став как бы его преемником, это возвысило значение монархии в России. На печатях стал не только московский герб с Георгием Победоносцем, но и византийский с двуглавым орлом. Титул его стал государь всей Руси, царь, в нём идея божественного происхождения его власти. Установлены дипломатические отношения с Германией и т.д. Иван передал по наследству старшему сыну ряд политических преимуществ: только он финансово владеет Москвой, чеканит монету, право вести отношения с другими странами. Сын Василий присоединил ещё княжества и завершил объединение страны. Идеологическим обоснованием стала теория, возникшая в церковных кругах, о Москве как о третьем Риме, причём четвёртому не бывать. Создание единого государства, тогда как процесс формир-я централизованного гос-ва завершился к середине 17 в. В отличие от Западной Европы, где переход к централизации гарантировал сословиям сохранение их прежних свобод, в России они подавлялись. Не было гарантий против произвола монарха, политических прав. Становление поместной системы (вербуя на службу новых людей, Москва раздавала им госуд. земли, те стан-сь помещиками) в 15-16 вв. делало феодалов сильно зависимыми от правителя. Москва избавлялась от вече, оно осталось только в Новгороде и Пскове, а потом и там стало формальностью. Складывалось военно-служилое государство, в к-м сословная принадлежность определялась не правами, обязанностями подданных.

Смута» России.

В историч. лит-ре события начала 17 в. называют смутой. Этот кризис имеет схожие причины с кризисом 60-70х гг 16 в. (время опричнины). Это – самодержавие стремится к неограниченной власти, а ведущие социальные силы общества хотят тоже участвовать в управлении государством. Но в отличие от опричнины, стали активными не только верхи общества, аристократия, служилое дворянство, приказная бюрократия, но и другие группы. Историк Ключевский всесторонне разработал концепцию смуты и видел её причины в сложной социально-экономической обстановке к концу 16 в., которая усугубилась пресечением династии Рюриковичей. После смерти бездетного царя Фёдора (сына Ивана IV) воцарился Борис Годунов. Смута разделила общество на враждующие слои. Боярство, запуганное опричниной, было недовольно, что трон достался худородному Борису Годунову, к-й ещё и ещё и пытался править самовластно. Усиливался кризис феодального сословия: всё больше служилых людей, а фонд поместных земель резко сократился. Среди феодалов кризис: крупные переманивали крестьян у мелких. Тягловое население, к-е не доверяло Борису Годунову, всё более недовольно. Казачество, к-е стало значительной социальной силой, сопротивлялось попыткам власти подчинить казачьи земли. Личность Бориса Годунова историки рассматривают по-разному. Кто-то рисует его интриганом, кто-то талантливым политиком. В обстановке всеобщего недовольства, к-е усилилось голодными годами, упорнее становились слухи о чудесном спасении царевича Дмитрия – младшего сына Ивана Грозного от его последней жены Марии Нагой -, к-й погиб в Угличе в 1591 г. в 8 лет при загадочных обстоятельствах. Появляется Лжедмитрий. Традиционно считают, что это был беглый монах Григорий Отрепьев, возможно, его подготовило московское боярство, недовольное Годуновым. Он был представлен польскому двору и небольшим польским отрядом пришёл на Северную землю, где к нему присоединились недовольные Годуновым – казаки, крестьяне, мелкопоместные дворяне, стрельцы, холопы, просто искатели приключений. В 1605 г. Годунов умер, вместо него его 16-летний сын Фёдор. Царские войска перешли на сторону Лжедмитрия, царь Фёдор и его мать убиты, в июне Лжедмитрий въехал в Москву и венчался на царство. Его поддерживали разные слои, у к-х были разные интересы. Удовлетворяя желания одних, царь вызывал недовольство других. Чтобы заручится поддержкой дворянства, раздавал земли и деньги (их вскоре пришлось занимать у монастырей, духовенство обеспокоилось. К тому же слух о том, что Л. тайно принял католичество. Дары дворянам раздражали боярство. Л. нарушал старые русские обычаи. Возможно, когда умер Годунов, Л. боярам стал ненужен. Крестьяне надеялись, что Л. восстановит их право перехода от одного помещика к другому в Юрьев день. Но Л. не хотел раздражать дворян. В 1606 г. бояре-заговорщики убили Л., на его место один из организаторов заговора князь Василий Шуйский. Он не был избран Земным собором, его признали царём бояре-сторонники и одобрила толпа москвичей. При воцарении Шуйский в специальной крестоцеловальной записи сделал обещания, к-е возвращают нарушенную опричниной традицию совета царя с Боярской думой. Закончился 1ый период смуты, начался следущий. Пошли слухи о спасении Лжедмитрия I. С Северной земли от имени спасшегося царя начал поход на Москву Иван Болотников (состав войска тот же, только ещё больше разбойников). Цель – свергнуть Шуйского и воцарить законного царя Лжедмитрия. Но отступили перед царскими войсками. Тут в Польше объявился тот, от чьего имени сражался Болотников. Л.II подошёл к Москве и обосновался в селе Тушине, куда собирались недовольные Шуйским. Польский король Сигизмунд III, убедившись, что тот не может взять Москву, решил вмешаться Поводом стало то, что Москва заключила союз со Швецией, в Польше была с ней в состоянии войны. Бояре-тушинцы заключили с Сигизмундом договор, что московским царём будет его сын Владислав, причём не должны ущемляться права русских и православной Церкви. Дворяне во главе с Захарием Ляпуновым свергли Шуйского, власть временно к Боярской думе. Чернь хотела на престол Лжедмитрия, и, опасаясь этого, бояре впустили польские войска. После убийства этого Л., смута стала национальной – борьба против польских интервентов. Внешняя опасность сделала главными национальные и религиозные интересы, к-е объединили. Поход во главе с князем Пожарским и Мининым освободил Москву от польского гарнизона. В 1613 г. Земский собор избрал на престол Михаила Романова, к-й устраивал разные слои общества. Последствия смуты: Ещё больше ослабила позиции боярства, это помогло позже Петру I проводить реформы по западному образцу; возвысила дворян, к-е получили новые поместья и возможности для окончательного закрепощения крестьян; экономические потрясения, много финансовых проблем, что вызвало закрепощение посадского и сельского населения; войны 17 в.; но у русских людей возникло чувство национального и религиозного единства, они стали осознавать, что управление государством – не только личное дело царя и его советников, и дело земское, русское общество ощутило возможность выбора монарха.

Органы центральной власти

Первые цари из династии Романовых — Михаил Федорович (1613 — 1645 гг. в 1619-1633 г.. соправление с отцом Ф.Н.Романовым-Филаретом), Алексей Михайлович(1645 — 1676 гг.) и Федор Алексеевич (1676 — 1682 гг.) предпринимали активнейшие меры к укреплению государственной системы. В XVII в. в России окончательно установилась самодержавная монархия. Параллельно с ростом власти государя усиливался и бюрократический аппарат. Органы центральной власти Московского государства сложились во времена Ивана Грозного и в XVII в. не претерпели принципиальных изменений. Верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежала царю, что подтвердило и Соборное уложение 1649 г. Воля самодержца не ограничивалась ни законом, ни каким-либо государственным органом. Государь являлся помазанником Божиим, связующим звеном между народом и Всевышним. Постоянным совещательным органом и непосредственной опорой царской власти оставалась Боярская дума. Лица, входившие в ее состав, носили общее звание думных чинов. Высшим думным чином считался боярин. Боярство жаловал государь. Представители самых знатных родов входили в Думу в боярском чине, а менее знатные получали второй по важности чин — окольничих. При этом, царь руководствовался правилами местничества, оформившимися в XV в. Местничество — это такой порядок назначения на военные и административные должности, при котором учитываются происхождение кандидата и заслуги его рода перед государем. В 1556 г. Иван Грозный своим указом ограничил местничество, а в 1682 г. решением Земского собора оно было окончательно отменено. Вторым по важности думным чином являлось окольничество. Окольничие могли занимать все те же посты, что и бояре, однако самые высшие должности были для них недосягаемы. Существовали также думные дворяне и думные дьяки. Эти должности, учрежденные Иваном Грозным, были доступны выходцам из неродовитого дворянства и приказной бюрократии. Их получали не по знатности рода, а за военные и административные заслуги. Именно на плечи думных дворян и думных дьяков ложилась основная тяжесть деятельности Боярской думы. Будучи самыми грамотными, они составляли доклады, формулировали решения и протоколировали заседания. Ядром административного аппарата в Московском государстве являлась приказная система. Внешней политикой занимался Посольский приказ, распределением земель среди служилых людей ведал Поместный приказ, сбором дворянского ополчения и назначением воевод — Разрядный, поимкой преступников — Разбойный и пр. Приказная администрация включала в себя приказных судей, приказных дьяков и подьячих. Приказной судья — это окольничий или боярин, поставленный царем во главе ведомства. Название этой должности указывает на то, что ее обладатель имел не только административные, но и судебные функции. Приказной дьяк — чиновник, получавший денежное, а иногда и поместное жалование, на котором лежала ответственность за организацию всей деятельности ведомства (в каждом приказе было несколько дьяков). Подьячие — это низший приказной чин, обыкновенные делопроизводители. Особое место в системе управления Московским государством XVI — XVII вв. занимают Земские соборы. Земский собор — это сословно-представительный законосовещательный орган. Земские соборы созывались нерегулярно, исключительно по воле государя, они не имели законодательной инициативы и, следовательно, никак не ограничивали самодержавную власть царя.

Местное управление

Административно-территориальное устройство Московского государства сложилось в середине XVI в. Страна делилась на уезды, которые, в свою очередь, состояли изволостей и станов. С начала XVII в. уездами управляли назначенные царем чиновники — воеводы. В его непосредственные обязанности входило административное управление, осуществление судопроизводства и командование местными войсками. Воеводами руководили соответствующие приказы, с которыми они состояли в постоянной деловой переписке. Срок полномочий воеводы не был законодательно определен, однако чаще всего он составлял 2 — 3 года. На низшем уровне существовало и самоуправление. В уездах свободное население избирало из местных дворян губных старост. В волостях и станах земские старостыбыли выборными из черносошных крестьян и посадских людей. Именно губные и земские старосты, помимо исполнения других обязанностей, организовывали сбор податей. В состав Московского государства входили и регионы, имевшие полное самоуправление — казачьи области, и с 1654 г. — Украина.

Соборное Уложение 1649 г.

С 3 октября 1648 г. началось обсуждение Уложения Земским собором по двум палатам: в одну входили Боярская дума и Освященный собор (высшее духовенство), а в другую — выборные люди. 29 января 1649 г. совещания закончились, и Уложение было подписано всеми участниками Собора (315 подписей). Соборное уложение состоит из 25 глав и 967 статей. Его источниками являются судебники, царские указы, решения Земских соборов, византийское законодательство и др. В этом документе в равной мере представлены нормы уголовного, гражданского и процессуального права. В нем впервые была предпринята попытка разделения законов по институтам и отраслям, но сохраняется казуальность изложения.

Наиболее существенными нормами Соборного уложения 1649 г. являются:

1) утверждение самодержавного характера власти и неприкосновенности особы государя (Гл. II, III);

2) отмена срока сыска беглых крестьян и завершение процесса закрепощения (Гл. XI);

3) посадская реформа, упразднившая белые слободы (Гл. XIX);

4) сближение прав вотчины и поместья (Гл. XVI, XVII);

5) распространение юрисдикции царского суда на духовенство (Гл. XIII), запрет церкви расширять свои земельные владения (Гл. XVII).

Соляной бунт 1648 г.

Летом 1648 г. в Москве произошло восстание, получившее название «Соляной бунт». Причинами его стали:

- рост налогов и неудача налоговой реформы правительства Б. И. Морозова. Желая увеличить поступления в казну, «дядька» царя Алексея Михайловича в 1646 г. отменил ряд прямых налогов и ввел косвенный — увеличил цену на товар первой необходимости — соль, игравшую роль консерванта. Однако результат оказался крайне неожиданным: народ сократил ее потребление. Правительство, вынужденное восстановить старые цены на соль, стало собирать недоимки за два года;

- взяточничество и произвол властей как в центре, так и на местах, особенно при молодом царе Алексее Михайловиче, когда фактически страной правили его родственники (Б.И. Морозов, И.Д. Милославский и др.);

- возмущение служилых людей (в первую очередь помещиков) нежеланием правительства удовлетворять их социальные нужды;

- рост численности населения «белых слобод» за счет перетекания туда тяглых людей из «черных слобод», готовых потерять свою личную свободу ради спасения от налогового бремени. В итоге сумма налогов (тягла), раскладываемых на оставшихся, увеличивалась.

Поводом к восстанию послужил разгон стрельцами 1 июня 1648 г. толпы москвичей, пытавшихся подать царю челобитную грамоту. Вскоре толпа ворвалась в Кремль, а стрельцы, долгое время не получавшие жалованье, отказались выполнять приказы. Растерявшаяся власть была вынуждена пожертвовать наиболее ненавистными народу чиновниками: главой Земского приказа Л. Плещеевым и окольничим, возглавлявшим Пушкарский приказ, П.Траханиотовым. Б. И. Морозова царю удалось спасти. Главная уступка бунтовщикам заключалась в созыве Земского собора и разработке нового свода законов — Соборного Уложения 1649 г.

Медный бунт 1662 г.

В 1662 г. в Москве вспыхнул Медный бунт, вызванный денежной реформой правительства. Затянувшаяся русско-польская война опустошила казну, и власть пошла на чрезвычайные меры — выпуск медных денег, имевших хождение наряду с серебряными. Однако медь была доступным материалом, и изготовление фальшивых монет («воровских денег») приобрело массовый характер. Это привело к девальвации(обесцениванию денег), от которой особенно пострадали люди, получавшие денежное жалование, а также ремесленники и мелкие торговцы. Правительство платило медью, а налоги собирало серебром. Летом 1662 г. восставшие москвичи двинулись на Коломенское, где жил в это время царь Алексей Михайлович с семьей и приближенными. Бунтовщики требовали, чтобы государь покарал «изменников» — боярина И.Д. Милославского и окольничего Ф.М. Ртищева, которых считали инициаторами финансовой реформы. Алексей Михайлович обещал «дать суд», но новая группа восставших, прибывшая к царскому дворцу, попыталась захватить ненавистных придворных силой. Тогда государь послал против бунтовщиков стрельцов и дворян. В итоге выступление было жестоко подавлено, но правительство пошло на изъятие медных денег из обращения.

Павел I

Павел I (1796 — 1801 гг.) был сыном Екатерины II и Петра III. Он родился в 1754 г. Основной идеей его внутренней политики можно назвать возвращение полной зависимости дворянства от государя. В 1797 г. Павел I нанес сокрушительный удар по дворянским привилегиям, отменив «Жалованную грамоту дворянству». Вмешался император и в святая святых — отношения помещиков с крепостными, ограничив барщину тремя днями. Помимо этого, множество указов тщательно регламентировали частную жизнь людей, определялись даже позволительная одежда, прически и развлечения. В его правление политические репрессии усилились, режим ужесточился. Закрывались типографии, вводилась жесткая цензура на русские книги, а заграничные издания (даже ноты) ввозить в Россию запрещалось, выезд из страны прекращался. Единственным значительным достижением государственной деятельности Павла I можно считать изданное в 1797 г. «Учреждение об императорской фамилии». В этом документе впервые в истории России устанавливался четкий и незыблемый порядок престолонаследия. Отныне трон мог занять только прямой потомок императора по мужской линии. Вдовствующая императрица имела право быть лишь регентшей при малолетнем наследнике. Дочь получала возможность наследовать престол исключительно в том случае, когда не оставалось ни одного мужчины — представителя династии.

Помещики и крестьяне

Вторая половина XVIII в. — апогей крепостного права в России и, в то же время, период начала его разложения. Права помещиков по отношению к крестьянам росли (1760 г. — разрешение помещикам без суда ссылать крепостных в Сибирь, 1765 г. — на каторгу, 1767 г. — запрещение жаловаться на владельца государю), эксплуатация усиливалась (рост барщины, месячина), но, с другой стороны, количество частновладельческих крестьян стабильно оставалось на уровне 53 — 55% от общего числа крестьян. Уже с конца XVIII в. власть начала постепенно вмешиваться в отношения помещиков и крепостных (указ Павла I об ограничении барщины). Для развития новых городов государство выкупало крепостных на волю. Ссыльные крестьяне превращались в государственных и участвовали в освоении Сибири. В нечерноземных регионах помещик увеличивал денежный оброк с крепостных, что вынуждало крестьян заниматься отходными промыслами. Многие из них, формально оставаясь крепостными, фактически становились наемными работниками и даже мелкими (а иногда и крупными) предпринимателями. Увеличение в черноземных губерниях барской запашки и перевод крестьян на месячину (ежемесячную выдачу продуктового содержания крестьянской семье, лишенной земельного надела) разрушали традицию прикрепления крепостного к земле и наделения средствами производства. В условиях развития товарно-денежных отношений постепенно исчезал такой признак крепостнической системы, как господство натурального хозяйства.

Причины восстания Пугачева

К главным причинам народных выступлений второй половины XVIII в. можно отнести:

1) усиление крепостничества (1760 г. — разрешение помещикам без суда ссылать крепостных в Сибирь, 1765 г. — на каторгу, 1767 г. — запрещение жаловаться на владельца государю, увеличение барщины), что вынуждало крестьян бежать от помещиков на окраины страны, в казачьи области и северные леса, а также восставать против господ (в 1760–х гг. только в Московской губернии от рук крепостных погибли 27 помещиков).

2) интенсивная эксплуатация работных людей на мануфактурах, приводившая к самовольному уходу с предприятия, а также вызывавшая требования улучшить условия труда и повысить зарплату.

3) политика правительства по отношению к казачеству, укреплявшая привилегии зажиточных казаков в ущерб интересам остальных, лишавшая казаков автономии и права на занятия традиционными промыслами (рыболовство и пр.).

4) насильственная русификация коренных народов национальных окраин (Поволжье).

5) общее ухудшение экономической обстановки в стране — рост налогового бремени, связанный с постоянными войнами.

6) известия о дворцовых переворотах, вызвавшие недоверие к власти и рост самозванчества (появление «сыновей царя Ивана», «царевичей Алексеев», «Петров II» и, чаще всего, «Петров III»).

Основные этапы восстания

В сентябре 1773 г., на реке Яик, донской казак Емельян Иванович Пугачев провозгласил себя императором Петром Федоровичем (Петром III). Он объявил «царский манифест» о том, что жалует казачество и примкнувших к нему калмыков и татар «… рекою с вершин до устья, и землею, и травами, и денежным жалованием, и свинцом, и порохом, и хлебным провиантом». Это заявление было встречено с восторгом, и небольшое поначалу войско Пугачева двинулось «добывать свободу». Так началось крупнейшее в истории России народное восстание.

События 1773 — 1775 гг. можно разделить на три основных этапа.

Первый этап — с осени 1773 — по весну 1774 г. Отряд Пугачева, взяв несколько крепостей, осадил Оренбург и разбил посланные царские отряды генерала В.А. Кара. Е. Пугачев создает Государственную военную коллегию, его войско достигает 30 тыс. человек. В манифестах он призывает «казнить смертию» дворян и чиновников, забирать их имущество. 22 марта 1774 г. под Татищевой крепостью повстанцам было нанесено тяжелое поражение войсками генерала А.И. Бибикова. Пугачев с 500 казаками уходит на Урал.

Второй этап — апрель — июль 1774 г. За счет притока многих тысяч работных людей и представителей поволжских народов число повстанцев снова выросло. Пугачева поддержали 64 завода на Урале, у восставших появляется артиллерия. К штурму Казани в середине июля приступили примерно 20 тыс. человек, город был взят, но вскоре пугачевцы были разбиты генералом И.И. Михельсоном. Пугачев с небольшим отрядом переправился на правый берег Волги.

Третий этап — июль — сентябрь 1774 г. Оказавшись в зоне сплошного крепостничества, Пугачев быстро пополнил свои силы (крестьяне сами расправлялись с помещиками при его приближении). В июле вышел очередной «манифест» Пугачева, где провозглашалось освобождение крестьян от крепостной неволи и податей, передача им земли, ликвидация чиновников и дворян (в нижегородской губернии была перебита четверть дворянских семейств, в Воронежской — 1/5 часть). Однако движение все больше приобретало стихийный характер. В августе отряды Пугачева попытались взять Царицын, но были настигнуты Михельсоном и разбиты. В конце августа 1774 г. у Сальниковой ватаги произошло последнее сражение. В сентябре Е.И. Пугачев был захвачен яицкими казаками и передан правительственным войскам. Пленного бунтовщика доставил в Москву А.В. Суворов.

10 января 1775 г. Пугачева казнили, и только к этому времени удалось подавить последние очаги восстания.

Итоги восстания

Первые же указы 1775 г. гласили о государственной поддержке дворян и заводчиков, пострадавших от бунтовщиков. Мартовский манифест 1775 г. освобождал богатых купцов от подушной подати и снимал все препятствия при организации новых промышленных предприятий.В 1779 г. было объявлено о повышении расценок на труд приписных крестьян на уральских металлургических мануфактурах и ограничении их эксплуатации. Таким образом, одним из последствий восстания Пугачева стало облегчение положения некоторых категорий населения и стимулирование промышленности и предпринимательства.Разгром восстания под руководством Е.И. Пугачева объективно способствовал укреплению деспотического строя Российской империи.

Присоединение Крыма

Одним из условий Кучук-Кайнаджарского мира 1774 г. было предоставление Османской империей независимости Крымскому ханству. Это стало первым шагом к подчинению Крыма Российской империи. В 1783 г. после переговоров с князем Г.А. Потемкиным Шагин-Гирей отрекся от престола, и Крымское ханство перешло под власть Екатерины II без единого выстрела. За этот дипломатический успех Г.А. Потемкин был удостоен титула «князя Таврического» (эти земли получили греческое название Таврида — Таврическая губерния). Присоединение Крыма имело огромное экономическое и военно-стратегическое значение. Оно положило начало хозяйственному освоению причерноморских степей. Возникли новые города и порты: Екатеринослав, Николаев, Одесса, Херсон и др. Началось строительство черноморского флота, главной базой которого стал Севастополь. В 1783 г. заключен и Георгиевский трактат. Царь Восточной Грузии Ираклий II признавал власть российской императрицы.

Разделы Польши







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.234.214.113 (0.017 с.)