Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Исламская средневековая цивилизация.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
В средние века появляется исламская цивилизация. Изначальный цикл (7-13 вв.) - арабско-мусульманский, т.к. носителями ценностей Ц. были арабы. Место генезиса Ц. – Аравийский полуостров. В период своего наибольшего распространения в средневековье исламские ценностные ориентации захватили Аравию, Ближний, Средний Восток, Закавказье, Испанию, Египет, страны Магриба. В древности на полуострове не сложилось цивилизации, что во многом определялось природно-климатическими условиями. Там арабские племена вели кочевую жизнь, приручили верблюдов, к-е обеспечивали им все потребности: пищу, одежду, шкуры для жилища, как транспорт. Лишь на севере, в южных районах и западных оазисах арабы вели осёдлый образ жизни, земледелие, торговля, ремёсла. Нехватка воды, зелёных насаждений, сухая жара дали своеобразное понимание комфорта: фонтан, бассейн под открытым небом, прохлада тенистых деревьев. Но чаще всего жизнь была далека от такого. В конце 6 в. ситуация на полуострове резко ухудшилась, т.к. южная его часть – Йемен – был захвачен Ираном. Была прервана транзитная торговля. Уровень жизни племён стал падать. Появились социальные проблемы – усилились межплеменные столкновения и напряжённость. Центр караванной торговли – Мекка,в к-й жило племя курейш, расположена на середине маршрута Йемен – Сирия и привлекала к себе племена арабов. В ней были общеарабские святыни, сгруппированные у Каабы (храм, выстроенный в кубической форме). Мекканцы организовывали ежегодные приезды племён в Мекку на поклонение богам и на торги. Это увеличивало торгово-экономический потенциал города, концентрировало материальные средства там. Так исторически Мекка готовилась стать центром новой общности. Первый проповедник ислама – сын небогатого купца племени курейш Мухаммед (Магомет), живший в 570-632 гг. Повзрослев, поступил на службу к богатой мекканской вдове Хадидже, а позже женился на ней. Её состояние давало возможность проповедовать. Возможно, Мухаммед был знаком с основами иудаизма и христианства, представители к-х жили рядом. Также он слушал пророков, предрекавших власть Бога Единого (по-арабски Бог – Аллах). В 40 лет его стали посещать видения извне, из них позже составится священная книга. Призывал к строгому единобожию и справедливости. Сначала знать не принимала его идеи. А жители соперничавшего с Меккой Ясриба приняли. Совершив в 622 г. т.н. хиджру (переход) туда, он положил начало летоисчислению исламской религии. Сначала у него были пришедшие с ним сторонники и союзники из Ясриба, к-й стал Мединой. Он воплощал светская, духовная, военная, административная власть, что характерно потом для мусульманского сообщества. Установились основы ритуала, правила жизни. Запреты на употребление вина, свинины, азартные игры и т.д. Признание частной собственности, ответственность по закону за коммерческую деятельность, институт брака и семьи и т.д. Мекканцы оценили такое и не препятствовали возвращению Мухаммеда в родной город. Скоро он скончался. К этому времени значительная часть Аравии стала единым целым в религиозном и политическом смысле. Безоговорочная покорность Аллаху. Понятие джихад – священная война, в к-й неверные обращаются в ислам. Ислам распался на 3 основных направления, к-е по-разному понимали осуществление духовной власти: суннизм (самые многочисленные, сторонники халифата, в к-м халиф принадлежит к роду Мухаммеда), шиизм (править должен потомок кузена М. – Али, форма правления имамат, имам – наследник миссии М.), хариджиты (править может любой член общины). Черта ислама – слепая покорность судьбе, корпоративность, в к-й интересы общины подавляют интересы личности.. Правил всем халиф, позже власть по наследству. Возникли династии Омейядов (правили сначала они) и Аббасидов. Причины возникновения мусульманской Ц.: 1. материально-экономич. – искали пути выхода из кризиса; 2. соц. и полит. – междоусобицы ухудшали положение людей; 3. международная – сильные соседи Аравии – Византия, Иран, Аксум с их монотеистическими религиями процветали и были угрозой разрозненным арабам. Деятельность Мухаммеда дала объединяющую идею – мысль о едином Боге. Ислам стал основой Ц. На средневековье пришёл первый виток развития, кульминация его 9 в. Причины быстрого распространения ислама: близок иудаизму, христианству; основные требования его усваиваются легко: нет никакого божества, кроме Аллаха, и Мухаммед – пророк его; молитва 5 раз в день; налог в пользу бедных; пост во время месяца рамадан; паломничество в Мекку (хадж); слитность религии и политики, что делало власть халифов сильнее; арабизация, в к-й воинов расселялись на завоёванных землях, у местных рождались от них дети, к-е становились носителями мусульманской культуры. При Омейядах становилась художественная культура, активно строительство. При Аббасидах построен Багдад, сказочно роскошный. Там Дом Мудрости, куда стекались учёные. Восток сохранил античное наследие, с которым познакомилась Европа во время крестовых походов и со многими из греко-римских трактатов в арабском переводе. На Западе авторитетными были сочинения Авиценны, Аверроэса, математика, поэзия, зодчество. Византийская цивилизация. К 4 в. н.э. становился всё более очевидным упадок Римской империи. В качестве выхода из кризиса виделось разделение становившейся неуправляемой империи на 2 части – Западную и Восточную – это произошло в 395 г. Восточная часть стала развиваться по-своему. Уже в 330 г. римский император Константин Великий, 1ый император-христианин, основал на месте древнегреческой колонии Византии новый город – Константинополь. Отсюда название Восточной Римской империи – Византия. Для самосознания византийцев характерно понимание себя в качестве ромеев (римлян), а своего императора – прямого преемника римских императоров. В истории Византии обычно выделяют 5 этапов: 1. 4 в. – середина 5 в. Формируется многонациональное государство и сословная структура общества, многочисленная военная бюрократия вокруг императора, которому принадлежит вся власть. Много городов, активное строительство. 2. 2ая половина 7 в. – 1ая половина 9 в. Отражает нашествия арабов и славян. В результате территория сокращается, выравнивается национальный состав, преобладают греки и славяне. Усиливается конфликт между Церковью и Государством, Церковь победила вместе с её консерватизмом и охранительством. 3. 2ая половина 9 в. – середина 11 в. Считается золотым веком. Бурное развитие экономики, расцвет культуры. Новые города, возникают школы и университеты, превосходные библиотеки, идёт миссионерская деятельность. В 1054 г. происходит схизма – разделение Церкви на Восточную с константинопольским патриархом и Западную с папой римским, это обеспечило Византии духовную независимость. Но поражение от турок-мусульман, хотя империя и не пала. 4. 2ая половина 11 в. – начало 13 в. Новый подъём. Ослаблена власть турок, но внутренние смуты. В результате в начале 13 в. рыцари 4го Крестового похода завоевали Константинополь и основали на Босфоре латинскую империю. Императорская власть больше не объединяет, на первый план Церковь. 5. середина 13 в. – 1453 г. Освобождение Константинополя от латинян. Но империя не возродилась как раньше – разрозненная и слишком ослабленная. Но развивается философия, богословие, искусство. В 1453 г. турецкая армия взяла Константинополь, пала империя. Особенности цивилизации. Синтез античной и христианской традиций. В отличие от западноевропейской культуры, на неё сильно не воздействовали варвары. С момента возникновения оформилась как христианская держава. Роль греческого населения была преобладающей, и Византия напрямую усвоила достижения древнегреческой культуры. Церковь не имела самостоятельности, выступала в качестве части государственной машины, к-я не имела политических функций. Культ императора как сакральной фигуры. Высокий по сравнению с Западом уровень развития материального производства. Сохранила городскую структуру античности. Не было сословно-корпоративных отношений, характерных для запада. Христианское мироощущение пронизывает повседневную жизнь. Высшие ценности – аскетизм, смирение, благочестие, земная жизнь как подготовка к переходу к вечной. Не было разрывов в развитии культуры, отсюда культ книжной мудрости, под ней понимается не только Священное Писание, но и античная художественная и философская классика. Сильная власть традиции. Подозрительность ко всему извне, ценностям других культур. Важнейший механизм сохранения традиции и культурная ценность – образование. Принципы античной педагогики. Церковь была бедна и частично поэтому зависима Её и государство объединяло стремление сохранить традицию. Взаимодействие античной традиции и христианства наложило свой отпечаток на византийскую литературу. Сначала популярны античные жанры, потом новые – церковная поэзия, назидательное чтение для народа. Интерес к культуре латинского Запада. Успехи в изобразительных искусствах и архитектуре, в них влияние античной и церковной линий. Новаторы в архитектуре. Разработали новую планировку городов, к-я стала образцом для средневековья. Центральное положение площади с собором, от которой в разные стороны расходятся переплетающиеся друг с другом улицы. Подозрительность ко всему извне вызывало осторожность. Распространены донос и клевета. Это формировало особый тип личности – льстивость совмещалась с жестокостью, зависть с хитростью. Византийская империя сыграла очень важную роль в истории культуры. Не позволила прерваться культурной традиции, осуществила синтез античной и христианской традиций, который воздействовал на латинский Запад и формирующуюся культуру Киевской Руси. Именно благодаря Византии возникли культурные влияния, которые вызвали проблему взаимоотношения Востока и Запада.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 1801; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.109.147 (0.008 с.) |