ТОП 10:

Исламская средневековая цивилизация.



В средние века появляется исламская цивилизация. Изначальный цикл (7-13 вв.) - арабско-мусульманский, т.к. носителями ценностей Ц. были арабы. Место генезиса Ц. – Аравийский полуостров. В период своего наибольшего распространения в средневековье исламские ценностные ориентации захватили Аравию, Ближний, Средний Восток, Закавказье, Испанию, Египет, страны Магриба. В древности на полуострове не сложилось цивилизации, что во многом определялось природно-климатическими условиями. Там арабские племена вели кочевую жизнь, приручили верблюдов, к-е обеспечивали им все потребности: пищу, одежду, шкуры для жилища, как транспорт. Лишь на севере, в южных районах и западных оазисах арабы вели осёдлый образ жизни, земледелие, торговля, ремёсла. Нехватка воды, зелёных насаждений, сухая жара дали своеобразное понимание комфорта: фонтан, бассейн под открытым небом, прохлада тенистых деревьев. Но чаще всего жизнь была далека от такого. В конце 6 в. ситуация на полуострове резко ухудшилась, т.к. южная его часть – Йемен – был захвачен Ираном. Была прервана транзитная торговля. Уровень жизни племён стал падать. Появились социальные проблемы – усилились межплеменные столкновения и напряжённость. Центр караванной торговли – Мекка,в к-й жило племя курейш, расположена на середине маршрута Йемен – Сирия и привлекала к себе племена арабов. В ней были общеарабские святыни, сгруппированные у Каабы (храм, выстроенный в кубической форме). Мекканцы организовывали ежегодные приезды племён в Мекку на поклонение богам и на торги. Это увеличивало торгово-экономический потенциал города, концентрировало материальные средства там. Так исторически Мекка готовилась стать центром новой общности.

Первый проповедник ислама – сын небогатого купца племени курейш Мухаммед (Магомет), живший в 570-632 гг. Повзрослев, поступил на службу к богатой мекканской вдове Хадидже, а позже женился на ней. Её состояние давало возможность проповедовать. Возможно, Мухаммед был знаком с основами иудаизма и христианства, представители к-х жили рядом. Также он слушал пророков, предрекавших власть Бога Единого (по-арабски Бог – Аллах). В 40 лет его стали посещать видения извне, из них позже составится священная книга. Призывал к строгому единобожию и справедливости. Сначала знать не принимала его идеи. А жители соперничавшего с Меккой Ясриба приняли. Совершив в 622 г. т.н. хиджру (переход) туда, он положил начало летоисчислению исламской религии. Сначала у него были пришедшие с ним сторонники и союзники из Ясриба, к-й стал Мединой. Он воплощал светская, духовная, военная, административная власть, что характерно потом для мусульманского сообщества. Установились основы ритуала, правила жизни. Запреты на употребление вина, свинины, азартные игры и т.д. Признание частной собственности, ответственность по закону за коммерческую деятельность, институт брака и семьи и т.д. Мекканцы оценили такое и не препятствовали возвращению Мухаммеда в родной город. Скоро он скончался. К этому времени значительная часть Аравии стала единым целым в религиозном и политическом смысле. Безоговорочная покорность Аллаху. Понятие джихад – священная война, в к-й неверные обращаются в ислам. Ислам распался на 3 основных направления, к-е по-разному понимали осуществление духовной власти: суннизм (самые многочисленные, сторонники халифата, в к-м халиф принадлежит к роду Мухаммеда), шиизм (править должен потомок кузена М. – Али, форма правления имамат, имам – наследник миссии М.), хариджиты (править может любой член общины). Черта ислама – слепая покорность судьбе, корпоративность, в к-й интересы общины подавляют интересы личности.. Правил всем халиф, позже власть по наследству. Возникли династии Омейядов (правили сначала они) и Аббасидов. Причины возникновения мусульманской Ц.: 1. материально-экономич. – искали пути выхода из кризиса; 2. соц. и полит. – междоусобицы ухудшали положение людей; 3. международная – сильные соседи Аравии – Византия, Иран, Аксум с их монотеистическими религиями процветали и были угрозой разрозненным арабам. Деятельность Мухаммеда дала объединяющую идею – мысль о едином Боге. Ислам стал основой Ц. На средневековье пришёл первый виток развития, кульминация его 9 в. Причины быстрого распространения ислама: близок иудаизму, христианству; основные требования его усваиваются легко: нет никакого божества, кроме Аллаха, и Мухаммед – пророк его; молитва 5 раз в день; налог в пользу бедных; пост во время месяца рамадан; паломничество в Мекку (хадж); слитность религии и политики, что делало власть халифов сильнее; арабизация, в к-й воинов расселялись на завоёванных землях, у местных рождались от них дети, к-е становились носителями мусульманской культуры. При Омейядах становилась художественная культура, активно строительство. При Аббасидах построен Багдад, сказочно роскошный. Там Дом Мудрости, куда стекались учёные. Восток сохранил античное наследие, с которым познакомилась Европа во время крестовых походов и со многими из греко-римских трактатов в арабском переводе.

На Западе авторитетными были сочинения Авиценны, Аверроэса, математика, поэзия, зодчество.

Византийская цивилизация.

К 4 в. н.э. становился всё более очевидным упадок Римской империи. В качестве выхода из кризиса виделось разделение становившейся неуправляемой империи на 2 части – Западную и Восточную – это произошло в 395 г. Восточная часть стала развиваться по-своему. Уже в 330 г. римский император Константин Великий, 1ый император-христианин, основал на месте древнегреческой колонии Византии новый город – Константинополь. Отсюда название Восточной Римской империи – Византия. Для самосознания византийцев характерно понимание себя в качестве ромеев (римлян), а своего императора – прямого преемника римских императоров. В истории Византии обычно выделяют 5 этапов: 1. 4 в. – середина 5 в. Формируется многонациональное государство и сословная структура общества, многочисленная военная бюрократия вокруг императора, которому принадлежит вся власть. Много городов, активное строительство. 2. 2ая половина 7 в. – 1ая половина 9 в. Отражает нашествия арабов и славян. В результате территория сокращается, выравнивается национальный состав, преобладают греки и славяне. Усиливается конфликт между Церковью и Государством, Церковь победила вместе с её консерватизмом и охранительством. 3. 2ая половина 9 в. – середина 11 в. Считается золотым веком. Бурное развитие экономики, расцвет культуры. Новые города, возникают школы и университеты, превосходные библиотеки, идёт миссионерская деятельность. В 1054 г. происходит схизма – разделение Церкви на Восточную с константинопольским патриархом и Западную с папой римским, это обеспечило Византии духовную независимость. Но поражение от турок-мусульман, хотя империя и не пала. 4. 2ая половина 11 в. – начало 13 в. Новый подъём. Ослаблена власть турок, но внутренние смуты. В результате в начале 13 в. рыцари 4го Крестового похода завоевали Константинополь и основали на Босфоре латинскую империю. Императорская власть больше не объединяет, на первый план Церковь. 5. середина 13 в. – 1453 г. Освобождение Константинополя от латинян. Но империя не возродилась как раньше – разрозненная и слишком ослабленная. Но развивается философия, богословие, искусство. В 1453 г. турецкая армия взяла Константинополь, пала империя.

Особенности цивилизации. Синтез античной и христианской традиций. В отличие от западноевропейской культуры, на неё сильно не воздействовали варвары. С момента возникновения оформилась как христианская держава. Роль греческого населения была преобладающей, и Византия напрямую усвоила достижения древнегреческой культуры. Церковь не имела самостоятельности, выступала в качестве части государственной машины, к-я не имела политических функций. Культ императора как сакральной фигуры. Высокий по сравнению с Западом уровень развития материального производства. Сохранила городскую структуру античности. Не было сословно-корпоративных отношений, характерных для запада. Христианское мироощущение пронизывает повседневную жизнь. Высшие ценности – аскетизм, смирение, благочестие, земная жизнь как подготовка к переходу к вечной. Не было разрывов в развитии культуры, отсюда культ книжной мудрости, под ней понимается не только Священное Писание, но и античная художественная и философская классика. Сильная власть традиции. Подозрительность ко всему извне, ценностям других культур. Важнейший механизм сохранения традиции и культурная ценность – образование. Принципы античной педагогики. Церковь была бедна и частично поэтому зависима Её и государство объединяло стремление сохранить традицию. Взаимодействие античной традиции и христианства наложило свой отпечаток на византийскую литературу. Сначала популярны античные жанры, потом новые – церковная поэзия, назидательное чтение для народа. Интерес к культуре латинского Запада. Успехи в изобразительных искусствах и архитектуре, в них влияние античной и церковной линий. Новаторы в архитектуре. Разработали новую планировку городов, к-я стала образцом для средневековья. Центральное положение площади с собором, от которой в разные стороны расходятся переплетающиеся друг с другом улицы. Подозрительность ко всему извне вызывало осторожность. Распространены донос и клевета. Это формировало особый тип личности – льстивость совмещалась с жестокостью, зависть с хитростью.

Византийская империя сыграла очень важную роль в истории культуры. Не позволила прерваться культурной традиции, осуществила синтез античной и христианской традиций, который воздействовал на латинский Запад и формирующуюся культуру Киевской Руси. Именно благодаря Византии возникли культурные влияния, которые вызвали проблему взаимоотношения Востока и Запада.







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.231.21.123 (0.005 с.)