Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характерные черты Европейской Средневековой христианской цивилизации. Мироощущение людей сословий средневековья. Особенности городской культуры европейского средневековья.

Поиск

 

В первые века нашей эры христиане противопоставляли себя римской цивилизации. За это их мучили и убивали. После Константина христианство стало официальной религией Рима. Между ним и империей начался взаимный обмен, в результате которого государство стало христианским, но и церковь превратилась в государственный институт. Христианство потеряло былую цельность: одна половина его осталась религией личного спасения, другая стала вполне земной организацией, одной из многих. Но поскольку вторая половина подпитывалась от первой, то к моменту крушения Империи церковь оказалась единственным жизнеспособным государственным институтом. Не удивительно, что ей пришлось нести наследие Рима сквозь средневековье вплоть до Возрождения. К VI веку церковь осталась наедине со всеми проблемами, которые раньше за нее решало государство. Епископы часто были единственными защитниками населения и носителями порядка перед лицом вторгшихся варварских орд. Поневоле церкви пришлось заняться политикой в масштабе всей ойкумены, что раньше делала империя. Жизненную силу церкви доказывает то, как быстро ей удалось “переварить” варваров и сделать их христианами если не по сути, то хотя бы по названию. Конечно, варварские вожди зачастую принимали христианство по политическим причинам, чтобы облегчить управление новыми подданными. Но это как раз и доказывает политическую силу церкви и ее глубокие корни. Церкви пришлось укреплять и свои европейские коммуникации: других к тому времени в Европе не оставалось. Это было сделано эффективно: и в самых дальних странах епископы не теряли связи с Римом. Более того, было на подъеме миссионерство, и христианство “завоевывало” новые территории. Как раз в это время святым Патриком была просвещена Ирландия, которая сама быстро стала мощным очагом миссионерства. В это время церковь обрела новую “несущую структуру”, как минимум столь же мощную как и городские епископаты. Это монастыри, которые быстро распространились по всей Европе. Первые монахи в III -IV веках спасали свою собственную душу в пустыне, и любое общение казалось им помехой. Но в рассматриваемую эпоху святой Бенедикт сделал гениальное “изобретение” - общежительный монастырь, коллектив ищущих спасение. Он же дал первый монастырский устав. Конечно, многие монахи искали не столько спасения души, сколько прибежища от войн и варварства того времени, а то и просто куска хлеба. Но это не мешало, а скорее помогало монастырю стать, в отличие от первых монахов, прочной социально-экономической структурой, на которую могла опереться церковь. А необходимость самообеспечения привела к тому, что, в отличие от классического античного сознания, труд для монахов стал положительной религиозной ценностью, и это имело огромное влияние на все Средневековье. Наконец, в эту эпоху, говоря о римской церкви, имеют в виду не только Рим, но и Константинополь. Раскол между римским первосвященником и константинопольским патриархом далеко впереди (1054г.). А пока между ними - своего рода негласное разделение функций: патриарх занимается церковной догмой, собирает соборы для ее обсуждения; епископ римский занимается административной структурой церкви, укреплением ее экономической базы - в общем, делами земными. Это отпечаток сохранится на римско-католической церкви и после раскола. Церковь - очаг культуры и наследница римских традиций. Кроме того, церковь несла Рим в самой себе: это была не просто христианская, а Римская церковь. Стремление к вселенскости (это и означает слово католический) и, короче говоря, функция церкви как всеевропейского интегратора были у нее “в крови” и оказывались сильней сиюминутных интересов. По окончании средневековья все античные рукописи, которые так нужны были свободомыслящим городским интеллигентам, сохранились у церкви, в монастырях. К эпохе высокого средневековья церковь оказалась главной держательницей культурных ценностей и властительницей душ. В городах, которые, казалось бы, должны быть более свободными, это выражалось еще сильнее. Даже зрительно собор доминировал над городом, был его центром. Церковь отслеживала изменения, которые происходили в жизни и не приспосабливалась бы к ним. Конечно, церковь “по долгу службы” осуждала такие пороки, такие, как алчность чревоугодие, блуд. Она даже реально боролась с ними в собственных рядах, хотя и с переменным успехом. Но там, где это было совместимо с догматами, церковь делала все, чтобы не отрываться от народа и от времени. Это ярко проявилось в одобрении ордена Франциска Ассизского с его принципом бедности, хотя для многих утопавших в роскоши прелатов это казалось прямым вызовом. Поиски церкви шли по двум направлениям: богословие, т.е. поиск новых, более правильных слов о Господе, и поиск истинно христианской жизни в новых исторических условиях. Первое больше интересовало ученых людей, второе - простой народ. Но бывало так, что в диспутах о Троице простые люди шли друг на друга с кольями. Дело в том, что многочисленные диспуты о божественной или человеческой природе Христа и о Троице, которые проходили на церковных соборах в V - VIII веках, были для современников отнюдь не абстрактным спором. Оказаться в них на неправой стороне означало стать еретиком, потерять спасение души, т.е. главную ценность верующего человека. В позднем средневековье эти поиски приняли более философский, чем собственно религиозный характер. Начиная с Абеляра, несколько веков шел спор о соотношении разума и веры в познании мира. Это было важно для любого мыслящего человека: как сочетать опору на собственный здравый смысл с опорой на церковный авторитет. Церковь участвовала в этих спорах, но не диктовала свою волю, хотя иногда и осуждала особо зарвавшихся новаторов как еретиков и заставляла их каяться. Иногда порывы к более правильной христианской жизни принимали форму религиозных орденов. Так в начале XIII века родились два важнейших ордена: Францисканский и Доминиканский. Церковь взяла их под свое крыло и использовала как первопроходцев. Францисканцы тянулись к миссионерской проповеди среди язычников: славян, скандинавов и даже мусульман. Доминиканцы специализировались на очищении самой христианской церкви и не случайно они стали у истоков инквизиции. Важную роль сыграл св. Бенедикт - основатель западного монашества. Он добился гармонии между хозяйственным, интеллектуальным трудом и собственно религиозной деятельностью в монастырской жизни. Совсем иным был дух ирландского монашеского движения. Из Ирландии распространились по Европе миссионеры. Ирландское монашество оставило глубокий след в ментальности западного мира. Если бенедиктинцам была свойственна умеренность, то им суровые посты и строгая аскеза.

В 12-15 вв. в Западной Европе расцветали города. Это был город-крепость. Город сыграл важную политическую роль в средние века и сделал много для развития культуры. Города с населением в 4-6тыс. жителей считались средними. Жизнь в средневековом городе была трудна и опасна- частые эпидемии уносили жизнь более половины горожан, как это случилось, например, во время,,черной смерти,,- эпидемии чумы в середине 13в. Однако в города все равно стремились. Города возникали на землях короля или крупных феодалов и были им выгодны, принося доходы в виде налогов с ремесла и торговли. В начале этого периода большинство городов находилось в зависимости от своего сеньора. Горожане вели борьбу за получение самостоятельности, т.е. за преврашение в вольный город. Органы власти независимых городов были выборными и имели право собирать налоги, расплачиваться с казначейством, по своему усмотрению распоряжаться городскими финансами, иметь свой суд, чеканить свою монету, объявлять войну и заключать мир. Средствами борьбы городского населения за свои права были городские восстания – коммунальные революции, а так же выкуп своих прав у сеньора. Такой выкуп могли себе позволить только самые богатые города, такие как Лондон и Париж. Богатство городов основывалось на богатстве их граждан. В числе наиболее богатых были ростовщики и менялы. Важным слоем городского населения были ремесленники. С XII – XIII в.в. в связи с увеличением покупательской способности населения, ростом потребительского спроса отмечается рост городских ремесел. От работы на заказ ремесленники переходят к работе на рынок. Ремесло становится уважаемым занятием, приносящим хороший доход. Особенным почтением пользовались люди строительных специальностей – каменщики, плотники, штукатуры. Важным слоем городского населения были купцы, игравшие главную роль во внутренней и внешней торговле. Они постоянно разъезжали по городам с товарами. Купцы, как правило, были грамотны и могли говорить на языках тех стран, через которые они проезжали. Важнейшим элементом средневековой культуры была литература. В этот период развивалась устная поэзия, особенно героический эпос. Певцы – музыканты, исполняющие эти песни, пользовались у англо – саксов большим уважением. Крупнейшее произведение англо- сакского героического эпоса- поэма Беовульф. Возникает и развивается так называемая рыцарская литература. Одно из наиболее знаменитых произведений “Песнь о Роланде”. Большой популярностью пользовался роман немца Страсбургского “Тристан и Изольда”- о пылкой любви двух молодых людей. Важный памятник германской народной литературы 12-13 в.в. ”Песнь о Нибелунгах”. Значительным явлением в литературе Франции были ваганты и их поэзия. Вагантами называли бродячих поэтов. Важнейший памятник английской литературы 13 в.- знаменитые баллады о Робине Гуде. В этот период быстро развивается городская литература, для которой было характерно реалистическое изображение городского повседневного различных слоев городского населения, а также появление сатирических произведений. Представителями городской литературы были Ч. Анджольерри, Гвидо Орланди. Развитие городской литературы свидетельствует о новом явлении - городской культуры, сыгравщей очень большую роль в становлении западной цивилизации в целом. Суть городской культуры сводилась к постоянному усилению светских элементов во всех сферах человеческого бытия. Городская культура зародилась во Франции в 11-12 в.в. В этот период она была представлена, в частности, творчеством жонглеров, которые выступали на городских площадках как актеры, акробаты, дрессировщики, певцы, музыканты. Жонглеры выступали на ярмарках, народных праздниках, свадьбах, крестинах; пользовались большой популярностью в народе. Даже литургическая драма, т.е. инсценировка на латинском языке библейских сюжетов, которые разыгрывали в помещении церкви ее слушатели, по мере развития городов, становится все более светской. Примерно с середины 12в. театральные действия разыгрывались уже не на латинском, а на французском языке, не в церкви, а на городских площадях, все чаще исполняли горожане, а пьесы все более насыщались всевозможными сюжетами из обыденной городской жизни. Театральное искусство активно развивалось и в Англии. Одновременно здесь начинает развиваться и драматический жанр- моралите, назидательная аллегорическая драма, главное в которой было изображение борьбы доброго и злого начал за душу человека. В ней участвовали персонажи, олицетворяющие человеческие чувства и качества- Любовь, Благоразумие, Смирение, Терпение, Раскаяние, Скупость, Лесть и др. Новым и чрезвычайно важным явлением было создание в городах нецерковных школ; это были частные школы, материально от церкви не зависимы. С этого времени. идет быстрое распространение грамотности в среде городского населения. Выдающимся магистром Франции 12в. был Петр Абеляр- философов, богослов, поэт, основавший целый ряд нецерковных школ. В период средневековья развивалась архитектура, скульптура, живопись. Сильную роль в этом играла церковь. Она действовала здесь как универсальная сила, накладываясь на специфику национальной культуры; это находило выражение в особенности архитектурных форм и приемах изобразительного искусства, орнамента, сочетания цветовой гаммы и пр. В архитектуре Византии преобладал тип крестово- купольного храма. Стены украшались мозаиками. В церковной живописи реалистические традиции сочетались с элементами условности и все большей стилизацией. При Карле Великом во Франции было развернуто грандиозное строительство. Строились феодальные замки и церковные соборы. Стиль получил название романского. Примером романской архитектуры является Собор Нотр- Дам в Пуатье, соборы в Тулузе, Орсивале, Велезе, Арле во Франции; соборы в Оксфорде, Винчестере, Нориче в Англии, в Станагере (Норвегия), в Лунде (Швеция). К12в. относится появление нового архитектурного стиля – готики. Первые соборы, построенные в готическом стиле в Северной Франции, датируется 2-ой половиной 12в. Характерная черта готики – устремление зданий ввысь. В них появляются огромные окна, украшенные яркими разноцветными стеклами – витражами. Великолепные готические соборы в Париже, Шартре, Бурже, Бове.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 1154; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.253.56 (0.008 с.)