Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Место и значение христианства в картине мира человека в средневековье.
Похожие статьи вашей тематики
Во-первых, христианство создало единое идеолого-мировоззренческое поле средневековой культуры. Будучи интеллектуально развитой религией, христианство предлагало средневековому человеку стройную систему знаний о мире и человеке, о принципах устройства мироздания, его законах и действующих в нем силах. Высшей целью христианство объявляет спасение человека. Люди грешны перед Богом. Спасение требует веры в Бога, духовных усилий, благочестивой жизни, искреннего покаяния в грехах. Однако спастись самостоятельно невозможно, спасение возможно лишь в лоне церкви, которая, согласно христианской догматике, объединяет христиан в одно мистическое тело с безгрешной человеческой природой Христа.Зло в результате первородного грехопадения укоренилось в природе человека. Отсюда проповедь аскетизма и смирения как единственного способа борьбы с греховным началом, пребывающим в человеке. Идеи милосердия, бескорыстной добродетели, осуждение стяжательства и богатства - эти и другие христианские ценности - хотя и не были практически реализованы ни в одном из сословий средневекового общества (включая монашество), все же оказали существенное влияние на формирование духовно-нравственной сферы средневековой культуры.Во-вторых, христианство создало единое вероисповедальное пространство, новую духовную общность людей-единоверцев. Этому способствовал прежде всего мировоззренческий аспект христианства, трактующий человека вне зависимости от его социального статуса как земное воплощение Творца, призванного стремиться к духовному совершенству. Духовный универсализм позволил христианству обращаться ко всем людям, безотносительно от их сословной, этнической и т.п. принадлежности. В условиях феодальной раздробленности, политической слабости государственных образований, непрекращающихся войн христианство выступало своего рода скрепой, которая интегрировала, объединяла разобщенные европейские народы в единое духовное пространство, создавая вероисповедальную связь людей.В-третьих, христианство выступило организационным, регулирующим началом средневекового общества. В условиях разрушения старых родовых отношений и распада "варварских" государств собственная иерархическая организация церкви стала моделью для создания социальной структуры феодального общества. Реформы Карла Великого в культурной сфере были начаты с сопоставления различных списков Библии и установления единого для всего государства текста. Осуществлена была и реформа литургии, которая была приведена в соответствие с римским образцом.В драматический период упадка культуры после разрушения Рима христианская церковь на протяжении веков была единственным социальным институтом, общим для всех европейских стран. Церковь выступала регулирующим началом в жизни средневекового общества, чему способствовало само положение католической церкви, которая не только не подчинялась верховной политической власти, но и сохраняла практически полную самостоятельность в решении внутренних и целого ряда политических проблем. Став господствующим политическим институтом уже в V в., когда римский епископ был провозглашен папой, церковь сосредоточила огромную власть над раздробленной в политическом отношении Западной Европой, поставив свой авторитет выше авторитета светских государей. 17. Итальянский Ренессанс. Изменение культурной парадигмы.
Итальянский Ренессанс своим происхождением обязан XIV веку. Северное Возрождение появилось только в XVI веке. Некоторые ученые уверяют, что не было никакого Ренессанса. Возрождение для стран Севера Европы «открыл» Альбрехт Дюрер, художник из Нюрнберга. Своему первому успеху этот художник обязан своей серией гравюр, которые были посвящены апокалипсическим видениям Святого Иоанна. Германия, тогда еще не имевшая представления о том, что такое итальянский Ренессанс, и ожидавшая конца света и возникновения Лютера, по достоинству оценила изображения последних дней мира. Неудивительным является и то, что изменить статус художника в менталитете жителей севера Европы также предстояло Дюреру. До его возникновения живописцы, ваятели и граверы в Северной Европе почитались обычными ремесленниками. Традиция приписывает художникам, который продолжили итальянский Ренессанс, особый интерес к человеку, его личности. У Дюрера он сосредоточен, главным образом, на самом себе. Художник отличился большим количеством автопортретов, один из которых, написанный в 1500 году, заслуживает особого внимания, так как облик художника очень напоминает лик Христа. Дело в том, что в эпоху Средневековья Бога иногда сопоставляли с художником, а итальянский Ренессанс в корне изменил приоритеты. Теперь художник уподоблен Богу. Дюрер, несмотря на все это, так и не смог обрести свободы в изображении обнаженного тела, которое и является главным отличием итальянских мастеров. Итальянский Ренессанс и традиции готического искусства постоянно противоборствовали в душе Дюрера. Отсюда нет единой оценки его наследия. К концу XV века, времени возникновения первых произведений мастера, античное наследие, как на его родине в Германии, так и в сопредельных странах было запамятовано. Эпоха Античности, этот золотой век искусства, на всю жизнь для Дюрера стала пределом мечтаний, надежд и чаяний, ей он посвятил свои практические и теоретические труды. Художник очень любил итальянский Ренессанс с его рационалистической теорией искусства, но комбинировал ее с немецким мистицизмом и практически романтическим индивидуализмом. В его стремлении изучить тайну совершенных пропорций Дюрера торопило ужасное подозрение, что итальянцы, владеющие ей, намеренно скрывают ее, чтобы сохранить положение своей школы. Однако в конечном итоге художник обращается к природе, потому что понял: только одному Богу дано знать, какая из человеческих форм идеальна.
18. Заальпийское Возрождение. Значение Реформации.
Чаще всего выделяют классическое итальянское и северное заальпийское Возрождение. В центре философии Возрождения находится человек, творческая мощь которого — основа для мотивов богоборчества. Сохраняя сходство со средневековьем Возрождение трансформирует фундаментальные представления о Боге, человеке, его душе. Гуманистический пафос этой эпохи служит преодолению средневековоготеоцентризма. От теизма и теоцентризма философия Возрождения движется в сторону панентеизма, пантеизма и даже атеизма.Эпоха Возрождения отличается как раз главенствованием городской жизни над сельской. Здесь перед нами начало новой городской цивилизации. С технологической точки зрения Возрождение еще не знает фабрики с ее системой машин. В этом плане мануфактура — это всего лишь расчленение процесса труда на элементарные, не требующие особой подготовки, операции. Но в общекультурном смысле переход к мануфактурному производству означает освобождение труда от средневековой регламентации. А это дает толчок изменению всей системы взаимоотношений в обществе, всей ткани социальных взаимодействий. Борьба городов за политическую независимость от феодальной знати сочеталась с борьбой идеологической. Именно горожане позднего средневековья создавали вольные университеты как центры светской культуры. Так уже в XII — XIII веках в Европе, и прежде всего на юге Европы в Италии, начался процесс секуляризации — освобождения социальной и культурной жизни от влияния церкви. Безусловно, он нашел свое проявление и в области философии. Разговор о социокультурных основах философии Возрождения требует указать еще на одно явление всемирно-исторического порядка. Дело в том, что в XV веке в Италии зарождается интеллигенция. И прежде всего она возникает не как научно-техническая, а как художественная интеллигенция. Причем в наши дни это слово имеет два значения. С одной стороны, «интеллигенцией» называют группу людей, которая в соответствии со своим образованием и социальным статусом, занимается умственным трудом, в отличие от тех, кто занимаются трудом физическим. С другой стороны, интеллигенцией называют некую духовную элиту общества, которая задает ему нравственные, эстетические и другие ориентиры. В этом случае интеллигентность не предполагает каких-либо формальных признаков, связанных с условиями жизни и труда. Интеллигентность в данном случае выражается в определенном состоянии духа и творческих способностях, которые объединяют людей в неформальное единство. Именно в качестве такого неформального объединения творческих людей и возникла интеллигенция в эпоху Возрождения. Надо сказать, что в городах позднего средневековья уже были люди, занимавшиеся преимущественно умственным трудом. К ним относились преподаватели университетов, юристы, врачи и многие другие, вплоть до астрологов. Но каждый из них принадлежал к своему цеху, корпорации, строго следуя предписаниям, и в этом смысле ничем не отличался от ремесленников и других представителей физического труда. В противоположность этому, первых европейских интеллигентов объединяли не профессиональные обязанности и социальный статус, а общие интересы, сфера занятий, отношение к миру. Новый взгляд на мир и человека, выраженный в поэтических, философских, художественных произведениях Возрождения, принято называть «гуманизмом». Новый тип гуманистического общения уже не регламентирован сословными рамками. Люди низкого происхождения вступают в спор на философские, литературные и политические темы с представителями высших сословий. Иначе говоря, в культурном пространстве художественной мастерской рушатся сословные рамки. Именно так Возрождение закладывает основы для теории и практики гуманизма — начала европейской светской культуры современного типа. Следует подчеркнуть, что самооценка первых европейских интеллигентов совпадала с внешней оценкой их роли в итальянской и мировой культуре. К XV веку большинство из них уже отличалось обостренным личным достоинством и огромным честолюбием. Выражалось это часто в парадоксальной форме. Так Микеланджело, разговаривая с римским папой, не снимал своей войлочной шляпы. Ему также приписывали жалобу на то, что папа ему иногда докучает и сердит его. С появлением интеллигенции во Флоренции, Венеции и других итальянских городах XIV—XV вв. заявляет о своем существовании активное и грамотное городское большинство. И как раз в античной культуре эти люди видят образец для подражания. Античной культуре подражают во всем: архитектуре, интерьере, одежде, речи, жестах, манерах, вплоть до бытовых деталей. Выдающимися деятелями Возрождения античность воспринималась как далекая родина. Существуют свидетельства, что некоторые из них облачались в античные одеяния перед тем, как приступить к чтению классиков. Это была эпоха, которая под маской древности созидала новую культуру и новый тип человека. Культ человека и его творческих деятельных способностей, которым отличается эпоха Возрождения, предполагает еще одну основу, которой не знала и не могла знать античность. Это так называемый индивидуализм, без которого нельзя понять ни философии, ни всей культуры Возрождения. Напомним, что уже греки пользовались словом «характер», обозначая особенности того или иного человека. Ведь человек может быть разговорчивым и молчаливым, суетливым и медлительным, остроумным и рассудительным. Но эти особенности отходили на второй план, когда речь шла о добродетели, т. е. о том, что не различает, а объединяет людей как граждан полиса. Указанный сдвиг в представлениях о человеке как раз и произошел в эпоху Возрождения, когда творческая энергия индивида была впервые направлена вовнутрь, на самого себя и развитие своих творческих сил и способностей. Известно, что один из родоначальников культуры Возрождения Петрарка считал самым важным и увлекательным делом размышления о собственном «я». И это индивидуальное «я» как неповторимый внутренний мир человека, сопоставимый по своей значимости со вселенной, стал едва ли не главным открытием эпохи Возрождения. Значение реформации:В позднем Средневековье католическая церковь играла важнейшую роль в жизни общества. Она получала свой особый налог — церковную десятину, 10% от всех доходов каждого европейца. Церковь стала крупнейшим земельным собственником, накопила громадные богатства. Дух стяжательства глубоко проник в сознание служителей церкви. Особенно ярко это выразилось в торговле индульгенциями, то есть документами, за деньги отпускавшими грехи. За большую сумму можно было купить прощение самого тяжкого преступления. Несоответствие такого положения христианским заветам было очевидно, и авторитет церкви в народе оказался сильно подорван. Назрел настоящий кризис религиозной культуры. В умах людей копилось недовольство церковью, желание что-то изменить. В конце концов это и привело к преобразованиям церкви, к реформам. Однако большинство протестантов отсчитывает начало своего движения с 1517 года, когда Мартин Лютер предложил для публичного обсуждения 100 тезисов, бросивших вызов римско-католическому учению. В течение двух десятилетий реформация распространилась на большую часть северо-западной Европы. В Англии король Генрих VIII аннулировал папскую власть над церковью, сам себя провозгласил главой церкви, и англиканская церковь стала по существу протестантской. Появилось и левое, более радикальное крыло движения. Анабаптисты, меннониты и другие заново крестили христиан и вовлекали их в движение, которое решительно отбрасывало всю католическую обрядность, чего не делали даже лютеране, кальвинисты и англиканцы. Реформация распространилась на Скандинавию и центральную Европу, но редко проникала в Россию и юго-восточную Европу, где преобладала православная церковь, а также в южную Европу, которая осталась верна Римско-католической церкви. После ряда религиозных войн с середины XVI до середины XVII столетия большинство протестантов (кроме радикалов) и католиков приняли принцип отделения церкви от государства. Поэтому они пришли к согласию, что религию определенного региона или государства должны определять их правители. С конца XVIII столетия и по настоящее время протестантские миссионеры распространяют свое учение в большей части мира. Довольно многочисленные общины баптистов образовались в России. Протестантские миссии основаны на берегах Азии и Африки, а недавно и в католической Латинской Америке. Активизировались протестантские миссионеры и в послеперестроечной России. В конце же средних веков реформация стала важнейшим фактором развития западной культуры, фактором изменения менталитета западноевропейцев. Можно утверждать, что без реформации не было бы и буржуазных революций в Европе.
19. Культура Нового Времени. Основные черты и этапы. (17 -19 века.)Эпоха капитализма:XVII век открыл новую эпоху – эпоху капитализма. В это же время протестантизм дал мощный импульс к рационализации всех видов деятельности и созданию науки Нового времени – опытного знания. Он освящал рациональную предприимчивость свободного индивида и в конечном итоге стал духовной основой новой цивилизации, построенной на принципах индивидуальной свободы, рыночных отношений, правового государства. Победа Английской буржуазной, первой революции "европейского масштаба", привела к утверждению капиталистического способа производства в качестве политически господствующего в Англии, Голландии, придав процессу генезиса капитализма необратимый характер. В результате именно этот процесс становится определяющим фактором в истории Европы. В области экономики это проявилось в интенсивном разложении феодальных отношений в деревне, в начале классического периода в истории капиталистической мануфактуры, в складывании европейского и мирового капиталистического рынка. В области духовной жизни XVII в. принес с собой революцию научную и мировоззренческую – утверждение рационалистического мировоззрения как выражения теоретического сознания восходящего класса – буржуазии, пришедшего на смену мировидению традиционному, теологическому. Развитие европейской науки: Под влиянием успехов математического естествознания складывалась новая философия. Выдающуюся роль в этом процессе сыграл Рене Декарт, считавший конечной целью науки практическую пользу. Научная революция завершилась трудами И.Ньютона, который открыл закон всемирного тяготения и создал классическую механику. Объяснение мироздания отныне стало причинно-следственным (до этого оно носило телеологический характер). Важный вклад в развитие европейской науки XVII в. внес уроженец белорусских земель Казимир Семенович – выдающийся ученый, теоретик артиллерии и пиротехники. Он первым в новой истории ракетостроения разработал идею многоступенчатой ракеты, которая на современном уровне начала реализоваться в ХХ ст. и сейчас является основным носителем всех космических аппаратов. В начале XVII в. витебский ученый И.Копиевич, работавший в то время директором типографии в Амстердаме, реформировал восточнославянский алфавит ("белорусские литеры"). Его шрифт сейчас используется всеми народами, в основе письменности которых – кириллица (белорусы, русские, украинцы, болгары, сербы).В славянскую культуру вошел М.Смотрицкий, написавший одну из первых грамматик в истории славянского языковедения. В XVII в. на белорусских землях широкое распространение имели православные братские школы, где изучались разные предметы в т.ч. белорусский, русский и польский языки. В одной из них преподавал С.Полоцкий, затем переселившийся в Москву, где был воспитателем будущего императора России Петра I. Развитие просветительского движения:В конце XVII- н. XVIII вв. в европейской культуре возникла идеология Просвещения, проповедовавшая приоритет науки, разума в жизни личности, общества, государства, идею воспитания совершенного человека.Наибольшее развитие и воплощение идеи Просвещения достигли во Франции. Французское Просвещение XVIII в. явилось важным поворотным пунктом в духовном развитии человечества. Отважные деятели века Просвещения подвергли острой критики социально-экономические и политические отношения феодализма, монархическую власть. Французское Просвещение явилось историческим и логическим продолжением духовных ценностей эпохи Ренессанса.Известно, что французское Просвещение, направленное в целом против феодализма и абсолютизма, состояло из различных по политической и философской радикальности учений.Так, представители старшего поколения просветителей – Монтескье, Вольтер, –тяготели больше к постепенному реформированию феодального общества путем всевозможных компромиссов, рассчитывая на "разумное сочетание" интересов буржуазии и феодалов.Идеологи дореволюционной французской буржуазии – Дидро, Гельвеций, Гольбах – в принципе отрицали феодальную собственность, деспотическую монархическую власть, выступая при этом, за просвещенный абсолютизм. Отвергали все формы идеализма и религии, открыто отстаивали атеизм.Значительно острее в политическом плане выступали идеологи низов. Один из них – Жан Мелье – отвергал не только феодальную, но и всякую частную собственность. Сторонник бескомпромиссного материализма и атеизма. Самостоятельным и влиятельным направлением во французском Просвещении было руссоянство. Выражая интересы городской и деревенской мелкой буржуазии, Руссо отстаивал эгалитаризм – равное распределение частной собственности среди граждан, утверждение подлинного равноправия, программу мер по коренному улучшению жизни народа. В вопросах философии и религии Руссо не придерживался материализма и атеизма. Мощное просветительское движение XVIII ст., охватившее все страны Европы, взаимообогащало культуры различных государств. Просветительские идеи получали широкое распространение благодаря путешествиям, международной книжной торговле, публицистике.С развитием просветительского движения, вызванного не только влиянием передовых западноевропейских стран, но и результатами петровских преобразований, Россия подключалась к единому мировому процессу. Ее духовная и в целом, культурная жизнь начала XVIII в. была пестрой и противоречивой: смесь старого и нового, консервативного и передового, "своего" и "чужого".Развивается отечественная наука. В 1724 г. учреждена Петербургская Академия наук, изначально носившая светский характер, в 1783 г. – Российская Академия наук. В 1755 г. был основан Московский университет – первое светское высшее учебное заведение.Науку XVIII в. в России олицетворял М.В.Ломоносов, внесший неоценимый вклад практически во все разделы опытного естествознания. Ему также принадлежат труды по философии, истории, риторике, поэтические произведения. В XVIII в. в России была создана система светского школьного образования, начала создаваться государственная система народного образования и педагогические науки.Идет дальнейшее развитие художественной культуры. XVIII в. – "золотой" век театра. Во второй половине XVIII в. была создана и балетная труппа, которая по количеству (более 30-ти человек) и по профессионализму приближалась к танцевальным коллективам Западной Европы и России.В эту эпоху основными художественными стилями стали барокко и рококо.Барокко (вычурный, причудливый) выражал мощь абсолютистских государств – летние, зимние императорские дворцы в России, Версальский дворец и многие др.Поредением сугубо светской культуры эпохи Просвещения стал стиль рококо (в переводе с французского – раковина), получивший наибольшее воплощение в области прикладного искусства (стиль Людовика XV).Во второй половине XVIII – нач. XIX ст. просветительские идеи распространились и на белорусских землях, были тесно связаны с французским, русским, польским, украинским и литовским Просвещением.Особый интерес в Беларуси вызвало философское и литературное творчество Вольтера. Популярности его произведений содействовало и то, что он затрагивал местную тематику. Широко известны были также произведения Руссо, Монтескье, Делиля и других французских просветителей.Значительное влияние на интеллектуальную жизнь Беларуси оказала русская и польская мысль. В белорусских библиотеках были произведения Ломоносова, Фонвизина, Аничкова, Сташица и др.Философская и социологическая мысль нашла отражение в творчестве Б.Добшевича, А.Довгирда, Л.Боровского. Ее особенность – связь с передовыми естественнонаучными тенденциями.Исторические взгляды развивались в русле просветительской теории "естественного права", изложенной в работе Т.Млоцкого. Исходя из теории Руссо, защищался принцип равенства людей.Специфической чертой Просвещения в Беларуси была его ориентация на решение крестьянской проблемы: необходимость уничтожения крепостничества, уравнивание крестьян в политических правах с другими сословиями, создание системы образования для крестьянских детей.Свое дальнейшее развитие продолжала и художественная культура. Завершилось формирование стиля барокко.Развивается также архитектура белорусского классицизма. Расцветает садово-парковое искусство, практически не сохранившееся из-за множества войн, социальных катаклизмов. Значительное развитие получает жанр парадного портрета.Изучая контакты белорусской культуры с другими, надо помнить о том, что развитие просветительских идей в Беларуси было вызвано, прежде всего, местными потребностями, а влияние других культур лишь стимулировало их рост. Таким образом, эпоха Просвещения явилась важным поворотным пунктом в духовном развитии Европы, повлиявшим на все сферы социально-политической и культурной жизни. Культурное наследие поражает разнообразием, глубиной постижения человеческих страстей, оптимизмом, верой в человека и его разум. Развитие науки в XIX веке:X1Xвек – время расцвета классического естествознания, создания единой системы наук. Появились первые научные лаборатории, работавшие на промышленность. Научные открытия все более воздействовали на развитие ведущих отраслей промышленности – металлургии, приборостроения, транспорта, химической промышленности и др.Промышленный переворот классического буржуазного типа произошел ранее всего в Англии, а к середине XIX – в большинстве стран Европы и Северной Америки. Произошел качественно новый скачек в развитии науки и техники – создание паровоза, двигателя внутреннего сгорания, телефона, радио, кино и др., что имело громадное историческое значение. Начался невиданный пространственно-временной рост цивилизации и одновременно возникли новые способы преодоления времени и пространства: техника, средства связи. Важные изменения происходили и в социально-политической сфере. Образование Североамериканских Штатов (1776 г.) свидетельствовало о кризисе политики, основанной на европоцентризме, капитализм стал превращаться в мировую систему. Отныне история становится всемирной, формируется мировая культура как целое, как единство многообразия – национальных культур, художественных течений и т.д.XIX век на повестку дня поставил важную проблему соотношения идеала и действительности, так как обещанное просветителями "Царство разума" не воплотилось в жизнь. Это противоречие – идеала и действительности – стало движущим мотивом социокультурного развития общества в XIX в. Развитие искусства и архитектуры:Великие сдвиги в развитии науки и техники оказали огромное влияние на художественную культуру. Определяющими художественными направлениями становятся классицизм, романтизм, критический реализм и др.Классицизм складывается во Франции в революционные годы, получает распространение и в других странах. Он основывался на идеях рационализма, стремления к выражению героических и нравственных идеалов. Но ему были присущи и черты утопизма, идеализации, отвлеченности. В 20-е годы XIX в. утверждается романтизм, отразивший бунт молодого поколения, неудовлетворенность широких общественных кругов результатами буржуазных революций. Его родина – Германия. Романтизм не просто стиль, а широкое общекультурное движение, культурно-исторический тип, охватывающий самые разнообразные явления. В архитектуре романтизм не создал своей собственной школы.В 30-40-е годы XIX в. в художественной литературе и изобразительном искусстве утверждался реализм и к середине века становится господствующим направлением. Реалисты объективно отражали действительность, обличали социальное неравенство. По идейной направленности он становится критическим реализмом.Во второй половине XIX в. критическая направленность обретает иные формы выражения: незаинтересованное отношение к действительности переоценка ценностей, идеалов. Это характерно для культуры декаданса.В XIX в. возникает новая идейно-психологическая ориентация (акцент на автономию, свободу, самореализацию), в формирование которой существенный вклад внес либерализм.Уже в XVIII в. либерализм играл решающую роль в разработке принципов демократии, но только в XIX в. провел их в жизнь, в практику государственного строительства, деятельность либеральных партий. В политике – это принцип разделения властей, в экономике – защита права частной собственности, свободного предпринимательства, рынка, конкуренции и др., в социальной сфере – принцип равенства возможностей, отстаивание самоценности индивида.Но "право силы" пробивало себе дорогу в иных формах: демократия выражалась в "диктатуру большинства", конкуренцию побивает монополия и др.Своеобразные изменения происходят в сфере морали. Формируется идеал человека, который всем обязан не наследуемым привилегиям, а самому себе, своему труду, личным заслугам. Каждый может быть счастливым, если будет добродетельным, а добродетель зависит от обогащения, так как оно дает независимость. Товарно-денежные отношения способствуют "обмирщению" искусства – снижение доли религиозного и увеличение светского. Светское искусство утверждает ведущую роль человека, личностного начала. Развивается портрет, пейзаж, бытовой, исторический жанр.Возникают принципиально новые способы художественного творчества – фотография, кино, реклама. 20. Европейская культура первой половины 20 века. Основные черты и особенности.
В первой половине XX в. в истории Западной Европы завершается становление индустриальной цивилизации и начинается переход к постиндустриальной. Определяющими характеристиками индустриального общества являются: возникновение целостной нации, государства, организованного на основе общего языка и культуры; коммерциализация производства и уход в прошлое натурального хозяйства; преобладание машинного производства и организация производства фабричного; сокращение доли населения в сельском хозяйстве, урбанизация населения; рост грамотности; расширение избирательных прав населения и институционализация политики; применение достижений науки во всех сферах жизни общества; постепенная рационализация социальной жизни. Постиндустриальное общество (общество модерна) характеризуется: в экономике - упадок производства товаров как основной формы экономической деятельности и замена его производством услуг; рост профсоюзов сводится на нет; преобладание профессионалов и технических специалистов, составляющих новый класс; во всех сферах - экономической, политической, социальной - основное воздействие на принятие решений оказывают новые интеллектуальные технологии и новый интеллектуальный класс; возникновение нового рабочего класса технических служащих; увеличение значения культуры индустрий, растущая эстетизация повседневной жизни; развитие государства всеобщего благосостояния и значительное вмешательство в экономику.По-прежнему успешно развивается наука, продолжает развиваться научно-техническая революция, начавшаяся в конце XIX в. В ходе ее возникает новая неклассическая наука. В ней уже нет прежних претензий на полную объективность и адекватность знания. Теперь знание имеет все меньшее эмпирическое, опытное происхождение. Оно становится все более теоретическим. Все большее значение приобретают модели и теории, построенные математиками. Роль субъективного фактора при этом возрастает. Главными методологическими принципами в науке становятся принципы релятивизма и плюрализма. Революционные сдвиги произошли во всех областях знания.
21. Европейская культура второй половины 20 века. Основные черты и особенности. В эволюции западного мира происходили глубокие изменения. Главный источник - научно-техническая революция. Научные открытия и достижения привели сначала к технической, а затем и технологической революции, что вызвало изменения во всех сферах общества. Прежде всего, произошел переход от индустриальной к постиндустриальной цивилизации. Многие традиционные отрасли уступили место высоким и тонким технологиям. Благодаря этому резко возросла эффективность производства, что позволило сделать его массовым, то есть возможность удовлетворять интересы всех членов общества.Само общество при этом становится постиндустриальным и массовым. Таковым его сделали массовое потребление, СМИ. Все это быстро объединило людей и стало стирать различия между ними, нивелируя личность. Значительные изменения стали происходить в культуре, она стала существовать в нескольких измерениях: гуманитарном, научно-техническом и массовом. Гуманитарная культура и ее влияние в целом упали. Хотя она продолжает развиваться. Важные изменения стали происходить врелигии. В 70-е годы - в связи с появлением идеологии консерватизма - ее статус стал заметно повышаться. Возникает движение за религиозное обновление, за возврат к традициям, к протестантской этике, к возрождению религиозных корней культуры. Растет беспокойство по поводу угрожающейбездуховности людей. Развитие научно-технической, интеллектуальной культуры отмечено грандиозными успехами. Наука превратилась в фактор общественного развития. Но исключительная сложность науки привела к тому, что разрыв между нею и средним уровнем знаний подавляющего большинства людей не сокращался, а увеличивался. Наука стала доступна для узкого круга людей - интеллектуалов.К научно-технической и интеллектуальной культуре относится постмодернизм, сменивший авангард. Термин постмодерн (или эпоха постсовременности) обычно противопоставляется термину модерн (эпоха современности), обозначает новое качественное состояние, достигнутое передовыми индустриальными обществами. Постмодернизм - это движение в живописи, литературе, кино, телевидении и в искусстве в целом. К основным чертам постмодернизма относятся: смешение стилевых элементов, заимствованных из разных контекстов и эпох. Постмодернизм и модернизм - это художественные авангардистские движения, противопоставляющие себя традиционному искусству лишь с тем, чтобы со временем самим стать традиционными. Постмодернизм часто обращен главным образом к интеллекту, а не к чувству. Отмеченная тенденция проявилась и в таком явлении, как драма абсурда. Постмодернизм часто теряет интерес к целям. Цель перестает быть ценностью. Все это ведет к усилению нигилизма и цинизму. Этика уступает место эстетике, где на первый план выходят чувственные удовольствия и наслаждения. В целом модернизм представляет собой переходное состояние в переходную эпоху. Почти во всех течениях неомодернизма субъективное, личностное начало либо сводится к минимуму, либо отсутствует совсем. В итоге интерес к неомодернизму ослаб, и он в конце концов вытеснился постмодернизмом.В целом научно-техническая и интеллектуальная культура остались доступны лишь для ограниченного числа публики и их иногда называют “высокой”, “элитарной” культурами.
22. «Массовая» и «элитарная» культура. Конфликт и взаимодействие. Массовая культура не выражает изысканных вкусов или духовных поисков народа. Время ее появления — середина XX века, когда средства массовой информации (радио, печать, телевидение) проникли в большинство стран мира и стали доступны представителям всех социальных слоев. Массовая культура может быть интернациональной и национальной. Эстрадная музыка — яркий пример этого: она понятна и доступна всем возрастам, всем слоям населения независимо от уровня образования. Массовая культура, как правило, обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная или народная культура. Но у нее самая широкая аудитория и она является авторской. Она удовлетворяет сиюминутные запросы людей, реагирует на любое новое событие и отражает его. Поэтому образцы ее, в частности шлягеры, быстро теряют актуальность, устаревают, выходят из моды. С произведениями элитарной и народной культуры подобного не происходит. Высокая культура обозначает пристрастия и привычки горожан, аристократов, богатых, правящей элиты, а массовая культура — культура низов. Однако существуют такие жанры литературы (фантастика, детективы и комиксы), которые всегда относят к популярной или массовой культуре, но никогда к высокой. То же самое происходит с конкретными произведениями искусства Различие между высокой и народной культурой примерно такое же, как между национальной и этнической. Высокая культура, как и национальная, может быть только письменной, а этническая и народная — любой. Высокая (элитарная) культура создается образованным слоем общества, а народная и этническая — преимущественно необразованным. Когда большевики пришли в 1917 году к власти, первым делом они постарались сократить культурное запаздывание, призвав всех художников не увлекаться формотворчеством, а говорить на понятном простому народу языке. Они выдвинули лозунг «Искусство должно быть понятно народу», приписав его выдающемуся немецкому марксисту Розе Люксембург. Но, как потом оказалось, Р. Люксембург на самом деле говорила другое: «Искусство должно быть понято народом». Элитарная или высокая культура создается привилегированной частью общества, либо по ее заказу профессиональными творцами. Она включает изящное искусство, классическую музыку и литературу. Высокая культура, например, живопись Пикассо или музыка Шенберга, трудна для понимания неподготовленного человека. Как правило, она на десятилети
|