Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Материализм и идеализм, их сущность и значение.

Поиск

Мировоззрение

-Мировоззрение – обобщённая, целостная картина мира; совокупность представлений человека об окружающей его действительности, о нем самом и о их взаимосвязи.

-Структура:

2 уровня:

1) обыденно-практический – повседневное мировоззрение (эмоционально-психическая сторона, мировосприятие)

2) рационально-теоретический – создается модель мировоззрения (интеллектуальная сторона, миропонимание)

3 элемента:

1) знания – более/менее достоверная информация о реальности

2) ценности – смысловые ориентации, значимые лично или культурно.

3) убеждения – те знания, которые человек считает истинными.

-3 исторических типа мировоззрения:

1) Мифологическое – первая форма мировосприятия, понимание мира первобытным человеком

-единство человека и природы

-перенесение человеческих качеств на (не)живой мир

-вера в сверхъестественное

-доминирование чувств над разумом

2) Религиозное – формирование религий.

2 уровня:

1) психологический – отражает чувства, взгляды, настроения верующих

2) идеологический – система знаний о божественной реальности (формирование ценностей, убеждений, нравов)

Специфика:

1) существование реального/священного миров

2) Бог – творец и существует вне

3) Библия – источник знаний

4) Бог – человек – животные – растения – неживой мир

3) Философское – теоретическое ядро мировоззрения, ее интеллектуальная сторона

Предмет философии

-Философия – наука о природе, обществе и человеческом мышлении.

Предмет философии – познание основания бытия природы, человека, общества.

-Определить предмет философии сложнА по следующим причинам:

1) отсутствует единое понимание зачем философия

2) философия охватывает все знания мира

3) многообразие школ, точек зрения

-Основные проблемы для познания в философии:

1) Бытия

2) Человека

3) Из взаимосвязи

- Структура философского знания:

1) онтология – учение о бытие

2) гносеология – теория познания

3) эпистемология – учение о познании

4) антропология – учение о человеке

5) аксиология – учение о ценностях

6) социальная философия – философия общества

7) логика – наука о правильном мышлении

8) праксиология – философия деятельности

- 3 основные функции философии:

1) Мировоззренческая (онтологическая, гносеологическая, социокультурная) - вырабатывает обобщенную систему взглядов на мир и место человека в нем.

2) Методологическая - даёт готовые методы познания мира: диалектику и метафизику

3) Социально-критическая – осмысление развития общества, анализ социальной действительности, разрабатывает новые идеалы общественного устройства.

Материализм и идеализм, их сущность и значение.

Разделение между М и И происходит по вопросу «Что первично»?

1) Материализм - одно из главных философских направлений, которое решает основной вопрос философии в пользу первичности материи.

Материя - это бесконечное множество всех существующих в мире объектов и систем. (материя первична, а сознание вторично)

- Формы материализма:

1)Стихийный, наивный – первые модели космоса, мира. Древний мир – первоэлементы

2) Механистический (17-18 век) – материя – первооснова. Она состоит из атомов, у нее есть масса, она не прозрачна и сводится к реальным предметам

3) Диалектический (Маркс, Энгельс) – материальное расширение в развитии, источник – борьба противоположностей. Материя – не только окружающие нас предметы, но и общество.

2) Идеализм – направление в философии, исходящее из первичности духа, мышления, сознания (идеальное первично, а материальное вторично)

- объективный – основа мира – мировое сознание Платон, Гегель

- субъективным - основа мира – индивидуальное сознание человека Кант, Гюм

Монизм / Дуализм

- Познаваем ли мир?

1) Гностицизм (Оптимизм) - признание познаваемости мира

2) Аг ностицизм - отрицание познаваемости мира.

3) Скептицизм - не отрицает напрямую, но ставит под сомнение возможность принципиальной познаваемости мира

3 стадии:

1) Наивный (Греция, Китай)

2) Метафизический (Новое время) (механистический)

3) Диалектический

Философия древнего Китая.

- Периоды китайской философии

1) Предфилософский

- культ предков (литературные памятники, книги истории, книга перемен, книга песен)

- жертвоприношения

- поклонение небу

- кровнородственная община

- человек – большая семья

2) Натурфилософский

- Инь и Ян – первоначала

- первоэлементы (вода, огонь, металл, земля, дерево)

- учение о даах

3) Золотой век -

- появление частной собственности

- расцвет культуры и философии

- формирование даосизма и конфуцианства

-Школы китайской философии

1) Конфуцианство

- центральные проблемы – природа человека, семьи, государства

- жень - человеколюбие / «Чего не желаешь себе, того не делай другим»

- «благородный муж»

- Небо определяет место человека в обществе, награждает и наказывает его.

2) Даосизм (дао – путь, дорога / истина) (Лао Цзы) -

- предназначение человека – следовать Дао

- чувственные знания и небо отвергаются

- «Не выходи со двора, можно познать мир; Не выглядывай в окно, можно увидеть естественное дао. Чем дальше идешь, тем меньше познаешь»

- Основное произведение «Книга о пути и добродетели»

3) Легизм

- если будут хорошие законы, то и дурак сможет быть правителем

- равные возможности для возвышения каждого человека / выдвижение талантливых людей

- основная задача власти - забота о поддержании землевладений, создание сильной армии

4) Моисты

- первыми стали использовать логический метод

- всеобщая любовь, взаимная выгода

- вера в небо

- Для всех периодов характерно:

- специфика китайского письма (афористический стиль, образность, метафоры)

- приверженность традиций

- Небо - надличностный принцип мирового порядка, всеобщей необходимости, судьбы.

- холизм –целое больше суммы частей.

- интуитивность - метод познания.

Философия древней Индии.

- Веды «священное занние»:

1) Самхиты – самые древние веды

2) Упанишады (у ног учителя) – тайное знание, передаваемое учителем ученику

3) Брахман – высшая объективная реальность, благодаря которой все возникает и существует

4) Атман – высшая духовная сущность

- Материально-чувственная природа:

1) Сансара – колесо перерождений души

2) Карма – закон воздаяния, то, что регулирует сансару

3) Драхмы – закон, долг, добродетель для улучшения кармы

4) Мокша – освобождение, религиозный идеал спасения. Исчерпав все прегрешения кармы человек может вырваться из колеса сансары и соединится с абсолютным Брахманом-Атманом

- Неортодоксальные школы – авторитет вед отрицается

1) Буддизм

4 истины буддизма

-жизнь наполнена страданиями

-существует причина возникновения страданий

-имеется возможность прекращения страданий

-человек должен достичь нирваны

-правильное поведение, образ жизни

-правильная речь, направление мыслей

-действия людей взаимосвязаны

2) Локаята

3) Джайнизм – в основе всего две основные субстанции – джива (живое)/ Аджива (неживое)

- Ортодоксальные школы – авторитет вед признается

1) Йога

2) Веданта

3) Миманса

4) Вайшешика

- Пять слоев в структуре человека:

- телесный (т.е. биологический)

- жизненный

- умственный (сознание, ум, психологическая деятельность, характеризуется чувственностью)

- развернутое сознание (может функционировать без контакта с объектом)

- свернутое сознание (он нашел гармонию себя с миром)

Основные принципы и проблемы средневековой философии. Сер V вв. н.э.

- Предпосылки перехода от античности к средневековью:

1) Формирование феодальных отношений

2) Расслоение общества.

3) Власть церкви.

4) Библия единая книга.

5) Влияние эллинской философии.

- Принципы средневекового философского мышления:

1) Монотеизм – единобожие.

2) Теоцентризм – Бог как первоначало.

3) Креационизм – творение мира богом из ничего.

4) Символизм – существование любой вещи предопределено свыше.

5) Провидение – история человечества – замысел бога.

6) Эсхатологизм – учение о конце света.

- 3 Этапа.

1) Апологетика -(защита)(анекдот)

- хрестьянство единая религия

- защита хрестьянства

- христианская философия наследует лучшие черты античной философии

- христианская теология – единственная прав. философия до 325г.

- «Верую, ибо абсурдно»

Патристика

- осмысление Библии, её фильтрация.

- союз разума и веры.

- «Не стремлюсь понять, чтобы уверовать. Но верую чтобы понимать» (Августин).

3) Схоластика - приоритет веры над разумом.

- монастырская и университетская системы образования.

Фома Аквинский - великий систематизатор средневековой философии.

Он считал, что в философии вероучение должно обрести рациональную форму «здравого смысла».

Проблемы:

- обоснование существования Бога

- проблема соотношения веры и разума

- спор реализма и номинализма (спор о сущности понятий)

Реализм – первичность вещи, а потом понятия

Номинализм – сперва понятие, а потом вещь

Критическая философия Канта

1) критика рационализма

2) ввел понятия «вещь для нас» - то что мы видим «вещь в себе» - суть от нас скрыта

3) научность истины возможна только с учетом АПРИОРНЫХ ФОРМ (до опытные, общепринятые механизмы и схемы сознания)

4) истина о Боге и душе носит практический, а не теоретический смысл, т.к. значимость таких истин важна для раскрытия цели человечества

Век.

- Характерно:

- религиозная направленность (христианство)

- пограничность

- София - как идол мудрости, идеал, пример

- Священные писание (евангелия)

- Ориентация на внутренний опыт человека (подчинение священным идеалам поведения)

ПЕРИОДА

- 19 век

– появилось свое, русское мировоззрение

Появились:

- западники – надо России смотреть на запад, развитие науки и образования – важный фактор прогресса) они же марксисты

- славянофилы – Россия - идеал, хранительница христианства, именно Россия должна показать всему миру как нужно развиваться.

- 19-20 век Золотой Век Русской философии

- в этот период на территории России были представлены все возможные философские идеи

- 1917 год (Революция)

- прервал золотой век

- Философы высланы из страны, приостановилась

- Теперь философия должна подчинятся идеологическим взглядам

- Современны период

- возвращение к идеям Золотого периода

В человеческом обществе

- семья

– классы

– нации и др.

-Свойства материи:

- конечностью и бесконечностью

- прерывностью и непрерывностью

- системностью, массой и энергией

- пространство;

- время;

- движение как способ существования материи.

- Структурная организации материального бытия.

Любое материальное явление – система определенных элементов, организованных в единое целое устойчивыми связями. В результате все явления можно сгруппировать в некоторые классы сущего (физической, химической, биологической, социальной реальностей), определить их структурные уровни в системной организации Универсума.

Что такое человек?

- Человек - точка пересечения различных проекций бытия, вбирающая в себя одновременно природные, социальные и культурные характеристики.

- Триединая модель человека:

1) Душа определяет человеческую судьбу его волю и характер

2) Дух разум и социальность человека

3) Тело связь человека и природы, биологические особенности человека

- Основные стратегии интерпретации человека:

1) Натурализаторская -человек – составляющая природы

2) Экзистенциально-персоналистская- Ч еловек как особое начало в мире, не сопоставимое с природой.

3) Рационалистическая – человек становится человеком из-за своего разума сознания.

Разум – это то начало, посредством которого наиболее радикально преодолевается естественно-природное в человеке.

4) Социологизаторская ( Аристотель, К. Маркс) человек – продукт социальных отношений

Но на самом деле человек совмещает в себе все эти концепции.

- Человек - некое биосоциальное существо, генетически и функционально обусловленное развитием природы и общества.

- Изменение образа человека в истории:

Античность – космоцентризм. Человек – микрокосмос

Средневековье –человек как образ и подобие Бога

Возрождение - антропоцентричность – в центре проблема человека, его сущности.

Из космической пыли

Трудовая концепция – посредством труда.

Игровая концепция – игра - фактор развития

Семиотическая модель – язык как фактор развития

Психоаналитическая – инстинкты – нормы – ценности – нравственное начало человека

Синтетическая модель – синтез всех этих концепций

- Особенности развития человека:

1) прямая походка, освобождение передних конечностей

2) взгляд вперёд -видеть в трёх направлениях

3) большой мозг и развитая нервная система

4) длительная зависимость детей от родителей

5) устойчивость сексуальных влечений формы семьи

Чувственный

- Формыпознания (пво):

1) Ощущение – это субъективный образ объективного мира

2) Восприятие – это целостный образ предмета

3) Представление – воспроизведение ранее ощущения

2) Рациональный -

- Формы познания (суп):

1) Понятие (фиксирует значимые свойства) – признаки предмета словами

2) Суждение (фиксирует связь между понятиями) - предложение

3) Умозаключение (фиксирует связь между суждениями) – вывод из суждений

- индуктивное – от частного к общему (Все металлы проводят электричество)

- дедуктивное – от общего к частному (Сократ смертен)

4) Интуиция – механизм получения знания, путем моментального схватывания без каких либо логических цепочек или доказательств.

- Познание зависит от практики.

- Практика – процесс деятельности человека, направленный на преобразование его окружающей действительности.

- 3 вида практики:

1) материальное производство (производство товаров)

2) социальное преобразующая (война, революция)

3) научный эксперимент

- Функции практики в процессе познания:

1) Основа познания (познание начинается с практики)

2) Цель познания (чтобы применить на практике)

3) Детерминирует процесс познания (познаём мир с помощью практики)

4) Критерий истинности результатов познания

Как понимали экономику

1) натуральное х/во

2) товарное хозяйство

3) Рыночная экономика

Шло разделение по организации (командное, рыночное, смешанное)

3) хозяйство> экономика

- экономика – тип хозяйства, направленный на удовлетворение потребностей

Типы хозяйствования в цивилизационном мире

1) Аграрное -

2) командное -

3) рыночное –

4) смешанное –

Локальные цивилизации

- Шпенглер (немец) – 8 цивилизаций, эти культуры никак не взаимодействуют и развиваются сами по себе.

«Закат Европы» ввел понятие «культуры»

Стадии развития общества: зарождение, развитие, расцвет, надлом, цивилизация.

- Данилевский (цветет)(русский) – 13 цивилизаций (вводит понятие культурно-исторические типы) у него только 2 стадии. «Россия и Европа» «культурно исторический тип»

1) до государственное (самобытное) –расцвет религии

2) государственное – расцвет цивилизации.

- Тоенби (англичанин) – 21 цивилизация (в основе лежит духовное начало состоит из творческого большинства и инертного меньшинства) фазы развитие надлом смерть

Плюсы – он пытался рассмотреть каждую цивилизацию отдельно. Выдвигает на передний план духовные, культурные факторы. Опора на культуру.

Минусы – нет точки отсчета общества, теория носит описательный характер

2) Региональные (север – юг, запад – восток) идет рассмотрение на бедный юг богатый север. (исламский – христианский)

Классовый подход (Маркс)

2) Стратификационный (следующий билет)

- классы существуют не вечно, а возникают

- существует борьба между классами

- неминуемо возникает классовая борьба

- Причины образования классов:

- рост производительности труда => избыточный продукт => частная собственность => новый класс

- образование в рабов захваченных пленников,

- обращение в рабов своих соплеменников (разорившихся и увязших в долгах и др.) Маркс анализирует понятие классовой борьбы и его экономические основы.

Существование классов связано с определенными историческими фазами развития производства.

- Формы борьбы:

1) экономическая борьба – за условия труда, оплату

2) политическая борьба – за власть

3) идеологическая борьба – за идеологию

Это все по Марксу должно привести к диктатуре пролетариата, которая в свою очередь приведет к бесклассовому обществу = социальное общество.

Класс (по Марксу) – это большая группа людей, различных по:

1) месту в истории

2) отношению к ср-вам производства.

3) роли в государстве.

4) способам получения и распределения благ.

 

- Плюсы данного подхода:

1) берется объективный критерий

2) хорошо описывает истории как борьбу классов

3) хорошо объясняющий принцип развития истории

- Минусы данного подхода:

1) берутся большие массы, из-за которых не видно человека

2) будущее за идеализировано

3) выпадают из схемы интеллигенция и пенсионеры

Мировоззрение

-Мировоззрение – обобщённая, целостная картина мира; совокупность представлений человека об окружающей его действительности, о нем самом и о их взаимосвязи.

-Структура:

2 уровня:

1) обыденно-практический – повседневное мировоззрение (эмоционально-психическая сторона, мировосприятие)

2) рационально-теоретический – создается модель мировоззрения (интеллектуальная сторона, миропонимание)

3 элемента:

1) знания – более/менее достоверная информация о реальности

2) ценности – смысловые ориентации, значимые лично или культурно.

3) убеждения – те знания, которые человек считает истинными.

-3 исторических типа мировоззрения:

1) Мифологическое – первая форма мировосприятия, понимание мира первобытным человеком

-единство человека и природы

-перенесение человеческих качеств на (не)живой мир

-вера в сверхъестественное

-доминирование чувств над разумом

2) Религиозное – формирование религий.

2 уровня:

1) психологический – отражает чувства, взгляды, настроения верующих

2) идеологический – система знаний о божественной реальности (формирование ценностей, убеждений, нравов)

Специфика:

1) существование реального/священного миров

2) Бог – творец и существует вне

3) Библия – источник знаний

4) Бог – человек – животные – растения – неживой мир

3) Философское – теоретическое ядро мировоззрения, ее интеллектуальная сторона

Предмет философии

-Философия – наука о природе, обществе и человеческом мышлении.

Предмет философии – познание основания бытия природы, человека, общества.

-Определить предмет философии сложнА по следующим причинам:

1) отсутствует единое понимание зачем философия

2) философия охватывает все знания мира

3) многообразие школ, точек зрения

-Основные проблемы для познания в философии:

1) Бытия

2) Человека

3) Из взаимосвязи

- Структура философского знания:

1) онтология – учение о бытие

2) гносеология – теория познания

3) эпистемология – учение о познании

4) антропология – учение о человеке

5) аксиология – учение о ценностях

6) социальная философия – философия общества

7) логика – наука о правильном мышлении

8) праксиология – философия деятельности

- 3 основные функции философии:

1) Мировоззренческая (онтологическая, гносеологическая, социокультурная) - вырабатывает обобщенную систему взглядов на мир и место человека в нем.

2) Методологическая - даёт готовые методы познания мира: диалектику и метафизику

3) Социально-критическая – осмысление развития общества, анализ социальной действительности, разрабатывает новые идеалы общественного устройства.

Материализм и идеализм, их сущность и значение.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 214; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.27.33 (0.012 с.)