Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Материализм и идеализм, их сущность и значение.↑ Стр 1 из 2Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Мировоззрение -Мировоззрение – обобщённая, целостная картина мира; совокупность представлений человека об окружающей его действительности, о нем самом и о их взаимосвязи. -Структура: 2 уровня: 1) обыденно-практический – повседневное мировоззрение (эмоционально-психическая сторона, мировосприятие) 2) рационально-теоретический – создается модель мировоззрения (интеллектуальная сторона, миропонимание) 3 элемента: 1) знания – более/менее достоверная информация о реальности 2) ценности – смысловые ориентации, значимые лично или культурно. 3) убеждения – те знания, которые человек считает истинными. -3 исторических типа мировоззрения: 1) Мифологическое – первая форма мировосприятия, понимание мира первобытным человеком -единство человека и природы -перенесение человеческих качеств на (не)живой мир -вера в сверхъестественное -доминирование чувств над разумом 2) Религиозное – формирование религий. 2 уровня: 1) психологический – отражает чувства, взгляды, настроения верующих 2) идеологический – система знаний о божественной реальности (формирование ценностей, убеждений, нравов) Специфика: 1) существование реального/священного миров 2) Бог – творец и существует вне 3) Библия – источник знаний 4) Бог – человек – животные – растения – неживой мир 3) Философское – теоретическое ядро мировоззрения, ее интеллектуальная сторона Предмет философии -Философия – наука о природе, обществе и человеческом мышлении. Предмет философии – познание основания бытия природы, человека, общества. -Определить предмет философии сложнА по следующим причинам: 1) отсутствует единое понимание зачем философия 2) философия охватывает все знания мира 3) многообразие школ, точек зрения -Основные проблемы для познания в философии: 1) Бытия 2) Человека 3) Из взаимосвязи - Структура философского знания: 1) онтология – учение о бытие 2) гносеология – теория познания 3) эпистемология – учение о познании 4) антропология – учение о человеке 5) аксиология – учение о ценностях 6) социальная философия – философия общества 7) логика – наука о правильном мышлении 8) праксиология – философия деятельности - 3 основные функции философии: 1) Мировоззренческая (онтологическая, гносеологическая, социокультурная) - вырабатывает обобщенную систему взглядов на мир и место человека в нем. 2) Методологическая - даёт готовые методы познания мира: диалектику и метафизику 3) Социально-критическая – осмысление развития общества, анализ социальной действительности, разрабатывает новые идеалы общественного устройства. Материализм и идеализм, их сущность и значение. Разделение между М и И происходит по вопросу «Что первично»? 1) Материализм - одно из главных философских направлений, которое решает основной вопрос философии в пользу первичности материи. Материя - это бесконечное множество всех существующих в мире объектов и систем. (материя первична, а сознание вторично) - Формы материализма: 1)Стихийный, наивный – первые модели космоса, мира. Древний мир – первоэлементы 2) Механистический (17-18 век) – материя – первооснова. Она состоит из атомов, у нее есть масса, она не прозрачна и сводится к реальным предметам 3) Диалектический (Маркс, Энгельс) – материальное расширение в развитии, источник – борьба противоположностей. Материя – не только окружающие нас предметы, но и общество. 2) Идеализм – направление в философии, исходящее из первичности духа, мышления, сознания (идеальное первично, а материальное вторично) - объективный – основа мира – мировое сознание Платон, Гегель - субъективным - основа мира – индивидуальное сознание человека Кант, Гюм Монизм / Дуализм - Познаваем ли мир? 1) Гностицизм (Оптимизм) - признание познаваемости мира 2) Аг ностицизм - отрицание познаваемости мира. 3) Скептицизм - не отрицает напрямую, но ставит под сомнение возможность принципиальной познаваемости мира 3 стадии: 1) Наивный (Греция, Китай) 2) Метафизический (Новое время) (механистический) 3) Диалектический Философия древнего Китая. - Периоды китайской философии 1) Предфилософский – - культ предков (литературные памятники, книги истории, книга перемен, книга песен) - жертвоприношения - поклонение небу - кровнородственная община - человек – большая семья 2) Натурфилософский – - Инь и Ян – первоначала - первоэлементы (вода, огонь, металл, земля, дерево) - учение о даах 3) Золотой век - - появление частной собственности - расцвет культуры и философии - формирование даосизма и конфуцианства -Школы китайской философии 1) Конфуцианство – - центральные проблемы – природа человека, семьи, государства - жень - человеколюбие / «Чего не желаешь себе, того не делай другим» - «благородный муж» - Небо определяет место человека в обществе, награждает и наказывает его. 2) Даосизм (дао – путь, дорога / истина) (Лао Цзы) - - предназначение человека – следовать Дао - чувственные знания и небо отвергаются - «Не выходи со двора, можно познать мир; Не выглядывай в окно, можно увидеть естественное дао. Чем дальше идешь, тем меньше познаешь» - Основное произведение «Книга о пути и добродетели» 3) Легизм – - если будут хорошие законы, то и дурак сможет быть правителем - равные возможности для возвышения каждого человека / выдвижение талантливых людей - основная задача власти - забота о поддержании землевладений, создание сильной армии 4) Моисты – - первыми стали использовать логический метод - всеобщая любовь, взаимная выгода - вера в небо - Для всех периодов характерно: - специфика китайского письма (афористический стиль, образность, метафоры) - приверженность традиций - Небо - надличностный принцип мирового порядка, всеобщей необходимости, судьбы. - холизм –целое больше суммы частей. - интуитивность - метод познания. Философия древней Индии. - Веды «священное занние»: 1) Самхиты – самые древние веды 2) Упанишады (у ног учителя) – тайное знание, передаваемое учителем ученику 3) Брахман – высшая объективная реальность, благодаря которой все возникает и существует 4) Атман – высшая духовная сущность - Материально-чувственная природа: 1) Сансара – колесо перерождений души 2) Карма – закон воздаяния, то, что регулирует сансару 3) Драхмы – закон, долг, добродетель для улучшения кармы 4) Мокша – освобождение, религиозный идеал спасения. Исчерпав все прегрешения кармы человек может вырваться из колеса сансары и соединится с абсолютным Брахманом-Атманом - Неортодоксальные школы – авторитет вед отрицается 1) Буддизм 4 истины буддизма -жизнь наполнена страданиями -существует причина возникновения страданий -имеется возможность прекращения страданий -человек должен достичь нирваны -правильное поведение, образ жизни -правильная речь, направление мыслей -действия людей взаимосвязаны 2) Локаята 3) Джайнизм – в основе всего две основные субстанции – джива (живое)/ Аджива (неживое) - Ортодоксальные школы – авторитет вед признается 1) Йога 2) Веданта 3) Миманса 4) Вайшешика - Пять слоев в структуре человека: - телесный (т.е. биологический) - жизненный - умственный (сознание, ум, психологическая деятельность, характеризуется чувственностью) - развернутое сознание (может функционировать без контакта с объектом) - свернутое сознание (он нашел гармонию себя с миром) Основные принципы и проблемы средневековой философии. Сер V вв. н.э. - Предпосылки перехода от античности к средневековью: 1) Формирование феодальных отношений 2) Расслоение общества. 3) Власть церкви. 4) Библия единая книга. 5) Влияние эллинской философии. - Принципы средневекового философского мышления: 1) Монотеизм – единобожие. 2) Теоцентризм – Бог как первоначало. 3) Креационизм – творение мира богом из ничего. 4) Символизм – существование любой вещи предопределено свыше. 5) Провидение – история человечества – замысел бога. 6) Эсхатологизм – учение о конце света. - 3 Этапа. 1) Апологетика -(защита)(анекдот) - хрестьянство единая религия - защита хрестьянства - христианская философия наследует лучшие черты античной философии - христианская теология – единственная прав. философия до 325г. - «Верую, ибо абсурдно» Патристика - осмысление Библии, её фильтрация. - союз разума и веры. - «Не стремлюсь понять, чтобы уверовать. Но верую чтобы понимать» (Августин). 3) Схоластика - приоритет веры над разумом. - монастырская и университетская системы образования. Фома Аквинский - великий систематизатор средневековой философии. Он считал, что в философии вероучение должно обрести рациональную форму «здравого смысла». Проблемы: - обоснование существования Бога - проблема соотношения веры и разума - спор реализма и номинализма (спор о сущности понятий) Реализм – первичность вещи, а потом понятия Номинализм – сперва понятие, а потом вещь Критическая философия Канта 1) критика рационализма 2) ввел понятия «вещь для нас» - то что мы видим «вещь в себе» - суть от нас скрыта 3) научность истины возможна только с учетом АПРИОРНЫХ ФОРМ (до опытные, общепринятые механизмы и схемы сознания) 4) истина о Боге и душе носит практический, а не теоретический смысл, т.к. значимость таких истин важна для раскрытия цели человечества Век. - Характерно: - религиозная направленность (христианство) - пограничность - София - как идол мудрости, идеал, пример - Священные писание (евангелия) - Ориентация на внутренний опыт человека (подчинение священным идеалам поведения) ПЕРИОДА - 19 век – появилось свое, русское мировоззрение Появились: - западники – надо России смотреть на запад, развитие науки и образования – важный фактор прогресса) они же марксисты - славянофилы – Россия - идеал, хранительница христианства, именно Россия должна показать всему миру как нужно развиваться. - 19-20 век Золотой Век Русской философии - в этот период на территории России были представлены все возможные философские идеи - 1917 год (Революция) - прервал золотой век - Философы высланы из страны, приостановилась - Теперь философия должна подчинятся идеологическим взглядам - Современны период - возвращение к идеям Золотого периода В человеческом обществе - семья – классы – нации и др. -Свойства материи: - конечностью и бесконечностью - прерывностью и непрерывностью - системностью, массой и энергией - пространство; - время; - движение как способ существования материи. - Структурная организации материального бытия. Любое материальное явление – система определенных элементов, организованных в единое целое устойчивыми связями. В результате все явления можно сгруппировать в некоторые классы сущего (физической, химической, биологической, социальной реальностей), определить их структурные уровни в системной организации Универсума. Что такое человек? - Человек - точка пересечения различных проекций бытия, вбирающая в себя одновременно природные, социальные и культурные характеристики. - Триединая модель человека: 1) Душа определяет человеческую судьбу его волю и характер 2) Дух разум и социальность человека 3) Тело связь человека и природы, биологические особенности человека - Основные стратегии интерпретации человека: 1) Натурализаторская -человек – составляющая природы 2) Экзистенциально-персоналистская- Ч еловек как особое начало в мире, не сопоставимое с природой. 3) Рационалистическая – человек становится человеком из-за своего разума сознания. Разум – это то начало, посредством которого наиболее радикально преодолевается естественно-природное в человеке. 4) Социологизаторская ( Аристотель, К. Маркс) человек – продукт социальных отношений Но на самом деле человек совмещает в себе все эти концепции. - Человек - некое биосоциальное существо, генетически и функционально обусловленное развитием природы и общества. - Изменение образа человека в истории: Античность – космоцентризм. Человек – микрокосмос Средневековье –человек как образ и подобие Бога Возрождение - антропоцентричность – в центре проблема человека, его сущности. Из космической пыли Трудовая концепция – посредством труда. Игровая концепция – игра - фактор развития Семиотическая модель – язык как фактор развития Психоаналитическая – инстинкты – нормы – ценности – нравственное начало человека Синтетическая модель – синтез всех этих концепций - Особенности развития человека: 1) прямая походка, освобождение передних конечностей 2) взгляд вперёд -видеть в трёх направлениях 3) большой мозг и развитая нервная система 4) длительная зависимость детей от родителей 5) устойчивость сексуальных влечений формы семьи Чувственный - Формыпознания (пво): 1) Ощущение – это субъективный образ объективного мира 2) Восприятие – это целостный образ предмета 3) Представление – воспроизведение ранее ощущения 2) Рациональный - - Формы познания (суп): 1) Понятие (фиксирует значимые свойства) – признаки предмета словами 2) Суждение (фиксирует связь между понятиями) - предложение 3) Умозаключение (фиксирует связь между суждениями) – вывод из суждений - индуктивное – от частного к общему (Все металлы проводят электричество) - дедуктивное – от общего к частному (Сократ смертен) 4) Интуиция – механизм получения знания, путем моментального схватывания без каких либо логических цепочек или доказательств. - Познание зависит от практики. - Практика – процесс деятельности человека, направленный на преобразование его окружающей действительности. - 3 вида практики: 1) материальное производство (производство товаров) 2) социальное преобразующая (война, революция) 3) научный эксперимент - Функции практики в процессе познания: 1) Основа познания (познание начинается с практики) 2) Цель познания (чтобы применить на практике) 3) Детерминирует процесс познания (познаём мир с помощью практики) 4) Критерий истинности результатов познания Как понимали экономику 1) натуральное х/во 2) товарное хозяйство 3) Рыночная экономика Шло разделение по организации (командное, рыночное, смешанное) 3) хозяйство> экономика - экономика – тип хозяйства, направленный на удовлетворение потребностей Типы хозяйствования в цивилизационном мире 1) Аграрное - 2) командное - 3) рыночное – 4) смешанное – Локальные цивилизации - Шпенглер (немец) – 8 цивилизаций, эти культуры никак не взаимодействуют и развиваются сами по себе. «Закат Европы» ввел понятие «культуры» Стадии развития общества: зарождение, развитие, расцвет, надлом, цивилизация. - Данилевский (цветет)(русский) – 13 цивилизаций (вводит понятие культурно-исторические типы) у него только 2 стадии. «Россия и Европа» «культурно исторический тип» 1) до государственное (самобытное) –расцвет религии 2) государственное – расцвет цивилизации. - Тоенби (англичанин) – 21 цивилизация (в основе лежит духовное начало состоит из творческого большинства и инертного меньшинства) фазы развитие надлом смерть Плюсы – он пытался рассмотреть каждую цивилизацию отдельно. Выдвигает на передний план духовные, культурные факторы. Опора на культуру. Минусы – нет точки отсчета общества, теория носит описательный характер 2) Региональные (север – юг, запад – восток) идет рассмотрение на бедный юг богатый север. (исламский – христианский) Классовый подход (Маркс) 2) Стратификационный (следующий билет) - классы существуют не вечно, а возникают - существует борьба между классами - неминуемо возникает классовая борьба - Причины образования классов: - рост производительности труда => избыточный продукт => частная собственность => новый класс - образование в рабов захваченных пленников, - обращение в рабов своих соплеменников (разорившихся и увязших в долгах и др.) Маркс анализирует понятие классовой борьбы и его экономические основы. Существование классов связано с определенными историческими фазами развития производства. - Формы борьбы: 1) экономическая борьба – за условия труда, оплату 2) политическая борьба – за власть 3) идеологическая борьба – за идеологию Это все по Марксу должно привести к диктатуре пролетариата, которая в свою очередь приведет к бесклассовому обществу = социальное общество. Класс (по Марксу) – это большая группа людей, различных по: 1) месту в истории 2) отношению к ср-вам производства. 3) роли в государстве. 4) способам получения и распределения благ.
- Плюсы данного подхода: 1) берется объективный критерий 2) хорошо описывает истории как борьбу классов 3) хорошо объясняющий принцип развития истории - Минусы данного подхода: 1) берутся большие массы, из-за которых не видно человека 2) будущее за идеализировано 3) выпадают из схемы интеллигенция и пенсионеры Мировоззрение -Мировоззрение – обобщённая, целостная картина мира; совокупность представлений человека об окружающей его действительности, о нем самом и о их взаимосвязи. -Структура: 2 уровня: 1) обыденно-практический – повседневное мировоззрение (эмоционально-психическая сторона, мировосприятие) 2) рационально-теоретический – создается модель мировоззрения (интеллектуальная сторона, миропонимание) 3 элемента: 1) знания – более/менее достоверная информация о реальности 2) ценности – смысловые ориентации, значимые лично или культурно. 3) убеждения – те знания, которые человек считает истинными. -3 исторических типа мировоззрения: 1) Мифологическое – первая форма мировосприятия, понимание мира первобытным человеком -единство человека и природы -перенесение человеческих качеств на (не)живой мир -вера в сверхъестественное -доминирование чувств над разумом 2) Религиозное – формирование религий. 2 уровня: 1) психологический – отражает чувства, взгляды, настроения верующих 2) идеологический – система знаний о божественной реальности (формирование ценностей, убеждений, нравов) Специфика: 1) существование реального/священного миров 2) Бог – творец и существует вне 3) Библия – источник знаний 4) Бог – человек – животные – растения – неживой мир 3) Философское – теоретическое ядро мировоззрения, ее интеллектуальная сторона Предмет философии -Философия – наука о природе, обществе и человеческом мышлении. Предмет философии – познание основания бытия природы, человека, общества. -Определить предмет философии сложнА по следующим причинам: 1) отсутствует единое понимание зачем философия 2) философия охватывает все знания мира 3) многообразие школ, точек зрения -Основные проблемы для познания в философии: 1) Бытия 2) Человека 3) Из взаимосвязи - Структура философского знания: 1) онтология – учение о бытие 2) гносеология – теория познания 3) эпистемология – учение о познании 4) антропология – учение о человеке 5) аксиология – учение о ценностях 6) социальная философия – философия общества 7) логика – наука о правильном мышлении 8) праксиология – философия деятельности - 3 основные функции философии: 1) Мировоззренческая (онтологическая, гносеологическая, социокультурная) - вырабатывает обобщенную систему взглядов на мир и место человека в нем. 2) Методологическая - даёт готовые методы познания мира: диалектику и метафизику 3) Социально-критическая – осмысление развития общества, анализ социальной действительности, разрабатывает новые идеалы общественного устройства. Материализм и идеализм, их сущность и значение.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 214; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.27.33 (0.012 с.) |