Аверроэс, развивая учения о человеке и нравственности,



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Аверроэс, развивая учения о человеке и нравственности,



а) признавал бессмертие индивидуальной души;

б) отрицал бессмертие души;

в) считал неизбежным посмертное вознаграждение или наказание на том свете;

г) поддерживал идею об отсутствии различий между добром и злом.

1.4.33.В «Опровержении философов» алъ-Газали использовал подход:

а) диалектический;

б) скептический;

в) мистический;

г) рационалистический.

1.4.34.«Каббала» в переводе означает:

а) вера, доверие;

б) знание, метод;

в) традиция, предание;

г) книга, письмо.

1.4.35.В Каббале раскрывается:

а) религиозное значение христианской догматики;

б) мистика чисел и букв Священного писания;

в) христианские идеи библейских притч;

г) связь христианской религии и иудаизма.

Возрождение и Реформация

1.5.1.Термин «гуманизм» происходит от лат. Humanus, что означает:

а) божественный;

б) человеческий (человечный);

в) природный;

г) животный.

1.5.2.Гуманистическое мировоззрение впервые стало складываться в:

а) Нидерландах;

б) Германии;

в) Италии;

г) России.

1.5.3.«Первым итальянским гуманистом» или «отцом гу­манизма» в Италии традиционно считается:

а) Данте Алигьери;

б) Марсилий из Падуи;

в) Джованни Боккаччо;

г) Франческо Петрарка.

1.5.4.Данте, принимая христианскую догматику в качестве неизменной истины, так трактовал отношение божественного и человеческого:

а) человек однозначно принадлежит природе, а бог противостоит человеческому творчеству;

б) человек принадлежит и к божественному миру, и к природному;

в) человеку открывается только «духовное поучение» от святого духа, а человеческий разум не ведет к блаженству;

г) человек в своем творчестве абсолютно самостоятелен, не зависит ни от божественного воздействия, ни от природных сил.

1.5.5.Франческо Петрарка в полемическом трактате «О собственном незнании и незнании других»:

а) опровергал учение Аристотеля;

б) высмеивал надуманность схоластических споров у «глупых аристотеликов»;

в) описывал расцвет университетов позднего Средневековья;

г) считал, что поздние схоласты способствовали развитию патристики и средневековой теологии.

1.5.6.В христианском учении Петрарку привлекала в первую очередь:

а) этическая проблема человеческой личности;

б) проблема бога и доказательства его существования;

в) проблема соотношения бога и природы;

г) проблема соотношения знания и веры.

1.5.7.Этот итальянский гуманист, наряду с латинскими классическими текстами, ценил древнегреческое наследие. Его усилиями были переведены и аннотированы многие древние тексты, что оказало значительное влияние на флорентийских гуманистов. Речь идет о:

а) Поджо Браччолини;

б) Леонардо Бруни;

в) Колюччо Салутати;

г) Франческо Петрарке.

1.5.8.В знак глубокого уважения к древнегреческому мыслителю поздневизантийский неоплатоник Георгиос Гемистос (1360-1425) принял имя:

а) Платон;

б) Плотин;

в) Плетон;

г) Платоник.

1.5.9.В своем главном произведении «Платоновская теология о бессмертии души» Марсилио Фичино (1422-1495) доказывал:

а) философия всегда и неизбежно зависит от теологии;

б) философия - не служанка, а «сестра» теологии;

в) философия совершенно не зависит от теологии;

г) философия всегда борется против теологии.

1.5.10.Марсилио Фичино был убежден в том, что:

а) католическое христианство - единственно верное и окончательное религиозное учение;

б) все религиозные культы и религиозно-философские учения есть проявления некоей общей религии;

в) необходимо создать новую религию на основе христианства;

г) необходимо возродить античное язычество.

1.5.11.В учении М. Фичино проявилась новая гуманистическая идея итальянского Ренессанса в учении о человеке:

а) человек должен творчески совершенствоваться, возно­сясь к наивысшему сущему (богу);

б) человек - наиболее гармоничное существо, и он не нуждается в идее бога;

в) человек - высшее природное существо, которое призвано бороться с богом;

г) человек - венец всего сущего, и ему необходимо доказать свое богоподобие.

1.5.12.Пико делла Мирандола (1463-1495) в своих знаменитых 900 тезисах «Conclusiones philosophicae, cabalisticae et theologicae», в частности, утверждал:

а) мир возник самопроизвольно, из «ничего»;

б) мир возник из высшего бестелесного начала - «хаоса»;

в) мир создан Богом из ничего;

г) мир был создан Богом в «уме».

1.5.13.Пико делла Мирандола в своей речи «О достоинстве человека»(1486) высказал такую мысль о человеке, как о:

а) представителе элементарного мира;

б) представителе небесного мира;

в) представителе ангельского мира;

г) особом микрокосме.

1.5.14.Мирандола писал:

а) человек рожден для счастья;

б) человек - сам творец своего счастья;

в) бог дарит человеку его счастье;

г) счастье - дым, и человек к нему стремится напрасно.

1.5.15.П. Помпонацци в трактате «О бессмертии души» писал, что человек может быть бессмертен лишь потому, что:

а) бог наделил его бессмертной душой;

б) человек способен мыслить общими понятиями, абстрагироваться от единичного, частного, отдельного;

в) человек неразрывно связан с природным миром и постоянно перевоплощается в нем;

г) после телесной смерти человек возносится в духе в бо­жественный мир, где обретает вечное блаженство.

1.5.16.По мысли Помпонацци, человек не несет ответственность за грехи и зло в мире, поскольку:

а) человек не обладает свободой воли, его поведение определяется судьбой;

б) бог уже устроил мир так, что грех и зло неизбежны;

в) действия самого бога строго определены естественной природной необходимостью;

г) человек не подотчетен богу, который миру трансцендентен.

1.5.17.Термин «реформация» имеет отношение к критике:

а) католической церкви;

б) английской буржуазии;

в) французских рантье;

г) немецкого бюргерства.

1.5.18.Наиболее выдающимся представителем немецкого реформационного движения являлся:

а) Виклиф;

б) Ян Гус;

в) Жан Кальвин;

г) Мартин Лютер.

1.5.19.Лютер выступал против идеи о том, что:

а) человек может напрямую обращаться к богу;

б) церковь - единственный посредник между богом и человеком;

в) священники не могут отпускать мирянам грехи;

г) человек полон чувства вины и греха.

1.5.20.Лютер полагал, что спасение человека, по протестантизму, достигается им:

а) путем тщательного исполнения церковных таинств, обрядов и норм;

б) чистой верой, которая является «божьим даром»;

в) только по воле божьей, без малейшего усилия и веры человека;

г) по собственной воле, без помощи и воли божьей.

1.5.21.Языческое учение Аристотеля Лютер:

а) категорически отвергал;

б) творчески развивал;

в) критиковал, но в основных положениях оценивал высоко;

г) полностью игнорировал.

1.5.22.В учении Кальвина, как и Лютера, значительное место занимает учение о:

а) личной свободе и творческой активности человека;

б) предопределении как вечном спасении только по воле бога;

в) независимости человека от социального окружения и государства;

г) ведущей роли католической церкви в деле спасения человеческой души.

1.5.23.В эпоху Реформации разнообразные мистические учения:

а) были развиты и включены в новые религиозные учения;

б) были категорически осуждены и преданы забвению;

в) были отождествлены с традиционным учением католической церкви и обличены как заблуждения;

г) были переосмыслены и положены в основу учения о новой церкви.

1.5.24.Религиозно-философские воззрения Томаса Мюнцера были близки к идеям:

а) мистического индивидуализма;

б) античного платонизма;

в) утопического коммунизма;

г) римского цезарепапизма.

1.5.25.Философские воззрения Якоба Беме были близки к:

а) схоластическим традициям;

б) оккультно-мистическим направлениям;

в) гуманизму Возрождения;

г) естественнонаучной философии Нового времени.

1.5.26.С точки зрения теософии Я. Беме, бог - это:

а) сама природа, полностью исчерпывающая божественную силу и волю;

б) наивысший и активный принцип природы, находящийся и в ней, и над ней;

в) непостижимое внеприродное существо, по своей воле создающее или разрушающее природу;

г) абстрактный символ природных сил, порожденный активным творческим воображением человека.

1.5.27.Испанский теолог Франсиско Суарес в своем произведении «Метафизическая диспутация» (1597) пытался соединить:

а) метафизику Аристотеля с теологией Аквината;

б) неоплатонизм с августинианством;

в) платонизм с аристотелизмом;

г) гностицизм с францисканством.

1.5.28.В своей знаменитой книге «Похвала глупости» Эразм Роттердамский (1469-1563) высмеял:

а) нравы и обыденные представления немецкого бюргерства;

б) бесплодные псевдонаучные споры поздних схоластов;

в) религиозный фанатизм представителей католической церкви;

г) социально-политическую утопию Т. Мора.

1.5.29.Эразм Роттердамский подлинное христианство понимал как:

а) онтологию;

б) эпистемологию;

в) этику;

г) метафизику.

1.5.30.Мишель Монтень в античной философии более всего ценил:

а) свободомыслие и скептицизм;

б) эпикуреизм и гедонизм;

в) платонизм и аристотелизм;

г) стоицизм и аскетизм.

1.5.31.В этике Монтеня добродетель понимается как:

а) строгий аскетизм и страх божий;

б) умеренность, мужество и жизнелюбие;

в) раскованность, стремление к личному бессмертию;

г) стремление к самоуспокоению и довольству собой.

1.5.32.С точки зрения Монтеня, бог - это:

а) строгий и бескомпромиссный судья всех действий и помыслов людей;

б) идеал Человека, воплощающий все высшие устремления человечества;

в) непознаваемый внеличный принцип, далекий от жизни и дел людей;

г) некое природное начало, определяющее исходные способности и возможности человека.

1.5.33.По мысли Николая Кузанского, безусловное знание мы постичь:

а) неспособны в принципе;

б) способны полностью;

в) способны непосредственно;

г) способны символически.

1.5.34.Согласно символике Николая Кузанского, мир представляет собой:

а) изолированный шар в лоне абсолюта;

б) бесконечно расширяющийся шар, центр которого - Земля;

в) бесконечный шар с центром везде и нигде;

г) бесконечный шар без центра.

1.5.35.По мнению Парацелъса, если познать «архэ жизни» (активную духовную жизненную силу), то можно:

а) познать абсолютное (бога);

б) стать подлинным философом;

в) обрести возможности магического преобразования природы;

г) превратить человека в бога.

1.5.36.Для Парацелъса главной и универсальной наукой была:

а) медицина;

б) философия;

в) астрономия;

г) алхимия.

1.5.37.Согласно Бернардино Телезио, задачей философии является:

а) познание бога;

б) исследование природы;

в) осмысление связей между богом и природой;

г) познание человека.

1.5.38.В философской системе Телезио все вещи:

а) материальны, но сама материя пассивна;

б) материальны, и материя активна;

в) нематериальны, но кажутся материальными и подвижными;

г) нематериальны, но мы их в своем воображении воспроизводим как материальные.

1.5.39.По Телезио:

а) природа находится в постоянном движении и источник движения - бог;

б) природа движется постоянно и самостоятельно, но после божественного первотолчка;

в) природа движется после акта творения ее богом, но по собственным принципам самодвижения;

г) движение природы - кажущееся, она не движется, так же как и бог.

1.5.40.Франческо Патрици, развивая итальянскую линию философии природы, в своих «Перипатетических исследованиях»:

а) переосмыслил основы оригинального учения Аристотеля;

б) преодолевал средневековый схоластический аристотелизм;

в) защищал основные идеи Платона;

г) поддерживал учение неоплатоников.

1.5.41.Книги Ф. Патрици были запрещены католической Церковью потому, что в них развивалось следующее учение:

а) бог находится за пределами вселенной, которая матери­альна;

б) вселенная есть бог, а бог - это все (единое), он везде и нигде определенно;

в) вселенная есть бог, и бог проявляется в каждой материальной частице мира;

г) вселенная есть бог, и они оба духовны и нематериальны.

1.5.42.По мысли Джордано Бруно, «оно само является ...бесконечным, неподвижным, субстратным, ...жизнью, ду­шой, тем, что суть истинное и доброе». Это для него:

а) божественное;

б) единое;

в) материальное;

г) духовное.

1.5.43.Философия природы Дж. Бруно - это:

а) деизм;

б) креационизм;

в) панпсихизм;

г) дуализм.

1.5.44.На основании концепции о физическом единстве вселенной Дж. Бруно высказал мысль:

а) космос - одновременно пустая и наполненная бесконечность, как вечное несотворенное бытие (бог);

б) бесконечность космоса - божественный атрибут, поскольку мир создан бесконечным богом;

в) космос бесконечен, но окружен пустым пространством (богом);

г) космос сотворен богом и конечен, сам бог бесконечен и постоянно творит новые миры.

1.5.45.«Единое » Дж. Бруно неразрывно связано с введенными им понятиями:

а) «скрытый бог» и «предпосылки»;

б) «абсолютный дух» и «абсолютная идея»;

в) «мировая душа» и «всеобщий разум»;

г) «архэ жизни» и «универсальная наука».

1.5.46.По мысли Бруно, человеческая душа отличается от душ животных своей особой «конфигурацией», связанной с физической структурой телесных органов. Эта идея близка античным представлениям о душе у:

а) киников;

б) эпикурейцев;

в) стоиков;

г) скептиков.

1.5.47.В своей философии Никколо Макиавелли:

а) признавал существование и влияние фортуны, но настаивал на активной жизненной позиции человека;

б) признавал существование фортуны и развивал теорию предопределения;

в) отрицал существование фортуны и развивал фаталистическое учение;

г) отрицал и существование фортуны, и концепцию предопределения.

1.5.48.Тонкий дипломат и проницательный государственный деятель, Н. Макиавелли рассматривал политику как:

а) божественную волю, реализуемую через поступки людей;

б) своеобразное отражение моральных норм, однозначно определяющих человеческие поступки;

в) автономную сторону человеческой деятельности, воплощение свободной человеческой воли, корректируемую естественными законами жизни и человеческой психологии;

г) систему религиозных догматических установлений, контролирующих жизнь общества и государства.

1.5.49.Понимание Макиавелли соотношения политики и морали зачастую определяется другими как:

а) гуманизм;

б) объективизм;

в) цинизм;

г) анархизм.

1.5.50.В философии политики Жана Бодена (1530-1596) государство рассматривается как:

а) гарант социальной справедливости и равенства всех граждан перед законом;

б) форма осуществления власти церкви над обществом;

в) власть нескольких семей, при которой монарх является абсолютным источником права и политики;

г) политическая власть аристократии, которая для управления обществом формирует выборный коллегиальный орган.

1.5.51.Идеолог голландской буржуазной революции Гуго Гроций философски обосновал теорию:

а) абсолютного (божественного) права, при котором реализуется проявление божьего суда;

б) естественного права, когда его сущность отражает общечеловеческую природу;

в) государственного права, когда оно создается управляющей верхушкой для решения своих проблем;

г) эгалитарного права, когда признаются права и свободы всех граждан государства.

1.5.52.Термин «утопия» означает буквально:

а) удаленный остров;

б) идеальное государство;

в) несуществующее место;

г) великая мечта.

 

Новое Время и Просвещение

1.6.1.Определяющее значение для формирования философии Нового времени имело:

а) развитие протестантизма как нового направления мирового христианства;

б) формирование наук, в первую очередь, естественных;

в) становление абсолютной монархии;

г) подъем народного и революционного движения.

1.6.2.Социальная утопия Фрэнсиса Бэкона совершенно определенно возрождала идеи:

а) Сократа;

б) Платона;

в) Аристотеля;

г) Мора.

1.6.3.В своей теории познания Ф. Бэкон придерживался концепции:

а) абсолютной истины;

б) относительной истины;

в) недостижимой истины;

г) двойственной истины.

1.6.4.По убеждению Ф. Бэкона, смысл, призвание и задачи науки - это:

а) развитие человеческого духа и знаний о мире;

б) достижение славы и власти;

в) общественная польза и улучшение жизни людей;

г) окончательное разрешение ученых споров и обретение абсолютной истины.

1.6.5.По мнению большинства историков философии Ф. Бэкон являлся родоначальником европейского:

а) идеализма и стоицизма;

б) объективизма и скептицизма;

в) материализма и эмпиризма;

г) позитивизма и прагматизма.

1.6.6.По Ф. Бэкону, эмпирия - это:

а) опыт, опирающийся на эксперимент;

б) изолированное чувственное восприятие;

в) форма, присущая самой вещи;

г) мыслительный образ вещи, отраженный в сознании.

1.6.7.В «Новом Органоне» Ф. Бэкон опровергает:

а) диалектику Платона;

б) логику Аристотеля;

в) космологию Ньютона;

г) теологию Фомы Аквинского.

1.6.8.Основной рабочий метод Ф. Бэкона - это:

а) анализ;

б) синтез;

в) дедукция;

г) индукция.

1.6.9.Исходя из учения Ф. Бэкона об «идолах» (или «при­зраках»), очевидность движения Солнца по небосводу вокруг Земли является идолом:

а) рода;

б) пещеры;

в) рынка;

г) театра.

1.6.10.Прежде, чем заявить: «Я мыслю, следовательно, существую», Декарт утверждал:

а) «верую, потому что нелепо»;

б) «во всем должно сомневаться»;

в) «любовь движет солнца и светила»;

г) «знание - сила».

1.6.11.Рене Декарт писал: «Каждая вещь, в которой нечто непосредственно содержится как в субъекте или если при ее посредстве возникает нечто, что мы воспринимаем, то есть и некое свойство, качество, или атрибут, а ее действительная идея есть в нас, которая называется...»:

а) субстанцией;

б) формой;

в) материей;

г) движением.

1.6.12.Для Декарта оно не нуждается «... ни в каком месте и не зависит ни от какой материальной вещи». Это:

а) абсолютное содержание;

б) реальное существование;

в) мыслящее Я;

г) очевидное явление.

1.6.13.По мысли Декарта, «материя» - «substantia externa» и «духовная субстанция» - «substantia cogitas»:

а) находятся в тесной взаимозависимости;

б) существуют независимо друг от друга;

в) являются противоположностями и постоянно борются между собой;

г) существуют по отдельности, и существование одной исключает одновременное существование другой.

1.6.14.Главным атрибутом материи, по Декарту, является:

а) делимость;

б) протяженность (распространенность);

в) вечность;

г) изменчивость.

1.6.15.Основным методом получения истинных и практически полезных фактов Декарт считал:

а) созерцательный анализ;

б) эмпирическую индукцию;

в) рациональную дедукцию;

г) спекулятивный синтез.

1.6.16.Целый ряд философских направлений, развивающих идеи Декарта, в истории философии называют:

а) картезианством;

б) сенсуализмом;

в) реализмом;

г) деизмом.

1.6.17.В своем труде «Разыскание истины» последователь Декарта Никола Мальбранш исходил из своеобразного дуализма, в котором сосуществование духовного и материального определяется приоритетом:

а) разума, указывающего на недостатки чувственного познания;

б) души, сущностью которой является мышление;

в) чувств, которые способны исследовать вещи вне нас;

г) интуиции, соединяющей разум и чувства.

1.6.18.Философия Декарта сыграла значительную роль в становлении:

а) диалектического материализма;

б) механистического естествознания;

в) объективного идеализма;

г) протестантской теологии.

1.6.19.Пьер Гассенди, развивая основы новоевропейского философского и научного мышления, переосмыслил античное наследие:

а) Фалеса;

б) Эпикура;

в) Ар



Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.218.88 (0.012 с.)