Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет и задачи культурологии как науки.

Поиск

Предмет и задачи культурологии как науки.

Предмет культурологии — исследование феномена культуры, который воплощается в специфических нормах, законах и чертах их деятельности, передаётся из поколения в поколение в виде ценностных ориентиров и идеалов, интерпретируется в «культурных текстах» философии, религии, искусства, права. Смысл культурологии на сегодняшний день в том, чтобы учить человека на уровне культуры, как её создателя. В зависимости от целей и предметных сфер, уровня знания и обобщения выделяют фундаментальную и прикладную культурологию. Задачи: Методология культурологии выделяет одну, основную задачу культурологии как отрасли научного знания - анализ процессов и тенденций социокультурной среды современности.А так же: создание, сохранение, распространение и изучение ценностей культуры.

2)Становление культурологии как самостоятельной отрасли знания. Место культурологии в системе гуманитарных наук.

Наука Нового времени, которая формировалась в Европе с XVI в., выстраивала объективную картину мира не так, как это было в древности.
Во-первых, с самого начала она была сориентирована на масштабные наблюдения за жизнью природы. Во-вторых, она активно "выпытывала" тайны природы при помощи опытов и экспериментов. В-третьих, она ориентировалась на практическое использование полученных результатов. Наука Нового времени неуклонно становилась "производительной силой общества". И этим она отличалась от науки древнего мира, где научный поиск был фрагментарен и только косвенно связан с запросами практики. Но только наука Нового времени превратилась в социальный институт, влияющий на жизнь всего общества. Все вышесказанное касается прежде всего естествознания, постигающего законы природы. Но в том-то и дело, что в Новое время нормы и методы естествознания были спроецированы на всю науку, включая социальное и гуманитарное знание. Такого рода подход к социальным и гуманитарным проблемам принято называть позитивнонаучным. "Позитивными" науками в Новое время называли именно естественные науки. Соответственно, позитивизм - это применение методов исследования природы к исследованию общества и жизни человека, а значит к культуре. При позитивнонаучном подходе ставку делают на точные методы, прежде всего математические, поскольку математика всегда считалась "королевой наук". Соответственно, позитивнонаучный подход предполагает строгость и однозначность выводов. И объективным законом в этом случае считается только тот закон, который действует всегда и везде.

Понятие культуры. (Группы определений)

1.Антропологические- культура есть совокупность продуктов человеческой деятельности, мир вещей, противостоящий природе.
2.Археологические- культура-это вещи, в которых воплощены следы духовной деятельности.
3.Дидактические-культура-это то, чему человек научился, а не унаследовал генетически.
4.Исторические- культура-это продукт истории, сохраняющий и передающий опыт, а также позволяющий его накапливать.
5.Нормативные- культура-это нормы и правила, регулирующие жизнь людей.
6.Символические- культура-это системы употребление и правильной расшифровки символов.
7.Социологические- культура-это фактор интеграции общества, система средств, регулирующих общественную жизнь.
8.Этнографические- культура-это комплекс обычаев. Верований, особенностей труда и быта определенного этноса.
4.Смысл культуры. Функции культуры.

Н. Бердяев определял смысл культуры как борьбу вечности со временем. Культура борется со смертью, хотя бессильна победить ее реально. Именно поэтому закономерностью культуры является увековечивание, непрерывность, преемственность.
Функции культуры:

1.Адаптивная.Культура адаптирует человека к окружающей среде.
2.Интегративная.Объединение народов,государств.
3.Социализация личности.Включает человека в жизнь общества.
4.Компенсаторная,рекреативная. Отдых.
5.Коммуникативная.

Роль этикета. История и современность.

Этикет —означает совокупность норм и правил, предлагающих оптимальные модели поведения в конкретных ситуациях общения. В XVIII столетии под этикетом понимался прежде всего придворный церемониал, свод правил, регулирующих строго установленный порядок поведения и формы обхождения в высших аристократических кругах.
Важнейшей особенностью этикета является и то, что он всегда подчинен сложившейся системе культурных ценностей. Принять этикетные нормы – значит признать себя членом данной социальной группы или общества в целом и подчиниться сложившимся здесь культурным ценностям.
Важнейшей социальной функцией этикета является предупреждение конфликтных ситуаций в межличностном общении, где ему отводится роль сильного превентивного средства. Здесь этикет способен снять психологическую напряженность.
Нормы этикета помогают людям найти общий язык, достойно вести себя в сложных ситуациях.
История:
Слово "этикет" и этикетные нормы европейских дворов пришли в жизненный уклад Российского государства в эпоху царствования Петра I (1672—1725). Государь активно вводил европейские стандарты во все сферы российской жизни и традиционный быт. Правила и нормы этикетного поведения узаконивались государственными указами, за их невыполнение наказывали варварскими методами и огромными штрафами. Для светского воспитания детей дворянского сословия создавались специальные пособия, руководства и наставления.
Современность:
Во всем мире сегодня уделяется огромное внимание формированию коммуникабельного, бесконфликтного индивида, обладающего не только высоким профессиональным и интеллектуальным уровнем, но и культурой общения и хорошими манерами, что равносильно обладанию рекомендательными письмами на все случаи жизни. В некоторых странах этикет изучают в школе. В США, например, работает специальный институт этикета имени Эмили Пост. Американские пособия по этикету учат не только правилам поведения в специфических ситуациях общественного, светского, семейного и личного общения, но и как удачно выйти замуж, как успешно сделать деловую карьеру т

Понятие «культурно - исторического архив». Его смысл и значение.

Архив позволяет осуществлять хранение, комплектование, учет и использование архивных документов.
Архивы известны всем народам, достигшим известной цивилизации.
В культурно-историческом архиве содержатся все данные обо всех цивилизациях на всех стадиях. На основе данных архива можно сделать выводы о степени, скорости и эффективности развития того или иного общества. А так же проанализировать проход различными культурами различных стадий.
Так же архивы помогаю сохранить историю и лучше понять ее. Помимо этого можно изучить и проанализировать предпосылки развития этнических слоев общества.
В общем, смысл архива состоит в том, чтобы собрать как можно больше информации, упорядочить ее и обеспечить более легкий доступ к ней.

Предмет и задачи культурологии как науки.

Предмет культурологии — исследование феномена культуры, который воплощается в специфических нормах, законах и чертах их деятельности, передаётся из поколения в поколение в виде ценностных ориентиров и идеалов, интерпретируется в «культурных текстах» философии, религии, искусства, права. Смысл культурологии на сегодняшний день в том, чтобы учить человека на уровне культуры, как её создателя. В зависимости от целей и предметных сфер, уровня знания и обобщения выделяют фундаментальную и прикладную культурологию. Задачи: Методология культурологии выделяет одну, основную задачу культурологии как отрасли научного знания - анализ процессов и тенденций социокультурной среды современности.А так же: создание, сохранение, распространение и изучение ценностей культуры.

2)Становление культурологии как самостоятельной отрасли знания. Место культурологии в системе гуманитарных наук.

Наука Нового времени, которая формировалась в Европе с XVI в., выстраивала объективную картину мира не так, как это было в древности.
Во-первых, с самого начала она была сориентирована на масштабные наблюдения за жизнью природы. Во-вторых, она активно "выпытывала" тайны природы при помощи опытов и экспериментов. В-третьих, она ориентировалась на практическое использование полученных результатов. Наука Нового времени неуклонно становилась "производительной силой общества". И этим она отличалась от науки древнего мира, где научный поиск был фрагментарен и только косвенно связан с запросами практики. Но только наука Нового времени превратилась в социальный институт, влияющий на жизнь всего общества. Все вышесказанное касается прежде всего естествознания, постигающего законы природы. Но в том-то и дело, что в Новое время нормы и методы естествознания были спроецированы на всю науку, включая социальное и гуманитарное знание. Такого рода подход к социальным и гуманитарным проблемам принято называть позитивнонаучным. "Позитивными" науками в Новое время называли именно естественные науки. Соответственно, позитивизм - это применение методов исследования природы к исследованию общества и жизни человека, а значит к культуре. При позитивнонаучном подходе ставку делают на точные методы, прежде всего математические, поскольку математика всегда считалась "королевой наук". Соответственно, позитивнонаучный подход предполагает строгость и однозначность выводов. И объективным законом в этом случае считается только тот закон, который действует всегда и везде.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 332; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.163.57 (0.006 с.)