Концепция развития культуры А. Тойнби. «Вызов» и «Ответ». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Концепция развития культуры А. Тойнби. «Вызов» и «Ответ».



Цивилизация - главное понятие, служащее Тойнби для организации всего конкретно-исторического материала, она намного шире, чем понятие "культура". Цивилизации - это общества с большой протяженностью как в пространстве, так и во времени. Содержание цивилизации составляют три компонента социальной жизни - экономический, политический и культурный. Их соотношение в различные периоды истории было неодинаковым. Основу же цивилизации в концепции Тойнби составляет религия.

Тойнби выделяет 5 цивилизаций, не считая 2 реликтовые: 1. Западная христианская (страны Западной Европы, Америки, Австралии, где получил распространение католицизм или протестантизм).2. Православная христианская (страны Юго-Восточной Европы и Россия).
3. Исламская на Ближнем Востоке.4. Буддистская на Дальнем Востоке (в Китае и Японии).
5. Индуистская в Индии.Каждая из них имеет свои законы, механизм функционирования. Тойнби попытался ответить на вопрос, как происходит развитие цивилизаций. Он предложил концепцию «вызов-ответ», согласно которой динамические изменения в культуре определяются внешними факторами.
Суть этой теории заключается в следующем. Возникновение цивилизации и ее развитие определяется способностью людей найти и дать правильный, адекватный ответ на «вызов» среды. Развитие цивилизации - это непрерывная смена вызовов и успешных ответов на них. Вызовы, стимулы могут быть как природными так и социальными. Среди стимулов природной среды Тойнби выделяет: 1) стимул бесплодной земли;2) стимул новой земли. Кроме стимулов природной среды Тойнби выделяет стимулы человеческого окружения, которые включают: 1) стимул удара (реакция на нападение);2) стимул давления («форпост»); 3) стимул ущемления (бедность, рабство, национальная дискриминация).Т.о "вызов" - ухудшение условий жизни, и нужно найти "ответ", чтобы решить эту проблему и избежать последствий. Вот и ответы: 1. архаизм(возврат к былому)2. футуризм(насильственное соц.преобразование)3. отрешение - аскетизм(уход от обществ.жизни)4. преображение(коренная перемена духовного климата).Вызовы и ответы постоянно чередуются и, таким образом, общество постоянно находится в движении, которое и приводит его к цивилизации. При этом ответа на вызов может и не последовать, так же как и слишком слабый или наоборот слишком сильный вызов может привести не к появлению новой цивилизации, а гибели старой.

12. Возникновение культуры. Особенности первобытной культуры. Мы можем выделить ряд представлений о генезисе культуры. Например, для некоторых авторов культура связывается с речью, со словом, с вербальными формами её выражения. Здесь присутствует примерно такая логика рассуждений: слово, речь - всегда осознаны, сознательны, духовны. Если существует речь, значит, существует сознание, а раз существует сознание, то существует и духовная культура. А культура - это только духовное явление. В таком случае, начало возникновения культуры должно относиться к 40-50 тысячелетиям до н. э., когда у человека появляется речь и он начинает членораздельно выражать свою мысль. Но здесь возникает ряд возражений: мы не должны слово напрямую связывать с мышлением. Мышление может выражаться и в иных формах, например, в жестовой деятельности или в ритуалах. Тогда появление культуры, а здесь речь идёт о духовной культуре, надо относить к более ранним началам человечества, когда появляются продукты духовной деятельности человека: наскальный рисунок, захоронения. Тогда момент появления культуры относится к периоду, отстоящему от нас примерно на 200 тысяч лет. Но и на такое понимание генезиса культуры можно возразить: ведь "сознание" сопровождает любую трудовую деятельность человека. Труд - это целесообразный процесс, который осуществляет человек в его воздействии на природу для её преобразования. Поэтому культуру надо связывать с появлением труда, производства орудий. Момент начала производства орудий и есть момент становления человека и его культуры. Процесс порождения человека называется антропогенез. Соответственно, процесс становления культуры получил название культурогенеза. В современной науке всё большее количество сторонников получает концепция, согласно которой появление человека и появление культуры совпадают во времени, хотя и имеют различную природу. Одной из особенностей первобытной культуры является коллективизм. С самого зарождения человеческого рода община была основой его существования, именно в общине и зародилась культура первобытности. В эту эпоху не было места индивидуализму. Человек мог существовать только в коллективе, пользуясь с одной стороны, его поддержкой, но с другой стороны, будучи готовым в любое время пожертвовать ради общины всем, вплоть до жизни. Община рассматривалась как некое единое существо.Первобытная община строилась на принципах кровного родства. Считается, что первой формой фиксации родственных связей было родство по материнской линии. Соответственно женщина играла ведущую роль в обществе, была его главой. Такой общественный строй называется, как известно, матриархатом. Обычаи матриархата оказали влияние на особенности искусства, породив стиль искусства, призванный воспевать женское начало в природе.
Еще одной особенностью первобытной культуры является практический характер всего, что было создано первобытным человеком как в материальной, так и в духовной сфере. Не только продукты материального производства, но и религиозные и идеологические представления, обряды и предания служили главной цели – выживанию рода, сплачивая его.
13. Особенности Древней культуры. Египет.

Мифология Древнего Египта считается наиболее развитой и богатой среди всех древних цивилизаций. Её формирование началось в 6-4 тысячелетиях до н.э. задолго до возникновения классового общества, и с тех пор она развивалась и менялась на протяжении всего существования Древнего Египта. Основными памятниками, отразившими мифологические представления египтян, являются разнообразные религиозные тексты: гимны и молитвы богам, записи погребальных обрядов на стенах гробниц. В каждой области складывается свой пантеон и культ богов, воплощенных в небесных светилах, камнях, деревьях, птицах, змеях и т.д. Египетские мифы дают ценный материал и для сравнительного изучения религиозных представлений на Древнем Востоке, и для исследования идеологии греко-римского мира, и для истории возникновения и развития христианства.
Египтянам казалось, что боги сотворили мир для людей. В письменном литературном наследии Египта очень мало прямых указаний на сотворение рода человеческого, такие указания – исключение. В основном же египтяне ограничивались убеждением, что человек обязан своим существованием богам, которые ждут от него за это благодарности, понимаемой очень просто: человек должен поклоняться богам, строить и содержать храмы, регулярно совершать жертвоприношения.
Большую роль в мифологии играли представления о загробной жизни как непосредственном продолжении земной, но только в могиле. Сущность человека мыслилась в неразрывном единстве его тела, души, имени, тени.
Яркий след в египетской мифологии оставил культ животных, широко распространенных во все периоды египетской истории. Боги с головами птиц и зверей действуют в египетских мифах наряду с божествами в человеческом облике. Чем могущественнее считался бог, тем больше приписывалось ему культовых животных, в облике которых он мог представать перед людьми.
В египетских мифах нашли отражение особенности мировосприятия жителей долины Нила, их представления о происхождении мира и его устроении, сложившиеся на протяжении тысячелетий и уходящие своими корнями в первобытные времена. Одно из высших достижений египетской теологической мысли – стремление объяснить происхождений мира, людей и всей культуры как результат творческой силы, воплощенной в слове бога.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 723; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.103.10 (0.005 с.)