Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Культурология как философско-теоретическое знание. Феномен и понятие культуры.↑ Стр 1 из 6Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Культурология как философско-теоретическое знание. Феномен и понятие культуры. Научно - теоретические подходы к культуре. Понятие культуры восходит к античным временам. Первоначально культурным считался человек, который знал, как возделывать землю. Далее культура восходит к культу (почитание бога). В дальнейшем развитии культура связывается с оккультным (тайным, непознаваемым). Культура - это образование, как говорили древние пайдейя (Платон). Каждой эпохой выработано понятие культуры. Культурология - наука, которая является ресурсом национального развития. Культурология как наука обладает рядом своих теорий (например, игровая теория, эволюционная теория и др.). Каждая культура имеет своих великих людей: Рафаэль, Пушкин, Чайковский, Сахаров и др. Культурология как наука имеет свои методики познания (методы добычи знаний): 1. Контекстный анализ. 2. Ассоциативный анализ. Актуальность культурологии обусловлена причинами:1. Изменение основной экономической ориентации. Раньше общество было ориентировано на массовое производство товара, сейчас - на производство услуг. 2.Расширяется номенклатура услуг.3. Общество становится более открытым.4. профессионализм и нравственность. 5.Широкие контакты. Современные технологии требуют более культурного человека. 6. Культура выходит из музеев, библиотек. Культурология является наукой изучающей основополагающие законы становления и функционирования различных культурных миров. В отличии от философии, культурология оперирует не только абстрактными понятиями но прежде всего артефактами. Артефакты - образование искусственного происхождения. Артефакты являются как зримые памятники культурного творчества, так и процессы, происходящие в той или иной культуре. Таким образом, культурология стоит между философией и социологией, политологией. Культура включает теорию культуры, прикладную культурологию, историческую культурологию. Теоритич уровень исслед включ те формы научного познания культуры, кот обеспеч разработку и построение научной теории культуры. К важнейшим проблемам теории культуры относят: 1. проблемы её сущности, 2. структуры, 3. генезиса, 4. исторической динамики, 5. типологизации. В наст время культурология ещё полностью не отделилась от философии культуры и др наук. Она формир на основе этих наук, многое перенимает у них. На современном этапе культурология предстаёт, как наука, изуч культуру как сложную систему, находящуюся в постоянном развитии и во взаимосвязях с другими системами и обществом в целом.
НАУЧНО-ТЕОРИТИЧЕСКИХ ПОДХОДА К КУЛЬТУРЕ. 1. Антропологический. Отношение к природе с точки зрения человека, по подобию человека. Автор- Адмонд Тейлор. Его книга «Первобытная культура» (ритуально-обрядовая культура, т.е. прелюдия закона.) Здесь культура выводится из человеческого социума. Человек-это основа. Культура может включать в себя только плоды человеческого общества. (Тейлор) Этот научно - теоретический подход к культуре ограничен человеком. 2. Социально-исторический подход. Помещает человека в социальный организм. Данный подход носил односторонний характер, за пределами остаётся человек, как биологическое существо. Главным здесь является история. История- хронологическая последовательность событий. Можем ли мы понимать культуру только со стороны исторической хронологии? Нет. Это не совсем точно. Ограниченность подхода в том, что человек, как индивидуум за пределами. 3. Диалогический подход. Понимание культуры, как некого диалога. Автор - М. Бахтин. Диалог между будущим. Прошлым и настоящим. Между ценностями различных эпох. Своеобразные ценности создаваемые в прошлом занимают своё место в настоящем, в современной социо - культурной жизни. Т.е. «тогдашние» ценности обязательно влияют на нынешние. Бахтин понимал этот подход ещё шире. Например, читающий роман человек. Происходит диалог между сознанием человека и событиями (прошлыми) описывающимися в книге. 4. Семиотический подход. Семиотика-учение, наука о знаках и знаковых системах. Семантика- учение о смысле и о значении знаков и знаковых систем. Автор- Юрий Лотман. Люди живут в мире знаков, знаки образуются в системы. Т.е. человек живёт среди предметов, но каждый предмет имеет свой смысл, своё значение. Поэтому люди живут среди знаков.(Лотман) Семиотика требует осмысления, вскрытия значения
Первобытная культура. Категории мифа, мифологии. Соотношение мифологии с религией, наукой, искусством. Критическое осмысление мифологии в контексте развития мировой культуры.
Первобытная культура - самая большая и длительная исирическая форма культуры. На протяжении всей этой эпохи формировалася биологический род человека. Родина человека - Восточная Африка. Homo Sapiens появились 180-150 тыс лет назад и закончили формирование 45-40 тыс лет назад. Самые древние орудия дотируются около 2.5 лет назад. По материалам, из которых люди изготавливали орудия, археологи делят историю первобытного мира на каменный, медный, бронзовый и железные века. Каменный век делится на древний (палеолит), средний (мезолит) и новый (неолит). Границы каменного века 2 млн. - 6 тыс. лет назад. Палеолит в свою очередь подразделяют на 3 перода: нижний, средний и верхний (или поздний). Каменный век сменил медный (неолит), длившийся 4-3 тыс лет до нашей эры. Затем наступил бронзовый век (4 - началао 1 тыс. до н. э.). В начале (1 тыс. до н. э. его сменил железный век. Первобытный человек овладевал навыками земледелия и скотоводства менее 10-ка тысяч лет. До этого на протяжении сотен тысячелетий люди добывали себе пропитание 3-мя спсобами: собирательством, охотой и рыбной ловлей. Даже на ранних этапах развития складывалмя разум наших далеких предков. О происхождении другого вида производящего хозяйства - животноводства существовали различные гипотезы и предложения. Однако большинство ученых считают, что животноводство развилось у оседлых земледельцев. Первое из прирученных животных - собака, была одомашнена еще в палеолите, около 15-10 тыс. лет назад. Ее диким предком был волк. Палеолит - древний каменный век. Мезолит - совершенствуются каменные орудия, расширяется номенклатура изделий: каменные топоры, рубила, зубила, скрепки, проколки, наконечники, каменные наконечники стрел. Улучшается качество и технология. Появляется большой ассортимент костяных и деревянных вещей (косятная игла, одежда, обувь, лук, стрелы, копье). Появляется огонь Неолит - тончайшее разнообразие орудий, земледелие, скотоводство, переход к оседлости, возникают деревни и города. Миф (др.-греч. μῦθος) в литературе — сказание, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении всего сущего, о Богах и героях; определенное представление о мире. Специфика мифов выступает наиболее чётко в первобытной культуре, где мифы представляют собой эквивалент науки, цельную систему, в терминах которой воспринимается и описывается весь мир. Позднее, когда из мифологии вычленяются такие формы общественного сознания, как искусство, литература, наука, религия, политическая идеология и тому подобное, они удерживают ряд мифологических моделей, своеобразно переосмысляемых при включении в новые структуры; миф переживает свою вторую жизнь. Особый интерес представляет их трансформация в литературном творчестве. Мифоло́гия (греч. μυθολογία от μῦθος — предание, сказание и λόγος — слово, рассказ, учение) — наука, изучающая древний фольклор и народные сказания: мифы, эпосы, сказки.
Культура эллинизма.
Эллинизм — период в истории Средиземноморья, в первую очередь восточного, длившийся со времени походов Александра Македонского (356—323 до н. э.) до окончательного установления римского господства на этих территориях, которое датируется обычно падением птолемеевского Египта (30 до н. э.). Термин первоначально обозначал правильное употребление греческого языка, особенно негреками, но после опубликования работы Иоганна Густава Дройзена «История эллинизма» (1836-1843 гг.) понятие вошло в историческую науку. Особенностью эллинистического периода явилось широкое распространение греческих языка и культуры на территориях, вошедших в состав государств диадохов, которые образовались после смерти Александра Македонского на завоёванных им территориях, и взаимопроникновение греческой и восточных — в первую очередь персидской — культур, а также возникновением классического рабства. Начало эллинистической эпохи характеризуется переходом от полисной политической организации к наследственным эллинистическим монархиям, смещением центров культурной и экономической активности из Греции в Малую Азию и Египет.
Античность В основе античности лежит история развития двух цивилизаций - греческой и римской. Иными словами: античность - это греко-римская культура. Но корни этих двух культур лежат еще в более глубокой древности. На развитие эллинской культуры огромное влияние оказали (или даже были непосредственными предшественниками) так называемые Эгейская (минойская, критская) и Микенская (ахейская) культуры. Что касается римлян, то на формирование римской культуры огромное влияние оказала этрусская культура. Выделим основные черты и предпосылки возникновения античной культуры: 1) природные условия: свобода и гармония 2) социально-политическое устройство: полисный менталитет. 3) интенсивный характер развития культуры 4) Космологизм античной культуры Средневековье в Средние века комплекс представлений о мире, верований, умственных установок и системы поведения, который условно можно было бы назвать “народной культурой” или “ народной религиозностью” так или иначе был достоянием всех членов общества. Мышление средних веков было преимущественно теологическим. Средневековая церковь, с опаской и подозрением относившаяся к обычаям, вере и религиозной практике простонародья, испытывала на себе их влияния. Как пример, можно привести санкционирование церковью культа святых в его народной интерпретации. Магический подход к природе распространялся на христианские обряды, вера в чудеса была повсеместной. Вся культурная жизнь европейского общества этого периода в значительной степени определялась христианством. Европейское средневековой общество было очень религиозно и власть духовенства над умами была чрезвычайно велика. Учение церкви было исходным моментом всякого мышления, все науки - юриспруденция, естествознание, философия, логика- все приводилось в соответствие с христианством. Высшее духовенство было единственно образованным классом, однако средневековый европеец, включая и высшие слои общества, был неграмотен. Ужасающе низким был уровень грамотности даже священников в приходах. Лишь к концу XV века церковь осознала необходимость иметь образованные кадры и начала открывать духовные семинарии. Массовая средневековая культура - это культура бескнижная, “догутенбергова”. Она опиралась не на печатное слово, а на изустные проповеди и увещевания. Она существовала через сознание безграмотного человека. Это была культура молитв, сказок, мифов и волшебных заклятий. “ Переводом” мыслей социальной и духовной элиты на доступный для понимания всех людей язык стали проповеди, предствляющие собой значительный пласт средневековой культуры. Приходские священники, монахи, миссионеры должны были растолковывать народу основные положения богословия, внушать принципы христианского поведения и искоренять неправильный образ мыслей. Создавалась специальная литература, которая популярно излагала основы христианского учения, давая пастве образцы для подражания. Эта литература, в основном, предназначалась священникам, чтобы они использовали ее в своей повседневной деятельности.
Западная культура XIX века XIX в стал веком непрерывных революционных переворотов в науке. Прежде всего это расцвет классического естествознания, создание единой системы наук. Укрепляется связь науки с производством, наука из малой превращается в большую – здесь теперь занято значительно больше персонала, чем прежде. Достигнуто значительное развитие философской мысли, проявлен всеобщий интерес к исторической науке, продвинулись языкознание, археология; заложены основы научной фольклористики, искусствознания, литературоведения. Усиление атеистических тенденций приводит в обществе к серьезному кризису церкви – в Европу проникают новые религии, рождаются концепции отделения церкви от государства, свободы совести, вероисповедания, секурялизация образования и др. все это подрывает влияние религии как интегрирующего начала, меняет характер общественных связей – единство общества складывается во многом как национальное единство и профессиональное – культурное сближение по вертикали, в рамках одной и той же профессиональной деятельности. Великие сдвиги, происшедшие в XIX в. в экономическом базисе, развитии философии, науке и технике оказали огромное влияние на развитие литературы и искусства Европы. Особенностью развития европейской культуры XIX в. было исключительное разнообразие видов, направлений и жанров художественного творчества. Классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, символизм, натурализм, импрессионизм, постимпрессионизм – таковы основные направления, охватившие все виды искусства – литературу, живопись, музыку Европы XIX в. Однако, несмотря на многообразие стилей, сложившихся в этом столетии, первенствующим считается реалистическое художественное направление, давшее блестящие результаты во всех видах творчества во всех странах. Западная культура XX века.
культура первой половины XX века Первая половина XX века в истории Западной Европы имеет исключительно важное значение. В этот период завершается становление индустриальной цивилизации и начинается переход к постиндустриальной. Капитализм в это время превращается из монополистического в государственно-монополистический. В нем происходит глубокие изменения, многие из которых можно назвать судьбоносными, поскольку они затрагивали само его существование. Подтверждение тому стал невиданный по своей глубине и масштабу кризис 1929-1933 гг потрясший западное общество до самых его оснований. Традиционное реалистическое искусство занимало в духовной жизни западного общества значительное место, все-таки оно не находилось в центре общественного внимания. В этом отношении оно уступало модернизму и нарождавшемуся авангарду, которые все больше выходили на передний план, пользуясь растущим вниманием со стороны СМИ. Модернизм при этом все больше трансформируется в авангард. Авангард явился прямым продолжением модернизма, с которым у него имеется много общего, в силу чего они нередко не различаются. Однако, несмотря на имеющиеся сходства, между ними есть и существенные различия. В модернизме много двойственности, непоследовательности и противоречивости.
Культура Киевской Руси До принятия христианства верования славян носили мистическую окраску, а сами они были язычниками, поклоняясь идолам, олицетворяющим явления природы и культу предков. Служителями культа, толкователями воли богов при языческих святилищах, капищах были волхвы и кудесники.В 983 году Владимир I попытался упорядочить пантеон языческих богов, проведя первую религиозную реформу, окончившуюся неудачей. Во второй половине IX в. сформировались предпосылки и причины для начала принятия христианства на Руси. Поводом послужила корсунская история князя Владимира. Как и где крестился сам князь, существует много легенд. Насколько они достоверны - не известно, но в любом случае с началом крещения на Руси возникла православная церковь со своей иерархией (патриарх константинопольский, митрополит, епископ, архиерей, архимандрит, игумен, монах).Христианизация Руси была принудительной. Сопротивление православию выпажалось в восстаниях - они были в Новгороде (990), Суздале (1024, 1071). Тогда же появились первые ереси. Культура IX-XIII вв. имела свои особенности и прошла несколько этапов развития. Развивается литература; при Владимире Святославиче началось активное строительство каменных и деревянных храмов. Развивается живопись: фресковая живопись (фрески церкви Спаса-Нередицы в Новгороде); мозаика не получила широкого распространения; иконопись (первые иконы попали на Русь из Византии: Богоматерь Владимирская, Богоматерь Оранта, Борис и Глеб, однако уже с XII в. появляются собственные иконы - "Ярославская Оранта"). Имена русских иконописцев XI в.: Олимпий, Олесий, Георгий и др.Существовало около 100 видов ремесленных производств. Особенно высоко были развиты ювелирные ремесла (зернь, скань, чернение, эмали), утерянные в монгольский период. 43)Культура Московской Руси 17 век был началом нового периода в области культуры. Произошли изменения в социально-экономической и политической жизни русского общества, которые вызвали оживление общественно-политической мысли передовой части народа.Активизация городской жизни, развитие промышленности, ремесла и торговли в значительной степени повысили роль посадского населения, его тягу к знаниям и просвещению. Обстановка "бунташного века", решительные действия против угнетателей укрепляли веру в людей в свои силы, будили в них тягу к новому и осмысленному существованию. Раскол еще больше ослабил влияние церкви.Русское искусство делало первые шаги, чтобы стать светским, свободным в своем выражении. Этому способствовало еще и расширение связей с Западом. Наряду с греко-славянским просвещением в Россию пришла западнолатинская культура, отвергавшаяся ранее православной церковью. Но русская культура в основе своей оставалась феодальной, доступной только высшей прослойке господствующего класса.Сами центры культуры формировались в наиболее крупных городах с промышленностью, ремеслом, торговлей, и прежде всего в Москве, при царском дворе. Социальный протест широких народных масс против засилья крепостников нашел свое отражение в устном народном творчестве. Одно из центральных мест занимали в нем пословицы и поговорки.В 17 веке наступил новый этап в развитии русского языка. Центральные районы во главе с Москвой сыграли в нем ведущую роль. Московский говор стал доминирующим, превратившись в общевеликорусский язык. Образованию и просвещению придавалось большое значение. В Москве в 80-х годах 17в. около 24% посадского населения было грамотным. Большим спросом пользовались печатные буквари. Продолжали распространяться и рукописные книги. Но все большее развитие получала типографская печать.17 в. явился новой страницей в истории книгопечатания в России. Появились частные библиотеки.В17в. в России впервые появилась рукописная газета, которая называлась "Куранты". Продолжалось дальнейшее распространение практических и естественнонаучных знаний, совершенствовались медицинские знания. В связи с освоением новых территорий и расширением связей с другими странами в России происходило накопление географических знаний. Крупным событием было издание "Синопсиса" (по-гречески - обозрение, описание). Автором его был ученый монах Киево-Могилевской академии Иннокентий Гизель. В "Синопсисе" излагались история Руси с древнейших времен.Распространение грамотности в среде городского посада и появление значительной прослойки образованных людей в разросшейся системе государственных приказов способствовали проникновению в литературу XVII в. демократических начал.Для архитектуры XVII век тоже был временем появления новых веяний, вкусов и форм. Монументальные храмы, которые в предшествующий период строили государство и влиятельное духовенство, уступают теперь место небольшим, но нарядным, узорчатым посадским церквам. В этом сказалось народное стремление к красоте, уход от церковного фанатизма и аскетизма.Стремление это встретило суровое сопротивление церкви, но преодолеть общее движение к новому она уже не могла. В Москве к выдающимся произведениям зодчества XVII столетия относятся храм Рождества Богородицы в Путниках, церковь Троицы в Никитниках, церковь в Останкине, церковь Николы в Хамовниках.Каменное зодчество постепенно от церковного строительства перешло к жилым и хозяйственным постройкам светской знати, духовных владык и богатых посадских людей. Новых успехов достигло деревянное зодчество, широко распространенное на севере страны.Борьба нового со старым, характерная для развития русской культуры в XVII столетии, не могла, конечно, не затронуть живопись. Здесь церковь всеми доступными ей мерами боролась против светских тенденций.Стремлением к реализму отличались работы живописцев Ярославля, Костромы и других городов.Оживленные связи России с Западом во второй половине XVII в. способствовали возникновению в Москве придворного театра. Церковь враждебно относилась к светскому народному театру.Развитие русской культуры XVII в отразило важнейший процесс формирования русской нации. С ним связывается начавшееся разрушение средневековой религиозно-феодальной идеологии и утверждение светских начал в духовной культуре. Несмотря на противодействие церковников, боявшихся проникновения в Россию "латынства", в XVII в. расширялись культурные связи с Западной Европой. Однако, все эти новые культурные веяния коснулись только верхушки общества. Основная масса населения оставалась неграмотной и суеверной. Для дальнейшего развития русской культуры стране требовались более решительные и широкие преобразования, которые были позже осуществлены Петром I.
Культура Московской Руси. В XII - XIII вв. постоянные междоусобицы подточили могущество Ки-евской Руси. Единое государство превратилось в конфедерацию по-лунезависимых княжеств, а единое культурное пространство распалось на локальные культурные центры, в которых начался процесс формирования местных художественных школ (Новгородской, Влади- миро-Суздальской). Последовавшее затем монголо-татарское наше-ствие (XIII - XV вв.) существенно затормозило процесс развития русской культуры. Исчезли многие ремесла, надолго прекратилось каменное строительство, в огне пожаров погибли тысячи рукописных книг, оставшиеся в живых мастера были уведены в рабство. Однако полностью остановить культурный процесс было невозможно. С началом объединения русских земель вокруг Москвы период культурного упадка и стагнации сменился подъемом. В конце XIV в. Москва становится новым культурным центром, вобравшим в себя и продолжившим развивать традиции искусства русских княжеств. Новгородская школа. Именно в Новгороде, чье географическое положение помогло ему избежать монголо-татарского разорения и сохранить независимость, древнерусские культурные традиции никогда не прерывались. Однако после преобразования Новгорода в 1136 г. в феодальную республику, его культура стала более демократичной. Иногда ее называют еще культурой средних слоев, отличая от княжеской по характеру владимиро-суздальской и поздней московской
Культурология как философско-теоретическое знание. Феномен и понятие культуры.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 188; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.170.227 (0.014 с.) |