Ценностная природа культуры. Культура и творчество. Культура и религия. Культура и природа. Культура и идеология. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ценностная природа культуры. Культура и творчество. Культура и религия. Культура и природа. Культура и идеология.



Культура ценностна, то есть имеет аксиологическую природу.

Культура ведет свое происхождение от культа. Дело вовсе не только в этимологии слова. Эти понятия глубинно связаны между собой. В религиозных концепциях прослеживается не только генезис культуры, но и ее зависимость от культа как специфического феномена. Само строение культуры, ее предназначение не могут быть осмыслены без иерархической природы культа. Как бы ни толковалась связь культуры и цивилизации, религиозные мыслители видят, что именно в религии коренятся глубинные сокровенные основы культуры.

 

Продумывание идеи культуры, выявление содержащихся в ней смыслов с неизбежностью приводит к идее творчества. Идея творчества в общем-то гораздо древнее ид ей культуры. Тысячелетиями творчество осмыслялось человеком. Идея культуры неотрывна от человека. Она возникает по-настоящему только тогда, когда человек начинает мыслить все существующее через призму собственных преобразовательных усилий по отношению к природе. Идея же творчества, начиная с первобытной эпохи и вплоть до Возрождения, соотносилась исключительно со сверхчеловеческими существами, с богами (Богом). Человек, выступавший с творческими претензиями, тем самым брал на себя функции божества. Когда в новоевропейскую (ренессансную и послеренессансную) эпоху идея творчества соединяется с человеком, когда он начинает воспринимать себя творцом, только тогда и возникает в своей основе идея культуры. В первоначальном смысле идея культуры — это идея человекобожия, человеческого самообожествления. И совсем не случайно, что в эпоху Возрождения ей неразрывно сопутствует представление о божественном достоинстве человека. Прежде чем вытеснить, сделать неактуальными всякие представления о Боге, человек помыслил себя если и не прямо Богом, то в Его роли.

Утверждение о том, что идея творчества очень древняя, следует понимать в ограниченном смысле. Это так и не совсем так.

Принимая за исходную точку зрения о том, что культура - это все, что создано человеком, его “вторая природа”, мы должны определить для себя является ли религия элементом культуры, или она, как утверждают теологи, результат “богооткровения”? Религия как система верований, культа и осуществляющих его религиозных институтов, безусловно, есть порождение человеческого разума и человеческой деятельности, поэтому она рассматривается как феномен культуры, присущий всем народам, разворачивающийся в разных культурных средах, что и определяет многообразие религий.

Религия возникает в истории человечества вместе с осознанием человеком самого себя и противопоставлением себя окружающей действительности. Традиционно возникновение религиозных представлений о мире связывают с процессом обожествления природы, которая выступает по отношению к человеку как всемогущее, высшее, неподвластное ему начало, которое требует поклонения.

Долгое время считалось, что религия — плод невежественности первобытного человека, не знавшего законов природы и испытывавшего страх перед неведомым, а, следовательно, она должна исчезнуть с развитием научных представлений о мире. Но она не исчезла с появлением и возрастанием научного знания.

Различие между природой и культурой — это различие между плодами материального мира и продуктами человеческой деятельности. Одностороннее подчеркивание этого различия приводит к дуалистическому взгляду на мир. В свою очередь, это приводит к разделению мира на природный и неприродный. Различие между природой и культурой возникает в результате исторического развития. Природа предшествует культуре во времени, но природа является постоянным и необходимым условием последующего существования и развития культуры. Поэтому грань между природой и культурой не абсолютна, а относительна, и как сказал М. М. Пришвин: «Природа может обойтись и без культуры, но культура без природы быстро выдохнется».

На первый взгляд, идеология - лишь одно из проявлений культуры. Идеология, как и культура, регулирует социальные отношения; идеология, как и культура, представляет собой систему образцов мышления и деятельности; в идеологии, как и в культуре, значительное место занимают знаковые структуры.

Идеология - систематизированная совокупность идей, связанных прежде всего с определенным пониманием общественной жизни, оценкой ее качества, перспектив ее преобразования. Идеология предполагает также определение целей человеческой деятельности по сохранению, изменению или разрушению существующей социальной действительности. Этот термин впервые был использован в конце XVIII - начале XIX века французским философом и экономистом Д. де Траси для обозначения "науки об идеях". Первоначально в идеологии реализовывались критическая направленность ума энциклопедистов, их желание развенчать философские иллюзии и религиозные предрассудки.

 

 

Первобытная культура. Категории мифа, мифологии. Соотношение мифологии с религией, наукой, искусством. Критическое осмысление мифологии в контексте развития мировой культуры.

 

Первобытная культура - самая большая и длительная исирическая форма культуры. На протяжении всей этой эпохи формировалася биологический род человека. Родина человека - Восточная Африка. Homo Sapiens появились 180-150 тыс лет назад и закончили формирование 45-40 тыс лет назад.

Самые древние орудия дотируются около 2.5 лет назад. По материалам, из которых люди изготавливали орудия, археологи делят историю первобытного мира на каменный, медный, бронзовый и железные века.

Каменный век делится на древний (палеолит), средний (мезолит) и новый (неолит). Границы каменного века 2 млн. - 6 тыс. лет назад. Палеолит в свою очередь подразделяют на 3 перода: нижний, средний и верхний (или поздний). Каменный век сменил медный (неолит), длившийся 4-3 тыс лет до нашей эры. Затем наступил бронзовый век (4 - началао 1 тыс. до н. э.). В начале (1 тыс. до н. э. его сменил железный век.

Первобытный человек овладевал навыками земледелия и скотоводства менее 10-ка тысяч лет. До этого на протяжении сотен тысячелетий люди добывали себе пропитание 3-мя спсобами: собирательством, охотой и рыбной ловлей. Даже на ранних этапах развития складывалмя разум наших далеких предков.

О происхождении другого вида производящего хозяйства - животноводства существовали различные гипотезы и предложения. Однако большинство ученых считают, что животноводство развилось у оседлых земледельцев. Первое из прирученных животных - собака, была одомашнена еще в палеолите, около 15-10 тыс. лет назад. Ее диким предком был волк.

Палеолит - древний каменный век.

Мезолит - совершенствуются каменные орудия, расширяется номенклатура изделий: каменные топоры, рубила, зубила, скрепки, проколки, наконечники, каменные наконечники стрел. Улучшается качество и технология. Появляется большой ассортимент костяных и деревянных вещей (косятная игла, одежда, обувь, лук, стрелы, копье). Появляется огонь

Неолит - тончайшее разнообразие орудий, земледелие, скотоводство, переход к оседлости, возникают деревни и города.

Миф (др.-греч. μῦθος) в литературе — сказание, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении всего сущего, о Богах и героях; определенное представление о мире.

Специфика мифов выступает наиболее чётко в первобытной культуре, где мифы представляют собой эквивалент науки, цельную систему, в терминах которой воспринимается и описывается весь мир. Позднее, когда из мифологии вычленяются такие формы общественного сознания, как искусство, литература, наука, религия, политическая идеология и тому подобное, они удерживают ряд мифологических моделей, своеобразно переосмысляемых при включении в новые структуры; миф переживает свою вторую жизнь. Особый интерес представляет их трансформация в литературном творчестве.

Мифоло́гия (греч. μυθολογία от μῦθος — предание, сказание и λόγος — слово, рассказ, учение) — наука, изучающая древний фольклор и народные сказания: мифы, эпосы, сказки.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 202; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.111.183 (0.01 с.)