ТОП 10:

Россия во второй половине XIX века. Модернизация.



Александр II. Предпосылки реформ и их подготовка

После смерти Николая I (18 февраля 1855 г.) императорский престол занял его старший сын Александр II (1855 — 1881 гг.).19 февраля Александр II подписал Манифест и комплекс нормативно-правовых документов, главным из которых было «Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости». Правда опубликована «воля» была только 5 марта 1861 г., накануне Великого поста, чтобы минимизировать возможную неадекватную реакцию общества на радикальное изменение его судьбы.

Основные положения крестьянской реформы 1861 г.

19 февраля 1861 г. император Александр II (1855 – 1881 гг.) подписал Манифест и комплекс нормативно-правовых документов, называемый обычно «Положение 19 февраля». Особое значение имели «Общие положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости», «Положение о выкупе» и четыре «Местных положения». Именно в этих законах определялся новый правовой статус крестьян, правила наделения их землей, отношения с помещиком и общиной, выкуп полевого надела и усадьбы.

В первой же статье «Общего положения» говорится о том, что крепостное право на крестьян и дворовых людей отменяется навсегда. Крестьяне получили полную личную свободу и стали в полной мере субъектами гражданско-правовых отношений. Отныне они могли:

– вступать в обязательственные отношения, заключать договоры и подряды с казной и частными лицами;

– «производить свободную торговлю», вступать в цехи и торговые гильдии;

– приобретать в собственность движимое и недвижимое имущество;

– переходить в другие сословия;

– свидетельствовать в суде, выступать поручителями, подавать исковые заявления.

Судебная реформа 1864 г.

20 ноября 1864 г. были утверждены и введены в действие «Учреждения судебных установлений», «Устав уголовного судопроизводства», «Устав гражданского судопроизводства», «Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями». В соответствии с этими документами основными принципами судопроизводства стали:

— Бессословность суда (равенство всех перед законом);

— Независимость суда (отделение суда от администрации и неподотчетность его исполнительной власти);

— Несменяемость судей (никто не может отстранить судью от должности без решения суда);

— Состязательность судебного процесса (отделение судебной власти от обвинения (прокурора) и участие в процессе защитника (адвоката));

— Гласность суда (открытость суда, публика и журналисты имеют право присутствовать на процессе);

— Введение в окружных судах института присяжных заседателей на уголовных процессах.

Кардинальному изменению подверглись не только принципы судопроизводства, но и вся судебная система. Устанавливались да типа судов: мировые суды и общие суды. Мировые суды состояли из одного человека (мирового судьи) и рассматривали незначительные уголовные правонарушения (хулиганство, оскорбление, мелкие кражи и т.д.) и гражданские дела, сумма исков которых не превышала 500 рублей. Общие суды были представлены на следующих уровнях (инстанциях):

— окружные и городские суды;

— судебные палаты (по гражданским и уголовным делам);

— Сенат (департаменты по гражданским и уголовным делам).

Состав суда (один председатель и два члена суда) назначался государем пожизненно. Судья получал высокое жалование и не зависел от государственной администрации.

Уголовный процесс во всех общих делах определялся «Уставом уголовного судопроизводства» и состоял из нескольких стадий:

— предварительное дознание, осуществляемое полицией или жандармами;

— предварительное расследование обстоятельств дела вели судебные следователи, после чего прокурор давал делу ход или закрывал его;

— судебное рассмотрение, в котором принимали участие прокурор и адвокат;

— вынесение вердикта присяжными заседателями - 12 независимыми незаинтересованными гражданами, избранными по жребию (в окружных судах). Вердикт присяжных звучал «виновен», «виновен, но заслуживает снисхождения» или «не виновен». Апелляция на решение суда присяжных не принималась. Из ведения присяжных изымались дела о должностных преступлениях. Стать присяжным мог российский подданный мужского пола в возрасте от 25 до 70 лет, имеющий безупречную репутацию и прошедший имущественный ценз (2 тыс. рублей);

— если суд присяжных выносил вердикт «не виновен», то обвиняемого освобождали из-под стражи, а если — «виновен» или «виновен, но заслуживает снисхождения», то меру наказания ему определял судья.

В гражданском процессе принимали участие адвокаты (присяжные или частные поверенные), действовавшие от имени истца и ответчика. Заключение по итогам прений делал прокурор, суд выносил приговор.

Земская реформа 1864 г.

1 января 1864 г. было опубликовано «Положение о губернских и уездных земских учреждениях». Земские органы вводились как основные институты местного самоуправления на губернском и уездном уровне. Они объявлялись выборными и бессословными. Существовало два типа земских учреждений:

— губернские и уездные земские собрания, обладавшие распорядительной властью;

— губернские и уездные земские управы, сконцентрировавшие в своих руках исполнительные полномочия.

Выборы в земское собрание осуществлялись в трех куриях:

а) землевладельческой (помещики);

б) городской (преимущественно купечество);

в) сельская (крестьяне).

Если для первых двух курий существовал высокий имущественный ценз, то депутаты от сельской курии проходили в земство посредством трехступенчатых выборов (сельский сход — волостной сход — съезд выборщиков от сельских обществ). К 1878 г. земства были открыты в 35 из 59 российских губерний. Земское собрание и управу возглавляли выборные председатели. Срок действия земских органов устанавливался в 3 года. Члены (гласные) губернского земского собрания избирались на заседаниях уездных земских собраний.

По замыслу властей земства не имели политических функций. В круг их обязанностей входило:

— организация экономической жизни на подведомственной им территории;

— контроль за сохранностью общественного имущества, содержание существующих и строительство новых дорог;

— организация страхования местного населения;

— организация здравоохранения и санитарного контроля;

— организация народного просвещения (без права изменения содержания образования);

— организация и обустройство благотворительных учреждений.

Деятельность земств финансировалась за счет специально введенного налога.

Городская реформа

Утверждение Городового положения состоялось только 16 июля 1870 г. В соответствии с этим законом была создана новая система городского самоуправления:

— городская дума (распорядительный орган власти)

— городская управа (исполнительный орган власти).

Дума и управа возглавлялись городским головой. Городской голова обладал достаточно широкими полномочиями. Дума и управа избирались на 4 года, при этом 0,5 состава городской управы менялась через два года. Функции городского самоуправления были в целом идентичны функциям земств. Городские органы следили за сохранностью общественного имущества (памятники, здания и др.), дорог, мостов, канализации, организовывали благотворительные учреждения, больницы, школы, контролировали торговую, промышленную, ремесленную и финансовую деятельность.

Военная реформа

В 1857 г. правительство упразднило военные поселения.

Инициатором и главным проводником систематических армейских преобразований стал известный своими либеральными взглядами генерал Д.А. Милютин (старший брат Н.А. Милютина), назначенный в 1861 г. на должность военного министра. Реформа проводилась с 1861 по 1874 гг. Вот ее основные мероприятия:

— административные преобразования. Реорганизация военного министерства, создание Главного штаба и 15 военных округов — все это способствовало более оперативному руководству войсками;

— перевооружение армии. Гладкоствольное оружие заменялось нарезным (винтовки Бердана). Артиллерию составили стальные пушки, заряжавшиеся с казенной части;

— постепенное сокращение численности армии (с 1864 по 1867 гг. в среднем на 30%);

— усовершенствование системы военного образования. Создавались военные гимназии. В некоторые из них имели право поступать представители разных сословий. В 1864 г. открыты первые юнкерские училища для подготовки младших офицеров;

— изменение системы боевой подготовки войск. Гораздо больше внимания стало уделяться занятиям, моделирующим обстановку реального сражения, разбирались различные варианты поведения офицеров и солдат в сложных ситуациях, отрабатывалось взаимодействие смежных родов войск. При этом Д.А. Милютин требовал от своих подчиненных, чтобы они воспитывали в солдатах самоуважение, инициативу, чувство ответственности за выполнение задачи;

— сделаны первые шаги по организации новых родов войск. Создаваемые железнодорожные войска должны были ускорить мобилизацию и обеспечить быструю доставку частей в район боевых действий;

— проведена реорганизация казачьих войск;

— старая военная форма заменена на новый вариант, гораздо более удобный и практичный в условиях реального боя.

Венцом военной реформы Д.А. Милютина стало введение 1 января 1874 г. закона, отменявшего рекрутские наборы и вводившего всеобщую воинскую повинность. Отныне действительную военную службу проходили мужчины, достигшие 20 лет.

Александр III. Политика контрреформ

1 марта 1881 г. террористы-народовольцы убили Царя-Освободителя. Престол перешел к его старшему сыну Александру III (1881 — 1894 гг.). Манифест с названием «О незыблемости самодержавия», текст которого составили К.П. Победоносцев и М.Н. Катков, был опубликован 29 апреля 1881 г. 14 августа 1881 г. по инициативе нового министра внутренних дел графа Н.П. Игнатьева было утверждено «Положение о мерах по охранению государственной безопасности и общественного спокойствия». Согласно этому документу любой регион страны мог быть объявлен на положении усиленной или чрезвычайной охраны. Власти получали право каждого неблагонадежного жителя этой местности на три месяца посадить в тюрьму, а потом отдать под суд военного трибунала или отправить в ссылку. Разумеется, государственная администрация была правомочна закрыть земское учреждение, учебное заведение, промышленное предприятие, печатный орган. Собственно, контрреформы Александра III, призванные исправить ряд либеральных «роковых ошибок» 1860 — 1870-х гг., начинаются с принятия в августе 1882 г. новых «Временных правил» о печати. Они давали Главному управлению по делам печати право начать настоящую кампанию по борьбе с проявлениями какой-либо оппозиционности в периодике, а также художественной и научной литературе. Все издания, признанные К.П. Победоносцевым и М.Н. Катковым «вредными», закрывались без права возобновления. В августе 1884 г. опубликован новый университетский устав, в соответствии с которым в очередной раз ликвидировалась автономия университетов. Преподавателей высших учебных заведений назначал министр просвещения. Сократились военные льготы для лиц, имеющих высшее образование. В несколько раз повысилась плата за обучение. Введена студенческая униформа для того, чтобы воспитать в интеллигенции военную дисциплину и облегчить контроль над студентами во внеучебное время. В июне 1887 г. министр просвещения И.Д. Делянов издал распоряжение, вошедшее в историю под названием «циркуляр о кухаркиных детях». Министр рекомендовал запретить поступление в гимназии «детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, коих <…> вовсе не следует выводить из среды, к коей они принадлежат». По сути дела, состояние печати и образования в России вернулось к временам Николая I. В 1885 — 1889 гг. происходила судебная контрреформа. Правительство выхолостило основные принципы судебной системы, установленной в 1864 г. (открытость и независимость суда, несменяемость судей и др.). Из ведения суда присяжных изъяли дела о политических преступлениях. В 1889 г. упразднен мировой суд. 12 июля 1889 г. был издан закон о введении института земских участковых начальников. Эта мера фактически уничтожала крестьянское самоуправление, установленное «Положениями 19 февраля 1861 г.». Земских начальников, которыми могли стать только дворяне, назначал министр внутренних дел. Они получили административную и судебную власть над крестьянами. 12 июня 1890 г. были резко ограничены права крестьян при выборах в уездные и губернские земские органы. Крестьяне теперь избирали только кандидатов в гласные (депутаты), а государственная администрация решала — кого из них оставить, а кого отставить. В добавление к этому учреждена специальная дворянская курия на выборах в земство, благодаря чему количество дворян в земских органах превысило в среднем 70% от всего состава. В июне 1892 г. похожие меры были предприняты и в отношении городского самоуправления. Резко повысился ценз на выборах в городские Думы.

Сельское хозяйство

Основными факторами, тормозящими развитие крестьянского хозяйства в пореформенный период, можно считать:

— малоземелье (в европейской части страны);

— сохранение общины, консервирующей уравнительные порядки;

— эксплуатация со стороны помещиков;

— усиление налогового бремени и выкупные платежи.

Развитие промышленности

Промышленность пореформенной России развивалась гораздо быстрее, чем сельское хозяйство. Основными процессами, определившими лицо отечественной индустрии 1860 — 1890-х гг., можно считать:

— завершение промышленного переворота;

— развитие капиталистических отношений;

— формирование новых промышленных районов и центров (Донбасс, Бакинские нефтепромыслы);

— возникновение новых отраслей промышленности (нефтехимической, электротехнической).

«Хождение в народ»

Весной 1874 г. тысячи молодых людей (в основном студентов) в разных районах страны (около 40 губерний), переодевшись в крестьянское и рабочее платье, отправились «пробуждать революционное сознание народа». Они выбрали метод «летучей» пропаганды. Переходя из деревни в деревню, народники выступали на сходках, беседовали с крестьянами, раздавали революционную литературу. Однако реальность разрушила все их планы. Оказалось, что у крестьян есть своя простая, но удивительно логичная «социальная философия». Опираясь на сочувствие и помощь крестьян, правительство к концу 1874 г. арестовало около 2 тыс. народников. В октябре 1877 — 1878 гг. проходили сенатские слушанья по делу «О революционной пропаганде» («Процесс 193-х»). Суд приговорил 28 человек к каторге, но 90 человек оправдал за отсутствием состава преступления. Самоотверженность молодых людей, пошедших «в народ» весной 1874 г., достойна восхищения. Но теперь утешать себя они могли только мыслью, что отрицательный результат — это тоже результат. Революционерам необходимо было искать новые формы и методы работы.







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.207.132.114 (0.008 с.)