ТОП 10:

Тройственная социальная модель средневекового общества. Мироощущение и формы поведения людей различных социальных слоёв средневековой Европы.



Около тысячного года западная литература начала описывать христианское общество по новой стене, сразу же получившей признание. Общество составлял «троякий люд»: священники, воины, крестьяне. По подобию Дома Божия, который разделён на три части, одни молятся, другие сражаются, третьи работают. Для нас важна характеристика трёх классов общества, вскоре ставшая классической: молящиеся, воюющие, работающие. Сословия несут различные службы в этом мире, как в природе овцы дают молоко и шерсть, быки пашут землю, псы защищают их от волков. Бог установил клирикам и монахам молиться за других, чтобы они, подобно овцам, питали людей молоком проповеди и внушали им горячую любовь к Богу, показывая добрый пример. Он установил крестьянам, подобно быкам, обеспечивать жизнь себе и другим. Воинам установил защищать как от волков от врагов тех, кто молится и пашет землю. Очень важна была роль крестьян. Они делились на три группы: свободные, поземельно зависимые и лично зависимые.

В представлениях средневековья земная иерархия была подобием небесной. Престол Божий окружали высшие и низшие хоры ангелов. На земле во главе многоступенчатой пирамиды стоял король. Свою власть он получал от самого Бога. Между 8 и 11 вв. аристократия становится военным классом – воины и рыцари. В каролингскую эпоху клирики замыкаются в клерикальную касту, что заключается в эволюции церковной литературы. В 10 в. епископ Веронский называл 10 категорий: граждане, воины, ремесленники, медики, торговцы, адвокаты, судьи, сеньоры, рабы, богатые, бедные, нищие и т.д. Это скорее специализация профессиональная и социальная - следы римской классификации. Но чаще общество мыслилось в противопоставлении 2 групп: в духовном отношении это клирики и миряне, в светском богатые и бедные, в юридическом – свободные и несвободные. Очевидно, эта схема отражала упрощение социальных категорий раннего Средневековья. Функциональное разделение на троякий люд появилось около тысячного года и соответствовало религиозной, военной и экономической функциям. Сравнение сословий с овцами, быками и собаками было средневековым воплощением животного символизма трёхчастного общества, например, ещё раньше в аграрных очистительных обрядах Греко-италийских культов были соответствия: баран – Юпитер и т.д. В средневековье трёхчастная схема символизировала социальную гармонию, в образной форме нейтрализуя борьбу классов. Она призвана закрепить подчинённость трудящихся другим классам, а воинов делает защитниками церкви и религии, подчиняя их священникам. Это можно рассматривать как эпизод в древнем соперничестве воинов и колдунов – позже борьбу империи и папства. При этом под категорией работающих понимали не всех крестьян, а высший слой производительного класса, его элиту, имевшую быков и собственные орудия труда. В Позднее Средневековье во Франции эта схема легла в основу деления на духовенство, дворянство и третье сословие. Но к последнему принадлежали не все незнатные люди, так как это был высший слой буржуа – нотабли. В Средневековье взгляд на этот 3й класс был неопределён, теоретически он объединял всех, кто не относился к 1му и 2му, на деле включал лишь самую богатую или образованную часть. Речь идёт о классах, хотя традиционно считают, что 3м функциям в средневековье соответствовали три сословия (ordres). Но термин ordo принадлежал к церковному словарю, он соответствовал религиозному видению мира, разделённого на мирское и церковное, и ordo могло быть лишь два – духовенство и народ. Хотя ordo понятие религиозное, оно основывалось на социально-экономической базе. А тенденция превратить в ordo классы говорила о стремлении придать трёхчастной схеме характер реальности, созданной Богом и угодной ему, сделать тем самым социальную революцию невозможной.

Замена понятия ordo понятием conditio (положение) началась с 11 в., а потом с 13 в. на понятие, к-е обозначало состояние». Трёхчастная схема разрушалась, это отражало эволюцию средневекового общества. Критический момент в истории трёхчастной схемы наступил с возникновением нового класса. Это класс купцов, появившихся при переходе от закрытой к открытой экономике. Традиционное средневековое общество пыталось консервативно решить это: в английской проповеди, например, говорилось, бюргеров и ростовщиков создал дьявол. Схема деления общества дробится. Если раньше иерархия была основана на божественном праве, была вертикальной, то теперь она стала более человеческой, горизонтальной. Это было связано с расцветом городов в 11-13 вв. , общественным разделением труда.

Мироощущение. Для средневекового права было свойственно единогласие. Из римского права перешёл принцип – что касается всех, должно быть одобрено всеми. Не согласие с большинство считалось позором. В обществе были всякие общины и группы, к-е назывались «университетами». Это была любая корпорация или коллегия. Очень важна идея группы. Индивид растворялся в этих общинах. Обычно такие отношения зависимости, цель которых ещё крепче привязать к себе индивидуума, образовывали иерархию. Из всех таких связей самыми важными были феодальные отношения. В литературе человек сводился к определённому физическому типу в соответствии со своей социальной категорией. Благородные имели белые или рыжие, золотые волосы, часто вьющиеся, голубые глаза. Средневековый человек понимал свободу как состояние зависимости, когда высший гарантировал низшему его права. Свободный – этот тот, у кого могущественный покровитель. Клирики требовали свободы церкви от власти земельных сеньоров, подчинения её только Богу. Индивид был растворен в обществе, связан обязанностями, принадлежал семье. Глава семьи подавлял индивида. У сеньоров, рыцарей это был линьяж – кровная общность, определяющая мораль и т.д. Её члены были связаны узами солидарности – на поле боя и в вопросах чести. Солидарность сильнее всего проявлялась в кровной мести, к-я долго признавалась законной. Родственник имел права ждать поддержки. Цель линьяжа – сохранить общее имущество рода. Для мужчин были важны военные функции и личная верность друг другу. Но чаще между ними было соперничество – например, между братьями за власть. Или стремление сына быстрее занять место отца, восстания против него. Но часто сын становился странствующим рыцарем в ожидании наследства. Очень много было незаконных детей, их наличие знать вовсе не считала постыдным. Такая система свойственна и крестьянам. Связана с земледельческим производством, с экономической собственностью земли. Включала в себя тех, кто жил в одном доме и обрабатывал один участок земли. Но в юридическом отношении она не была узаконена.

Зависимый от коллективного образа жизни, индивид принадлежал также сеньору. В подчинение входила помощь, служба, платежи. Подданному, индивиду приходилось быть ловким, чтобы ускользнуть из-под власти группы. При помощи какого-то обмана. Поэтому индивид считался жуликом, вызывал недоверие. В деревне была социальная напряжённость. Сельские общины часто успешно сопротивлялись требованиям сеньора. Они управляли и защищали общинные земли. Но и там не было равенства. Несколько домохозяев – чаще всего это богатые крестьяне – решали дела в общине к своей выгоде. В высших слоях существовала враждебность по отношению к положению, нравственным качествам крестьян. Крестьяне боролись с сеньорами воровством с господских полей, браконьерством, поджогами урожаев. Борьбу классов очень интересно отображала женщина – объект соперничества мужчин разных классов. Женщины презирали мужчин определённой социальной категории, и те воспринимали это очень болезненно. Женщины отдавали явное предпочтение клирикам перед воинами. Мораль средневекового общества – каждый должен оставаться на своём месте, редко везёт тому, кто восстаёт против него.

Каждый класс развивал свою особую культуру, в которой отражал свои настроения и идеалы. Духовенство – религиозную, господствующий же класс светских феодалов – рыцарство –, например, выработал к 13 в. сложный ритуал обычаев, манер, светских, придворных и военно-рыцарских развлечений. Очень распространены рыцарские турниры – публичные состязания рыцаря в уменье владеть оружием. В рыцарской среде создавались военные песни, к-е прославляли подвиги рыцарей. Их циклы становились поэмами – «Песнь о Роланде» (в Северной Франции), её сюжет – походы Карла Великого в Испанию, к-е были представлены в идеализированном виде. В Испании «Поэма о Сиде», в ней отразилась борьба испанцев против арабов. В Германии – «Песнь о Нибелунгах», в ней сказочные элементы переплетались с историческим преданиями раннего средневековья. Распространены рыцарские романы, к-е рассказывали о приключениях рыцарей. Самые известные – циклы романов о древнебританском короле Артуре. В рыцарской лит-ре была любовная лирика – это были поэты миннезингеры в Германии, трубадуры в Южной Франции, труверы в Северной Франции, воспевали любовь рыцарей к их дамам, в королевских дворцах и феодальных замках всегда были свои такие поэты.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.236.35.159 (0.005 с.)