Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тройственная социальная модель средневекового общества. Мироощущение и формы поведения людей различных социальных слоёв средневековой Европы.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Около тысячного года западная литература начала описывать христианское общество по новой стене, сразу же получившей признание. Общество составлял «троякий люд»: священники, воины, крестьяне. По подобию Дома Божия, который разделён на три части, одни молятся, другие сражаются, третьи работают. Для нас важна характеристика трёх классов общества, вскоре ставшая классической: молящиеся, воюющие, работающие. Сословия несут различные службы в этом мире, как в природе овцы дают молоко и шерсть, быки пашут землю, псы защищают их от волков. Бог установил клирикам и монахам молиться за других, чтобы они, подобно овцам, питали людей молоком проповеди и внушали им горячую любовь к Богу, показывая добрый пример. Он установил крестьянам, подобно быкам, обеспечивать жизнь себе и другим. Воинам установил защищать как от волков от врагов тех, кто молится и пашет землю. Очень важна была роль крестьян. Они делились на три группы: свободные, поземельно зависимые и лично зависимые. В представлениях средневековья земная иерархия была подобием небесной. Престол Божий окружали высшие и низшие хоры ангелов. На земле во главе многоступенчатой пирамиды стоял король. Свою власть он получал от самого Бога. Между 8 и 11 вв. аристократия становится военным классом – воины и рыцари. В каролингскую эпоху клирики замыкаются в клерикальную касту, что заключается в эволюции церковной литературы. В 10 в. епископ Веронский называл 10 категорий: граждане, воины, ремесленники, медики, торговцы, адвокаты, судьи, сеньоры, рабы, богатые, бедные, нищие и т.д. Это скорее специализация профессиональная и социальная - следы римской классификации. Но чаще общество мыслилось в противопоставлении 2 групп: в духовном отношении это клирики и миряне, в светском богатые и бедные, в юридическом – свободные и несвободные. Очевидно, эта схема отражала упрощение социальных категорий раннего Средневековья. Функциональное разделение на троякий люд появилось около тысячного года и соответствовало религиозной, военной и экономической функциям. Сравнение сословий с овцами, быками и собаками было средневековым воплощением животного символизма трёхчастного общества, например, ещё раньше в аграрных очистительных обрядах Греко-италийских культов были соответствия: баран – Юпитер и т.д. В средневековье трёхчастная схема символизировала социальную гармонию, в образной форме нейтрализуя борьбу классов. Она призвана закрепить подчинённость трудящихся другим классам, а воинов делает защитниками церкви и религии, подчиняя их священникам. Это можно рассматривать как эпизод в древнем соперничестве воинов и колдунов – позже борьбу империи и папства. При этом под категорией работающих понимали не всех крестьян, а высший слой производительного класса, его элиту, имевшую быков и собственные орудия труда. В Позднее Средневековье во Франции эта схема легла в основу деления на духовенство, дворянство и третье сословие. Но к последнему принадлежали не все незнатные люди, так как это был высший слой буржуа – нотабли. В Средневековье взгляд на этот 3й класс был неопределён, теоретически он объединял всех, кто не относился к 1му и 2му, на деле включал лишь самую богатую или образованную часть. Речь идёт о классах, хотя традиционно считают, что 3м функциям в средневековье соответствовали три сословия (ordres). Но термин ordo принадлежал к церковному словарю, он соответствовал религиозному видению мира, разделённого на мирское и церковное, и ordo могло быть лишь два – духовенство и народ. Хотя ordo понятие религиозное, оно основывалось на социально-экономической базе. А тенденция превратить в ordo классы говорила о стремлении придать трёхчастной схеме характер реальности, созданной Богом и угодной ему, сделать тем самым социальную революцию невозможной. Замена понятия ordo понятием conditio (положение) началась с 11 в., а потом с 13 в. на понятие, к-е обозначало состояние». Трёхчастная схема разрушалась, это отражало эволюцию средневекового общества. Критический момент в истории трёхчастной схемы наступил с возникновением нового класса. Это класс купцов, появившихся при переходе от закрытой к открытой экономике. Традиционное средневековое общество пыталось консервативно решить это: в английской проповеди, например, говорилось, бюргеров и ростовщиков создал дьявол. Схема деления общества дробится. Если раньше иерархия была основана на божественном праве, была вертикальной, то теперь она стала более человеческой, горизонтальной. Это было связано с расцветом городов в 11-13 вв., общественным разделением труда. Мироощущение. Для средневекового права было свойственно единогласие. Из римского права перешёл принцип – что касается всех, должно быть одобрено всеми. Не согласие с большинство считалось позором. В обществе были всякие общины и группы, к-е назывались «университетами». Это была любая корпорация или коллегия. Очень важна идея группы. Индивид растворялся в этих общинах. Обычно такие отношения зависимости, цель которых ещё крепче привязать к себе индивидуума, образовывали иерархию. Из всех таких связей самыми важными были феодальные отношения. В литературе человек сводился к определённому физическому типу в соответствии со своей социальной категорией. Благородные имели белые или рыжие, золотые волосы, часто вьющиеся, голубые глаза. Средневековый человек понимал свободу как состояние зависимости, когда высший гарантировал низшему его права. Свободный – этот тот, у кого могущественный покровитель. Клирики требовали свободы церкви от власти земельных сеньоров, подчинения её только Богу. Индивид был растворен в обществе, связан обязанностями, принадлежал семье. Глава семьи подавлял индивида. У сеньоров, рыцарей это был линьяж – кровная общность, определяющая мораль и т.д. Её члены были связаны узами солидарности – на поле боя и в вопросах чести. Солидарность сильнее всего проявлялась в кровной мести, к-я долго признавалась законной. Родственник имел права ждать поддержки. Цель линьяжа – сохранить общее имущество рода. Для мужчин были важны военные функции и личная верность друг другу. Но чаще между ними было соперничество – например, между братьями за власть. Или стремление сына быстрее занять место отца, восстания против него. Но часто сын становился странствующим рыцарем в ожидании наследства. Очень много было незаконных детей, их наличие знать вовсе не считала постыдным. Такая система свойственна и крестьянам. Связана с земледельческим производством, с экономической собственностью земли. Включала в себя тех, кто жил в одном доме и обрабатывал один участок земли. Но в юридическом отношении она не была узаконена. Зависимый от коллективного образа жизни, индивид принадлежал также сеньору. В подчинение входила помощь, служба, платежи. Подданному, индивиду приходилось быть ловким, чтобы ускользнуть из-под власти группы. При помощи какого-то обмана. Поэтому индивид считался жуликом, вызывал недоверие. В деревне была социальная напряжённость. Сельские общины часто успешно сопротивлялись требованиям сеньора. Они управляли и защищали общинные земли. Но и там не было равенства. Несколько домохозяев – чаще всего это богатые крестьяне – решали дела в общине к своей выгоде. В высших слоях существовала враждебность по отношению к положению, нравственным качествам крестьян. Крестьяне боролись с сеньорами воровством с господских полей, браконьерством, поджогами урожаев. Борьбу классов очень интересно отображала женщина – объект соперничества мужчин разных классов. Женщины презирали мужчин определённой социальной категории, и те воспринимали это очень болезненно. Женщины отдавали явное предпочтение клирикам перед воинами. Мораль средневекового общества – каждый должен оставаться на своём месте, редко везёт тому, кто восстаёт против него. Каждый класс развивал свою особую культуру, в которой отражал свои настроения и идеалы. Духовенство – религиозную, господствующий же класс светских феодалов – рыцарство –, например, выработал к 13 в. сложный ритуал обычаев, манер, светских, придворных и военно-рыцарских развлечений. Очень распространены рыцарские турниры – публичные состязания рыцаря в уменье владеть оружием. В рыцарской среде создавались военные песни, к-е прославляли подвиги рыцарей. Их циклы становились поэмами – «Песнь о Роланде» (в Северной Франции), её сюжет – походы Карла Великого в Испанию, к-е были представлены в идеализированном виде. В Испании «Поэма о Сиде», в ней отразилась борьба испанцев против арабов. В Германии – «Песнь о Нибелунгах», в ней сказочные элементы переплетались с историческим преданиями раннего средневековья. Распространены рыцарские романы, к-е рассказывали о приключениях рыцарей. Самые известные – циклы романов о древнебританском короле Артуре. В рыцарской лит-ре была любовная лирика – это были поэты миннезингеры в Германии, трубадуры в Южной Франции, труверы в Северной Франции, воспевали любовь рыцарей к их дамам, в королевских дворцах и феодальных замках всегда были свои такие поэты.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 840; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.145.41 (0.008 с.) |