Промышленный переворот в стране изучаемого языка. Социальный вопрос в Европе 19 в. и возможность социального компромисса в индустриальном обществе. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Промышленный переворот в стране изучаемого языка. Социальный вопрос в Европе 19 в. и возможность социального компромисса в индустриальном обществе.



Термин промышленная революция был впервые использован в 1884 г. Арнольдом Тойнби для характеристики изменений в британском обществе в период между 1760 и 1832 гг. Он рассматривал этот процесс как резкий и необратимый поворот, к-й положил конец препятствиям средневекового характера на пути развития промышленности и предпринимательства. Термин подразумевает коренные нововведения в различных областях промышленности, значительное увеличение объёмов производимой продукции и появление т.н. экономики массового производства.1750-1850 гг. связаны с глубинными переменами во всех сферах социальной жизни. В Англии промышленный переворот начинается раньше, чем в других странах. Многие благоприятные предпосылки для экономического роста появляются уже в середине 18 в.: политическая стабильность, протестантизм, увеличение численности населения, нововведения в сельхоз, расширение торговых связей, развитие техники, накопление капитала. Переворот начинается с 60-х годов 18 века и проходит до 20-х годов 19 века. В 1700-1851 населения в Великобритании выросло с 6,7 до 21 миллиона в результате улучшения медицинского обслуживания, больше стало площади сельскохозяйственных угодий. Ещё в 16 в. дворяне-землевладельцы начали использовать пастбища для разведения овец, вытесняя крестьян, к-е обрабатывали эти земли (т.н. огораживания). Сначала хлопчатобумажная промышленность отозвалась на появление массового рынка: начала активно использовать новые технологии, развивать фабричную сеть производства.1й этап. Он начинается с создания машин в хлопчатобумажном производстве. В 1865 г. Харгрив изобрёл прядильную машину Дженни. Почти следом появился прядильный станок Аркрайта, к-й использовал силу не человека, а лошади, воды или пара. Машина Кромптона объединила достоинтства «Дженни» и прочность нити машины Аркрайт - мюль машина (тонкая и прочная нить). К 1800 г. работало 1000 паровых машин. Первым ткацким станком стал летающий челнок Кая, который удвоил производство труда. Бэлл изобрел ситце набивной станок. Эти изобретения резко позволили увеличить производство (бум хлотчатобумажных тканей). Итак, 1770- 1820 гг. производство хлотчатобумажных тканей увеличивается в 16 раз. Однако дальнейшее применение машин было ограничено двигательной силой.2й этап промышленного переворота – поиск двигательной силы. В 1782 г. лаборант Глазговского университета Д.Уатт изобрел универсальный тепловой двигатель. В 1800 г. в Англии насчитывалось 320 паровых машин, то в 1826 г. – 15 тысяч паровых машин. Широкое применение машин вызывает увеличение потребностей в металле, но выплавка чугуна на древесном угле не дает возможность увеличивать производство. Поэтому 60% Англии потребности в металле покрываются за счет импорта. В 1784 г. Генри Корт сконструировал печь, с к-й было усовершенствовано производство стали. Доменные печи, к-е работали на коксе, заложили основы современной металлургии. В самом начале индустриальной эры экономическое развитие определялось механизацией текстильного производства и использованием каменного угля для получения паровой энергии. На следующем этапе главным фактором стало строительство железных дорог. Новый транспорт благодаря своей скорости и надёжности изменило способ перемещения людей и товаров, стали развиваться торговые и экономические связи между районами Европы. Но железные дороги потребовали бурного роста угледобывающей и сталелитейной промышленности. Паровая машина успешно внедрена в производство, предприняты попытки создать средства передвижения, к-е используют энергию пара. Ричард Тревитик сконструировал безрельсовую паровую повозку, испытал 1ый паровоз массой 5 т, но рельсы того времени не смогли выдержать его. Эпоха железных дорог началась в 1829 г., когда Джордж Стефенсон, к-й ознакомился с использованием рельсовых путей в угольных шахтах Ньюкасла, создал паровоз Ракета. В 1830 г. начались регулярные пассажирские перевозки с трассы Ливерпуль-Манчестер. К 50-м гг сеть железных дорог увеличилась с 152 до 10653 км. Строительство железных дорог стало сферой выгодного вложения капитала: начали создаваться акционерные общества. Промышленная революция изменила характер производственных процессов и повлияла на развитие общества в промышленных государствах. Возникли собственники капитала и наёмные рабочие. Механизация производства вызвала более чёткое разделение труда.3й этап промышленного переворота – переворот в металлургии. Дерби предлагает накачку горячего воздуха и применить негашеную известь к руде, что способствует ускорению доменного процесса. Корт предлагает перевести выплавку чугуна на каменноугольное топливо и с этого момента берет начало история угольной промышленности.4й этап промышленного переворота – производство машин машинами. Здесь большую роль сыграло создание металлорежущих станков. В Англии технические изменения проходят и на транспорте. В 1811 г. создается пароход и постоянные пароходные рейсы, начинается интенсивное строение каналов в Англии. В Англии сооружена первая железная дорога, которая соединила Манчестер и Ливерпуль. В Англии в 30-х годах начинает действовать международный пароходный рейс, который соединил Ливерпуль и Нью-Йорк.Промышленный переворот в Англии имел глубокие социальные последствия: классовая структура общества, образуется промышленный пролетариат и промышленная буржуазия. Промышленный переворот для английского рабочего класса был ухудшением его благосостояния. Рабочий день длился от 12 до 16 часов, начинает применяться детский и женский труд, что приводит к снижению реальной стоимости рабочей силы. В Англии вспыхивает стихийное рабочее движение, которое было направлено на разрушение машин, первым разбил машину Лудд (луддийское рабочее движение). Оно охватывает целые текстильные районы, оно получает такой размах, что правительство вынуждено издать законы, при которых за разрушение машины была установлена смертная казнь. В 30 – 40-х гг. в Англии проходит организованное рабочее движение, которое выдвигает не только экономические требования, но и политические (выборность в управление), это рабочее движение – Чартистское рабочее движение. В 1840 г. в Англии возникает первая рабочая партия, которая получает название Национальная организация чартистов.Англия первая в мире встает на путь фабричного законодательства. В 1802 г. был издан закон о сокращении рабочего дня детей до 12 часов. Закон 1819 г. запрещал в хлопчатобумажной промышленности использовать детей моложе 9 лет и установил для 9-16 летних детей 12-часовой рабочий день. В 1837 г. закон установил 10-ти часовой рабочий день для женщин и подростковна текстильных фабриках.В итоге промышленность вытеснила сельское хозяйство и стала основным источником национального дохода и главной сферой занятости населения. Промышленный переворот, не смотря на отрицательные стороны и обострения социальных противоречий, был громадным шагом вперед, как для Англии, так и для всего человечества. После него идет быстрая капиталистическая индустрия. Англия переживает экономических подъем, за годы 1800 – 1870 выпуск хлопчатобумажных тканей увеличился в 19 раз, выплавка чугуна в 32 раза, добыча каменного угля увеличилась в 11 раз. По уровню промышленного развития Англия ушла далеко вперед по сравнению с другими странами мира. Доля Англии в мировом промышленном перевороте в 1820 г. равна 50%. На долю Англии приходилась одна треть мирового товарооборота. На английских машинах делали промышленный переворот: Франция, США, Россия. Англия превращается в подлинную мастерскую мира. кроме того, Англия становится крупнейшим финансовым центром, все в больших количествах, вывозя капиталы за границу, особенно в колонии. Крупнейшей колонией Англии была Индия, жемчужина в британской короне.

Процесс индустриализации и урбанизации превратил британскую средневековую систему политического представительства в опасный пережиток. По конституции прав не было не только у большинства рабочих, но и у многих представителей среднего класса. Противникам реформ удавалось несколько десятилетий успешно противостоять силам, требующим радикальных перемен. Опасность реформы в том, что она допускает господство интересов одной группы – такие аргументы – выражение интересов привилегированного меньшинства. Но ухудшение экономической ситуации стимулировало новые радикальные организации, привлекли на сторону рабочих средние классы. Стало формироваться новое правительство вигов во главе с Греем. Он выступил за предоставление избирательных прав мужчинам-домовладельцам, чья собственность приносит не менее 10 фунтов в год ренты. Но палата лордов отклонила законопроект. Это спровоцировало яростные выступления в стране



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 449; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.61.16 (0.003 с.)