Развитие капитализма в промышленности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие капитализма в промышленности



Кустарные промыслы

После отмены крепостного права промышленный переворот в России вступил в решающую стадию. Тем не менее ста ли усиленно развиваться кустарные промыслы, кустарно-ремесленное производство. Дело в том, что расслоение кресты в условиях общины давало рабочую силу не столько для крупной промышленности, сколько именно для промыслов. Община, привязывала крестьянина к деревне — он не мог переселяться в город. В город он мог уйти только на заработки, т. е. время, бросив семью и дом. Там, в городе, многие производства требовали определенной квалификации рабочих, которой у крестьянина не было. Он мог быть только сезонным неквали­фицированным рабочим. Поэтому крестьянину, особенно в ме­стах, удаленных от больших городов и промышленных цент­ров, было удобнее найти заработок в своей деревне. Там, дома, он мог довольствоваться и меньшим заработком.

Народники называли кустарные промыслы народной про­мышленностью, противопоставляя их капитализму. В. И. Ленин вработе "Развитие капитализма в России" доказывал, что народники ошибались, что кустарные промыслы были базой развития капитализма.

С чего начинаются капиталистические отношения в про­мышленности?

Форма промышленности, характерная для феодализма, — ремесло.

Ремесленник работает на заказ потребителя: портной, ко­торый работает на заказ, кузнец, который обслуживает жите­лей своей и соседних деревень. Капиталистических отношений здесь еще нет.

Следующая стадия: ремесло становится массовым, т. е. им занимаются уже не отдельные жители, а значительная часть населения данной местности. Это уже не ремесло, а кустар­ный промысел, хотя каждый кустарь, как и ремесленник, ра­ботает у себя дома, один или с несколькими помощниками. Один ремесленник — это ремесленник, а двести таких же ремес­ленников в одном месте — промысел. Поэтому в названии про­мыслов обязательно указывается место: сапожные промыслы села Кимры, металлические промыслы села Павлова, сундучно-подносный промысел Нижнего Тагила, тульские самоварные промыслы.

С переходом производства на стадию промыслов неизбеж­но появляется скупщик, торговый посредник между произво­дителем и потребителем товара. Сапожники села Кимры не могли работать по заказам соседей или продавать сапоги сосе­дям — соседи сами были сапожниками. Они уже работали на широкий рынок — их продукция расходилась по всей стране. Ездить по стране и самим продавать свои изделия? Расходы на такую поездку явно не оправдаются. Поэтому они вынужде­ны продавать сапоги не потребителям, а скупщику, который и специализируется на сбыте их продукции.

Но скупщик живет за счет торговой прибыли, т. е. эксп­луатирует кустарей. Пока он представляет торговый капитал, но со временем превращается в промышленного капи талиста. Скупщик начинает снабжать кустарей и сыр! потому что на месте массовых промыслов сырья уже недостаточно. Сначала он продает кустарям сырье, а потом покупав них изделия из этого сырья. В стоимость изделий, естественно, входит и стоимость сырья. Поэтому для упрощения расчетов скупщик начинает раздавать сырье, заказывая изделия: этого сырья, и оплачивает кустарям только стоимость работы. Поскольку теперь он платит им заработную плату, он тепе, становится промышленным капиталистом. Так рождается первая стадия капитализма в промышленности — простая капиталистическая кооперация.

Таким образом, кустарные промыслы объединяли несколько стадий развития промышленности — простое товарное производство, простую капиталистическую кооперацию, а при делении труда между кустарями, даже мануфактуру. Так было например, на тульских самоварных промыслах.

Дело кончалось тем, что рост фабричного производства убивал промыслы. Кустарная продукция не могла конкурировать с дешевыми фабричными изделиями. К 90-м гг. большинство кустарных промыслов прекратило существование.

А что после крестьянской реформы происходило в крупной промышленности? Естественно предположить, что ликвидация крепостничества должна была ускорить ее развитее. Однако этого ускорения не наблюдалось. Отрасли, в которых, прежде применялся крепостной труд, в которых господствовала крепостная мануфактура, теперь переживали трудный процесс переходе к наемному труду. Горнозаводская промышленность Урала в первые годы после реформы испытала спад, который сменился очень медленным ростом. Технический уровень уральских заводов был низким, поскольку развитие техники тормозил крепостной труд. Надо было проводить техническую реконструкцию заводов, поскольку теперь главным условием дальнейшего развития был промышленный переворот. Но реконструировать эти заводы было труднее, чем построю, новые: маленькие заводики при речных плотинах не были приспособлены для внедрения новой техники. Да и денег у хозяев для такой реконструкции не было, потому что ликвидация крепостных отношений поставила заводчиков в тяжелое фи­нансовое положение.

Но дело было не только в этом. При освобождении крепо­стные рабочие, как и крестьяне, получали земельные наделы. Правда, не пахотные земли, а покосы и огороды. Точнее — за ними закреплялись те приусадебные хозяйства, которыми они пользовались при крепостном праве. И эти дома и хозяйства привязывали их к прежнему заводу. Такой рабочий не решался бросить свое хозяйство, чтобы поехать на другой завод, где он будет получать более высокую заработную плату, но где жить ему придется в казарме или у кого-нибудь на квартире. Он соглашался работать на "своем" заводе за более низкую плату, потому что она здесь дополнялась доходом от приуса­дебного хозяйства. Бывшие крепостные рабочие оставались экономически прикрепленными к заводам, и хозяева заводов могли платить им пониженную зарплату. А дешевизна тру­да понижала стимул к технической реконструкции.

Положение в российской металлургии стало меняться толь­ко в 80-х гг., когда возникли первые металлургические заводы на юге страны, в Криворожском бассейне.

Отставание старых, бывших крепостных предприятий уси­ливал массовый переход российской промышленности к акцио­нерной форме. Развитому промышленному капитализму соот­ветствует акционерная форма предпринимательства. С разви­тием техники производства, совершенствованием его эконо­мической организации растут оптимальные размеры предприя­тий, а следовательно, и необходимые для них капиталы. Капи­талы чайных предпринимателей оказываются уже недостаточ­ными для строительства заводов, соответствующих требовани­ям времени. А путем продажи акций можно собрать достаточно большой капитал. Но Россия встала на путь капитализма тог­да, когда в передовых странах преимущества акционерной фор­мы стали уже очевидны, поэтому здесь новые предприятия возникали как акционерные. Чтобы привлечь капиталы в акци­онерное общество, его учредители вели усиленную пропаган­ду своего дела через печать. Вокруг самого факта экономической жизни поднимался большой шум. Бывшие крепостные пред­приятия частных владельцев, естественно, оставались в сторо­не от этого: здесь место уже занято. Эти старые предприятия не могли конкурировать с новыми акционерными и все более сдавали свои позиции.

В 90-х гг. в России происходил бурный промышленный подъем. За это десятилетие выпуск промышленной продукции вырос в 2 раза, в том числе выпуск продукции тяжелой промышленности — в 2,5 раза. По отдельным отраслям это выглядело следующим образом.

Добыча каменного угля увеличивалась в 3 раза, добыча нефти — в 2,5 раза. По добыче нефти Россия вышла на первое место в мире. Металлургическая промышленность увеличила выпуск продукции в 3 раза, в том числе на юге производство металла выросло в 7 раз. В эти годы юг решительно обогнал уральскую металлургию и начал давать больше половины черных металлов страны.

По объему промышленного производства к началу XX Россия занимала 5-е место в мире, но лидировала по темпам роста, догоняя самые передовые страны.

Лидировала Россия и по концентрации производства. Здесь на крупных предприятиях, т. е. на предприятиях с числом рабочих свыше 500 человек, было занято около половины вс рабочих, и даже Германия, которая выделялась по концентрации производства среди других стран, отставала по показателю от России.

Рассмотрим основные обстоятельства, которые стимулировали этот подъем и определяли его особенности.

1. Россия была страной молодого капитализма. Она после же других стран перешла к индустриализации, поэтому большинство промышленных предприятий, действовавших к началу XX в., были построены в последние десятилетия. Это были, новые заводы, оснащенные новой техникой, их соответствии, требованиями времени это были крупные акционерные предприятия. В странах старого капитализма большинство предприятий были построены значительно раньше, в первой половине XIX в. Поэтому их оборудование к началу XX в. уже относительно устарело, и были они относительно мелкими.

2. В российскую промышленность хлынул иностранный капитал. Высокие покровительственные пошлины препятствовали ввозу сюда иностранных товаров, но мс было ввезти капитал, построить здесь предприятие и продавать продукцию этого предприятия, естественно, без пошлин. В 1890 г. иностранцам принадлежала 1/3 всех акцио­нерных капиталов в России, в и 1900 г. уже около половины. Основная часть иностранных капиталов вкладывалась в тя­желую промышленность.

Конечно, заводы в России приносили иностранцам огромные прибыли, но иностранный капитал ускорял развитие русской промышленности. Заводы, построенные иностранными предпринимателями, оставались на русской земле, становились органической частью русского хозяйства. В России оставались инженеры и рабочие, обученные па этих заводах. К тому же, иностранные заводы были круп­ными: на экспорт мелкие капиталы не идут.

3. Содействовало подъему и определяло его особеннос­ти и государственное железнодорожное строительство. В 90-х гг. была проложена Великая сибирская магистраль — от Урала до Тихого океана. Строило ее государство. Всего в ру­ках государства было 2/3 железных дорог в России.

По длине железных дорог к началу XX в. Россия заняла 2-е место в мире. Это достижение было, однако, весьма отно­сительным, если учесть территорию. В России на 1000 кв. км приходилось 1,5 км железных дорог, в Англии — 106 км, в Германии — 80 км.

Но строительство железных дорог давало сильный толчок развитию главных отраслей тяжелой промышленности, обес­печивая заказы на металл, уголь, паровозы, т. е. создавая ры­нок сбыта для соответствующих отраслей.

Развитие рынка

Рост производства и рост рынка — две стороны одного процесса. Если росла тяжелая промышленность, значит, уве­личивался ее рынок сбыта. За счет чего?

Прежде всего — за счет развития самой промышленности. Поскольку продукцию тяжелой промышленности составляют средства производства, потребляемые промышленностью, оборудование, металл, топливо и т. п., то своим развитием промышленность сама создает рынок для себя, точнее, для своей части — тяжелой промышленности.

А в России железнодорожное строительство сущее увеличивало этот рынок. Достаточно сказать, что в 90-з. годах железные дороги в среднем потребляли столько же металла, сколько его производили металлургические заводы России.

Рынок легкой промышленности, т. е. товаров натурального потребления, тоже увеличивался с развитием самой промышленности. Развитие промышленности означало увеличение количества рабочих, а рабочие, в отличие от крестьян, не натурального хозяйства, а все, необходимое для потребления вынуждены были покупать. Когда крестьянин становился рабочим, он тем самым становился покупателем. Вторым фактор увеличения рынка продукции легкой промышленности промышленный переворот. В результате переворота падали ц промышленных товаров, и фабричный ситец вытеснял тканое полотно. Наконец, с ростом товарности сельского хозяйства деревня больше продавала своих продуктов и соответственно больше покупала промышленных товаров. И вед рынок предметов потребления расширялся медленнее, потому что он рос только естественным образом; здесь не было та, го дополнительного фактора, как строительство железных дорогах и льготные казенные заказы.

Но железные дороги увеличивали рынок не только что сами поглощали промышленную продукцию. Они увели чивали рынок "вширь", территориально, присоединяя к не далекие окраины. До железных дорог хлопчатобумажные фабрики России не могли использовать среднеазиатский хлопок. Хлопок — дешевый и емкий товар. Перевозка этого сырья лошадях из Средней Азии в район Москвы повышала бы стоимость в несколько раз. Сельское хозяйство Сибири до строительства железных дорог могло быть только натуральным потому что везти оттуда зерно обозами в промышленные р. оны европейской России также было нерентабельно. Это такой ценный товар, как меха, стоимость которых от перевозки практически не увеличивалась. Только железные до превратили страну в единый рынок сельскохозяйственной продукции, завершив формирование всероссийского рынка.

Правительство активно защищало внутренний рынок стра­ны от иностранных товаров, содействуя развитию русской про­мышленности. В это время действовал высокий покровитель­ственный тариф: пошлины в среднем составляли 33% от сто­имости ввозимых товаров.

Из-за этого доходы российских фабрикантов доходили до 30—40% годовых, т. е. были в 2—3 раза выше, чем за границей, что было дополнительной причиной усиленного притока иностранных капиталов в российскую промышленность.

Анализ внешней торговли этого времени показывает, что Россия оставалась аграрной страной, вывозившей сельскохо­зяйственную продукцию и ввозившей промышленные товары. Первое место в составе экспорта по-прежнему занимал хлеб. На второе место выдвинулся лес, третье занимал лен, чет­вертое — семена масличных культур. Промышленные товары составляли всего 3—4% экспорта, причем основная их часть вывозилась в пограничные страны Азии.

Первые места среди вывозимых товаров занимали нефть и сахар. Нефть — потому что Россия давала половину мировой добычи, сахар — потому что в России действовал синдикат сахарозаводчиков. Помещичий синдикат, потому что сахарная промышленность была в руках помещиков, специализировав­шихся на производстве сахарной свеклы. Синдикат устанавли­вал цены и определял, какую долю своей продукции каждый из них может продать в России. Сахар сверх этой нормы завод­чики были должны вывозить за границу. Впрочем, они и в этом случае не проигрывали: правительство установило за вывоз сахара высокие премии. В результате, русский сахар в Лондо­не стоил втрое дешевле, чем в России

Первое место в составе импорта теперь занимали маши­ны. Хлопок отошел на второе место; русская промышлен­ность стала ориентироваться на свой, среднеазиатский хло­пок. Третье место принадлежало импорту металла. Таким образом, Россия ввозила преимущественно товары промыш­ленного потребления, а это значит, что спрос на товары на­родного потребления обеспечивала отечественная промышлен­ность.


Глава 6



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 228; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.195.47.227 (0.031 с.)