Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Монополии и государственное регулирование

Поиск

До Первой мировой войны, как уже отмечалось, Англия отставала от других стран по концентрации производства и образованию монополий. Однако в военные годы, когда выгоднейшие государственные заказы получали самые крупные фирмы, а также в годы межвоенных кризисов и депрессии когда мелкие и слабые фирмы неуклонно разорялись, процесс монополизации промышленности Англии успешно завершился. В начале 80-х гг. из 5 крупнейших монополий мира 3 были американскими и 2 английскими: "Ройял Датч Шелл" и "Бритиш Петролеум" (обе нефтяные). Ни одна монополия ФРГ Японии не входит в состав этой первой пятерки,

Среди остальных корпораций заслуживает внимания концерн "Юнилевер" — крупнейшая пищевая монополиями. Этот концерн на своих предприятиях готовит мыло, маргарин и другие продукты. Именно здесь производится большая часть потребляемого в Европе маргарина. Значительная часть поступает из Африки: пальмовое масло, кокосовые и земляные орехи и другие масличные культуры. Именно там, в Африке, работает половина работающих в концерне. Концерн номинально англо-голландский (как, впрочем, и "Ройял Датч Шелл"), а фактически в нем участвуют многие страны. Он имел свыше 600 дочерних компаний в разных странах.

Из остальных корпораций Англии отметим табачную компанию "БАТ индастриз" и химическую "Империал кемикл индастриз".

Уже из краткого перечня вырисовываются особенное в английских корпораций — их колониальный и международный характер. Из 5 перечисленных компаний 4 использовали сырье бывших колоний. Ведь нефтяные монополии возят значительно раньше, чем в Англии нашли "свою" нефть, для выращивания табака климат Англии не подходит. Из 5 компаний две даже по названию — транснациональные. Фактически транснациональными являются и остальные.

Такими же особенностями отличается и финансовый капитал Англии. В отличие от промышленных корпораций в перв ую пятерку крупнейших банков мира не входит ни один английский, в первую же десятку — два: "Барклейз бэнк" и "Вестминстер бэнк". Но "большая четверка" английских бак имеет больше заграничных филиалов, чем банки других

Государственное регулирование хозяйства в Англии развивалось несколько иначе, чем в США. Как и в США, первым толчком стал кризис 1929—1933 гг. Государство в эти годы принимало антикризисные меры и для этого создавались специальные государственные органы. Но в Англии была и еще одна форма — организация смешанна государственно-капиталис­тических компаний, т. е. компании с участием государственно­го капитала, действующих под государственным контролем. Такую смешанную форму получило производство и распреде­ление электроэнергии, радиовещание (Би-Би-Си) и некоторые другие отрасли.

Следующим толчком, усилившим тенденции государ­ственного регулирования, стала вторая мировая война. Госу­дарство стимулировало концентрацию промышленности. Военные заказы получали крупнейшие фирмы, чтобы обеспе­чить выполнение этих заказов, государство брало в свои руки распределение сырья, топлива, энергии и обеспечивало всем этим в первую очередь те крупные фирмы, которые выполня­ли военные заказы. Более того, государство ликвидировало некоторые мелкие фирмы или подчиняло их крупным для по­мощи в выполнении военных заказов'

Но полностью государственное регулирование разверну­лось лишь после войны. В 1945 к власти в Англии пришли лейбористы, английская рабочая партия. В своей программе пни провозглашали переход к социализму в Англии путем национализации промышленности.

С 1946 г. по 1951 г. они провел национализацию ряда отрас­лей хозяйства. Были национализированы Английский банк, угольная и газовая промышленность, электростанции, радио и телевидение, железные дороги и другие виды транспорта. В 1967 г., когда лейбористы снова оказались. У власти, была национализи­рована металлургическая промышленность.

При переходе фирм в собственность государства акции акционерам обменивались на облигации государственного зай­ма, приносившие такой же доход как и прежние акции. Точнее, несколько больший, потому что при национализации боль­шинство предприятий оценивалось существенным завыше­нием их стоимости. Облигации можно было продать на бирже, получив капитал в деньгах.

Рассмотрим главные результат этой национализации.

1. Национализированы были преимущественно "старые", малорентабельные отрасли. Выкупая их государство прини­мало на себя расходы по содержанию этих важных для хозяй­ства отраслей, а бывшим их хозяевам предоставляло возможность на полученный выкуп осваивать перспективные "новые" отрасли.

Национализированные отрасли, особенно угольная и металлургическая промышленность, нуждались в реконструкции. Прежним владельцам такая реконструкция была непосильна, а именно потому, что они не обеспечивали достаточно высоких прибылей. Теперь государство провело их реконструкцию за счет государственного бюджета.

2. В руки государства перешли главным, образом те отрасли, которые обслуживают остальное хозяйство, обеспечи­вают его топливом, энергией, металлом, перевозками. После национализации они стали предоставлять частному сектору, энергию, транспорт и сырье по сниженным ценам, часто по ценам ниже себестоимости. Таким образом, за счет государства расходы корпорации снизились, доходы увеличились и положение упрочилось.

Однако экономически государственный сектор оказался малоэффективным. Он требовал больших расходов на содержание. Государственное хозяйство управлялось преимуществен­но административными методами, недостатки которых нам: хорошо известны. Поэтому каждый раз, когда консерваторы возвращались к власти, они предпринимали действия по дена ционализации.

В 80-х гг. правительство М. Тэтчер приватизировало ряд фирм. В национализированные отрасли, которые до этого были монополией государства, был допущен частный сектор. Были уменьшены государственные инвестиции в хозяйство. Проводились меры по ограничению государственного регулирования, в какой-то степени близкие "рейганомике". Однако эти меры лишь немного сократили государственный сектор хозяйства. В эти годы усиленно приватизировались предприятия коммунальных услуг и жилые дома, свыше миллиона англичан купили у государства дома, и теперь 65% населения владело собственным жильем.

В ходе приватизации преимущественным правом при покупке акций пользовались работники приватизируемых фирма. В результате за годы правления М. Тэтчер число акционер выросло с 7% до 25% взрослого населения страны.

К настоящему времени вес государства в хозяйстве страны определяется следующими величинами. В государственном секторе производится около 20% промышленной продукции Англии. Через государственный бюджет проходит до 40% ва­лового национального продукта. Очевидно, что в Англии, как и в США, именно государственный бюджет, а по государствен­ный сектор, является главным инструментом государствен­ного регулирования хозяйства.

В сфере этого регулирования находится и сельское хо­зяйство. Выше говорилось, что к началу Первой мировой вой­ны сельское хозяйство Англии свелось преимущественно к пригородному, а 2/3 потребляемого продовольствия поступало из-за границы. Во время Первой мировой войны, когда Герма­ния топила суда, которые шли с продовольствием в Англию, в стране возник продовольственный дефицит и сельскохозяй­ственное производство расширилась. После войны потребнос­ти в "домашних" продуктах снизились. Но ситуация повтори­лась в период Второй мировой войны. И после этой войны го­сударство стало искусственными мерами поддерживать фер­меров. Оно стало покрывать около четверти их производст­венных расходов: скупало их продукцию по гарантированным твердым ценам, платило премии за повышение урожайности, продуктивности животноводства и другие достижения. В ре­зультате с начала 50-х по начало 80-х гг. сельскохозяйствен­ное производство Англии выросло более чем втрое, и свыше 60% потребляемого продовольствия Англия стала производить сама.

Правда, со вступлением Англии в "Общий рынок" перед ее сельским хозяйством встали новые трудности. Сельскохо­зяйственная продукция Англии дороже аналогичной продук­ции партнеров по "Общему рынку", поэтому при объединении рынков сельскохозяйственной продукции она оказывается не­конкурентоспособной, и требуются дополнительные государ­ственные ассигнования в помощь фермерам. Это порождает конфликты Англии с партнерами по "Общему рынку".

Внешнеэкономические связи

До Первой мировой войны Англия была крупнейшей тор­говой державой мира. Внешняя торговля для нее имела особое значение, потому что из-за границы она получала 90% необходимого сырья, 70% продовольствия, а треть ее промышлен­ной продукции предназначалась для экспорта. Но после войны она теряла позиции на мировых рынках. Ее доля в мировом капиталистическом экспорте резко сократилась.

Чтобы укрепить свои позиции во внешней торговле, анг­лийское правительство организует экономические союзы, со­здавая привилегированные рынки для сбыта английских това­ров.

В 1931 г. был организован "стерлинговый блок", который объединял Англию с ее колониальной империей, Голландию, Скандинавские страны, Португалию. Эти страны договорились при торговле между собой расплачиваться фунтами стерлин­гов, тогда как остальной мир уже торговал за доллары. Таким образом, друг с другом этим странам торговать было легче, чем с остальным миром.

В 1932 г. была введена имперская система префе­ренциальных (предпочтительных) тарифов: страны Британс­кой империи снижали пошлины при торговле между собой, а на товары других стран пошлины повышались. Таким образом, в 30-х гг. возникают "полузакрытые" рынки, где преимуще­ством пользовались английские товары.

После войны доля Англии в мировой торговле продолжала падать. Она сократилась до 6% мирового капиталистического экспорта к началу 90-х гг. Сначала Англия пыталась прово­дить прежнюю внешнеэкономическую политику, создавая вне­шние заповедники для сбыта своих товаров. В конце 50-х гг. в противовес "Общему рынку" она организовала "зону свобод­ной торговли" из 7 стран. Кроме Англии, в этот торговый союз вошли Норвегия, Швеция, Дания, Австрия, Швейцария и Португалия — главным образом страны прежнего "стерлин­гового блока". В торговле между собой эти страны снижали пошлины, обеспечивали преимущества товарам партнеров по союзу.

Распалась Британская империя. Английские колонии ста­ли независимыми государствами. Потеря колоний была таким ударом по английской экономике, что, казалось, Англия уже не оправится от потери. Но шок прошел. Английские дипломаты добились сохранения связей с бывшими колониями. Британская империя стала Британским Содружеством. Страны Содружества по-прежнему входили в стерлинговую зону, сохраняли предпочтительные тарифы (т. е. пониженные пошлины при торговле между собой), были связаны экономическими со­глашениями с Англией. Сохранению позиций Англии и ее вли­янию в странах Содружества способствовало и то, что в этих странах были крупные английские капиталовложения (т. е. круп­нейшие хозяйственные объекты оставались в собственности ан­гличан), и то, что за время колониального господства Англии экономика этих стран развивалась как придаток к английской экономике, что затрудняло экономические связи с остальным миром.

Но и это уже не спасало. Страны Содружества теперь по­глощали меньше 30% британского экспорта, потому что осво­бодившиеся страны предпочитали покупать товары Японии, ФРГ и США. Больше половины британского экспорта теперь шло в индустриальные страны.

Это и явилось основной причиной резкого изменения внеш­неэкономической ориентации: в начале 70-х годов Англия, от­казавшись от прежних связей, вступила в "Общий рынок". Правительство надеялось, что таким образом Англия сможет занять более выгодные позиции в международном разделении труда, увеличить сбыт продукции в индустриальные, страны, стать полноправным членом "Единой Европы".

Ныне хозяйство Англии все более интегрируется в миро­вое сообщество, в котором и она нашла достойное место.


Глава 3



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 188; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.16.120 (0.01 с.)