Азиатский способ производства и его разложение 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Азиатский способ производства и его разложение



Китай был одной из древнейших стран азиатского способа производства, и последствия этого пути развития отразился в таких крайностях построения социализма, как "большой скачок" и "культурная революция".

Главный признак азиатского способа — государственной собственность на землю — оставался незыблемым на протяжении почти всей истории Китая. Государственная земля делилась между крестьянами по общинному принципу уравнительного землепользования.

Предполагается, что первоначально это была система "колодезных полей". Так она называлась, потому что схема расположения полей напоминала иероглиф "колодец". Члены шины из 8 семей, кроме обработки своих полей, расположенных по краям, должны были возделывать расположенное центре общее поле, урожай с которого поступал правителю. Каждое поле было площадью в 100 му (6 га), в том числе общее поле. Философ 4 века до н. э. Мэн-Цзы считал это идеальной системой земледелия и относил ее расцвет к начал первого тысячелетия до н. э.

Сам принцип уравнительного землепользования и сочетания обработки своего поля с коллективным возделывание "большого поля" в пользу государства сохранялся в течении многих веков, но постепенно коллективная работа на государственных полях заменялась налогом-рентой и трудовой повинностью. Принцип уравнительного землепользования при этом сохранялся, но теперь земля распределялась в соответствии составом семей. На каждого взрослого мужчину полагалось 80 до 100 му (6,4—6 га) пахотной земли, на женщину или подростка — меньше. Когда крестьянин выходил из трудоспособ­ного возраста, земля у него отбиралась. Кроме того, за семьей закреплялся садово-огородный надел в 20 му. Чаще всего он предназначался для выращивания тутовых деревьев.

За эту гарантированную ему землю крестьянин должен был выполнять три повинности в пользу государства. Во-первых, отдавать часть урожая зерновых с пахотного надела. Во-вто­рых, платить налог шелком или другими тканями. Дело в том, что крестьянин в китайской деревне всегда был наполовину ремесленником, и продукция этого ремесла также шла в рас­поряжение властей. Наконец, в-третьих, крестьянин должен был часть года (обычно 20 дней) выполнять государственную трудовую повинность: строить различные здания, оросительные сооружения, перевозить грузы и т. п.

Государство поощряло земледелие и ткачество. Торговцы же подвергались дискриминации. Так, в IV в. до н. э. законом было установлено, что те, кто производит много зерна и шел­ка, освобождаются от трудовой повинности, а те, кто получа­ет выгоды от торговли, должны быть обращены в рабство.

Государство строго регламентировало занятия крестьян, определяя, выращивать ли им рис или просо, ткать шелковые или иные ткани. Естественно, для всего этого требовался ог­ромный бюрократический аппарат. Чиновники существовали частично за счет жалованья, преимущественно зерном и дру­гими продуктами, получаемыми в виде налога с крестьян. Но, кроме того, они получали и земельные наделы, причем для чиновника каждого ранга полагался участок земля определен­ного размера. При увольнении с государственной службы чи­новник терял эту землю.

Чиновники не обязательно были представителями арис­тократических семей. В Китае существовала система экзаме­нов, лишь сдав которые человек мог занять определенную дол­жность. Экзаменующийся должен был проявить глубокие зна­ния философии, поэзии, не говоря уже о тех сведениях, ко­торые были необходимы для несения службы. Экзамены тор­жественно обставлялись, обеспечивая почет и славу сдавшему их. И если в средневековой Европе воспевались рыцарские доб­лести, то в Китае особым почетом окружались люди, доказав­шие высокий уровень своих знаний. К экзаменам допускались и простолюдины. Это способствовало укреплению центральной власти: император мог быть уверен в преданности людей, пущенных к управлению из низов.

Господствующие позиции государство занимало и в промышленности. В руках государства находились металлургические, шелкоткацкие, фарфоровые, оружейные предприятия; Изготовлялись одежда и обувь, украшения, оружие и доспехи, бумага и многое другое. Этими предприятиями управляли три государственных инспекции, которым подчинялись многочисленные канцелярии. Ряд товаров — руды металлов, уголь, чай — был и объявлен государственной монополией.

Одним из источников рабочей силы этих казенных предприятии было сословие городских ремесленников, которые, как и крестьяне, должны были ежегодно отбывать государственную трудовую повинность в течение 20 дней. Государство не обеспечивало отбывающих повинность питанием — пищу для них должны были готовить члены их семей. Впрочем, как можно понять из китайских источников, и в остальное время ремесленники сдавали в казну свои изделия и существовали преимущественно за счет выдач из казны.

Вторую группу работников казенной промышленности составляли государственные рабы. При выступлениях против верховной власти виновных ждала смертная казнь, а всех родственников — рабство. Дети государственных рабов тоже становились рабами: клеймо раба ставили новорожденным.

Еще один из признаков азиатского способа производства восточная деспотия. Наиболее ярким проявлением ее считается правление императора Цинь Ши-хуанди (III в. до н. э.). Этот император приказал собрать и сжечь все исторические сочи­нения, философские и научные труды, кроме чисто утилитарных и прославляющих его правление. За хранение запре­щенной литературы полагалась смертная казнь, а тех, кто ос­меливался толковать исторические сочинения, говорить преимуществах прежних порядков, полагалось казнить со всеми родственниками. 460 крупнейших ученых того времени был» закопаны в землю живыми. Как и все деспоты, Цинь-Ши боял­ся за свою жизнь и постоянно переезжал из одного дворца в другой (а только за время его правления было построено 700 дворцов). "Того, кто сообщал о его местопребывании, наказывали смертью", — сказано в "Исторических записках" Сыма Цяня.

Но не жестокость отдельных правителей была определя­ющей чертой восточной деспотии, а государственная регламен­тация всех сторон жизни. Как уже сказано, государство опре­деляло, что должен выращивать каждый крестьянин. В фило­софском сочинении VII в. до н. э. "Гуань Цзы" даны советы "мудрому правителю". Он должен приказывать, как "вспахать и прополоть поля и посадить растения; починить каналы и во­досточные рвы; починить кирпичную облицовку домов, чтобы вода стекала" и т. д.

Таковы главные черты китайского варианта азиатского способа производства. Естественно, со временем этот строй стал разлагаться. Дополнительно к государственному рождалось ча­стное землевладение и арендные отношения.

Если чиновники получали землю в соответствии со своим рангом только на время службы, то император, как верхов­ный собственник, мог жаловать земельные владения по свое­му усмотрению. Такие частные владения, естественно, полу­чали родственники или приближенные императора. Существо­вала также практика, согласно которой человек, который ос­ваивал пустоши или не вовлеченные в оборот земли на окраи­нах страны, фактически становился их владельцем.

Кроме того, как и в Японии, здесь шел процесс ростов­щического закабаления крестьян, в результате которого крес­тьянин становился арендатором своего земельного участка.

Развитие частного землевладения в Китае не вело к со­зданию крупных хозяйств. Землевладелец, как правило, не имел своих полей. Его владения обычно состояли из мелких кресть­янских участков, а доход — из натуральной арендной платы.

В первой половине XIX в. на сельского жителя в Китае приходилось всего 2 му (0,125 га) земли. Это аграрное перена­селение вело к массовому разорению крестьян и порождало обширную группу "гостей". Так называли лишившихся своего хозяйства крестьян, которые вынуждены были арендовать зем­лю у крупных землевладельцев и отдавать им за это половину урожая.

И все же господствующее положение в землевладении сохраняло государство. Даже в 1912 г. крестьяне, которые вели хозяйство на государственной земле, составляли 49%, полу­арендаторы — 23%, арендаторы — 28%. Очевидно, полуарен­даторы наполовину тоже вели хозяйство на государственной земле.

Идеалом для крестьянства оставался прежний порядок государственная собственность на землю и уравнительное землепользование. Этот лозунг выдвигался в ходе довольно частых крестьянских восстаний, а иногда и проводился в жизнь

Так, в результате тайпинского восстания в середине XIX в. власть в Китае оказалась в руках революционного правительства. Была установлена "земельная система", которая вводила уравнительное распределение земли по едокам и строгую государственную регламентацию земледелия. Государство должно было определять, где должны выращиваться тутов деревья, сколько следует иметь в хозяйстве свиней и кур. такую регламентацию крестьяне считали правильной.

Одним из трех принципов Сун Ят-сена, которые он провозгласил в 1911 г., была все та же национализация земли уравнительное землепользование.

В отличие от Японии в Китае не проводилась политика изоляции страны от внешнего мира. Но государство искусственно тормозило развитие товарно-денежных отношений, проявлялось в натуральном характере налогообложения, гонениях на торговцев. К тому же именно такая политика пользовалась поддержкой населения. Естественно, это задерживало развитие, и Китай оказался беззащитным перед вторжение капитализма извне.

Это вторжение приобрело особенно драматический характер в период трех "опиумных войн" в XIX в., в результат которых опиум составил 46% импорта Китая, а страна стаз типичной полуколонией. Она была разделена на сферы влияния между империалистическими государствами. Иностранцы теперь были неподсудны китайскому суду, в их руках был флот, войска, полиция. Китайское правительство не имел теперь реальной власти. Поскольку оно прибегло к помог иностранцев для подавления тайпинского восстания, и оказалось в огромном долгу перед ними, то для погашения это» долга даже сбор налогов был передан в руки иностранце К тому же официально правило Китаем в это время маньчжурское правительство, а маньчжур сами китайцы считали вар варами. Поэтому революционная борьба народа была направлена как против колонизаторов, так и против правительства.

Китаю было запрещено вводить пошлины выше 5% цены ввозимого товара, и импорт дешевой фабричной продукции успешно подавлял ростки китайской промышленности.

Как известно, колонизаторы никогда не стремились развивать про­мышленность в колониях, но в существующей в то время в Китае промышленности они заняли господствующее положение. В руках иностранцев были внешняя торговля, железные доро­ги, половина угольной, 40% текстильной промышленности.

А китайская буржуазия в это время состояла из трех час­тей. В привилегированном положении находились компрадоры, т. е. та часть буржуазии, которая практически находилась на службе у иностранного капитала, играя роль агентов-посред­ников. Иностранцам в чужой стране всегда удобнее действо­вать через национальную агентуру.

Вторая, особенно характерная для Китая часть буржуа­зии — бюрократический капитал. Обычно этот термин расшиф­ровывается так: "компрадорский капитал, связанный с госу­дарственной властью". Бюрократический капитал был прямым следствием господствующей роли государства в экономике, Когда в условиях господства иностранцев государственная власть стала разрушаться, то достояние государства постепенно станови­лось достоянием людей, занимавших высшие государственные посты. Это и был бюрократический капитал.

Наконец, последняя часть — национальная буржуазия, не связанная с иностранным капиталом. Эта часть буржуазии, подавляемая и иностранцами, и компрадорами, составляла в Китае часть революционных сил.

Следствием господства иностранцев было крайне не­рациональное размещение промышленности. 3/4 всей промыш­ленности находилось в северо-восточных прибрежных районах. Только в одном Шанхае размещалась половина легкой про­мышленности. В большинстве районов Китая промышленности совсем не было. Потребности населения, как и прежде, удов­летворялись кустарно-ремесленным и домашним производством. Вспомним, что китайский крестьянин был наполовину ремес­ленником.

§ 2. Революционные преобразования и "большой скачок"

Китайская революция против иностранного и бюрок­ратического капитала продолжалась 25 лет, с 1924 по 1949 г., и состояла из трех гражданских войн и национально-освободительной войны против Японии. Закончилась она про­возглашением в 1949 г. Китайской Народной Республики.

25 лет в Китае не прекращались военные действия, и это конечно, привело к определенным хозяйственным разрушениям. К 1949 г. промышленное производство сократилось вдвое по сравнению с довоенным уровнем, а сельскохозяйственное производство — на 30—40%. Крайней степени достигла инфляция. На 100 юаней в 1937 г. можно было купить двух коров, в 1943 г. — курицу, в 1946 г. — яйцо, а в 1948 г. — ничего, даже коробка спичек.

И все же такой упадок кажется не столь большим — за 25 лет войны. Но нужно учитывать особенности Китая. Ведь от войны страдают крупные предприятия, а не преобладавшее здесь кустарно-ремесленное производство. К тому же эта война имела средневековый характер: она состояла из отдельных сражений и походов, а единого фронта не было.

Поэтому и задача восстановления хозяйства была выполнена за короткий срок — с 1949 по 1952 г.

Первоначально преобразования в экономике, которые должны были ликвидировать прежние порядки и открыть путь к строительству социализма, не отличались особым радикализмом.

Согласно закону об аграрной реформе, который был проведен в жизнь в 1950—1952 гг., у помещиков (так было принято называть всех крупных землевладельцев, главным источником доходов которых была арендная плата) были конфискованы земли, скот и инвентарь сверх определенной нормы — имбыли оставлены участки земли в размерах крестьянского надела. Конфискованные земли распределялись между крестьянами в собственность.

В результате реформы каждый крестьянин стал собственником участка земли размером от 1 до 3 му (1 му = 1/16 га). Считалось, что такой участок обеспечивает прожиточный ми­нимум крестьянской семьи. Шесть соток.

Национализация промышленности была неполной. Были! национализированы только предприятия иностранцев и бюро­кратического капитала. У национальной буржуазии предприя­тия оставались. Был намечен путь их перерастания в социалис­тические через стадию госкапитализма.

В 1955 г. началось преобразование капиталистических предприятий в смешанные государственно-капиталистические. Капиталисты должны были получать 25% прибыли. Это называ­лось принципом "четырем лошадям по мерке овса": четверть прибыли шла государству, четверть вкладывалась в производ­ство, четверть выделялась для улучшения положения рабочих.

Позже порядок был изменен: капиталисты стали получать 5—7% от вложенного капитала и одновременно превращались в государственных служащих, получающих зарплату. Со вре­менем выплата процентов на капитал должна была прекратиться.

На дальнейшем преобразовании хозяйства отразились как пережитки азиатского способа производства, так и общая эко­номическая отсталость. Даже к 60-м гг. кустари продолжали играть ведущую роль в промышленном производстве, только 14% населения проживало в городах, а рабочие и служащие составляли 7% населения.

Кооперирование крестьянства сначала стали проводить тем путем, который был уже испытан в странах Восточной Европы. Было образовано три ступени кооперативов. Сначала крестья­не объединялись в группы трудовой взаимопомощи, в которых сохранялась частная собственность на землю и инвентарь, а объединялся только труд. Затем они переходили к кооперати­вам полусоциалистического типа, где объединялись средства производства и лишь часть доходов распределялась по труду. Наконец, в кооперативах социалистического типа уже весь доход распределялся по труду. Кооперирование в этих формах было закончено в 1957 г.

Индустриализация началась в первой пятилетке (1953— 1957 гг.). За годы пятилетки промышленное производство вы­росло в 2,4 раза. Были построены Аньшаньский металлурги­ческий комбинат, заводы тяжелого машиностроения, автомо­бильные, тракторные. Только силами Советского Союза в Ки­тае было построено 170 предприятий,

Но сельскохозяйственное производство выросло только на 25%. Слабо развивалась и легкая промышленность. Напри­мер, кожаной обуви в 1957 г. была выпущена только одна пара на 26 человек.

В 1958 г. относительно умеренный курс экономического развития был заменен курсом "трех красных знамен — гене­ральной линии, большого скачка и народных коммун". Задачи, на решение которых первоначально отводилось более трех пятилеток, было решено выполнить за несколько лет. За вторую пятилетку (1958—1962 гг.) было намечено увеличить промышленное производство в 6,5 раза, а сельскохозяйственное — в 2,5 раза.

Китайские руководители заявили, что "решающим фактором развития экономики является человек, а не материальные средства": используя людские силы многомиллионного китайского народа, можно не учитывать законы экономического развития.

Одной из особенностей азиатского способа производства Китае было то, что крестьянин был и ремесленником. Если промежутки между сезонными полевыми работами заставлю крестьян изготовлять промышленную продукцию, можно биться скачкообразного увеличения промышленного производства.

Но для этого надо было подчинить крестьян строгой дис­циплине и государственной регламентации. Поэтому началась организация "народных коммун".

"Народная коммуна" — это хозяйственное объединение одновременно административный район. Довольно большой: о; коммуну составляли в среднем 30 кооперативов. В состав ком­муны включались и промышленные предприятия, и районная администрация (коммуна управлялась государством), и воен­ная часть. Как и в наших коммунах периода "военного коммунизма", здесь Объединялось все имущество крестьян, а доходы делились поровну.

Предполагалось, что именно такое объединение позволяло наиболее рационально использовать труд людей. Задача облегчалась тем, что китайцы издавна привыкли относиться с пиететом к государству: ведь именно государство насаждало уравнительное землепользование, ограничивало крупных землевладельцев.

Материальная заинтересованность в коммуне была заменена военной дисциплиной — даже на работу стали ходить строем. Это дополнялось массовыми кампаниями, последствия которых оказывались обычно весьма плачевными.

Все население было брошено на уничтожение воробье (чтобы сохранить от них посевы), а в результате расплодились вредители сельского хозяйства — насекомые. Было предписано повсеместно строить маленькие оросительные системы, результатом стали засоление и размыв почвы, потому что научные знания, в том числе по мелиорации, не учитывались.

Неземледельческие загрузки крестьян отвлекали силы от земледелия, а военная дисциплина не могла заменить матери­альную заинтересованность. К тому же в Китае — крайне низ­кий уровень техники сельского хозяйства: механическим пу­тем обрабатывалось всего 6—7% пашни. Ручная же работа тре­бовала особой тщательности и повышения трудовых затрат. В результате посевные площади сократились, обработка зем­ли ухудшилась. В 1958 г. было объявлено, что собран невидан­ный урожай — 375 млн. т зерна. Потом оказалось, что не со­брано и половины этого количества. За следующие годы дан­ные о сельскохозяйственной продукции не публиковались, но известно, что урожаи несколько лет понижались. Нормы вы­дачи продовольствия сократились (в Шанхае — до 11 фунтов зерна в месяц). В печати появились рекомендации употреблять в пищу "плоды ивы" ("очень богатые витаминами"), "неядови­тый высокопитательный планктон", называемый "красным чер­вяком", якобы заменяющий свинину и яйца.

В промышленности тоже отказались от использования на­учных знаний и профессионализма. Предприятия получали пла­новые задания, на порядок превышавшие их возможности. Тех китайских и особенно советских специалистов, которые ука­зывали, что производственные мощности имеют предел своих возможностей, называли "пределыциками". Промышленность не могла выдержать намеченных темпов и вместо увеличения стала сокращать выпуск продукции.

Когда выяснилось, что промышленность не может выпол­нить заданий, вспомнили о кустарных традициях крестьян­ства. Поскольку металлургические заводы, как оказалось, все же действительно имели предел возможностей, было решено, чтобы народ сам плавил металл в примитивных печах. Такие печи сооружали в каждой коммуне. А так как угля на местах не было, в качестве топлива подчас употребляли деревенские изгороди и обломки мебели. Люди, которые руководили этим делом, имели весьма отдаленное представление о технологии металлургического производства. В результате весь металл оказался негодным. Это были спекшиеся комья руды и угля, которые не годились и в переплавку.

В результате за вторую пятилетку промышленное произ­водство сократилось приблизительно вдвое. Нормированное снабжение населения еще уменьшилось. В 1961 г. талоны выдавали только на 80—90 см хлопчатобумажной ткани или изделия из нее.

После провала "большого скачка" начался период "вырав­нивания": чтобы остановить дальнейшее падение, основные, силы были переключены на сельское хозяйство и легкую промышленность.

В сельском хозяйстве перешли от народных коммун к "производственным бригадам". Такая бригада, впрочем, формально оставалась частью коммуны, но получала большую состоятельность. Она состояла из 20—30 семей, во главе ее стоял выборный из крестьян. Крестьянам снова было разрешено иметь приусадебные хозяйства.

Основа экономического курса этого периода заключалась в сокращении расходов на народное потребление, получая почти бесплатный труд. Был выдвинут лозунг самообеспечения: люди должны работать практически бесплатно, а в свободное от работы время заниматься самообеспечением, т. е. добывать необходимые средства существования, ведя натуральное хо­зяйство.

Усиленно пропагандировался "дух Дацина" — имелся в виду отказ рабочих нефтепромыслов Дацина от денежной оп­латы труда. Газета "Женьминь Жибао" призывала трудящихся быть "тупыми буйволами", подобными очень неприхотливой, не нуждающейся в уходе тыкве, которую в народе называют "дурой".

Таким образом, предполагалось два уровня экономического развития.

1) Архаичное натуральное хозяйство, за счет которого должны жить сами китайские трудящиеся, самообеспечение, крайне низкий прожиточный уровень.

2) Государственное хозяйство, которое должно развиваться не столько за счет крупных капиталовложений, сколько за счет почти бесплатного труда, "человеческих капиталовложе­ний". Естественно, это производство ориентируется не на внут­ренний рынок, а на экспорт и государственное потребление.

И все же экономические потребности заставляли отходить от этой схемы. К середине 70-х гг. стал снова признаваться прин­цип оплаты по труду. Крестьянам разрешено продавать на рынке продукцию приусадебных хозяйств. Кое-где в руковод­стве хозяйством восстановлены компетентные люди. Как о большом достижении, например, сообщалось, что на Аныианьском металлургическом комбинате были сняты с руководящих по­стов люди, которые не представляли, что такое электромо­тор и не могли отличить сталь от чугуна.

В результате экспериментов в земледелии посевные пло­щади сократились. Продовольствие распределялось по карточ­кам, по очень ограниченным нормам. В месяц человек получал по талонам 15 кг зерновых (муки и крупы). В Пекине это в основном мука и рис, в провинции — "зерновые второй катего­рии" — просо, гаолян, кукуруза. Жители Пекина находились в привилегированном положении, но и в Пекине мяса и молока большинство жителей не получало.

В Китае давно не велось жилищного строительства, по­этому официальная норма жилплощади — 4 кв. м на человека, но фактически приходилось в среднем 1,5 кв. м.

Экономическая реформа

Решение об экономической реформе было принято в 1978 г. В чем заключались особенности китайской реформы?

Во-первых, в том, что если в нашей стране и странах Восточной Европы реформа началась с политических перемен, то в Китае — с экономических. Коммунистическая партия, как и прежде, управляет страной и продолжает курс на строи­тельство социализма, только "с китайской спецификой".

Во-вторых, там не проводилась приватизация. Само слово "приватизация" в Китае имеет отрицательный оттенок. Част­ные, эгоистические интересы не соответствуют менталитету китайцев, сохранившему многое от азиатского способа произ­водства. К тому же слишком свежи были в памяти воспомина­ния о "бюрократическом капитале".

Тем не менее доля государства в валовом национальном продукте сократилась с 70 до 40%, доля занятых в государ­ственном секторе — с 95 до 18%. Для сравнения: в России в государственном секторе занята приблизительно треть людей. Государственные расходы уменьшились с 36 до 13% от вало­вого национального продукта.

В-третьих, там сохраняется административное планиро­вание, а рынок должен только дополнять государственные планы. Государство планирует производство важнейших видов промышленной продукции и устанавливает цены на них. Частным торговцам запрещено делать оптовые закупки важнейших сельскохозяйственных культур. Они закупаются государством по установленным государственным ценам.

Реформа началась с сельского хозяйства, сразу охватив подавляющую массу населения. Главной формой стал семейный подряд. Крестьянин получает в подряд участок земли, среднем 0,5 га на двор. Этот участок закрепляется за ним на 50 лет. Одновременно с государством заключается контракт поставку определенного количества продукции (как уже сказано, по государственным закупочным ценам). Остальной частью продукции крестьянин распоряжается по своему усмотре­нию.

Было учтено и то обстоятельство, что китайский крестьянин с древности занимался и ремеслом. В деревнях стал создаваться "поселковые предприятия", где трудились крес­тьяне. Естественно, эти предприятия действовали на рыночной основе. Больше половины валового дохода деревни теперь ста­ли давать эти предприятия. К концу 80-х гг. они производили! 20% промышленной продукции Китая.

Переход к семейному подряду позволил накормить и одеть население. Сборы зерна выросли с 1979 по 1984 г. с 300 400 млн. т на душу населения — с 300 до 400 кг в год. Доходы крестьян за это время увеличились втрое. По оценкам специалистов, это был самый большой рост благосостояния народадостигнутый за столь короткий срок.

Как уже сказано, переход к подряду позволил не только накормить, но и одеть население. "Поселковые предприятия выпускали товары народного потребления, а кроме того, повышение доходов крестьян увеличивало рынок и для городе кой промышленности. Если к началу реформы легкая промышленность выпускала продукции вдвое меньше, чем тяжелая, то к 90-м гг. легкая обогнала тяжелую. Начался, форсированны выпуск товаров, которые многие узнали впервые: телевизоров, холодильников, стиральных машин.

Но с 1984 г. рост сельскохозяйственного производства резко замедлился. Снизилось производство зерна, и теперь из-за высоких темпов роста населения его потребление на душу стало уменьшаться. По оценкам специалистов, 40% прироста национального дохода поглощалось увеличением населения. В го­родах снова пришлось ввести талоны на свинину и яйца, а так­же повысить цены на нормированные продукты. Одновремен­но принимались меры для снижения темпов роста населения. За рождение второго ребенка в семье стал взиматься крупный штраф. Как мы видим, даже в этом проявлялся диктат госу­дарства.

Но почему замедлился рост сельскохозяйственного про­изводства?

Во-первых, когда доход крестьянина достигал опре­деленного уровня, начиналось "проедание" накоплений. Крес­тьяне начинали покупать стиральные машины, телевизоры, мотоциклы, вместо глинобитных фанз строили добротные кир­пичные дома.

Во-вторых, рывок в росте сельскохозяйственного произ­водства был достигнут на базе ручного труда. Производитель­ность труда в сельском хозяйстве Китая в 1995 г. составила только 4% от производительности труда в США. Для дальней­шего увеличения нужно повышать технический уровень про­изводства.

Переходя к преобразованиям в промышленности, следует снова отметить сокращение доли государственного сектора, но, как уже сказано, не за счет приватизации, а за счет расшире­ния частного предпринимательства, особенно мелкого. Стре­мительное размножение мелких "поселковых" предприятий, на каждом из которых занято 8—-10 человек, и обеспечил ус­коренный рост промышленного производства. Естественно, тех­ника, а следовательно, и производительность труда здесь до­вольно низкие. В 1995 г. производительность труда в про­мышленности Китая составила 42% от среднего мирового по­казателя.

В крупной промышленности государство сохраняет господ­ствующее положение. В 1996 г. на государственных предприя­тиях было получено 28,5% всей промышленной продукции и было занято 66% рабочих и служащих промышленности. Для повышения экономической эффективности государственных предприятий они переводятся на хозрасчет, сдаются на подряд или в аренду.

Существенную роль в успехах китайской промышленности играет привлечение иностранного капитала. Для этого служат "специальные экономические зоны", где для иностранного капитала созданы особенно благоприятные условия. Иностран­ных предпринимателей сюда привлекает дешевизна рабочей силы: здесь зарплата в 20 раз ниже, чем в США, хоть намного выше, чем в остальных районах Китая. 70—80% иностранных капиталов приходится на долю "хуацяо" — китайцев, которые в свое время эмигрировали из страны и разбогатели на чужби­не. А всего предприятия иностранного капитала дают четверть промышленного экспорта.

За 19 лет реформы валовой внутренний продукт этой страны увеличился в 5,7 раза, а производство ВВП на душу населе­ния — в 4,4 раза. Китай вышел на первое место в мире по производству хлопчатобумажных тканей и цемента, на вто­рое — по выпуску телевизоров и добыче угля, на третье — по производству химических удобрений. Среди стран с низким уровнем экономического развития только Китай достиг таких высоких темпов роста.

И все же не следует преувеличивать достижений Китая. Необходимо учитывать огромные масштабы страны и особен­но — численность населения. Китай вышел на седьмое место в мире по валовому национальному продукту, но по его произ­водству на душу населения он приблизительно на 70-м месте. Личное потребление на душу населения в 1995 г. здесь было в 15 раз меньше, чем в США, в 10 раз меньше, чем в Германии. Телефон и ванна, горячее водоснабжение в жилищах здесь остаются недоступной большинству роскошью, 200 млн кресть­ян продолжают жить без электричества. Телевидение здесь распространилось раньше, чем была достигнута всеобщая грамотность. И к началу 90-х гг. на Китай приходилась четверть всех неграмотных в мире.

Потребительский спрос здесь отстает от роста производства, поэтому в Китае вынуждены планировать снижение темпов роста промышленности.

Впечатляющие экономические успехи этой страны в зна­чительной степени определяются тем, что рост начался с крайне низкого уровня. Этим низким уровнем и особенностями исто­рии объясняются и противоречия современного хозяйства: руч­ной труд и исключительное трудолюбие народа, крошечные хозяйства и сочетание земледелия с промышленностью, стро­ительство социализма и расширение рыночных отношений.


РАЗДЕЛ VШ

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ КОРЕИ:

ДВЕ СТРАНЫ, ОДНА КУЛЬТУРА

Корею правомерно относят к числу древнейших в мире цивилизаций. Согласно новейшим археологическим данным че­ловек проживал на полуострове еще в период палеолита. Тра­диционными занятиями населявших эту территорию племен во время неолита являлись собирательство, охота и рыбная лов­ля.

Возникновение государственности у корейцев связано с Древним Чосоном. Это первое политическое объединение — Чосон (в переводе — Страна утренней свежести) — сформиро­валось примерно в середине I тысячелетия до нашей эры. За­нимавшее довольно обширные территории (северо-запад Ко­рейского полуострова, Ляодунский полуостров, часть северо-восточного Китая), оно стало достаточно развитым рабовла­дельческим государством с системой наследования верховной власти правителя.

Рубеж старого и нового летоисчисления обычно свя­зывается с зарождением и эволюцией феодальных отношений в Корее. Этот период ее истории известен под названием "троецарствия". Раннефеодальные государства Когурё, Пэкче и Сил-ла в течение последующих семи столетий развивались в усло­виях ожесточенной междоусобной борьбы, что проявлялось в постоянных вооруженных столкновениях, в возвышении одно-

Автор раздела — Гладков Игорь Сергеевич, доцент Российской экономи­ческой академии имени Г. В. Плеханова, кандидат экономических наук, доцент. Окончил МГУ им. М. В. Ломоносова (1979 г.). Работал в ряде веду­щих вузов г. Москвы, в КНДР и Республике Корее.

В сферу научных интересов входят проблемы эволюции мирового хозяй­ства, истории экономики и внешнеэкономических связей стран Азии.

Автор свыше 40 научных и учебно-методических трудов и публицистичес­ких статей, в том числе трех учебных пособий.

Так, отражением успешных захватов Когурё новых земель в южном направлении стало перенесение его столицы на юг — с 412 г. она расположилась в Пхеньяне.

Продолжение междоусобных конфликтов ослабило Пэк-че, а позднее и Когурё, приведя к недолговременному усилению государства Силла, которое имело союзнические отношения с Танской династией Китая. Постоянно раздираемое феодальными противоречиями и крестьянскими восстаниями, это государственное образование в IX в. распалось.

Только в начале X в. н. э. проявились тенденции к объединению и централизации власти в рамках государства Корё, давшего нынешнее название страны в европейских языках. Именно в период существования Коре произошло окончательное оформление подразделения корейского общества на классы и сословия. В дальнейшем, с конца XI в., наметилось постепенное ослабление этого государства, что обусловливалось усилением феодальной обособленности и раздробленности, неоднократными нападениями соседних племен, внутренними противоречиями.

В 1392 г. к власти в Корее приходит династия Ли, управлявшая страной вплоть до ее колонизации Японией. Столицейгосударства стал Хансон (Сеул). Основатель династии и его последователи, будучи заинтересованными в централизации феодального государства, осуществили ряд реформ. Так, были проведены реорганизация госаппарата, модернизация армии, восстановление государственной собственности на землю, несколько облегчено положение крестьян и пр. Это привело к некоторому подъему сельскохозяйственного производства ремесел, складыванию внутреннего рынка, росту внешней торговли. Немаловажное значение имело также выдвижение конфуцианства в качестве господствующей идеологии, согласно которой устанавливалось практически полное регламентирова­ние поведения населения страны (строгая иерархия как обще­ственной, так и семейной жизни). С другой стороны, это дало заметный импульс развитию науки и культуры (изобретен национального алфавита, составление исторических хроник географического описания Кореи и т. д.)

В период средневековья страна неоднократно оказывает вооруженное сопротивление иностранным захватчикам, что подтолкнуло правителей Кореи в XVII в. к проведению недальновидной политики изоляции страны. Только в конце XVIII



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 188; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.109.211 (0.073 с.)