Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел VI. Формирование современного хозяйства капиталистических стран

Поиск

в 1914—1990 гг...................…………………………………………........240

Глава 1. Экономические развитие США.............................................240

§ 1. Промышленный подъем 20-х гг. и кризис 1929—1933 гг..................................241

§ 2. "Новый курс" Рузвельта............................................................244

§3. Экономика США в период Второй мировой войны и после нее............245

§ 4. Промышленные корпорации и финансовые группы....................................................248

§ 5. Государственное регулирование хозяйства...........................251

 

Глава 2. Экономическое развитие Англии.......................................254

§ 1. Особенности промышленного развития.....................254

§ 2. Монополии и государственное регулирование.............................255

§ 3. Внешнеэкономические связи................................................259

 

Глава 3. Экономическое развитие Франции..................................262

§ 1. Хозяйство Франции в период между войнами......................262

§ 2. Экономическое развитие Франции после Второй мировой войны....................264

§ 3. Особенности корпораций и финансового капитала Франции................................266

§ 4. Национализация и государственное регулирование хозяйства.............268

 

Глава 4. Экономическое развитие Германии.................................271

§ 1. Экономические последствия Первой мировой войны.........................271

§ 2. Экономика фашистской Германии...................................273

§ 3. Экономическое "чудо" ФРГ и его причины..............................277

§ 4. Корпорации, финансовые группы и государственное регулирование.......279

 

Глава 5. Экономическое развитие Японии......................................282

§ 1. Военный подъем и послевоенные трудности....................282

§ 2. Милитаризация хозяйства накануне и в период Второй мировой войны (1932—1945 гг.)...................................................................................283

§ 3. Социально-экономические преобразования после войны. Реорганизация дзайбацу....285

§ 4. Японское "экономическое чудо" и его причины.................288

§ 5. Внешнеэкономические связи................................................292

 

Раздел VII. Экономическая история Китая.........................294

§ 1. Азиатский способ производства и его разложение..........................294

§ 2. Революционные преобразования и "большой скачок".........................299

§ 3. Экономическая реформа............................................................305

 

Раздел VIII. Экономическое развитие Кореи: страны, одна культура..............................309

Раздел IX. Экономика Союза Советских социалистических Республик......................332

Глава 1. Хозяйство Советского государства в период после Октябрьской революции и

гражданской войны.............................................................................................332

§ 1. Декрет о земле. Социалистическая революция в деревне................333

§ 2. Национализация банков, транспорта и промышленности................................336

§ 3. Предпосылки военного коммунизма..............................341

§ 4. Сельское хозяйство и продразверстка............................342

§ 5. Военный коммунизм в промышленности............345

§ 6. Финансы. План ГОЭЛРО..............................................347

 

Глава 2. Развитие хозяйства страны в годы новой экономической политики..........350

§ 1. Предпосылки нэпа............................................................................350

§ 2. Восстановление сельского хозяйства. Кооперирование крестьянства............352

§ 3. Организационная перестройка и восстановление промышленности.........356

§ 4. Торговля и финансы.......................................................................360

 

Глава 3. Экономика СССР в годы довоенных пятилеток.....................363

§ 1. Социалистическая индустриализация. Проблема накоплений и переход к административным методам......................363

§ 2. Промышленность в годы пятилеток...............................368

§ 3. Коллективизация, сельского хозяйства.......................376

 

Глава 4. Экономика СССР в период Великой Отечественной войны. Восстановление и развитие хозяйства в 1946—1959 гг......................................382

§ 1. Мобилизация и эвакуация промышленности........382

§ 2. Развитие военного производства.....................................385

§ 3. Сельское хозяйство, снабжение населения, финансы.....................................387

§ 4. Восстановление и развитие промышленности в 1946—1959 гг...............390

§ 5. Сельское хозяйство в 1946—1959 гг.............................392

 

Глава 5. Экономическое развитие СССР 60-90-х гг...................................................396

§ 1. Промышленность в годы семилетки и экономическая реформа 1965 г...............................396

§ 2. Сельское хозяйство в годы семилетки и новые задачи.............................400

§ 3. Развитие промышленности в 1966—1990 гг.............................................402

§ 4. Сельское хозяйство в 1966—1990 гг........................................406

 

Глава 6. Экономика СССР и "перестройка".................................411

 

Раздел X. Экономика стран Восточной Европы 1945—1990 гг............................422

Глава 1. Строительство социалистического хозяйства.......................................422

Глава 2. Развитие экономического сотрудничества социалистических стран. Совет Экономической Взаимопомощи................................................431

 

Раздел XI. Экономика России и странВосточной Европы

в период реформ (1991—2000 гг.)................…………………………………...........437

Глава 1. Очерк реформ экономики в России.................................................................437

 

Глава 2. "Переходные" реформы Восточной Европы........................................455

Раздел XII. Особенности экономического развития стран "третьего мира"

(на примере Африки).......................................................................................462

Глава 1. Экономические трудности.........................................................462

Глава 2. Два этапа реформ..............................................................................470

Заключение.................................................................................................................479

Библиография................................................................................................481

 

 


Предисловие

Уважаемый читатель!

Перед вами шестое издание учебника "Экономическая история", авторы которого известные российские ученые — заслуженный деятель науки Российской Федерации, доктор экономических наук, профессор М. В, Конотопов и доктор исторических наук, профессор С И. Сметании.

Нет смысла говорить о востребованности этой книги.

Шестое издание за три с небольшим года — лучшее тому подтверждение.

Обратимся к истокам этой популярности, лучшую характеристику которым дал выдающийся ученый — экономист Ю.Ф. Воробьев в своей статье "Актуальные исследования Российской экономической истории" (Экономическая наука современной России. 2002. № 2).

Профессор Ю. Ф. Воробьев анализирует творчество М. В. Контопова и С. И. Сметанина за много лет. Он отмечает, что особенности социально-экономического развития России наряду с анализом советского Периода ее развития на основе принципиально новых статистических данных нашли отражение в Сметанина и Конотопова. Именно это выгодно отличает их работы от изданий на эту тему других авторов.

Сейчас много говорят о преимуществах "цивилизационного" подхода к истории перед "формационным", к которому более тяготеют М. В. Конотопов и С. И. Сметанин. Не вдаваясь в дискуссию, скажу, что учебник наших авторов помогает познать процесс развития человечества от первобытности до наших дней, причем особое внимание в нем уделено тем регионам, периодам, процессам, которые имели принципиальное значения для изменения экономики мира в целом. Это и дает нам картину развития мировой цивилизации под социально-экономическим углом зрения.

Учебник пользуетсяустойчивой популярностью не только у студентов. Свидетельствотому — заказ института "Открытое общество" ( мегапроект"Пушкинская библиотека"), заказ для библиотек СНГ. Профессор Н. М. Козырева несколько эмоцио­нально пишет: "Я искренне желаю нашим политикам (и не только им) познакомиться с этой книгой, ибо внимательное ее чте­ние подскажет многое необходимое (очевидное, увы, истори­кам экономики) по формированию современных экономических реалий".

Неразрывность связи истории экономики и ее современно­сти — самая характерная черта творчества М. В. Конотопова и С. И. Сметанина.

Особенности России объясняются не какими-то мистичес­кими причинами, а спецификой ее экономического развития. Выявлению этой специфики в основном и посвящены книги и статьи М. В. Конотопова и С. И. Сметанина.

Наконец, чтобы у читателя сложилось более точное пред­ставление об учебнике и его авторах, приведу еще одну цита­ту из статьи Ю. Ф. Воробьева. Анализируя одну из последних монографий М. В. Конотопова и С. И. Сметанина "Из тупика. Экономический опыт мира и путь России", он пишет: "Книга, особенно та ее часть, где дано сравнение частного и общего в экономическом и социальном развитии зарубежья, представля­ет большой интерес не только для отечественного читателя. Анализ исторического опыта и современного состояния зарубе­жья дает целый ряд "тревожных звонков", к которым не грех прислушаться. Особенно ярко это проявилось в сценарии раз­вития событий в США после трагедии 11 сентября 2001 г. На возможность такого хода событий в книге есть практически прямое указание".

Остается добавить только, что я разделяю точку зрения Ю. Ф. Воробьева.

А. С. Щенков,

ректор Государственной академии специалистов

инвестиционной сферы, доктор технических наук, профессор

Посвящается средней школе № 22 г. Иваново


ВВЕДЕНИЕ

Эта книга представляет собой новое обобщение не только исторического опыта мировой экономики, но и всех предшествующих серьезных научных публикаций по этой тематике, которые авторы в той или иной степени опирались, относясь к труду их создателей с безусловным уважением, но порой и критически.

Необходимость подготовки и появления на свет подобных изданий регулярно возникает во всех областях знаний, а особенно в социальных. Не секрет, что общественные науки, а вернее, их официальные представители часто выполняют "политический заказ". И тогда публикуемые работы отражают не объективные данные научных исследований, а линию, проводимую государством или влиятельными социальными группами. Иногда бывает и хуже: учебные или научные публикации политическую линию не только целиком поддерживают, еще и обосновывают а prior, исходя из предпосылки ее разумности и целесообразности.

Исторический опыт доказал, что подобная позиция далеко не всегда верна. Политика Александра Македонского и Тамерлана, Наполеона и Гитлера производила, да и до сих пор производит, огромное впечатление на людей. А вот ее результаты? Одни были кратковременны, другие (их значительно меньше) можно наблюдать и теперь (например, принципы административного деления Франции, заложенные еще Наполеоном I). Нельзя, однако, поддаваться иллюзии, что процесс развития человеческого общества в корне менялся под влиянием его очередных (злых или добрых) гениев. Наоборот, прове­дение той или иной политики диктовалось в исторически значимых периодах объективными условиями существования общества. Прежде всего, экономическими. Именно их, а вернее, динамику изучает и предлагает узнать вам история эконо­мики (она же экономическая история, история народного хозяйства).

В России, в ее высшей шко­ле, экономическая история полу­чила "права гражданства" 110 лет тому назад. Впервые этот курс был прочитан в Ярославском Деми­довском юридическом лицее при подготовке специалистов по фи­нансовому праву.

Чтобы полнее понять, что такое экономическая история, надо отталкиваться от понятия просто истории, с основами которой мы все знакомились в средней школе. Историю долгое время было принято рассматривать в основном как цепь поли­тических событий: рождения и гибели государств, смены дина­стий, революций и войн, народных движений. Но в такой исто­рии сложно было проследить не только процесс, но и основы, причины прогресса человечества, а следовательно, и законы развития.

Если нет законов, то нет и науки. Да, мы знаем, что про­гресс существует, что человечество развивается. Но дело в том, что законы развития человеческого общества (во всяком случае, основные) коренятся не в политических, а в экономи­ческих процессах. Не случайно политические термины — рес­публика, монархия, демократия — появились еще до зарож­дения христианства и употребляются в том же значении до сих пор. А вот условия добычи элементарных средств суще­ствования, а позднее — производства и потребления матери­альных благ меняются непрерывно, вызывая неизбежно и по­литические изменения в обществе. Поэтому экономическое раз­витие составляет основу развития человечества, а экономи­ческая история — основу всей его истории.

Рассматривая любой процесс, прежде всего мы должны обратиться к его истокам. Но изложить полностью и при этом достаточно кратко историю человечества практически невоз­можно. Не потому ли в учебниках и учебных пособиях про­шлых лет по экономической истории хозяйство первобытного общества часто не рассматривалось. Включать такой раздел в нашу книгу мы также не сочли целесообразным. Время перво­бытного общества было скорее не историей, а предысторией развития экономики.

История экономики начинается с появления товара и рыночных отношений, с выделения групп людей, занимающих ведущее положение в процессе производства и обмена, в частности, с появлением людей, которые сами уже не занимаются материальным производством, короче говори, с появлением экономических отношений. Есть тут и другой аспект. История цивилизации начинается с рождения письменности и письменных документов, тогда как первобытное общество мы изучаем лишь по археологическим и этнографическим материалам. В первобытное время экономический механизм человечества только начинал складываться. Человек только учился трудиться совершенствуя свои примитивные орудия, овладевая первыми трудовыми навыками и проходя через первые этапы разделения труда.

Первый период существования человека, палеолит (древнекаменный век), был самым длительным. Он продолжался с 700-600 по 40-е тысячелетие до н. э., т. е. в 14—15 раз дольше, чем все остальное время жизни человеческого общества. В борьбе за существование человек научился добывать огонь, и явилось главным его достижением за тот период. В основном прогресса почти не было: примитивнейшие каменные орудия типа рубила или скребла изготовлялись путем отколов или отщепив на протяжение всего палеолита. Строить жилища людиеще не научились, преимущественно используя для жилья пещеры.

Лишь к концу палеолита были заложены основы человеческого общества: происходил переход от первобытного стада (а стадо — это еще не общество) к матриархальной род общине и на этой основе возникло первое разделение труда. Средства существования люди добывали охотой и собирательством. Но охотой теперь занимались не все, а только мужчины, тогда как женщины собирали плоды, коренья, улиток, насекомых и червяков, а люди пожилые готовили орудия, обрабатывали шкуры. Это было "семейное" разделение труда, хоть семьи пока еще не было.

Почему сначала возник матриархальный род — большая семья, во главе которой стояла женщина? Во-первых, потому что еще не сложился обычай существования обязательных семейных пар, и система родства прослеживалась лишь материнской линии. Во-вторых, собирательство обеспечивало более надежную основу питания. Добыть мамонта удавалось нечасто, это было праздником, а женщины всегда могли насобирать что-нибудь съестное.

Два других периода — мезолит и неолит (среднекаменный и новокаменный века) — вместе охватывают "всего" 36 тысячелетий, с 40-го по 4-е тысячелетие до н. э., но за эти время человечество прошло значительно более длинный путь Основным материалом для орудий по-прежнему служил ка­мень, но теперь эти орудия стали значительно разнообразнее. Массивные рубила дополнялись мелкими микролитами, кото­рые можно было комбинировать с деревом, например при из­готовлении стрел. Был изобретен лук, который позволял охо­титься на птиц и мелких быстрых животных, что сделало охо­ту более надежным источником существования. Люди научи­лись шлифовать и сверлить камень, и в их обиходе появились каменные топоры, песты, ступки, зернотерки. Новым матери­алом для обработки теперь стала глина. Люди научились гото­вить глиняную посуду, строить глинобитные жилища.

"Пещерный" период уходил в прошлое. По берегам рек возникли поселки из глиняных и деревянных жилищ. Это были поселки родовых общин. Родовой строй получил теперь дальнейшее развитие: матриархальный род сменился патриархаль­ным, а группа общин, объединенных родственными связями, стала составлять племя. Чем была вызвана победа патриархаль­ных отношений? Уже появление лука и стрел сделало охоту более стабильным способом добывания пищи, но особо важ­ную роль в совершенствовании общественных отношений сыг­рала "неолитическая революция" — рождение земледелия и скотоводства. Эти новые занятия были делом мужчин.

До "неолитической революции" человек в определенном смысле еще не выделился из животного мира: как и живот­ные, он пользовался имевшейся в природе растительной пи­щей или, подобно хищникам, убивал и ел других животных. Производства как такового не было, потому говорить о тру­де, о производительности труда до "неолитической револю­ции" можно лишь условно. Революция заключалась именно в том, что с появлением земледелия и скотоводства человече­ство перешло от добывающего к производящему хозяйству. И это стало решающей предпосылкой перехода к цивилиза­ции.

Поэтому следующий период, бронзовый век, который начался в 4 тысячелетии до н. э. и продол­жался всего 2—3 тысячелетия, мы не можем полностью отнести к пер­вобытному времени. Это период рождения государства, классов, ци­вилизации.

Само по себе использование меди и бронзы не внесло суще­ственных изменений в способы добывания пищи и средств существования. Из этих мягких и дорогих металлов почти не изготовлялись орудия труда. Бронзовых мотыг не было. Медными и бронзовыми были оружие и украшения. Медь было сложно добывать, и она слишком высоко ценилась, чтобы использовать ее для обиходных вещей.

Но когда человечество овладело основами металлургии, один шаг оставался до появления железных орудий, "железной революции". До этой революции производительность оставалась настолько низкой, что человек не мог производит прибавочного продукта: всю добываемую пищу он сам потреблял.

Конечно, не каждый человек в отдельности, а род, родовая община. Излишков не оставалось. При этом условии не могло быть, классов и эксплуатации: нельзя эксплуатировать человека который съедает все, что производит. С появлением же орудий производительность трудаувеличилась, теперь человек мог производить больше пищи, чем потреблял, т. е. появился прибавочный продукт. Например, когда каменную мотыгу заменил железный плуг, земледелец мог обработать и засеять меньше земли и получить больше зерна.

За счет этого прибавочного продукта теперь могли существовать люди, которые сами пищи не добывали. Их руки и головы были освобождены для других занятий: они могли изготовлять ремесленные изделия, заниматься наукой, искусством, пением этого нового слоя людей прогресс человечества ускорился. Однако для того, чтобы эта новая группа людей могла существовать, необходимо было отобрать прибавочный у тех, кто его производил. А это было возможно лишь при разделении общества на классы и рождении государства.

Почему целые тысячелетия в экономической истории цивилизованное человечество обходилось без железа? Почему община оказалась достаточно устойчивой формой социально-экономической системы и сохранилась и после ликвидации пер­вобытно-общинного строя в рамках азиатского способа произ­водства (в меньшей степени при античном рабовладении) и даже в европейском феодализме? Кроме того, модель соседской общи­ны легла в основу ремесленных цехов, купеческих товариществ, а в России и некоторых других странах ее существование про­длилось до XX столетия. Почему, по каким объективным при­чинам в средние века Россия, по выражению братьев Стругац­ких, "свернула со столбовых дорог цивилизации"?

На эти и многие другие вопросы призвана ответить эта книга. Нельзя понять экономику нашего времени, не зная, как она сложилась, не зная ее истории. Экономика — это процесс, развитие, а современное ее состояние — лишь момент в этом процессе. Каждое экономическое явление наших дней имеет исторические корни: оно возникло в связи с определенными экономическими условиями в прошлом и сохраняет их отпечатки. Программирование развития экономики без понимания истори­ческого процесса ведет к тому, что результат человеческих усилий оказывается не таким, каким ожидался. Этому, кстати, немало примеров в тексте нашей книги.

Древние говорили: "история — учительница жизни". А история экономики — не только основа истории человечества, но и важнейшая часть его экономической теории, в состав которой включаются политическая экономия как совокупность наиболее устоявшихся экономических доктрин и история раз­вития экономической мысли (история экономических уче­ний). Не случайно К. Маркс (Дж. Гелбрейт — один из извест­нейших экономистов нашего века — отмечает, "что любой экономист в той или иной степени — марксист"!), избрав для "Капитала" логический метод исследования в качестве основ­ного, неизбежно возвращается к методу историческому как в познании процесса экономики, так и в анализе ее теорий.

Подготавливая текст книги, предлагаемой вашему внима­нию, авторы придерживались ряда принципов. Во-первых, хро­нологической последовательности изменений, происходивших в мировой экономике. Во-вторых, приоритетности отдельных про­цессов, определенных по времени и географически для эконо­мической истории мира в целом. В-третьих, ограниченности объе­ма книги. В-четвертых, доступности для широкого круга чита­телей, что обусловлено не только стоимостью издания (ценой книги), но и тем, что курс "История экономики" введен сейчас в учебную программу не только экономических, но и значи­тельного числа технических вузов.

Те, кто хочет узнать историю экономики более подробно, могут обратиться к приводимой в конце учебника библиография, из которой, кстати, легко заметить, что при подготовке книги ее авторы опирались не только на результаты предшественников, но и на собственные исследования, а также использовали, доработав, тексты двух ранее изданных своих трудов: "Очерки истории экономики" М., 1993) и "История мировой экономики" (М., 1997).

Автор главы 6 раздела VI — кандидат экономических наук, доцент И. С. Гладков.

Авторы выражают глубокую благодарность за внимательное и доброжелательное отношение к рукописи книги профессорам С. Адвадзе, В. П. Белянскому, Ю. Ф. Воробьеву, Г.П. Журавлевой, А. Н. Марковой и Ф. Ф. Стерликову, доцентам, М. Навашиной О. С. и Л. И. Пермяковой. Особая благодарность А.П. Хазанову.

 

1) Процесс развития человеческого общества в корне ме­нялся под давлением экономических факторов. Проведение той или иной политики диктовалось в исторически значимых пе­риодах объективными условиями существования и развития общества.

2) История экономики — не только основа истории челове­чества, но и важнейшая часть экономической теории.

3) В состав науки экономической теории включаются:

— политическая экономия как совокупность наиболее устоявшихся экономических доктрин;

— история развития экономической мысли, или история экономических учений;

—история экономики.

4) Предметом истории экономики является динамика изменения экономических условий существования общества и закономерности этих изменений.

5) Экономическое развитие составляет основу развития человечества, а экономическая история основу всей его истории.

6) Пока человек проедал все, что производил, ни о ка­кой экономике не могло быть и речи. История экономики начинается с появления прибавочного продукта.

7) История экономики начинается с появления товаров и рыночных отношений, с появления групп людей, занимаю­щих различное положение.


РАЗДЕЛ I



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 207; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.179.30 (0.013 с.)