Переход к поместью и его следствия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Переход к поместью и его следствия



Этот переход был вызван военными потребностями. Чтобы выполнить военные задачи объединения, надо было иметь боль­шое централизованное войско. Старый тип войска, когда каж­дый удельный князь был независим от командующего, и даже каждый боярин имел право отъезда, т. е. право не только от­казаться от участия в походе, но даже перейти на сторону противника, конечно, для этой цели не годился.

Поэтому московский князь на базе своей дружины создал новое большое войско, которое подчинялось только ему. Во­еннослужащие этого войска назывались служилыми дворяна­ми. Служилыми, потому что они находились на службе у кня­зя и были обязаны подчиняться всем его распоряжениям. Дво­рянами — потому что это войско базировалось при дворе кня­зя. Служилые дворяне набирались из разных слоев населения: из посадских людей, из крестьян. Это было время, когда кре­стьянина по его желанию могли "заверстать", т. е. зачислить в дворяне.

Но при феодализме военная служба оплачивается обычно не деньгами, а землей, феодальными владениями. Поэтому дворянам отводят участки земли с крестьянами — поместья. Правда, это практиковалось и прежде: еще киевские князья раздавали членам своей дружины землю. Но бояре Киевской Руси получали землю в вотчинное владение, а московские дво­ряне — в поместное. Вотчина соответствовала западно­европейскому феоду: это была полная наследственная феодаль­ная собственность — земля, полученная "в отца место", т. е. по наследству от отца. Поместье же соответствовало западноев­ропейскому бенефицию, т. е. давалось лишь на время несения военной службы в качестве платы за эту службу. Дворянин для этого "испомещался" на землю, а если он уходил со служ­бы, поместье у него отбиралось.

Величине поместья соот­ветствовали служебные обя­занности: с каждых 100 четвер­тей пахотной земли, т. е. при­близительно с каждых 50 га, государство должно было по­лучить конного воина.

Таким образом, помещики не были собственниками земли. Земля была собственностью государства и использовалась им для содержания армии. А государственная собственность на землюпризнак азиатскго способа производства.

Следует подчеркнуть принципиальное отличие русского дворянства от западноевропейского. Там действовал закон: "Вас­сал моего вассала — не мой вассал". Рядовое рыцарство нахо­дилось в подчинении у крупных феодалов и было их главной силой в борьбе за независимость от короля. Русское дворянство находилось на службе государства, и через поместья го­сударство держало дворян в экономическом подчинении. А имея в своем распоряжении такую силу, русские цари не име­ли нужды в союзе с городами против крупных феодалов, как и европейские короли.

И вот поместье начинает вытеснять вотчину. В середине XVI в. поместные земли составляли половину феодальных делений, а в конце века — подавляющее большинство. В первую очередь государство раздает помещикам "черные земли"» т.е. свободные, с сидящими на них "черносошными", т. е. свободными крестьянами. Затем, по разным причинам и под разными предлогами, государство отбирает земли у вотчинников бояр и передает дворянам. Особенно интенсивно перераспределение земель происходило в годы "опричнины", когда оно сопровождалось массовыми казнями.

И все же земли на дворянскую армию не хватало. В десятнях, списках регистрации служилых дворян, мы встречаем такие записи: такой-то дворянин "худ, не служит, на служ­бу ходит пеш", другой "худ, не служит, и поместья за ним нет, и служить нечем, живет в городе у церкви, стоит дьячком на клиросе", третий "обнищал, волочится меж двор четвертый "мужик, жил у Фролова в дворниках, портной мастеришко".

Прямым следствием перехода к поместью было ухудшение положения крестьян. Прежде крестьяне должны были кормить сравнительно небольшую группу бояр, а теперь вынуждены содержать целую армию.

Число феодалов увеличилось многократно. Теперь уже большинство крестьян попадают в феодальную зависимость. К концу XVI в. в центре Русского государства уже не осталось "черных" земель и черносошных крестьян. "Черные" земли остались только на окраинах — на севере, в приморье, на юге и на востоке, где шла колонизация.

Дворянин обычно имел немного крестьян. В среднем на московского дворянина приходилось 24 крестьянина. Естественно, что мера эксплуатации крестьян здесь была значительно больше, чем у боярина, владевшего многими деревнями. Нужно учитывать, что если дворянину полагалось поместье, то это не значит, что он его непременно получал. Нередко он должен был сам искать землю, и был доволен, закрепляя за собой "пустоши", брошенные деревни на "черных" землях.

Увеличение ренты было столь значительным, что крестьяне стали разоряться и массами уходить от помещиков. Не надо забывать, что крепостного права пока не было, и крестьянин имел право уйти от помещика. Правда, он мог уходить только после "Юрьева дня", т. е. осенью, после уборки урожая. Но крестьянин сам не был заинтересован в том, чтобы оставлять в поле хлеб неубранным.

Садясь на землю помещика, крестьянин заключал с ним "порядную грамоту" (от слова "ряд" — договор; слово "подряд" этого же происхождения) крестьянин обязывался за пользование землей феодала нести феодальные повинности, обычно в виде оброка. Это были феодальные отношения, но феодальная зависимость была добровольной, основанной на договоре.

Идя навстречу желаниям помещиков, правительство в конце XVI в. делает первый шаг по пути закрепощения крестьян. В 1581 г. впервые устанавливаются "заповедные годы" — в годы временного запрещения крестьянского выхода. Это значит, что на определенный срок (обычно на 5 лет) устанавливается крепостное право-Переход к поместью привел к резкому упадку сельского' хозяйства в конце XVI в. Вдвое сокращается средняя запашка крестьянского двора. Происходит запустение деревень. В цент­ральных районах больше половины деревень превратилось в "пустоши" — деревни без жителей. Жители этих деревень раз­бежались на окраины страны, на "черные земли"— на север, на Урал, в южные степи—туда, где еще не было помещиков.

Закрепощение крестьян

Итак, к началу XVII в. основная часть крестьянства нахо­дилась в зависимости от феодалов, но официально крепостно­го права еще не было. И лишь в XVII в. ряд обстоятельств приводит к юридическому установлению крепостного права.

Главной предпосылкой этого был процесс, который при­нято называть "вторым изданием крепостничества". Он про­исходил не только в Германии, но и в других странах Восточ­ной Европы.

В результате втягивания сельского хозяйства в рыночные отношения в странах Западной Европы происходила ликвида­ция крепостного права и коммутации, т. е. вся феодальная рен­та переводилась на деньги. В странах Восточной Европы, в том числе и в России, эта же причина вела к установлению или усилению крепостного права. Почему? В Западной Европе к этому времени власть феодалов уже была подорвана "револю­цией цен" и развитием буржуазных отношений, поэтому в ры­ночные отношения втягивались крестьяне. В России же власть феодалов не была подорвана ни "революцией цен" (которая сюда не докатилась), ни развитием буржуазных отношений (кото­рые только зарождались), поэтому в торговлю здесь втягива­лись сами феодалы. Но для продажи требовалось больше про­дукции, чем для собственного потребления, поэтому феодалы расширяли свою запашку, а следовательно, и барщину, ибо поле господина обрабатывалось барщинным трудом крестьян. Поэтому развитие рыночных отношений и привело в России к официальному установлению крепостного права.

Способствовали установлению крепостничества и другие обстоятельства.

1. Хозяйственная разруха начала XVII в. была про­должением хозяйственного упадка конца XVI в., но теперь она усилилась в результате смуты и польско-шведской интервенции. Центральные районы пришли в такой упадок, что в ряд уездов было заброшено 95% пашни. Только 5% пашни по прежнему засевалось, остальная, по свидетельству источников, "лесом поросла в кол, и в жердь, и в бревно". Опустели не только деревни, но и многие города. В Можайском уезде была пустых дворов 478, населенных крестьянами — 17, в Орловском из 752 крестьянских дворов осталось 51, а из 5875 четвертей пашни — 43 четверти.

Чтобы спастись от голодной смерти, крестьяне просили помощи у феодалов в форме ссуды, а за это подписывали ка бальные грамоты, превращавшие их в крепостных. Если раньше крестьянин платил феодалу оброкплату за пользование» землей, то, подписывая кабальную грамоту, он обязался вы полнить барщину. Барщина была следствием долгового закабаления крестьян. Но барщина, в отличие от оброка, требует крепостной зависимости. И в кабальных грамотах обычной ста­новится формула "крестьянской крепости": крестьянин обязу­ется "за государем своим жить во крестьянах по свой живот безвыходно". Естественно, для закабаленных крестьян уже не существовало права крестьянского выхода.

2. Сближение вотчины и поместья. После смуты на пре­стол был избран первый царь новой династий — Михаил Рома­нов. В первые же годы, чтобы отблагодарить тех, кто помог избранию, и завоевать расположение других, царь роздал много земель. Земли раздавались не в поместья, что было бы платой за службу, а в вотчины, в наследственную собственность. А я чтобы привлечь на свою сторону рядовых дворян, "выслуженные" поместья закреплялись за ними тоже в наследственную! собственность. Поместье считалось "выслуженным", если уже Я несколько поколений его владельцев продолжало службу. Таким образом, вотчина и поместье сблизились по своему Я юридическому статусу. Сглаживалась и разница между боярами и дворянами. Сословие феодалов консолидировалось и Я обособлялось от других слоев общества. Естественно, усиливалась и их власть над крестьянами.

3. Существенное влияние на оформление крепостничества оказал и институт холопства. Именно холопы Я обычно работали при дворе феодала— конюхами, поварами, Я плотниками, приказчиками. А приказчик, естественно, занимал более высокое положение, чем крестьянин. Царские холопы иногда и получали поместья за свою службу. Пашенные холопы вели свое хозяйство и работали на господской пашне, выполняя барщину. Но те холопы, которые жили в деревнях, псе больше сливались с крестьянами, и закон часто уже не делал разницы между холопами и крестьянами. В конечном итоге, эти две группы населения слились в одну — крепостных, крестьян.

В 1649 г. "соборным уложением", т. е. законодательным ак­том высшего законодательного органа России, Земского Собо­ра, было официально установлено крепостное право: зависи­мые от феодалов крестьяне становились их собственностью.

Крестьяне, конечно, сопротивлялись закрепощению. Сре­ди форм этого сопротивления особенно массовый характер приобрело бегство крестьян от помещиков на окраины, на "чер­ные земли". С этим бегством была связана единственная форма прогресса в сельском хозяйстве — рост посевных площадей путем крестьянской колонизации. Посевные площади в цент­ре сокращались, а на окраинах — росли. Прежде всего — на южных окраинах.

Еще в середине XVI в. южная граница государства прохо­дила по Оке, т. е. даже часть нынешней Московской области была за границей. По линии границы пролегала "засечная чер­та": между крепостями по лесам устраивались "засеки" — валы из подрубленных и поваленных друг на друга деревьев. Чтобы преодолеть такую засеку, надо было ее сжечь, а на столб дыма собиралось русское войско.

В XVII в. русская граница ушла далеко на юг, дошла до степей. В эти степи, за границу, в "дикое поле", убегали от помещика крестьяне, распахивали пашню, устраивали дерев­ни. Но граница шла за крестьянами, и новые беглецы убегали еще южнее. Их деревни, расположенные за границей, находи­лись в постоянной опасности. В отличие от Западной Европы городской воздух у нас не делал человека свободным, и ради свободы приходилось рисковать.

На востоке шла колонизация Урала и Сибири. Пра­вительство поощряло ее. К тому же для сибирских служилых и ратных людей требовался хлеб, а везти его из европейской части страны было слишком далеко и дорого. Поэтому отсюда беглых крестьян возвращать помещикам было не принято.

Город, ремесло и промыслы

Я Западной Европе промышленное и торговое предпринимательство рождалось в городах. Горожане, организованные в ремесленные цеха и Купеческие гильдии, под руководством своих выборных органов вели борьбу против феодалов, защищали свои городские вольности. Из третьего сословия, из бюргеров, вырастала городская буржуазия, здесь созревала буржуазная экономика, которая в конечном итоге и разрушила феодализм.

В России не было цехов и гильдий. Во главе городов стояли администраторы, назначенные царем из числа знатных бояр.

Увеличение власти феодалов в городах проявлялось, в частности, в том, что в противоположность "черному" посаду, т. е. части города, населенной свободными горожанами, рос "бело-местный" посад — феодальные владения в городах. Горожане добровольно "закладывались" на феодалов, чтобы не платить разорительные подати.

К середине XVII в. в Москве на "черной" земле было 4 тыс., посадских дворов на белой – 5 тыс. Правда, в середине XVII в. "белый" посад был ликвидирован — все посадское население было объявлено подвластным государству.

Бесправие горожан тормозило развитие ремесла, кото­рое особенно пострадало от монгольского нашествия. Монголы разрушали города, угоняли в плен ремесленников. В период упадка ремесла в противовес ему в России усиленно развива­лись крестьянские промыслы, которые и заняли место ремес­ла. Когда ремесло на время почти перестало существовать, потребность в ремесленных изделиях оставалась, и крестья­нам приходилось самим изготовлять необходимые вещи. Естественно, такие крестьяне-ремесленники стали готовить изде­лия не только для себя, но и по заказам соседей или на прода­жу. Не стоило, например, строить гончарную печь, чтобы из­готовить несколько горшков для своей семьи.

Таким образом, промыслы заняли место ремесла. И когда городское ремесло стало возрождаться, оказалось, что его место было уже занято. В России началась специализация про­мыслов, а не ремесла. К тому же город — большое скопление людей, и ремесленник мог работать на заказ, а на селе жите­лей слишком мало, чтобы обеспечить работой ремесленника.

Поневоле приходилось искать сбыт продукции за пределами узкого мирка.

Специализация промыслов на­чинается в XVI в. и усиливается в XVII в.

Наметилось два главных района металлургических про­мыслов: около Тулы и в районе Онежского озера. Крестьяне добывали болотную руду, плавили ее в примитивных домницах и продавали готовое железо скупщикам. Скупщики везли же­лезо в другие места, где кузнецы готовили из него изделия. Уже тогда стало славиться село Павлове, жители которого в основном занимались изготовлением железных изделий.

Текстильные промыслы развивались в основном вокруг Москвы и Ярославля. Эти районы так и остались вплоть до XX в. основными районами текстильной промышленности. Тка­чество было настолько обычным занятием крестьян, что по­мещики брали холстами и значительную часть оброка. Дешево обходившиеся помещикам ткани вывозились и в Западную Ев­ропу.

Вокруг Ярославля, Вологды, Казани развивались ко­жевенные промыслы, причем некоторые из наших кож — са­фьяны, красная юфть — высоко ценились и за рубежом, со­ставляя важный предмет экспорта.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 199; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.224.124.217 (0.019 с.)