Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование феодализма в Королевстве франков (VI—IX вв.)

Поиск

Рабовладельческий строй погиб вместе с Римской импери­ей. Но феодализм возник не сразу после гибели Рима. Обыч­ное представление о том, что рабовладельческий строй не­посредственно сменяется феодальным, не совсем точно. Чаще феодальный строй происходит от первобытнообщинного. Заво­евавшие Рим народы находились на стадии первобытно-общин­ного строя, и лишь через несколько веков у них возникло клас­совое общество, но уже в форме феодализма. Такова истори­ческая закономерность: если социально-экономическая систе­ма у некоторых народов пришла к логическому концу, отста­вавшие ранее народы не повторяют ее в своем развитии.

Почему мы рассматриваем формирование феодализма именно в Королевстве франков? Потому что они стали преемниками Рима в Западной Европе.

Франки — одно из германских племен. Сначала они жили по берегам Рейна, но в III в. начали свою экспансию и к X в. завоевали центральную часть Западной Европы.

Что из себя представляло общество франков в период завоеваний? Племя франков делилось на общины — марки. Мар­ка — это уже не родовая община, а сельская. Если родовая общинабольшая семья, которая состояла из кровных родственников и вела общее хозяйство, то в марке только земля оставалась в общей, общинной собственности, но и она дели­лась между членами марки, и каждая семья вела свое отдел ь ное хозяйство. А дом, скот и все ос­тальное имущество находились в частной собственности.

Государства пока еще не было. У франков был строй военной демо­кратии, который переживали все на­роды на пороге рождения государ­ства. Верховным органом власти в племени было народное собрание, которое для ведения военных дей­ствий выбирало военного вождя. Такой вождь у древних греков называл­ся басилевсом, у римлян — рексом, у восточных славян — князем, а у франков — королем. Естественно, входе завоеваний власть короля усиливалась, а власть народного собрания сокращалась. Король стал превращаться в независимого от народа монарха, а вмес­те с ним возвышалась военная верхушка — королевские дру­жинники. Они уже не состояли в марках и часто были даже не франками, а галлами, римлянами: королю было выгодно! привлекать на службу людей, не связанных с его народом. Они зависели от милостей короля и не могли ограничивать его власть! от имени народа. Военные-профессионалы и составили правящую верхушку общества, они были поставлены над общинами. Однако появление правящей верхушки — это еще не феодализм. Феодализм начинается с возникновения феодального землевладения.

В ходе завоеваний у франков рядом с общинной собственностью на землю появляется частная — аллод. Для вознаграждения за службу король стал раздавать землю своим дружинникам, а поскольку они не состояли в общинах, землями давалась не в общинную, а в частную собственность. Одна­ко аллод оказался невыгодным для королевской власти: его владелец занимался хозяйством вместо военной службы. Поэтому в VIII в. короли франков вводят новую форму земельного владения — бенефиций.

Бенефиций давался уже не в собственность, а только пользование при условии несения военной службы. Кроме тог бенефиций давался вместе с крестьянами, которые были общины нести феодальные повинности и пользу бенефициария.

Но зачем королю было раздавать землю своим дружинникам? А затем, что за военную службу надо платить, а при неразвитых еще товарно-денежных отношениях пла­тить деньгами было практически невозможно. Поэтому военная служба оплачивалась феодальными владениями, и класс фео­далов рождался как класс военных, причем не только у фран­ков, но и у других народов.

Введение бенефициев было частью военной реформы, которая выдвигала на первый план новый род войска — тяжеловооруженную конницу в рыцарских доспехах. Эта конница ста­ла ядром, основной силой франкского войска, усилила боевую мощь франков и позволила им завершить завоевания. Для службы в такой коннице надо было иметь постоянный и достаточно к большой доход, который освобождал рыцаря от хозяйственных забот. Такой доход он и получал в виде феодальной ренты с живущих в бенефиции крестьян.

Со временем бенефиции стали превращаться из условного и временного владения в наследственную феодальную собствен­ность, т. е. в феод.

Не довольствуясь землями, пожалованными королем, фе­одалы увеличивали свои владения, захватывая новые земли с крестьянами. Но чаще крестьяне сами, добровольно, отдава­лись под власть феодалов. Почему? Потому что феодальная рента и феодальная зависимость освобождали от военной истинности. Военные походы отрывали крестьян от хозяйства, и, чтобы откупиться от участия в них, крестьяне были готовы платить ренту. К середине IX в. процесс закрепления крестьян феодалами был почти закончен. Завершающим актом Феодализации стал закон о том, что каждый свободный франк должен был найти себе сеньора.

Поскольку военная служба строилась на земельной основе, крупный землевладелец должен был являться на службу не один, а с отрядом, соответствующим его земельным владе­ниям. Этот отряд он формировал из военных профессиональных — рыцарей, которым выделял часть земли и крестьян в моих владениях. Эти мелкие рыцари подчинялись уже не королю, а своему непосредственному сюзерену. Да и независимые мелкие феодалы предпочитали иметь мощного покровителя.

Чем больше были владение феодала, тем больше было его войско. Крупный феодал по силе уступал королю, И короли жаться землей. Феодал не мог были вынуждены подтверждать отобрать у крестьянина землю. суверенитет таких феодалов, да иммунитеты —г докумен­ты, по которым феодал в своих владениях заменял короля.

Что из себя представляло хозяйство франков, когда фор­мирование феодализма закаливалось, т. е. в VIII—IX вв.?

Городов как центров ремесла и торговли пока еще не было. Ремесло еще не отделилось от земледелия. Торговля была в зародыше. Поэтому мы должны рассматривать практически, только одну отрасль хозяйства — сельское хозяйство. Задача \ упрощается тем, что хозяйство страны состояло из одинако­вых по характеру и структуре, экономически между собой не связанных феодальных владений. Владения монастырей, епис­копов и даже самого короля принципиально не отличались от остальных феодов.

Однако нужно уточнить, что такое феодализм и фео­дальная собственность на землю, потому что европейский клас­сический феодализм существенно отличался от российского крепостничества. В основе феодальных отношений лежала фе­одальная собственность на землю. А феодальная собственность на землюэто право на получение феодальной ренты с этой земли, т. е. с людей, которые живут на ней, причем ренты фиксированной, т. е. определенной законом или обычаем.

Феодальные отношения предполагали двух собственников земли: феодала, имеющего право на получение ренты, и крес­тьянина, имеющего право распоряжаться землей. Феодал не мог отобрать у крестьянина землю, а крестьянин мог эту землю не только передать по наследству, но и продать, толь­ко к покупателю переходила и обязанность платить ренту. Это, впрочем, не относилось к людям, которые находились в личной зависимости от феодала. Дело в том, что в феодальном обществе сохранялся рабовладельческий уклад. Этих зависимых людей так и называли — рабами (сервами).

Хозяйство феода было натуральным: здесь не про­изводилась продукция для продажи за пределы феода, а все, что потреблялось, производилось внутри феода. Феод эконо­мически не нуждался в остальном мире. Поэтому внутри фео­да дополнительно к сельскому хозяйству работали и ремеслен­ники: кузнецы, плотники, ткачи. Но ремесло не было отделе­но от земледелия: ремесленники из крестьян выполняли зака­лы своих соседей и самого феодала, но не готовили изделий для продажи за пределы феода. И потому быт крестьян и феода­лов пока различался немногим: феодалы ели ту же пищу, что крестьяне, носили такую же одежду домашнего изготовления.

Торговля, как уже было сказано, существовала в за­чаточной форме. Первоначально наиболее безопасным местом для торговли была церковь. Дело в том, что в помещении церкви был "божий мир": здесь нельзя было грабить и убивать, то считалось тягчайшим грехом. Чтобы понять это обстоятель­ство, надо представить условия того времени, когда человек, который оказывался сам по себе, без чьей-либо защиты, тем самым был вне закона. Его можно было безнаказанно огра­нить и даже убить. Особенно соблазнительной и беззащитной добычей был купец, который приезжал с товарами из далеких мест. Но в церкви он был под защитой.

Потом торговля была перенесена на площадь перед церковью, потому что сфера "божьего мира" теперь охватила и эту площадь. Но торговали только в определенное время. На это премия над площадью поднимался флаг, и площадь становилась мастью церкви. Так рождались первые ярмарки.

Подводя итоги пяти столетиям, которые прошли после гибели Рима, мы прежде всего замечаем регресс в экономике и культуре: исчезли города, а с ними развитое ремесло, на­ука, искусство; товарное производство сменилось натураль­ным. Но новые феодальные отношения давали больше воз­можностей для экономического развития.

Зависимый от феодала крестьянин был значительно боль­ше раба заинтересован в результатах своего труда: он вел свое, независимое от феодала хозяйство и если получал больше продуктов, то больше оставалось у него: ведь рента была фик­сированной.

Если в рабовладельческом обществе контингент рабочей силы зависел от войн и захвата плевых, то теперь его обеспечивал естественный прирост населения, и поэтому не в период войны, а в мирное время создавались оптимальные условия для развития хозяйства. Раздавая земли и устанавливая иммунитеты, короли франков под­готовили гибель своего королевства.

В IX в. оно распалось на мелкие государства. Закономерность феодальной раздробленности определялась натуральным ха­рактером хозяйства, когда страна состояла из экономически изолированных небольших районов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 288; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.105.222 (0.009 с.)