Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Процесс первоначального накопления капитала и формирование экономического суверенитета собственника.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ НАКОПЛЕНИЕ КАПИТАЛА (ПНК) - процесс превращения основной массы мелких товаропроизводителей (главным образом крестьян) в наемных рабочих путем отделения их от средств производства и превращения последних в капитал. Капитал – это: ресурсы, созданные людьми, используемые для производственной деятельности, цель производства при этом – прибыль. Проблема первоначального накопления капитала встает в эпоху перехода традиционной экономики в рыночную. В старейшей капиталистической экономике — Англии период первоначального накопления капитала относят к 15-16 вв., во Франции — к 17 в., в России - с XVII по XIX в. Первоначальное накопление обычно осуществлялось за счет резкого перераспределения богатства в обществе. Небольшая часть населения, к-я сумела вовремя приспособиться к условиям капиталистической экономики, быстро обогащалась, а основная его масса, сохранявшая традиционные формы экономического поведения, беднела. Сберегательный механизм ПНК: отец-основатель собственного дела изнурял себя непосильным трудом ради увеличения дохода и вел при этом скромный образ жизни, чтобы сберечь средства. Протестантская церковь поощряла работу и бережливость, так совпали морально-религиозные установки значительных слоев общества и материальная заинтересованность. В пуританских странах бедность воспринималась как позор, а богатство как добродетель, но при условии использования богачом своего дохода лишь для новых вложений в предприятие. Успешно развивались те страны, где новые вложения занимали подчиненное положение по отношению к сберегательству. Первоначальное накопление - исторический процесс отделения производителя от средств производства. Он представляется «первоначальным», так как образует предысторию капитала и соответствующего ему способа производства. Производитель освобожден от феодальных повинностей и цехового принуждения, но он лишь тогда становится продавцом самого себя, когда у него отняты все средства производства и гарантии существования, обеспеченные старинными феодальными учреждениями. Значительные массы людей внезапно и насильственно отрываются от средств своего существования и выбрасываются на рынок труда. Экспроприация земли у сельскохозяйственного производителя, крестьянина, составляет основу всего процесса. ПНК ярко проявился в Англии. Там крепостная зависимость исчезла в конце 14 столетия. Свободные крестьяне вели самостоятельное хозяйство. Началом переворота, создавшего основу капиталистического способа производства, был факт, что масса поставленных вне закона пролетариев выброшена на рынок труда в результате роспуска феодальных дружин. Толчком стало то, что в результате роста текстильной промышленности, отсюда спроса на шерсть и развитию овцеводства феодалы стали превращать пашни в пастбища. Огораживания – крестьян сгоняли с земли. В связи с Реформацией конфискована церковная собственность, рядовые монахи лишены всего. Они и крестьяне стали наёмными рабочими в мануфактурах. Лендлорды, как правило, сами не занимались сельским хозяйством. Они сдавали «огороженные» земли в аренду фермерам-крупным скотоводам. Фермерские скотоводческие хозяйства, в которых использовалась наёмная рабочая сила, являлись товарными хозяйствами, превращались в крупных владельцев капиталов. Лэндлорды захватывали и общинные земли. Стала падать ниже минимума заработная плата рабочих. Разграбление церковных имуществ, отчуждение государственных земель, расхищение общинной собственности, превращение феодальной собственности в частную - это методы ПНК. Накоплению капиталов способствовала торговая политика протекционизма (покровительства). В 16-17 вв. правительство устанавливало высокие таможенные пошлины на импорт готовой продукции с целью сокращения её ввоза и устранения иностранной конкуренции, снижало пошлины на экспортную продукцию, запрещало вывоз сырья и продовольствия. Эти меры протекционизма давали формировавшейся национальной буржуазии возможность устанавливать на внутреннем рынке высокие цены на товары собственного производства и интенсивно накапливать крупные богатства. Важным источником сосредоточения капиталов явилась также колониальная система.. Государственный долг делается сильным рычагом первоначального накопления. Ростовщичество во Франции.Ссудно-ростовщический характер капитализма определил структуру французского буржуазного общества. Во Франции стал развиваться слой рантье - людей, живущих исключительно за счет процентов на капитал, помещенный в облигации займов. Шаг за шагом эпоха первоначального накопления шла к свободе предпринимательства в торговле и других отраслях хозяйств. Во Франции после демократической революции собственность была объявлена неприкосновенной. Наиболее престижной и прибыльной отраслью торговли была внешняя торговля, которая поставляла наиболее дефицитные товары с Востока. Стремление обладать этими товарами стимулировало развитие производства и внутренней торговли Европы. В результате Великих географических открытий средиземноморская торговля Европы превратилась в мировую, произошёл переход от средневековья к эпохе ПНК Развитие внешней торговли привело к созданию в этот период новых форм организации торгового капитала. Это различные торговые компании, в том числе и акционерные, биржи и т. д. В промышленности появились новые организационные формы – мануфактуры, организаторами которых были в первую очередь купцы. К концу эпохи ПНК формируется первая экономическая концепция, получившая название меркантилизм. Выражала мировоззрение торговой и ссудной буржуазии. Меркантилисты утверждали, что богатством нации являются деньги, а источником этого богатства – внешняя торговля, которую они ставили выше всех отраслей хозяйства. Требовали от государства проводить в интересах нации политику протекционизма.
17. Смысл лозунгов Реформации. Реформационные взгляды Лютера, Мюнцера, Кальвина. Реформация (от лат. – преобразование, исправление) – это разнородное религиозное, социально-политическое и идеологическое движение 16-17 вв. Оно было в большинстве стран Западной и Центральной Европы и было направлено против средневековой католической церкви. В более узком смысле это пересмотр основных догматов католицизма, что привело к возникновению нового направления христианства – протестантизма. Реформация была вызвана кризисом католицизма и сначала относилась только к церковным преобразованиям. Но потом и к общественным и государственным. Причины: 1. Возмущение тем, что папство извратило христианство. 2. Недовольство тем, что церковь вмешивалась в общественные и государственные дела. 3. Также у разных народов были разные причины. Не случайно, что Реформация началась именно в Германии и Швейцарии. В Герм. она связана с политической и социальной революцией. Именно немецкий народ было особо унижен Римом из-за государственной раздробленности страны (отдельные княжества и вольные города). Светская образованность становится всё более важной, сомнения в том, что церковь может обеспечить главные условия для духовного развития. Всё большее внимание уделяется внутреннему миру человека. Церковь сдерживает, тормозит развитие, активно поддерживая феодальный порядок и догматизм. Обычно началом Реформации считается 1517 г., когда монах и богослов Виттенбергского университета в Саксонии Мартин Лютер выступил со своими тезисами против индульгенций (отпущение грехов верующих путём покупки особых бумаг – т.е. церковь обогащалась за этот счёт). Проповедь Лютера изменила всю ситуацию в западноевропейской средневековой культуре. Церковь выступала в качестве посредника между Богом и человеком, и всяческая самостоятельность чел-ка отрицалась. Чел-к не может сам преодолеть греховность. Лютер же противопоставлял этому внутреннюю жизнь человека, к-я заставляет переживать грех очень сильно (совесть), т.е. чел-к может сам преодолеть грех. Стыд должен превратиться в гнев против собственной несовершенности, и только это сделает чел-ка готовым понести наказание за грех. Так возникает учение об оправдании только верой. Главное – добрые дела, насыщенность веры и религиозного переживания, а не исполнение церковных преписаний. Лютер порвал с церковью, а Папа ответил ему указом, в котором отлучил его от церкви, а тот публично сжёг указ. Это положение, что человек может заслужить рай только верой в бога, стало основным в вероучении, к-е стали называть лютеранством, реформаторством или протестантизмом. Кроме северной Германии, распр-сь в Дании, Норвегии, Швеции, Финляндии, Ливонии – странах вокруг Балтийского моря. В Швейцарии выступал одновременно с Лютером священник Ульрих Цвингли. Тоже критиковал посредническую роль церкви и придавал особое значение вере как внутреннему переживанию. Папство, монашество, духовная власть церкви не имеют никаких оснований в учении Христа. Цвингли ещё больше, чем Лютер, упростил богослужение. В отличие от Лютера, к-й считал, сто спасутся только избранные, говорил, что могут спастись все, но осуждены будут те, кто слышал евангельские истины и отверг их. Выдвигал разум, в то время как Лютер осуждал разум. Третьим реформатором был Жан Кальвин (был позже Лютера и Цвингли, много позаимствовал у них). Он действовал в Женеве. Создавал стройную богословскую систему, в то время как Лютер сосредотачивался на проповедях. Кальвин исходил из того, что греховны все и спасение не может зависеть от человеческих достоинств. Всё уже заранее предопределено, и спасена будет только часть людей, но никто не знает, кто именно является божьим избранником. Один из способов служения Богу – профессия, это религиозное призвание, оно может косвенно свидетельствовать о том, что чел-к предназначен к спасению. Это должно дополняться мирским аскетизмом – простота жизни, бережливость, богатство не должно растрачиваться, а вложено в дело. Так получает религиозное оправдание наживание денег – религиозная и моральная предпосылка первоначального накопления капитала. Кальвинизм отл-ся строгостью нравов, непримиримостью к грешникам и людям других взглядов. Против гуманизма. Кальвин стал главным представителем реформации, Женева стала своего рода протестантским Римом. Учение распр-сь во Франции, Германии, Англии, Шотландии, Венгрии, Польше, Литве. Целый ряд стран отошли от католической церкви и присоединились к реформаторству. Реформация создала основы светской культуры. Библия переводится на национальные языки, формир-ся национ. культуры. Протестантизм особое внимание уделяет человеческой личности. Соединившись с культом творческой индивидуальности Ренессанса, это положило начало формир-ю нового типа личности – предприимчивая, недоверчивая к догмам, вера в возможность бесконечного развития, человек – высшая ценность.
17. Особенности проведения Реформации в разных европейских странах. Реформация, мощное религиозное движение, направленное на реформирование учения и организации христианской церкви, которое возникло в Германии в начале 16 в., быстро распространилось на большой части Европы и привело к отделению от Рима и образованию новой формы христианства. После того как большая группа германских государей и представителей вольных городов, примкнувших к Реформации, выступили с протестом против решения имперского рейхстага в Шпейере, запрещавшего дальнейшее распространение реформ, последователи их стали называться протестантами, а новая форма христианства – протестантизмом. В Германии отец Реформации – Лютер. Осужденный и отлученный папой от церкви за еретические взгляды Лютер получил защиту курфюрста Саксонского. По требованию курфюрста Саксонского Лютеру было позволено присутствовать и выступить в свою защиту на рейхстаге в Вормсе. Он был признан виновным, а поскольку он отказался отречься от своих взглядов, имперским эдиктом на него и его последователей была наложена имперская опала. Однако, по приказу курфюрста, Лютера поместили для его безопасности в отдаленный замок. Перемены, за которые ратовал Лютер, вошли в практику не только в Саксонском курфюршестве, но и во многих государствах Центральной и Северо-Восточной Германии. Пока Лютер был в своем вынужденном уединении, дело Реформации оказалось под угрозой в результате беспорядков и налетов на церкви и монастыри, совершавшихся при подстрекательстве «цвиккауских пророков». Они утверждали, что действуют по вдохновению от Библии. Курфюрст Саксонский изгнал их за пределы своего государства. «Пророки» были предшественниками анабаптистов, анархического движения в рамках Реформации. Томас Мюнцер, предводитель «цвиккауских пророков», участвовал и в Крестьянской войне, крупном восстании, которое охватило Юго-Западную Германию в 1524–1525. Причиной восстания был вековой гнет и эксплуатация крестьян, вызывавшие время от времени кровавые мятежи. Через десять месяцев после начала восстания был обнародован манифест (Двенадцать статей) швабских крестьян, составленный несколькими клириками, стремившимися привлечь внимание партии реформаторов к делу крестьян. С этой целью в манифест помимо сводки крестьянских требований были включены новые пункты, за которые выступали реформаторы (например, выборы пастора общиной и использование десятины на содержание пастора и нужды общины). Все остальные требования, носившие экономический и социальный характер, подкреплялись цитатами из Библии как высшего и последнего авторитета. Лютер Далее призвал обе стороны пойти на компромисс. Но в итоге его обвинили во всех беспорядках. Этот опыт подорвал ожидания Лютера, что его проповедь заставит людей действовать, руководствуясь чувством долга по отношению к обществу. Он отказался от первоначальной идеи создания христианской церкви, независимой от светской власти, и склонялся теперь к мысли поставить церковь под прямой контроль государства, у которого есть сила и власть, чтобы обуздывать движения и секты, уклоняющиеся от истины, т.е. от его собственного толкования евангелия свободы. Сам император Карл надеялся, что вселенский собор, проведенный в Германии, сможет восстановить религиозный мир и единство в империи. Он решил заняться проблемой религиозного мира в Германии. Стремясь достичь компромисса, имперский рейхстаг потребовал от Лютера и его приверженцев представить на всеобщее рассмотрение изложение их веры и тех реформ, на которых они настаивают. Этот документ получил название Аугсбургского исповедания. Он отрицал намерение реформаторов отделиться от Римско-католической церкви или изменить какой-либо существенный пункт католической веры. Реформаторы настаивали только на пресечении злоупотреблений и отмене того, что они считали ошибочными истолкованиями учений и канонов церкви. Резкое отвержение требований реформаторов католиками и борьба между ними показали, что пропасть между их позициями уже невозможно ликвидировать. Чтобы восстановить единство, оставался единственный путь – возврат к применению силы. Император и большинство рейхстага при одобрении Католической церкви предоставили возможность протестантам вернуться в лоно церкви. Для подготовки к борьбе протестантские князья и города образовали Шмалькальденский союз и начали переговоры о предоставлении помощи с Англией, где Генрих VIII восстал против папства, с Данией, которая приняла лютеровскую Реформацию, и с французским королем, чей политический антагонизм с Карлом V возобладал над всеми религиозными соображениями. Император объявил ведущих протестантских князей вне закона и начал военные действия. Он вынудил их сдаться. Но задача восстановления католической веры и дисциплины в протестантской Германии оказалась практически невыполнимой. Мориц, герцог Саксонский, перешел на сторону протестантов и двинул свою армию на Тироль, где находился Карл V. Император был вынужден подписать мирный договор и прекратить борьбу. В 1555 был заключен Аугсбургский религиозный мир, по которому протестантские церкви, принявшие Аугсбургское исповедание, получили законное признание на той же основе, что и Римско-католическая церковь. В каждом германском государстве религия государя становилась религией народа. Реформация утвердилась, и надежда восстановить католичество в протестантской Германии растаяла. В Англии: Англиканская церковь - одно из основных направлений в протестантизме. Зародилось в Англии во время Реформации в результате разрыва местной католической церкви с Римом. В 1534 году по специальному акту произошло подчинение церкви королю. В 1534 г. Генрих VIII разорвал отношения с Ватиканом и встал во главе церкви. Реальной причиной конфликта с папской властью было желание короля разорвать брак. Монастырские земли были конфискованы в пользу казны, что обогатило короля и дало возможность получить новые земельные владения крупным придворным. В 1562 г. была провозглашена доктрина новой церкви, приближающаяся к протестантской, хотя многие ее ритуалы остаются близкими к католическим. Новая реформированная церковь была названа англиканской. С 1571 г. - Символ веры из 39 членов. Сохранены: церковная иерархия (с епископатом и безбрачным духовенством), пышный культ, Литургия, таинственное понимание Евхаристии и т.д. Англиканство ближе всего к католицизму и православию. "Реформация сверху", совершенная по политическим соображениям, первоначально не вызывала каких-либо перемен в принципах церковной организации, а также доктрине и обрядности. Культ и догматика в ней остались в основе католической, но епископов назначал король, а с зависимостью от папы было покончено. В истории англиканской церкви с самого начала большую роль играл кальвинизм, а в дальнейшем его влияние все больше усиливалось. Под его идейными знаменами в XVII веке произошла Английская революция.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 612; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.119.156 (0.013 с.) |