Зарождение европейского средневекового культурно-исторического типа. 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Зарождение европейского средневекового культурно-исторического типа.



Средневековьем считается период от распада Римской империи (конец V века). Периодизация средневековья: раннее – конец 5-середина 11 вв.; развитое (расцвет феодальных отношений) – середина 11 в. – конец 15 в.; позднее – 16 – 17 вв. Средневековье рождалось внутри самой Римской империи. Его признаки: огрубление культуры после III века, смешивание римлян с варварами, растущая самостоятельность территорий и упадок централизации. Варварские нашествия, сломавшие Римскую империю в V веке и длившиеся весь следующий век, предали этому начавшемуся упадку характер катастрофы: культурной, экономической и политической. Показатель ее глубины - количество обезлюдевших территорий, заросших лесом, которые после 1000 г. пришлось распахивать заново. Самый яркий признак римского присутствия - масштабное каменное строительство - прекратилось полностью. Строили из дерева или растаскивали на свои нужды камни римских зданий. Сухопутная торговля прекратилась из-за опасностей и из-за того, что некому и нечем было торговать. Римские дороги заросли, торговые поселения исчезли. Нравы также стали варварскими. Хозяевами новых территорий были банды завоевателей. Главари самых больших банд называли себя королями, а поменьше - баронами. Они не управляли своей территорией, а только собирали с нее дань. Они не умели читать и писать, как и почти никто, кроме монахов. Право было правом меча. Когда возникал правовой спор, в который не вмешивался меч, он мог решаться десятком различных несогласованных правовых систем. Средневековый Запад появился на развалинах римского мира. От него он унаследовал борьбу между единением и обособлением, стремлением к христианскому единству и тягой к национальной самостоятельности. Римская культура стала передаточным звеном от древнегреческих эллинистических достижений к западно-европейским. В кризисе римского мира 3 в. находится начало переворота, благодаря которому возникает средневековый Запад. Варварские нашествия 5 в. ускорили его. Германцы; франки (вторгались в Галлию, Испанию, Северную Италию); готы (на Востоке); гунны и т.д. В 410 г. вестготы под предводительством Алариха взяли и разграбили Рим, город пал. Вестготы подчинили Испанию. На севере скандинавы, англы, юты, саксы захватили Британию. Хлодвиг – вождь франков – подчинил почти всю Галлию. Теодорих – вождь остготов – завоевал Италию. В 476 г. Западная Римская империя перестала существовать, захваченная королём готов Одоакром. Новые завоеватели – арабы – подчинили почти всю Испанию. 8 в. был веком франков. Хлодвиг крестился вместе со своим войском по католическому обычаю, это дало ему поддержку католической церкви. Пипин Короткий из династии Каролингов признал за римским папой светскую власть над частью Италии вокруг Рима, возникло папское государство. Светская власть папства сыграла великую роль в политической и духовной истории средневекового Запада. Папа признал Пипина королём. За полвека каролингская монархия объединила большую часть христианского Запада. Так появился новый мир благодаря постепенному слиянию римского и варварского миров. Западное Средневековье обрело свой облик.

В период детства средневековой цивилизации в 5-9 вв. появились строй мышления и особенности мировосприятия, которые стали содержанием средневековой ментальности. Стремление упорядочить свой мир, идея порядка, иерархичности. Обществу свойственен сословный характер (3 сословия – духовенство, рыцарство, крестьяне). По средневековой ментальности человек отождествлял себя с какой-либо моделью или образцом, взятым из древних текстов – библейских, созданных первыми христианами или отцами церкви. Самобытность личности выражается через отвержение собственной уникальности. Человек порицает себя за гордость, рассматривает свои беды как справедливые за грехи. Во всём видят символы. Это влияние церкви. Строгие посты, аскетизм. Важный момент – отношения между языческим наследством и христианством. Спор между ними прошёл через всю раннехристианскую, всю средневековую литературу. Долго существовало два крайних подхода: запрещение читать языческую литературу и дозволение прибегать к ней. Христианство переплавило античное наследие на свой манер, исказило его. То же самое произошло с христианским учением. Текст считался очень сложным, там было столько тайн и смыслов, возникло много толкований, чтобы сделать его доступным. Традиционная система образования была заменена, приближена к народу, античная словесность была осознанно забыта главными христианскими наставниками Раннего Средневековья. Крупными центрами цивилизации были монастыри, сельские, изолированные от города. Они внедряли христианские ценности, разрушая статуи богов в храмах, вырубая священные рощи. Природа для людей – это четыре элемента, которые образуют вселенную и человека. Теологическая концепция распространялась на географию. Пупом Земли считался Иерусалим, на Востоке, считали, есть гора, где находится земной рай. Сведения о географии поступали от крестоносцев, путешественников (Марко Поло). Мерилом всему было христианство, применительно к нему трактовали остальное человечество. Византиец считался еретиком. Запад чувствовал себя неполноценным по отношению к Византии (она была богата, а Запад беден).

Христианский мир был склонен к замкнутости. Это видно в отношении к язычникам (их брали в рабство и лишали прав, пока они не обращались в христианство). Но в то же время христианское общество впитывало всё ценное извне (технические заимствования, товары с Востока, восточное искусство, наука). Корпоративность общества интересы коллектива важнее личных. Не согласие с большинство считалось позором. В обществе были всякие общины и группы, к-е назывались «университетами». Это была любая корпорация или коллегия. Очень важна идея группы. Индивид растворялся в этих общинах. Обычно такие отношения зависимости, цель которых ещё крепче привязать к себе индивидуума, образовывали иерархию. В литературе человек сводился к определённому физическому типу в соответствии со своей социальной категорией. Благородные имели белые или рыжие, золотые волосы, часто вьющиеся, голубые глаза. Средневековый человек понимал свободу как состояние зависимости, когда высший гарантировал низшему его права. Свободный – этот тот, у кого могущественный покровитель. Клирики требовали свободы церкви от власти земельных сеньоров, подчинения её только Богу. Индивид был растворен в обществе, связан обязанностями, принадлежал семье. Общие черты мировосприятия средневековых людей: Формы, по которым человек ориентировался в действительности – это время и пространство. Время текло медленнее, подчинялось смене годичных сезонов, дня и ночи. Сутки делились на несколько отрезков, отмечаемых колокольным звоном и измеряемых солнечными или песочными часами. Не было представления о минутах и секундах. Даже механические часы на башне отбивали час, но не более мелкие его доли. Человек подчинён рутине сельхоз. или ремесленного труда, жил не торопясь. Ритмы времени зависели от природных сезонов и соотнесённого с ним календаря церковных служб и праздников. Время ощущали как векторное направление и вместе с тем циклично. Церковные проповедники учили, что жизнь земная протекает во времени, но жизнь души – вечная, поэтому надо заботиться о спасении души. Человеческая история воспринималась в свете библейской. Действительность осознавалась как стабильное, почти неизменное состояние. Мир идёт предуказанным Богом путём. Историки переходили от современности к картинам грядущего Страшного суда. Представления людей необразованных об истории были, в основном, сказочными, помнили рассказы старших людей, а более далёкое прошлое было окутано мифом. Представления о пространстве были связаны с ориентациями во времени. О далёких странах была скудная информация. О точности измерения пространства заботились мало. Человек видел в себе малый мир – микрокосм, соотнесённый с макрокосмом, чувствовал своё родство с ним, измерял его своим движением или частями своего тела. Слабые средства сообщения изолировало относительно маленькие коллективы. Важна была оценка себя собой и социальным окружением. Шкала ценностей определяется сознанием греха и наказания.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 519; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.200.196.38 (0.003 с.)